Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ [Стахий] († до 1690, Ростов), блж., Христа ради юродивый, Ростовский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых). Упоминается в «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XVIII в.), в рукописном каноннике XVIII в., происходящем из Ростова (собр. А. А. Титова), в к-ром сообщаются краткие сведения о ростовских святых. Житие А. не было составлено, отдельные сведения о блаженном сохранились в устном предании среди жителей Ростова, где его почитание было велико. А. (по нек-рым рукописям, Стахий) жил в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления Господня мон-ре , когда Ростовским митрополитом был Иона (Сысоевич) ; 1652-1690). А. был очень любим и почитаем митр. Ионой, часто присутствовал за трапезой архиерея. Однажды митрополит, занимавшийся постройкой церквей и зданий Ростовского кремля, был очень расстроен тем, что работы по его указанию не выполнили, на что А. сказал: «Ах Иона, Иона! Что ты хлопочешь? В твоих постройках и церквах по времени одни воробьи будут жить!» Действительно, в XIX в. Ростовский кремль находился в сильном запустении, от полного разрушения его храмы были спасены благодаря начавшимся в 1890 г. реставрационным работам. Погребение блаженного совершил митр. Иона (этим определяется время кончины А.). А. был похоронен за алтарем Богоявленского монастырского собора, рядом с могилой прп. Пимена верижника, затворника Богоявленского мон-ря († после 1618). В иконописном подлиннике кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 139об.) под 26 авг. указано, что А. и прп. Пимен лежат рядом «в Ростове, в Богоявленском монастыре, за олтарем в полатке» (сведения, приводимые в нек-рых списках «Описания о российских святых», о том, что А. погребен «у Вознесения Господня, где Исидор проживый», ошибочны). Над могилами А. и прп. Пимена была устроена деревянная часовня. В кон. XVIII в. первый ростовский городской голова Н. А. Хлебников построил каменную часовню в благодарность за свое исцеление от тяжелой болезни после панихиды, совершенной на месте погребения подвижников. С 24 июля 1855 г. в часовне начали постоянно служить панихиды, на внутренней зап. стене часовни были написаны изображения А. и прп. Пимена. В часовне хранились 2 кувшинообразные железные гири, весом ок. 65 кг каждая, и железный камзол, весом ок. 24 кг, принадлежавшие, по преданию, подвижникам. Богомольцы, посещавшие часовню, брали в руки гирю или надевали на себя железный камзол и трижды обходили часовню, молясь А. и прп. Пимену. Местная канонизация А. совершилась в 1964 г. в Соборе Ростово-Ярославских святых.

http://pravenc.ru/text/76866.html

Нафанаил, архиепископ Псковский и Лифляндский (Павловский) В 1817 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра. С 7 мая 1819 года – инспектор Санкт-Петербургской духовной академии. С 26 июля 1821 года – ректор Ярославской духовной семинарии и архимандрит Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. С 1827 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. 8 сентября 1830 года хиротонисан во епископа Полтавского и Переяславского. С 12 мая 1834 года – епископ Псковский и Лифляндский. 15 июня 1836 года возведен в сан архиепископа. Скончался 28 июля 1849 года. Преосвященный Нафанаил – наилучший архипастырь Русской Православной Церкви своего времени, по отзыву митрополита Московского Филарета (Дроздова , † 1867; память 19 ноября/2 декабря). Но жизнь его была слишком короткой. Козни врагов Православия в Лифляндии, тогда принадлежавшей к Псковской епархии, смуты и казнокрадство в самом местном духовном управлении, скорби от лжебратии сильно повлияли на ослабление телесных сил преосвященного Нафанаила и сокращение самой жизни, но не ослабили его высоких душевных качеств. Труды: Воззвание о помощи страждущим от голода. Три слова//Христианское чтение. – СПб., 1834 и 1850. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 269. Князев А. С. Очерк истории Псковской семинарии от начала до преобразования ее по проекту устава 1814 года. – М., 1866/Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. – 1866. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 20, 291, 292. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1409, 1410. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 269.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Покровская церковь в Павах была построена в 1766 году на средства помещика Дмитрия Иоакимовича Крекшина. Благотворитель в 1787 году был похоронен в притворе главной церкви. Церковь расположена на склоне в нижней части горы. У подножия горы находятся ворота с небольшой каменной часовней возле них. Далее дорога поднимается в гору между рядами могил к входу в церковь. Кладбище раскинулось по всему склону, окружая церковь. Вся территория обнесена традиционной оградой, сложенной из валунов. На кубическом четверике располагается традиционный восьмерик перекрытый восьмигранным сомкнутым сводом. Завершается церковь луковичной главкой с крестом, опирающейся на небольшой восьмигранный барабан с восьмью вытянутыми арочными окнами. Апсида пятигранная, пониженная относительно основного объема. С запада расположена прямоугольная в плане трапезная и квадратная в плане, трехъярусная колокольня. С юга и севера симметрично располагаются пределы: Никольский (южный) и Дмитрия Ростовского (северный). Западные стены приделов и трапезной находятся на одной линии. Апсиды приделов повторяют форму главного алтарного выступа. Фасады четверика и восьмерика декорированы по углам лопатками, апсиды также декорированы лопатками. Завершают объёмы карнизы, раскрепованные над лопатками. Оконные, дверные проёмы и ниша декорированы наличниками. Барабан декорирован арочными нитками. Ярусы колокольни также по углам имеют лопатки. Кровля колокольни в виде четырёхгранного купола и завершается шпилем с крестом. Стены и свод четверика расписаны в девятнадцатом веке масляными красками по штукатурке: на западной стене «Блудный сын и жертвоприношение Авраама», на южной - Преображение Господние, на северной - Рождество Христово и суд Соломона, в куполе Вознесение Господние. Церковь сохранилась в первоначальном виде. Является памятником федерального значения. Использованы материалы сайтов: http://www.opskove.ru http://www.culture.pskov.ru/ru/region/porkhov

http://sobory.ru/article/?object=08082

Программу издания определил на первой странице 1 редактор архим. Мефодий: «Журнал не будет повествовать о текущей церковной жизни, не будет и отражать современную богословскую мысль. Его задача просто приоткрыть для читателя вечную сокровищницу православной веры и Православной Церкви». В журнале регулярно печатались толкования Свящ. Писания, главы и фрагменты из творений св. отцов (свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , свт. Ефрема Сирина , свт. Григория Нисского, прп. Иоанна Дамаскина , прп. Максима Исповедника и мн. др., в т. ч. авторов «Добротолюбия», др. аскетических сборников и патериков) и рус. духовных писателей (прп. Нила Сорского , митр. Ростовского свт. Димитрия (Туптало) , свт. Тихона Задонского , свт. Игнатия (Брянчанинова) , свт. Феофана (Говорова) , прав. Иоанна Кронштадтского , оптинских и афонских старцев и др.), поучения и статьи митр. св. Иннокентия (Вениаминова) , митр. Иннокентия (Борисова) , архиеп. Димитрия (Самбикина) , еп. Иоанна (Соколова) и др., богослужебные тексты (молитвы, акафисты, в 1967-1970 каноны праздникам в рус. переводе Е. Ловягина), объяснения богослужений и обрядов (А. Н. Муравьёва , М. Н. Скабаллановича , прот. Сергия Четверикова , Б. И. Сове ), жития святых (в т. ч. греч. новомучеников), жизнеописания подвижников благочестия, апологетические статьи и заметки. Мн. публикации в журнале являются перепечатками или выборками из дореволюционных книг, журналов или более ранних зарубежных периодических изданий (напр., «Сергиевских листков»), исключение представляют, напр., биографические и житийные материалы: В. Гаджимукова о св. Женевьеве (1955. 11), архим. Авраамия (Терешкевича?) об архиеп. Японском равноап. Николае (Касаткине) (1956. 7/8) и архим. Андронике (Елпидинском) (1959. 11), архим. Киприана (Керна) «Памяти архим. Антонина (Капустина)» (1955. 7/8), М. Н. Дьяченко о прп. Ниле Сорском (1956. 11, 12), Н. И. Кульман об архиеп. Сергии (Королёве) (1960. 12), И. Е. «Отец Сергий Четвериков» (1972. 12). Среди публикаций журнала - «Письмо о молитве» митр. Антония (Храповицкого) (1962. 6/7), статьи прот. А. П. Князева «Христос Спаситель» (1958. 12) и еп. Мефодия (Кульмана) «Из сокровища духовного Царской Семьи» (1956. 6; 1968. 7/8), описания пребывания рус. паломнических групп из Франции в Св. земле.

http://pravenc.ru/text/158322.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Ростов. Авраамиевский Богоявленский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Кирпичная надвратная церковь, построенная в 1691 году на средства дворян Мещериновых над западными Святыми воротами монастыря. Бесстолпный четверик с трёхчастным алтарём, окружённый галереей, с парными башнями, примыкающими к западным углам здания. После пожара в 1826 года на средства А.П. Лотарева над церковью надстроен ярус звона колокольни в стиле классицизма. Закрыта в 1929 году, использовалась под жилье. В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах. Часть монастырской общины и служители присоединились к общине ростовского Успенского собора, многие из монастырской братии были в последствии арестованы. В 1930 году стали разрушаться стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме — последовательно детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя храмы время от времени реставрировались, к нашему времени постройки обители оказались разорены и требуют значительного ремонта. В 1991 году мощи прп. Авраамия были возвращены Церкви, и сейчас почивают в Никольском храме Авраамиева Богоявленского монастыря. В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено подворье святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 16 декабря 1994 года состоялось малое освящение Никольского надвратного храма, в котором начались регулярные богослужения. В 2004 году по благословению Священного Синода РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. В 1691 году на месте деревянной Никольской церкви неизвестным зодчим была построена каменная надвратная церковь, получившая то же наименование. Эта бесстолпная церковь стоит на подклете, окружена галереей и снабжена двумя фланкирующими башнями. Она представляет собой оригинальный вариант надвратных ростовских церквей. Ее объем удачно замыкает перспективу улицы, проложенной в конце XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=05701

Скачать epub pdf Память преподобного Зотика Сиротопитателя Память 30 декабря Преподобный Зотик происходит из знатного и славного рода и родился в городе Риме. С молодых лет он изучил всякую премудрость мирскую и духовную, вследствие чего его приблизил к себе первый христианский император, Константин Великий . Когда сей благочестивый государь перенес столицу империи из Рима в Константинополь 8905 , то блаженный Зотик, вместе с другими приближенными царя, переселился в сей город и здесь был почтен магистрианским саном 8906 . Но вскоре, отвергшись мирской чести и суеты, он принял священство. Как Авраам свою кущу, так святой Зотик свой дом открыл для принятия и питания нищих; принимал в странноприимницу лишенных крова, странников и болящих, был истинным отцом для вдовиц, немощных и сирых. В то время усилилась в городе болезнь – проказа, которая всегда свирепствовала на Востоке. Чтобы прекратить распространения болезни, издан был приказ бросать в море всякого прокаженного. Милосердный Зотик, распаляясь божественною любовью, отправился к царю и сказал ему: – О, царь! Дай мне, рабу твоему, как можно больше золота, чтобы я мог купить тебе драгоценных жемчугов, блестящих камней для утвари твоей, так как я очень опытен в этих делах. Царь, любя Зотика, повелел исполнить его просьбу, и сей боголюбезный служитель добра, взяв золото, вышел из царского дворца с веселием и радостью. Для золота он нашел наилучшее употребление: у воинов, которым было поручено епархом брать прокаженных и бросать их в море, святой Зотик посредством золота выкупал несчастных и брал их на свое попечение. Около Константинополя, на противоположном берегу Босфора, на одной горе он построил больницы для прокаженных и там их успокаивал. Так он на прокаженных и больных истратил всё золото, данное ему великим Константином. Между тем сей благочестивый царь умер и на царский престол вступил сын его, Констанций 8907 , который не подражал благочестью отца: он впал в Ариеву ересь и преследовал православных. Святому Зотику также суждено было претерпеть страдания от него. По наговору от злобных людей, которые рассказали ему, как Зотик брал у отца его золото для покупки драгоценных камней, – царь призвал Зотика и спросил его:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Слово на зачатие честного и славного пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Память 23 сентября В то время как приближалось зачатие нашего Спасителя, совершилось славным и чудесным образом зачатие святого Иоанна Предтечи. Многие матери зачинают детей, но мало таких, коих зачатие прославлялось бы и праздновалось Святою Церковью. Известны только три матери, во чреве которых совершившиеся зачатия стали предметом удивления для всего мира. Это – праведная Анна, святая Елисавета и Пречистая Дева Мария. Анна праведная зачала Богородицу, Елисавета – Предтечу, а Дева Мария – Христа Спаса нашего. Все сии зачатия были возвещены ангелом и совершились по благодати Божией, но притом не иначе, как чрез беседу между благовестником и зачинающими, ибо Сам Бог требовал и соизволения зачинающих. Посему благовестник, святой архангел Гавриил, войдя в алтарь к священнику Захарии, служившему тогда пред Богом сказал: – Не бойся, Захария: молитва твоя услышана, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и дашь ты имя ему – Иоанн. И многие возрадуются о рождении его. Захария отвечал: – То, что возвещаешь ты мне, вестник радостный, и неожиданно и странно, ибо родить детей в старости неестественно; я же стар, и жена моя в летах преклонных: как мы можем зачать и родить сына? Ангел же ответствовал: – С первых же твоих слов, Захария, я вижу, что ты маловерен; ты не веришь, что слова мои сбудутся. Правда, то, о чем я возвещаю, не свойственно твоей природе, но на сие есть воля Божия, для которой нет ничего невозможного: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» ( Мф.3:9 ). Разве неизвестно тебе, что Бог мог сотворить Адама из земли, создать Еву из кости Адамовой и престарелой Сарре даровать сына Исаака? Посему и твоей жене Всемогущий Бог дарует в старости рождение сына; ибо услышана молитва твоя. – Я, – сказал Захария, – ныне приношу Богу свои молитвы о пришествии вожделенного Мессии, Коего Он обещал устами святых Своих пророков; молюсь, чтобы Бог скорее послал Его на землю спасти семя Авраамово от рабства иноплеменников; молюсь Ему еще и о том, чтобы Он простил согрешения мои и грехи всего народа; а о том, чтобы иметь сына, я ныне не молюсь, ибо уже и сам достиг преклонного возраста, и жена моя состарилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 29 Октября, Канон преподобнаго Глас 1 Песнь 1 Ирмос: Горькия работы избавлься Израиль,/непроходимое пройде, яко сушу,/врага зря потопляема,/песнь яко Благодетелю поет Богу, чудодеющему мышцею высокою,/яко прославися.  Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Лютыми страстьми побеждаем есмь, окаянный,/и сего ради молю Тя, Христе Боже, от сих избавити мя,/яко да по достоянию возмогу воспети Твоего угодника, Авраамия преподобнаго.  Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Лютых смущений свободи мя, отче,/да наставляем твоими молитвами,/светло воспою твое торжество, Богоносе Авраамие.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Лютаго идола искоренил еси, отче преблаженне,/и ко Христу привел еси неверных соборища,/и тыя, яко кедр, иже в Ливане, умножил еси твоими молитвами,/во сто плодоносящия и врага попирающия.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Лютых напастей и многих прегрешений свободи мя, Владычице,/и прощение подаждь ми,/яко дерзнух написати моею скверною десницею святое Твое имя.  Песнь 3 Ирмос: Да утвердится сердце мое в воле Твоей, Христе Боже,/Иже над водами небо утверждей второе,/и основавый на водах землю, Всесильне.  Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Да утвердится сердце мое молитвами твоими, святе,/и научи мя, недостойнаго, похвалити по достоинству преславную память твою,/Богоносе отче наш Авраамие.  Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Да утвердиши ны, Богомудре, на безплотныя враги, еже прогонити тыя,/твою же память величати и Христа прославляти,/тебе прославльшаго, отче Авраамие.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Да утвердимся на камени непоколебимем твоих молитв,/да не поколеблют нас прилози льстиваго/и ум наш просвети светом заповедей Христовых,/яко да верою воспеваем тя, преблаженне Авраамие.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Да утвержден буду милостию Твоею, Владычице,/и покровен кровом крил Твоих, Богородице,/и избегну сетей лукаваго, воспевая преславное Твое торжество.  Седален, глас 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Богоявленский Авраамиев женский монастырь (Ростов Великий) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Дата основания : 980 год Статус : действующий Богоявленский Авраамиев монастырь находится в 200 км на северо-восток от Москвы. Один из древнейших на Руси, основан преподобным Авраамием. Первый храм обители, в честь Святого Богоявления Господня, появился на месте низвержения языческого идола... История монастыря - практически история самой православной Руси. За годы жизни монастыря были и взлеты, и напасти, и разрушения, и обновления. Он держал оборону на разных фронтах и выдержал. Сегодня это женская обитель с 25-ю насельницами, с дейстующим Никольским храмом и ежедневной литургией. Содержание История [ править править код ] Прп. Авраамий Ростовский Основателем обители является преподобный Авраамий, который в своё время поселился близ Ростова, где на чудском конце города находился языческий истукан, почитавшийся местными жителями за покровителя торговли и богатства. У этого истукана приносились в жертву дети, и преподобный Авраамий просил Бога дать силу и благодать Святого Духа разорить злокозненного идола. По откровению, он отправился в дом Иоанна Богослова, но путь был чудесно сокращён - сам апостол явился Авраамию близ реки Ишни. Св. Иоанн вручил ему трость и велел без боязни вооружиться ею на идола Велеса. Вернувшись, преподобный Авраамий одним ударом камышовой(!) трости сокрушил истукана. Многие люди, видя такую божественную силу, уверовали и крестились, но остались и те, кто не раз пытался сжечь и истребить обитель. И только помощью Божией и святыми молитвами основателя и насельников она уцелела. Пожив богоугодно и «быв образ всем в добродетелех», преп. Авраамий преставился 29 октября/11 ноября 1010 года. Святые мощи преподобного обретены были и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III (1176-1212) и сейчас покоятся в Никольском храме обители. Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. Так во время монголо-татарского ига из её стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Доподлинно известно из жития преп. Иринарха Ростовского, что он в конце XVI века провёл в обители несколько лет. В те же годы в монастыре подвизался преподобный Пимен Затворник (подвигом преподобного стал затвор и ношение вериг), сегодня он почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010