Архив Пн В соборных храмах Ярославской митрополии совершены богослужения древним чином 14 ноября 2012 г. 17:57 9-11 ноября 2012 года по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона и епископа Рыбинского и Угличского Вениамина в Успенском кафедральном соборе Ярославля и в Воскресенском соборе Тутаева были совершены богослужения древним чином. Для участия в этих богослужениях прибыли старообрядные (единоверческие) священники и певчие из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской митрополии. 9 ноября утреню с полиелеем в память святой мученицы Парасковии (Параскевы), нареченной Пятницы, и 10 ноября Божественную литургию совершили секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, клирик Покровского храма в Рубцове города Москвы иерей Иоанн Миролюбов, настоятель единоверческого прихода Тихвинской иконы на Анненском погосте Ленинградской области иерей Сергий Чиж, настоятель Покровского единоверческого прихода села Малое Мурашкино Большемурашкинского района Нижегородской области священноинок Сергий Гапонов, а также духовенство кафедрального собора. Впервые под сводами освященного Святейшим Патриархом Кириллом в сентябре 2010 года Успенского кафедрального собора в исполнении сводного хора единоверческих приходов звучало древнерусское знаменное пение: в пятницу вечером — знаменное наречное (головщик — иерей Сергий Чиж), в субботу утром — знаменное наонное (головщик — Василий Сорокин). На богослужения собралось большое число молящихся, среди них — несколько семей потомственных единоверцев из Ярославля и близлежащих мест. Большой интерес к богослужениям проявили учащиеся Ярославской духовной семинарии, в полном составе причастившиеся за Литургией Святых Христовых Таин. 10 ноября всенощное бдение накануне дня памяти преподобного Авраамия Ростовского в Воскресенском соборе старинного города Тутаева совершил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин. Романов-Борисоглебск (прежнее название Тутаева) вплоть до начала ХХ века был известен как оплот старообрядческих традиций, гости-единоверцы также были приняты здесь с большой теплотой и радостью.

http://patriarchia.ru/db/text/2591257.ht...

Заозерье. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на кладбище. Карта и ближайшие объекты В селе Заозерье была и не сохранилась до наших дней еще одна церковь - Успенская при кладбище с престолами Успения Богоматери, преподобного Сергия Радонежского, Великомученика Георгия и Святого Димитрия Ростовского. С сайта Ярославский Край Успенская церковь в селе Заозерье каменная, летняя, прочная, о трех престолах: во имя Успения Божией Матери, во имя преп. Сергия Радонежского чудотворца и во имя вмч. Георгия и св. Димитрия Ростовского. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. В 1827 году на торгах в Москве конфискаованное имение в селе Заозерье Угличского уезда покупает супруга коллежского советника Евграфа Салтыкова, чьё родовое имение Спас-Угол находилось в 50 верстах от Заозерья, Ольга Салтыкова, из рода тех самых Салтыковых, в семье которых родился Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 27 января 1826 года. Господский дом выходил фасадом на базарную площадь, где по субботам проходила довольно шумная ярмарка. К тому же на площади располагалась Казанская церковь с колокольней. Заозёрские купцы охотно жертвовали на сельскую Казанскую церковь. Известен случай, когда некий купец Большакин попросил церковного местного батюшку Симеона: " Молись усерднее, батя, чтобы Бог мне помог одно многотысячное дело провернуть, тогда новые часы на колокольню поставлю " . И поставил... Выбивали они каждые полчаса, и последующий час. А бой этих часов слышно было аж на 3 версты. Вот что позже писал Иван Налимов по воспоминаниям его бабушки Орины Крайневой: " ... Барыня всю ночь не спала, слышала как часы на колокольне каждый час и полчаса выбивают. А наутро приняла решение - тряхнуть кошельком. После чего задуманное стало воплощаться в жизнь... " В 1829 году Архиепископом Ярославским и ростовским Авраамом была дана храмозданная грамота на построение новой церкви. В 1837 году на деньги Салтыковой в Заозерье на кладбище была выстроена Успенская церковь. " На торжественное освящение должен был приехать ярославский губернатор. Дорогу заранее подровняли, на обочине установили бенгальские огни, за которыми специально ездили в Москву. И вот в назначенный августовский день, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, собралось больше тысячи человек народа. Все ждали приезда губернатора. Вдруг кто-то из встречающих закричал: " Губернатор едет! " Тут же купец Серебряков дал команду " Зажигай! " Засверкали снопы, полетели разных цветов шары, завертелись огневые мельницы... К общему разочарованию и под смех людей подъехал Иван Козлов с пустой дегтярной бочкой: он оказалось, тоже торопился на встречу с губернатором. Губернатор подъехал позже, и встречали его при кострах " . Вот такая история случилась в Заозерье за день до освящения Успенской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=12195

Сельцо. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Построена в 1800 г. на средства прихожан. В 1853 году пристроен теплый придел. Две деревянных церкви, стоявшие на этом месте прежде, утрачены (одна сгорела, другая была разобрана). " Формулярная Ведомость Ростовской округи села Сельца. 1810 год. В нем церковь во имя Святаго Николая Чудотворца каменная с пределом Успения Божией Матери состоит в твердости, утварию предовольна, которой имеется опись и церковной суммы прихода расходная книга... Построена оная ж церковь и освящена в 1800-м году, вторая Успения Божией Матери деревянная и состоит в твердости, построена ж и освящена в 1779 году. При оной церкви метрические книги имеются с 1781 года. Церковной земли имеется по писцовой даче 42 десятины, на которую имеются планы и межевые книги и хранятся в Церкви. В оном приходе прихожан мужеска пола 206, женска пола 225, обоев 431. В близости оного села имеются Села: Село Сулость состоит в 1-ой версте. Село Угодичи состоит в 3-х верстах. ... Означенное село Сельцо расстоянием от Ростовского Духовного Правления в 4-х верстах; от Ярославской Духовной Консистории в 50-ти верстах. В оном приходе положено быть священнику, дьячку и пономарю. " Ростовский Филиал Гос. архива Ярославской области: Ф. 196, оп. 1, д. 2851. Лист 22. Сельцо, селение казенных крестьян, находящееся при озере Неро, на самой границе Сулостской волости, в 5 верстах от Ростова. В нем 55 дворов, 137 ревизских душ и 177 наделов. Селецкий пятиглавый храм каменный, в связи с колокольнею, сооружен прихожанами в 1800 г. и имеет три престола: св. Николая, Успения Пресвятой Богородицы и препод. Авраамия, Ростовского чудотворца. Церковь в Сельце существовала еще во времена Иоанна Грозного, который это село вместе с дер. Борисовской, около 1550 г., и пожертвовал бывшему в то время Ростовскому Андреевскому монастырю, а в половине прошедшего столетия в Сельце были уже две церкви: одна во имя св. Николая, а другая во имя Успения Пресвятой Богородицы. Никольская церковь в 1790 г. сгорела, а Успенская существовала до 1810 г., когда по ветхости была разобрана, а материал ее был употреблен на устройство вокруг каменной церкви деревянной ограды.

http://sobory.ru/article/?object=14815

Алатырь. Троицкий мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Главный храм сооружен в центре монастыря. Изначально он был деревянным, затем в 1748 г. по указу Троицко-Сергиевской Лавры построен каменный храм. Строителями нового храма были Меркурий (Абрамов) и Иоанн(Никольский). Во время расчистки места под каменный храм был обретен гроб с мощами схимонаха Вассиана. Храм был выстроен в два этажа, без трапезы и колокольни. Верхний холодный во имя Живоначальной Троицы освящен в 1754 г. в скором времени была разобрана старая деревянная церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, а также ветхая деревянная колокольня. В память об этом образ преп. Зосимы и Савватия теперь находится в иконостасе нижнего Покровского храма (ранее он назывался Богоявленским). Теплая церковь в нижнем этаже каменного Троицкого храма в честь Богоявления Господня была устроена в 1767 г. В это же время пристроена новая каменная трапеза и колокольня. Впоследствии Богоявленский храм упразднен. После пожара в 1775 г. колокольня с двумя колоколами и боевыми часами сгорела, получили повреждения и другие монастырские постройки. Перестройка и обновление соборного храма началась только в 1805 г. во время настоятельства архим. Авраамия (Соловьева). За три года был устроен новый иконостас в три яруса с колоннами и богатой резьбой, вызолоченной на полименте червонным золотом. Началось строительство новой трехъярусной колокольни. В 1814 г. с западной стороны храма устроен придел во имя свт. Димитрия Ростовского. Летом 1906 г. из-за сильной жары и засухи начались пожары. В монастыре сгорели церкви, колокольня, корпуса и надворные постройки. К 1911 г. трудами о.Гавриила и братии восстановлен весь комплекс монастырских построек. В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия. Братия была репрессирована, по свидетельствам современников, расстреляна. На территории обители заработали две фабрики: баянная фабрика в Сергиевском храме, в начале войны перепрофилированная на изготовление лыж для нужд фронта, и махорочная в Троицком и Казанском храме, которые просуществовали до начала 1990-х годов. Внутренний и внешний вид Троицкого Собора пострадал не только от пожара 1947 г., но и от перестроек - были пробиты дополнительные оконные проемы, установлены новые перекрытия на несколько этажей. Когда в 1988 г. остановилось махорочное производство, местные власти решили вовсе снести уцелевшие монастырские строения, чтобы организовать производство медицинского оборудования, но благодаря поддержке верующих монастырь, как памятник культуры, удалось отстоять.

http://sobory.ru/article/?object=05441

Архитектор Григорий Иванович Карпов Карпов Григорий Иванович (1824–1900), архитектор. Окончил СПб. строительное уч-ще (1848). Работал арх. Александро-Невской лавры, с 1861 – СПб. епарх. арх. Занимался реконструкцией и ремонтом столичных храмов, построил в СПб. ц. Пресв. Троицы в киновии Александро-Невской лавры (1861-68), ц. Свят. Николая Чудотворца на Никольском кладб. (1868-71), десятки доходных домов, производственных, торг.-складских и др. зданий. Автор проекта Спасо-Преображенского собора и скитов на о. Валаам. Соавтор проекта реконструкции Преображения Господня собора в г. Выборг (1863-66). Совм. с арх. Н.И. Ржановым в 1864-65 построил ц. Св. ап. Андрея Первозванного в дер. Палкеала (ныне дер. Замостье Приозерского р-на; не сохр.), в совторстве с арх. А.Я. Силиным – ц. Свят. Николая Чудотворца в Большой Ижоре (1868-69; не сохр.). Автор ц. Св. прп. Сергия Радонежского в дер. Большая Ящера (1871-72; ныне – руины), ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Лукинское (1882-92). Совм. с арх. В.В. Виндельбандтом возвел Воскресения Христова собор в г. Луга (1873-87). Похоронен в Федоровской ц. Александро-Невской лавры (могила не сохранилась). Список храмов, которые построил Григорий Иванович Карпов (или с его участием) Ленинградская область Республика Карелия Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Церковь Преподобных Отцов, в посте и молитве просиявших Сортавальский район, Валаамские острова Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: не ранее 1876 Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Никольский скит. Церковь Иоанна Дамаскина в келейном корпусе Сортавальский район, Валаамские острова Архитектор: А.М. Горностаев, Г.И. Карпов Год постройки: Между 1858 и 1865 Архитектурный стиль: Эклектика Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Авраамиевский скит. Церковь Авраамия, архимандрита Ростовского (утраченная) (утрачена) Сортавальский район, Валаамские острова Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: 1873 Архитектурный стиль: Эклектика

http://sobory.ru/architect/gikarpov

Глава I Воцарение Михаила Романова. – Подвиг Сусанина. – Возвращение из плена митрополита Филарета. – Деятельность его в сане патриаршем: народная перепись; патриаршие приказы; исправление Богослужебных книг. – Труды и страдания преподобного Дионисия. – Учреждение сибирской епархии. – Сношения с Грузией. – Принесение ризы Господней в Москву. – Преставление Филарета. – Отношения его к папству и протестантству. – Патриархи Иоасаф I и Иосиф. – Кончина царя Михаила. Слово Авраамия Палицына при единодушном избрании на царство Михаила Романова – «Се бысть по смотрению Всевышняго Бога» – оказалось вещим и сбылось на деле. Новый царь, »излюбленный всею землею», стал залогом успокоения Церкви и государства. При ближайших потомках Михаила укрепилось царство Русское, и до наших дней, по милости Божией, на престоле обширной и сильной Империи сияют доблестями и славою державные отрасли дома Романовых. Провозгласив царем шестнадцатилетнего Михаила Феодоровича Романова, Земский Собор назначил ехать к нему " в челобитчиках» Феодориту, архиепископу Рязанскому, с Владимирскою иконою Богоматери и образом Московских чудотворцев, троим архимандритам: Чудовскому, Новоспасскому и Симоновскому, – Троицкому келарю Авраамию Палицыну, троим протопопам, боярам Феодору Ивановичу Шереметеву, родственнику молодого царя, и князю Владимиру Ивановичу Бохтеярову Ростовскому с несколькими окольничими, стольниками и выборными людьми из городов. Посольство выехало из Москвы 2 марта; но еще прежде разосланы были грамоты по городам с известием об избрании Михаила. (Фрагмент) Содержание Глава I. Воцарение Михаила Романова. – Подвиг Сусанина. – Возвращение из плена митрополита Филарета. – Деятельность его в сане Патриаршем: народная перепись; Патриаршие приказы; исправление богослужебных книг. – Труды и страдания преподобного Дионисия. – Учреждение Сибирской епархии. – Сношения с Грузией. – Принесение Ризы Господней в Москву. – Преставление Филарета. – Отношения его к папству и протестантству. – Патриархи Иоасаф I и Иосиф. – Кончина царя Михаила. 467 

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Иоасаф, архиепископ Могилевский и Витебский (Сретенский) Родился в 1768 году в семье духовного сословия. Образование получил в Тверской духовной семинарии. В 1795 году пострижен в монашество, затем рукоположен во иеромонаха. С 14 мая 1796 года – игумен Старицкого Успенского монастыря Тверской епархии. В 1798 году возведен в сан архимандрита Нило-Столобенской пустыни. В 1799 году назначен благочинным над монастырями. С 1 марта 1800 года – настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря, префект ростовских церковных училищ и благочинный над монастырями. С 1802 года – ректор Ярославской духовной семинарии. 24 октября 1808 года переведен в Калязинский Макариев-Троицкий монастырь и назначен ректором Тверской духовной семинарии. 21 ноября 1810 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 6 июля 1813 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. 7 июля 1821 года возведен в сан архиепископа Могилевского и Витебского. Скончался 1 марта 1827 года. Архиепископ Иоасаф был хорошим юристом. Он прекрасно разбирался во всех существовавших тогда законах и строго следил за точным их исполнением. С большим вниманием относился он к духовному образованию, лично наблюдая за преподаванием в духовных училищах своей епархии. В 1817 году им преобразована Смоленская духовная семинария. В 1819 году по его инициативе был открыт епархиальный комитет Библейского общества. Архиепископ Иоасаф отличался представительной внешностью. Это был величественный старец с большой лысиной и длинной седой бородой. Эта величественность сочеталась с той торжественностью, с какой архиепископ Иоасаф совершал богослужения. Преосвященный Иоасаф любил и торжественные выезды. Куда бы он ни ехал, его поездка сопровождалась колокольным звоном, а сам он восседал в раззолоченной резной карете. Литература: Сперанский И. Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по уставу 1867 г. (1728–1868 гг.)/Составитель Иван Сперанский. – Смоленск, 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кроме сего кто может изобразить лице Бога невидимого, бесплотного, неописуемого, не поддающееся изображению? Безумным безбожием было бы желание изобразить Божество так, как оно существует Само в Себе. По этой причине в Ветхом Завете иконы не были в употреблении. Но потом, когда благосердый Бог, по Своей милости, устрояя наше спасение, явился в образе истинного человека, а не в подобии только лица человеческого, как некогда являлся Аврааму и пророкам, но явил Себя истинным человеком, ходя по земле, живя с людьми, творя чудеса, пострадав, распявшись на кресте, быв погребен, потом воскрес и вознесся на небеса – тогда всё то, что было в действительности, всё то, что видели люди, но то, чего не видели мы, не жившие в то время, – всё сие тогда и записано было в наше назидание и напоминание, дабы мы, не видя то, как бы слышали то. и, уверовав, получили блаженство (вечное). А так как не всем дано знать писания, не всем дан дар чтения книг, то святые отцы единогласно рассудили изобразить всё сие на иконах для быстрейшего воспоминания, как славные победоносные знамения. Ибо часто по нерадению нашему мы забываем о страдании Господнем; посмотрев же на изображение Христова распятия, мы тотчас воспоминаем Его спасительные страдания и, припав, поклоняемся, не вещи, но Тому, Коего изображение мы видим перед собою; ибо мы поклоняемся не тому материалу, из которого составлено Евангелие, но написанному в нем слову Божию; точно так же мы поклоняемся не тому материалу, из которого сделан крест, но изображаемому крестом Распятию Христову. Крест ничем не отличался бы от материала, из коего он составлен, если бы не изображал собою Распятия Христова. То же самое следует сказать и о иконе Пресвятой Богородицы, ибо та честь, которую мы воздаем Богоматери, восходит к Воплотившемуся от Нее. Точно так же и мужественные подвиги святых угодников Божиих, изображаемые на иконах, возбуждают нас к мужеству, ревности и подражанию их добродетелям и к прославлению Богу и, как мы сказали, та честь, которую мы воздаем благохвальным подвижникам, изображенным на иконах, есть свидетельство нашего усердия пред общим всех нас Господом и, кроме того, та честь восходит к истинному первообразу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Леонид, епископ Екатеринославский и Таганрогский (Зарецкий Александр Васильевич) Родился в 1802 году в селе Игумнове Калужской губернии в семье священника. Первоначально учился в Калужской духовной семинарии. 30 июня 1827 года окончил курс Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата. 5 сентября того же года пострижен в монашество; 6 сентября рукоположен во иеродиакона, а 8 сентября – во иеромонаха и 22 сентября направлен учителем в Новгородскую духовную семинарию с исполнением должности инспектора. С 17 июня 1828 года – инспектор и учитель Смоленской духовной семинарии. С 24 декабря 1830 года по 2 февраля 1832 года исполнял должность ректора Смоленской духовной семинарии. 6 апреля 1832 года назначен ректором Смоленской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и назначением настоятелем Смоленского Авраамиева монастыря. В том же году определен цензором проповедей, членом консистории и благочинным Смоленского Троицкого, Вознесенского, Болдинского Троицкого и Юхновского монастырей. 5 февраля 1836 года переведен ректором Могилевской духовной семинарии, настоятелем Братского Могилевского монастыря, членом Могилевской консистории, цензором проповедей и благочинным монастырей: Оршанского, Полоцкого Иоанно-Предтеченского, Буйницкого Могилевского и Вознесенского Борколабовского. В 1840 году командирован для увещания раскольников, населявших Лаврентьевский и Никольский монастыри Могилевской епархии. 10 января 1843 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 25 февраля 1850 года перемещен епископом Костромским и Галичским. С 19 августа 1853 года – епископ Екатеринославский и Таганрогский. С 14 ноября 1864 года уволен на покой в Московский Симонов монастырь, а затем перемещен в Рязанский Ольгов Успенский монастырь. Скончался 3 декабря 1885 года. Литература: Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. – Новгород. 1897. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. – Харьков, 1877. – С. 149.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Дроздов Александр Васильевич; 1800, дер. Умриненки Белёвского у. Тульской губ.- 7.12.1876, Астрахань), архиеп. Астраханский и Енотаевский. Род. в семье священника. После учебы в Белёвском ДУ, затем в Тульской ДС направлен в МДА, по окончании к-рой 20 окт. 1824 г. был утвержден магистром богословия и оставлен при академии бакалавром по классу Свящ. Писания. 6 дек. 1823 г. в ТСЛ пострижен в монашество с именем А., 18 дек. рукоположен во иеродиакона, 23 нояб. 1824 г.- во иеромонаха. В 1828 г., ревизуя Костромскую семинарию, А. обратил внимание на выдающиеся способности А. В. Горского и взял его с собой в лавру, где юноша, не окончивший семинарского курса, поступил в МДА. 23 авг. 1828 г. А. был возведен в сан игумена и назначен ректором Пензенской ДС, 16 сент. 1828 г.- настоятелем Слободского Крестовоздвиженского мон-ря в сане архимандрита. 17 июля 1829 г. переведен ректором в Костромскую ДС и 27 июля назначен настоятелем костромского Богоявленско-Анастасиина мон-ря . В 1836 г. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения, в столице по поручению Синода занимался переводом Кормчей книги . С дек. 1837 г. ректор Рязанской ДС и настоятель рязанского в честь Преображения Господня мон-ря . 4 апр. 1840 г. назначен ректором Херсонской ДС, 29 нояб. 1840 г.- настоятелем одесского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. Благодаря содействию обер-прокурора Святейшего Синода Н. А. Протасова 14 апр. 1841 г. А. был назначен ректором СПбДА и настоятелем Авраамиева ростовского мон-ря, стал ближайшим помощником обер-прокурора в проведении реформы духовных учебных заведений, являлся председателем комитета о классических книгах и конспектах. А. имел репутацию человека обширной учености, был специалистом не только по библеистике, но и по астрономии и ботанике. Помимо 4 европ. языков, греч. и латыни знал егип., ассир., санскрит и древнеевр. языки. Обладая мизантропическим характером, А. не надеялся встретить понимание своих идей в академических кругах, поэтому часто сжигал свои сочинения. Наибольшей известностью пользовалось распространявшееся в списках соч. «Христоверы и христиане» (неопубл.), в к-ром А. подробно описал «христианство до Христа», уходящее, по мнению автора, своими корнями в учение Филона и терапевтов и в наиболее полной мере отразившееся в гностических школах. А. составил учебник «Герменевтики», к-рый получил негативную оценку Московского митр. свт. Филарета (Дроздова) , резко критиковавшего А. за стремление возвысить значение Свящ. Предания через попытку показать недостаточность текстов Свящ. Писания. А. был противником перевода Свящ. Писания на рус. язык.

http://pravenc.ru/text/76886.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010