Ану, Энлиль и Эа, великие боги, живущие на небе и на земле, определят в своем чертоге этому народу рассеяние. Если он будет кормить лошадей на счет жителей Сиппара, Ниппура и Вавилона, лошади, которые будут есть этот корм, перейдут во владение его врага. Если наложит солдатчину на свою страну, будет брать ее народ, то бог чумы, который предшествует его войску, поразит его и будет на стороне врага его, ярмо его быков он разрешит и поля его опустошит. Дела войска и главного шатаму (военное звание) царя Адад сделает тщетными и устроит их сокрушение. Повелением Эа, владыки бездны, войско царского чиновника будет уничтожено, его место превращено в развалины, дело рук их уничтожено, их старания превращены: в дуновение ветра, их памятные надписи изглажены. Если он заставит их идти в поход и противозаконно... их, Набу, писец Эсагилы, распорядитель всех вещей, утвердитель царства, изменит судьбы его страны. Будь то пастырь, или шатаму, или царский главный шатаму, сидящий в Сиппаре, Ниппуре или Вавилоне, если он призовет их к храмовым настоятелям и поставит на них корзины храмов великих бегов, великие боги разгневаются, оставят свои обители и не, войдут больше в свои жилища». Этот замечательный, не во всех своих подробностях ясный текст дает указание на существование льготных грамот трем священным городам Вавилонии, Царь по отношению к ним является до крайности ограниченным. Он не имеет права сажать их граждан в тюрьмы, налагать на них барщину даже в пользу храмов, держать в них на городской счет конюшни и даже требовать с них солдат. В качестве блюстителей неприкосновенности прав городов являются боги, – вероятно, их жрецы, знавшие способы заставить царей уважать грамоту и не останавливавшиеся перед осуществлением угроз, указанных в ее начале. Каково происхождение этих грамот, и не стояло ли оно в связи с объединительной политикой Хаммурапи, мы лишены возможности судить, но не подлежат сомнению два обстоятельства: грамота уважалась ассирийскими царями, так как попала в библиотеку Ассурбанипала, и действие ее можно проследить в истории Вавилона.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Запуганный Иезавелью и расстроенный, что чудесная демонстрация Господом силы не вывела Израиль из идолопоклонства, Илия бежал в Вирсавию (синяя стрелка на юг). Затем он пришёл к г. Хорив, где Господь заключил завет с Израилем. Как и Моисей, Илия получил заверение, что Господь не оставил народ, сохранив верный остаток. 6. Неудачная осада Самарии, 3 Царств 20:1–25 Как часть союза с Иудеей, Венадад, царь Сирии, атаковал Израиль с севера через Галилею Это нападение сирийцев поспособствовало созданию союза Израиля с Финикией. Но этот союз в свою очередь угрожал доступу сирийцев к средиземноморским и прибрежным маршрутам. Поэтому Венадад напал на Самарию (чёрные стрелки осады и бегства, тёмно-красные – преследования). Так «мирный» союз между двумя государствами спровоцировал войну с третьим. Израильско-сирийские войны, описанные в Библии, были в порядке вещей. 7. Неудачная осада Афека, 3 Царств 20:23–43 Здесь принимаются предлагаемые Йохананом Аха- рони местонахождения Афека в Фике и Эн-Геве на восточном побережье моря Галилейского (чёрная стрелка от СИРИИ к Афеку). Однако библейских доказательств в пользу «Верхнего» и «Нижнего» Афека нет (Aharoni 335, 381). Возможно, что эта битва произошла у известного Афека на Прибрежной равнине. В последующие десятилетия после правления Ахава Сирия присутствовала на Прибрежной равнине ( 4Цар. 12:17 ; карта 7–1). 8. Виноградник Навуфея, 3 Царств 21 Этот виноградник находился рядом с дворцом Ахава в городе Изрееле. Династия Амврия построила зимний дворец в Изрееле, где температура выше, чем на холмах вокруг Самарии. Поскольку Навуфей не отдавал Ахаву своего виноградника, его убили. К этому времени Илия восстановил свои силы и заявил, что за убийство Навуфея династия Ахава будет полностью истреблена и собаки съедят царицу Иезавель в городе Изрееле. 9. Мир между Сирией и Израилем, 3 Царств 22:1 После битвы у Афека «три года... не было войны между Сирией и Израилем». Одной из причин этого было их противостояние агрессии Ассирии на севере (чёрная и тёмно-красная стрелки). Салманасар III, царь Ассирии, в своих записях хвастался о битве против коалиции царей во главе с Адад-Езером (Венададом) из Дамаска. Ахав, царь Израиля, присоединился к возглавляемой сирийцами коалиции (ANET 278–279). Битва произошла у Кар- кара на реке Оронт в современной Сирии (карта 7–4). Эта ассирийская запись (853 г. до Р.Х.) – самое древнее упоминание о царе Иуды или Израиля вне Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

1:8. Аскалон в начале VIII в. до н. э. Как и Азот, Аскалон был одним из пяти крупных филистимских городов-государств (см. коммент. к Суд. 1и 14:19). Большая часть сведений о его положении в VIII в. до н. э. происходит из ассирийских анналов и документов о взимании дани. Однако до военной кампании, проведенной в 734 г. до н. э. Тиглатпаласаром III, Аскалон редко упоминается в этих материалах. Экзотический характер даннических приношений Аскалона ассирийскому правителю (напр., папирус и слоновьи шкуры) свидетельствует о торговых связях Аскалона с Аравией и Египтом. 1:8. Экрон в начале VIII в. до н. э. За последние два столетия 1-го тыс. до н. э. Экрон значительно сократил свою территорию. Вероятно, это было обусловлено израильским господством над Филистией, которое началось в эпоху царствования Соломона. В VIII в. до н. э. были построены отдельные сооружения, в том числе крепостная башня, что указывает на некоторое возрождение в период, когда эту территорию контролировал иудейский царь Езекия ( 4Цар. 18:8 ). Раскопки не обнаружили заметных следов богатства или процветания в начале VIII в. до н. э., поэтому упоминание Экрона является просто данью традиции перечисления филистимских городов (см.: Иер. 25:20 ). 1:9. Тир в начале VIII в. до н. э. В первой четверти IX в. до н. э. Тиром управлял царь Пигмалион. Это был золотой век Финикии, которая осуществляла контроль над торговлей почти по всему Средиземноморью. В 815 г. до н. э. финикийцы основали колонию даже в Северной Африке, в Карфагене. Знаменательно, что в ассирийском списке вассалов царя Адад-Нирари III, которые платили ему дань, числится царь Сидона, но нет царя Тира. Очевидно, Тир, как и процветавший в то время Израиль (см.: Ам. 3:15; 6:4 ), смог избежать участи ассирийского вассала. 1:11. Эдом в начале VIII в. до н. э. После присоединения к царству Давида ( 2Цар. 8:11–13 ) Эдом в конце концов поднял мятеж и обрел независимость от Иудеи во время правления царя Иорама ( 4Цар. 8:20–22 ). Амасии удалось снова отвоевать часть территории Эдома ( 4Цар. 14:7 ) в битве при Селе (es-Sela на северной границе Эдома), а в царствование израильского царя Иеровоама II (789–749 гг. до н. э.) между Эдомом и его соседями постоянно возникали пограничные конфликты.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Сражение имело место при Кише, а затем в пределах заболоченной местности в южной Месопотамии, когда Меродах-Баладан покинул Вавилон. Но вавилонский правитель все еще мог осуществлять контроль над частью южной территории и постоянно создавать проблемы для Сеннахирима, вопреки попыткам Ассирии усмирить халдеев. Вавилон был в конце концов осажден в 689 г., а когда его стены были проломлены, ассирийцы вырезали все его население и разрушили городские стены, храмы и все дома в городе. Затем они прорыли каналы до реки Евфрат, воды которого смыли кирпичные сооружения и фундаменты домов. 21:9. Разбитые идолы. В хрониках Сеннахирима содержатся впечатляющие рассказы о захвате Вавилона в 689 г. до н. э. Не сдерживая ярости, ассирийские воины крушили все на своем пути, не проявляя никакого уважения к богам своих врагов, разбивая вдребезги священные вавилонские изваяния. Во время этого разгрома воинам, однако, удалось спасти две статуи своих национальных богов, Адада и Шалы, которые были захвачены за 480 лет до этого вавилонским царем Мардук-Надин-Ахом. 21:11,12 Пророчество об Эдоме 21:11. Дума. Оазис на севере Саудовской Аравии, на южном берегу вади Sirhan. Его ассоциация с Кедаритской конфедерацией бедуинских племен этого региона ( Быт. 25:13 ) может объяснить связь этого географического названия с Эдомом. Здесь также может присутствовать игра слов: duma означает и «молчание», и Эдом. 21:11. Сеир. В этой части Эдома произрастают леса, которые тянутся полосой от Трансиорданского плато на юг до Вади-аль-Араба, возможно, включая Петру (см.: Суд. 5:4 ). Название «Сеир» появляется в египетских текстах XIV в. до н. э., где в перечне народов и городов он обозначен как «страна кочевников Сеир». 21:11. Эдом в VIII в. до н. э. В VIII в. до н. э. Эдом боролся за свою независимость. Страна находилась под влиянием Иудеи, которая внедрилась в этот регион: Амасия (801–787 гг. до н. э.) на рубеже двух веков пошел войной против идумеян (см.: 4Цар. 14:7 ), а его преемник Озия перестроил порт Элаф в заливе Акаба ( 4Цар. 14:22 ). Дальнейшее ослабление Эдома привело к тому, что он стал платить дань ассирийскому царю Адад-Нирари III (809–782 гг. до н. э.). Когда в результате войны Сирии с Ефремом в 730-е годы до н. э. в Иудее возникли волнения, Эдом снова захватил Элаф ( 4Цар. 16:6 ). Однако после 732 г. до н. э. они стали вассалами Тиглатпаласара III и заняли место в стратегическом плане Ассирии, став одним из звеньев на торговом пути к югу, из Дамаска к зал иву Акаба, который известен как «Царская дорога». В списках дани, которую собирали ассирийцы, Эдом до конца VIII в. до н. э. значится как вассал, который практически не оказывал поддержки другим мятежным палестинским вассалам. 21:13–17 Пророчество об Аравии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

38:13. Купцы фарсисские. В данном контексте купцами фарсисскими, по-видимому, названы торговцы, чьи караваны курсировали по Аравийской пустыне до Савы и Дедана и далее к Средиземному морю. 38:14. Гог. См. коммент. к 38:2. 38:19. Землетрясения в Израиле. Под «великим потрясением», по-видимому, подразумеваются космические катаклизмы, подобные тем, что описаны в Исх. 19 ; Суд. 5:4,5 ; Ис. 30:27,28 ; Авв. 3:3–7 и Пс. 67:9,10 и 113 (см. коммент. к 1Цар. 14:15 ). Сходные образы встречаются и в анналах ассирийского царя Асархаддона. Левант был сейсмической зоной, где землетрясения не были редкостью, но Израиль расположен на окраине зоны, центр которой находится в Малой Азии. Известно, что землетрясения имели место в 760-м и в 31 гг. до н. э., а в христианскую эпоху землетрясения происходили в этом регионе с частотой один раз в столетие. 38:22. Каменный град, огонь и сера. Град как инструмент божественного суда в победных реляциях не редкость. В послании своему богу (Ашшуру) ассирийский царь Саргон сообщает, что в военной кампании против Урарту (714 г. до н. э.) бог Адад сбросил на врагов «камни с неба», благодаря чему они были уничтожены. В этой битве участвовали войска союзников, которые бежали по горным ущельям и долинам, преследуемые Саргоном, пока, наконец, вражеский царь не спрятался в своих скалах. Сера – это желтое кристаллическое вещество, которое возгорается на воздухе и часто встречается в вулканических областях. Она непосредственно не связана с каменным градом, если не считать того, что оба явления представляют стихийные бедствия, которые должны обрушиться на эту область. 39:1. Гог. См. коммент. к 38:1. 39:4. На съедение хищным птицам и зверям. Худшим из проклятий была угроза лишения погребения и оставления тела под открытым небом на растерзание диким зверям. Поскольку в еврейском мышлении тело и душа составляли единое целое, смерть не рассматривалась как разделение этих двух сущностей. Таким образом, тот, кто оставался непогребенным, считался осознающим (в определенной мере) свою судьбу. На Ближнем Востоке в древности считалось, что те, кого не похоронили, не находили покоя до тех пор, пока этот обряд не совершался надлежащим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

«Поэтому очевидно, что, находясь в противоречии с лучшим пророком, этот Михей лжет, уверяя, что ты умрешь чрез три дня. Впрочем, сейчас представится возможность узнать, настоящий ли он пророк и имеет ли дар божественного вдохновения. Пусть он, которого я сейчас побью, иссушит мою руку, подобно тому, как то было с десницею царя Иеровоама, когда он велел схватить Иадона. Я ведь полагаю, что этот случай тебе доподлинно известен». Когда он затем действительно начал бить Михея и с ним после этого все-таки ничего не случилось. Ахав снова приободрился и окончательно решил предпринять поход против сирийца. Решающее значение в этом деле имела, по-моему мнению, роковая неизбежность предопределения, в силу которой слова лжепророков показались Ахаву убедительнее слов истинного пророка: таким только образом могла состояться роковая развязка 565 . Седекия соорудил затем бронзовые рога 566 и сказал Ахаву, будто Господь Бог объявил ему, что при помощи их тот покорит всю Сирию, тогда как Михей предсказывал, что чрез несколько дней Седекия будет бегать от одной границы к другой, ища убежища, чтобы укрыться от наказания за ложное свое предсказание. За это царь велел отвести Михея к градоначальнику Ахамону, заключить его в темницу и не давать ему ничего, кроме хлеба и воды. 5. После всего этого Ахав и царь иерусалимский Иосафат направились со своими войсками к галаадскому городу Арамафе 567 . Узнав об этой их экспедиции, сирийский царь выступил против них со своею ратью и расположился лагерем недалеко от Арамафы. Вместе с тем Ахав и Иосафат условились насчет того, что Ахав снимет с себя все свое царское убранство, тогда как царь иерусалимский примет на себя начальствование над соединенными войсками и останется в полном своем облачении. Таким образом они думали доказать всю неосновательность предвещания Михея. Однако рок настиг Ахава и помимо его переодеванья. Дело в том, что Адад, царь сирийский, объявил чрез начальников по всему своему войску, чтобы солдаты не смели убивать никого, кроме царя израильского. Когда во время схватки сирийцы увидали, что рядами неприятелей командует Иосафат, то, приняв его за Ахава, устремились на него и окружили его. Но лишь только они подошли к нему поближе, они узнали в нем не того, кого искали, и все отступили. Хотя бой продолжался с зари вплоть до глубокой ночи и сирийцы повсюду побеждали, однако не убивали никого, сообразно приказанию своего царя, но только тщетно искали Ахава, чтобы его одного убить. Вдруг один из царских служителей по имени Аман, пустив наугад стрелу в ряды врагов, смертельно ранил Ахава, пробив ему панцирь и попав в область легкого. Не желая, однако, показывать этого случая своему войску, чтобы оно не обратилось в бегство. Ахав приказал своему вознице повернуть колесницу и оставить место битвы, потому что он, Ахав, был смертельно ранен. Таким образом, он вплоть до заката солнца оставался в страшных мучениях на своей колеснице, наконец потерял сознание и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

108:7–16. Проклятия и заклинания. Этот псалом называют «проклинающим», поскольку в нем призываются прюклятия на врагов. В древности на Ближнем Востоке такие проклятия усиливались или воплощались в жизнь при помощи магических ритуалов и заклинаний, однако такая практика считалась в библейской религии неприемлемой. Псалмы проклятия лучше раскрываются в свете принципа воздаяния (см. статью «Общие сведения» в коммент. к Псалтири). Поскольку считается, что справедливость Бога требует наказания соразмерно совершенному греху, псалмопевец призывает проклятия, которые надлежащим образом поддержали бы справедливость. Эти проклятия того же порядка, которые Бог произносит в адрес Своих врагов (см.: Ис. 13:15,16 ). Выразительный язык этого отрывка включает в себя элементы восточно-семитской формулы проклятия, которая препоручает отмщение вражеским народам божеству. Примеры подобных косвенных проклятий встречаются в вассальных договорах ассирийского царя Асархаддона, где он обращается к сонму богов с просьбой покарать нарушителей договора. Вербальная формула нередко подкреплялась ритуальными действиями. Так, в одной арамейской надписи говорится: «Точно так же, как преломлены этот лук и стрелы, так Инурта и Адад сломают лук Матиэла (Matíel) и луки его князей». Псалмопевец высказывает косвенное проклятие, призывая Бога осмеять тщетные попытки врагов угрожать Израилю. Он не прибегает к магическим заклинаниям или ритуалам проклятия, но полагается на Бога, прося лишить их силы и сокрушить их оружие (см.: Иер. 49:35; 51:56 ; Иез. 39:3 ). 108:7. Молитва осужденного. Контекст позволяет заключить, что речь идет о молитве, произносимой во время суда. Такие молитвы могли сопровождаться клятвами о невиновности (как в Иов. 31 ). Если же на самом деле человек был виновен, эта клятва служила основанием для божественного наказания. 108:24. Пост. В небиблейских источниках древнего Ближнего Востока о посте говорится мало. Обычно пост соблюдали в связи с трауром. В Ветхом Завете пост имеет религиозное значение и, как правило, сопровождает просьбу перед Богом. Принцип заключается в том, что важность просьбы требует от человека сосредоточения всех духовных сил, так что физические потребности отходят на второй план. В этом свете пост можно рассматривать как процесс, ведущий к очищению и смирению перед Богом ( Пс. 68:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

28:6. Сирион. Сирион, поэтический синоним Ливана, отождествляют с горой Ермон (см. коммент. к Втор. 3:9 ). В угаритских текстах Сирион может встречаться в примерах поэтического параллелизма наряду с Ливаном, хотя в этом нет полной уверенности. Они образуют отчетливую параллель в эпосе о Гильгамеше, где рассказывается о разрушении гор во время битвы Гильгамеша и Энкиду против Хувавы, стража кедрового леса. Эти образы встречаются и в аккадских источниках, т. е. они характерны не только для хананейской литературы, но и для всего древнего Ближнего Востока. 28:8. Пустыня Кадес. Пустыня или степь Кадес упоминается также в одном угаритском тексте и, вероятно, расположена вблизи города Кадес на реке Оронт. Речь может идти и о Кадес-Варни на юге, где израильтяне провели много времени в течение своего сорокалетнего странствования по пустыне. 28:10. Восседал над потопом. На глиняной табличке, датируемой периодом нововавилонского царя Набу-Апал-Идинна (Нево), изображен бог солнца Шамаш, восседающий на троне у подножия космической горы, а ряд волнистых линий, по-видимому, символизирует космический океан. Примечательно, что эта сцена напоминает Яхве, восседающего над потопом (или, скорее, над небесным океаном; см. коммент. к Пс. 103:3 ) в этом стихе. Интересно отметить, что аккадское слово, обозначающее «потоп», может относиться и к чудовищу, олицетворяющему хаос. В аккадской литературе наиболее отчетливо выражено понимание потопа как орудия богов, и этот образ присутствует даже в титулах царей и богов. Потоп может предшествовать военным действиям и браться на вооружение богом, готовящимся к сражению. Шамши-Адад V называет бога Нинурту «владыкой, восседающим над потопом». В отличие от евр. tehoni, понятия, обозначающего космические воды на земле, это слово, mabbul, представляет космические воды на небесах, откуда берет свое начало дождь. В Быт. 6–8 воды, обрушившиеся на землю во времена Ноя, обозначаются понятием mabbul. 29:4. Вывел из ада душу мою. В вавилонской поэме «Ludlul Bel Nemeqi», бог Мардук приносит спасение одному из своих почитателей, который испытывал страдания по неизвестной причине. Герой поэмы говорит: «Господь поддержал меня, Господь поставил меня на ноги, даровал мне жизнь. Он вызволил меня [из бездны], избавил от погибели… вытащил меня из реки Хубур, взял меня за руку» (из книги: Lambert W. G., Babylonian Wisdom Literature, 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

105:17. Дафан и Авирон. См. коммент. к последней части Чис. 16 . 105:19. Хорив. Другое название горы Синай, которая, вероятнее всего, находится в южной части Синайского полуострова. Более подробная информация приводится в коммент. к Исх. 19:1,2 . 105:19,20. Телец/вол. См. коммент. к Исх. 32 . 105:28. Ваал-фегор. Речь идет об эпизоде, когда израильтяне, соблазненные женщинами Моава, поклонились их богам. См.: Чис. 25 и соответствующие коммент. 105:33. Моисей погрешил устами своими. Речь идет о втором случае чудесного извлечения воды из скалы. См.: Чис. 20 и соответствующие коммент. 105:37. В жертву бесам. Слово, переведенное здесь как «бесы», в Ветхом Завете встречается еще только один раз во Втор. 32:17 , но это хорошо известный в Месопотамии дух-хранитель shedu, основной функцией которого считалась защита здоровья и благосостояния личности. Это не название божества, а определенная категория существ (наподобие херувимов в Ветхом Завете); shedu могли расстроить здоровье с таким же успехом, как и защитить его, поэтому им рекомендовалось приносить жертвы. Они изображались в виде крылатых существ (похожих на херувимов; см. коммент. к Быт. 3и Исх. 25:18–20 ). Сведения о детских жертвоприношениях см. в коммент. к Быт. 22и Лев. 18:21 . 105:38. Идолы Ханаанские. Боги Ханаана, в том числе Эл, Ваал (Адад), Дагон и Анат. Псалмы 106–150 Книга пятая 106:10. Узники. Хотя большинство переселенных в Вавилон иудеев не были помещены в заключение, среди них могли быть и политические заключенные. Ямы практически по всему Ближнему Востоку в древности использовались как место заключения. Современная концепция перевоспитания преступника вряд ли нашла бы понимание в Древнем мире. Независимо от тяжести совершенного преступления, и должники, и уголовные преступники, и политические узники содержались в ямах или темницах. 106:16. Врата медные, вереи железные. Греческий историк Геродот описывает Вавилон как город с «сотней ворот в городской стене с медными верхами и перемычками». Большие медные ворота, обнаруженные в ходе раскопок ассирийского городища в Балавате, дают некоторое представление о том, как выглядели вавилонские городские стены. Ворота запирались на железные засовы, «сокрушить» которые было непросто (см. коммент, к Втор. 33:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Прежде всего это сказалось в религии. Ассирияне чтили все святыни юга и признавали всех вавилонских богов, особенно Мардука и Набу при Саргонидах; у них был тот же культ, жречество и наука. Но в Ассирии был кроме того свой национальный бог, не признававшийся в Вавилоне, – бог города Ассура, сделавшийся лотом покровителем всего царства и называвшийся Ассур (вернее Ашур). Он – бог солнца, но не Мардук; он был мало связан с первоначальным местом культа, стоял отдельно от древних богов, взошел на небывалую высоту могущества, благодаря ассирийским завоеваниям. Он – «вождь богов», их «отец» и даже «царь». Цари – его наместники и даже рабы. Воинственная история ассирийского народа сообщила и ему характер бога войны по преимуществу; мало того – и древние боги (Истар, Адад, Нергал) также получили свойства военных божеств. Именем его цари ходили в походы, для увеличения его могущества делали вавоевания, для умножения его богатства собирали подати. Жестокие казни, которым они подвергали бунтовщиков, были в их глазах законным возмездием за мятеж против бога. Военный характер Ассура выразился и в его изображении на знамени в виде крылатого диска с воином, натягивающим лук, внутри. Представления о богах, поскольку они отразились в культе, были крайне наивны. Так, 4 Ияра начинался годовой праздник Набу свадьбою этого бога и богини судеб Ташмет. Богов; вносили в храм; на другой день давали им пир на счет царя. Никто не входил в помещение, кроме верховного жреца; вне справлялись различные магические обряды. 11 числа Набу оставлял помещение, чтобы, подобно ассирийским царям, пойти на охоту. В государственном устройстве Ассирии та же близость к древнему Вавилону в элементах и частностях, но различие в общем духе. В Ассирии более строгая централизация, большая прочность государственной идеи, большая последовательность в ее проведении. Государство опиралось здесь не только на духовенство и знать, но главным образом на войско и чиновничество. Военный характер Ассирии обусловили и ее природа и ее история.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010