9 Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, 10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле (5, 9-10). Эта песнь отзывается многоголосым хором всех тварей, поющих гимны, восхваляющие Агнца: 12 Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. 13 ... Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков (5, 12. 13). Опять-таки заметим несомненное сходство этих славословий с нашими евхаристическими молитвами, в которых также высказывается благодарение Богу за искупление и заключение Завета. Если первые славословия (4, 8. 11) адресованы Богу, Сидящему на престоле (в духе иудейской традиции), то последующие обращены к Агнцу, причем в схожих словах («Достоин...»). Сидящий прославляется как Творец, а Агнец — как Искупитель. Таким образом, Агнец возводится на один уровень с Сидящим. Нельзя не заметить, каким потрясающим парадоксом, напрочь игнорирующим изобразительные возможности, выражена тайна Христа: Он одновременно именуется львом (во исполнение пророчества Быт. 49, 9-10) и видится Агнцем как бы закланным. «Агнец» — еще одно любимое именование Христа в Откр. (встречается 28 раз ), восходящее, как всегда, к Ветхому Завету: это смиренный Агнец, которому уподобляется Слуга Господень (Ис. 53, 7), или пасхальный агнец (Исх. 12, 3-11; ср. Ин. 19, 36; 1 Кор. 5, 7). Его победа и могущество, что символизирует лев, явлены через Крестную жертву, символом которой является агнец. «Наименование Агнец выражает тот парадокс, который для нас привычен благодаря апостолу Павлу: Агнец побеждает, потому что Он силен в Своей немощи. Этот парадокс справедлив и для всех христиан: они были очевидно слабы в Римской империи того времени, но они сильны со Христом, и могут, как и Он, достичь победы в самом смирении и кротости» . Книга, которую никто не может раскрыть, кроме Агнца (Христа), есть Ветхий Завет или Священная история, смысл которой раскрывается только Христом и во Христе. Семь печатей и семь труб (6–11); видение избранных (7)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус, в славу Бога Отца ( Флп. 2:6–11 ). В литургических книгах очень часто одно выражение, заимствованное из Священного Писания, служит сигналом к тому, чтобы слушатель восстановил в уме весь контекст, в каком это выражение родилось. В данном случае выражение «в славу Бога Отца» напоминает об искупительном подвиге Спасителя, Который взошел на крест ради спасения людей. Се Агнец. Покровец. 1660-е гг. Мастерская боярыни Аксиньи Милославской (Русский музей, Санкт-Петербург) К песнопению «Един Свят…» присоединяется причастный стих, который бывает разным для каждого дня недели. Так, например, в воскресенье поется: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» ( Пс.148:1 ). Для других дней недели, а также для праздников положены иные стихи из Псалтири. В отдельных случаях причастный стих может быть заимствован не из Псалтири, а из иной библейской книги или из литургических текстов. Раздробление Агнца После того как священник поставил Агнец обратно на дискос, диакон произносит: «Раздроби, Владыко, святый Хлеб». Священник разделяет Агнец на четыре части, произнося: Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй. Раздробляется и разделяется Агнец Божий – раздробляемый, но не разделяемый, постоянно съедаемый и никогда не иссякающий, но причащающихся освящающий. Раздробление Часть с надписью ИС будет вложена в чашу с Кровью Христовой; часть с надписью ХС будет употреблена для причащения священнослужителей, а части с надписями НИ и КА – для причащения мирян. Символизм раздробления Агнца связан прежде всего с воспоминанием о преломлении хлеба, которое Иисус Христос совершил на Тайной вечере ( Мф.26:26 ; Мк.14:22 ; Лк.22:19 ), а также в других случаях, описанных в синоптических Евангелиях ( Мф.14:19; 15:36 ; Мк.6:41; 8:6 ; Лк.9:16; 24:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Отойди подальше, не простивший брату своему… Сбрось с себя нечистоту злобы, тогда приди и прими очищающий Угль. Обратись ко Господу: “Владыко! Я знаю, что имею множество грехов и долгов, но по заповеди Твоей я простил моим братьям, дабы и мне удостоиться Твоего прощения”». Вот какой смысл предлагает нам священник вложить в этот короткий возглас 1008 . При произнесении слов «Святая святым» священник берет Агнец обеими руками и поднимает его вверх. Смысл этого жеста, получившего почти всеобщее распространение в литургической практике не позднее VI–VII веков 1009 , заключается в том, чтобы торжественно показать верующим освященный хлеб, ставший Телом Христовым. В цитированном отрывке святитель Иоанн Златоуст особо отмечает, что в момент произнесения возгласа «Святая святым» священник должен быть «видим всеми». Ему вторит преподобный Анастасий Синаит : «Священник, зная, что каждый из нас предстоит и молится на том страшном и внушающем трепет Собрании, после освящения бескровной Жертвы поднимает Хлеб жизни и показывает его всем» 1010 . Таким образом, святой Агнец возносится не для чего иного, как для того, чтобы верующие увидели хлеб, ставший Телом Христовым, и воздали ему должное поклонение. Поэтому, во-первых, Агнец должен подниматься достаточно высоко (а не на несколько сантиметров над дискосом, как это нередко делают священнослужители), а во-вторых, царские врата должны закрываться не до вознесения Агнца, а после (их закрытие до того, как Агнец вознесен, лишает это действие его изначального смысла). После того как священник произнес возглас «Святая святым», хор поет: Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. Один Свят, один Господь – Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь. Данный стих известен с IV века: он присутствует и в литургических памятниках этого периода 1011 , и в комментариях на Литургию 1012 . Выражение «в славу Бога Отца» заимствовано из Послания апостола Павла к Филиппийцам, содержащего один из главных христологических текстов апостола: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Приносится в жертву Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, за жизнь и спасение мира. Агнец на дискосе Эти слова основаны на свидетельстве Иоанна Крестителя об Иисусе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). О жертвенном характере крестной смерти Христа говорит и апостол Пётр: «…не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» ( 1Пет.1:18–20 ). Потир. XVII в. (Русский музей, Санкт-Петербург) После этого диакон говорит: «Благослови, Владыка, святое соединение». И вливает в потир вино с водой. При этом священник произносит слова из Евангелия от Иоанна: Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его ( Ин.19:34 ). Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его. Обычай соединять воду с вином – древнего происхождения: и евреи, и греки разбавляли вино водой 564 . Произнесение слов из Евангелия от Иоанна указывает на символическое значение вина и воды в Евхаристии. Уместно также напомнить о том, что само истечение крови и воды из ребра Спасителя в святоотеческой традиции толковалось аллегорически, как указание на два главных церковных таинства – крещение и Евхаристию: Не без значения и не случайно истекли эти источники, но потому, что из того и другого составлена Церковь . Это знают посвященные в Таинства: водою они возрождаются, а Кровью и Плотью питаются. Так, отсюда получают свое начало Таинства; и потому, когда ты приступаешь к страшной чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра 565 . Символизм всех вышеуказанных действий раскрывается святителем Германом Константинопольским в следующих словах: Хлеб предложения… являет избыточное богатство милосердия Божия, ибо Сын Божий сделался Человеком, предложив Себя в жертву и приношение во искупление и в умилостивление за жизнь и спасение мира… Изъятие копием 566 означает: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис.53:7 ). Вино и вода – это кровь и вода, истекшие из ребра Его… Хлеб же и потир являют истинное и действительное подобие той таинственной вечери, на которой Христос, взяв хлеб и вино, сказал: «Приимите, ядите, пейте все, сие есть Тело Мое и Кровь» ( Мф.26:26–28 ), показывая, что Он нас сделал причастниками и смерти, и воскресения Своего, и славы 567 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сперва, взяв просфору, из которой должно изъять священный хлеб, говорит: в воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по Его заповеди, ибо, сие творите, говорит Он, в Мое воспоминание. И это говорит иерей не об этом только хлебе, но о всей службе, как бы начиная священнодействие с заключения, так как Господь уже по совершении всего таинства присовокупил эти слова: сие творите в Мое воспоминание. Но в чем же состоит это воспоминание? Каким образом мы вспоминаем при священнослужении Господа? Какие Его действия и какое состояние? Я хочу сказать: о чем размышляем, о чем повествуем мы при этом воспоминании? Может быть, о том, что Он воскрешал мертвых, возвращал зрение слепым, останавливал Своим словом ветры, напитал досыта немногими хлебами тысячи, – что показывало в нем Бога и Всемогущего? Нет. Напротив, вспоминаем то, что, по-видимому, служит признаком немощи, – крест, страдания, смерть, – вот на чем Он повелел нам останавливаться при воспоминании о Нем 562 . Затем священник отрезает от агничной просфоры правую сторону со словами: «Яко овча на заколение ведеся». Затем надрезается левая сторона со словами: «и яко агнец прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст своих». При надрезании верхней стороны священник произносит: «во смирении Его суд Его взятся». Надрезая нижнюю, он говорит: «род же Его кто исповесть?» Затем, после слов диакона «Возми, Владыко» («Подними, Владыка») от получившегося куба священник отрезает дно, произнося: «яко вземлется от земли живот Его». Все слова, произносимые священником, заимствованы из книги пророка Исаии, содержащей предсказание о страждущем Мессии: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых» ( Ис.53:7–8 ). После этого диакон произносит: «Пожри, Владыко» («Заколи, Владыка») 563 , и священник полагает Агнец на дискос со словами: Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Евхаристическая жертва приносится от всего тварного мира. В ней соучаствует вся вселенная: и люди, и ангелы, и мир неразумной твари – через хлеб и вино приношения. Она называется бескровной и бесстрастной потому, что люди, совершая её, уже не убивают жертвенных животных, не проливают крови. Бог Сам прелагает хлеб и вино в Свои Тело и Кровь. То есть со стороны людей Евхаристия – это бескровная жертва, но со стороны Бога она становится реальным жертвоприношением за грехи людей. Жертва евхаристическая по существу своему тождественна с крестной жертвой Христа на Голгофе. Ибо приносится в жертву тот же самый Агнец Божий. Как поясняет свт. Иоанн Златоуст , «Он наш Первосвященник, принесши жертву, очищающую нас; её приносим и мы теперь, тогда принесённую, но не оскудевающую. Это совершается в воспоминание бывшего тогда: сие творите , – сказано, – в Мое воспоминание ( Лк. 22:19 ). Не другую жертву, но ту же, какую тогда принёс Первосвященник, всегда мы приносим; или, лучше сказать, совершаем воспоминание той жертвы» 766 . Таинство Покаяния Мы уже говорили ранее, что в Крещении человек избавляется от грехов и становится сыном Божиим, но отмечали, что, по учению святых отцов, природа человека не исцеляется до первозданного состояния. Кроме этого диаволу и падшим духам оставлен доступ к душе человека, и они могут снова увлечь его во грех, так что даже после Крещения и Миропомазания греховных преткновений трудно избежать. Поэтому, по слову апостола Иоанна Богослова, если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин. 1:8–9 ). Покаяние (греч. μετνοια, лат. poenitentia) – особое священнодействие, которое восстанавливает постоянно нарушаемую личную связь человека с Богом. В этом таинстве кающемуся человеку по молитвам Церкви через священника прощаются Богом личные грехи, совершённые им после Крещения, и подаются благодатные силы к их полному искоренению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Итак, святые поминаются на проскомидии, во-первых, для воздания чести их блаженной памяти и, во-вторых, для того, чтобы их молитвами Господь принял уготовляемую жертву; наконец, для того, чтобы молитвами святых посетил нас Бог Своею милостию. б) Ту же самую цель имеет, братия, и поминовение святых на литургии верных по освящении св. даров. Жертва, приносимая на литургии верных, хотя и отличается от жертвы Голгофской по образу приношения, но по существу и Евхаристическая и Голгофская – тождественны. На жертвеннике приносится Тотже самый Агнец, Который был принесен за грехи мира на Кресте; та же самая Пречистая Плоть, которая страдала на Кресте, та же самая Пречистая Кровь, которая излилась тогда. И ныне совершает это Тот же самый Вечный Первосвященник, Который совершал и жертвоприношение Крестное. Как тогда, так и теперь один и Тот же и приносяй и приносимый, и Жертва и Архиерей; Голгофскую жертву можно сравнить с семенем, а Евхаристическую – с древом, происшедшим из этого семени: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ), говорит Спаситель: обе жертвы нераздельны. Евхаристическая жертва есть хвалебная и благодарственная. Эти свойства её указал Сам Господь при установлении её, когда, прияв хлеб, прежде всего, хвалу воздав и благодарив, преломил и затем преподал ученикам Своим, говоря: «Сие есть Тело Мое» ( Мф.26:26 ). Отсюда и поминовение святых в это время имеет характер хвалебно-благодарственный. Мы выражаем свою благодарность Богу за блаженство праведников и за данную им возможность ходатайствовать за нас пред Богом. С другой стороны, поминовение святых на литургии верных имеет цель просительно-умилостивительную. Это видно из следующего: несомненно, что крестная жертва есть умилостивительная за грехи всех людей, живых и мертвых, и примиряющая нас с Богом; так как Бог благоизволил, по учению ап. Павла, Тем (т. е. Сыном Своим) «примирить Собою всё, умиротворив чрез Него Кровию Креста Его, и земное, и небесное» ( Кол.1:20 ); «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных…» ( 1Петр.3:18 ). После этой жертвы Христос приобрел власть над живыми и мертвыми, взял Себе ключи ада: Бог «всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» ( Еф.1:22 ). «Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим.14:9 ). «И был мертв и се жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что касается самого пасхального агнца, то и он был жертвой. Жертвенная кровь спасала еврейские дома от небесной кары, а с другой стороны, агнец имел и другое значение, избавление от египетского рабства и жертва Богу. Объяснение, которое должны были давать старшие младшим на пасхальной трапезе (и на Тайной вечери), было следующим: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов Израилевых в Египте ( Исх. 12:27 ). Что касается новозаветной жертвы, то здесь произошло соединение двух ветхозаветных жертвоприношений – жертвы за грех и жертвы мирной. Голгофская жертва – единственная жертва на самом деле, что же касается ветхозаветных жертв, как и языческих, это были только преобразовательные жертвы, потому что они промыслительно давали для людей ожидание того что произойдет (избавление, спасение людей). В зависимости от уровня жизни каждый понимает это по- своему, у одних это может быть спасение от какого-то непосредственного врага, у другого – отчего-то еще, третий сам желает кого-то спасти. То есть понимание было разное, но жертвы приносились Богу как избавление от чего-то. Жертвоприношение Евхаристии тождественно с крестным жертвоприношением Богочеловека. Это истинная Жертва. Многие святые отцы ( Ириней Лионский , Иустин Мученик , Феодорит, Дамаскин, Иоанн Златоуст ) говорят о том, что было еще и предсказание о Евхаристической жертве, о таинстве Евхаристии в Ветхом Завете, а не только ожидание Мессии и того, что жертва будет крестная. Мал.1:10 – “Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву”. Эта “чистая жертва” и есть Евхаристическая жертва – так всегда понималось это место. Евхаристическая жертва носит еще название бескровной жертвы. В Ветхом Завете, когда люди были еще несовершенны, Господь благоволил принимать кровь так же, как и приносимую языческим идолам. Когда уже было преподано совершенно новое, когда совершилась жертва Голгофская, должна была быть совершенно другая жертва. Здесь вместо заклания бессловесных животных приносится жертва Того Господа, Который, “воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти” ( Рим 6:9 ). Однако будучи бессмертным и нетленным, Он снова закалается для нас в Евхаристии. Существо и свойства Евхаристической жертвы

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   Псалом 103 (Пс.134), в котором творение поет хвалу своему Творцу, переносит нас в то время, когда человек, еще не удрученный тяжестью греха, мог радостно идти навстречу своему Господу. На следующей ступени псалмы (Пс.134:140, 141) указывают на грехопадение и изгнание из рая. Царские врата затворяются.    В одиночестве, перед лицом своего греха, человек молится, чтобы Господь вновь обратил Свой лик к нему: “Господи, воззвах к Тебе”. В драматическом диалоге, в котором встречаются оба Завета, хор и чтец чередуют возгласы отчаяния с радостью об обетованиях. Тогда Бог снисходит к миру, и тайна воплощения возвещается в песнопении, называемом Догматик. Священник выходит из алтаря, провозглашая: “Премудрость”, что является приветствием Слову, грядущему в мир.    Сразу же за этим следует волнующий гимн, приписываемый мученику Афинагору, который исповедовал свою веру при императоре Марке Аврелии, примерно в 169 г.: “Свете тихий” – φω ς λαρν. Христос был явлен миру, и мы видели тихий свет “святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго”. Потом следует песнь Симеона Богоприимца, – и ветхозаветное человечество исчезает, уступая место новозаветному. Вечерня заканчивается архангельским приветствием благодатной Деве Марии, и в объятиях человечества покоится Спаситель мира. Таким образом, вечерня, как и утреня, вводит в евхаристическое богослужение. 6. Евхаристия    Исторически богослужение создается вокруг трапезы Господней. Апокалипсис дает нам видение того, что происходит одновременно на земле и на небе во время литургии: И увидел... стоял Агнец как бы закланный... и я видел и слышал голос многих Ангелов... которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять славу и благословение. И всякое создание, слышал я, говорило: Агнцу слава и держава во веки веков... И четыре животных... говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились (Откр.1:6, 11–14).   Космический, человеческий и ангельский планы объединяются в единой литургии:    Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на Небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Алтарь (священник) А. Ritus initiales [Начальные обряды] Вход священнослужителей Благословение собравшихся Confiteor [обряд покаяния]: «Исповедаюсь перед Богом Всемогущим,.. что я много грешил...» Kyrie eleison [«Господи помилуй»] Примечание: В воскресные дни покаянный чин заменяется благословением воды и окроплением ею. Introit (Входная песнь) Gloria in excelsis Deo Коллекта дня (вступительная молитва) I. Liturgia verbi [Литургия Слова] чтец: I чтение (пророческое) Псалом с рефреном диак: 2 чтение (апостольское) Градуал (прокимен) с аллилуйа свящ: 3 чтение (евангельское) Проповедь Credo in unum Deum Общая молитва верных. 2. Liturgia eucharistica [Евхаристическая] 1. Offertorium [Приношение] (Проскомидия) Приношение хлеба: «Благословен Ты, Господи...» Приношение чаши: «Благословен Ты, Господи...» Омовение рук: «Омой меня, Господи, от беззакония моего...» «Молитесь, братья и сестры, дабы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу Всемогущему» Молитва над Дарами. 2. Seu canon [Евхаристический канон] «Господь с вами» – «И со духом твоим» «Ввысь сердца» – «Возносим ко Господу» «Возблагодарим Господа» – «Достойно и праведно» Praefatio (Благодарственная часть) «Vere dignum et justum est...» [Воистину достойно и справедливо... благодарить Тебя...] Consecratio [Пресуществление] (Anamnesis Epiclesis) «Te igitur, clementissime Ратег...»[Тебя, всемилостивый Отче...] или другой чин. «Примите и вкусите от него все: ибо это есть Тело Мое, которое за вас будет предано» «Примите и пейте от нее все: ибо это есть чаша Крови Моей, Нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольется во отпущение грехов...» Intercessio (Ходатайственные молитвы) «...через Христа, со Христом и во Христе...» Sanctus [Свят, Свят, Свят] Pater noster 3. Communio [Причащение] свящ: «Избавь нас, Господи, от всякого зла...» Благословение. Приветствие мира. все: «Agnus Dei» [Агнец Божий] свящ: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя...» все: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя». Причащение священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010