Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу – Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы на Голгофе. Затем диакон тихо говорит: Благослови, владыко. Священник возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Аминь. Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятся в тесной связи с проскомидией. В псалмах, тропарях и других молитвах часов прообразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа. Священник по возгласе «Благословен Бог наш» берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, с троекратным же произнесением слов: В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа. И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя – с левой) со словами: Яко овчá на заколение ведéся. [Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя.] Делая надрез с левой стороны (от себя – с правой), священник говорит: И яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзáет уст Своих. Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: Во смирении Его суд Его взятся. Нижняя сторона надрезается со словами: Род же Его кто исповéсть? Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит: Господу помолимся, держа орарь в руке, как при чтении ектений. После надрезания просфоры диакон говорит: Возьми, владыко. Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: Яко взéмлется от земли живот Его, и полагает его на дискос печатью вниз. Диакон: Пожри, владыко (от слав. слова «пожрéти» – принести в жертву). При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: Жрéтся Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В эпоху Юстиниана I было построено много новых храмов. Один из них – знаменитая Святая София в Константинополе. Устройство новых храмов не только отражало особенности современного им Евхаристического чина (в переводе с греческого – чина Благодарения) – главной церковной службы. Во многом эти храмы стали отправной точкой для дальнейшего развития богослужения и литургического богословия. Таинство Евхаристии – это главная церковная служба, во время которой освящаются особым образом приготовленный хлеб (просфора) и вино. Верующие исповедуют, что после специальных молитв священника и прихожан хлеб и вино мистически, действием Святого Духа, пресуществляются (то есть изменяют свою сущность), превращаясь в Тело и Кровь Христовы, оставаясь хлебом и вином только по виду. Агнец, часть просфоры, которая прообразует Тело Христово, раздробляется (приносится в Жертву), соединяется с вином и водой и подается верующим для Причащения. Христиане исповедуют, что причастившись, то есть, приняв Святые Дары, человек становится «частью» Бога, соединяется с Ним, на церковном языке – «обоживается». Именно для Причастия, для обретения человечеством утерянного в грехопадении единства, Бог воплотился на земле, родился в Вифлеемской пещере как беспомощный Младенец. Об этом Он Сам говорит в Евангелии, называя Себя «хлебом небесным» и «хлебом живым»: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Воздух «Се Агнец» Фрагмент. Первая половина XV в. Сергиево-Посадский государственный историкохудожественный музей-заповедник Пятый и шестой века являются эпохой непрекращающейся богословской полемики о природе Иисуса Христа и Таинстве Евхаристии. Во что прелагаются хлеб и вино в Таинстве Евхаристии: в истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме, или они являют лишь Его Образ? – этим вопросом в те времена задавались не только богословы, но самые простые верующие, монахи и миряне. Для богословия Евхаристии существенное значение имел рассказ, передаваемый аввой Даниилом Фаранским от лица преп.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы — апостолы или, шире, вообще христиане. Агнец из мозаик Равенны (VI в.) изображен с нимбом, на котором — хризма; тем самым его соотнесенность с Христом предстает как совершенно бесспорная. Изображение Христа в виде Агнца намекало на тайну Крестной Жертвы 9 , но не обнаруживало ее перед не-христианами; однако во времена широкого распространения христианства оно было запрещено 82 правилом VI (V–VI) Вселенского собора 692 г., поскольку первенство в почитании должно принадлежать не прообразу, а самому образу Спасителя “по человеческому существу”. По отношению к “прямому образу” такие символы являлись уже пережитками “иудейской незрелости” 10 . В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет “ловцами человеков” (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет “неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода” (Мф 13:47). Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне посредством хлебов и рыб (Мк 6:34–44; Мк 8:1–9), трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении (Ин 21:9–22), которая нередко изображается в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей. В Писании Христос говорит: “Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?”(Мф 7:9–10). По мысли толкователей образ рыбы относится ко Христу как истинному Хлебу Жизни, в противоположность змее, которая символизирует диавола 11 . Изображение рыбы нередко сочетается с изображением корзины с хлебами и вином, и таким образом символ рыбы связывается с Самим Христом. Выше мы писали, что этой соотнесенности способствует и графический облик греческого названия рыбы. Символика рыбы оказывается связанной и с таинством Крещения. Как говорит Тертуллиан: “Мы маленькие рыбки, ведомые нашим „cqЪj, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде.” 12

http://pravmir.ru/drevnexristianskaya-iz...

Читаемые на шестом часе псалмы: 53, 54 и 90 содержат в себе жалобы на измену и предательство друзей, и тяжкое гонение от врагов, но вместе с тем и увещание, чтобы люди возлагали крепкое упование на покровительство Божие. Изображая свое томительное положение среди измены друзей и жестокости врагов. Давид пророчески предвозвестил все это о Христе Спасителе, претерпевшем тяжкий Крест ради возвращения людям покровительства Божия и спасения. В то время, когда чтец по благословению священнодействующего совершает чтение часов, как приготовление присутствующих к принятию благодати, в алтаре сам священнодействующий совершает приготовление к Евхаристии. Приготовление Евхаристической Пасхи на Проскомидии, по преданию от св. Апостолов, совершается следующим образом. Священник, начиная приуготовление Даров в воспоминание страданий Христа Спасителя, становится благоговейно и в облачении пред жертвенником, прочитывает прежде всего трогательный тропарь о страданиях Христовых, взяв просфору, знаменует ее крестообразно копием поверх печати, произнося троекратно: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Этими словами священнодействующий возвещает, что хлеб сей назначается в приношение страдания и смерти Христа Спасителя. Из этого хлеба копием вырезается та часть, которая с печатью. Для наглядного изображения страданий нашего Господа, священник сопровождает всякое водружение копья в хлебе пророческими изречениями о Христе Спасителе: «Яко овча на заколение ведеся, И яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его Безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирение Его суд Его взятся; Род же Его кто исповесть. Яко вземлется от земли живот Его. Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение. Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода; И видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его». Это излияние Крови и Воды изображается тут же, чрез соединение вина и воды, воспоминается и возвещается вместе с тем и таинство воплощения Бога Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Открытости в те времена боялись очень, здесь же рушились видимые и невидимые перегородки жизни, и являлось чудо единения, которого желало сердце и которому оно верило. Отец Таврион во время богослужения — в постоянном общении с народом, почти всегда стоит к нему лицом. Евхаристические возгласы «Горе имеем сердца», «Благодарим Господа», вопреки современной практике, произносит, стоя лицом к народу. Евангелие читает лицом к молящимся вначале на церковнославянском, а затем на русском языке, чтобы разрушить еще одну преграду. Батюшка читает Евангелие так живо и проникновенно, осмысленно, как будто написал его сам. Это потому, что он реально встретился со Христом и живет Им, и все, что он делает, имеет дух свидетельства. По прочтении Евангелия начинается живое истолкование услышанного отрывка. Батюшка диалогизирует свое слово: задает себе много вопросов от лица народа и отвечает на них. Говорит он с закрытыми глазами, с улыбкой, словно слушая свой внутренний голос. В такой форме слова опять проявлялось его желание сохранять ритм живого общения с молящимися. Слово его не просто о Любви, оно — само свидетельство Любви. Он постоянно говорил о самом главном в жизни христианина: соединении со Христом в таинстве Евхаристии. «Новый Завет с Чаши начался. Агнец Божий закалается за нас. Видимо, мы так дороги Богу, что нужен этот Агнец Божий, Сын Божий. Видимо, мы великие грешники, что ничем нас нельзя простить, а только жертвой Сына Божия, Который за нас закалается. Нет других средств нас освятить, как Таинственной Чашей — Телом и Кровью Сына Божия. О чем это говорит? Говорит о том, как мы должны ревновать об этом, как мы должны дорожить такими благодатными возможностями и как мы должны строить новую нашу благодатную жизнь. Начнем жить по–новому. Как хорошо! А какая светлая радостная надежда у нас будет! Слава Богу!» Перед пением «Тебе поем», перед евхаристическим каноном батюшка опять призывает всех к тишине размышления, к особой сосредоточенности, к глубокому осмыслению творимой всеми молитвы «о всех и за вся» и предстоящего причащения Тела и Крови Христа, то есть соединения с Ним и со всеми ближними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Представления древней церкви на вышеописанных памятниках, как видим, держались еще в границах идеального понимания отношения между прообразом и действительной личностью Христа Спасителя. Но уже в них положено начало для более реального воззрения, доведенного впоследствии до крайности. Развитие этого воззрения в области искусства шло об руку с символико-литургическими представлениями Иисуса Христа как Агнца. Понятие об Иисусе Христе как Агнце выразилось в целом ряде литургических обрядов, которыми обставлено совершение евхаристии и средоточие которых составляла часть свящ. евхаристического хлеба, называемая агнцем. Воззрение, постепенно воплощавшееся в этих обрядах, все с большей и большей наглядностью и драматической живостью представлявших историю страданий непорочного и пречистого Агнца, естественно не могло не отразиться и на художественных представлениях. И действительно, несколько позднее мозаик Косьмы и Дамиана изображения Агнца представляют с драматической живостью страдания Спасителя со всеми подробностями: Агнец изображается с открытою раною в боку и с ранами в ногах, и из ран течет кровь. На некоторых мозаиках он представляется стоящим на престоле у подножия креста, из раны в боку течет кровь и падает в чашу; от чаши кровь разделяется на 5 потоков, которые соединяются потом в один. При такой живости представления страданий Христа Спасителя в образе Агнца неудивительно, что образ этот долго удовлетворял религиозному чувству верующих, заменяя представление действительного лица Распятого. Но с другой стороны, реалистическое направление, выражавшееся в этих художественных представлениях, указывает на пробуждавшуюся все сильнее и сильнее потребность действительного, личного изображения страждущего Христа, которая естественно должна была вызвать такое изображение, потому что при охлаждении религиозного чувства, которым отчасти и обусловливалось развитие указанного реалистического направления, последнее повело бы к профанации святыни, – что, кажется, и случилось. Поэтому VI Вселенский собор (681 г.) в Константинополе запретил представление Иисуса Христа в образе Агнца и постановил, чтобы Он не иначе был изображаем, как в человеческом виде. «На некоторых честных иконах, – говорится в 82 правиле, – изображается, перстом Предтечевым показываемый, Агнец, Который принят в образ благодати, чрез закон показуя нам истинного Агнца Христа, Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданныя церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству вместо ветхаго агнца: да чрез то созерцая смирение Бога Слова приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания, и спасительныя смерти, и сим образом совершившагося искупления мира» 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Пока лик протяжно поет: Аминь, священник читает тайную молитву перед возношением и раздроблением св. Агнца: «Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш…», в которой просит Бога, чтобы Он удостоил преподать Пречистое Его Тело и Честную Кровь самим священнослужителям, а через них и всем людям. Во время чтения этой молитвы диакон, стоящий на амвоне, препоясуется орарем крестовидно, и трижды поклонившись со словами: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя», возглашает: Вонмем, а священник, вознося св. Агнец, возглашает: Святая святым. Этим возгласом выражается мысль, что Святыня Тела и Крови Христовой может быть преподана только святым. Тут надо заметить, что в древности, как это видно и из Посланий Апостольских, все верующие христиане назывались « святыми », то есть освященными благодатью Божиею. Ныне этот возглас должен напоминать нам о том, что ко св. Причащению надо приступать с чувством глубокого сознания своего недостоинства, что одно только и делает нас достойными принять великую святыню Тела и Крови Христовой. На архиерейской литургии перед этим возгласом закрываются и царские врата, которые, когда служит архиерей, в течение всей литургии до этого момента бывают открытыми. Алтарь в это время становится как бы той горницей, в которой совершена была Господом Тайная Вечеря. Архиерей при этом изображает собой лицо Господа Иисуса Христа, а священники – апостолов. На возглас «Святая святым» лик ответствует: Един свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, Аминь, выражая этим, что никто из предстоящих не может достигнуть такой святости, которая дозволяла бы ему дерзновенно, без страха приступить к причащению Св. Таин Христовых. Диакон затем входит в алтарь южными дверьми. Раздробление Агнца и причащение священнослужителей Войдя в алтарь и став справа от священника, диакон говорит ему: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник с великим благоговением раздробляет св. Агнец, разделяя Его обеими руками на четыре части и полагая их крестовидно на дискосе так, что частица ИС лежит вверху, частица ХС внизу, частица НИ налево и частица КА направо.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы - апостолы или, шире, вообще христиане. Агнец из мозаик Равенны (VI в.) изображен с нимбом, на котором - хризма; тем самым его соотнесенность с Христом предстает как совершенно бесспорная. Изображение Христа в виде Агнца намекало на тайну Крестной Жертвы , но не обнаруживало ее перед нехристианами; однако во времена широкого распространения христианства оно было запрещено 82 правилом VI (V-VI) Вселенского собора 692 г., поскольку первенство в почитании должно принадлежать не прообразу, а самому образу Спасителя " по человеческому существу " . По отношению к " прямому образу " такие символы являлись уже пережитками " иудейской незрелости " . В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет " ловцами человеков " (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет " неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода " (Мф 13:47). Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк 6:34-44; Мк 8:1-9), трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении (Ин 21:9-22), которая нередко изображается в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей. В Писании Христос говорит: " Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? " (Мф 7:9-10). По мысли толкователей образ рыбы относится ко Христу как истинному Хлебу Жизни, в противоположность змее, которая символизирует диавола . Изображение рыбы нередко сочетается с изображением корзины с хлебами и вином, и таким образом символ рыбы связывается с Самим Христом. Выше мы писали, что этой соотнесенности способствует и графический облик греческого названия рыбы. Символика рыбы оказывается связанной и с таинством Крещения. Как говорит Тертуллиан: " Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде. "

http://pravoslavie.ru/archiv/simvolika/s...

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди на 4 и благоверного князя на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Триоди: «Яко по суху…». По 3-й песни – кондак и икос благоверного князя; седален благоверного князя. «Слава» – тот же седален или ин седален благоверного князя, глас тот же , «И ныне» седален Триоди, глас 4-й: «Изгнан бысть…» или «Ныне время…» (по выбору). По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й. «Слава» – светилен благоверного князя, «И ныне» – светилен Триоди: «Заповедь Твою…» или «Изгнана бывша…» (по выбору). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 8-й – 4, и благоверного князя – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни); затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца», и стихира Триоди, глас 6-й: «Адам из рая…». «Слава» – Триоди, глас тот же: «Приспе время…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 8-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь благоверного князя. Кондаки Триоди и благоверного князя читаются попеременно. На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы. Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом. Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспоминание…», «Яко овча…», «И яко Агнец…», «Во смирении Его…», «Род же Его…», «Яко вземлется…», «Жрется Агнец…» и «Един от воин…». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином. Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей…», а не «Хлебы сия…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Древняя пасхальная вечеря имела значение лишь временное и пророческое. Она и могла быть совершаема только в пасхальный день. Вечеря же новозаветная имеет значение вечное и почти повседневно совершается вселенскою Церковью Христовою. Пасхальною жертвою ветхого завета был избранный из овчего стада первородный агнец. Пасхальная жертва нового завета есть предвечный, непорочный и пречистый Агнец Божий ( 1Пет.1:19 ), Единородный Сын Бога Отца, исполненный благодати и истины ( Ин.1:14 ). Встхозаветная жертва служила только прообразом всемирной жертвы Голгофской. Жертва новозаветная, принесенная для искупления и спасения мира является исполнением и завершением всех ветхозаветных жертв. Самым важным событием во время тайной вечери было установление Христом Спасителем таинства св. евхаристии, навсегда заменившего ветхозаветную пасху. Благовествуют об этом св. евангелисты Матфей (26:26-28), Марк (14:22-24), Лука (22:19-20) и ап. Павел ( 1Кор.11:23-25 ). Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб (артос), благодарил, благословил, преломил и дал ученикам Своим, говоря: приимите, ядите: сие есть тело Мое, за вас ломимое. Также взял Он и чашу после вечери и, хвалу воздав, подал им и сказал: пейте от нея все: сия есть кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая, во оставление грехов; сие творите в Мое воспоминание. Так Господь Спаситель положил начало важнейшему из таинств христианской веры и под видом хлеба и вина впервые причастил апостолов Своим телом и Своею кровью. В таинстве причащения Господь соединил все, что приобрел для нас Своим добровольным ради нас уничижением, и преподал нам высочайший дар Своей неизреченной и безграничной любви к нам — тело и кровь Свою. Так, по заповеди Христа Спасителя, по примеру апостольскому, по чину святоотеческому, евхаристическое таинство и доныне совершается и, по слову Божию ( 1Кор.11:26 ), до конца мира будет совершаться истинно верующими во Христа. Когда священнослужитель божественной литургии возглашает слова Христовы: Приимите, ядите… пийте от нея вси и далее, молитвенно призвав Пресвятого Духа, благословляет жертвоприносимые хлеб и вино, тогда бескровная жертва таинственно пресуществляется в самое пречистое тело Христово и в самую всечестную кровь Христову, а затем св.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010