Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН XI ПАЛЕОЛОГ (8.02.1405, К-поль - 29.05.1453, там же), визант. имп. (c 6 янв. 1449). К. П.- 4-й сын имп. Мануила II Палеолога (1391-1425) и дочери серб. деспота Елены Драгаш (прп. Ипомоны ). В греч. источниках К. П. нередко фигурирует под фамилией матери Драгаш (Δραγσης). О ранних годах жизни К. П. в К-поле почти ничего не известно, сведения о периоде его обучения содержатся в Энкомии в честь К. П. Иоанна Докиана и в автобиографической части Хроники историка Георгия Сфрандзи , с к-рым К. П. дружил с детства ( Giorgio Sfranze. 1990. P. 34-36). Имп. Константин XI Палеолог. Икона. 1953 г. Иконописец Ф. Кондоглу (коллекция Об-ва распространения национальной музыки, Афины) Имп. Константин XI Палеолог. Икона. 1953 г. Иконописец Ф. Кондоглу (коллекция Об-ва распространения национальной музыки, Афины) С нач. 20-х гг. XV в. реальная имп. власть перешла от парализованного после инсульта Мануила к его старшему сыну Иоанну (впосл. имп. Иоанн VIII Палеолог ). С нояб. 1423 по нояб. 1424 г. малолетний К. П., получив титул деспота, исполнял функции регента в К-поле, пока Иоанн ездил в Италию и Венгрию, пытаясь заручиться поддержкой зап. держав в борьбе с турками. После вступления на престол Иоанна К. П. получил в управление территорию на побережье Чёрного м. к северу от К-поля - от Месемврии (ныне Несебыр, Болгария) до Деркоса, к-рая сохранялась за Византией согласно договору с османами от 22 февр. 1424 г. (RegImp, N 3414). В кон. 1427 г. К. П., к-рого император планировал отправить на Пелопоннес (в Морею), принял участие в походе против правителя Эпира Карло I Токко, вторгшегося в нач. 20-х гг. XV в. на территорию Пелопоннеса. Потерпев поражение, Токко предложил отдать К. П. в жены свою племянницу Маддалену, при этом территории, ранее захваченные Токко, должны были отойти К. П. как приданое. К. П. принял это предложение и женился на Маддалене (она получила имя Феодора) в июле 1428 г. ( Giorgio Sfranze. 1990. P. 36-38). Сохранилось стихотворное послание, обращенное к К. П., в котором анонимный автор предупреждал его об опасности этой свадьбы и призывал не доверять семейству Токко ( Λμπρος. 1930. Σ. 88-90). Феодора скончалась в нояб. 1429 г., не оставив К. П. детей. Сохранилась поэма на ее кончину Виссариона Никейского, а также утешительная речь, составленная Иоанном Евгеником и обращенная к К. П.

http://pravenc.ru/text/2057056.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМОС [евр.  ,   - несущий бремя от  - нести тяжесть, нагружать, греч. Αμως], ветхозаветный прор. VIII в. до Р. Х. (пам. 15 июня). Прор. Амос. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Прор. Амос. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент А. является первым пророком-писателем (см. Пророки ); его изречения составили Книгу пророка Амоса, к-рая занимает 3-е место среди книг т. н. малых пророков в канонах слав. Библии и зап. изданий, в Септуагинте - 2-е место (между Книгами пророков Осии и Иоиля), в масоретской традиции издания Свящ. Писания - 6-е (после Книги пророка Иоиля) среди пророческих книг. Имя А., вероятно, является краткой формой от имени Амасия (2 Пар 17. 16), означающего «Ягве носит». В славяно-рус. библейской традиции именем А. назван отец прор. Исаии (Ис 1. 1; 2 Пар 26. 22; и др.). Сведения о жизни Практически все сведения о жизни пророка почерпаны только из Книги пророка Амоса. В надписании книги сказано, что А. был «из пастухов Фекойских», т. е. уроженцем г. Фекои, расположенного в 17 км к югу от Иерусалима, на холме, на высоте 825 м над уровнем моря. Упоминание этого города в 2 Цар 14 говорит о том, что А. был уроженцем Юж. царства - Иудеи (Ам 7. 10-17). Наибольшую трудность в интерпретации вызывают автобиографические свидетельства пророка (Ам 1. 1; 7. 14-15). Слово «пастух» (евр.  ) означает скорее всего, что этот человек не просто пасет скот, но и разводит овец. Оно встречается еще только в 4 Цар 3. 4 для характеристики моавитского царя Месы (см. Меша ). Рус. перевод этого слова - «был богат скотом». В тексте Септуагинты исходное евр. слово передается в неточной транслитерации как νακκαριμ (Ам 1. 1), т. к. буквы «далет» и «реш» часто путали, и как νωκηδ (4 Цар 3. 4) - это означает, что точное значение слова не было известно переводчикам. Наиболее вероятно, что и А., и Меса были не просто пастухами, а занимались разведением овец. Такое значение слова подтверждается употреблением его в угаритских текстах (см. тексты 62. 55 и 113. 71.- Gordon G. H. Ugaritic Textbook. Rome, 1965; ANET 141b). Таргум предлагает перевод этого слова как «хозяин стада». Еще раз А. говорит о себе в гл. 7 ст. 14: «Я был пастух и собирал сикоморы». Но словом «пастух» переводится только здесь встречающееся евр.  , что скорее означает «владелец стад крупного скота». «Собирание сикамор» тоже не следует понимать буквально. Фигами кормили скот, так что речь может идти о заготовке корма для все тех же стад.

http://pravenc.ru/text/114574.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 24.03. 1768, с. Буловица Смоленского у. и губ.- 24.10.1833, Зосимова пуст. Верейского у. Московской губ.), прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых), схим., старец, духовный писатель, основатель жен. монастырей. Жизнеописание З. составлено его племянницей, ближайшей ученицей и 1-й настоятельницей основанной им Зосимовой во имя Святой Троицы и Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» пустыни . игум. Верой (Верховской). Впервые вместе с изречениями З. издано в 1860 г. 2 книжками в одном переплете. Позднее афонский Пантелеимонов мон-рь переиздал Житие З.: в 1889 г. отдельной наиболее полной книгой с добавлением извлечений из его сочинений и в 1909 г. в сокращенном виде в сер. «Жизнеописания отечественных подвижников XVIII и XIX ст.». Автобиографические материалы о сибир. периоде жизни преподобного содержатся в написанном им Житии прп. Василиска (Гаврилова) , его духовного друга и наставника. Сведения о жизни З. и копии его сочинений найдены в ГА Смоленской обл., Тобольском филиале ГА Тюменской обл., ЦГИАМ, РГВИА, РГБ ОР, РГИА. Прп. Зосима (Верховский). Портрет. Кон. 20-х - 30-е гг. XIX в. (ЦИМ СДМ) Прп. Зосима (Верховский). Портрет. Кон. 20-х - 30-е гг. XIX в. (ЦИМ СДМ) Род. в семье дворянина в день празднования прп. Захарии Киево-Печерского (ГА Смоленской обл. Ф. 48. Оп. 5. Д. 319. Л. 204). В дворянской родословной книге Смоленской губ. род Верховских прослеживается с 1620 г. (РГИА. Ф. 1343. Оп. 18. Д. 1904), а корни его уходят в Польшу (AGAD (Главный архив древних актов). Варшава. Ф. «Коронная метрика». Кн. 180. Л. 460 об.- 462). Родоначальник российского рода Адам Верховский, в 1620 г. эконом смоленских волостей, получил за службу грамоты на земли от польских королей Сигизмунда III и Яна II Казимира . После взятия Смоленска рус. войсками в 1654 г. Верховские приняли Православие и служили московским царям. Отец преподобного, Василий Данилович Верховский, относится к 5-му поколению от родоначальника Адама. Начиная с 18 лет именовался Богдан, в т. ч. и на службе в полку смоленской шляхты, где дослужился до чина полковника. Мать, Анна Ивановна, происходила из дворянского рода Маневских. В семье Верховских было 3 сына и 6 дочерей; З. был самым младшим. Начальное образование получил дома.

http://pravenc.ru/text/200021.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНАРХ Иринарх (Попов), архиеп. Подольский и Брацлавский. Литография. Кон. 50-х – нач. 60-х гг. XIX в. Иринарх (Попов), архиеп. Подольский и Брацлавский. Литография. Кон. 50-х – нач. 60-х гг. XIX в. (Попов Яков Дмитриевич; 23.10.1790, с. Долгое Курского у. и губ.- 25.09.1877, Рязань), архиеп. Рязанский и Зарайский. Род. в семье священника. С 1804 г. обучался в Курской ДС в Белгороде, в 1814-1817 гг.- в СПбДА, окончил курс со степенью старшего кандидата с правом получения степени магистра через год (получил 16 сент. 1818). Впосл. архиеп. Палладий (Раев) называл И. «воспитанником гения», имея в виду его учебу в академии у архим. св. Филарета (Дроздова) . 1 авг. 1817 г. в С.-Петербурге Попов был пострижен в монашество с именем Иринарх, 6 авг. рукоположен во диакона, 8 авг.- во иерея. С июля того же года И. преподавал церковную историю и древнееврейский язык в Орловской ДС. 24 июля 1818 г. назначен инспектором семинарии. В 1819 г. И. был направлен в Бергамо (Италия) для служения в домовой церкви маркизы Терци (урожд. кнж. Елизавета Голицына). В авг. 1824 г. назначен первым настоятелем ц. в честь Рождества Христова при Российской миссии во Флоренции, служил и в домовой церкви Бутурлиных во Флоренции; гр. М. Д. Бутурлин упоминал И. в своих автобиографических «Записках» (см. подробнее: Талалай М. Г. Правосл. рус. церковь во Флоренции. Флоренция, 2000). В авг. 1827 г. с открытием ц. во имя свт. Николая Чудотворца при Российской миссии в Риме И. было поручено служить в ней по требованию посланника. Долгое время он являлся единственным рус. иереем в Италии. В нач. 1831 г. И. вернулся в Россию с прекрасными рекомендациями дипломатов (в одном из отзывов назван праведником за свою благочестивую жизнь). По предложению С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) в февр. 1831 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря . В дек. 1832 г. вызван на череду священнослужения в С.-Петербург. В апр. 1833 г. И., сохранив должность настоятеля Толгской обители, указом Святейшего Синода был назначен на 3 года настоятелем Преображенской ц., открытой при Российской миссии в Афинах. Храм, находившийся у подножия Акрополя, восстанавливался на российские средства. В 1833 г. архиереи независимой Греции при поддержке греч. правительства провозгласили автокефалию Элладской Правосл. Церкви. И., выступавший против автокефалии, написал работу «Общие замечания о состоянии церквей в Греческом королевстве», за которую имп. Николай I наградил его 200 червонцами. По состоянию здоровья в янв. 1835 г. И. вернулся в Россию.

http://pravenc.ru/text/673977.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470, г. Арта, Эпир, Османская империя (ныне Греция) - 1555/56, Троице-Сергиев мон-рь (ныне Троице-Сергиева лавра)), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик. Прп. Максим Грек. Рисунок из Собрания сочинений Максима Грека. Кон. XVI в. (РНБ. ОЛДП. О. 176. Л. 4 об.) Прп. Максим Грек. Рисунок из Собрания сочинений Максима Грека. Кон. XVI в. (РНБ. ОЛДП. О. 176. Л. 4 об.) Род. в греч. г. Арта, в семье образованных родителей Мануила и Ирины («христиан, греков, философов», по словам самого М. Г. в краткой автобиографической заметке позднего периода). Мирское имя М. Г.- Михаил Триволис,- было выявлено И. Денисовым. В молодости интересовался политической жизнью, в 1490-1491 гг. принимал участие в выборах в Большой совет о-ва Корфу, но не был избран. Овладел искусством каллиграфии, выучил лат. язык. В 1492 г., по предположению Денисова, отправился в Италию для продолжения образования вместе с греч. ученым-гуманистом Иоанном Ласкарисом, который по поручению Лоренцо Медичи совершил путешествие в Грецию в поисках древних манускриптов. Первым городом пребывания Триволиса в Италии была Флоренция, где он обучался у Ласкариса. После отъезда Ласкариса в 1494 г. в Париж, М. Г. в 1494-1498 гг. посещал разные города - Падую, Феррару, Верчелли, Венецию, позже, возможно, Милан, где слушал лекции, присутствовал на занятиях и ученых диспутах (в Падуе), сам занимался преподаванием, делал переводы. Зная и латынь, и народный язык (volgare), Триволис переписывал для гуманистов древние манускрипты с сочинениями как античных, так и христ. авторов. Известны выполненные его рукой списки сельскохозяйственного трактата «Геопоника» (для Ласкариса), сочинений Феокрита, Страбона, Иосифа Флавия, Феодорита Кирского, Комментарии Иоанна Филопона к «Первой аналитике» Аристотеля. Переписка рукописей, участие в издании сочинений античных авторов, преподавание были вкладом М. Г. в гуманистическую культуру Кватроченто. Но вместе с этим в его сочинениях имеются и высказывания об «училищах италийских» с осуждением царящего в них «языческого нечестия» и даже «безбожия», встречается лаконичная характеристика 3 гуманистов, поддавшихся «злочестию», с пренебрежением говоривших о Церкви и т. д. («Козмик из Феррары» - Никколо Лелио Козмико, поэт из Падуи; «из Патавии (т. е. Падуи) Сеса философ Неаполитский)» - Агостино Нифо, преподавал в Падуанском ун-те, вел диспуты с Пьетро Помпонацци о бессмертии души; Анджело Полициано - яркий представитель флорентийского гуманизма).

http://pravenc.ru/text/Максимом ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛЕТИЙ Мелетий (Смотрицкий), архиеп. Полоцкий. Литография. XIX в. с портрета 1620 г. Мелетий (Смотрицкий), архиеп. Полоцкий. Литография. XIX в. с портрета 1620 г. (Смотрицкий Максим Герасимович; ок. 1577, Острог (?) (ныне Ровненская обл., Украина) - 27.12.1633, Дерманский Свято-Троицкий мон-рь (ныне в с. Дермань Здолбуновского р-на Ровненской обл.), правосл. архиеп. Полоцкий, с 1631 г. униат. архиеп. Иерапольский, писатель-полемист, богослов, филолог. Биография М. род. в семье Герасима Смотрицкого, 1-го ректора правосл. Острожской академии , одного из редакторов Острожской Библии , в прошлом писаря Каменецкого староства. Точная дата рождения М. неизвестна. О времени его рождения свидетельствуют неск. источников. В письме М. папе Урбану VIII от 6 июля 1627 г. сообщается о том, что М. от рождения находился в Православии в течение 50 лет, и это означает, что он родился (был крещен?) в 1577 г. ( Susza. Saulus et Paulus. 1666). Большинство историков этот год считают наиболее вероятной датой рождения М. В короткой автобиографии М., составленной по требованию Конгрегации распространения веры в 1630 г., временем его рождения назван 1580 г. В одном из актов Дерманского Троицкого монастыря, где М. был настоятелем (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань), содержится упоминание о том, что М. умер в 1633 г. в возрасте 58 лет,- т. о., он род. в 1575 г. Автор «Исторической записки о Дерманском монастыре» архим. Иерофей сообщает о том, что на портрете М., который когда-то хранился в мон-ре, были обозначены год смерти (1630) и возраст (58 лет), из чего следовала дата рождения - 1572 г. М. писал, что его отец был связан с Волынью и Подолией. Современники указывали местом рождения М. Подолию или вообще Русь. В связи с тем что Г. Смотрицкий происходил из мест. Смотрич (находилось во владениях польск. казны (Каменецкое староство), ныне поселок в Дунаевецком р-не Хмельницкой обл., Украина), ранее исследователи склонялись к версии о рождении М. в Смотриче. Однако в последнее время местом рождения М. считается Острог, где приблизительно в 1576 г. кн. Константин Константинович Острожский начал создавать академию, в связи с чем пригласил туда Г. Смотрицкого.

http://pravenc.ru/text/2562844.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАИСИЙ Прп. Паисий Величковский. Икона. 1988 г. Иконописец И. В. Ватагина (ризница Данилова мон-ря в Москве) Прп. Паисий Величковский. Икона. 1988 г. Иконописец И. В. Ватагина (ризница Данилова мон-ря в Москве) (Величковский Петр; 21.12.1722, Полтава - 15.11.1794, Нямецкий мон-рь, совр. Румыния), прп. (пам. 15 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), архим., писатель, переводчик. Незадолго до кончины П. написал «Автобиографию», повествование в которой доведено до его ухода на Св. Гору в 1746 г. (Bibl. monast. Secu. 6. Fol. 1-79; БАН. 13.3.26. Л. 1-114; Tachiaos. 1986. Р. 1-91; Autobiografia stareul Paisie Velicikovskii. 1918; 1988 (на итал. яз.); 1991 (на франц. яз.); 2002 (на румын. яз.); The Life of Paisij Velyckovs " kyj. 1989). Первое, краткое, Житие П. составлено в кон. XVIII в. молдав. мон. Виталием (автограф в: Ivan I., diaconul. O sut aptezeci de ani de la moartea stareului Paisie//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1964. N 11/12. P. 656-660; пространная редакция: Bucur. Acad. Romana. Bibl. rom. 952. Fol. 111-121; Ciprian (Zaharia). 1985. P. 143-154). Ок. 1815 г. один из ближайших слав. учеников П., нямецкий схим. Митрофан (Витебский), написал пространное Житие: «Месяца ноемврия в 15 день житие и подвиги блаженнаго отца нашего старца Паисия...» (BMN. 207. Fol. 1-163; 212. Fol. 1-85; Яцимирский. Слав. и рус. рукописи. 1905. С. 560. 67(156); РНБ. 573.279. Л. 1-139; Bucur. Acad. Romana. Bibl. slav. 350. Fol. 1-129; 554. Fol. 3-71; РГБ. 304.2.197. Л. 3-88; Жгун, Жгун, сост. 2004. Л. 123-200; Они же, сост. 2014. Л. 163-303). Несколько позже Житие на молдав. языке составил схим. Исаак (Даскал) (BMNN. 154; Zamfirescu. 1987. P. 457-556). Этот вариант, будучи очень объемным, не вполне удовлетворил молдавоязычных насельников Нямецкого в честь Вознесения Господня монастыря , поэтому вскоре появился краткий текст, созданный иеродиак. Григорием, к-рый был напечатан в Нямецкой типографии в 1817 г. (Adunare a cuvintelor. 1817. P. 117-141; Cândea. 1997. P. 171-191).

http://pravenc.ru/text/2578651.html

Ототаке Хиротада: Никто не совершенен Прошло три недели, прежде чем мать пустили к новорожденному. На случай обморока врачи даже поставили для нее кровать в комнате, где лежал ее ребенок, родившийся без рук и без ног. ‘Какой хорошенький!’ — сказала она, на удивление всех присутствовавших. И эти первые мамины слова определили всю его жизнь. 13 сентября, 2012 Прошло три недели, прежде чем мать пустили к новорожденному. На случай обморока врачи даже поставили для нее кровать в комнате, где лежал ее ребенок, родившийся без рук и без ног. ‘Какой хорошенький!’ — сказала она, на удивление всех присутствовавших. И эти первые мамины слова определили всю его жизнь. Ототаке Хиротада. Писатель, журналист, учитель. Родился 6 апреля 1976 года. Несмотря на отсутствие рук и ног сумел стать баскетболистом, получить диплом водолаза, путешественником, спортивным журналистом. О преодолении своего недуга он рассказал в автобиографической книге «Никто не совершенен». Маленький Наполеон Хиротада Ототаке Атмосфера в японских больницах в то время была такой, что все зависело от слова врача, расспрашивать его или ставить под сомнение диагноз было не принято. И когда в 1976 году врач токийской клиники сказал, что у новорожденного младенца – желтуха, и его пока нельзя видеть, молодая мама подчинилась. Хотя внутреннее чувствовала: не так все просто, что-то не так. Прошла неделя, а сына ей так и не показывали! Тогда с врачами пошел разговаривать муж. Но тоже не осмелился сказать всю правду жене. Сын инвалид – и все на этом… Прошло 3 недели, прежде чем мать пустили к новорожденному. На случай обморока врачи даже поставили для нее кровать в комнате, где лежал ребенок. Кровать не понадобилась. «Какой хорошенький!» — сказала она, на удивление всех присутствовавших. Хиротада считает, что это было очень важно – первое, что он воспринял от родного человека, — не страх, не отторжение, не слезы, а радость. Отношение к инвалидам в Японии еще несколько десятилетий назад было таким же, как в нашей стране: их прятали с глаз долой. К счастью, родители Хиротады пошли против течения. Мальчик с детства был среди сверстников. О трудностях воспитания инвалида его мать говорила: «Трудно воспитывать любого ребенка!» И не отчаивалась.

http://pravmir.ru/ototake-xirotada-nikto...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Республика ШКИД»: что эта и другие книги Пантелеева помогают рассказать детям о самом важном 6 мин., 14.03.2022 Леонид Пантелеев — не просто известный в советское время детский писатель, не просто автор знаменитой «Республики ШКИД» и множества рассказов, которые читают еще в том возрасте, когда не запоминают фамилию автора. Это христианин, сумевший сберечь свою веру в жестокие времена и, мало того, воплотить ее в прозе. Как же это ему удалось? О победе учителя Я раньше никогда не смотрела «Республику ШКИД». Боялась... Боялась всех этих обездоленных, неуправляемых подростков. Меня собственные дети, которые потихоньку подходят к такому же неугомонному «переходному» возрасту, заставили недавно посмотреть: «Это же самый лучший фильм! Ты что!» А ведь правда! Какая мощная победа в детских душах произошла! И так было на самом деле. Вы знаете историю реальной ШКИДы? Сами ученики называли ее «последняя гимназия». Все беспризорники, прошедшие через Школу имени Достоевского, не вернулись к воровству, а стали трудиться. Необыкновенный успех метода ее руководителя, педагога Виктора Николаевича Сороки-Росинского, стал приговором. Слишком этот метод отличался от общепринятых. Всю жизнь ему ставили палки в колеса, увольняли, ссылали. А он до старости, где бы ни оказался, учил, перевоспитывал, выдумывал, экспериментировал, записывал. Кстати, его наследие собирается по крупицам и только начинает изучаться. О тайном пути Пантелеев и Белых записали все истории «Республики ШКИД» по горячим следам, только что выпустившись оттуда. Одному было восемнадцать лет. Другому — двадцать. Один стал большим писателем. Другой умер в тюремной больнице… Г. Белых и Л. Пантелеев (1928 г.) Леонид Пантелеев — это не настоящее имя. На самом деле он — Алексей Еремеев. «Признанный советский писатель» — это не совсем настоящая жизнь. В своей настоящей жизни он был христианином, искренне сокрушающимся, что не может открыто говорить о Христе. Он был необыкновенно правдивым и честным. Но всю жизнь терпел сокращения и замены в своих текстах, чтоб иметь возможность говорить с детьми. О вере и ценностях настоящего человека. Больше всего на свете он боялся, что ему не дадут сказать. И поэтому терпел. А после вручения очередной литературной премии шел в храм и опасливо оглядывался, не донесет ли кто… Перед смертью он передал в печать интереснейший, глубоко личный текст «Верую!» (просил, чтобы эта автобиографическая повесть была опубликована через три года после его смерти). И всем стало ясно, в чем его тайна. В чем секрет его слова, которое воспитывало поколения: «От своей мамы я принял эстафету. Это она, мама, учила меня христианству — живому, деятельному, активному и, я сказал бы, веселому, почитающему за грех всякое уныние».

http://foma.ru/respublika-shkid-chto-jet...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 Содержание Предисловие 1879 г. 1880 г. 1881 г. 1882 г. 1883 г. Предисловие В шестом томе «Автобиографических Записок» изображается архипастырская деятельность преосвященного Саввы за время с 8 июня 1879 г. по 4 июля 1883 года. В Тверскую епархию преосвященный Савва прибыл из Харьковской в июне м. 1879 года; его архипастырское служение здесь в Тверской епархии продолжалось слишком семнадцать лет (с 8 июня 1879–13-е октября 1896 года). Несмотря на то, что Тверская епархия, несравненно долее существующая (с 1271 г.) нежели Харьковская (с 1799 г.), гораздо более сей последней прославилась длинным рядом своих архипастырей, из коих многие (Платон, Серафим, Филарет, Григорий) были знаменитыми иерархами, а некоторые (Арсений с 1547 г., Варсонофий с 1595 г.) прославлены церковью за святость жизни, все же имя преосвященного Саввы, без сомнения, крупными чертами написано будет на страницах истории Тверской епархии. Все время свыше семнадцатилетнего управления его Тверскою епархиею, подобно тому как и на Харьковской кафедре, было временем мирного благоустроения и благопопечительного заведывания всеми сторонами жизни и управления всеми частями этой епархии. Непрестанная заботливость о благоустроении и благоукрашении храмов Божиих и о благоустройства духовно-учебных заведений епархии, попечение о внутреннем благоустроении жизни иноческой, частые периодические посещения епархии во всех ее уголках, – вот вообще предмет постоянной деятельности преосвященного Саввы на Тверской кафедре. Более подробные характеристические черты деятельности преосвященного Саввы в Тверской епархии читатель усмотрит из предлагаемого VI-ro тома его автобиографических записок. 1 марта 1906 г. Читать далее Источник: Хроника моей жизни : Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского : в 9 томах. - Сергиев Посад : 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1898-1911./Т. 6: (1879-1883 гг.) – 1906. – 933, XXXIX с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010