Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 2-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь во 2-ю неделю по Пасхе. Фомино Воскресенье (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь во 2-ю неделю по Пасхе. (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 2-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Публицист Сергей Худиев. Поучение в неделю 2-ю по Пасхе. О мире Божием (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 2-ю по Пасхе. О самоотречении и твердости в вере (Апостольское чтение) Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в неделю о Фоме (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 2-ю по Пасхе. О том, что необходимо жить в имени Спасителя (Евангельское чтение) Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в неделю о Фоме (Евангельское чтение) Евангелист Иоанн говорит о явлении Воскресшего ученикам: «В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин 20:19) Этот «мир», еврейское «шалом» — это нечто большее, чем отсутствие войны. Это наличие правильных отношений. Представьте себе, что я разругался с моим другом или родственником. Мы годами не общаемся и знать друг друга не желаем. Между нами нет войны, мы не ведем каких-то активных боевых действий, но между нами нет «шалома» — примирения, восстановления отношений. Шалом — это когда любящая семья собирается за столом; мир Божий — это когда по главе этого стола сидит Христос. Шалом — это прощение. Одна из поразительных особенностей Евангелия — это его неприлизанность, суровая правдивость в отношении Апостолов. Евангелисты и не думают скрывать слабости и ошибки учеников Господа и пишут о них с жесткостью, немыслимой для последующих поколений христиан. В самые страшные для Господа часы они Его бросили — «тогда, оставив Его, все бежали» (Мк 14:50). Петр три раза отрекся от Него. Когда жены-мироносицы возвестили Апостолам воскресение, «показались им слова их пустыми, и не поверили им.» (Лк 24:11)

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Творить чудеса и учить было делом Павла, а в опасностях принимал участие с ним и Сила. Прими к сведению, что и демоны знают о том, что распятый Иисус есть Вышний Бог, а Павел — раб Его, что сам он утверждал, говоря: « Павел раб Иисуса Христа»  (Рим 1:1). «Вдруг сделалось великое землетрясение». Отворились двери, темничный страж пробудился. Случившееся изумило его. Но узники не видели этого, иначе все они бежали бы. А чтобы стражу не показалось, что это произошло само собой, двери отворились вслед за землетрясением. «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». И в темнице не давал себе покоя Павел, и тут он привлек к себе темничного стража и совершил это прекрасное пленение. «Взяв их в тот час ночи, он омыл раны их». Им страж омыл раны, а сам омыт был от грехов. «И возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога», хотя и ничего не получил, кроме благих слов и благих надежд.   Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 6-ю по Пасхе. (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Беседа о людях, приводящих других в суды, и о самих судиях. В 6-ю неделю по Пасхе. (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Апостольское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. Об истинном духовном прозрении (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования Новый Завет. (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. «Да явятся дела Божии…» (Евангельское чтение) Святитель Николай (Велимирович).  Из собрания творений читаемых в 6-ю неделю по Пасхе (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в неделю 6-ю по Пасхе. Проповедь в неделю о слепом (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 6-ю по Пасхе. (Евангельское чтение)

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

веры нашей: то есть тем, что начал Он на Иордане борьбу с врагом, происходившую в пустыне (Мф 4:1), и окончил ее в Иерусалиме на кресте, воздвигнутом на Голгофе преследователями. Итак, будем подражать Ему и терпеть за Него гонения, как и Сам Он пострадал, поелику радость имел о нас и претерпел муки креста от распинателей, пренебрегши посрамлением, и потом возсел одесную престола Божия. Прочтите толкования Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Блаженный Феофилакт (архиепископ) Болгарский Архиепископ Никифор (Феотокис) Преподобный старец Ефрем Сирин Блаженный Феодорит Кирский Святитель Иоанн Златоуст Блаженный Феодорит Кирский Толкование на Послание к Евреям в Неделю 1-ю по Пятидесятнице И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного. Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Многочисленны и велики были их подвиги; однако же они не сподобились еще венцов, потому что Бог всяческих от других ожидает подвигов, чтобы, когда закрыто будет поприще, всех победоносцев вместе удостоить провозглашения. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще. Повсюду, говорит Апостол, предстоят нам образцы благочестия, и такое множество, густотою уподобляющееся облаку, свидетельствует о силе веры. Посему, взирая на них, облегчим себя для течения, свергнем с себя бремя лишних забот. Таким образом возможем избежать и удобно совершаемого греха. Но прежде всего другого имеем мы нужду в терпении, чтобы победить в предстоящем подвиге. «Удобь» же «обстоятелным» Апостол назвал «грех», как легко совершаемый и пребывающий, потому что и око обольщается приманкой, и слух услаждается, и осязание приводится в щекотание, и язык весьма поползновенен, и помысл стремителен к худшему. Но Апостол представляет и важнейший Первообраз. Прочтите толкования Схиархимандрит Авраам (Рейдман ) Блаженный Феофилакт (архиепископ) Болгарский Архиепископ Никифор (Феотокис)

http://bible.predanie.ru/nedelya-1-aya-p...

Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет.Толкование во вторую неделю по Пятидесятнице (Евангельское чтение)  Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в первую неделю по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в первую неделю по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Поучение во вторую неделю по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования. НовыйЗавет (Евангельское чтение)  Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в первую неделю по Пятидесятнице. Сонм Русских Святых (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Апостол из Посланий апостола Павла к Евреям, читаемый в первую неделю по Пятидесятнице, именуемую Всех Святых (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. В неделю Всех Святых (Евангельское чтение) Преподобный Серафим Саровский. Беседы (Евангельское чтение) Святитель Иоанн Златоуст. Толкование в Неделю Всех Святых (Евангельское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования. Новый Завет (Евангельское чтение) Мф 4:18.  Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы; Мф 4:19.  и говорит им: Они были учениками Иоанна. Когда еще Иоанн был жив, они приходили ко Христу, а когда увидели, что Иоанна связали, то опять возвратились к жизни рыбарей. Таким образом, проходя, уловил их, говоря: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Мф 4:20.  И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Смотри, какими послушными людьми были они,– тотчас последовали за Ним. Отсюда видно, что это было второе призвание. Будучи научены Христом, затем, оставив Его, они тотчас опять последовали за Ним, как только увидели Его. Мф 4:21.  Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их,

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

Что такое «ад»? Одни говорят, что ад есть подземное мрачное место, а другие называли адом переход души из наглядного в невидимое и безвидное состояние. Ибо доколе душа находится в теле, она обнаруживается собственными действиями, а по разлучении с телом она становится невидимой. Это-то и называли адом. «Лоном Авраамовым» называют совокупность тех благ, какие предлежат праведникам по входе их от бури в небесные пристани; поскольку и в море заливами (лоном) мы обыкновенно называем места удобные для пристани и успокоения. Обрати внимание и на то, что в день тот обидчик увидит, в какой славе будет обиженный им, а сей в свою очередь увидит, в каком осуждении будет обидчик, подобно как здесь богатый увидел Лазаря, а сей – опять богатого. Лк.16:27 .  Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, Лк.16:28 .  ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Несчастный богач, не получив облегчения своей участи, прилагает просьбу о других. Смотри, как он чрез наказание пришел к сочувствию другим, и тогда как прежде презирал Лазаря, у ног его лежащего, теперь заботится о других, кои не находятся при нем, и умоляет послать в дом отца своего Лазаря из мертвых, не просто кого-нибудь из мертвых, но Лазаря, чтобы видевшие его прежде больным и бесчестным увидели теперь увенчанным славой и здоровым, и бывшие свидетелями его убожества сами сделались созерцателями его славы. Ибо очевидно, он имел бы явиться им во славе, если бы нужно было быть ему проповедником, достойным вероятия. Что же сказал Авраам? Лк.16:29 .  Авраам сказал ему; у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Ты, – говорит, – не так печешься о братьях, как Бог, Творец их. Он приставил к ним бесчисленных наставников. Лк.16:30 .  Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. А богач говорит: «нет, отче»! Ибо как сам, слыша Писания, не верил и слова их считал баснями, так предполагал и о братьях своих и, судя по себе, говорит, что они Писаний не послушают, как и сам он, но если кто воскреснет из мертвых, поверят.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Лк.16:22 .  Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Что же? Лазарь, находясь в таком бедственном положении, хулил Бога, поносил роскошную жизнь богача? Осуждал бесчеловечие? Роптал на Промысл? Нет, ничего такого он не помышлял, но переносил все с великим любомудрием. Откуда это видно? Из того, что, когда умер, его приняли Ангелы. Ибо если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести – сопровождения и несения Ангелами. Умер и богач, и похоронили его. Еще при жизни богача душа его была поистине зарыта, она носила плоть как бы гроб. Поэтому и по смерти его он не Ангелами возводится, но низводится в ад. Ибо не помышлявший никогда ни о чем высоком и небесном достоин самого низшего места. Словами «похоронили его» Господь намекнул на то, что душа его получила в удел преисподнее и мрачное место. Лк.16:23 .  И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его Как Адама, изгнав из рая, Господь поселил перед раем ( Быт. 3, 24 ), чтобы страдание, повторяющееся при постоянном виде рая, давало Адаму яснее чувствовать лишение блаженства, так и сего богача осудил пред лицом Лазаря, чтобы видя, в каком состоянии находится теперь Лазарь, богатый чувствовал, чего он лишился чрез бесчеловечие. Почему же богатый увидел Лазаря не у другого кого из праведных, но на лоне Авраама? Поскольку Авраам был гостеприимен, а богатого нужно было обличить в нелюбви к гостеприимству, поэтому богатый и видит Лазаря с Авраамом. Сей и мимо проходящих приглашал в дом свой, а тот презирал и лежащего внутри дома. Лк.16:24 .  и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Почему богатый обращает просьбу свою не к Лазарю, а к Аврааму? Может быть, он стыдился, а может быть, думал, что Лазарь помнит его зло, и по своим делам заключал и о Лазаре. Если я (мог он думать), наслаждаясь таким счастьем, презирал его, угнетаемого таким несчастьем, и не уделял ему даже крошек, то тем более он, презренный мной, вспомнит зло и не согласится оказать мне милость. Поэтому-то он обращается со своими словами к Аврааму, думая, вероятно, что патриарх не знает, как было дело. Что же Авраам?

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

а пищею его были акриды и дикий мед. Некоторые говорят, что «акриды» – это трава, которая называется и мелагрой, другие же разумеют под ними орехи или дикие ягоды. Дикий мед – мед, который приготовляется дикими пчелами и который находят в деревьях, равно и между камнями. Мф.3:5 .   Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему Мф.3:6 .   и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Хотя и крестились, но крещение Иоанна не имело отпущения грехов, Иоанн проповедовал только одно покаяние и вел к оставлению грехов, то есть вел к крещению Христа, от Которого – отпущение грехов. Мф.3:7 .   Увидев же Иоанн многих фарисеев Фарисей в переводе значит «отдельный», так как и по своей жизни, и по своим знаниям они отличались от других. и саддукеев, Саддукеи не верили ни в воскресение, ни в ангелов, ни в духа. «Саддукеи» в переводе значит «праведные», ибо «седек» – праведность. Они сами называли себя праведными или назывались так по ересеначальнику их Садоку. идущих к нему креститься, сказал им: Фарисеи и саддукеи шли к крещению не с правым намерением, как прочие. Поэтому Предтеча и порицает их. Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Предтеча строго говорит к ним, зная их строптивость, но, тем не менее, и похваляет их, говоря: «кто внушил вам?». Он удивляется, как случилось, что этот злой род покаялся. Порождением ехидны он называет их потому, что, как ехидны прогрызают ложесна и таким образом рождаются, так и они убивали отцов своих, то есть учителей и пророков. «От будущего гнева», – говорит о геенне. Мф.3:8 .   сотворите же достойный плод покаяния Видишь, что говорит, что не должно только избегать зла, но должно приносить и плоды добродетели. Ибо сказано: «уклонись от зла и сотвори благо» ( Пс. 33, 15 ). Мф.3:9 .   и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», Им служило к погибели то, что они полагались на свое благородное происхождение. Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Под камнями разумеются язычники, из которых многие уверовали. Кроме того, Иоанн говорит и так просто, что Бог и от камней может создать детей Аврааму. Ибо и ложесна Сарры по бесплодию были камнем, однако она родила. Когда же воздвиг Господь чад Аврааму от камней? В то время, когда распяли Его и многие, увидев рассевшиеся камни, уверовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Тогда Господь говорит ему: «сойди скорее», то есть чрез покаяние ты пришел на высшую жизнь, сойди же чрез смирение вниз, чтобы высокомерие не обмануло тебя. Смирись скорее, ибо если ты смиришься, то «Мне... надобно... быть у тебя в доме». Мне, – говорит, – необходимо быть в дому смиренного. Ибо «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис. 66,2 ). Такой человек половину имения отдает нищим, то есть бесам. Имение у нас двоякого рода, то есть телесное и душевное. Все телесное праведник уступает бесам, поистине нищим и лишенным всякого блага, но от душевного имения не отступается. Как известно, и Господь говорит об Иове: «только душу его сбереги» ( Иов. 2,6 ). Если таковой обидел кого чем, он уплачивает вчетверо. Сим намекается на то, что всякий, чрез покаяние переходящий на путь, противный прежней злобе, четырьмя добродетелями врачует все прежние грехи и таким образом получает спасение. Называется он сыном Авраамовым , так как, подобно Аврааму, он вышел из своей земли и от сродства прежней злобы, поселился вне дома отца своего, то есть вне себя, и отвергся самого себя (ибо он был домом отца своего диавола ( Ин. 8,44 ), и таким образом, став вне себя и отчуждившись, получает спасение. Лк.19:11 .   Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Мне кажется, что люди сии, слыша о Царствии Божием, понимали оное чувство о благоволении будто бы Божием на освобождение народа еврейского, поэтому и предполагали, что Иисус, восходя в Иерусалим, примет это царство. Лк.19:12 .   Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; Но Господь, чтобы показать им, что они рассуждают неразумно, ибо Царствие Его не чувственное, а вместе выразить и то, что Ему как Богу известны их помыслы, говорит настоящую притчу, выводя Себя в лице человека «высокого рода». Ибо хотя Он соделался человеком, но не отступил и от высоты и благородства Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня. 20 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. Ответьте на вопросы Что мы узнаем об апостоле Павле из этого отрывка? Как вы думаете, кто этот человек, который был восхищен до третьего неба? Почему апостол говорит, что он охотнее будет хвалиться своими немощами? Сформулируйте отношение апостола Павла к похвальбе Как вы понимаете слова «сила Моя совершается в немощи»? Прочтите толкования: Блаженный Феофилакт Болгарский Схиархимандрит Авраам Рейдман Архимандрит Ианнуарий Ивлиев Святитель Феофан Затворник Блаженный Феофилакт Болгарский Толкование на Новый Завет Послание к Галатам Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Хочет показать им, что он истинно отступил от закона, и для этого напоминает о прежней своей жизни и о резкой перемене, показывая, что он не перешел бы вдруг от иудейства, если бы не имел некоего божественного удостоверения. Поэтому и говорит: Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, то есть не человека я имел учителем, а был учеником Самого Христа. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Так как клеветники говорили, что он не был, как прочие апостолы, непосредственным слушателем Христа, а все принял от людей, то он говорит, что открыл мне Евангелие Сам Тот, Который научил и Петра и других. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе. Откуда видно, что чрез божественное откровение получил я Евангелие? Из прежней моей жизни. Ведь будучи таким гонителем, как бы я мог вдруг измениться, если бы не извлекло меня некое божественное явление? А что я был ревностным гонителем, видно из того, что слышали об этом и вы, галаты, столь далеко живущие от Иудеи. Что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее. Заметь, как сильно он выражается. Ибо не сказал гнал, а жестоко гнал. И не только это, но даже опустошал, то есть пытался разрушить до основания и истребить, — ведь в этом состоит дело опустошителя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-20-aya-...

Повелевается делать их «прямыми», потому что фарисеи развращали заповеди. Под «путем» можно разуметь и душу, а под «стезями» – помыслы и дела. Итак, нам должно уготовлять душу и делать правыми дела и помышления наши. Потом как бы кто-либо спросил: как же мы совершим это? Ибо добродетель нелегка для исполнения и встречает много козней и препятствий и от лукавых сил, и от живущих в нас страстей? Отвечает, что ничто не будет трудно, но все удобно. Ибо долины «наполнятся», то есть естественные наши силы, ослабевшие для добра и пришедшие в низкое состояние, восполнятся; «всякая гора и холм», то есть противные силы и пожелания, кажущиеся нам вложенными с природой, поистине ослабели: и все сделалось ровным, и кривое переменилось на прямое. Ибо Христос упразднил противные силы, которые здесь называются горами и холмами, и оживил природные наши побуждения к добру, которые евангелист назвал наполняемыми долинами. Ибо Он для того и воплотился, чтобы восставить нашу природу в собственный ее вид. Лк.3:6 .  и узрит всякая плоть спасение Божие. «Узрит всякая плоть, – сказано, – спасение Божие», – не иудеи только и пришельцы, но «всякая плоть», ибо Евангелие пронесено по всей земле. Можно было бы сказать и многое другое, но по большей ясности пусть будет сказано это. Лк.3:7 .  Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Иудеев называет «порождениями ехидниными», потому что они оскорбляли своих отцов и матерей; ибо это животное, – говорят, – проедает утробу матери и таким образом рождается. Притом они убивали пророков и учителей. «Будущим гневом» называет вечное наказание. Лк.3:8 .  Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. «Достойные плоды покаяния» составляет не только удаление от зла, но и упражнение в добре; ибо совершение добра есть поистине плод и порождение покаяния. Не начинайте говорить в себе, что вы хорошего рода, и, надеясь на отцов, не оставляйте добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010