Притом важно не то, что ты прочитал толкование и узнал, как нужно понимать тот или иной стих, а важно другое – дошло это до твоего сердца или нет. Допустим, ты прочитал внимательно Феофилакта Болгарского , все запомнил, все тебе понятно, но до сердца ничего не дошло. А завтра ты будешь читать Евангелие, и тебя неожиданно поразят какие-нибудь слова Спасителя, которые ты уже знаешь наизусть, например: Возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мк. 12, 31 ). Вдруг тебя пронзит мысль: «Ведь я должен его любить точно так, как самого себя!» И тебя это впечатлит хотя, может быть, к сожалению, и не до такой степени, что ты начнешь вести себя соответственно этому впечатлению, но, по крайней мере, оживит твою душу, как бы свежий ветер пронесется в затхлой комнате твоей души, и в ней уже будет лучше. Вопрос. Вы говорили, что, когда появляются помыслы неверия и сомнения, очень полезно чтение Евангелия. Как вы посоветовали бы читать: выборочно или все подряд? Ответ. Я думаю, что лучше читать все подряд. Вопрос. Батюшка, мне очень трудно бороться с осуждением. Во время действия какой-либо страсти стремлюсь оправдать себя, облегчить свое внутреннее состояние, и помыслы осуждения напрашиваются как бы сами собой, естественно. Как быть? Ответ. Кого-то мы должны осуждать, поэтому мы будем осуждать либо себя, либо другого человека. Когда мы укоряем себя, то оправдываем другого. Когда мы себя оправдываем, тогда другого осуждаем. Это взаимосвязанные вещи. Вообще, мне кажется, что наше нерадение, наша вялость и малодушие в духовной брани происходят в конечном счете от саможаления, от того, что мы не хотим бороться до конца. Если бы мы думали так: «В этом случае виноват я один, я нарушил Евангелие. Никто в этом больше виноватым быть не может», тогда, по крайней мере, мы осознавали бы, что поддались страсти и обязаны с ней бороться. Если же мы находим причину, извиняющую нарушение заповеди (а «причина» – это, как правило, наш ближний), то осуждаем ближнего. Если бы мы не любили себя чересчур и неправильно, если бы боролись с собой изо всех сил, тогда у нас не было бы повода осуждать другого. Тогда бы мы осуждали и исправляли себя, а не думали бы о том, что в исправлении нуждается наш ближний.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Эта версия представляет собой своего рода «монофизитскую» переработку творений преподобного Исаака Сирина ; несколько Слов из оригинальной восточно-сирийской версии в ней опущены. Разница между греческим переводом творений преподобного Исаака и восточно-сирийским оригиналом в значительной степени обусловлена тем, что Авраамий и Патрикий переводили с западно-сирийской версии. Греческий перевод Исаака является буквальным и потому сохраняет многие неясности сирийского оригинала: в некоторых случаях текст, очевидно, переводился без достаточного понимания его смысла. Кроме того, в текст при переводе вкрались многочисленные ошибки. Этот перевод был впервые издан в 1770 году в Лейпциге и с тех пор многократно переиздавался 112 . С греческого текста Беседы Исаака были переведены на арабский, грузинский, славянский и латинский (X-XV вв.); с латинского – на португальский, испанский, каталанский, французский и итальянский (XV-XVI вв.). В более позднюю эпоху сочинения Исаака переводились с греческого печатного текста 1770 года на румынский (1781 г.), русский (1854 и 1911), новогреческий (1871), французский (1981) и английский (1984); с русского – на японский (1909). С сирийского текста Беседы Исаака были в раннюю эпоху переведены на арабский (IX в.) 113 , а в новое время – частично на немецкий (1876), затем на английский (1923) и, опять же частично, на итальянский (1984). Один этот список переводов (далеко не полный) показывает, какой популярностью пользовались сочинения Исаака вплоть до наших дней. Полный перевод греческого собрания Слов Исаака Сирина на славянский язык был сделан болгарским монахом Закхеем в начале XIV века. До того на славянском языке существовали лишь фрагменты сочинений Исаака (в частности, те, что вошли в «Пандекты» Никона Черногорца). Во второй четверти XIV века на Афоне появляется еще один славянский перевод «Слов» Исаака, сделанный старцем Иоанном. Оба перевода получили уже в XIV веке самое широкое распространение, в особенности в монашеских кругах: об этом свидетельствуют сохранившиеся многочисленные рукописи 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

10. Феномен проповеди прот. Владимира Головина связан с организацией международного движения, которое было создано, согласно слов прот. В. Головина, по благословению раннее управлявшего Чистопольской епархией архиерея. Личный сайт прот. Владимира Головина ( http://vladimir-golovin.ru ) представляет его священнослужителем Русской Православной Церкви, а личный канал прот. Владимира Головина в Youtube ( http://www.youtube.com/user/golovinBolgar ) представляет его клириком Чистопольской епархии, при этом оба средства массовой коммуникации не упоминают о благословении епархиального архиерея, так как не получили его. Организованность и слаженность структурных подразделений Авраамиевского прихода г. Болгар и тележурналистской команды, профессиональное использование доступных средств массовой информации с целью продвижения своих изобретений и инноваций – вся эта наращиваемая мощь, к сожалению, позволяет болгарскому проповеднику распространять свои некорректные воззрения и практики далеко за пределы своего прихода. 11. После начала общественной полемики о его высказываниях и деятельности прот. Владимир Головин записал видеообращение, в котором просит прощения[ http://www.youtube.com/watch?v=o1OFrfNlJDE ]. Это в целом правильный шаг, но приходится отметить, что все ограничилось общими словами без признания конкретных ошибок. Более того, прот. Владимир продолжил вызвавшие смущение практики и после упомянутой видеозаписи. Можно вообще сказать, что хотя время от времени прот. Владимир Головин просит прощения, но ни разу конкретно не признал ни одной своей ошибки и ничего не исправил, не признался доверявшим ему людям в том, что вводил их в заблуждение. 12. Понимая, что подобное самочинное поведение вызовет неодобрение священноначалия, протоиерей Владимир Головин заранее внушает своей многотысячной аудитории недоверие священноначалию и иерархии Церкви, тем самым формируя базу для раскольнического движения. Он публично заявлял, что епископы и большинство священников – ретрограды и что в Церкви нет соборности. Он утверждает, что настоящие епископы и настоятели должны выбираться мирянами; что где патриарх, там только власть и нет Христа; что центр возрождения истинной духовной жизни находится в Болгаре[ http://www.youtube.com/watch?v=wUgkmAbWPiU ].

http://pravoslavie.ru/115322.html

10. Феномен проповеди прот. Владимира Головина связан с организацией международного движения, которое было создано, согласно слов прот. В. Головина, по благословению ранее управлявшего Чистопольской епархией архиерея.  Личный сайт  прот. Владимира Головина представляет его священнослужителем Русской Православной Церкви, а  личный канал  прот. Владимира Головина в Youtube представляет его клириком Чистопольской епархии, при этом оба средства массовой коммуникации не упоминают о благословении епархиального архиерея, так как не получили его. Организованность и слаженность структурных подразделений Авраамиевского прихода г. Болгар и тележурналистской команды, профессиональное использование доступных средств массовой информации с целью продвижения своих изобретений и инноваций – вся эта наращиваемая мощь, к сожалению, позволяет болгарскому проповеднику распространять свои некорректные воззрения и практики далеко за пределы своего прихода. 11. После начала общественной полемики о его высказываниях и деятельности прот. Владимир Головин записал видеообращение , в котором просит прощения . Это в целом правильный шаг, но приходится отметить, что все ограничилось общими словами без признания конкретных ошибок. Более того, прот. Владимир продолжил вызвавшие смущение практики и после упомянутой видеозаписи. Можно вообще сказать, что хотя время от времени прот. Владимир Головин просит прощения, но ни разу конкретно не признал ни одной своей ошибки и ничего не исправил, не признался доверявшим ему людям в том, что вводил их в заблуждение. 12. Понимая, что подобное самочинное поведение вызовет неодобрение священноначалия, протоиерей Владимир Головин заранее внушает своей многотысячной аудитории недоверие священноначалию и иерархии Церкви, тем самым формируя базу для раскольнического движения. Он публично заявлял, что епископы и большинство священников – ретрограды и что в Церкви нет соборности. Он утверждает , что настоящие епископы и настоятели должны выбираться мирянами; что где патриарх, там только власть и нет Христа; что центр возрождения истинной духовной жизни находится в Болгаре.

http://pravmir.ru/vyiskazyivaniya-protoi...

Епископ привез с собою два листа: к царю и патриарху – от ахридского архиепископа Авраамия, который ходатайствовал о милостыне епископу и титуловал себя «Авраамий, милостию Божиею архиепископ святые Юстинианы и всея Болгарии и Сербские и Елданские (Албанские?) и Макидонские и прочих». В грамоте к «преблаженнейшему и пресвятейшему папе и патриарху Филарету Никитичу Московскому» архиепископ пишет: «Поведаю пресиятельству твоему о сем боголюбивом епископе Мохлевском и Влоринском, господине Козме», что он ради турецких насилий и налогов впал в тяжкий долг, и, не имея чем заплатить его, решился прибегнуть к милосердию государя и Филарета Никитича, которого архиепископ и просит помочь бедствующему епископу. Такого же содержания была грамота архиепископа и к государю. Косьма был пропущен из Путивля в Москву, представлялся здесь государю, которому поднес мощи св. мученицы Стефаниды, и получил дары: кубок серебряный в 2 гривенки, портище камки куфтерю смирные, сорок соболей в 25 рублей и денег 35 рублей. Приблизительно столько же он получил даров и от Филарета Никитича 33 . Таким образом, и такая отдаленная и малоизвестная автокефальная (до 1767 года) архиепископия, какова Ахридская, в лице своих архиепископов и разных иерархов подчиненных им кафедр, пользовалась в XVI, XVII и XVIII столетиях русскою милостынею, расходившеюся тогда по всему православному Востоку. Хранящиеся в главном Московском архиве Министерства иностранных дел документы об этих просителях милостыни важны не только потому, что они служат свидетельством широкой благотворительности русского правительства православному Востоку, но и в том отношении, что в них нередко встречаются некоторые сведения о разных малоизвестных греческих епархиях и монастырях, о которых других сведений имеется иногда слишком мало. 1 Ахрида под конец существования первого болгарского царства, т.е. перед 1019 годом, сделалась столицею Болгарии. В ней утвердил свое местопребывание и Болгарский архиепископ. В 1019 году греческий император Василий, прозванный Болгаробойцем, уничтожил Болгарское царство, но за болгарским Ахридским архиепископом он признал неприкосновенность его прав над всей областью, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Комната, занятая библиотекою, убрана портретами известных старцев, украшавшими некогда келлию почившего в Бозе скитского Старца Иеросхимонаха о. Макария. На основание скитской библиотеки поступила келейная библиотека Старца, согласно его желанию; она заключает в себе до 1000 нумеров рукописей и книг разных названий, разделенных на 8 отделений: I. Рукописей 133 II. Книг Св. Писаний и толкований на оный 37 III. Книг богослужебных 96 IV. Писаний Св. Отцев 94 V. Духовно-нравственных 347 VI. Исторических 219 VII. Духовных журналов (каждый год имеет свой 85 VIII. Книг разного содержания (медицинских, хозяйственных, учебных и т. п.), не вошедших в число первых 7 отделов по своему содержанию 55 Итого 1106 А как несколько экземпляров книг одного наименования обозначены одним номером; тогда как, например в VII отделении, каждое из изданий обители имеется в 12 экземплярах: то число томов библиотеки доходит таким образом до 1500. Замечательные рукописи и книги: Из отделения рукописей заслуживают внимания по своей древности: 1) 80 постнических слов св. Исаака Сирина , в ¼ д. л., Болгарского перевода, писана полууставом. На обороте последнего листа надпись: «сиа книга медоточнаа, иже во святых Отца нашего Исаака; написася в Святей горе Афонстей, в святей и велицей лавре Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Афанасия, желанием и трудом и ексодом грешнаго Гавриила в лето 6897», т. е. в 1389 году. Известно, что древнейшия из написанных на бумаге списков Греческого перевода (с Сирского) книги св. Исаака Сирина , сделанного Авраамием и Патрикием «философами и молчальниками» обители св. Саввы Освященного; каков например хранящийся в Московской Патриаршей библиотеке, – относящийся (как видно из описания на стр. 81) к XIV столетию; а именно к 1355 году 308). Из нашей рукописи видно, что Славянский перевод сих слов, сделанный первоначально на Афоне (и именно в одном столетии с Греческим, по замечанию изыскателя Афонских древностей Архимандрита Порфирия), для Болгар, в лавре св. Афанасия некиим Старцем Иоанном. Рукопись эта привезена из Палестины скитским Иеромонахом о. Леонидом, в 1859 г., в дар Старцу Иеросхимонаху Макарию; а по кончине его сделалась собственностью скитской библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вникая далее, не трудно открыть, что это расстройство должно было наступить единовременно с отмеченным выше смешением звуков: ь, ъ, , и а, также , а и . А как скоро наступило в языке такое смешение гласных, и древние флексии и окончания не могли держаться в своем прежнем виде, а смешение падежей вызвало необходимость члена. Таким образом начинать падение системы склонений в болгарском наречии только с XIV–XV или даже с XIII–XIV веков следовало бы лишь в таком случае, когда было бы возможно доказать, что смешение упомянутых звуков началось в этом наречии не ранее XIII–XIV веков. Впрочем, в нашем памятнике встречаются, хоть и редко, случаи верного употребления некоторых косвенных падежей, преимущественно родительного и винительного (при именах предметов одушевленных), реже дательного и других: от антїхрїста; за дного пророка; нго да чакать; от ада грховитаго; скому; думамь вамь; помогни намь; видль на сьн. Заслуживают внимания окончания родительного и дательного падежей в единственном числе имен прилагательных полных: ыго, иго, ыму, иму. Например: другыго пророка; проклетиго антихрїста; гостолюбниго авраама; дойде... Павель при Іоанна Златоустиго; триклетиго Арїа; да умолимь судїа кроткиго и праведнаго; другыму; болниму; лютыму змею. Подобное окончание (ига) имеется в наречии словинском, например: druziga. Здесь к темам: другы, други и т.п. непосредственно присоединяются окончания га, му, как например, у нас в сложных словах Новгородъ и т.п. – и Новагорода, и Новгорода. Любопытно прилагательное сиротая: мене сыротои (дат. п. ед. ч.). Сравнительная степень прилагательных и составленных из них наречий образуется нередко через сложение предлога по с прилагательным положительным: та щем стори тамо поголма файда, нежели на Френско мсто; по ко, потврьд, помного, поскоро, подобр, съ ударением на по. Из так называемых неправильных сравнительных любопытен случай: мьнички те братїа (меньшая братия). Для превосходной степени употребляются иногда частицы пр и най: прхубава, найхубаво; най стоит иногда при глаголе: «Аполона, нго най почтаха от другы те богове Єллинскых».

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Александр Жабенко, Житомир, Украина 19 октября 2012г. 16:44 Относительно " ума " --- то неповрежденный ум в некотором истинном смысле неразлучен с волей и чувствами, свободой естества. Иначе был бы колеблен и непостоянен, а так -- воистину свободен, един и прост. Александр 20 октября 2012г. 22:40 Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы выявить в святоотеческом наследии главную основополагающую идею относительно искупления, которая отражает существо вопроса и является отправной точкой общей сотериологии. 1Кор. 13 :8 . Любовь никогда не перестает. То есть никогда не уклоняется от цели, но все приводит в исполнение; или, что и лучше, не прерывается, не пресекается, никогда не прекращается, но продолжается и в будущем веке, когда все прочее упразднится, как скажет апостол далее.                      Ф. Болгарский. Святые отцы почти не различают понятия «образ» и «подобие», а часто их отождествляют.   Встречается и следующее:   Человек образ и подобие Бога Как Солнце в капле воды. Дух человека, есть образ существа Божьего, Свойства Духа есть подобие свойств Бога.   У Св. Отцов вообще душа называется духом, иногда называется духом отдельная сила души. Отцы называют эту силу души словесностью или силою словесности. Они разделяют ее на три силы, (частные). 1. Ум 2. Мысль 3. Дух . 1. Ум- самый источник,самое начало и мыслей,и духовных ощущений. 2. Мысль - непроизносимое слово. 3. Духом в частном значении, называется способность духовного ощущения. Самое существо души нашей - образ Бога. 1. Ум наш            - Образ Отца, 2. Слово (мысль) - Образ Сына, 3. Дух                   - Образ Св. Духа. Человек в троице одно существо. Сын Божий стал человеком, что бы восстановить род человеческий в прежнем бессмертии и блаженной жизни. 7       род от Адама - Енох. 7       от Авраама - Моисей (Авраам отец обетований) 77 род - воплощение Слова (св. Лука) 21 октября 2012г. 00:17 «Искупление» – это " образный термин " ?! Может быть автор скажет ещё, что это " аллегория " , или что Правосудие Божие - тоже " образный термин " ?!

http://bogoslov.ru/article/2894303

Но в 1220 году Булгары поплатились жестоко за свою смелость. Тогда ходили против них многие русские князья во главе со Святославом Всеволодовичем. В этот раз особенно пострадал хорошо укрепленный город Ошля 28 . После жестокой битвы он был разорен и сожжен. Князь Булгарский убежал, а за ним устремились и другие, причем многие были побиты, иные взяты в плен, а некоторые убили сами себя, своих жен и детей. Другая часть русских войск взяла много городов на Каме и также возвратилась с множеством пленников. Но эти пленники в следующем году были отданы за пленных христиан, которых в Булгарии снова было очень много. Кроме пленных и торговцев русских и армян в Булгарии были христиане и из Булгар, хотя и немного. При фанатизме магометанства всем им приходилось нелегко жить здесь. Но история сохранила лишь имя одного христианина, замученного в Булгарии за непоколебимое исповедание христианской веры. Этого мученика звали Авраамий. Он был родом Булгарин, был богат… и занимался торговлей. Путешествуя из города в город, он явился в г. Булгар и стал здесь проповедовать о Христе. Его схватили и в течении многих дней всячески принуждали отказаться от христианства, но ни ласками, ни угрозами не могли поколебать непреклонной веры Св. Авраамия. Он решился лучше лишиться всего, даже жизни, нежели отречься от Христа. 1-го апреля он был усечен, и русские христиане, взявши тело его и положивши в гроб, погребли его на кладбище, где погребались все христиане. Это случилось около 1229 года, а в следующем году мощи св. мученика Авраамия Болгарского перенесены были в город Владимир, где они почивают доныне. Около 1221 года был основан Юрием Всеволодовичем Нижний Новгород, а владела той землей Мордва. Но Мордва прежде находились в зависимости от Булгар, поэтому Булгары в начале вступались за них, но потом должны были совершенно оставить свои притязания на Мордву, постепенно сливавшуюся с русскими и принимавшую христианскую веру. Основание Нижнего Новгорода, как и других городов, строившихся понемногу между инородческими племенами, было важнейшим средством распространения русской власти среди инородческих племен, когда-то принадлежавших Булгарскому царству. С подчинением этих различных племен русской власти, среди них понемногу водворялись и русская православная христианская вера, совершенно свободно, без насилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ревнуйте о странноприимстве (την φιλοξεναν δικοντες). Не сказал: будьте странноприимны, но: ревнуйте о странноприимстве , научая нас, чтобы мы не дожидались, когда нуждающиеся придут к нам, но сами бежали к ним и догоняли их, как поступали Авраам и Лот. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. После учения о братолюбии и любви к своим предлагает наконец наставление и о том, как мы должны относиться ко врагам. Не сказал: не помните обид, не мстите, но что гораздо более: благословляйте , и присовокупил: не проклинайте , дабы мы не проклинали, а только благословляли. Кто благословляет гонящих его за Христа, тот показывает, что он с радостью терпит за Любимого; а кто проклинает, тот показывает, что он не радуется, а потому дает знать, что он не любит Того, за Кого гонят его. Прочтите толкования: Блаженный Феофилакт Болгарский Архиепископ Никифор Феотокис Святитель Феофан Затворник Архиепископ Никифор Феотокис Толкование на послание к Римленам Богодухновенный Павел начинает всякое свое послание молением, представляя молитву свою в кратких словах и благословляя тех, к которым пишет послание, потом объясняет догматы веры: по объяснении же учения о вере предлагает нравственное учение, а напоследок в заключение целует некоторых поименно, и молится о потребных им ко спасению. Слова из послания его к Римлянам, которые мы слышали в предыдущие четыре недели, содержит в себе учение о вере, а ныне чтенные предлагают правила благонравия и добродетели. Но дабы кто не подумал, что глаголемое им о нравственном законоположении есть изобретение ума его, и следственно почитая за ненужное сохранять сие, не вознерадел бы об исполнении того: для сего он в самом начале нравственного своего учения и объявил, что то было произведение не его ума, но данной ему Божественной благодати. «Глаголю бо», сказал он, «благодатию давшеюся мне, всякому сущему в вас» (Рим.12:3). Также дабы кто, видя в словах сих один Апостольский простой и неукрашенный слог речи, не пренебрег оных, яко произведение неученого ума, то он употребил грамматические украшения Еллинского слога, и таким образом соделал свое учение полезным как для мудрых, так и неразумных, по долгу своему, о котором говорил (См. Икум. в гл. 12, посл. к Рим.): «Еллинном же и варваром, мудрым же и неразумным должен есмь» (Рим.1:14). Поелику убо ныне чтенное Апостольское учение имеет сугубый в себе дар, а именно, красоту Божия благодати, и изящность учебной мудрости: то и вы, слушатели, употребите сугубое внимание на уразумение небесных мыслей, в оном содержащихся.

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010