По требованию Помпея Тигран передал себя в его волю и уже свое царство получил назад от Помпея, который присвоил ему звание «друга римского народа», что означало утрату суверенитета и вассальную зависимость – отказ от самостоятельной внешней политики и ведения войн без разрешения из Рима. Предпринятый Turpahoм II опыт создания великого Армянского государства провалился, и зона влияния Рима впервые соприкоснулась с территорией Парфянского царства, могущество которого было тогда на взлете. Из Армении Помпей вернулся в Понтийское царство, после чего большая часть его территории была включена в состав Вифинской провинции, которая с этих пор стала называться Вифинией и Понтом. Каппадокию, вместе с Софеной и Гордиеной, ранее присоединенными к Армении, Помпей вернул ее изгнанному царю Ариобарзану. В 64 г. армия Помпея двинулась из Малой Азии в Сирию, которую после ухода оттуда Тиграна раздирала междоусобная вражда. Несколькими годами ранее Лукулл восстановил на троне Селевкидов Антиоха Азиатика, но тот не сумел навязать свою власть ни туземным княжествам, ни греческим полисам Сирии, ни соперничавшим с ним родственникам из Селевкидской династии. Помпей не признал законности распоряжений Лукулла, рассматривал Сирию как владение Тиграна и по праву победителя армянского царя включил ее в состав владений римского народа. Позже, в 63 г., была образована Сирийская провинция. Вмешавшись во внутрисирийские дрязги, Помпей провозгласил себя защитником прав и привилегий греческих полисов Сирии. Антиох Азиатик и другие Селевкиды наравне с рядом туземных князей были низложены, другие династы, владения которых примыкали к  Сирийской провинции, признаны друзьями римского народа, самоуправление греческих полисов было подтверждено и укреплено, но, разумеется, в границах высшего суверенитета над ними со стороны Рима, который в Сирии представлял Помпей. К Помпею с выражением покорности приходили посланцы из Сирии и других близлежащих царств, из Иудеи пришли послы соперничавших братьев Гиркана и Аристовула, принадлежавших к Маккавейской, или Асмонейской династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Родом из Хризополя Вифинского, он был не лишен как светской, так и богословской образованности. Этот отзыв извлекается из Димитрия Прокопия, но этот последний к этой характеристике присоединяет еще так много похвал патриарху Косме за его просвещенность, что разборчивый историк не возьмется повторять их: не делает этого и Гедеон. 2299 За Космой следует в порядке константинопольских патриархов Иеремия III, тот самый Иеремия, по инициативе которого прислано было к нам в Россию при Петре I на греческом языке «исповедание православной веры кафолической церкви», получившее потом значение в каче- —472— стве символического вероучительного памятника для нашей церкви. Иеремию, который родом был с Патмоса, Гедеон называет человеком хорошо образованным; но к сожалению константинопольский историк свое суждение основывает как будто бы на словах Димитрия Прокопия, а словам этого Прокопия мы не расположены давать много веры. Очень жаль, что Гедеон не указал: не имел ли он в своем распоряжении еще какого-нибудь свидетельства в пользу хорошей образованности Иеремии, кроме Прокопиева показания. 2300 Еще более лестный отзыв можно встречать о патриархе Каллинике III, родом с Наксоса. Предполагают, что он учился в патриаршей константинопольской академии; во всяком случае известно, что в начале XVIII века он был схолархом (ректором) в этой академии. Каллиник, как о нём говорят, был муж многоученый, знаток эллинской словесности, священно-проповедник, философ (?) и сведущ по части толкования св. Писания. В существе дела Каллиника едва ли можно причислить к подлинным патриархам столицы, ибо он умер внезапно от радости, что его избрали на такую высокую должность, умер, сделавшись жертвой апоплексии, 2301 в 1726 году. Отзывы об одном из ближайших преемников Каллиника по патриархии – Серафиме I, родом из Кастанеи, очень хороши, но уж чрезвычайно кратки и ничем не подкреплены. Научно образованный и даже ученый – вот какое высокое значение приписывается Серафиму. 2302 В средине XVIII века патриаршую кафедру украшал еще другой Каллиник, IV, родом из Загоры в Фессалии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другой римский историк, живший с 70 по 121 годы по P. X., Светоний, говоря об императоре Клавдии, в числе мудрых мероприятий его отмечает изгнание из Рима иудеев, постоянно волновавшихся, по его словам, «под влиянием Христа» 663 . Очевидно, Светоний, отождествляя христиан с евреями, виновником их несогласия считает некоего Христа. Но что это был за «Христос», и что это была за секта – ’’христиане», ни Клавдий, ни Светоний не давали себе труда узнать. Осталось свидетельство по данному вопросу и от Плиния Младшего, Вифинского проконсула, современника Тацита, которому император Траян поручил произвести расследование относительно христиан в Малой Азии. В письме своём императору Траяну, писанному около 107–110 г. по P. X. Плиний свидетельствует о быстром распространении христианства в Малой Азии в то время во всех классах общества, о нравственной чистоте их исповедников и, говоря о богослужении христиан, замечает, что «они (христиане) имеют обыкновение собираться в определённый день на заре и воспевать гимн Христу, как Богу». В этом свидетельстве мы имеем несколько важных для нас сообщений. Первое – что христианство в то время распространялось не среди только черни, но и во всех классах общества, второе – что существование Иисуса Христа для современников Плиния было вне всякого сомнения, и третье – ко Христу обращались с молитвой, как к Богу. Во втором веке христианство стало уже столь сильным и заметным, что на него обращают особое внимание языческие писатели того времени. В это время появляется сочинение, специально направленное против христианства и озаглавленное «Логос алифис», написанное римским писателем Цельсом. Хотя Цельс имел в виду принести вред христианству своим сочинением, но им он оказал огромнейшую услугу. Это сочинение опровергает теперешнее лжемудрствование о том, что Христа будто бы не существовало, и что евангельская история о Нём – миф. Если бы действительно Иисуса Христа не было, то Цельсу, который жил во времена учеников Апостольских, совершенно нетрудно было доказать, что история о Христе – миф, и тем принести огромный вред христианству. Но Цельс не только не отрицает существование Иисуса Христа, но и рассказывает о том, что Он родился от Девы, о поклонении волхвов, об избиении младенцев Иродом, бегстве Иисуса в Египет, пребывании Его в Назарете, о крещении Его, об исцелениях и воскрешении мёртвых, об измене Иуды, отречении Петра и проч. Вообще, приводятся им все важнейшие обстоятельства из жизни Иисуса Христа, сообщаемые Евангелиями; достоверность их он не отрицает, но даёт им своё языческое и враждебное христианству освещение. Так, Цельс не отвергает чудес Иисуса Христа, но, подобно иудеям, объясняет их действием злого духа, представляя Иисуса Христа волшебником и обманщиком.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

1370 Гетерия – буквально «товарищество»; греческое название коллегии. Траян обозначает этим словом тайное недозволенное общество. 1371 ...обращаться за помощью к сбежавшемуся на пожар народу. – Траян правильно учитывал, что в узких, тесно застроенных улицах пожарной бригаде было не развернуться; небольшая кучка рабов, снабженная противопожарной снастью и умело ею орудующая, скорее могла справиться с огнем. 1372 ...обеты о благополучии твоем... – Обеты и молитвы о здоровье и благополучии императора и его семьи ежегодно 3 января приносили: в Риме – сенат, понтифики и другие жреческие коллегии, а в провинциях – проконсулы и легаты. 1374 ...чтобы люди... имели, наконец, воду, – В то время, когда Плиний писал это письмо, в самых маленьких городках Италии были водопроводы; в Никомедии и Синопе провели водопровод только при Плинии. Неудачи никомедийских архитекторов объясняются, вероятно, и тем, что им не хватало для постройки большого водопровода ни знаний, ни умения. 1375 ...вести воду с помощью арок... – т. е. водопровода, трубы которого лежали на помосте, поддерживаемом арками. 1376 Водоискатель (aquilex) – человек, который умеет находить воду. Плиний имеет в виду инженера-гидравлика. 1377 ...надлежит тебе расследовать, по чьей вине никомедийцы потеряли... столько денег. – Траяна, видимо, взорвала и бесхозяйственность городских властей и их бессовестность. 1378 ...обмениваясь взаимными любезностями... – Curatores operorum были членами городского совета, перед которыми и должны были отчитываться; ссориться «своим людям» не было ни охоты, ни выгоды; «обмен любезностями» спокойно прикрывал всякие махинации. О curatores см. еще 1332 . 1379 Никея (ныне Изник) – старейший город в Вифинии, соперник Никомедии. Основана была Антигоном в конце IV в. до н. э. и заселена македонянами и греками; вскоре включена в состав Вифинского царства (вероятно, Никомедом I). Помпей прирезал ей большую территорию, которую город сохранил до времени поздней Империи. Расположенный в плодороднейшей равнине, он вел оживленную торговлю сельскохозяйственными продуктами.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

111 Траян Плинию. Распоряжением моим запрещено одаривать из городских средств, но дабы не подрывать благосостояния многих людей, не следует отбирать то, что даровано давно, и требовать этот дар обратно как незаконный. Оставим без последствия то, что было совершено двадцать лет назад. Я желаю заботиться о жителях любого города не меньше, чем о городских средствах 1556 112 Плиний императору Траяну. По закону Помпея, действующему в Вифинии и на Понте, те, кого цензоры выбирают в буле, не должны платить денег 1557 . Те, однако, кого ты милостиво разрешил некоторым городам добавить сверх законного числа 1558 , внесли по одной и по две тысячи динариев. (2) Аниций Максим, проконсул 1559 , затем приказал и тем, кого выбрали цензоры, в очень немногих городах сделать, смотря по городу, большие или меньшие взносы. (3) Остается тебе посмотреть самому, следует ли во всех городах всем 1560 , кто выбирается в булевты, платить определенную сумму за свое вступление. Тебе, слава и дела которого пребудут вечно, надлежит издавать постановления, которые останутся навсегда. 113 Траян Плинию. Я не могу издать общего распоряжения 1561 о том, должны или нет определенную сумму вносить за декурионат все, кто становится декурионами в любом вифинском городе. Я считаю наиболее верным следовать местным городским законам, но я действительно думаю, что те, кого приглашают в декурионы, будут стараться выделиться своими взносами 1562 . 114 Плиний императору Траяну. По закону Помпея, владыка, вифинским городам разрешено заносить в число своих граждан кого они пожелают, кроме людей, уже состоящих гражданами какого-нибудь вифинского города 1563 . Тем же законом установлено, по каким причинам цензоры могут исключать из сената 1564 . (2) Поэтому некоторые из цензоров решили посоветоваться со мной, исключать ли им гражданина другого города. (3) Так как закон запрещал принимать чужого гражданина в число своих, но не приказывал исключать его по этой причине из сената, а кроме того подтвердили мне, что в каждом городе имеется много булевтов из граждан других городов и что применение этого закона уже давно, как бы по согласию забытого, расстроит жизнь и многих людей и многих городов. Поэтому я счел необходимым спросить, что, по-твоему, следует соблюдать. Главы закона я присоединяю к этому письму.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Издевательства в этом патриаршем послании сменяются пастырскими молитвами о единении Церкви Христовой, а о признании Феодора царем и вообще о нем не сказано ни слова. Хоматиан отвечал пространно и в тоне более достойном. «Мы оказали, – пишет он, – братское уважение, подобающее твоему сану, а ты ответил бранью и поношением, свойственным извозчикам. Нет между нами общего, кроме правой веры. Ты нас оскорбил и счел достойными церковного наказания за венчание на царство нашего самодержца господина Феодора Дуки и счел это за величайшую дерзость, так как мы будто бы захватили твое право и так как никогда не получались венцы из рук святителей Болгарии... Твое письмо не есть продукт патриаршего суждения, мнения и соглашения. Разве лишь предположим, как писано о патриархе Иакове, что говорила надлежащая власть, а писала рука помощника секретаря твоей святости. Мы не разрушители основ. Но так как в светских делах произошел такой беспорядок, какой, думаю, никогда еще, даже в настоящий век, не гулял с наглостью по земле ромэев, – так что находится в опасности и изувечена непорочная вера наша учением и обычаями народов, осквернивших великую Ромэйскую империю, – уцелевшие на Западе члены синклита и иерархи, да и все бесчисленное войско возбудили вопрос о возведении в царское достоинство названного государя Феодора Дуки и о венчании его теми средствами, и которые были под рукою, так как на содействие извне надежды не было. Ибо восточный удел едва может справиться со своими делами и окружающими его затруднениями, и было нужно, чтобы окружающие нас недруги уступили царскому имени и сану, будучи прогнаны бесчисленными трудами державного и святого царя нашего; и нужно было это для поддержания дисциплины в подданных и особенно в войске. Ибо вызываемый царским саном страх и стыд не только бодрят и радуют подданных, но и сдерживают враждебные настроения». «Мы совершили помазание не по собственному почину, но по решению всех, ради старшинства нашей кафедры. Греческий Запад, кроме того, поступил по примеру Востока; ведь в обход древних константинопольских обычаев провозглашен царь и избран патриарх в епархии Вифинской по нужде обстоятельств; и когда было слышно, чтобы один и тот же архиерей правил в Никее и назывался Константинопольским патриархом? И это состоялось не по постановлению всего синклита и всех архиереев, так как после взятия столицы и сенат, и архиереи бежали и на Восток, и на Запад. И я думаю, – пишет Хоматиан, – что на Западе находится большая их часть».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Этот памятник лежит в основе VII кн. Апостольских Постановлений. Богослужение по письму Плиния Что касается круга и состава тогдашнего богослужения, то самое обстоятельное и ценное известие об этом мы имеем в известном письме Вифинского проконсула Плиния Секунда или младшего к имп. Траяну от 111–115г. [ 5 ]. Произведя по поручению императора дознание о христианах, их учении и поведении, Плиний доносит: [ 6 ] «они (христиане) клянутся, что вся вина их или заблуждение состоит в том, что они имеют обыкновение сходиться в известный день перед рассветом (stato die ante lucem convenire) и петь попеременно друг с другом песнь Христу, как Богу (carmenque Christo quasi Deo dicere secum invicem) а также обязывать себя клятвою (sacramento se obstringere) не на злодеяние какое-нибудь, но чтобы не совершать ни воровства, ни разбоя, ни прелюбодеяния, не нарушать верности, ни отказываться от залога, если бы это потребовалось. Сделавши это, они обыкновенно расходились, и потом снова собирались для принятия пищи, обыкновенной, впрочем, и невинной (promiscuum Tamen et innoxium). Но и это они оставили, когда я, по твоему приказанию издал распоряжение, воспрещающее тайные сходки (hetairias)». Письмо воспроизведено у Тертуллиана, причем место о богослужебных собраниях передано: «предрассветное собрание для пения (ad canendum) Христу и Богу и для совместного обязательства к дисциплине (ad confoederandam disciplinam)» [ 7 ], и у Евсевия, где это же место передано так: «христиане встают очень рано и воспевают Христа как Бога» [ 8 ]. Свидетельство Плиния показывает, что у тогдашних христиан было, по крайней мере в праздничные дни, два богослужебных собрания — одно в глубокое утро, другое днем или вечером.   Утреня по письму Плиния. Первое собрание, описываемое Плинием, представляет из себя древнейший тип утреннего богослужения, утрени. Собрание начинается еще ночью, но очевидно незадолго до рассвета. Таким собранием христиане отчасти нарушали заключавшееся уже в законах XII таблиц запрещение ночных собраний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Он был муж серьезного ума, поклонник филантропической философии своего времени, друг лучших людей века — Тацита и Плиния Младшего, был искусным политиком. Он руководился государственным благоразумием, но это-то благоразумие и побудило его санкционировать гонение против христиан. Поставив своей задачей снова поднять начинавшее дряхлеть римское государство, он был ревностным поборником язычества, и Плиний восхваляет его благочестие, хотя, быть может, это благочестие и не было искренне. Отсюда новая религия не могла ждать от него пощады... Притом же он был очень подозрительным ко всяким вновь возникающим обществам и союзам; он видел в них опасность для государственного благосостояния. Опять условие, которое не могло обеспечить благополучия для христианского общества, носившего в себе корпоративный дух. Впрочем, мы сказали бы слишком много, если бы стали утверждать, что отвлеченное сознание Траяна о каком-либо вреде и опасности со стороны христианского общества для Империи само по себе вызывало гонение на христиан. Нет. Дело было проще. Не от идеи пришел он к факту гонения, напротив, от явлений, какие встречала государственная практика его времени, приходит он к идее гонения на христиан. Встретилось поразительное явление, которое требовало, чтобы на него наложена была тяжелая рука, задерживающая его рост и распространение; иначе, оставляя дело в его настоящем положении, можно было подготовить большое затруднение, опасность для будущих времен Империи. Объясняемся.    Траяном в начале его царствования издан был указ против тайных обществ. Этот указ показывал большую политическую подозрительность Траяна и имел отношение по преимуществу к области Вифинской в Малой Азии. Этот указ не имел в виду христианского общества, а другие общества и притом самого невинного характера. В Вифинии сильно процветала общественная жизнь; там любили торжественно проводить важнейшие семейные празднества, любили ежегодно праздновать день принятия начальником его новой должности, любили шумно проводить дни освящения публичных монументов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Кроме этих несчастных, представь еще Аристоксена Вифинского, который хотя не расслаблен телом, как тот старец, но одержим такой болезнью, которая гораздо тягостнее расслабления. Какие-то судороги в желудке и боли, несноснейшие всякой пытки, то пронзают его хуже вертелов, то пожирают сильнее огня, и мучат каждый день и каждую ночь, так что не знающие его болезни считают его за сумасшедшего: так судороги искривляют у него зрачки, стягивают руки с ногами, и делают его безгласным! А крики его и стоны (он часто после онемения начинает кричать) бывают сильнее стонов женщин, мучащихся родами; и нередко живущие вдали, у которых есть больные, страдающие от долгой бессонницы, присылали с жалобой на то, что их больным становилось хуже от этих криков. Это бывает с ним не через долгие промежутки времени, но по нескольку раз днем и по нескольку раз ночью, и вот уже шестой год, как он предан этому злому недугу; нет у него ни слуги, который бы ухаживал за ним, ни врача, который бы облегчал его страдания; первого – по бедности, а второго – потому, что врачебное искусство оказалось бессильным перед этой болезнью; многие врачи долго трудились над ним (так как у него прежде много было денег), и нисколько не помогли ему. А что всего тяжелее, – никто из друзей уже не хочет видеть его, но все оставили его, даже те, которые прежде много были облагодетельствованы им. Если же кто-нибудь и войдет к нему, то тотчас же убегает: таким зловонием наполнена комната его, потому что никто не убирает ее. При нем сидит одна только служанка, которая делает не больше, чем сколько может сделать одна женщина, притом такая, которая приобретает себе пропитание трудами рук своих. Скольких же демонов мучительнее его бедствия? Если бы самые эти бедствия не мучили его, то чего не претерпел бы он от мысли о том, как много времени лежит он на одре, о больших издержках, доведших его до крайней бедности, о презрении от друзей, о неимении слуг, и от неведения о том, прекратятся ли когда-нибудь бедствия, – о чем и ты всегда скорбишь, – или лучше сказать, от совершенной уверенности, что они никогда не прекратятся, пока он будет жить и дышать? Так заставляет думать жестокость болезни и то, что бедственное положение его с каждым днем ухудшается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В 83-82 гг. Рим проиграл 2-ю войну против Митридата, выступившего в союзе с царем Армении Тиграном Великим, и вынужден был эвакуировать свои гарнизоны из Каппадокии. В то же время Тигран Великий осуществил свой план и завоевал большие территории, подчинив себе земли Центр. и Вост. Анатолии, Сирию и Сев. Месопотамию. В 74 г., после смерти последнего вифинского царя Никомеда IV Филопатора, римляне завладели Вифинией, что вновь изменило ситуацию в М. Азии в их пользу. В 74 г. Митридат, обеспокоенный расширением рим. влияния, объявил Риму войну (3-я Митридатова война, 74-64). Наступление Митридата в М. Азии и его осада Кизика закончились провалом из-за уверенных действий консула Луция Лициния Лукулла. Царь отступил в Понт. Осенью 73 г. близ г. Кабиры войско Митридата было разбито и рассеяно, а царь с неск. спутниками вскоре бежал в Армению. Весной 69 г., после отказа царя Тиграна II Армянского выдать римлянам своего тестя Митридата, Лукулл вторгся в Армению по своей инициативе, еще не получив одобрения сената. В битве под Тигранакертом армяне были разбиты; римлянам досталась добыча в 8 тыс. талантов золота и серебра, большие запасы хлеба; все области Сев. Месопотамии южнее Тигра признали власть Рима. Митридат сумел убедить Тиграна в необходимости продолжать войну партизанскими методами. Рим. сенат был недоволен самовольными действиями Лукулла, несмотря на его победы. Тем не менее в 68 г. Лукулл попытался овладеть арм. столицей Артаксатом, но арм. царь неожиданно осадил Тигранакерт, а Митридат поднял восстание в Понте. Римляне были разбиты; Митридат отвоевал свое царство, его конница совершала рейды по Каппадокии и доходила до Вифинии. В 67 г. Лукулл был вынужден отвести все войска в М. Азию. В этой ситуации главнокомандующим был назначен Помпей. Он заключил союз с парфянским царем Афраатом III, к-рый напал с юга на Армению, а весной 66 г. армия Помпея вторглась на территорию Понтийского царства. В битве при Никополе Помпей разбил Митридата. Тигран Армянский заключил с Римом сепаратный мир, и Митридату пришлось искать спасения в Крыму. По договору с Помпеем Армения лишалась всех завоеваний, уплачивала контрибуцию в 6 тыс. талантов и стала вассалом Рима. Митридат, преданный сыном Фарнаком, покончил с собой в Пантикапее на Боспоре в 63 г. На бывш. территории Понтийского царства были организованы рим. провинции Вифиния и Понт. Также в рим. провинцию была превращена Сирия - ядро бывш. царства Селевкидов. В 63 г. римляне вошли в Иерусалим и вассалом Рима стала Иудея.

http://pravenc.ru/text/180425.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010