Так в XII веке Бог устроил для одного немца-католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Бог дал такую возможность одному волжскому булгарину-мусульманину, и тот, обратившись стал известен как святой Авраамий Болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу-язычнику, и тот, обратившись стал известен как святой Петр Ордынский. Вся история Церкви полна подобными примерами. Уместно здесь привести слова архимандрита Рафаила (Карелина) , посвященные тому же вопросу: «Бог есть любовь, правда и всемогущество. Деяния Бога вызваны Его любовью, определены мудростью и исполнены могуществом; следовательно, неведение людей о Боге не может быть объяснено историческими ситуациями, так как руль истории в руке Бога. Такое объяснение было бы скорее свидетельством о детерминизировании Бога внешними ситуациями и историческими законами. Значит, неведение людей, неспособных принять истину, – это тоже жалость Бога к человеку. Так, Гедеон возвращает часть войска по домам, зная, что в бою эти люди обратятся в бегство» 9 . Когда вникаешь в аргументы и утверждения тех, кто считает возможным спасение некрещеных, возникает впечатление, что они забывают не только про Божий Промысл, но и про Самого Бога. «Хороший» человек для них – это тот, кто не грешил против людей и делами оказывал им благорасположение. Тем самым он, по их мнению, становится достоин спасения. Но ведь даже десять заповедей Моисеева закона не ограничивались перечислением обязанностей по отношению к другому человеку; самые первые из них посвящены обязанностям человека пред Богом: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель… Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» ( Исх.20:2–7 ). И получается, что такой тягчайший грех как неверие в Бога, непочитание Христа модернисты и за грех не считают. Так, мелочь какая-то. Разве можно, – говорят они, – из-за такой «мелочи» лишать человека в вечности единства с Тем, Кого он при жизни не желал ни знать, ни почитать?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Благословение Авраамово, т. е. полученное по вере, а не по закону, есть получение обетованного Духа «чтобы нам получить обещанного Духа верою» и богатство тех даров, которые даёт Святой Дух, например: «праведность и мир и радость» ( Рим.14:17 ). Речь идёт о духовных дарах, из которых не следуют однозначно материальные. Галаты уже имели благодать Духа и апостол доказывает им, что нет необходимости возвращаться к закону, от которого они очевидным образом избавлены. Мы избавлены и от проклятия закона и от проклятия Адама. Мы имеем возможность освящения благодатью Святого Духа. Но воспользоваться всеми дарами искупления – такими, как отсутствие болезней и нетленность тела, – праведники смогут только после воскресения из мёртвых в новом преображённом теле. Мк. 10:29–30 «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» Кеннет Коупленд: «Хочешь получить во сто крат? Отдай, и позволь Богу приумножить для тебя. Ни один банк в мире не гарантирует такой возврат! Хвала Господу!» с. 53]. По его мнению, в этом библейском стихе сокрыт «закон» стократного преумножения капитала. Верующий дарит Богу (через пастора) 100 долларов, получает от Бога 10 ООО долларов, стократно преумноженный капитал. Верующий жертвует пастору самолёт, получает от Бога аэрофлот. «Петр оставил один дом свой, а в последствии имел (как свои) все дома учеников своих». «Апостолы имели многих отцов и матерей, какими были для них все любившие их и сердечно заботившиеся о них», – Феофилакт Болгарский Флп. 4:18 «Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, [как] благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» Апостол говорит о процветании. Речь идёт о посылке, которую получил Павел от Филиппийцев. По ироничному замечанию одного из критиков «теологии процветания», те, кто использует этот стих для доказательства процветающего состояния христианина, забывают, что Павел писал эти строки, сидя в римской тюрьме, а не в отеле «Хилтон».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

К перечню своих немощей он добавляет печальный опыт изнурительной болезни. Он пишет об острой боли, которая постоянно мучила его как застрявшая в теле заноза, или «жало» в Синодальном переводе. Мы можем лишь гадать, какая болезнь доставляла апостолу столь жестокие страдания, что он трижды молил Господа избавить его от этого «ангела сатаны», — как он образно называет свою болезнь. Молитва его была услышана. И он получил ответ. Но не такой, какой по-человечески, скорее всего, ожидал. Господь не избавил Павла от боли, но дал ему силы жить с нею, преодолевая ее. «Довольно для тебя благодати Моей», — таков был Божественный ответ. Означает ли это, что боль, страдание есть нечто положительное? Разумеется, это не так. Всякое страдание есть зло, неизбежное в этом мире. Человеку свойственно стремиться избавиться от боли и страдания. Так и апостол в одном случае бежал от опасности, спускаясь по стене в корзине, в другом случае, не имея возможности обычными медицинскими средствами избавиться от боли, обращался с молитвой к Господу. В этом пример и для нас. Но, как и Христос, каждый молящийся должен предоставить исполнение его молитвы Богу: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк 14:36). «Сила Моя совершается в немощи». Эти слова Господа несут в себе великий евангельский смысл. Они побуждают нас не избегать Креста, если мы, как Симон Киринеянин, призваны к сонесению Креста и, при известных обстоятельствах, даже к состраданию на Кресте, ибо только так мы обретаем и совоскресение с Господом. Эти слова Господа стали для апостола Павла законом его жизни во Христе. Они обращены и ко всем нам, чтобы мы приняли их в наше сердце как великое обетование Божие. Ибо в Господе никакие «ангелы сатаны», никакие немощи, боли и страдания не могут «отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» Аминь. 26 октября 2008 г.   Прочтите толкования Митрополит Антоний Сурожский Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский) Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник Стих 31 .

http://bible.predanie.ru/nedelya-19-aya-...

Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей». Трижды молил — вместо «много раз молил». Также служит признаком смирения его признание, что не выносил козней диавола и страданий и просил помощи. И сказал мне, говорит он, довольно тебе того, что Я дал тебе благодать воскрешать мертвых и совершать все чудеса. Не проси же, чтобы твоя проповедь преуспевала без опасностей, ибо это излишество; а то, что тебе довлеет, ты получил. Ибо сила Моя совершается в немощи. То есть ты страдаешь, Павел, для того, чтобы не показалось, что многие поставляют препятствия для проповеди вследствие Моего бессилия; дерзай; ибо сила Моя обнаруживается полнее, когда вы, гонимые, побеждаете гонителей. Заметь, сам он сказал, что для того предан искушениям, чтобы он не превозносился; Бог же указывает другую причину этого, ту именно, что сила Его тогда только обнаружится вполне, когда апостолы будут находиться в немощи, то есть среди гонений и опасностей. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Поскольку, говорит, я услышал, что сила Божия совершается в немощи, то я отныне буду хвалиться немощами моими, ибо чем многочисленнее будут они, тем более обильную силу Божию низведут на меня. Итак, не думайте, что я со скорбью говорю о жале, но скорее радуюсь и хвалюсь, так как через умножение бедствий привлекаю на себя большую силу Божию. Прочтите толкования Митрополит Антоний Сурожский Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский) Святитель Феофан Затворник Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице Русский перевод архимандрита Ианнуария: Бог и Отец Господа Иисуса, — да будет Он благословен во веки, — знает, что я не лгу. В Дамаске наместник царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня. Но меня в корзине спустили через окно в стене, и я избежал его рук. Приходится хвалиться. Неполезно это, но все же я перейду к видениям и откровениям от Господа.

http://bible.predanie.ru/nedelya-19-aya-...

Кондак Богородице: «Взбранный Воеводе победительная» с припевами: «Радуйся невесто» и «аллилуйя». Два неизвестных напева, имеющиеся только в ирмол. 1700, 1674 и 1709 г. В ирм. Головни (л. 315) изложены те же два напева, один под именем киевского, другой – болгарского напева. У г. Малашкина (ор. 50) изложены два пространные напева припевов. Затем песнопение «О всепетая Мати» – видоизмененного обычного напева, и наконец, «Взбранной воеводе» (ор. 50, стр. 9), неизвестного напева. Кондак Иисусу: «Возбранный воеводо и Госполи», с припевом: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Только в ирм. 1709 г. В шестую неделю вел. поста На Вехание Господне (т.е. в неделю Вайи или цветоносную). Стихира, гл. 6: «Днесь благодать Святого Духа нас собра» – болгарского распева. Напев тот же, что и в песнопении «Царю небесный» в ирм. 1700 г. (стр. 431). Имеется в ирмол. 1652 и 1700 г 14 . Тоже и в ирм. Головни (л. 312 об.). Кондак, гл. 6: «На престоле на небеси». Краткий неизвестный напев в две мелодические строки с особой заключительной строкой. Только в ирм. 1652 г. На хвалитех, слава и ныне, гл. 6: «Прежде шестый день (шести дней) пасхи». Знаменного распева, но напев иной, чем изложенный в кн. «Праздники» Синод. издания (л. 111 об.), с бемолем на нижнем си со слов: «последуйте ему». Имеется в ирмол. 1652, 1674 и 1709 г. Канон на Вехание Господне, гл. 4: «Явишася источницы бездны»; распет с тропарями знаменным распевом, на кварту ниже Синод. издания этого гласа. – Только в ирм. 1652 г. В ирм. Головни (л. 318) тропари: «Из уст младенец» распеты также знаменным распевом, ирмосы же изложены наряду в отд. Ирмосов 4-го гласа. У г. Малашкина (ор. 48, стр. 6) те же ирмосы с неукоторыми тропарями распеты также знаменным распевом. Тот же канон, гл. 4, болгарского распева, так же с тропарями. Напев весело торжественный, неизвестный у других песнопений4 состоит из даух повторяющихся строк и третьей заключительной, и мелодическим движением напоминает походный марш 15 . Только в ирм. 1709 г. Трипеснец, по болгарску: пп. 3, 8 и 9: «Спасе во огни Авраамские дети» и проч., с тропарями. Заимствован из того же канона; того же напева, но на кварту ниже. – Только в ирм. 1652 г. Тоже в ирм. Головни (л. 318). На Благовещенье

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Бог сидит на престоле святем своем. Престол есть знак царства; а сидение на престоле выражает твердость и непоколебимость. Итак, Давид говорит, что Христово царство твердо и непоколебимо, как говорит и Павел: воссел одесную престола величия на небесех. Престол Христов называет святым, как свободный от всякого лицеприятия и непогрешительный в производимых им решениях. 10. Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим. Сими словами Давид показывает силу евангельской проповеди, то есть, как она победила и покорила не только простых и незначительных людей, но и царей и правителей и князей, так как они все собрались со Христом, сделавшись частью и наследием Христовым ). Назвал Богом Авраама, чтобы показать, что Христос, по Божеству, был Богом и Авраама и потомков Авраама, и что Он есть один и тот же законодатель и ветхого и нового завета.   Некто: Это имеет сходство с сими словами: сядете на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен израилевых; ибо святые апостолы Его стали князьями народа. И Феодорит : Обещания, говорит, данные Аврааму получили исполнение. Господь всех обещал Семенем Его благословить все народы; и они и князья их, оставляя отечественных богов, собираются с Богом Авраама и называют Его своим Богом. А служителями призывания их были Божественные апостолы, утвердившие высоту богословия чудотворением.   Я ко Божии державнии (от) земли зело вознесошася. Собрались, говорит, с Христом вышесказанные князья и правители; потому что Апостолы Христовы (их-то, по Златоусту и Феодориту, назвал державными Божиими), быв укреплены силою Святаго Духа, победили и демонов и жестоких правителей. Посему они вознеслись над землею, то есть, стали выше всех земных предметов и не уловлялись ни мирскими удовольствиями, ни болезнями и скорбями   Потому—то и Великий Василий , изъясняя слова Исаии: утвердивший землю и что на ней и дающий дыхание народу, живущему на ней и дух попирающим ее, говорит: ибо попирающие земное, как низкое, и ставшие выше всего признаются достойными дара Святаго Духа (гл.22, о Святом Духе). А Феофилакт Болгарский, изъясняя слова: на страже моей стану, говорит: Свойственно святым, когда они желают научиться чему либо от Бога, всякою осторожностью охранять свое сердце от мирских забот, и, простираясь к одному Богу, выходить на возвышение мысли от земных предметов, как на некий камень. Ибо Бог требует возвышенных сердец, как говорит Давид: Божии державные от земли весьма вознеслись; также: птенцы коршуна высоко парят.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Сложившись где-то на Востоке, на границах Персии и Сирии, молитва о трясавицах вошла в иудейско-каббалистическую литературу, например в Alphabetum Siracidis VIII в. и в богомильскую литературу. Индексы приписывают одну такую молитву болгарскому попу Иеремии Богомилу и указывают на ее содержание: в ней упоминался св. Сисиний на горе Синае, архангел Михаил и семь трясавиц, дочери Ирода. А.Н. Веселовский высказал мнение, что под Сисинием богомильского заговора разумеется последователь Манеса, ставший во главе секты по смерти ее основателя. У богомилов могла существовать легенда о нем и молитва с его именем, план которой указан церковнославянским текстом (Сборн. ак. наук, т. 32, стр. 41). К замечаниям г. Веселовского о молитвах против трясавиц, разбросанным в 32 т. Сборн. ак. наук на стр. 40–50, 220–223, 427–430, добавим, что в глаголитском памятнике Х-го в., Синайском Требнике, помещена «Молитва над трясомом заоутра», начинающаяся словами: «Изгонить тя трясовице ютрънее» (Кочубинский, Итоги слав. филологии, 38). Эта мелкая подробность представляется интересной при сравнительно-литературном изучении малорусских заговоров от поганки, где упоминаются трясавицы утренние, полдневные и вечерние (Пып., Чуб., Ив.). В малорусских заговорах от лихорадки вместо Сисиния являются св. Авраамий, Пафнутий или Исаакий. Шел св. Авраамий дорогою и встретил 77 иродовых или змииных дочек (Иван.), трясавиц (Еф., Чуб.), 12 девиц красавиц (Еф.), 77 жен (Ив.). Св. Авраамий спрашивает трясавиц, куда они идут. Последние отвечают: «на Белу Русь людей мордувати, тилом труждати и кости ломати» (Еф. и Чуб.), «в Рассею ласо наидатися, сладко напиватися» (Ив.). Указание на Белую Русь, Рассею, должно свидетельствовать, что некоторые вращающиеся в Малороссии варианты заговора от лихорадки сложились в Белорусии. В других малорусских вариантах нет этого указания. Св. Авраамий приказывает своему сыну Самсону (Еф. и Чуб.) или Исакию (Ив.) сделать и накалить железную шину (Еф.) или трость (Ив.), чтобы побить или нанести раны трясавицам; последние обещают впредь не мучить людей, разбегаются.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Святый преподобномучениче Христофоре, моли Бога о нас! Святой Авраамий Болгарский 237 Из Арабского халифата VIII-IX веков перенесемся в другую эпоху и другой край мусульманского мира – там, где он соприкасался с православной Русью XIII-XVI столетий, и поговорим о делах, свидетелями которых были уже наши предки. Неспокойным соседом Древней Руси была Волжская Булгария, государство народов Среднего Поволжья и Прикамья, сформировавшееся в X веке, официальной религией которой являлся ислам. Волжская Булгария находилась на торговых путях, связывающих Европу с Востоком, что придавало ей особое значение торговой державы – она активно торговала с Арабским халифатом, Византией, Русью. Ее города превратились в крупные торговые и ремесленные центры, булгары славились как купцы. Об одном из них и пойдет речь. Этот богатый и знатный купец жил в конце XII – начале XIII века в столице Волжской Булгарии – Болгаре Великом – и отличался необычайным милосердием. «Имеяше имение много, нищия питаше, алчущия и жаждущия напаяше, нагия одеваше, больныя посещаше и вся скудныя всякими потребы удовляше» – так свидетельствует о его образе жизни летопись. Казалось бы, занятие торговлей, как сугубо мирское дело, не предрасполагает к духовным исканиям, а хорошее материальное положение надежно охраняет от всего, что может пошатнуть его устои. Тем не менее за милостыни сего мусульманина Господь просветил его светом истинной веры. Самостоятельно разочаровавшись в исламе, он просит своих друзей – русских купцов крестить его, и те выполняют его просьбу. Так наш святой становится христианином и получает новое имя, с которым и записан он на страницах книги жизни, – Авраамий. По Крещении святой ради аскетических подвигов надевает на себя железные вериги. Он не только лично исповедует, он, как подчеркнуто в житии, проповедует христианство своим соплеменникам. В отличие от святого Ахмеда и святого Абу, Авраамий не проходит периода тайного христианства, что является свидетельством силы его духа и пламенной искренности его обращения. Он не оставляет своей профессии, но использует ее для проповеди Слова Божия и подаяния милостыни бедным. Душа его, горевшая любовью к Богу и к ближнему, не могла спокойно видеть духовную гибель соплеменников, и как-то раз он прямо на городской базарной площади стал призывать их обратиться к истинному Богу – Христу, разоблачая и опровергая обманы магометанского лжеверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Точно так же, возможно было и влияние апокрифов, и в частности, начал гностико-богомильского миросозерцания. Причина влияния апокрифических и преимущественно гностико-богомильских идей на первоначальные христианские богословские и космогонические понятия народа заключается в большом приливе и распространении на Руси византийских и сербо-болгарских апокрифов, с самых первых веков христианства на Руси до XV века, и после того. Известно, что в то время, когда Византия начинала нам сообщать свою церковную письменность, и когда болгарский царь Симеон, по свидетельству якимовской летописи, так же послал к нам «иереи учены и книги довольны и дьяконов и демественников, в то время в Византии скопилось множество апокрифов, сочиненных разными еретиками, особенно гностиками 19 , а в Болгарии, и даже на Руси, по берегам Черного моря, рядом со многими другими сектами, сильно распространялась секта павликиян и богомилов – отрасли гностиков, манихеев, мессалиан (εχεται) 20 ). Эти сектанты почерпали основные начала своего учения из гностических и манихейских апокрифов. Болгарские последователи их и сами сочиняли новые апокрифы, особенно апокрифические молитвы. Так в списке апокрифических книг, между прочим, сказано: «канунов много лживых, и молитвы составлены лживые от трясавицы, Еремея попа болгарского басни, глаголет бо окаянный, седящу святому отцу Сисению на горе синайстей, и виде седьм ангел исходящих из моря и ангела Сахаила именуема, и иная изыдоша седьм ангел, седьм свещ держаще, седьм ножев остряще: корастор (о 70) имен Богу, все то еретицы списали; суть между божественными писаниями лживые писания, насеяны от еретик, льстивые соборники сельские, худые мануканунцы, по молитвенникам у нерассудных попов, лживыя молитвы о трясавицах, о нежитех и о недузех» и проч. Таким образом, как непосредственно из Византии, так, в особенности из Болгарии, рано стали переходить к нам апокрифы византийские и болгарские. Уже Авраамий Смоленский, живший в конце XII века и в начале XIII века, читал глубинные книги, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Вместе с тем вокруг протоиерея Владимира Головина сформировалась сообщество единомышленников, создавших различные благотворительные организации. В 2017 году ими был учрежден «Союз православных общественных и благотворительных организаций по поддержке благотворительных, социальных и духовно-просветительских проектов». По информации сайта «Фонда святого мученика Феодора Болгарского», в составе этого союза одиннадцать организаций уже оформлены, семь на стадии оформления [http://www.bolgar-fond.ru/node/137] . Учредителями союза являются БФ «Чистое сердце» (г. Москва), «Фонд святого мученика Феодора Болгарского» (г. Болгар), БФ «Общее дело» (г. Москва), БФ «Путь к истине» (г. Тольятти). Прот. Владимир Головин, будучи духовником членов союза, наставляет их в духовной жизни и учит полагать в основание деятельности «молитву по соглашению с Болгаром». Духовно-просветительская деятельность сотрудников упомянутых фондов направлена на привлечение людей к Авраамиевскому приходу посредством организации совместной «молитвы по соглашению с Болгаром» и паломнических поездок для «духовного лечения» у протоиерея Владимира Головина. II. В связи с возникшими в церковной среде смущениями проблема деятельности протоиерея Владимира Головина изучалась специальной комиссией при Архиерейском совете Татарстанской митрополии, а также синодальными отделами и комиссиями. Ввиду описанных фактов Синодальная библейско-богословская комиссия (далее — СББК) и Синодальная богослужебная комиссии вынесли экспертные оценки деятельности прот. Владимира Головина. СББК в заключении указывает, что некорректные богословские высказывания прот. Владимира Головина «должны быть квалифицированы как богословские ошибки, которые являются следствием недостаточности богословского образования», подчеркивая, что «священник не вполне владеет богословской терминологией». Относительно упомянутого выступления прот. Владимира Головина перед подростками СББК полагает, что «действительно, приводимые в беседе утверждения могут шокировать слушателя или читателя. Вряд ли можно считать эпатажность прот. В. Головина в данном случае оправданной».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010