Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМУЦКИЙ Порфирий Данилович (10.03.1860, с. Янишевка Таращанского у. Киевской губ.- 3.06.1927, Киев), хоровой дирижер, фольклорист, композитор-любитель, педагог, организатор хоровых коллективов. Заслуженный артист УССР (1926). Из семьи сельского священника, основавшего хор при церкви и церковноприходской школе. Д. «с детства проявлял интерес к церковному пению и чтению на клиросе» (Автобиография//Етногр. bichuk. 1928. Кн. 6. С. ХХ). Обучаясь в школе, пел в хоре, ставшем впосл. известным. После окончания Киевского ДУ (т. н. Подольской бурсы), где изучались нотное пение по обиходу и нотная грамота, Д. поступил в 1876 г. в Киевскую ДС благодаря, по его выражению, «умению петь на гласы». По воспоминаниям Д., в то время семинария переживала период расцвета хорового пения. Впосл. Д. окончил медицинский фак-т Киевского ун-та св. Владимира (1882-1889), пел в самодеятельном хоре ун-та под упр. Н. В. Лысенко, исполняя обязанности его помощника (субрегента), секретаря и переписчика нот. Отказавшись после окончания ун-та от переезда в С.-Петербург, Д. поселился в дер. Охматов Таращанского у. (1890-1918), где вел бесплатную врачебную практику и занимался этнологией, фольклористикой, организовал сельский хор (1892). Охматовский хор исполнял традиц. церковные напевы, авторские сочинения (Д. С. Бортнянского , А. Л. Веделя , А. Е. Варламова ), а также составленные Д. обработки и гармонизации народных песен. Ежегодные (майские) публичные концерты в Охматове (1894-1911) собирали энтузиастов, любителей народного искусства со всей Украины, вызывали положительные отзывы публики и критиков. Первый концерт хора в Киеве (1901), для участия в к-ром было отобрано 70 лучших голосов, имел большой успех. Впосл. коллектив концертировал в Одессе, Жашкове, Умани, Тараще. Наибольшей заслугой хора Д. считал исполнение совр. обиходных напевов (вероятно, в его аранжировке). На протяжении мн. лет Д. собирал народные песни (ок.

http://pravenc.ru/text/171677.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Портрет отца. 1490 г. (Галерея Уффици, Флоренция) [нем. Dürer] Альбрехт (21.05.1471 - 6.04.1528), нем. живописец, гравер, теоретик живописи. Согласно автобиографической «Семейной хронике», предки Д. происходили из крестьян, дед и отец были золотых дел мастерами в сел. Айтош, близ Дьюлы (совр. Венгрия; нем. Thürer - дверной мастер от Ajmysi, венг. ajmy - дверь; дверь изображена на родовом гербе Д.). В 1455 г., после обучения в Нидерландах, отец Д. поступил подмастерьем к нюрнбергскому мастеру И. Хольперу. Женитьба (1467) на его дочери Барбаре позволила отцу Д. стать членом городского цеха. В 1481-1482 гг. Д. учился в лат. школе при ц. Санкт-Лоренц в Нюрнберге, в 1483-1486 гг. работал в мастерской отца. В этот период был выполнен 1-й из известных рисунков Д.- автопортрет серебряным штифтом, позднее подписанный Д.: «Когда я был ребенком» (1484, Альбертина, Вена). 30 нояб. 1486 г. Д. был отдан в учение к известному в городе живописцу М. Вольгемуту и вместе с членами его мастерской иллюстрировал «Всемирную хронику» И. Шеделя (1809 гравюр на дереве; изд. в 1493). В мастерской Д. проработал 3 года. В 1490 г. Д. написал парные портреты отца (Галерея Уффици, Флоренция) и матери (Германский национальный музей, Нюрнберг), на оборотах сделаны изображения скрепленных гербов семей Дюрер и Хольпер. 11 апр. 1490 г. Д. отправился на 4 года в путешествие, к-рое обычно совершали подмастерья для профессионального совершенствования ( Нессельштраус. Рисунки Дюрера. 1966. С. 28). Вероятно, первые полтора года он провел в Нёрдлингене, Аугсбурге, Ульме. В Кольмаре он надеялся познакомиться с мастером резцовой гравюры М. Шонгауэром, но, не застав его в живых, неск. месяцев изучал его гравюры, картины и рисунки, хранившиеся у братьев мастера. В кон. 1491 г. в Базеле Д. получил заказ на оформление титульного листа к изданию «Писем блж. Иеронима» (опубл. в 1492), иллюстрировал сб. новелл де ла Тур Ландри «Турнский рыцарь» (1493) и «Корабль дураков» С. Бранта (1494), подготовил для резчика часть досок с иллюстрациями к комедиям Теренция (не были вырезаны). В эти годы была написана картина «Муж Скорби» (Кунстхалле, Карлсруэ), стилистически близкая к позднеготической нем. живописи. На ее золотом фоне выгравированы чертополох и маленькая сова, атакуемая птицами. Вероятно, изображение символизирует искупление человеческих грехов страданиями и смертью Христа. В это же время Д. выполнил карандашный автопортрет (1491-1492, Университетская б-ка, Эрланген) и «Автопортрет в возрасте 22 лет с цветком крестоцвета в руках» (1493, Лувр, Париж). Последний написан в Страсбурге для отправки Агнес Фрей - невесте, сосватанной художнику его отцом, ее приданое позволило Д. открыть собственную мастерскую. И. В. Гёте, видевший копию картины, предположил, что художник держит цветок синеголовника (нем. Mannertreu - верность мужчины).

http://pravenc.ru/text/180832.html

священник Тимофей Лященко Глава первая. Жизнь св. Кирилла до вступления на архиепископскую кафедру. Изучающему историю нередко приходится наблюдать., что выдающиеся исторические личности как-то внезапно выступают на арену истории их. как-бы волна какая вдруг подымает на недосягаемую для их современников высоту Лица, дотоле мало кому известные, вдруг обращают на себя всеобщее внимание. И вот их выдающаяся деятельность всецело приковывая к себе внимание современников, как бы заслоняет в глазах последних всю предшествующую жизнь этих титанов истории, отодвигает на задний план интерес к их происхождению, детству, воспитанию, образованию и т. п. А между тем, как известно, в истории никакое явление не бывает без подготовительных причин. Поэтому последующие поколения, свободные от непосредственного, ослепляющего влияния славы этих личностей, подвергая более спокойной оценке их деятельность, обращают свое внимание и на предшествовавший их выступлению на историческом поприще период их жизни, ища в нем разгадки их выдающейся деятельности и влияния на современников. Но если, при молчании современников, и сами эти деятели не оставили никаких автобиографических очерков, или хотя-бы каких-нибудь случайных заметок об этом периоде своей жизни, то народная фантазия последующих по­колений многочисленными и часто противоречивыми легендами старается пополнить недостаток биографических сведений о своих любимцах. Вот почему все годы жизни таких деятелей, предшествовавшие их выступлению на историческое поприще, навсегда остаются во мраке неизвестности 6 , почему биографу приходится строить историю этих лет на зыбкой почве почти сплошных догадок, предположений и гипотез. В таком именно затруднительном положении находятся все биографы св. Кирилла Александрийского при описании его жизни до вступления на архиепископскую кафедру. Автобиографии, даже в виде случайных заметок об этом периоде своей жизни, он не оставил после себя. Для современников же его деятельность была так удивительна, что, всецело приковывая к себе их внимание, не давала им возможности интересоваться его жизнью в период, предшествовавший этой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Часть I. Жизнь блаженного Иеронима Стридонского 1. Источники Основным источником биографических сведений о блаж. Иерониме Стридонском являются его собственные сочинения. Среди них первостепенную важность имеют письма 5 , а также предисловия к различным сочинениям, содержащие иногда даже более важные сведения, чем письма 6 . Особое место занимает сочинение блаж. Иеронима «О знаменитых мужах», в 135-й (автобиографической) главе которого он кратко говорит о самом себе, о своем происхождении и литературной деятельности 7 . Ряд биографических сведений содержится в его «Хронике», а также в «Апологии против книг Руфина». Другим источником являются свидетельства современных блаж. Иерониму церковных писателей. Прежде всего, это письма, адресованные ему Римскими папами Дамасом 8 и Иннокентием 9 , блаж. Августином Гиппонским 10 , еп. Феофилом Александрийским 11 , свт. Епифанием Кипрским 12 , друзьями блаж. Иеронима – Паммахием и Океаном 13 . Большую ценность имеют сочинения Руфина Аквилейского – «Апология против Иеронима», «Апология» к папе Анастасию I и предисловие к переводу трактата Оригена «О началах». Латинский церковный историк Сульпиций Север в своих «Диалогах» со слов аквитанского монаха Постумиана, лично знавшего блаж. Иеронима, приводит важные сведения о вифлеемском периоде жизни последнего 14 . Кое-что со слов враждебно настроенных по отношению к Иерониму лиц – Руфина Аквилейского , Посидония Фиваидского – сообщает о нем Палладий в своем «Лавсаике» 15 . В «Хронике» Проспера Аквитанского содержатся сведения о времени рождения, вифлеемском периоде жизни и смерти блаж. Иеронима 16 . Геннадий Марсельский в своем продолжении труда Иеронима «О церковных писателях» сообщает несколько важных деталей о литературной деятельности и возрасте блаж. Иеронима, а также о характере его полемики с Руфином 17 . Предполагают, что пролог сочинения Геннадия, где содержатся особые сведения о блаж. Иерониме, ему не принадлежит; он отсутствует во многих рукописях, а помещенные в нем сведения заимствованы главным образом из «Римской истории» Аммиана Марцеллина 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Щапов, Афанасий Прокопьевич, известный историк; родился в 1830 г. в селе Анге, Верхоленского уезда, в 200 верстах от Иркутска, в семье местного бедного дьячка; мать его была бурятка. На 9-м году отец Щ. отдал его вместе со старшим братом в Иркутское духовное училище, где Щ. воспитывался на казенный счет, и после 6-летней горькой жизни, в 1846 г., лучшим учеником перешел в местную семинарию, грубостью своих нравов оставлявшую в тени даже Петербургскую бурсу, известную с этой стороны по описанию Помяловского (царившие в семинарии порядки подробно описаны С. С. Шашковым в его «Автобиографии», «Восточное Обозрение», 1884 г., 30, а M. B. Загоскиным изображены в беллетристической форме, в романе «Магистр», сборник газеты «Сибирь», 1876 г.). Учился здесь Щ. сначала плохо и неизменно пребывал на «камчатке», да иначе и быть не могло, по той простой причине, что ему недоставало учебников, выдававшихся начальством семинарии в видах экономии только немногим. Когда же случайно одним из учителей Щ. были обнаружены его блестящие способности, и ему выдали нужные книги, он быстро удостоился перевода на первую парту – место отличнейших. В 1852 г. Щ. окончил курс семинарии и, как один из лучших учеников ее, был отправлен казеннокоштным студентом в Казанскую духовную академию. Здесь, несмотря на мало подходящие условия, едва ли чем отличавшиеся от семинарских, он усердно работал. «Часов по 17 в сутки, – рассказывает его товарищ по академии, – проводил он за конторкой, так что от его сапог образовалось углубление на полу; студенты водили друг друга смотреть это диво, а углубления прозвали «ямами столпника Афанасия». О необыкновенном трудолюбии Щ., как на академической скамье, так и впоследствии, сохранился целый ряд свидетельств. Отвлеченные вопросы его мало занимали; в своих занятиях он искал положительных, фактических знаний. Уже тогда в нем явна была жилка историка – интересовался он почти исключительно русской литературой и особенно русской историей. Значительное влияние на него в эту пору имели профессора академии A. A. Бобровников, Беневоленский, Д. Ф. Гусев и проф. университета С. В. Ешевский, а для области занятий и направления последующей деятельности большую роль сыграли бывшая при академии прекрасная библиотека по расколу и знакомство с богатейшим собранием рукописей Соловецкого монастыря, которое во время Крымской войны было перевезено сначала в Петербург, а затем в Казань. Щ. участвовал в составлении описи этих рукописей, попутно знакомился с их содержанием и сделал для себя множество извлечений и выписок оттуда, использованных им при составлении своей магистерской диссертации, которой он весь отдался на последнем курсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

[Япон. Nichiren-shû], япон. буддийская школа, основанная в XIII в. Нитирэном, принадлежит к направлению махаяны , термин фиксируется с сер. XIX в. Традиционно обозначалась как Хоккэ-сю (школа лотоса). Нитирэн (при рождении Дзэннитимаро, 1222-1282, месяц и день рождения неизв., но традиция канонизировала дату 16 февр.) род. в рыбацкой дер. Коминато в у. Тодзё пров. Ава на вост. побережье Японии. По одной из версий, его отцом был управляющий феодальным поместьем (кэнсю), но Нитирэн писал о себе, что был сыном прибрежного чандалы (санскр. неприкасаемый). В 1233 г. он принял монашество с именем Дзэсёбо в школе Тэндай (кит. Тяньтай; основана в VI в. Чжии на «линии передачи» от Нагарджуны ; распространена в Японии в IX в. усилиями япон. монаха Сайтё), одной из традиц. школ япон. буддизма, отличавшихся ритуализмом. С 1239 г. в течение 15 лет странствовал по мон-рям, изучая буддийские тексты и учения различных школ. В 1253 г. на горе Киёсуми провозгласил собственное учение и принял имя Нитирэн (Солнце-Лотос), тем самым апеллируя не только к Лотосовой сутре, но и к богине солнца Аматэрасу Оомиками , к-рую считал своей покровительницей. Изгнанный из родного мон-ря, он обосновался на окраине сёгунской столицы Камакура, где приобрел первых учеников. В 1260 г. Нитирэн в соч. «Трактат об установлении справедливости и спокойствия в стране» (Риссё анкоку рон) обратился к правительству с критикой др. буддийских учений. В 1261-1263 гг. находился в ссылке на п-ове Идзу. В 1268 г., в условиях угрозы монг. нашествия, предложил запретить буддийские секты Японии, к-рые не почитали в качестве высшего авторитета Лотосовую сутру. В 1271-1274 гг., после попытки казнить Нитирэна, прерванной согласно его автобиографии, небесными знамениями, пребывал в ссылке на о. Садо; центр секты в столице был уничтожен. В 1274 г., по окончании неудачных переговоров с правительством, покинул Камакуру; на горе Минобу к западу от горы Фудзияма основал мон-рь, в к-ром жил последние годы и умер. Осенью 1282 г. назначил 6 преемников, создавших впосл. независимые «линии передачи» учения. Похоронен на горе Минобу. Названный великим праведником (дай-сёнин), Нитирэн почитается в Н. как воплощение бодхисаттвы Вишистачаритры (санскр.- Высшие Деяния; япон.- Дзёгё), в Нитирэн-сёсю и движении Сокагаккай - как воплощение Будды Шакьямуни. Важные трактаты: «Об открывании глаз» (Каймокусё, 1272), «О постижении сути святыни» (Кандзин хондзонсё, 1273), «О выборе времени» (Сэндзисё, 1275), «О признательности за благодеяние» (Хоонсё, 1276). Учение

http://pravenc.ru/text/2577695.html

В Лондоне пройдет акция в поддержку пакистанской христианки Асии Биби, осужденной за «богохульство» 24 апреля, 2012. Новостная служба В 3-ю годовщину содержания под стражей Асии Биби соберутся христиане и правозащитники. В акции примут участие музыканты и музыкальные группы. Во время демонстрации будут прочитаны главы из недавно опубликованной автобиографии Асии Биби. 24 апреля. ПРАВМИР. Перед зданием пакистанского посольства в Лондоне пройдет мирная акция протеста против тюремного заключения осужденной за «богохульство» пакистанской христианки Асии Биби, сообщает Седмица.ru . В 3-ю годовщину содержания под стражей Асии Биби соберутся христиане и правозащитники. В акции примут участие музыканты и музыкальные группы. Во время демонстрации будут прочитаны главы из недавно опубликованной автобиографии Асии Биби. «Пока Асию Биби не освободили из тюрьмы, в которой её держат последние 3 года, мы в Британии должны использовать все доступные средства для того, чтобы защищать её и тех, чьи политические и религиозные свободы ущемляются», – отметил глава ассоциации Уилсон Чоудри. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-londone-projdet-akci...

Нобелевскую премию по литературе вручили 82-летней французской писательнице Анни Эрно 6 октября, 2022. Новостная служба Ее книги преимущественно автобиографичны 6 октября. ПРАВМИР. Французская писательница Анни Эрно стала лауреатом Нобелевской премии по литературе, сообщает Reuters. Нобелевский комитет заявил, что награду Эрно вручили за «храбрость и хирургическую точность, с которой она препарирует истоки, разрывы и коллективные узы персональной памяти». «В своих текстах Эрно последовательно и с разных сторон исследует жизнь, отмеченную сильными различиями в отношении пола, языка и класса», — подчеркнули в комитете Дебютная книга Эрно «Пустые шкафы» (Les Armoires Vides) вышла в 1974 году, а международное признание ей принес роман «Годы» (Les Années), вышедший в 2008 году и в 2017 году переведенный на английский язык. В январе 2022 года в прокат вышел фильм «Событие», ставший победителем на Венецианском кинофестивале. Это экранизация одноименного романа Эрно о беременной девушке Анне, которая пытается нелегально сделать аборт. Напомним, что в прошлом году лауреатом Нобелевской премии по литературе стал танзанийский писатель Абдулразак Гурна, получивший награду «за бескомпромиссное и сострадательное понимание последствий колониализма и судьбы беженцев в пропасти между культурами и континентами». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 октября, 2023 6 октября, 2023 5 октября, 2023 4 октября, 2023 2 октября, 2023 10 октября, 2022 7 октября, 2022 5 октября, 2022 4 октября, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/nobelevskuyu-premiyu-p...

А.В. Попов Два слова в защиту добрых отношений М. Филарета к М. Иннокентию. (По поводу автобиография, записок преосв. Саввы) Уже несколько лет печатаются в Богословском Вестнике автобиографические записки Преосвященного Саввы, покойного Архиепископа Тверского. В текущем году записки эти касаются событий из церковной жизни конца 1867 г. и 1868 г. В ряду таких событий видное место занимали кончина Моск. Митроп. Филарета и назначение в Москву Высокопреосвященного Иннокентия, Архиепископа Камчатского и Алеутского. Ожидали, что преемником Филарета будет викарий его, Преосв. Леонид, или Пр. Нил, Архиепископ Ярославский; указывали и на других лиц. Но почти для всех неожиданно был назначен в Москву Высокопреосвященный Иннокентий. Говорят, что назначению этому способствовал известный дух. писатель Анд. Н. Муравьев, который чрез Т.Б. Потемкину и А.Н. Мальцеву просил о сем Государя и Государыню. Впрочем, скажем вместе с Преосв. Саввою, «если в назначении на Московскую кафедру нового Архипастыря и допустить участие каких-либо человеческих расчетов, то оно отнюдь не могло исключить и действия Божественного Провидения» (Богосл. Вестн. 1901 г. Март, 7 стр.). Однако, были и недовольные назначением Высокопр. Иннокентия в Москву. В числе таких лиц была Н.П. Киреевская, которая в письмах к Преосв. Савве отзывалась о новом Митрополите не с похвалами (см. Богосл. Вестн. 1901 г. Июнь, 191). На всех, конечно, не угодишь. Но не хотелось бы оставлять без внимания того обстоятельства, что Киреевская в своем отзыве об Иннокентии опирается на слова М. Филарета, от которого будто бы «не раз слышала, что Иннокентий не может быть нигде епархиальным начальником, кроме миссии, для которой он как бы сотворен, а что если бы назначили его куда-либо, то он все переломает, разрушит, и ничего, кроме вредного, от его действий не будет» (Богосл. Вестн. 1901, Март, 6). Странным представляется в этом отзыве, что Иннокентий признается великим миссионером, как бы сотворенным для дела миссии, и в то же время утверждается, что он нигде не может быть епархиальным архиереем (кроме миссии), так как только все испортит и разрушит...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Архив Пн Порядок признания Русской Православной Церковью эквивалентности дипломов кандидата или доктора теологии 29 июля 2017 г. 22:12 Документ утвержден решением Священного Синода от 29 июля 2017 года ( журнал 60 ). Порядок признания Русской Православной Церковью эквивалентности дипломов кандидата или доктора теологии, выданных в порядке, установленном системой государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров РФ, дипломам кандидата богословия или доктора богословия соответственно 1. Признание Русской Православной Церковью дипломов кандидата или доктора теологии, выданных в порядке, установленном системой государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров Российской Федерации, эквивалентными, соответственно, дипломам кандидата или доктора богословия, выданным в порядке, предусмотренном действующими положениями о диссертационных советах в Русской Православной Церкви, проводится по инициативе обладателя диплома кандидата или доктора теологии индивидуально, в заявительном порядке. Это признание служит подтверждению квалификации соискателя, необходимой для работы в образовательных и научных организациях Русской Православной Церкви. 2. Процедура признания осуществляется через Общецерковный докторский диссертационный совет Русской Православной Церкви, который формирует и хранит аттестационное дело заявителя. 3. Признание Русской Православной Церковью светского диплома об ученой степени эквивалентным церковному диплому об ученой степени подтверждается решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на основании рапорта председателя Общецерковного докторского диссертационного совета. К рапорту должны быть приложены материалы аттестационного дела: 1) прошение соискателя на имя Святейшего Патриарха о признании диплома кандидата или доктора теологии, выданного в порядке, установленном системой государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров Российской Федерации, эквивалентным, соответственно, диплому кандидата или доктора богословия, выданным в порядке, предусмотренном действующими положениями о диссертационных советах в Русской Православной Церкви; 2) автобиография соискателя; 3) копия светского диплома о присуждении ученой степени; 4) экземпляр диссертации, за которую соискателю была присуждена ученая степень; 5) автореферат диссертации; 6) копии отзывов на диссертацию, рассмотренных диссертационным советом, присудившим соискателю светскую ученую степень; 7) заключение данного диссертационного совета о присуждении светской ученой степени.

http://patriarchia.ru/db/text/4972139.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010