Ст 10. Зане кто укорил тя есть во дни малы? и возрадуются, и увидят камень, иже от чистаго олова, в руку зоровавеля: седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю. С евр.: Ибо, кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, – это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? Господь через пророка продолжает уверять, что построение Иерусалимского храма непременно кончится, несмотря на то, что Зоровавеля укоряли и порицали за построение сего храма во дни малы, т. е., когда только начинались работы, когда полагалось только основание храма, дело предпринималось великое, а средств не было, время было тяжелое, скудное, а, между тем, враги теснили Иудеев, мешали построению храма, и даже вооруженною рукою остановили это построение. См. Агг. 2:4 ; 1Ездр 3:12; 4:23, 24 . Все, по-видимому, говорило вначале, что храм Иерусалимский не созиждется. Но, где помогает Сам Господь, там все возможно, там нет непреодолимых препятствий. Итак, смысл сего стиха такой: не силой, не крепостью человеческой созидается храм сей, говорит Господь, а силой Божией (ст. 6); а потому – кто будет презирать начало строения храма, во дни малы, когда, при препятствиях, работы не спорились, были скудны успехами? Напротив, все Иудеи возрадуются, когда увидят в руках Зоровавеля камень 52 из чистого олова, иначе, отвес (ватерпас), коим строители измеряли и уравнивали стены зданий, возрадуются, видя, что работы идут успешно и кончаются, а кончаются они благоуспешно потому, что наблюдают за ними оные семь очей Божиих на камне (3:9), назирающие всю землю, т. е. потому, что строение храма находится под особым наблюдением Божиим, угодно Господу (сн. Агг. 2:5, 6 ). Ст. 11, 12, 13, 14. И отвещах, и рех к нему, что суть две маслины сия, яже одесную свещника и ошуюю, (ст. 12) и вопросих вторицею, и рех к нему, что суть две ветви масличны, яже в руку двух усекалниц златых возливающих, и возношающих чашицы златыя; (ст. 13) и рече ко мне, глаголя: не веси ли, что суть сия; и рех: ни, Господи. (ст. 14). И рече: сии два сынове тучности, яже предстоят Господеви всея земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Идея этого общества проходит через весь Ветхий Завет и особенно ясно выступает у пророков ( Быт.1:1 ; Исх.19:5,6 ; Пс.9:9,23:1,7–10,94:4,95:5,10,102:19 ; Ис.6:3,11:1,11,12,13:11,19:1 ; Иер.23:5,6 ; Иез.28:24,25 ; Дан.2:44 ; Агг.2:22 ; Зах.14 ; Иоиль.2,3 ; 1Мак.2:17,18 ; Тов.13 ; Прем.10:10 и др.) С пришествием же Христа на землю это общество открылось, заступив место ветхозаветной теократии, оно водворилось в основанной Им Церкви. Поэтому мы не можем, согласно Священному Писанию , иначе представить Царство Божие, или Царство Сына Человеческого, как лишь в образе Церкви Христовой 29 . А между тем моралисты, о которых идет у нас речь, пытаются обосновать всю систему христианской морали на идее Царства Божия, отдельного от Церкви. «Как будто, говорит проф. Д.И. Богдашевский (ныне архим. Василий), можно быть членом Царства Божия, трудиться над его созиданием, не принадлежа к Телу Христову. Если говорят, что Царство Божие есть такой порядок жизни, где воля Божия является законом для людей, то естественно спросить, где же и каким образом этот порядок достигается?.. Царство Божие приносит величайшие блага, но оно ни в каком случае не может быть разрешаемо в чисто этическое понятие» и, следовательно, не может быть полагаемо, добавим от себя, в основание системы христианской этики 30 . Если сейчас рассмотренной нами точке зрения в постановке христианского нравоучения не чуждо стремление обособить нравственное богословие от догматического, то усиленно рекомендуемая высокопреосв. Стефаном точка зрения проф. Гренкова на изложение христианской нравственности как на описание объективно-субъективного спасения человека, по-видимому, впадает в противоположную крайность. Эту последнюю точку зрения на данный предмет проф. Гренков развивает в общих чертах в известном своем проекте нового построения системы христианского нравоучения. «Описание и изображение свойства благодатного Царства Христова как идеальной сферы нравственного совершенства, как объективной идеи добра, по этому проекту, есть первая и ближайшая задача православного моралиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Кроме того, у Сираха перечисляются пророческие книги согласно с нынешним расположением их в еврейском каноне: Исайя ( Сир.48:25–28 ), Иеремия, Иезекииль и 12 малых пророков, соединенных в одну книгу (49:8–12). Такое расположение пророческих книг, с пропуском Даниила и с соединением 12 малых пророков в одну книгу, находится и ныне в еврейском каноне. – Затем, из более внимательного анализа книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, видно, что автор ее имел в руках и знал все Священные ветхозаветные книги, как древние, так и позднейшие. Достаточно прочесть гимн Сираха великим древним мужам, основанный на всех ветхозаветных – законоположительных, исторических, учительных и пророческих – книгах (44–49 гл.), чтобы непререкаемо убедиться в этом. Цитат из более древних книг не будем в частности и приводить, так как в знакомстве с ними Сираха и сомнения не может быть. Из позднейших же, послепленных книг, достаточно указать на следующие места: о Давиде Сирах говорит словами книги Паралипоменон ( Сир.47:9–12 ­­ 1Пар.24–26 глл.), об Ездре и Неемии словами книг их имени ( Сир.49:13–15 ), Зоровавель называется, согласно словам пророка Аггея, «перстнем на руке Господней» ( Сир.49 ­­ Агг.2:23 ); согласно пророку Малахии, Сирах ожидает пришествия пророка Илии для обращения сердец отцев к детям ( Сир.48 ­­ Мал.4:5–6 ). Таким образом, ко времени Сираха несомненно и послепленные писания существовали уже в Священном кодексе. – На книги, заключающиеся в этом кодексе, Сирах смотрел, как на завет Вышнего (28:8), источник мудрости (24:18) и даже жизни человеческой (17, 12; 24, 23), как на мудрость, исходящую от Бога (44:2–5). От исполнения заключающихся в них правил жизни зависело, по взгляду его, благополучие еврейского народа (44–49 глл.). Очевидно, древний, не раз подтвержденный нами, взгляд на ветхозаветные книги, как на Священные писания, и при Сирахе оставался, неизменным. Таковы свидетельства о ветхозаветном каноне из начала III-ro в. до Р.Х. – времени происхождения книги Премудрости Сираха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Важно, что для библейских Пророков – и Самого Господа Иисуса – отношение к бедным было проявлением завета с Богом. Поклонение Богу и заботу о «бедном, пришельце, сироте и вдове» невозможно было разделить. Для людей Ветхого Завета богопочитание подразумевало существенные материальные издержки и пожертвования. Скиния, а потом и храм, должны были быть украшены «искусной работою» (например, Исх.36:8 ), с использованием драгоценных материалов (положим, Исх.25:18 ). Пророк Аггей выражает негодование Бога на людей, которые пренебрегают обустройством Храма ( Агг.1:4–10 ). Пересмотрена ли эта забота о поклонении Богу в Новом Завете? Господь Иисус нередко резко порицает религиозных людей своего времени, но что Он не критикует, так это Храм. Иерусалимский храм был чрезвычайно величественным сооружением, которое недавно перестроил царь Ирод Великий. Как Господь относится к этой дорогостоящей постройке, воздвигнутой явно не добродетельным царем, да еще на деньги налогоплательщиков? Он говорит о том, что этот Дом принадлежит Его Отцу ( Лук.2:49 ). Он называет Храм «домом Отца» и, подобно ветхозаветным Пророкам, ревностно негодует о злоупотреблениях в Нем ( Иоан.2:16,17 ). Он одобряет вдовицу, которая отдала на Храм последние деньги ( Лук.21:2–4 ), говоря, что то, что она отдала на Храм, она отдала Богу. Он обличает фарисеев, в частности, в том, что они позволяли неблагоговейно клясться храмом ( Матф.23:16–19 ), и упоминает при этом, что Храм – место, где пребывает Бог ( Матф.23:21 ). Можно, конечно, полагать, что деньги, потраченные на строительство и содержание Храма, лучше было раздать бедным вдовицам, но при этом невозможно ссылаться на Господа Иисуса. Он так явно не считал. Кроме того, мы знаем, что Иисус принимал пожертвования. В Евангелии упоминается денежный ящик ( Иоан.12:6 ). Он также принимал то, что мы бы сейчас назвали спонсорской помощью от состоятельных сторонников. Евангелие называет некоторых из них. «Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» ( Лук.8:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Научились обращаться с молитвою и говорить: «и буди светлость Господа Бога нашего на нас» (Пс. 89:17), и опять: «благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю» (Пс. 113:23). А что Бог требует Себе не бездушного вещества, но духовного благоукрашения, на это указывает в словах: «мое сребро и мое злато». Это подобно тому, как если бы сказал: не считайте бесславным храм за то, что быть может он не будет иметь золота и серебра и блеска богатств. Я не имею в этом нужды, ибо мое все золото и все серебро. Напротив, Я ищу истинных поклонников (Ин. 4:23), блеском таковых позлащу храм Мой. И как в то время, когда отклонял Израиль от подзаконных жертв, Он почел необходимым сказать: «не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов,... мои бо суть вси зверие селнии, скоти в горах и волове» (Пс. 49:9—10); так и здесь, отвергая украшение вещественное и требуя, напротив, духовного, говорит, что мое сребро и мое злато, то есть довольно и Я преисполнен и не имею нужды ни в чем таком. Напротив, украшением Моим да будет тот, кто имеет веру правую, отличается достоинствами добродетели, украшен любовью ко Мне, чист сердцем, нищ духом, милосерд и добр. Собравшись в храм, то есть Церковь, таковые являют ее доброславной и всеизвестной. Агг.2:9. Зане велия будет слава дома сего, последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель: и на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержитель, мир души в снабдение всякому зиждущему еже восставити храм сей    Итак, во время пришествия Спасителя нашего несравненно славнейший явился храм Божий, настолько лучше и превосходнее древнего, насколько, как об этом каждый может судить, отличается и подзаконное служение от Христова и евангельского, и истина от сеней. Впрочем почту должным сказать и еще вот что. Один и в одном Иерусалиме был древний храм и один народ составлял Израиль, совершавший в нем жертвы. Когда же Единородный стал подобен нам, Бог сый Господь и явися нам, — по Писаниям (Пс. 117:2), тогда поднебесная уже наполнилась святыми домами и бесчисленными поклонниками, кои чтут Бога всяческих духовными жертвами и умными благовониями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3520...

13) Христос есть оная Ноева голубица, о коей пишется: и возвратися к нему голубица к вечеру, и имеяше сучец масличен с листвием во устех своих ( Быт.8:11 ). Ибо Он к вечеру, то есть при кончине лет, принесёт нам радостную весть, яко уступи вода, то есть вечное проклятие от лица земли, и уверил нас о милости и мире Небесного Отца: и пришед благовести мир ( Еф.2:17 ). – Слава в вышних Богу, и на земли мир ( Лк.2:14 ). 14) Христос есть пшеница посланная в зачатии, прозябшая в рождении, принесённая в дом во время очищения, биенная и измеленная в смерти, очищенная в Воскресении, ежеденно ядомая в Причащении. 15) Христос в Евангелии уподобляет себя кокошу (курице): Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланныя к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте? ( Мф.23:37 ) Ибо Он каждого благодатью своею согревает, простирает на них крылья Свои, зовёт к Себе чрез покаяние, и от лютого коршуна диавола защищает. 16) Христос есть Иаков, посланный в Месопотамию ( Быт.28:1–2 ) мира сего, да поймет себе Лию и Рахиль, то есть Иудейскую и языческую церковь , и да соединит Себе. 17) Христос есть Исаак 23 ; ибо справедливо всем языкам сотворил смех, коей радости никтоже возмет от нас ( Ин.16:22 ). [Снеси: ( Агг.2:7 )]. 18) Христос есть лев 24 , из коего яко пчёлы произошли христиане: и обратися (Самсон) видети труп львов, и се, рой пчел во устех львовых и мед ( Суд.14:8 ). Христос есть истинная манна. Ибо: α) родился без семени мужеского, но наитием свыше Святаго Духа. ß) Манна была маленькая, как пишется: и се, на лицы пустыни мелко яко кориандр ( Исх.16:14 ): и Христос был мал и презрен: и видехом его, и не имяше вида, ни доброты ( Ис.53:2 ). γ) Манну мололи и толкли, как пишется и исхождаху людие и собираху, и меляху в жерновах и толцаху в ступах ( Чис.11:8 ): Христос – сотрен смертию, и смерть Его – всем спасительна; ибо Иудей и Еллин творит из неё себе потребники: и творяху из нея потребники ( Чис.11:8 ). δ) Иудеи не разумели, что значит манна? Узревше же то сынове Израилевны, реша друг ко другу: что есть сие? Не ведяху бо, что бяше ( Исх.16:15 ): и Христос не знаем был Иудеями: не сей ли есть тектонов Сын? ( Мф.13:55 ) ε) Манна подавалась всем равно: богатым и убогим – на человека по Гомору: и измеривше гомором, не преизбыточествова иже много, и иже мало, не мнее прият ( Исх.16:18 ): Христос подаётся всем равно, – Весь подаётся всякому верующему. ζ) Манна не падала с небес в день субботний: бысть же в седмый день, изыдоша нецыи от людий собирати, и не обретоша ( Исх.16:27 ): и Христос в субботу почивает во гробе. μ) Манна сохраняема была в стамне: Христос сохраняется в ковчеге сердец наших Богоугодною жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

С евр: «обратите же сердце ваше на время от сего дня и назад, от двадцать четвертаго дня девятаго месяца, от того дня, когда основан храм Господень, обратите сердце ваше. ( Агг.2:19 ) Есть ли еще в житницах семена? Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не приносили плода; а от сего дня Я благословлю их». Св. пророк повторяет сказанное ( Агг. 2:10 ), и убеждает, как можно внимательнее рассмотреть время до созидания храма, внимательнее размыслить о событиях, бывших до сего времени. Пророк нарочито останавливает внимание Иудеев на этом времени, дабы они узнали, что все бедствия, их постигшие, произошли именно от нерадения их к созиданию храма. Не созидая храма, заботясь только о своих выгодах, пренебрегая священным, вы дошли, говорит Сам Господь Бог, до такого жалкого положения от засухи и бесплодия, что и питаться вам почти было нечем, – у вас не было ни хлеба, ни плодов. Посмотрите, найдется ли еще ( «познается») что-либо у вас на гумне? От чего доселе не дают вам плодов ваши виноградники, деревья смоковничные, яблочные (гранатовое дерево) и оливковые? Но как теперь вы уже начали созидание храма, то Я вас благословлю плодородием, вы должны ждать богатой жатвы, много всяких плодов. Блаж. Феодорит находит такой смысл: вспомнив о сем (о том, что было до построения храма) заметьте, какой будет у вас урожай после сего, как начали строение храма. Ибо такое подам вам обилие необходимого, что и самых мер не будете знать на гумне, с благословением снабжу вас и сочными плодами, умножу сбор и плодов древесных» Подобн. обр. по LXX объясняет и бл. Иероним. Агг.2:20–22 . И бысть слово Господне вторицею ко Аггею пророку в двадесять четвертый месяца глаголя: рцы к Зоровавелю сыну Салафиилеву от колена Иудова глаголя: Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею, и превращу престолы царей, и потреблю силу царей языческих, и превращу колесницы и всадники, и снидут кони и всадницы их, кийждо во оружии на брата своего С евр: «и было слово Господне вторично к Аггею, в двадцать четвертый день месяца, и сказано: ( Агг.2:21 ) скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: Я потрясу небо и землю; ( Агг.2:22 ) и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств народов, опрокину колесницы и сидящих на них; и низринуты будут кони и всадники их, один мечем другаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Агг.1:2 . Сице глаголет Господь Вседержитель: людие сии глаголют: не прииде время создати храм Господень. Агг.1:3 . И бысть слово Господне рукою Аггеа Пророка, глаголя: Агг.1:4 . Аще время убо вам есть жити в домех ваших истесанных, храм же сей запусте? Иереем великим божественному Писанию обычно называть архиерея. Посему, когда Иисус был архиереем и Зоровавель народоправителем, Бог пред ними, как бы пред некими судиями, обвиняет народ чрез Пророка, и говорит: смотрите, сколько самого усильного попечения прилагают они о домах своих, не только строят, но и украшают их, а дома Божия, ради Которого все они участвуют в общем их спасении, не хотят строить, утверждая, что время не благоприятствует созиданию. Агг.1:5 . И ныне еще глаголет Господь Вседержитель: устройте сердца ваша в пути ваши. Водитесь здравым помыслом, будьте судиями своих начинаний, и дознайте, сколько разности между ревностию о божественном и нерадением. Потом говорит, что, расточая много семян, собирали они весьма мало плодов, от чего всегда терпят голод и жажду, и никогда не насыщаются, но живут в нищете и бедствуют, так что не имеют у себя и необходимой одежды. Ибо говорит Пророк: Агг.1:6 . Облекостеся и несогрестеся в них: и собирали мзды, собра во влагалище дираво. Кроме самих владельцев, живущие трудами рук своих, обыкши брать плату и сберегать добытое трудом, расточая собираемое, ни малой пользы не получали от многих трудов своих. Потом снова повелевает Бог водиться целомудренным помыслом, предпочесть всему попечение о Божием храме, идти на вершины гор, осененных лесом, и рубить дерева пригодные для строения, обещая им содействовать и соделать их славными. Напоминает же им о прежней скудости, чтобы знали они, какая награда бывает за нерадивость. Агг.1:9 . Призресте на многа, и быша мала, и внесосте я в храм, и отдунух я. Ожидая пожать много плодов, обманулись вы в надежде, собрав не много, и тем не воспользовались; потому что рассыпал Я это из самых влагалищ. Агг.1:10 . Сего ради удержится небо от росы, и земля оскудит изношения своя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010