стр. 437 примеч.) и которые, нужно заметить, много способствуют уразумению внутренних причин войны. А что касается той мысли Иосифа, нашедшей для себя оправдание и в речи Агриппы, что восстание было делом не всего народа, а лишь отдельных злонамеренных личностей, то автор без достаточных оснований называет эту мысль лживую (стр. 441). Но, относясь к свидетельствам Иосифа Флавия касательно римлян и иудейской войны с таким критицизмом, автор в иных случаях относится к нему с излишним доверием. Как было выше сказано, автор в соответствующих местах делает сопоставление свидетельств Иосифа Флавия с библейскими свидетельствами. Эти сопоставления весьма часто ограничиваются только указанием различий между тем и другим рядом свидетельств, а иногда сопровождаются и замечаниями критического свойства, причем объектом критики автора являются уже не свидетельства Иосифа, а библейские, которым он иногда готов предпочесть свидетельства Иосифа. Так, излагая содержание первых пяти глав XI книги Археологии Иосифа, относящихся к истории Ездры и Неемии, автор делает довольно значительный экскурс в область библейской экзегетики, по поводу 1Eздp. IV, 6–23 . Усматривая в упоминаемых здесь именах персидских царей Агашвероша и Артаксеркса несоответствие с свидетельством V гл., а также с Агг. 1, 1 и Зах. 1, 1 и д., автор относительно этого места 1 Ездры (6–23 ст. IV гл.) высказывает предположение, что оно или должно быть изъято отсюда и отнесено к повествованиям времени Ксеркса и Артаксеркса (стр. 184–185), или же должно быть исправлено согласно учению Иосифа Флавия, который здесь, вместо Артаксеркса, читал имя «Камбиза» (стр. 185). Здесь таким образом, о. Иосиф, по-видимому, склоняется больше на сторону Иосифова, чем библейского свидетельства. Равным образом говоря о народной переписи в Палестине, бывшей в наместничество Квириния, автор, согласно свидетельству Иосифа, склоняется к тому предположению, что «это важное событие как будто имело место по низложению Архелая и по формальном объявлении Иудеи римскою провинцией, то есть – не позже и не раньше 6/7 года по Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Несомненно, очень древнее, соферимское и доталмудическое происхождение имеют критические замечания: keri velo ketib (читай, но не пиши). Например, во 2Цар.8 – сл. отмечено таким замечанием, потому что казалось невозможным, чтобы Адраазар имел на Евфрате владения; во 2Цар.16 – сл. , потому что недопустима мысль, чтобы всякий мог вопрошать Бога (также Иер.31:38; 50:29 ; Руф.2:11; 3, 5, 17 ) и т.п. – Еще: ketib velo keri (пиши, но не читай): в 4Цар.5 частицу после отметили этим замечанием, как представлявшуюся излишней (и у LXX нет ее); во Втор.6 – местоимение – перед , сохранившееся и у LXX, казалось излишним. Также у Иер.51:3 ; Иез.48:61 ; Руф.3:12 . Также: keri u ketib (читай и пиши) в Лев.21:5; 23, 13 ; 1Цар.17:23 ; Агг.1:8 ... Kidduschim 89b. Sota 42b. loma 21, Berachot 14, 3. Все эти замечания перечисляются в талмуде, как очень древние, ведущие свое происхождение от Моисея и с горы Синайской (Nedarim. 37 fol.). По справедливому разбору их у Гейгера (Urschrift. 254–258 ss.), они могли произойти только на основании очень тщательного, хотя и не всегда беспристрастного, изучения священного текста. Плодом такого же изучения могло быть талмудическое объяснение обратного нун ( Числ. 10, 35–36 ) тем соображением, что им означаемый отдел стоит не на месте и, как у LXX, должен быть ранее 34 стиха (Sab. 115–116 fol.). Затем, многие ученые придают критико-текстуальный и экзегетический характер ненормально пишущимся буквам еврейского текста: majusculae, minusculae и suspensaë в Суд.18 – , вместо ; здесь вставлена буква малая, чтобы не оскорбить Моисея; в Числ.25 написано вместо – мир; в Лев. 11,42 в слове поставлена буква очень большая – может быть как срединная буква в Пятикнижии (Soferim. 9, с.). И эти своеобразные буквы очень древнего, доталмудического, происхождения; значение их талмудистам было неизвестно, но они свято заповедали всем писцам хранить неизменной их орфографию (Sab. 115). Наконец, несомненно, критическое же значение имеют точки или звездочки над некоторыми словами и буквами, называемыми nikudot.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

10,12 и 3,2; 1,17; 2,12). За такого рода упование князей Господь сделает их «как жаровню с огнем среди дров и как горящий факел среди снопов; и будут они», как огненное пламя, «поядать по правую и по левую сторону все окрестные народы, а Иерусалим (население Иерусалима) будет жить» невредимо «на своем месте во Иерусалиме». Вместе с Иерусалимом получит свое спасение от Бога и весь народ завета, и притом так, что в этом отношении никакая часть народа не будет иметь повода к возношению над другой частью. «И наперед спасет Иегова шатры Иуды», спасет прежде всего бедные, сравнительно с великолепными зданиями столицы, незначительные палатки народа Иудейского, наперед спасет Иегова беззащитного, вполне зависящего от Божьей помощи Иуду, спасет наперед с той целью, чтобы «величие» обетованное прославление (гл. 4,6; 10,14; Агг.2,23 ) «дома Давидова», царственного Давидова рода, продолжавшегося с Зоровавеле и роде его и завершившегося в Иисусе Христе, и «величие жителей Иерусалима», как города богоизбранного и потому обладавшего славными Божиими обетованиями (1,16,17; 2,4.8–13), «не превышало величия Иуды», чтобы все, как хорошо укрепленная, богатообстроенная и много облагодейственная столица и полный Божиих обетований царский род, живущий в ней, так равно и беззащитное население земли Иудейской имели равное участие в том спасении от врагов и в том прославлении, которые приобретаются не человеческими силами, а даруются от Бога и вследствие этого требуют от всех, кто получает спасение и прославление, искренней благодарности к своему благодетелю. Ибо «в тот день», в день борьбы народа Божия со врагами, в день спасения его, «Иегова будет защищать жителей Иерусалима» (синекдохическое обозначение всех жителей царства). Вследствие этого Божьего покровительства, вследствие защиты Его, «слабый между ними», шатающийся, немогущий твердо стоять на своем месте ( 1Цар2,4 ), «будет в тот день как Давид» ( 1Цар.17,34–58 ; 2Цар17,8 ), будет самым воинственным героем у Израиля, «дом же Давидов», род Давидов, а вместе с тем и всякий сильный, могущественный в царстве «будет как Бог», будет обладать сверхъестественною силою и крепостью, «будет подобен Ангелу Иеговы перед ним», тому Ангелу, Который, будучи существенно един с Богом, руководить всею ветхозаветною жизнью народа богоизбранного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

   б) Это подкрепляется и древними обетованиями Божьими, что Мессия будет чаянием не только Иудеев, но и язычников (Быт. 49:10; Агг. 2:8), что о нём благословятся все племена земные (Быт. 22:18), что Его будут ублажать все народы (Пс. 71:17). Понятны все такие обетования при мысли о Мессии, Царе духовном, который из всех людей, Иудеев и язычников, создаст единое благодатное царство, дарует всем им новые, совершеннейшие законы веры и нравственности, ниспошлёт обилие сил духовных, и всеми средствами будет руководить своих последователей к достижению царства славы. Но как согласить эти обетования с мыслью о Мессии-завоевателе, который должен истребить, быть может, целые миллионы людей, покоряя их своему скипетру, и наконец, подчинить все народы вечному игу Иудеев! В каком смысле Он будет тогда источником благословении для всех языков? За что тогда станут ублажать Его все племена земные?    в) Это, наконец, подкрепляется и теми многочисленными пророчествами, которые предвозвещают в Мессии Царя мирного и кроткого, имеющего повсюду водворить мир между Иудеями и язычниками и основать такое царство, царство всеобщей любви и тишины, где волк будет жить вкупе с агнцем, где раскуют даже мечи воинские, как вовсе ненужные, на земледельческая орудия, и никто не станетучиться бранному искусству. Радуйся зело, дщи Сиони, взывает по этому случаю один из Пророков, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна,— и потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима, и потребит лук бранный, и множество, и мир от языков: и обладает водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли (Зах. 9:9-10). Возсияет, говорит другой Пророк о Мессии, во днех его правда, и множество мира, дондеже отъимется луна, и обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенные (Пс. 71:7-8). И будет, продолжает третий, препоясан правдою о чреслех своих, и истиною обвит по ребрам своим: и пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут, и отроча мало поведет я: и вол и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев аки вол ясти будет плевы: и отроча младо на пещеры аспидов и на ложе исчадий аспидских руку возложит: и не сотворят зла (Исайи 11, 5—8.См. также: Ис. 9:6 и 7; 52, 7 и 10; Иезек. 34:23-26; Мих. 4:3 и 4; Наум. 1. 15 и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

А что из-за любви ко Христу должны были сыны противиться отцам, дочери матерям, братья братьям, можно ли сомневаться в этом, когда Спаситель ясно сказал: «приидох разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою: и невесту на свекровь свою: и врази человеку домашнии его» (Мф. 10:35—36). Враги — поскольку держались других мыслей, но вскоре и друзья — в единодушии веры и в единстве духа любви во Христе. Агг.2:23. В день той, глаголет Господь Вседержитель, прииму тя, Зоровавелю, Салафиилев, рабе мой, глаголет Господь, и положу тя яко печать, понеже тя избрах, глаголет Господь Вседержитель    Не к Зоровавелю во всей своей истинности относилось это слово, но, вернее, оно было к Господу нашему Иисусу Христу, как прекрасно предызображенному в лице Зоровавеля; потому что он был и из колена Иудина, и царь, и вождь освобожденных из плена, и как бы начальник над зиждущими дом Господень. Итак, взяв Тебя, говорит, раба Моего, — то есть явившегося в зраке раба (Флп. 2:7), однако свободного по природе, — в то время, когда Я решу низложить властелинов с престолов и изгнать начальство — «яко печать положу». Печать же Бога и Отца есть Сын, как имеющий всецелое и совершенное подобие с Ним и отражающий в собственной красоте природу Родившего. А в Нем и нас отпечатлевает Бог в подобие Свое: если во Христа преобразуемся, то приобретаем как бы и образ Бога. И так, Сын есть точное отображение Бога и Отца, и Его «избрал», то есть соделал возлюбленным и избранным. Таковым Он исповедал Его при струях Иорданских, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволих» (Мф. 3:17); ибо благоволил Бог и Отец восстановить все (в первоначальном порядке) и возвести к первоначальному состоянию, как и божественный Павел пишет: «возглавити... яже на небесех и яже на земли» во Христе (Еф. 1:10).    Т.е. в ларь, закром.    Маслобойня или винодельня, — место, где выжимали масло или виноград. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3520...

Начиная с 29 ст. и до конца идет последняя, как бы прикладная по смыслу часть псалма с широкими мессианскими упованиями. В этой приспособительной к настоящему и будущему части естественно чувствуется по местам ретушировка от руки редактора – хормейстера послепленного храма, приспособлявшего унаследованный от допленной древности псалом к религиозным нуждам и надеждам переживаемого времени. Поэтому, например, в следующем – 30 ст. уже, вместо сосредоточения внимания на одном Ковчеге Завета, прямо говорится об Иерусалимском храме, и уже сюда, а не к ковчегу только, ожидается принесение даров, духовно обращаемых к вере в Бога Израилева иноземных царей. Эта картина напоминает целую серию предыдущих мессианских пророчеств: Ис. 60 гл.; Захар. 10–13; 6, 15; 8, 21–23 ; Агг. 2, 7 (при правильном чтении и переводе). Краткая формула псалмопевца о дарах царей земных Иерусалимскому храму, сказанная, между прочим, без развития, отрывочно, – лучшее свидетельство того, что эта идея теперь уже общеизвестна, всем близка, понятна, не требует доказательств и новых внушений, т. е., что она явилась в итоге вышеуказанных пророчеств, провозглашавших ее, как новую, поразительную, с разными ослепительными подробностями. Это как раз соответствует предположению о редактировании псалма не ранее конца VI века. Но буква текста этого стиха явно попорчена. Переводчики или разногласят, или (новые) просто первую половину опускают: «Мегехалеха ал Йерушалам» (букв. «(От храма Твоего на Иерусалим»); LXX: «От храма Твоего во Иерусалим». Эти предлоги «от» и «в» («ме» – «ал») непонятны. Симмах в своем переводе первый предлог ме-мин старается передать через δι , но от этого смысл не проясняется. Наблюдатели стихотворного ритма псалма находят, что этот стих написан прозой. А потому возможно, что он – глосса. И это тем вероятнее, что по смыслу он вяжется со стихом 32-ым, поясняя его, так что стих 31-ый кажется вставным и разбивающим связь речи. Пс.67:31 . Стих растянутый, выпадающий из границ ритма, явно осложненный внутренними глоссами, ими попорченный и доведенный до полной непонятности, так что новые переводчики одну строку его совсем пропускают по еτ непереводимости (Kittel, Staerk). Русский перевод старается перевести все, но при этом расходится далеко с LXX. Славянский передает греческий буквально:

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

    «Опроверж». 1. Как видите, любители истины, Аэтий снова пытается построить для нас речь, разсматривающую свойства в Боге и в том, что ниже Бога. И одно полагает первым, другое вторым. А между тем в Боге принимать первое или второе даже и на словах не (позволительно) законно: ибо в Боге все есть вместе, и не нуждается в прибавлении. Посему и рожденное благочестивый разум не допускает мыслить произведенным во времени: потому что в Боге Отце и Сыне и Святом Духе, то есть, в Троице сущей, которая есть Бог сущий, называется сущим Отец и сущим Сын, у Сущаго сущий, рожденный безначально и безвременно, как сказано: «у Тебе источник живота» и: «во свете Твоем узрим свет» (Пс.35:10) и: «сый в лоне Отчи» (Ин.1:18) и: «в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Ин.1:1); и о Святом Духе таким же образом: «Дух Мой настоит посреде вас» (Агг.2:5). Ты видишь, что в Троице ничего нет новаго. Посему ни сущность не предшествует свойству, ни свойство — сущности. Свойство же разумеем не такое, как непрочныя так называемыя свойства, имеющия изменения в каждом из имеющих положительныя свойства, если уже ты, Аэтий, принудишь нас говорить о свойстве, в отношении к Богу. И ничего в Боге нет ни более предпочтительнаго, ни после рожденнаго, но есть то, что приличествует достоинству к славословию; одному Божеству и одно славословие и одна честь, «да чтут Сына, якоже чтут Отца» (Ин. 5:23), и да не злословят Духа в виду слова угрозы, не отпускающаго им греха сего «ни в сей век, ни в будущий» (Мф. 12:32). Посему прилично ничего различнаго о Троице не думать, не благочествовать, не прославлять; но в Отце именовать Отца, в Сыне — Сына, в Святом Духе — Святаго Духа, и так в истине прославлять, так как приличествующим единой Троице образом поклонением воздавать Ей почтение и признавать достоинство Ея составляет необходимость истинной веры. И ни нерожденное не нуждается в рожденном, чтобы тем привнесено было что-либо в существо Его, и чтобы рожденное ясно было для Него виновником существа, ни существо рожденнаго не есть свойство естества нерожденнаго, и не называется так.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

Ибо написано: понеже вознесошася, то есть возгордились дщери Иерусалима, и ходиша высокою выею (Исаии 3, 16, 17) и прочее; то вместо пояса будут опоясаны веревками и вместо головного наряда будут обезображены плешью я вместо красивых и мягких одежд будут одеты в грубую власяницу.     И дал запястья (armillas) на руки твои. LXX: И возложил запястья на руки твои.    Давши нам добрые дела, Бог налагает запястья на руки наши. Поэтому Он говорит: и в руках пророческих уподобихся (Осии 12, 10), и часто мы читаем, что было слово рукою Аггея или Иеремии и других (Агг. гл 1). Также и в Иове (гл. 40) губы дракона просверливаются чрез кольцо (armilla) и все его ядовитое шипение, под которым разумеются превратные учения, просверливается кольцом добрых дел.     И цепочку вокруг шеи твоей.    Вместо цепочки, как мы перевели по второму изданию Акилы и Симмаху, LXX и Феодотион перевели καθεμα, что написано не только здесь, но и у Исаии (3, 18); „отнимет Господь украшение одежды их, и цепочки и головные украшения (corymbas) и кольца (circulos) и καθεμα. Думаю же, что [словом] καθεμα они называют ожерелье из различных драгоценных камней, спускающееся на грудь женщин и служащее самым красивым нарядом женским.    Ст. 12. И дал серьгу на лицо или на ноздри твои. Еврейское слово nezem, за исключением Симмаха, переведшего πινιον (носовое кольцо), все перевели серьга, не потому, чтобы в ноздри вкладывались серьги, которые, как висящие в ушах (airibus), называются inaures, а потому, что кольцо, сделанное на подобие серег, называется тем же именем, и доселе, в числе других украшений у женщин, обыкновенно висят спереди на лице золотые кольца и достигают носа. Мы в том случае понимаем их в духовном смысле, когда с апостолом можем сказать: Христово благоухание есмы в спасаемых и в погибающих. Овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот (2 Кор. 2:15). Когда мы живем и о нас может быть сказано: не мертвии восхвалят Тя, Господи, но мы, живии (Псал. 113:23-26), тогда Господь обоняет запах благовонной жертвы нашей и мы имеем золотое кольцо чувств и божественных учений в ноздрях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И далее: только из нечестивой роскоши, этой матери всех зол, грубым косматым покрывалом по причине его дешевизны пренебрегают, хотя оно совершенно удобно может служить и ложем, так что не будет нужды при этом ни в пурпуровых, ни в финикийских покрывалах. Что это за мечтательство, что за воображаемое чувство красоты! Наблюдайте! Господь ел из обыкновенного блюда и повелел Своим ученикам возлечь на земле на траве; их ноги Он омыл, подпоясавшись льняным полотенцем (Ин. 13, 4). Бог и Господь вселенной, Он смиренно, без серебряного умывальника сошел с неба; у самарянки, черпавшей из колодца глиняным сосудом, просил Он пить; и не из царского золота утолял Он жажду, но учил делать это легкими способами. Мерилом поставлял Он потребность, а не равнодушие к добру и к лучшему… Вообще пища, одежда, домашняя утварь, короче, все в дому должно быть согласовано с законом христианской жизни, иметь отношение к лицу, возрасту, призванию и времени. Служителям Единого Бога идет к лицу, если и имущество, и вся домашняя их утварь носят на себе печать исключительно нравственной жизни и если каждый отдельный человек во всем вообще обнаруживает дышащий единством порядок жизни, соответствующий и сообразный с никого не различающею верою, этим одноформенным нравственным законом. Что не тяжело приобрести, то с легким сердцем и употребляется, то беречь легко, расставаться с тем легко; этого рода полезное есть лучшее; дешевое, следовательно, лучше, чем дорогое. Вообще богатство, дурно управляемое, есть целая укрепленная гора греха и злодеяния. Многие на него зарившиеся не могли войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23, 24); до болезненности страстно добиваясь вещей этого мира, они потонули в своих порочных пожеланиях. К спасению же стремящиеся тотчас же должны освоиться с мыслью, что всякое имущество существует лишь ради употребления его и что удовлетворению потребности служит только то, что приобретается малым. Безумцы те, которые в своей ненасытимости сокровищами услаждаются. Кто золото собирает, говорится, тот собирает в прорванный невод (Агг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Вообще богатство, дурно управляемое есть целая укрепленная гора греха и злодеяния. Многие, на него зарившиеся, не могли войти в Царство Небесное (Мф. 19:23–24); до болезненности страстно добиваясь из–за них самих вещей этого мира, они потонули в своих порочных пожеланиях. К спасению же стремящиеся тотчас же должны освоиться с мыслью, что всякое имущество существует лишь ради употребления его и что удовлетворению потребности служит только то, что приобретается малым. Безумцы те, которые в своей ненасытимости сокровищами услаждаются. Зарабатывающий плату, говорится, зарабатывает для дырявого кошелька (Агг. 1:6). Такой походит на собирающего семя в амбаре, иное запирающего там, позволяющего ему портиться и никому его не дающего (Притч. 11:24). Но совершенный позор и открытого осмеяния это достойно, если мужчины приказывают приносить себе серебряные ночные горшки и стеклянные челночки, кои как бы какого советующего друга подле себя и имеют; и это смешно, если богатые женщины обзаводятся нелепыми этими биде из золота, как если б даже этого дела (омыться) нельзя было им сделать не питая своего тщеславия. О, если б эти люди и во всей остальной своей жизни золото навозом считали! Но теперь «жадность к деньгам» оказывается как бы «Акрополисом (укрепленной горой) греха»; апостол называет ее корнем всякого зла; которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6:10). Лучшим же богатством является не иметь никаких пожеланий; и истинной гордостью должна быть эта, чтобы богатством не чваниться: а им пренебрегать, Позорно гордиться домашней утварью; не следует хлопотать о приобретении вещей, которые всякий, кому угодно, может купить да рынке. Мудрости же нельзя купить на земную монету; не на рынке, а на небе она дешево продается; и купить ее можно лишь на истинную монету, бессмертным Логосам, царственным этим Золотом. 4. О поведении какого следует держаться на пиршествах Чувственная любовь и пьянство и все гнусные и безрассудные страсти пусть имеют место где–то, вдали от нас, а не в нашем круге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010