Митроп. Вениамин (Федченков). Автобиографические сведения Хотя биография автора публикуемых лекций известна достаточно хорошо, редакция сочла небесполезным в качестве приложения опубликовать настоящую автобиографическую записку, ныне хранящуюся в ГАРФ (Ф. 6991. On. 7. Д. 27. Л. 2–2об.). Текст печатается с соблюдением авторской орфографии и пунктуации. Примечания составлены редакцией. Родился я в селе Ильинке, Кирсановского уезда Тамбовской губернии в 1880 году, 2 сентября. Родитель мой, Афанасий Иванович Федченков был сыном крепостного безземельного крестьянина господ Баратынских, Ивана Ильича, бывшего плотником, жившего в Бельском уезде Смоленской губернии. Отца моего, еше 13–14 летним мальчиком, как способного к конторской работе, переслали из Смоленской губернии на перекладных в Тамбовскую, где он и прожил до 72–73 лет, по 1920 г. Мать моя, Наталия Николаевна Оржевская, была дочерью диакона села Оржевского, того же уезда Кирсановского, Николая Васильевича Оржевского, и внучкой – тоже диакона – Василия. Образование я получил в сельской земской школе, в селе Сергиевке, того же уезда. А потом учился 2 года в Кирсановском «уездном» (впоследствии переименованном в «городское») училище. Затем я учился 4 года в Тамбовском духовном училище, 6 – в той же Семинарии, 4 года в СПБ Духовной Академии. По окончании ее со степенью магистранта, я был оставлен профессорским стипендиантом при Академии. Затем в 1910 году был приглашен читать лекции в той же Академии. В 1911 году был назначен инспектором СПб Духовной Семинарии. В конце того же года был назначен ректором Таврической Духовной Семинарии. Оттуда был переведен ректором в Тверскую Семинарию летом 1913 года. После революции меня корпорация преподавателей Таврической семинарии, по новому уже порядку, выбрала снова в прежнюю семинарию ректором, в Крым. В это же время я был избран Таврическим университетом в преподаватели Богословия в университете. А чтобы закончить сведения этого дела, упомяну еще, что за границей, после эвакуации в 1920 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

прот. Николай Гундяев Скачать epub pdf 6. Афанасий Александрийский 6.1 Жизнь и труды Главные источники – его труды: 1. Апология против Ариан; 2. Апология к Констанцию; 3. Апология о собственном бегстве; 4. История ариан к монахам. Этот материал носит черты автобиографии. Важное значение имеют и внешние свидетельство: 5. История Афанасия на латинском языке; 6. Похвальное слово (21-е) Афанасию Александрийскому Григория Богослова ; 7. «Древнее коптское слово», дошло на коптском языке. Святой Афанасий родился в Египте, по всей вероятности, в Александрии. Была слишком неопределенная дата его рождения. Благодаря же Древнему коптскому слову удалось же определить дату его рождения. В соответствии с этим документом, Афанасию было 33 года, когда он был избран на Александрийскую кафедру. В отношении последнего события мнения колеблются 2–3 года – между 326 и 328 годами, т.е. Афанасий родился или 293 году, или в 295 году. Обычно признаётся 293 год. Известно, что в 326 году, вскоре после Вселенского Собора, епископ Александр Александрийский скончался, и его преемником был Афанасий. Трудно себе представить, чтобы на протяжении двух лет кафедра пустовала. Источники не дают сведений о родителях Афанасия, неизвестно даже, были ли они христианами. Ничего источники не говорят о детстве и юности Афанасия. Существует лишь апокрифическое сказание о том, что ещё во времена Петра Александрийского (пострадал за Христа в 311 году), когда Афанасию было уже 16 лет (или 18), якобы он, играя, крестил на берегу моря близ Александрии своих сверстников, и якобы епископ Петр признал действительным это крещение. Трудно представить, чтобы он занимался подобного рода играми, да ещё в таком возрасте. Известно, что Афанасий довольно рано стал чтецом, вошел в клир Александрийской Церкви и был на протяжении 6 лет в звании чтеца. Святой Григорий Богослов говорит, что Афанасий получил хорошее образование, хотя мы можем отметить, что не столь широкое и глубокое, каким обладал св. Григорий Богослов или св. Василий Великий . Его творения – несомненное свидетельство того образования, которое давалось детям из состоятельных семей. По выражению Григория Богослова , Афанасий, будучи молодым, знал все книги Священного Писания так, как другой не знает и одной из этих книг. Он был неутомим в чтении, он стремился к знаниям. Он стремился читать отцов и учителей Церкви, которые были доступны ему. Благодаря этому чтению Слова Божия и святоотеческой литературы, он развил в себе тонкое понимание глубочайших вероучительных истин. Он был аскетического склада, собирался уйти к Антонию Великому , он был знаком с Антонием и другими подвижниками Египта и Ливии.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ko...

1883 6 июля введен я был в Святейший Синод и приведен к присяге 1 , в присутствии Первенствующего Члена Св. Синода, Высокопреосвященного Митрополита Новгородского и С-Петербургского Исидора 2 и Членов архиепископа Холмско-Варшавского Леонтия 3 и Духовника Их Величеств, Протопресвитера Василия Борисовича Бажанова 4 , а также г. Обер-Прокурора, Действ. Тайного Советника Константина Петровича Победоносцева , его товарища Тайного Сов. Николая Павловича Смирнова 5 и чиновников Синодальной Канцелярии. Затем, открыто было обычное заседание Св. Синода. Обер-секретари и секретари Синодской Канцелярии поочередно докладывали дела, каждый по своей части. На первый раз мне пришлось слушать, между прочим, дело по представлению Настоятеля Иерусалимской миссии, архимандрита Антонина 6 , о построении во граде Иудове (в Горней) домовой церкви, под названием: «Встретение Божией Матери праведной Елизаветой». Определено наименовать церковь : «Благовещение» и дозволено в 30-й день марта совершать службу Благовещения 7 . Вечером в тот же день был у меня Ключарь Казанского собора, протоиерей Павел Константинович Цветков, мой земляк, сын учителя моего по Шуйскому духовному училищу – Константина Николаевича Цветкова 8 . О. Цветков прежде состоял на службе в Финляндии; был предстоятелем тамошнего духовного Правления. Он рассказывал мне о положении православного духовенства в Финляндии и об отношениях к пастве. Содержание причтов в каждом приходе строго определено точными актами, утвержденными высшей властью. Были попытки и у нас в России обеспечивать материальное положение причтов мирскими приговорами; но эти приговоры, большей частью, не были прочны и ненадолго сохраняли обязательную силу. 8-го числа был у меня другой почтенный земляк, настоятель Владимирской церкви, протоиерей Александр Николаевич Соколов 9 . Родина его – село Кохма, Шуйского уезда, в 20-ти верстах от моей родины, села Гориц. Мы вместе с ними учились в Шуйском училище и во Владимирской семинарии, но он шел курсом впереди меня. Много лет не видевшись, мы взаимно обрадовались теперь друг другу. Беседа между нами на этот раз была самая искренняя и откровенная. Вспомнили мы , между прочим, об общем земляке, старшем нас, недавно скончавшемся придворном протоиерее и Члене Св. Синода, Иоанне Васильевиче Рождественском 10 . А. Н-ч говорил о нем, как о ревностном защитнике в Синоде интересов белого духовенства; сообщал, что он строго преследовал злоупотребления синодских чиновников и даже раскрыл какой-то подлог покойного Товарища Обер-Прокурора Ю. В. Толстого 11 ; и что не пользовался расположением митрополита. Но последнее, кажется не совсем верно. По крайней мере, владыка Исидор, во время пребывания своего в Москве на коронации, мне лично выражал свое сожаление о кончине Иоанна Васильевича и с благодарностью вспоминал о его прилежном и тщательном занятии делами синодскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ [греч. Βασλειος Μγας] (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) - 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви. Жизнь Источники I. Свидетельством о событиях жизни В. В., как прямым, так и косвенным (об образовании, образе мыслей), является корпус сочинений самого святителя. Наиболее важные автобиографические фрагменты: Ep. 204, 210, 223, 224; De jud.//PG. 31. Col. 653A; De Spirit. Sanct. 29. 74. II. Свидетельства современников. 1. Свт. Григорий Богослов : а) «Надгробное слово Василию Великому» ( Greg. Nazianz. Or. 43) является основным источником сведений о семье, детстве В. В., времени обучения его светским наукам, чему автор был непосредственным свидетелем (ср. автобиографическую поэму «De vita sua»). Первоначальный вариант гомилии был устным (речь 1 янв. 382, в день памяти В. В., отмечавшейся в Кесарии) и потому, вероятно, значительно более коротким и существенно отличавшимся от последующего письменного варианта ( Bernardi. 1992. P. 27-28); б) др. гомилии: Or. 9. 4-6; Or. 10. 2-4; Or. 11. 1-3; Or. 13. 2; Or. 18, содержащие много свидетельств о характере В. В.; в) письма к В. В.: Ep. 1, 2, 4-6, 8, 19, 40, 45-50, 58-60, 231; а также письма, в к-рых упоминается В. В.: Ep. 16. 3-4; 25. 2; 41. 8; 42. 5; 43. 3; 44. 4; 53; 63. 5-6; 76; 80; 115. 3; г) надгробные эпиграммы В. В. (Epigr. Basil.), а также его родным (Epigr. Naucr.; Epigr. Emmel.; Epigr. Macr.; Epigr. Theos.). 2. Сведения о жизни В. В. содержатся в сочинениях его младшего брата свт. Григория, еп. Нисского , однако исследователи относятся к этим свидетельствам с осторожностью, учитывая непростые отношения братьев ( Gribomonm. 1981. P. 46; ср.: Rousseau. 1994. P. 11): а) «Надгробное слово брату Василию» ( Greg. Nyss. Or. in Basil.), произнесенное, вероятно, 1 янв. 381 г. ( Bernardi. 1992. P. 27), богато скорее риторическим содержанием, хотя и предоставляет нек-рые важные сведения о жизни В. В.; б) «Жизнь Макрины» (De vita Macr.) - жизнеописание сестры В. В. прп. Макрины Младшей - является своего рода семейной хроникой, содержащей подробные сведения, в частности, о матери В. В. прп. Емилии (2, 11, 13), самом Григории, др. братьях: Навкратии (8-9) и свт. Петре, еп. Севастийском (12), об особенностях воспитания и начального образования в семье (3), о времени непосредственно по возвращении В. В. из Афин (6), о смерти В. В. (14) и проч.; в) письма: Ep. 13. 4-5 (к Ливанию), Ep. 29. 4 и Ep. 30 (оба к брату Петру).

http://pravenc.ru/text/150791.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ [лат. Hieronymus Stridonensis], или Евсевий Иероним [лат. Eusebius Hieronymus] (ок. 347, Стридон - 30.09.419/20, Вифлеем), блж. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви. Жизнь Источники. Основные сведения о жизни И. С. содержатся в его сочинениях. Первостепенную важность имеют его письма (Ep. 7. 11-12; 15. 1-5; 16. 1-2; 22. 30; 46. 10-12; 66. 14; 108. 6-29; 123. 10; 143. 1-2), а также предисловия к различным сочинениям (см.: Cavallera. 1922. T. 1. P. VI). Особое место занимает трактат «О знаменитых мужах», в 135-й автобиографической главе к-рого И. С. кратко говорит о своем происхождении и описывает свою лит. деятельность ( Hieron. De vir. illustr. 135). Ряд биографических сведений содержится в «Хронике» И. С., а также в «Апологии против книг Руфина». Др. источником являются свидетельства совр. И. С. церковных писателей. Это прежде всего письма, адресованные И. С. Римскими папами св. Дамасом I (Ep. 19, 35) и Иннокентием I (Ep. 136), блж. Августином Гиппонским (Ep. 56, 67, 101, 104, 110, 116, 131, 132), еп. Феофилом Александрийским (Ep. 87, 89, 90, 113), свт. Епифанием Кипрским (Ep. 51, 91), друзьями И. С.- Паммахием и Океаном (Ep. 83). Особую ценность имеют сочинения Руфина Аквилейского «Апология против Иеронима», «Апология» к Римскому папе св. Анастасию I и предисловие к переводу трактата Оригена «О началах». Сульпиций Север в «Диалогах» приводит со слов аквитанского мон. Постумиана, лично знавшего И. С., сведения о вифлеемском периоде жизни последнего ( Sulp. Sev. Dial. I 7-9). Палладий , еп. Еленопольский, в «Лавсаике» пишет о И. С. со слов враждебно настроенных к нему лиц (Руфина Аквилейского, Посидония Фиваидского) ( Pallad. Hist. Laus. 36. 6-7; 41. 1-2). В «Хронике» Проспера Аквитанского содержатся сведения о времени рождения, вифлеемском периоде жизни и о смерти И.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Моя автобиография. Груздев Павел Александрович, родился 3 августа 1911 г. 6 Яросл. обл. Мологский р-н деревня Борок. Рядом с нашей деревней находился Мологский Афанасиевский женский монастырь 7 , в котором проживали три мои родные тетки: монахиня Евстолия и инокини Елена и Ольга 8 . Под ихним наблюдением я получил христианское воспитание и любовь к Святой Церкви. Юношество свое я провел в кругу своих родных 9 и в упомянутой обители, где пас коров, звонил на колокольне и приучался к чтению в храме. После ликвидации Афанасиевского монастыря 10 31 марта 1929 г. с благословения игумении Августы (Феоктисты Неустроевой) 11 я переехал на жительство в г. Новгород Ленинградской обл. где и работал на судостроительной верфи Деревяницы 12 , возле Спасо-Преображенского Варлаама Хутынского мужского монастыря 13 , где в свободное от работы время пел и читал на клиросе, звонил на колокольне и т.д. В 1932 г. возвратился на родину к родителям и работал до 1938 г. в Государственной Селекционной станции (бывший Афанасиевский монастырь) 14 на скотном дворе. В 1938 из затопляемой зоны 15 наша семья переехала в г. Тутаев, где я устроивал свой дом и ходил в храм 16 на клирос, где пел и читал, а иногда пономарил: 13 мая 1941 г. был арестован по обвинению группа церковнослужителей, возглавляемая Архиепископом Варлаамом Ряшенцевым 17 . По статье 58, часть 1, пункт 10–11 судом приговорен к 6 лет исправительно-труд. лаг. По отбытии срока вернулся на родину, где работал на сенопресе в качестве рабочего. В свободное время постоянно ходил в церковь святителя Леонтия, где пономарил, читал и пел на клиросе. 1 декабря 1949 за старые преступления был сослан на вольную ссылку без лишения прав гражданства, без определенного срока в г. Петропавловск Северо-Казахстанской области 18 , где все время работал чернорабочим Облстройконторы, и опять же в свободное время всегда ходил в собор св. Апостолов Петра и Павла, где был уставщиком и чтецом на клиросе. 20 августа 1954 г. вызван в спецкомендатуру МГБ, где было объявлено, что все поселение и ограничение с меня снято, могу жить и работать где угодно и как угодно. По прибытии к родителям и побывав в некоторых храмах Ярославской обл. и убедивши, что именно жатвы много, а делателей мало, если будет Ваше Архипастырское благословение и воля, то рукоположите и назначьте меня священником в какой-либо приход по Вашему усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Предисловие Глава I. Исторический обзор деятельности русской православной эмиграции 1. Деятельность Русской Православной Церкви за границей на Балканах 2. Русская православная эмиграция в Центральной Европе 3. Русская православная эмиграция в Северной Европе (в Финляндии) 4. Русская православная эмиграция в Западной Европе 5. Русская православная эмиграция в Северной Африке 6. Русская православная эмиграция в США и Канаде 7. Русская православная эмиграция в Южной Америке 8. Русская православная эмиграция в Японии 9. Русская православная эмиграция в Китае Национально-политическая ситуация в Китае и Православная Церковь до японского вторжения Начало японского вторжения в Китай и деятельность Православной Церкви на оккупированных территориях Японо-китайская война и ее влияние на жизнь русской православной эмиграции 10. Русская православная эмиграция в Персии (Иране) Выводы Глава II. Архивы, источники и основные группы исследователей истории русской православной эмиграции 1. Архивы по истории русской церковной эмиграции, их формирование и судьба, степень изученности 2. Периодическая печать 3. Публикация документов 4. Нарративные источники (письма, воспоминания, автобиографии) 5. Биографии выдающихся деятелей Русской Православной Церкви 6. Обзор основных групп исследователей русской православной эмиграции Выводы Глава III. Разделение российской православной диаспоры в 19171920-х годах, каноничность и историческая оправданность создания РПЦЗ 1. РПЦЗ – Московский Патриархат – «Евлогиане» – 2. Указ 362: долгие споры о «канонической платформе» «Книжная полемика канонистов» Выводы Глава IV. История Советской религиозной политики в отношении русской церковной эмиграции и международная деятельность Московской патриархии 1. Историческая ситуация. – Основные события 2. Главные спорные моменты в трактовке представителей различных групп ученых Выводы Глава V. Германская религиозная политика в годы Второй мировой войны, участие священнослужителей РПЦЗ в деятельности Российских антисоветских воинских формирований 1. Германская религиозная политика в годы Второй мировой войны в отражении различных групп историков 2. Участие священнослужителей РПЦЗ в деятельности российских антисоветских воинских формирований (современная российская историография) Выводы Источники и научная литература Источники Публикации документов Воспоминания Научная литература Русская научная литература Зарубежная научная литература Русские и зарубежные научные публикации в Интернете  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Вступление В этой книге публикуются неизвестные до настоящего времени письма святого Николая Сербского , адресованные Уинстону Черчиллю, Герберту Гуверу, д-ру Слободану Йовановичу, д-ру Димитрию Найдановичу и д-ру Ратибору Джурджевичу. Письма проистекают из следующих источников: Исторически значимые письма Владыки Черчиллю 1 (по причине ареста генерала Дражи Михаиловича 2 ) и Гуверу 3 сохранены в архиве профессора Милутина Деврнье. Я получил их благодаря любезности его дочери, г-жи Зоры Деврнье Зимерман из США. Письма Владыки доктору Дмитрию Найдановичу 4 находятся в его рукописном наследии. Там, среди других важных документов, я нашел и копию письма Владыки Слободану Йовановичу 5 от 12 февраля 1953 года, как и статью [Владыки] Николая «Патриарх Гавриил 6 – ответ одному Морачанину», опубликованную в 1950-х годах прошлого века в «Американском Србобране» 7 , в которой он рассказывает о своем заточении вместе с Патриархом Гавриилом в лагере Дахау 8 . В моем архиве имеется и оригинальный текст незаконченной «Автобиографии» д-ра Найдановича, в которой он приводит два очень важных свидетельства: а) по случаю своего ареста во время битвы при Конкорде в 1940 году святой Николай написал письмо протеста Драгише Цветковичу, в котором передал ему, что «Сербская Православная Церковь с большим вниманием следит за тем, что происходит сейчас с д-ром Найдановичем». Оригинал этого письма сохранился и был опубликован в книге Михаила Константиновича 9 «ПОЛИТИКА СОГЛАШЕНИЯ – Дневниковые записи 1939–1941»; Лондонские заметки 1944–1945 гг. (под редакцией Радомира Константиновича, Мир», Нови-Сад, 1998 г., стр. 623–626). Поскольку письмо имеет историческое значение, я посчитал важным опубликовать его в приложении к книге. б) В 1940 году редакция журнала «Христианская мысль» решила посвятить Владыке Николаю, по случаю его шестидесятилетия, один из тематических выпусков. Когда Владыка узнал об этой идее, то написал Найдановичу письмо, в котором просил его немедленно уничтожить этот номер, несмотря на количество уже отпечатанных экземпляров, поскольку не хотел, чтобы ему при жизни писали некрологи. Ввиду неудачных обстоятельств и европейского варварства во время немецкой бомбардировки Белграда 6 апреля 1941 года этот номер сгорел вместе с типографией, в которой он был напечатан. Божьей милостью сохранилась титульная страница журнала с редакторской статьей Найдановича и эссе «Метафизика Владыки Николая», которые я обнаружил в Национальной библиотеке Сербии и опубликовал в сборнике работ доктора Найдановича ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И. Х. ФИХТЕ И ДРУГИЕ ПИСЬМА & Фонд истине о Србима», Белград, 2003 г., стр. 459–478). К сожалению, упомянутое письмо Владыки Николая было утеряно из архива Найдановича.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Скачать epub pdf Июнь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Захарию [Зах.5:4–6, 15]/Пер. И.П. Казанского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1897. Т. 2. 6. С. 65–80 (1-я пагин.). (Продолжение.) —65— клятие идёт на воров, чтоб удерживались от постыдных прибытков и не прикасались к священным деньгам, употребляя их на свои собственные нужды. Такова причина видения. Людям, привыкшим красть и произносить ложную клятву, надобно бояться проклятия и посечения серпа. Бог всенепременно приведёт в исполнение свои определения и не пощадит ни воров, ни других преступников; ибо Он всегда ненавидит тех, которые презирают Его божественную славу и с ненасытным желанием устремляются к неподобающему им. Ст. 5–8. И изыде Ангел глаголяй ко мне и рече ко мне: воззри очима твоима, и виждь исходящее сие. И рех: что есть? и рече: сия мера исходящая, и рече: сия неправда их по всей земли. И се талант оловян 1207 вземляйся: 1208 и се жена едина седяше посреде меры. И рече: сия есть беззаконие. И верже ю в средину меры, и вверже камень оловяный 1209 во уста ея. 1210 Раньше, приступая к объяснению пророка, я сказал, что после возвращения из Вавилона он находит полезным рассказывать избавленным о том, что случилось во время плена. Но когда он увидел, что они слишком небрежны в исполнении закона и увлекаются неудержимой склонностью к угодному и приятному им самим и совершенно пренебрегают законами Моисея (ибо они вступали в супружество с иноплеменными женщинами, а —66— некоторые уже совсем удалились от путей правды, служили идолам и сверх того делами нечто такое, о чём не позволительно и говорить); то пророк считает необходимым рассказать об этих делах, дабы с трудом избавленные знали, какими мольбами людей и святых ангелов они приобрели себе свободу и теперь опять раздражают против себя Бога всяческих, схватываясь и увлекаясь желанием к прежним преступлениям. Посему сказал, что изыде Ангел глаголяй во мне. Изыде откуда? где он был доселе? Это означало переход от видения серпа к настоящему видению, к видению, говорю, меры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Керкира. Детство, учение, священноучительство Архиепископ Никифор родился 15 февраля 1731 года 4  на острове Керкира (по-итальянски Корфу) 5  в семье Стефана и Анастасии Феотокисов. В крещении он был назван Николаем. Как впоследствии сообщал сам Феотокис в первом из двух известных нам автобиографических писем 6 , родители его были православными и оба происходили из одного Корфского благородного рода 7 . Николай был четвертым, младшим сыном благочестивых супругов (всего в семье было семеро детей) 8 . Крещен он был в церкви святого Николая священником Спиридоном Санторином. Родители с ранних лет прививали детям любовь к Богу и Церкви и заботились об их образовании: «с малолетства начал обучаться наукам», – писал Феотокис. Первым учителем Никифора был духовник семьи Феотокисов иеромонах Иеремия Каввадия – один из почитаемых керкирских учителей (таковыми были, по общему признанию, кроме Каввадии, Евгений Вульгарис 9 , а затем и сам Никифор Феотокис) 10 . Он, несомненно, оказал большое влияние на Николая, душа которого тянулась как к внешнему знанию, так и к духовной науке, к служению Богу. В упомянутом автобиографическом письме Никифор сообщает еще об одном священноучителе – иеромонахе Евфимии Парамифиоте. Каввадия и Парамифиот обучали его греческому языку, поэзии, риторике, начальным основаниям аристотелевой философии и «священной богословии». Думаем, что уже в эти ранние годы, через своих православных учителей, Николай познакомился с созерцательно-аскетической традицией Православия, что впоследствии сыграло решающую роль в его жизненном выборе. Очевидно, в это же время или несколько позже, он учился латинскому языку и философии у католических монахов доминиканца Иосифа Мариа Финети и минорита (францисканца) Вондиолия 11 . В возрасте 14 лет, 6 августа 1745 года 12 , в храме св. Спиридона Тримифунтского, где и поныне хранится главная святыня острова – мощи святителя Спиридона, Николай был возведен в чин чтеца и канонарха. Его вступление в состав нижнего клира произошло с согласия отца, который желал, чтобы Николай в храме Божием просвещался истиной Христовой. Стефан Феотокис опасался, как бы обучение наукам не было односторонним и не повредило душе сына. Однако он никак не помышлял о том, чтобы Николай всецело посвятил себя служению Богу, считая его к этому непригодным. К тому же перед одаренным юношей, легко усваивавшим науки, открывалась большая светская карьера. Поэтому, когда Николай Феотокис в семнадцатилетнем возрасте решил принять монашество и диаконский сан, отец воспротивился такому решению сына. Николай же, несмотря на юный возраст, был зрел и тверд в своем выборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010