А.П. Кадлубовский 1. К вопросу о житии преподобного Авраамия Ростовского Житие преподобного Авраамия Ростовского представляет один из интереснейших памятников древнерусской агиографической литературы и давно привлекало внимание исследователей, изучавших его с различных точек зрения. Первоначально житием интересовались, как историческим источником; при этом оказывали если не безусловное, то все-таки значительное доверие к фактической его стороне: в рассказе жития о борьбе преподобного с язычеством усматривали одно из свидетельств, вообще столь скудных, о русском язычестве; впрочем, и житие в этом отношении не давало ничего, кроме упоминания идола бога Велеса. Этим упоминанием пользовались для заключения о почитании в Ростове бога Велеса и о существовании там идолов богов в X (и может быть XI) столетии 9 . Карамзин 10 , основываясь на показании жития о почитании идола Велеса в чудском конце, говорил о воздействии русского язычества на соседние инородческие племена; в житии видели указания на время и способы распространения христианства на Руси, именно в ростовской области 11 и т. п. С течением времени однако содержание жития вызывало у исследователей все более критическое отношение к памятнику и сомнение в его исторической достоверности; сообразно с этим выдвигалось критическое изучение самого памятника; задачей исследования становилось определение степени достоверности жития и наряду с этим выяснение его происхождения и литературной истории. Уже представителям первого направления в отношении к житию Авраамия пришлось отчасти заняться его критикой, в виду некоторых противоречий, замеченных ими в памятнике, или недоумений, им вызываемых, пришлось постараться так или иначе их объяснить и разрешить. Эти противоречия и недоумения представлялись им, как только они основательнее всматривались в житие и хотели извлечь из него несколько более обстоятельные исторические сведения. Таково отношение к нашему памятнику в трудах преосвященных Филарета 12 и Макария 13 , отчасти у П. Казанского 14 и даже еще Карамзина 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Раздел 6. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии за 2000–2002 годы Пуцко В. Г. Белокаменные резные кресты XV–XVIbb. в Поволжье//Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. С. 66–82, ил. Работа известного специалиста по церковному искусству В. Г. Пуцко посвящена анализу формально-содержательных особенностей ряда крестов, объединенных по типологическим (белокаменные монументальные), географическим (Ярославская земля) и историческим (XVIbek) признакам. Предметом анализа стали крест дьяка Стефана Бородатого из Ростовского музея, кресты из Воскресенского и Крестовоздвиженского соборов в Романове-Борисоглебске и крест из Успенского собора в Ростове Великом. Среди выдвигаемых исследователем гипотез – предположение о том, что типология Распятия на кресте из Воскресенского собора Романова-Борисоглебска «реально отражает деревянное изваяние Иисусова креста из Никольского погоста, ныне находящегося в церкви с. Годеново Ярославской области» (с. 73). Возводя, в свою очередь, хорошо известный и почитаемый сегодня Годеновский крест к формам меднолитого креста преп. Авраамия Ростовского XIV века, В. Г. Пуцко выстраивает три упомянутых креста в единый типологический ряд, при этом датируя Романов-Борисоглебский крест рубежом XV–XVI веками – по эпиграфическим признакам. Отмечая вторичность поволжских белокаменных резных крестов по отношению к московской и новгородской традиции XIV–XVbekob, в целом автор оставляет открытым вопрос о реальных исторических и географических границах вида крестов. А. В. Святославский Mixac ь Раманюк. Беларуск i я народныя крыжи: манаграфия. «Наша нива», Дзянис Раманюк, В i льня, 2000. 222 с., ил. – на белорус. яз. (Раманюк Михаил. Белорусские народные кресты. Монография. Вильнюс: «Наша нива». Дзянис Раманюк, 2000). Издание совмещает в себе научную монографию и прекрасного качества фотоальбом с 302 иллюстрациями, работами самого автора. М. Раманюк – наш современник (1944–1997), профессор кафедры истории и теории искусства Белорусской Академии художеств, этнограф, художник, фотограф, посвятивший жизнь изучению материальной и духовной культуры Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

III. Памятники древнерусской духовной письменности (По поводу журнала: «Православный Собеседник», издаваемого при Казанской Духовной Академии. 1858 год). С изменением и улучшением в своем плане и составе, Православный Собеседник в 1858 году предложил занимающимся историей русской словесности целый ряд любопытных памятников, изданных по рукописям Соловецкой библиотеки. Эти письменные памятники содержат в себе жития русских святых и поучения или слова. Из житий изданы: Леонтия, епископа ростовского, со словом в память его, житие Исайи, тоже епископа ростовского, сказание преподобного Нестора о житии и убиении князей Бориса и Глеба, житие Антония римлянина и Авраамия смоленского (по рукописям XVI и частью XV в.). Занимающимся русской стариной хорошо известно, как разнообразны редакции житий русских святых. Житие краткое, как летописная основа, впоследствии распространялось различными подробностями, интересными для истории русского быта и литературы. Очень часто простая речь краткого первоначального жития принимала характер витиеватый и даже напыщенный под пером искусного книжника. Потом для потреб русских читателей распространенное житие вновь сокращалось, и, за выпуском интересных бытовых подробностей, удерживало позднейшую витиеватость. Особенно разнообразны редакции тех сказаний, в которых к историческому факту уже в раннее время народная фантазия присоединяла поэтические плоды своего творчества. Кроме того, жития осложнялись похвальными словами в память угодника и целым рядом чудес его, совершенных по его кончине в различные времена. Похвала помещалась иногда после самого жития, иногда после описания чудес. Из всех этих элементов, с присоединением службы угоднику, составлялось полное целое, части которого следующие: служба угоднику, самое житие, похвала, обыкновенно по случаю открытия мощей, потом чудеса, заключаемые тоже похвалою. Есть сборники, содержащие в себе только жития русских святых без прибавления; есть также сборники только одних служб русским святым, как например рукопись XVI в. в библиотеке Графа Уварова под 681 (по каталогу библ. Царского 563).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

А.А. Половцов Луговской, Флор Иудич (Томила) Луговской , Флор Иудич, по прозванию Томила. В 1607 г. дьяк; в мае участвовал в походе царя Василия Ивановича Шуйского под Тулу. В 1608 г. неоднократно участвовал во встрече литовских послов и посланников, бывавших на приеме у царя Василия Ивановича, а иногда был «в ответе» с этими послами. В начале мая 1609 г., когда расспрашивали в Тушинском стане пришедшего туда из Москвы молодого подьячего про положение дел в Москве, он назвал в числе больших бояр Томилу Луговского, не принадлежавшего к сторонникам Тушинского вора. Как видно из списка, составленного в 1610 г., вероятно для отсылки королю Сигизмунду, Луговской, бывший в то время дьяком Новгородского Разряда, был приверженцем царя Василия Ивановича Шуйского. В этом списке помещена следующая фраза, сказанная царю Василию Ивановичу тремя дьяками: «побил-де еси Сендомирского (т. е. Мнишка, отца Марины) с товарищи, Польша-де и Литва у тебя вся в руках». Дьяки эти были; родственник царя по жене его, княжне Буйносовой-Ростовской, дьяк Московского Разряда Вас. Осип. Янов (надо полагать, из захудалой ветви князей Ростовских), дьяк Посольского приказа Вас. Гр. Телепнев и Томила Луговской. По сведении с престола царя Василия Ивановича происходили в августе 1610 г. переговоры между гетманом Жолкевским и избранными Боярской Думой лицами об условиях избрания на Московский престол польского королевича Владислава. В этих переговорах принимал участие и Луговской, бывший уже тогда думным дьяком. Решено было отправить к королю Сигизмунду посольство, с митрополитом Филаретом Никитичем Романовым и кн. Вас. Вас. Голицыным во главе. За ними следовали наиболее видные члены: из духовенства Спасский архимандрит Евфимий и Троицкий келарь Авраамий, из светских властей – окольничий кн. Данило Ив. Мезецкий, думный дворянин Вас. Бор. Сукин, думные дьяки Томила Луговской и Сыдавный-Васильев. Общее число лиц, сопровождавших великое посольство, доходило до 120 с лишком человек. Послам был дан наказ, в основу которого положены условия, заключенные в Москве с Жолкевским; главным из этих условий было немедленное принятие Владиславом православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Спиридона Тримифунтского Память 12 декабря Родиною дивного Спиридона был остров Кипр 8340 . Сын простых родителей и сам простодушный, смиренный и добродетельный, он с детства был пастырем овец, а пришедши в возраст, сочетался законным браком и имел детей. Он вел чистую и богоугодную жизнь, подражая – Давиду в кротости, Иакову – в сердечной простоте и Аврааму – в любви к странникам. Прожив немного лет в супружестве, жена его умерла, и он еще беспрепятственнее и усерднее стал служить Богу добрыми делами, тратя весь свой достаток на принятие странников и пропитание нищих; этим он, живя в миру, так благоугодил Богу, что удостоился от Него дара чудотворения: он исцелял неизлечимые болезни и одним словом изгонял бесов. За это Спиридон был поставлен епископом города Тримифунта в царствование императора Константина Великого . И на епископской кафедре он продолжал творить великие и дивные чудеса. Однажды на о. Кипре было бездождие и страшная засуха, за которою последовал голод, а за голодом мор, и множество людей гибло от этого голода. Небо заключилось, и нужен был второй Илия, или подобный ему, который бы отверз небо своею молитвою ( 3Цар. 17 ): таким оказался святой Спиридон, который, видя бедствие, постигшее народ, и отечески жалея погибающих от голода, обратился с усердною молитвою к Богу, и тотчас небо покрылось со всех сторон облаками и пролился обильный дождь на землю, не прекращавшийся несколько дней; святой помолился опять, и настало вёдро. Земля обильно напоена была влагою и дала обильный плод: дали богатый урожай нивы, покрылись плодами сады и виноградники и, после голода, было во всем великое изобилие, по молитвам угодника Божия Спиридона. Но через несколько лет за грехи людские, по попущению Божию, опять постиг страну ту голод, и богатые хлеботорговцы радовались дороговизне, имея хлеб, собранный за несколько урожайных лет, и, открыв свои житницы, начали продавать его по высоким ценам. Был тогда в Тримифунте один хлеботорговец, страдавший ненасытною жадностью к деньгам и неутолимою страстью к наслаждениям. Закупив в разных местах множество хлеба и привезши его на кораблях в Тримифунт, он не захотел, однако, продавать его по той цене, какая в то время стояла в городе, но ссыпал его в склады, чтобы дождаться усиления голода и тогда, продав подороже, получить больший барыш. Когда голод сделался почти всеобщим и усиливался со дня на день, он стал продавать свой хлеб по самой дорогой цене. И вот, пришел к нему один бедный человек и, униженно кланяясь, со слезами умолял его оказать милость – подать немного хлеба, чтобы ему, бедняку, не умереть с голоду вместе с женою и детьми. Но немилосердный и жадный богач не захотел оказать милость нищему и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Духанина А. В. Проложная редакция Жития Авраамия Ростовского в составе печатного Пролога   Проложные редакции занимают особое место в рукописной традиции агиографических сочинений. Как показывают наблюдения, они могут быть интересны в разных аспектах, включая новые языковые и исторические данные, а также предоставляя новый материал для изучения истории почитания святых и истории древнерусской книжности и культуры. Однако такие редакции, как правило, вторичны по отношению к созданным ранее пространным и в связи с этим реже привлекают внимание исследователей. В итоге при достаточно хорошей разработанности текстологии пространных редакций многих агиографических текстов их проложные редакции оказываются изученными гораздо слабее. Это наблюдение можно отнести, в частности, и к Житию прп. Авраамия Ростовского, основателя ростовского Богоявленского монастыря, память которого празднуется 29 октября (по старому стилю) . Рукописная традиция Жития Авраамия Ростовского исследуется с XIX в. Митрополит Макарий (Булгаков) выделил 3 его редакции: первую («кратчайшую»), вторую («более обширную») и третью которые были рассмотрены В. О. Ключевским. Последний согласился с такой последовательностью и выделил, в свою очередь, в рамках первой редакции две группы списков, характеризующиеся наличием или отсутствием имен ростовских епископов и князей, причем первоначальным, по его мнению, был вариант текста без Впоследствии мнение о вставном характере имен ростовских епископов и князей поддержали и другие Последовательность первых двух редакций пересмотрел Е. Е. Голубинский. Он пришел к выводу, что первая редакция, наоборот, была проложным сокращением второй, и предположил, что имена ростовских епископов и князей в некоторых списках этого сокращенного текста появились под влиянием первоначального распространенного текста с Однако мнение Голубинского о соотношении редакций Жития поддержки не в этом вопросе в науке закрепилось традиционное представление, восходящее к митрополиту

http://sedmitza.ru/lib/text/8968692/

Двадцать девятый день. Поучение 4-ое. Преподобный Авраамий ростовский. (О необходимости и благотворности подвижничества). I. Преподобный Авраамий ростовский (XII в.), воспоминаемый ныне церковью, был родом из Костромской области и до крещения назывался Ивериком. Родители его были богатые язычники. До 18 летняго возраста Иверик лежал в расслаблении. Однажды некоторые из новгородских христиан по делам были в доме отца его и беседовали о вере во Христа, исцелявшего больных и воскрешавшего мертвых; Иверик слышал эту беседу и решился уверовать в Иисуса Христа, если получит исцеление; с этого времени он стал понемногу оправляться и выздоровел. Оставив родительский дом, он отправился к пределам Новгорода; на пути встретились ему другие верующие, которые наставили его в истинах христианства. Первоначально Иверик поступил в монастырь на острове Валааме и принял имя Авраамия. Остальное время жизни Авраамий провел в основанном им монастыре близ Ростова и деятельно распространял христианство между язычниками Ростовской области. Он сокрушил идола Велеса в Ростове и живших здесь идолопоклонников обратил в христианство; на месте же, где стоял идол, Авраамий впоследствии основал церковь Богоявления Господня и монастырь того же имени, существующий и доныне. Язычники не раз собирались сжечь монастырь Авраамия, но кротость и вместе твердость духа преподобного каждый раз обезоруживали их. Проповедуя слово Божие, Авраамий старался по преимуществу действовать на более юных, как на более восприимчивых; он учил детей грамоте, крестил их и наставлял в вере. Жизнь Авраамия служила для остальных иноков образцом трудолюбия; преподобный участвовал во всех трудах братии, работал в хлебне, рубил дрова, мыл власяницы и исполнял всякие другие работы. За свои труды Авраамий первый в России был почтен саном архимандрита. Преподобный Авраамий скончался в глубокой старости и был погребен в основанной им Богоявленской обители, где его мощи почивают и ныне. II. Препод. Авраамий своим примером научает нас той истине, что подвижничество весьма необходимо и благотворно для развития и возрастания христиан в жизни духовной, жизни христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

издательство П.П. Сойкина Авраамий Авраамий или Аврамий, св. священномуч., епископ Арвильский в Персии, убиенный мечём в гонение Сапора II, в 344 или в 347 г. Память 4 февраля. Авраамий или Аврамий Затворник, преп. пресвитер, современник (IV в.) и друг св. Ефрема Сирина . Сын богатых родителей из Едессы, в Месопотамии, А. получил прекрасное воспитание и образование. Повинуясь родительской воле, он вступил в брак, но в первую же ночь покинул брачное ложе, скрылся из города и, поселившись в 2-х милях от него в пустой хижине, предался строгим аскетическим подвигам, слава о которых скоро распространилась по всем окрестностям. 50 лет А. пробыл в затворе и только два раза выходил из своего уединения: один раз для посвящения в пресвитеры, по настоянию едесского епископа, который упросил, затем, преподобного отправиться в поселение Тэния (на берегу Мраморного моря) для просвещения Христовой верой упорных язычников, и во второй – для спасения своей юной племянницы и воспитанницы Марии. Трогательное и задушевное житие преподобного составлено св. Ефремом Сириным . Память 29 октября. Авраамий преп., монах монастыря св. Макарии. Память 4 января. Авраамий преп., монах мануфенский, современник преп. Пахомия Великого . Память 27 октября. Авраамий или Аврамий Ростовский, преп., архимандрит, подвизавшийся в XI в. и много потрудившийся по распространию и утверждению христианства среди языческого населения Ростовского края. По преданию, А. чудесным образом получил от ап. Иоанна Богослова жезл, которым обратил в прах каменного идола Велеса, наводившаго ужас и страх на всех про ходивших мимо него, и на том месте, где стояло чудовище, построил Богоявленский монастырь. По ходатайству ростовских князей, почитавших преподобного, А. удостоен был сана архимандрита. Мощи его были обретены в 1210 г. и почивают в главном храме монастыря. Жезл, чудесно полученный от ап. Иоанна, находится в Зимнем дворце в Спб., в Сретенском соборе, из части же его сделан крест, составляющий святыню Богоявленского монастыря. Память пр. А. 29 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Преподобный Макарий Египетский 731 родился в египетской стране, в селении, носившем название Птинапор 732 . Родители его были соименные древним святым праотцам – Аврааму и Сарре, ибо отец преподобного Макария назывался Авраамом (он был пресвитером), мать же Макария носила имя Сарра. Так как супружество родителей Макария было неплодным, то они решили проводить целомудренную жизнь, впрочем, не разлучаясь друг с другом, а проживая вместе. Итак, в течение многих лет жили родители Макария, соединенные духовным сожитием, а не плотским. Они украшали свою жизнь воздержанием и постом, частыми молитвами, неослабным бдением, щедрою раздачею милостыни, странноприимством и многими другими добродетелями. В то время, по Божественному произволению, напали на Египет варвары, которые разграбили все имущество жителей Египта. Вместе с другими и родители Макария лишились всего своего имущества, почему хотели даже удалиться из своего отечества в какую-либо иную страну. Но однажды ночью, когда отец Макария – Авраам спал, явился ему во сне Святой патриарх Авраам, в виде почтенного, убеленного сединами, старца в блестящей одежде. Явившийся Святой патриарх утешал Авраама в его несчастии, повелевая ему уповать на Господа и не отлучаться из пределов египетских, но переселиться в селение Птинапор, находящееся в той же стране. При этом патриарх Авраам предсказал родителю Макария, что Бог скоро благословит его рождением сына, как некогда благословил Он самого патриарха Авраама, когда он был пришельцем в земле Ханаанской, дав ему сына в старости ( Быт.21:2 ). Пробудившись от сна, пресвитер Авраам пересказал бывшее ему видение жене своей Сарре, и они оба воздали хвалу Богу. Немедленно после сего Авраам и Сарра переселились в указанное селение Птинапор, которое находилось в недалеком расстоянии от пустыни Нитрийской. Все это произошло по Божественному произволению, дабы имевший родиться от них сын – преподобный Макарий – сильнее возлюбил пустынническое житие, коему он предался, как мы увидим впоследствии, всей душой. Во время жительства родителей Макария в селении Птинапор, случилось, что отец Макария – Авраам так сильно заболел, что был близок к смерти. Однажды ночью, когда он лежал на одре болезни, он увидел, в сонном видении, будто Ангел Господень вышел из алтаря в храме, где служил Авраам, и, приблизившись к нему, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

святитель Антоний (Смирницкий) (29.10.1773–20.12.1846) святитель Антоний (Смирницкий) Архиепископ, много потрудившийся на благо Воронежской епархии. Способствовал канонизации святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. В миру Смирницкий Авраамий Гаврилович, родился в селе Повстино Пирятинского уезда Полтавской губернии в день преподобного Авраамия Ростовского (в крещении получил его святое имя) и был старшим сыном в многодетной семье протоиерея. Его отец по окончании Киевской духовной академии вначале учительствовал на дому, а по принятии сана пятьдесят лет верой и правдой служил Церкви, став примером для своего старшего сына. В детстве Авраамий учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик, тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды чудом Господь сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь. В 1783 году Авраамий поступил в Киевское духовное училище, где за смиренный и тихий характер получил фамилию Смирницкий. Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, поэтому после окончания училища поступил в Киевскую духовную академию. По окончании с отличием, одним из лучших студентов богословского курса академии, в августе 1796 года Авраамий поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах». Авраамий ежедневно молился за ранней литургией в Лавре, избегал студенческих увеселений. Предполагающийся брак Авраамия не был благословлен митрополитом Киевским и Галицким Самуилом (Миславским; † 1796): «Смирницкому другие пути назначены». 21 февраля 1797 года митрополитом Киевским и Галицким Иерофеем (Малицким; † 1799) он был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского, 12 апреля 1797 года тем же Преосвященным рукоположен в сан иеродиакона. Заведовал библиотекой, в качестве послушания читал собственные проповеди, впоследствии был известен как блестящий проповедник. 20 ноября 1799 года митрополитом Киевским и Галицким Гавриилом (Бодони-Банулеско; † 1821) рукоположен в сан иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010