Данный вопрос, если поставить его отдельно, неизбежно ведет к такой отрицательной оценке. Прежнее предположение, что Феодор Мопсуестийский воспринимает пророчества в типологическом, то есть в двояком смысле (низком историческом и высоком таинственном) 1206 не выдерживает критики. По всей видимости, ответ следует искать в общем контексте богословия и библейской герменевтики Феодора. 1. Приговор V Вселенского Собора основывается, очевидно, на определенных псаломских ( Пс.68:10 = Ин.2:17 ; Пс.68:23 = Рим.11:9 ; Пс.68:26 = Деян.1:20 ) 1207 и пророческих ( Ис.53:7 1208 ; Ам.1:11 ; Ос.11:1 ; Мих.4:1–3; 5:1 ; Иоил.2:28 ; Агг.2:9 ; Зах.1:7–8; 9:9; 11:12–14 ; Мал. 1:11; 3:2; 4:5 ) цитатах, мессианский смысл которых Феодор отвергал, противореча церковному Преданию. Он объясняется также тем фактом, что Феодор, сомневавшийся в понимании учениками Спасителя Его божества прежде Пятидесятницы, толковал в несобственном смысле свидетельства Пс.2:7 и соответствующее исповедание Петра в Кесарии Филипповой ( Мф.16:16 ) 1209 . 2. То обстоятельство, что Феодор Мопсуестийский принимал, по крайней мере, четыре Псалма в мессианском смысле, уже смягчает противоречие его позиции церковному Преданию. 3. Понимание Божественного домостроительства и двух «состояний» как последовательного исторического процесса, который при этом характеризуется тождеством единого Бога, Святого Духа и Его благодатных действий, предполагает, несомненно, «перемену к лучшему» (μεταβολν π τ κρεττον), т.е. неясное откровение Божественной воли в Ветхом Завете и совершенное в Новом Завете. 4. Буквальное понимание прообразов (μμησις – подражание, изображение) с присущей им «гиперболой» подразумевает, что пророки созерцали будущие события и изображали их «в тенях и в тайне». Таким образом, Феодор Мопсуестийский не отвергает с самого начала мессианскую и пророческую перспективу Ветхого Завета, о чем уже говорилось выше. Но при этом, его безусловная ориентация на историю и строгое следование правилам буквально-исторического толкования безнадежно сужают богооткровенный горизонт Ветхого Завета. Экзегетический метод Феодора в данном случае приводит к трагическим внутренним противоречиям, которые оказались роковыми для его экзегетического наследия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Это первое видение не дает возможность узнать положительным образом жребий, который уготовлен Вавилону и другим языческим народам: он составляет предмет следующего видения. 2. Четыре рога и четыре кузнеца. I, 18–21. Рог, страшное оружие быка и буйвола, служит символом силы и временного могущества. Этот символ употребляется столько же относительно избранного народа ( Uc.88:18; CXLVIII, 14 ), как и его врагов (LXXIV, 5), и следовательно может быть принимаем безразлично в добром и в худом смысле. Между тем этот последний смысл преобладал в видениях Даниила, представлявших под образом рогов десять царств, которые должны произойти из четвертой всемирной монархии (VII, 7 и след.), два, которые должны составить мидо-персидскую империю (VIII, 3), четыре, между которыми должна быть разделена империя Александра Македонского (VIII, 5:8), и пр. В этом же самом смысле владычества мирского и враждебного Богу представляется нам символ рога у Захарии и, позже, в Откровении св. Иоанна (XII, 3; XIII, 1; XVII, 3, 12:16), Образ кузнеца был употреблен Исайею LIV, 16–17. Видение четырех рогов относится к тем, которые рассеяли Иуду, Израиля и Иерусалим прежде эпохи Захарии, то есть ко всем языческим народам, которые имели какое-либо значение в гибели обоих царств Ефрема и Давида, и против которых Превечный негодовал великим негодованием (I, 15). Таким образом, эти четыре рога не означают четырех монархий Даниила, в его пророчествах, из которых две принадлежали еще будущему, т.е. еще не существовали во время Захарии, и из которых одна, Персидская, не содействовала гибели потомству Иакова. Точно также нельзя ограничить это видение Самарянами, которые препятствовали восстановлению храма; «четыре рога, как говорит Феодорит, означают не четыре народа, но народы, обитающие на востоке, западе, юге и севере от святой земли по четырем ветрам небесным» (II, 6, VI). Вавилоняне и Ассирияне, Филистимляне и Египтяне, Идумеяне, Моавитяне и Аммонитяне, Сирияне города Дамаска. Без сомнения все эти народы были в эту эпоху уже введены в состав великой персидской империи и утратили свою политическую независимость. Но они еще существовали, и жили в мире и благополучии. Четыре кузнеца придут устрашить их, сбить роги этих народов. ( Зax. I , 21 ) воинства других народов посеют ужас между ними и отнимут у них всю их силу, впрочем не уничтожая их. Это пророчество скоро исполнилось в отношении к Вавилону; его стены были разрушены и жители избиты вследствие их восстания против Царя Персидского Дария Гистаспа. Захария, в главе IX, возвращается к окончательному падению Дамаска, Финикиян и Филистимлян; и Иудеи при Маккавеях и царях Асмонеях 96 возвратили себе независимость и подчинили себе Идумеян и Моавитян. (Ср. Агг.2:20–23 ). 3. Человек, измеряющий Иерусалим. (II)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Неблагодарные, неверующие, порочные Иудеи завершают свои грехи своим ропотом и своими хулами на Бога, которого они утомляют: всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа; мы, Иудеи, почитающие Его, находимся в рабстве, а приятны Ему язычники, и они – могущественны, богаты, спокойны, счастливы. Миром управляет случай; или, если существует Провидение, то где Бог правосудия, праведный и мстящий ( Ис.30:18 )? Мы ищем и ожидаем Бога, но напрасно; мы желаем Ангела завета, но он не является и не приносит освобождения своему народу и наказания своим врагам. – II, 17. Бессмысленные! Они требуют исполнения древних пророчеств, которых не понимают; они не желают, ни увидеть с какими условиями соединено это освобождение, ни понять, что враги Божьи – все злые, как между Иудеями, так и между язычниками! Вот, отвечает пророк ропщущему народу, Всевечный не забыл Своих обетований. Всевечный ныне, как и прежде и всегда, есть милосердый Спаситель и праведный Судия. Вот Я посылаю Ангела Моего, самого великого и последнего из божественных посланников и служителей Бога у Его народа (II, 7; I, 1), того, кого возвещали все пророки, все Мессии (IV, 5): Предтечу, Иоанна крестителя ( Мф.11:10 ), предсказанного уже Исайей (XL, 3). Он приготовит путь предо Мною, так как Я не хочу захватить в расплох Мой народ и бросить его в горнило испытания, не давши ему времени одуматься и выслушать еще раз мои увещания к покаянию. И внезапно после Предтечи прийдет в свой храм Господь ( Агг.2:6, 9 ; Зax.3:8, 9; VI – 12, IX – 9 ), котораго вы ищете, и Ангел завета, котораго вы желаете. Мессия, который есть сам Бог, а не простой уже человек, Ангел, который обетован Ветхим Заветом и должен основать новый, Ангел, который носит имя Всевечного и должен привести избранный народ в обладание небесным Ханааном ( Исх.23:20–24 ), Сын и Наследник, который приходит после долгого отсутствия получить плоды своего виноградника ( Мф.21:33 ) – III, 1. И тот день, в который придет Мессия, не будет таким, каким воображают его нераскаянные Иудеи. Он будет страшный день: кто выдержит его? ( Иоил.2:11 ; Ам.5:18 : Еф.6:13 ; Лк.21:36 ; Откров. VI, 16:17). Мессия будет как огонь расплавляющий, который отделяет от чистого металла все примеси ( Uc. I, 25; IV, 4 ); Он отвергнет по своей правде всех ложных Израильтян; Он будет действовать, как щелок очищающий, который, не вредя одежде, выводит из нее все пятна. Этот труд будет совершаться медленно и постепенно: металл не может быть очищен волшебным образом в одно мгновение, человек не может быть возрожден и освящен без страдания и внезапно; Мессия воссядет и очистит сынов Левия, которые, по своем выходе из горнила, принесут наконец жертву Господу в правде; и тогда также благоприятна будет Господу жертва Иуды, как в лучшие времена Ветхого Завета 108 . Таков будет жребий истинных чад Левия и Иуды, которые сами должны будут очиститься со скорбями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Узнав о продолжении постройки храма, персидский чиновник послал царю подробное донесение о том, что делается в Иерусалиме, с указанием имен тех лиц, которые имели высший надзор над постройкой храма и потому больше всех подлежали ответственности пред персидским владыкою ( 1Ездр.5:3–5 ). Что это были за мужи, которые указаны были двору, как возможные бунтовщики, мы в точности не знаем; но само собою понятно, что Зоровавель был один из первых. При виде таких затруднений и опасностей, грозивших как целому обществу, так и лично Зоровавелю, очень трудно было ему остаться мужественным, сохранить себя свободным от недоумений, от сомнения в счастливой будущности нового общества. И действительно, Зоровавель начал поддаваться унынию и считать препятствия к восстановлению города и храма непреодолимыми ( Агг. 2:20–23 ; Зах.4 ). Но в эти важные и опасные минуты, когда уныние готово было охватить все общество, когда переселенцы, едва начав свое дело, готовы были уже оставить его, явились на помощь народу пророки Аггей и Захария. Своим могучим словом они оживили совсем было упадшее мужество своих сограждан и своими утешительными откровениями и обетованиями воскресили в нем веру в будущее значение судеб иудейского народа и исполнение всех древних обетований. Они всеми силами стараются возбудить ревность к построению храма, который должен быть окончен, несмотря ни на какие человеческие опасения и сомнения. Мужество их возбуждалось еще более от сознания всей важности этого дела. Они очень хорошо понимали, что если новое общество хочет опять сделаться избранным народом Иеговы и не желает воротиться назад, то оно непременно должно, прежде всего, построить храм. Храм иерусалимский имеет существенное значение для ветхозаветной Церкви Божией. Благодатный союз Бога со Своим избранным народом необходимо предполагал существование особенного места, в котором могло бы проявляться и поддерживаться благодатное общение между Богом и народом и которое служило бы видимым залогом действительности этого общения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Агг.1:1—2. Рцы к Зоровавелю Салафиилеву от колена Иудова, и ко Иисусу сыну Иоседекову, иерею великому, глаголя: Сице глаголет Господь Вседержитель, глаголя: людие сии глаголют: не прииде время создати дом Господень    Салафииль был сын Иехонии, от колена и крови Давида. Когда Иехония имел в Иерусалиме царскую власть над Иудой, разрушен был город и весь Израиль отведен в плен, причем Навуходоносор сжег тогда и самый храм божественный, а сам Иехония был взят и вместе с другими Иудеями отведен в плен (4Цар. 24:8—25, 30 и 2Пар. 36:9—23). Сыном этого Салафииля и был Зоровавель. Посему, когда Израиль возвратился в Иерусалим, он (Зоровавель), как происходивший из царственного колена, воцарился над Иудой. Иисус же, происходя из племени и рода Левия, как потомок Аарона, получил превосходнейший и изряднейший сан великого священника. Так называет закон лицо, получавшее начальство над священническими чинами, когда говорит, что не должно выдавать (на смертную казнь) беглецов из городов убежища, но каждый (убежавший) пусть остается там дотоле, пока умрет священник великий, то есть первосвященник (Нав. 20:1—6, ср. Чис. 35и Втор. 19:3). Итак пророчество было к обоим, к царю говорю и предстоятелю священнических чинов, ибо они уже должны были возвестить всем другим божественное откровение. Думаю впрочем, что Бог всяческих повелел (пророку) возвестить это им не потому, чтобы они (Зоровавель и Иисус) не знали отговорок народа, но дабы присем как бы подвергнуть осмеянию тех, кои не вовремя впадают в беспечность и совершенно не радеют о том, к чему надлежало приложить самое усердное старание. В самом деле: им лучше было бы поразмыслить о том, что если бы они первее всего заботились о предметах божественных, то, сохраняемые к благополучию Его милосердием и благодатью, они конечно проводили бы жизнь в благоденствии и богатстве, имея в изобилии все нужное. Итак, устами пророка как бы свидетельство некоторое дает о том, что Израиль нечестиво пренебрегал наиболее полезными для него и к славе Божией относящимися предметами. Прикрывая, как это думали они про себя, благовидными отговорками свою вину, говорят, что еще не настало время для построения храма Господня, — хотя для желания действовать справедливо всегда есть время, и добрые и справедливые люди всегда имеют возможность совершать дела во славу Божию. Но когда как бы удалено с пути то, что считается препятствием, тогда никакие возможные отговорки без сомнения уже не извинят отсрочки, послужат уже обвинением в косности и крайней бездеятельности. То же, думаю, сказано и устами Давида: «не уклони сердце твое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» (Пс. 140:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3520...

В более общем историческом контексте выдвигается вопрос о задаче, стоявшей перед эпохой Викторина, которую А. Р. Фокин формулирует как “христианизацию античного философского наследия” (С. 9). На наш взгляд, вряд ли можно говорить о том, что христианские авторы IV века видели своё назначение именно в христианизации античной философии. Преображающему воздействию христианской проповеди подлежал сам античный мир, но не его порождения, вряд ли способные к таким решительным трансформациям. Христианские богословы неоднократно высказывали собственное мнение относительно тех богатств, которыми располагала античность. Об этом, в частности, ясно говорит святитель Григорий Богослов: “Предложу тебе совет и не приличный мне, лучше же сказать, совершенно приличный, если будешь смотреть духовно. Возьми у египтян взаём золотые и серебряные сосуды и иди с ними; запасись на путь чужим, лучше же сказать, своим собственным. Тебе должно получить плату за рабство и плинфоделание; ухитрись как-нибудь вытребовать её, возьми у них обманом Это не их собственность; они насильно себе присвоили, похитили у Того, Кто сказал: Мое серебро и Мое золото (Агг 2:8); Я дам его, кому хочу” . Наконец, следует отметить ещё, что книга опубликована в Центре библейско-патрологических исследований при Отделе по делам молодёжи Русской Православной Церкви, расположенном на Крутицком подворье, где за последние 3–4 года вышло немалое число исследований, заметно обогативших богословскую культуру современной России. 1 Фокин А. Триадология Мария Викторина//Альфа и Омега. 2000. 1(23). С. 366–383. 3 Григорий Богослов. Слово 45. 20, На Святую Пасху//Творения. Т. 1. Троице-Сергиева Лавра, 1994. С. 674–675. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/retsenziya-fokin-a-r-h...

Так, согласно с обетованием Божиим о семени жены ( Быт. 3:15 ) и пророчеством Исаии о рождении от Девы Эммануила ( Ис. 7:14 ), Иисус Христос родился без мужа, от одной Пресвятой Девы Марии, по наитию Духа Святого ( Мф. 1:20–23 ), и родился, как предсказано было пр. Михеем, именно, в Вифлееме Иудейском ( Мих. 5:2 ; Мф. 2:1 ). Ставши же Сыном Девы Марии, Которая вместе со Своим обручником Иосифом происходила издревле знаменитого, хотя уже, подобно усеченному у корня дереву, увядшего царского рода Давидова ( Ис. 11:1 ). Он, вместе с тем, стал и потомком Давидовым, а также через Давида – потомком и Авраама, и Исаака, и Иакова ( Мф. 1:1–16 ), которым всем был обетован Богом Мессия в их, именно, потомке ( Быт. 22:12; 26:4; 28:12 ; 2Цар. 7:12– 16 ; См. Гал. 3:16 ; Деян. 3:25, 26 ). Пришел же на землю Иисус Христос тогда, согласно с предсказанием Иакова ( Быт. 49:10 ), когда уже не стало в Иудее своих законодателей и правителей, прекратившихся со смертью последнего законного первосвященника и вождя иудейского Гиркана, и с переходом от него власти в руки иноплеменника Ирода, но еще оставался второй Иерусалимский храм, в котором, согласно с пророчествами Аггея и Малахии ( Агг. 2:6–9 ; Мал. 3:2 ), предстояло Мессии явить Свою славу, – и когда, имевшие, по пророчеству Даниилову, возникнуть после Навуходоносора три сильные царства ( Дан. 2:44 ) уже сошли с лица земли (Вавилонское, Персидское и Македонское), чтобы дать место вечному, не прекращающемуся царству, равно, как и, числительно определявшие время пришествия Мессии, седмины Данииловы ( Дан. 9:24:27 ) уже приблизились к своему концу, достигши до последнего года своего 69-го седмилетия, который (если начинать, по принятому, счет седминам с 20-го года царствования Артаксеркса Лонгимана, в который дан был указ о восстановлении Иерусалима, равняющегося 299 г. от основания Рима или 453 г. до Р. X.) соответствовал, по римскому счислению, от основания Рима 782-му году, или 15-му году царствования Тиверия, а по летосчислению христианскому – 30-му году по Рождестве Христовом 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

5) Особенности. – 1) Весьма горячего был сердца ( Лк.9:54 ), но благодатью Святого Духа прекротким сделался. 2) Христос его и брата Иакова Воанергес назвал ( Мк.3:17 ), которое слово, с сирского языка взятое, значит детей громовых, то есть, гремящих, громом бьющих; наименовал же Христос их сим именем или по причине горячего сердца, которое они имели ( Лк.9:54 ), или по действию служения как бы гремящего, или поскольку в должности апостольской с особенною учения важностью и действием имели греметь. Снеси Пс.27:3 ; Агг.2:6,7 . – 3) Своими глазами видел Иисуса Христа преобразившегося ( Мф.17:1 ), в крайней скорби находившегося ( Мф.26:37 ), ко кресту пригвожденного ( Ин.19:26 ), от мертвых воскресшего ( Ин.20:2; 21:7 ), и на небо восходящего ( Деян.1:2,9,12,13 ). – Христос самою нежною любовно его возлюбил, почему и на вечери на персях Христовых возлег, и называется именем ученика, которого Христос любит ( Ин.13:23 ). – 5) Был один из первейших апостолов; ибо от Павла называется столпом Церкви к Гал.2:9 ; что доказательством есть, что Иоанн преславнейшие дарования имел, хотя не был науками просвещен. Смотри Деян.4:13 . – 6) Был и евангелист, и апостол, и пророк. – 7) Прочими ученикам от страха кроющимся, он стоял при кресте Христовом, свидетельствуя к Нему великую свою любовь ( Ин.19:26 ). – 8) Христос ему Матерь Свою препоручили, Которую он в покровительство свое и принял ( Ин.16:21,26 ). – 9) Первой из числа учеников ко гробу Иисуса Христа пришел по Воскресении Его ( Ин.20:2 ). – 10) При конце первого века, или в начале века второго своею смертью , жив более 90 лет, умер. Должность апостольскую около 70 лет отправлял; ибо Ириней, который во втором веке процветал, свидетельствует в кн. 2 прот. ерес. в гл. 39, в кн. 3, гл. 3, что Иоанн жил до времен Траяна. – 11) Не многие Иисуса Христа чудеса, и между сими два только, у прочих упоминаемые, объявляет, и поучения Иисусом Христом говоренные, предрассудительные иудеев мнения, которые принять Иисуса и Его учение препятствовали, и оных опровержение, Иисусом учиненное, пространнее, нежели прочие евангелисты, описывает. – 12) Порядок истории обстоятельно наблюл, и праздники Пасхи тщательно разделил. – 13) Слог употребляет совсем особенный, чистый, ясный, важный, высокий и приятный, с особенною сладостью в сердца читателей входящий, и изобилует многими объяснениями, выражениями; имеет также слова и выговоры витиеватые как бы ему свойственные одному. – 14) Не следует переводу 70 толковников, но подлиннику.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

В горьком вавилонском рабстве пророк Иезекииль утешал своих соплеменников радостным обетованием о том, что Господь раба Своего, Давида, то есть его потомка – Мессию – сделает единым Пастырем и утвердит вечный Завет, в котором все будут иметь одно сердце и один новый дух, ходить по заповедям Господним, соблюдая и исполняя Божии постановления (см. Иез.37:24, 26, 34:23–31, 11:19–20 ; Евр.13:20 ). Пророк Даниил своей прозорливой душой с большой исторической точностью предсказал время пришествия Царства Мессии, Которого он называет Сыном Человеческим. Сей возлюбленный Богом пророк предвестил это в своем откровении о седминах, о чем вразумил его Божий вестник, Архангел Гавриил (см. Дан.7:13, 9:24–27 ). В своем профетическом вдохновении пророк Захария прозрел в далекое будущее, предсказав царственный, но в то же время кроткий и смиренный, вход Спасителя в Иерусалим, Его предание за тридцать сребреников, бегство учеников, похожее на рассеяние овец при пораженном пастыре, и прободение Его ребра копьем (см. Зах.9:9, 11:12, 13:7, 12:10 ; Мф.21:5 ; Ин.12:15 ; Мф.26:15, 26:31 ; Мк.14:27 ; Ин.19:37 ; Откр.1:7 ). Пророк Аввакум проповедал, что Искупитель действительно придет и не замедлит; с Его пришествием земля наполнится познанием славы Господней, как море избыточествует водами, так что всякий праведник будет жить верой в Него, радуясь о Боге спасения своего (см. Авв.2:3, 4, 14, 3:18 ; Евр.10:37 ; Рим.1:17 ; Гал.3:11 ). Пророк Аггей, утешая народ, который при освящении второго иерусалимского храма со скорбью вспоминал о величии первого, предсказал в Божественном вдохновении, что в скором будущем Господь потрясет небеса и землю, и придет Избранный из всех народов, и наполнит славою храм Свой. Слава этого храма будет больше славы первого, ибо в нем явится Искупитель и воцарит Свой мир (см. Агг.2:7–9 ; Евр.12:26 ). Пророк Малахия в своем провидческом вдохновении изрек пророчество о Предтече как ангеле, который придет непосредственно пред Искупителем и уготовит путь пред Тем, Кто есть Господь и Ангел завета (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

в народе, посылая ему из храма свое благословение, которого теперь он не удостаивается. Вот вы теперь, говорит Бог при сеяниии семян, «предполагаете много», надеетесь получить богатую и обильную урожаем жатву, «а выходит» на самом-то деле «мало». А когда это, собранное вами малое «понесете домой; Я и то развею», – Я сделаю, что и от этого малого ничего не останется, как не остается ничего от соломы, развеянной сильным ветром. А «за что»? За что такое неблагословение Божие, «говорит Иегова воинств: за дом Мой, за то, что он все еще пусть; между тем как вы каждый спешите для своего дома», где дело касается дома Иеговы, там вы ни с места; а где напротив дело касается вашего дома; там вы тот час же бежите. »За то " , как и в законе еще было угрожаемо ( Лев.26:19–20 ; Втор.11:17, 28:23–24 ), «небеса над вами удерживают росу», так что она вовсе не падает, «и земля», оставаясь без влаги, не дает плодов своих. «И Я призвал засуху на землю, и на горы, и на хлеб, и на виноградный сок, и на деревянное масло, и на все, что производить земля, и на людей, и на скот, и на все труды рук», касающейся обрабатывания земли и заготовления жизненных припасов ( Агг.1:7–11 ). Речь пророка, переданная в книге пророков по всей вероятности не во всех подробностях, как и остальные речи его, а только в ее существенном содержании, не осталась без добрых последствий. «И послушался», говорит пророк, принял к сердцу с тем, чтобы последовать слышанному, «Зерувавель, сын Шеалтиилов, и Иисус, сын Иоцадаков, великий священник, и весь остаток народа», т.е. возвратившаяся из плена часть народа, как малый остаток от народа, некогда великого, многочисленного (ср. Зах.8:6 ), – послушался «гласа Иеговы Бога своего, и по словам Аггея пророка, так как послал его Иегова Бог их». Так как Аггей высказывал слово по поручению Божию, говорил слово Божественное, а не свое; то Зерувавель и Иисус первосвященник и весь остаток народа послушались слов пророка, увидели свое пред Богом прегрешение: во всеобщей засухе и всеобщем бесплодии признали Божие наказание, прониклись в следствие такого сознания чувством страха пред Иеговою: «и народ, – говорит пророк, – убоялся Иеговы», – народ стал снова готов с ревностию продолжать прекращенное – было им строение дома Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010