Книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» будет представлена во Франции 4 апреля, 2013. Новостная служба В мероприятии примут участие автор книги и президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая 4 апреля. ПРАВМИР. В парижском Институте демократии и сотрудничества 4 апреля 2013 г. состоится презентация переведенной на французский язык книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». В мероприятии примут участие автор книги и президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая, сообщает портал «Столетие» . Президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая о книге о. Тихона «Несвятые святые»: «Какое же чудо эти рассказы! Что за слог! Что за образы! У каждого, кто открыл эту книгу, вырвать ее из рук уже невозможно до последней страницы! Удивительно, как в изящных маленьких зарисовках и автобиографических заметках о своем монастырском послушничестве, исполненных и почитанием, и доброй иронией, в образах людей, которые могут показаться кому-то нелепыми чудаками или даже самодурами, автор открывает перед нами такой чудный мир!»   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 ноября, 2017 29 мая, 2017 17 марта, 2017 17 марта, 2017 14 декабря, 2016 24 октября, 2015 22 октября, 2015 6 ноября, 2014 12 августа, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/kniga-arximandrita-tix...

Серия II Византийско-восточная церковь с IX-ro века до настоящего времени. История разделения церквей в IX, X и XI; (или быть может точнее: Византийская и Римская церкви в их взаимных отношениях и спорах в 9–11 в.в., но заглавие это было бы необычно); т.6. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в период деления церквей (этот том составляет существенное восполнение и продолжение предыдущего тома); т.7. Византийско-восточная церковь от разделения церквей до падения Константинополя в 1453 году; т.8. История греко-восточной церкви от падения Константинополя до конца XIX века. Серия III Дополнительная. т.9. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения (как то: 1. Домашняя и семейная жизнь древних христиан, 2. Обращение Константина Великого в христианство , 3. Первый христианский император на троне Цезарей, 4. Язычество и христианство по их влиянию на питомцев школ II-IV-ro веков 5. Церковь и благотворительность, 6. Собор при Дубе (403 г.), 7. Паломничество во св. землю, 8. Из истории христианской аскетической жизни, 9. Публичные зрелища и голос церкви по поводу них, 10. Борьба христианской церкви против увлечения азартными играми); т.10. Несколько небольших церковно-исторических сочинений научного содержания; т. 11. Избранные историко-библиографические сочинения по церковно-исторической науке последнего времени; т.12. Автобиография (частью для уяснения положения церковно-исторической науки в 70х-90х годах истекшего столетия, частью же во исполнение уже состоявшегося определения Совета императорского Московского Университета, коим каждый из членов этого Совета обязывается составить «автобиографию» к године 150-летняго юбилея указанного Университета). Из этого перечня открывается, что я имею в виду главным образом перепечатать свои прежние сочинения. Следует сказать, что вышеуказанные 8-мь первых томов составились из моих академических курсов по общей и восточной церковной истории (читанных в Моск. Дух. академии в 1870–1895 г.), но при печатании принаровленых в пониманию читателя, исправленных, дополненных и популярно изложенных; остальные 4-ре тома (912) тоже, за немногими исключениями, или родились там-же на кафедре или возникли вследствие потребностей, более или менее близких кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Том 1 • Том 2 Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 Содержание Предисловие 1851 г. 1852 г. 1853 г. 1854 г. 1855 г. 1856 г. 1857 г. 1858 г. 1859 г. 1860 г. 1861 г. 1862 г.     Предисловие Во втором т. автобиографических записок Высокопреосвященного Саввы излагаются события его жизни за время с 15 августа 1851 года по 31 октября 1862 г. В этот период времени жизни своей архиепископ Савва проходил должности: 1) продолжал (с 22 август. 1850 г.) исполнять должность Синодального ризничего. 2) 10-­го декабря 1855 г. был избран в члены­-соревнователи Императорского общества истории и древностей российских (см. стр. 205). 3) 25 июля 1856 года назначен членом комитета, учрежденного для разбора рукописей и книг М. Синодальной типографской библиотеки (стр. 252). 4) 18 мая 1859 г. определен ректором М. духовной семинары и профессором богословских наук и вместе с сим членом М. д. консистории с увольнением от должности ризничего, члена комитета по разбору рукописей и книг М. Син. типограф, библиотеки (стр. 463 и дал.). 5) 22 марта 1860 г. избран членом-корреспондентом Императорского русского археологического общества (стр. 520). 6) 21 января 1861 г. определен ректором и профессором богословских наук М. дух. академии с оставлением, по званию ректора академии, членом М. д. консистории и, с принятием ректорской должности, вступил в должность председателя комитета по изданию Творений св. отцов в русском переводе (стр. 551 и дал.), председателя цензурного комитета и др. 7) 7 марта 1861 г. определен настоятелем М. второклассного Высокопетровского монастыря (стр. 591). 8) В июле 1861 г. обозревал Ярославскую дух. семинарию и училища: Ярославское и Ростовское-Борисоглебское (стр. 625). 9) В июле 1862 г. обозревал Владимирскую духовную семинарию с находящимися при ней училищами (стр. 745). 10) 14 октября 1862 г. Высочайше утвержден епископом Можайским, вторым викарием Московской епархии (стр. 796). С 1851–1862 гг. архиепископом Саввою получены награды: 1) 25 мая 1852 г. награжден набедренником (см. 41 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1819 г. От чрева матере моея Ты еси мой покровитель... Не отвержи мене и во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене ( Псал. 70:6, 9 ). Я родился 15 марта 1819 года. Родители мои были Михаил Сергеевич и Стефанида Ивановна. Отец мой был сын диакона Крестовоздвиженской церкви села Палеха, Вязниковского уезда, Владимирской епархии, Сергия Никитича; родился 20 сентября 1783 года. Оставшись в малолетстве круглым сиротой, он воспитывался в доме священника и благочинного того же села Палеха Ивана Ефимовича Дмитревского (уроженца Вологодской епархии), женатого на сестре деда его, Никиты Феодоровича, Ирине Феодоровне. 11 или 12 лет он, обучившись грамоте, определен был к той же Крестовоздвиженской церкви, при которой был его отец, на должность пономаря и вскоре посвящен был в стихарь. Мать моя, Стефанида Ивановна, родилась в 1788 году, была дочь также диакона села Гориц, Шуйского уезда, Суздальской (ныне Владимирской) епархии, Ивана Ивановича. Дед ее, также Иван Иванович, был дьячком в селе Горицах, а прадед о. Иоанн в том же селе был священником. Овдовев, он поступил в число братии в Николо-Шартомский монастырь, находящийся от Гориц в 4-х верстах. Здесь, приняв монашество с именем Иоасафа, он возведен был в 1780 году в сан игумена, но в ночь на 29 число августа 1786 года, неизвестно кем, был убит в монастыре, как замечено в старинном монастырском синодике 1 . Как у моего родителя была только одна сестра Аграфена Сергеевна, бывшая в замужестве за священником в селе Богородском, Шуйского уезда, о. Александром: так и у матери моей был только один брат Петр Иванович, который был сначала дьячком при Горицкой Богородицкой церкви, а потом при той же церкви диаконом. Отец мой, как мне его описывали, был невысокого роста, с русыми волосами и красивым лицом: при живом и веселом характере, отличался любознательностью и пользовался добрым расположением прихожан и родных, коих как в Палехе, так и в Горицах было очень много. Кроме исполнения своих служебных обязанностей по церкви, он занимался домашним столярным ремеслом, – вставкой в оконные рамы стекол и даже художеством – иконописью. Известно, что во второй половине XVIII столетия палеховцы заимствовали искусство иконописания от иконописцев г. Шуи – главного тогдашнего центра стариной Суздальской иконописи 2 . У меня и теперь цел образ Божией Матери всех скорбящих радости – произведение кисти моего родителя. Впрочем, на этом образе ему принадлежит только доличное, т. е. платье, а лица писаны другим, более искусным, мастером. В Суздальской, а равно и в Палеховской иконописи существовало следующее разделение труда: один левкасит, т. е. грунтует алебастром, смешанным с простым клеем, доски, другой по заготовленному на доске рисунку пишет лица, третий – доличное (платье), четвертый подписывает, пятый накладывает серебро, шестой окрашивает поля (края образа) и последний олифит 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

  разделы   рассылка  распечатать Положение о назначении на должность (освобождении от должности) игуменов (игумений) епархиальных монастырей Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года (журнал 123). I. Общие положения Игумен (игумения) епархиального монастыря назначается на должность (освобождается от должности) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси (далее – " Патриархом " ) и Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее – " Священным Синодом " ) по представлению епархиального архиерея. II. Порядок внесения предложений о назначении кандидатов на должность игумена (игумении) епархиального монастыря 1. Епархиальный архиерей подает на имя Патриарха и Священного Синода рапорт, содержащий просьбу о назначении игумена (игумении) монастыря с приложением следующих документов: автобиографии кандидата на должность игумена (игумении) епархиального монастыря (далее – " кандидат " ); характеристики на кандидата за подписью епархиального архиерея; фотографии кандидата (цветная, 10х15); копий документов о светском и богословском образовании кандидата; копии паспорта кандидата. 2. Рапорт епархиального архиерея рассматривается в Синодальной комиссии по делам монастырей (далее – " комиссия " ). Комиссия вправе запросить у епархиального архиерея дополнительные документы, необходимые для принятия решения по представленной им кандидатуре. III. Порядок рассмотрения комиссией предложений епархиальных архиереев о назначении кандидата на должность игумена (игуменьи) монастыря 1. Председатель комиссии рассматривает документы на кандидата и лично встречается с ним. 2. Председатель комиссии принимает решение о направлении кандидата в один из монастырей Русской Православной Церкви для прохождения стажировки и ознакомления с духовной жизнью и административно-хозяйственной деятельностью монастыря, и уведомляет об этом епархиального архиерея, представившего кандидата, епархиального архиерея, в ведении которого находится выбранный монастырь, а также игумена (игумению) этого монастыря. Срок стажировки кандидата определяется председателем комиссии.

http://religare.ru/2_89368.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК (Ок. 1359/60, близ г. Печ, Косово и Метохия - после 1411/12, Хвостно (Хвосно, близ совр. пос. Врела, близ г. Печ)), еп. Печский (Хвостненский); серб. агиограф и гимнограф. Биографические данные о М. ограничиваются сведениями из его сочинений. Предложенная Г. Подскальски более ранняя дата рождения М. (ок. 1336; Podskalski. 2000. S. 420) лишь формально соответствует времени его поставления во епископа, принятому в серб. научной литературе ( 1970. С. 307; Кашанин. 1975. С. 323; 1980. С. 203 и др.). Отец М. учился у старца Авраамия, затем женился, стал священником, имел 5 сыновей (все они потом служили священниками), в конце жизни принял монашество с именем Герасим, построил ц. вмч. Георгия Победоносца и умер в 1392 г. Мать М., постригшаяся в монашество с именем Евфимия, жила при этой же церкви. М. был младшим сыном в семье. В 17 лет его постриг в монахи патриарх Сербский свт. Ефрем . После ухода Ефрема с Патриаршего престола (ок. 1380) М. поселился вместе с ним в мон-ре св. Архангелов близ Призрена, затем сопровождал его при возвращении на Патриарший престол (1389). Ок. 1390 г. М. был рукоположен во священника и поставлен епископом Печским; его кафедра находилась в Хвостно. Ок. 1411 г. М. окончил строительство ц. вмч. Георгия Победоносца в Ждрелнике (совр. с. Левоша близ г. Печ, Косово и Метохия), где и был погребен. В память о нем храм получил название «Маркова церковь» (в наст. время разрушен). М. является автором Жития патриарха Ефрема и службы ему, службы архиеп. Сербскому свт. Никодиму, храмоздательной грамоты и автобиографии. Житие учителя он написал в 1-й год после смерти патриарха. По типу оно представляет расширенный вариант синаксарного проложного Жития, читаемого во время службы после 6-й песни канона. В тематическом отношении текст является редким для средневек. серб. литературы иноческим Житием (хотя Ефрем был главой Церкви). В этом смысле М.- продолжатель традиции иером. Феодосия Хиландарца , написавшего Житие пустынника прп. Петра Коришского. В тексте ярко проявилось отношение автора к своему учителю. Главное внимание автор уделил величию исихастских подвигов преподобного, а сообщать о современных ему трагических событиях серб. истории (о битве на Косовом поле, гибели св. кн. Лазаря и порабощении Сербии османами) он не считал нужным. Все это выделяет творение М. из круга современных ему произведений. Житие является ярким проявлением традиций исихазма в серб. лит-ре рубежа XIV и XV вв.

http://pravenc.ru/text/2562202.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – март 2003 4 мин., 28.03.2003 Пролог: Епископ Каллист ( Уэр ), Великобритания. « Хорошо помню, как началось мое путешествие в Православие. Случилось это, когда мне было семнадцать…» (воспоминания о своем первом посещении «Русской Церкви» в Лондоне в 1952 году)//Фома. - – 2003. – С.3. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.4. Анонсы: С.4-5. Вопрос номер один: В связи с кончиной митрополита Сурожского Антония (4 августа 2003 года) - о встречах с ним, человеческих чертах и масштабе личности, о влиянии на их жизнь его трудов, суждений и поступков рассказывают участники опроса. В материале использованы фото В. Лагуткина//Фома. - – 2003. –С.6-13. – (рубрика «Вопрос номер один »). Воспоминаниями делятся: Павел Селезнев , студент МГИМО, сотрудник издательства «Олма-Пресс», г. Москва. – С.7; Игорь Геращенко , член союза художников, г. Москва. – С.8; Ирина Ратушинская , член Международного союза писателей, прозаик, поэт, г. Москва. – С.8-9; Ульяна Лопаткина , прима-балерина Мариинского театра, г. Санкт-Петербург. – С.9-10; Протоиерей Максим Козлов , настоятель храма Святой великомученицы Татианы при Московском государственном университете, г. Москва. – С.10; Марина Журинская , редактор журнала «Альфа и Омега». – С.10-11; Елена Камбурова , певица, г. Москва. – С.11; Олеся Николаева , поэт, прозаик, публицист, член союза писателей, г. Москва. – С.12-13; Елена Кожевникова , соавтор и ведущая русских религиозных передач на Би-би-си и радио «Свобода» с1978 по 1992 год. – С.13. Тема (номера): Герои нашего времени: («те, у кого стоит учиться») (На заставке – фото В. Лагуткина) « Нет, ты не один». Митрополит Антоний : Эпизоды из жизни . (Автобиографические заметки; Во вступлении – краткая биография митрополита Антония)/Составитель подборки Елена Майданович//Фома. - – 2003. – С.15-18,20-26. – (рубрика « Тема: Герои нашего времени »). Митрополит Сурожский Антоний. « Быть православным в Англии … » (о Сурожской подготовила Елена Майданович//Фома. - – 2003. – С.27-30,32-36,38-41. – (рубрика « Тема: Герои нашего времени »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-17-m...

составитель Сергей Фомин Библиография Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. Париж. 1948. С.221. Отец Алексей Мечев . Воспоминания. Письма. Проповеди. Редакция, примечания и предисловие Н.А.Струве. YMCA-PRESS. Paris. 1970; 2-е изд. Paris. 1989. 389 с. Тропани Н.В. Воспоминания о храме на Солянке//Московский комсомолец. 1990. 14 сентября. Дроздов С. ЦК ВЛКСМ думает о душе//Комсомольская правда. 1990. 10 октября. Червяков А. Старинный московский приход//Московский художник. 1990. 2 ноября. Червяков А. У Николы в Кленниках//Литературная Россия. 1990. 14 декабря. С.22. Игумен Андроник (Трубачев) . Русский пастырь на приходе//Москва. 1990. 12. С.160–161. Священник Павел Флоренский . Отец Алексей Мечев //Москва. 1990. 12. С.162–165. Священник Павел Флоренский . Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечева //Москва. 1990. 12. С.165–178. [Впоследствии обе эти статьи переизданы: Священник Павел Флоренский . Сочинения в четырех томах. Т.2. М. «Мысль». 1996. С.591–627.] Епископ Арсений (Жадановский) . О Батюшке старце о. Алексее Мечеве //Москва. 1990. 12. С.178–184. [Впоследствии эти воспоминания были опубликованы под наст, своим названием «Отец Алексей Мечев » в кн.: Епископ Арсений (Жадановский) . Воспоминания. М. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1995. С.14–31]. Московский приходской сборник. Вып.1. Храм Николая Чудотворца в Кленниках. Изд. «Московского журнала». М. 1991. С.207. Червяков А. Московский архив//Московский журнал. 1991. 5. С.52–54. Добровольский А. Памяти дорогого батюшки о. Алексия//Московский журнал. 1991. 5. С.54–58. Священник Сергий Дурылин. В те дни//Московский журнал. 1991. 8. С.20–27. Бычков С. Мечевская община//Московский комсомолец. 1991. 27 ноября. Монахиня Иулиания (Соколова). Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева . Храм свт. Митрофана Воронежского [М. 1992]. 175 с. Изд. 2-е, испр. и доп. М. «Русский хронограф». 1999. 268 с. Дар московскому приходу. [О передаче М.А. и Н.А.Струве двух икон письма Т.В.Ельчаниновой (1897–1981) в храм Святителя Николая Чудотворца в Кленниках]//Московский журнал. 1992. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Предстатели земли русской: агиография XVI века Житие Антония Римлянина Жития Зосимы и Савватия соловецких Житие Арсения Коневского Житие Ферапонта Белозерского Житие Мартиниана Белозерского Житие Макария Желтоводского и Унженского Житие Корнилия Комельского Житие Кирилла Новоезерского Житие Кассиана Босого Житие Фотия Волоцкого Рассказ Вассиана Кошки о последних днях и преставлении тверского епископа Акакия Сказание о валаамском монастыре Повесть о Псково-Печерском монастыре Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков Повесть о явлении икон Богородицы на Синичьей горе Житие Никандра Псковского Житие Герасима Болдинского Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича Автобиографическая повесть Мартирия Зеленецкого Духовная грамота и исповедь Евфимия Туркова Житие митрополита Филиппа Песнопения службы митрополиту Филиппу     Вступление. Предстатели земли русской: агиография XVI века Предлагаемый вниманию читателя том Библиотеки литературы Древней Руси содержит в основной своей части жития русских святых, созданные в XVI веке. Общие литературные тенденции столетия, которое Д. С. Лихачев охарактеризовал как эпоху «второго монументализма», нашли отражение и в агиографических памятниках этого времени: повествование в них, как правило, степенно и многословно, пронизано пафосом «пресветлого православия» и отражает бурную жизнь Русской церкви XV–XVI столетий, когда один за другим возникают все новые монастыри, при этом не только в центральных районах Руси, но и на ее окраинах. Активно осваивается русский Север, его самые глухие уголки, где дремучие леса по берегам светлых рек и незамутненных озер, уединенность и тишина так хорошо гармонировали с идеалами монашеского безмолвия и отрешенности от суетного мира. Данный том не просто знакомит нас с памятниками русской агиографии, но и открывает в ряде случаев малоизученную, а порой и вообще доселе неведомую страницу истории словесности, ибо некоторые жития публикуются впервые, другие – по единственным сохранившимся спискам. Том отражает результаты источниковедческих и текстологических разысканий последних десятилетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 Содержание Предисловие 1862 г. 1863 г. 1864 г. 1865 г. 1866 г. 1867 г. 1869 г.     Предисловие Третий том автобиографических записок преосвященного Саввы делится на две части: в первой части (стр. 1–330) описывается жизнь и деятельность преосвященного Саввы в качестве второго (Можайского) викария митроп. Московского Филарета. Это служение продолжалось около четырех лет (с 4 ноября 1862–17 июня 1866 года). Из служебной деятельности преосвященного в этот период времени выдаются: двукратная ревизия М. Д. академии (см. стр. 139–144, 206–222, 369–375), ежегодное обозрение вверенной ему части епархии (153 и сл. 261–267), участие в комитете по рассмотрению проекта о семинарском уставе (62–64), рассмотрение сведений, представленных в М. Консисторию всех причтов Моск. епархии по предмету улучшения способов содержания духовенства (стр. 159–168). Здесь, во время пребывания в Москве, преосвященный Савва составил одно из научных, весьма ценных сочинений под заглавием: «Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Моск. Синодальной библиотеки VI–XVII вв. (Москва 1863 г.) и Указатель для обозрения патриаршей ризницы с приложением XV таблиц фотографических снимков с замечательных предметов ризницы (см. стр. 106 и сл.)». Здесь же, в Москве он заслужил внимание и расположение многих ученых лиц и именитых купцов, которые впоследствии очень много помогали ему при управлении им Полоцкою епархиею, которое началось с 17 июня 1866 года и продолжалось восемь с половиною лет (по 7 декабря 1874 г.). Служение Преосвященного Саввы (с 1866–1874) в Полоцкой епархии имело особый интерес в истории церкви православной в северо-западных пределах России. Это время следовало, как известно, вскоре за воссоединением Униатов, когда остатки католицизма были еще весьма сильны в Полоцкой епархии, а семена Православия едва возникали и требовали для своего возрастания неимоверных усилий и трудов со стороны и самого православного архипастыря и его ближайших помощников. Католическое духовенство и помещики, озлобленные воссоединением множества униатов сл. Православною церковью, всеми мерами старались удержать остальную массу народную под своим религиозным влиянием и не допускать ее до Православия. Велась тайная борьба... На православных приснопамятных борцов сыпались со стороны врагов клеветы и угрозы (см. 63, 636, 653–654 стр. и др.). Вера православная и ее борцы все выносили, при помощи Божией, на своих могучих плечах; и они все вынесли во славу имени Христова и святой Православной церкви. Главным из таких борцов в Полоцкой епархии за это время (с 1866 года) и был архиепископ Савва, о заслугах и деятельности которого и повествует (с 330) третий том его автобиографических записок.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010