26:4. Пребывать в доме Господнем. См. коммент, к 22:6. 28:1. Сходство с угаритским гимном. Этот псалом, как никакой другой, обнаруживает тесную связь с угаритской литературой. Бытующая среди исследователей точка зрения заходит так далеко, что объявляет этот псалом финикийским (хананейским) гимном, который был адаптирован для включения в древнееврейский религиозный корпус. Отмечают, что все упоминающиеся в этом псалме географические названия – сирийские (ст. 6–8), а представленные в нем понятия, идеи и даже грамматические конструкции характерны скорее для угаритских текстов, чем для Ветхого Завета. Однако, несмотря на достаточные основания признать наличие в этом псалме хананейских элементов, мы не располагаем какими-либо доказательствами его хананейского происхождения. Все особенности, которые были определены как хананейские по природе, встречаются и в другом, отчетливо выраженном израильском контексте, что лишний раз подтверждает общность древнееврейского и хананейского языка и культуры. Возможно, псалмопевец использует этот псалом, чтобы придать Яхве ряд свойственных Ваалу атрибутов – не столько ради отрицания Ваала, сколько ради превознесения Яхве и провозглашения Его славы. С другой стороны, нет ничего необычного и в том, что псалмопевец избрал в качестве образца хананейский псалом, перенеся хвалу с Ваала на Яхве. 28:1. Сыны Божий. В хананейской мифологии «сыны бога» были божествами низшего порядка, подчинявшимися Элу, верховному богу. В Ветхом Завете это определение относится к ангелам, которые собирались вокруг небесного престола Яхве (см.: 88:8; 102:20; 146:1; 3Цар. 22:19 ; Ис. 6:2 ; Иов. 1:6; 2:1 ). 28:3. Возгремел. В древней литературе Ближнего Востока часто упоминаются боги бури, чьи голоса слышатся в раскатах грома. Среди них Ваал в угаритских источниках и в текстах из Амарны, а также Адад в аккадских текстах. Подобные образы характерны и для описания Яхве (см. коммент. к 7:13). 28:5,6. Сокрушает кедры. В угаритском мифе о дворце Ваала восшествию этого бога на престол предшествуют раскаты грома, которые вызывают землетрясение, заставившее покачнуться горные вершины. Далее Ваал изображается с кедром в правой руке, причем это могучее дерево служит ему оружием. В «Гимне Мардуку» говорится, что громоподобный голос этого бога вызывает землетрясение. Его слово подобно потопу, который вырывает деревья из земли. Считается, что древнееврейское слово, переведенное как «скакать», обозначает некое стремительное движение, однако более вероятно, что так описывалось волнообразно движущееся стадо овец или коз (см. коммент. ко 2Цар. 6:14–21 ). Этот образ как нельзя лучше подходит для описания вздымающейся во время землетрясения земной поверхности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

При сравнении библейских поэтических текстов с литературой древней Месопотамии, Ханаана, Сирии, Угарита и Египта видно, что библейские авторы часто пользовались взятыми из неё художественными образами и приёмами, разделяли содержащиеся в ней представления об устройстве мира, а иногда заимствовали из неё даже целые произведения (например, Пс. 28 , который, возможно, является заимствованным и переработанным угаритским гимном Ваалу). Эта связь особенно хорошо видна на примере метафор, употребляющихся по отношению к Богу: Царь. В древности на Ближнем Востоке роль царя принадлежала верховному божеству, главе национального пантеона. В ветхозаветный период к таким «царям» относились: Эл или Ваал у хананеев, Мардук в Вавилонии, Кемош в Моаве, Мильком в Аммоне, Ашшур в Ассирии, Дагон у филистимлян, Ра в Египте, Кос в Эдоме и Адад в Сирии. Согласно представлениям перечисленных народов, в божественной сфере каждый из этих богов, будучи главой божественного собрания, повелевал местными, менее значительными богами (в Псалтири это представление отражено в Пс. 81 ). В человеческом обществе верховный национальный бог отождествлялся с царём, поскольку считалось, что они совместно поддерживают справедливость в обществе, участвуют в войнах и строительстве важных объектов, особенно храмов. За все действия земного царя окончательную ответственность нёс божественный царь. Военные успехи означали, что власть данного божества распространилась на национальных богов, которых он победил. Так, Сеннахирим пытался запугать Езекию, перечисляя всех богов, которые пали перед ним ( 4Цар.18:3335 ). Во времена Ахава Господу пришлось сражаться с Ваалом за Свою власть над Израилем (история с засухой в 3Цар.1718 ). Во времена Самуила народ потерял веру в царскую власть Господа и захотел заменить Его земным царём ( 1Цар.8:7 ). В Псалтири Господь неоднократно именуется Царём, чем выражается Его безраздельное господство и над судьбами отдельных людей, и над судьбой Израиля, и над народами с их богами, и над вселенной и её законами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

3Цар. 11:1–25 Конец Соломонова царствования не соответствовал началу. Священное Писание называет Соломона женолюбивым. Особенное пристрастие он имел к иноплеменницам. Кроме дочери Фараоновой, он взял в супружество Моавитанок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок и Хеттеянок, вообще из дочерей тех народов, с которыми Господь запретил вступать в родственные связи, чтобы они не совратили Израильтян в идолопоклонство. Вероятно, Соломон полагал, что это предостережение в отношении к нему излишне. Предоставивши своим женам свободу вероисповедания, он настроил для них капищ. Насупротив Иерусалима, на высотах Масличной горы, устроены были языческие молитвенницы, и поставлены идолы Астарты, божества Сидонского, Хамоса Моавитского и Молоха Аммоннтского 109 . Пред ними жены Соломоновы возжигали фимиам и приносили жертвы. Под старость и сам Соломон стал участвовать в идолослужении со своими женами. Привлекло ли его к этому сначала любопытство и потом желание сделать угодное своим женам, или в чувственных утехах проведенная жизнь помрачила его ум, и навела на суеверную мысль испытать над собою силу служения богам иным: во всяком случае он был нарушителем самых первых заповедей Божиих, и примером соблазна для своих подданных. Бог, являвшийся ему двукратно, теперь через пророка объявил ему гнев Свой. «За то, что ты», сказано было ему от Бога, «не сохранил завета Моего и заповедей Моих, Я отторгну от тебя царство и дам его рабу твоему. Но ради Давида, отца твоего, Я сделаю это не при тебе, а при сыне твоем; и у сына твоего Я возьму не все царство, а оставлю ему скипетр ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал». Конечно, эти слова должны были произвести на него впечатление. А чтобы оно не изгладилось, Бог посылал ему испытания. Под конец своего царства Соломон имел неудачи и неприятности. Идумея приведена была в подданство Давидом. Теперь утвердился в ней Адад, потомок царей Идумейских, который, во время завоеваиия Идумеи, будучи еще малолетним, спасся от меча Иоава, взрос в Египте и вступил в родство с Фараоном, женившись на сестре царицы Египетской. Зная, что после смерти Давида и Иоава ему нечего опасаться со стороны Израильтян, он возвратился в свое отечество с соизволения Фараонова. Северные пределы царства Израильского начал тревожить Разон, который теперь засел в Дамаске, несмотря на то, что в Сирии, со времени поражения Давидом Адраазара, находилось охранное Еврейское войско. Резон был из подданных Адраазара, и отпал от него во время войны с Давидом; он усилился посредством вольницы, которую соединил под своим начальством и овладел Сириею Дамасскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

1528 По другому (греческому) мифу об Адонисе, он сын сирийского царя, живший со своей дочерью, как женой. Узнав впоследствии о том, что его жена есть его дочь, он умертвил ее. По воле богов, она обратилась в миртовое дерево и чрез 10 лет родила чудное дитя Адониса. Афродита, прельщенная им, положила его в ящик и отдала на сохранение Персепоне. Эта последняя не хотела расставаться с ним и не отдавала его Афродите. Зевс присудил, для удовлетворения тяжущихся сторон, чтобы Адонис одну треть года был у Персепоны, другую у Афродиты, третью – где сам хочет. Персепона, конечно, зима, а Афродита – весна. Movers. S. 212 – 215. 1529 Адад, или Гадад, Гад, как он называется в Библии – одно из самых древних божеств у народов Сирии и вообще передней Азии. Греческие писатели признавали его, как и Ваала, богом солнца (Павзаний говорит, что он изображался в виде радиусов или лучей солнца). У Санхониатона он «царь богов». Символом его было гранатовое яблоко, указывавшее на силу плодородия. Chwolsohn. Die Ssabier. II. S. 290. Movere. Üeber die Relig. d. Phoeniz. S. 196 und folg. Димару или Демару, Тамара – также очень древний бог, известный во всей Сирии. По Санхониатону, Димару родился от жены Урана, похищенной Сатурном и отданной брату его Дагону, у которого он и родился от неё. Миф говорит далее, что он вступил в войну с богом Понтом, но был побежден и обратился в бегство. Царствовал он вместе с Астартой и Ададом во времена Крона. По другим сказаниям, проникнутым взглядами Евгемера, он царь Ниневии и противопоставляется Бэел-Самену, – царю Вавилонии. (Не значит ли это, что Димару – ассирийское божество, уступившее место халдейскому Бэлу?). Различают в мифических сказаниях двух Димару или Тамару, как двух Бэлов (старшего и младшего) и как в Индии несколько воплощений Кришну. Но что такое частнее этот Тамару, определенно нельзя сказать. Моверс отождествляет его с Дионисом, что не дает, впрочем, никакой определенной мысли. Рёт выводит из его имени значение бога «небесных высот». Впрочем, этимология его имени точно не известна.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Но если Ваал, или Ваал-Молох заключал под собой понятие об универсе в его основных силах света и огня, раздающих и уничтожающих, то другие божества, служа модификацией этих понятий, указывали на частные действия этих сил в периодических явлениях природы. Таков сын Ваала, бог Адонис, – олицетворение солнца в его плодотворных действиях на землю, миф о котором весьма сходен с мифом об Озирисе и Изиде 1525 . Адонис, как назвали его греки, по финикийски – «adon», т. е. Adonai, Господь, – известен был не в Финикии только, но и в Сирии, а в Библосе был высшим местным божеством и имел здесь великолепный храм. Упоминаемого у пр. Иезекииля Таммуза, или Фаммуза, о котором плакали иерусалимские женщины 1526 , считают финикийским Адонисом, или божеством с ним тождественным 1527 . По мифу об Адонисе, этот юный сын Паила – солнца, наслаждавшийся супружеством с прекрасной богиней на охоте был похищен и умерщвлен кабаном, (кабан и здесь, как, в Египте, – олицетворение враждебных сил природы), но потом снова ожил. Праздник в честь его начинался плачем и скорбными сетованиями женщин о его смерти, а по прошествии семи дней, плач и скорбь сменялись торжеством радости в воспоминание о его оживлении. Смысл мифа ясен. Адонис есть олицетворение весны и лета, сменяющихся зимой, за которой снова следует весна 1528 . Таким образом, мифическая история этого сына Ваала выражает собою то, что заключено в понятии самих Ваала и Молоха. Живительная сила природы, – стихия Ваалова, – олицетворена в Адонисе, его наслаждениях и его оживлении, а разрушающий элемент Молоха в демоническом животном, враждебном Адонису, и в смерти этого последнего. Таковы главные божества финикийского культа, между которыми у Санхониатона упоминаются еще Адад и Δημαρο, по-видимому, также боги солнца, сродные с Ваалом и известные всей Сирии 1529 . Все они то же, что и Ваал. Соответствующие этим богам женские божества, и своим значением, и своими именами также напоминают халдейских богинь. Финикийская Ваалит – или Baaltis – очевидно то же, что в Вавилоне Beltis, Bellit или Милитта; Ашера и Астарта то же, что там Истар 1530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

до н. э.) хетты собрали армию из 37 тыс. человек, каковая считалось крупнейшей из существовавших в то время вооруженных сил. Шамши-Адад (1800 г. до н.э., Ассирия) утверждал, что собрал для осады Нурругума армию из 60 тыс. человек. Если бы Израиль располагал войском из 600 тыс. человек, то чего ему было бояться? Вероятно, на своем пути колонна израильтян растянулась более чем на 200 миль. Даже без животных, детей и стариков путешественники обычно преодолевают не более 20 миль в день (хотя караваны могут проходить до 23 миль). А когда в путь пускаются семьи со своими животными и пожитками, они проходят в среднем около 6 миль в день. Как бы то ни было, хвост колонны должен был находиться на расстоянии, по меньшей мере, двух недель пути от ее головы. Вероятно, это создало определенные трудности при переходе через море, совершенном, как представляется, за одну ночь, хотя, конечно, некоторые уже подсчитали, как был решен этот вопрос. Тем не менее колонна была настолько длинной, что растянулась от места перехода через море до горы Синай. Кроме того, если 2 млн человек жили в пустыне в течение сорока лет и половина из них нашли там свою смерть, то археологи должны были найти множество следов их пребывания, особенно в таких местах, как Кадес-Варни, где израильтяне на некоторое время останавливались. Если мы обратим внимание на их прибытие в Ханаан, ситуация окажется ненамного лучше. Население Ханаана в этот период значительно уступало силам израильтян, а все археологические данные указывают на резкое снижение численности населения в этом регионе в конце бронзового века, когда им овладели израильтяне. Некоторые подсчеты, касающиеся VIII в. до н. э., показывают, что даже к тому времени на всей земле Израиля проживало не более миллиона человек. Население современного Израиля, в том числе обширных урбанизированных территорий, всего примерно в два раза превосходит численность израильтян времен исхода. Однако текст последователен в своей оценке численности народа (см.: Чис. 1:32; 11:21; 26:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

И вот я, Аммураби царь, призванный Белом, источающий богатство и изобилие, в изобилии снабжающий Ниппур и Дуранки всем возможным, высокий попечитель Э-Кура 6 , храбрый царь, опять восстановивший Эриду и очистивший культ Э-апсу 7 , покоривший четыре страны света, возвеличивший имя Вавилона, возрадовал сердце своего господина Мардука, я, ежедневно совершающий моления в Сагиле 8 , царственный потомок, созданный Сином, обогативший Ур 9 , смиренный, благочестивый, приносящий богатство Гиш-шир-галу 10 , мудрый царь, которого слушает Шамаш, могущественный, который вновь заложил основу Сиппара, одел зеленью надгробные камни Мальката 11 , сделал великим Э-Баббар 12 , который есть как бы здание неба, – воитель, который защитил Ларсу 13 и обновил Э-Баббар Шамашу, своему помощнику, – властелин, который дал новую жизнь Уруку, обильной водой снабдил его жителей, возвысил главу Э-анны 14 , высыпал полноту (изобилия) для Ану и Наны, покров земли, опять объединивший разрозненных жителей Исина и богато наградивший Э-галмах 15 , – покровительственный царь города, брат бога Замамы 16 , который твердо обосновал поселенческие места Киша, окружил блеском Э-ме-те-урсаг, расширил великие святыни Наны, управляет храмом Гарсаг-каламы 17 , этой могилы врагов, помощь которой подает победу; расширил место Куты 18 , все сделал величественным в Э-шидлами, – могучий вол, ниспровергающий врагов, любимец бога Ту-ту 19 , возрадовавший население Борзиппы 20 , возвышенный, который неустанно стоит за Э-зидду, – божественный царь города, мудрый, умный, который расширил земледелие в Дильбате 21 , накопил хлеб для Ураша: сильный властелин, которому приличествует скипетр и корона, которого создала мудрая Ма-ма, который определил храмовой округ Киша, обогатил священные трапезы Нинту 22 , осмотрительный, заботливый, который устроил пастбища и водопои для Лагаша и Гирсу, доставлял большие жертвенные дары для «храма пятидесяти» 23 , забирал в плен врагов, – избранник прорицалища, исполнивший предсказание Галлаба, возрадовавший сердце Ануниты 24 , чистый царь, молитвы которого признает Адад 25 и который удовлетворил сердце Адада, воителя, в Каркаре, восстановил богослужебные сосуды в Э-уд-гал-гале; царь, давший жизнь городу Адабу, вождь Э-маха, царственный властелин города, непреодолимый воитель, даровавший жизнь населению Машканшабри и создавший богатое изобилие храму Шидлам 26 , – мудрый, деятельный, который, вторгшись в притон разбойников, избавил жителей Малки от несчастья 27 , жилище их прочно основал в богатстве для Эа и Дам-гал-нун-на, которые на-веки возвеличили его царство, установил чистые жертвенные дары; дарственный властелин города, подчинивший области по каналу Уд-киб-нун-на (на Евфрате) власти Дагона 28 , творца своего, пощадивший жителей Меры и Тулула 29 ; возвышенный царь, который заставляет сиять лицо Нинни, приносить свящ

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/vavilo...

При его сыне Иораме сирийцы продолжали войну против Израиля ( 4Цар. 5:2 ; 4Цар. 6:8–23 ), которая прерывалась время от времени новыми нападениями Салманасара на Дамаск (между 848 и 838 гг. до Р.Х.). Затем В. II вновь выступил против Самарии, осадил город и почти захватил его, но однажды ночью осаждающим показалось, что они слышат шум большого войска, идущего на подмогу израильтянам, и они в панике бежали ( 4Цар. 6 – 4Цар. 7:20 ). Вскоре после этого В. был убит Азаилом, вступившим на сир. престол ( 4Цар. 8:7–15 ). В ассир. описании битвы при Каркаре арам. царь называется Ададидри [евр. Хадад-Эзер]. Но из этого не следует, что В., современник Ахава, и В., живший во времена Иорама, – разные люди и что между ними правил некий Хадад-Эзер, которого можно идентифицировать с не названным по имени сир. царем из 3Цар. 22 – 4Цар. 6:23 . Вероятнее всего, полное имя В. звучало как Бен-Хадад-Эзер («сын Хадада, помощника»), и оно было сокращено иудеями и ассирийцами соотв. в Бен-Хадад и Адад-Идри. Более того, некоторые ученые склонны считать и В., правившего во времена Асы и Ваасы, тем же самым царем. Но в таком случае время правления этого арам. царя составляло бы около 50 лет, что противоречит уже упомянутой надписи В. (1), которая, судя по форме букв, относится к середине IX в. до Р.Х; 3) В. III, сын и преемник Азаила, правивший в начале VIII в. до Р.Х. Ему, еще наследником престола воевавшему вместе с отцом против Израиля ( 4Цар. 13:3–7 ), не удалось сохранить господствующего положения Сирии. Уже во время правления Азаила ассир. царь Ададнерари III осадил Дамаск и обложил его данью. Израил. царю Иоасу удалось затем три раза разбить В. и вернуть завоеванные Азаилом израил. города ( 4Цар. 13:22–25 ; ср. 4Цар. 10:32.33 ). Вступив на севере своего царства при поддержке нескольких союзников в войну с царем Емафа Закиром, В. потерпел очередное поражение, о чем свидетельствует памятник, посвящ. победе Закира (⇒ Хадрах ). Благодаря ослаблению Сирии в период правления В. Иеровоаму II удалось заново возвысить Израиль. В Иер. 49 и в Ам. 1 упоминаются дворцы В. в Дамаске.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Не сразу и не вдруг привыкали израильтяне, вольные скотоводы и земледельцы, к подчинению центральной власти, к десятинным налогам и барщине. Свободолюбию крестьян нет большего врага, чем абсолютизм. Но и для центральной власти нет большей проблемы, чем свободолюбивое самосознание вольных скотоводов и землепашцев. Чем свободней и экономически независимей народ, тем слабее власть. Бедой Иеровоама и его преемников было то, что они, в отличие от соседей-южан, не управляли народом, а были у него «на службе». Для них было важным завоевать и поддерживать доверие народа. Для этого необходим был талант демагога. Нужно было уметь господствовать так, чтобы народ думал, что не царь управляет им, а наоборот, что царь — его слуга. Первые пятьдесят лет у северных царей не было даже постоянной резиденции: Сихем, Вефиль, Фирца, Пенуэл... Отсутствие постоянной столицы — признак неустойчивости центральной власти. Аналогией такому порядку в русской и западноевропейской истории может служить период средневековой феодальной раздробленности.          II Нет сомнений, религиозные реформы Иеровоама I несли ярко выраженный демагогический характер. Прежде чем выплавить золотых тельцов, царь советуется с представителями народа (3Цар 12:28). Готовность потакать народной религиозности показывает, что для этого царя религия была не более чем средством для укрепления собственной власти. В ближневосточной иконографии образы быков и тельцов весьма распространены. К примеру, бог дождя Адад (Хадад) в религииозных представлениях его почитателей представлялся невидимо стоящим на крупе быка. Сам бык, конечно же, не был «иконой» божества, он был всего лишь «пьедесталом» для его ног. Точно также и тельцы, воздвигнутые Иеровоамом, не были сами по себе, по крайней мере, изначально, объектом поклонения — поклонялись не им, а Тому, кто над ними — Яхве. Ведь и в иерусалимском святилище херувимы, осенявшие крыльями ковчег, не были предметом поклонения. Они всего лишь — «подножие ног» невидимо присутствующего Бога.

http://bogoslov.ru/article/465404

Согласно Священному Писанию Авраам и Исаак вели в этой области пастушескую жизнь ( Быт. 20,1; 24, 62 ) и иногда сеяли злаки ( Быт. 26, 12; 37, 7 ). Их хозяйственная деятельность в области Негев полностью совпадает с той, какая была характерна для периода 2100–1800 гг. до Р. X. Поскольку патриархи в данном районе постоянно кочевали, это свидетельствует о том, что тогда в этом месте было достаточно воды и пастбищ, то есть область Негев не была в их эпоху голой пустыней. 100 2. Мы уже писали о свободе передвижения и о путешествиях на большие расстояния в этот период. Теперь хотелось бы подчеркнуть, что подобные свидетельства, как отмечает Л. Л. Оппенхайм, особенно часто встречаются в старо вавилонский период. Благодаря архивам города Мари мы знаем, что посольства и караваны можно было тогда встретить повсюду на Ближнем Востоке – от палестинского города Хазор до страны Элам на юго–западе Ирана. Вдобавок к этому у нас есть и свидетельства более ранних источников о бесчисленных торговых караванах, обстоятельные описания путешествий и руководства для путешествующих по землям, лежащим между Вавилонией и Ассирией и внутренними областями Малой Азии. Подобно Аврааму, который, будучи в Палестине, снарядил свое собственное посольство – отправил слугу в Северную Месопотамию, в Харрам, за невестой для своего сына Исаака, Шамши–Адад I – царь Ассирии тоже (по данным археологии) отправил своих послов с подобным поручением к царю Катны (современная Сирия). Полукочевые племена совершали в ту эпоху дальние странствия по весьма обширной территории, что доказали Купер и Г. Познер. Эти племена иногда останавливались в какой–нибудь области, чтобы вырастить урожай злаков или начать оседлую жизнь. 101 3. Ветхозаветные патриархи были строгими монотеистами. Никто из них не был приверженцем многобожия. Как явствует из Священного Писания, они часто говорят о «Боге отцов». Это выражение встречается и в ассирийских клинописных табличках XIX в. до Р. X. Другие имена, которыми патриархи называют Бога, такие, как «Бог Авраамов», «страх Исаака» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010