Приложение. Алфавитный указатель монастырей и монашеских пунктов, существовавших в пределах Византийской империи с середины IX до начала XIII века (842–1204) А арона, на горе Ор в Аравии Авгаров, на Олимпе вифинском Авксентия (гора), в Вифинии Авраамитов, на Олимпе вифинском Авраамитов, или Богородицы Нерукотворной, в Фессалонике Авраамия, или Авраамитов, в Константинополе Агафии, близ Тускулана в Италии Адриана, близ Россано Адриана и Наталии, близ Армента в Италии Акаппейский, в Фессалонике Акммитов, или Неусыпающих, в Константинополе Акруллия, в Фессалонике Ал-Сари, или Калоградик. в Иерусалиме Амальфинскии, на Афоне Анании, в Константинополе Анании, в Южной Италии Anargirius, в Россано Анастасии, в Константинополе Анастасии, в Россано Анастасии Φαρμακολυτρ ας, в Фессалоникийской митрополии Анастасия, в Полихоре в Южной Италии Анастасия, в Риме Ангела, в Мелитене Ангела, в Деманской долине в Сицилии Ангела Brolo, или Lisico, в Сицилии Ангела de Battipede, в Южной Италии Ангела de Ficarra, в Калабрии Андрея, близ реки Нигра Андрея, в Калабрии Андрея, в Фессалонике (перистерийский) Андрея, на Афоне Андрея и Иоанна Апостола, на реке Сангарисе νεμ, на Олимпе вифинском Аникитов, на Афоне Анкуриев, в Константинополе Анны, близ Мессаны Анны, в Иерусалиме Анны (скит), на Афоне Анны Monteforte, в Сицилии Антигонов, во Фракии Антидия, на Олимпе вифинском Антиоха, в Константинополе ντιφωνητο, в Константинополе Антония, в Константинополе Антония Великого , в Египте Анфемия, в Константинополе Апостолов, в Южной Италии Апостолов, на Афоне Апостолов, на горе Авксентия в Вифинии Аргурия, в Константинополе Аренария, в Россано ρεοβνδου, в Константинополе Арку, на Афоне Арментский, в Базиликате Армонианский, или το Β ρδονος, в Константинополе Арсения Великого , или Алказир, или Козаир, в Египте Артигена, в Кизической митрополии Архангела de Brolo, в Сицилии Архистратига, на Афоне Архистратига, в Иконии Архитриклиний, в Кане Галилейской Асикритский, в Пифиях Attalini, в Анкире в Галатии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Гимнографический текст в контексте истории (На примере тропарей преподобного Авксентия Вифинского) Преподобный Авксентий В последней четверти ХХ века на Западе появился так называемый нарративный, или повествовательный, подход к истории и историческим источникам – с позиции, ярче всего выраженной Аверил Камерон: «История как текст» . Однако, как мы считаем, справедлив и обратный тезис: «Текст как история». В значительной степени он применим к литургическим и особенно к гимнографическим или церковно-поэтическим текстам, которые в той или иной степени могут отражать исторические реалии своего времени. Неправомерно рассматривать церковно-поэтический текст как элемент литературной «игры в бисер»: для своего времени он зачастую являлся не только знаком, но и боевым знаменем. Когда святитель Григорий Богослов, негодуя на Аполлинария, составившего еретические гимны, составлял свои поэмы, зачастую исполнявшиеся в церковном собрании, он давал в руки православным идеологическое оружие против ересей. Безусловно, для исследований византийской гимнографии в рамках тезиса «текст как история» необходим комплексный подход, привлечение собственно исторических, агиографических и вероучительных источников. В задачу этой скромной заметки входит проиллюстрировать данный тезис на примере гимнографического творчества святого Авксентия Вифинского – одного из авторов, стоявших у истоков византийской гимнографии. Для наших целей оно интересно как отражение монашеской, но также общецерковной жизни V века, чувств, чаяний и ожиданий православных ромеев (византийцев), их мировоззрения, страха перед грядущим Судом и надежды на воскресение и оправдание. Изучение гимнографических текстов следует проводить в максимально широком контексте с привлечением всех доступных нам источников. Для этого обратимся к житию преподобного Авксентия. Святой Авксентий – малоазийский подвижник V века, современник Халкидонского собора (451). Он родился в Сирии приблизительно в 420 году в благородной и знатной семье, получил прекрасное образование.

http://pravoslavie.ru/50315.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКИАН [Греч. Μαρκιανς] († между 471-474), прп. (пам. 10 янв.), пресв. и эконом храма Св. Софии в К-поле. Источники Житие М., написанное неким Сергием, полагавшимся на рассказы очевидцев, сохранилось в неск. версиях. Впрочем, не все исследователи поддерживают раннюю датировку этого памятника (напр., к кон. VIII в. его создание относит Дж. Уэртли - Wortley. 2011. S. 728). Оно было издано в краткой редакции А. И. Пападопуло-Керамевсом по рукописи Hieros. Sab. 242, X в., и в пространной - М. Гедеоном по рукописи Ath. Cuml. 37, XI в. (содержит дополнительные сюжеты: о серебряных дел мастере, обманывавшем М., о дарах готов Аспара и Ардавурия, о посещении М. домов терпимости, о строительстве ц. св. Иоанна Предтечи в квартале Даниила). Критическое издание осуществлено Уэртли ( Wortley. 2011. S. 735-771). В Х в. Житие М. было переработано Симеоном Метафрастом (BHG, N 1034). Редакция Жития (BHG, N 1034b), вошедшая в Императорский Минологий 1034-1041 гг., опубликована Ф. Алькеном. В Житии М. содержатся интересные описания архитектурных сооружений и приводятся важные детали жизни К-поля V в. Сведения о М. также содержатся в «Церковной истории» Феодора Чтеца и в Житии прп. Авксентия Вифинского. Житие Родители святого были знатного происхождения и состояли в родстве с имп. семьей. В правление имп. Маркиана (450-457) и его супруги св. Пульхерии они переселились из Рима в К-поль. М. получил прекрасное образование. В Житиях подчеркивается, что М. был воспитан родителями в правосл. вере и в христ. добродетелях, но не сообщается, что в юности он принадлежал к секте новациан ( Theod. Lect. Eccl. hist. I 13//PG. 86. Col. 172), к-рая отличалась аскетическим образом жизни. Этот факт дал повод исследователям задаться вопросом, не являлся ли М. последним новацианским епископом К-поля ( Wortley. 2011. S. 733). Однако уже в молодые годы М. обратился в православие, во многом благодаря прп. Авксентию Вифинскому (PG. 114. Col. 1380). М. полюбил посещение храмов Божиих и церковных служб, К-польский патриарх (видимо, свт. Анатолий (449-458)) заметил благочестивого и скромного молодого человека и сделал его клириком. Немного позднее свт. Геннадий I (458-471) счел М. достойным пресвитерского сана, а потом поставил и экономом Великой ц. (т. е. Св. Софии); в его обязанности входило заведование церковным имуществом, в т. ч. недвижимым. Полученное после смерти родителей богатое наследство М. потратил на сооружение и благоукрашение церквей, а также на милостыню нищим. М. вел строгую аскетическую жизнь, носил простую одежду и не имел даже второго хитона на смену.

http://pravenc.ru/text/2562338.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Авксентий Вифинский, Отшельник, прп. - житие Авксентий Вифинский (ок. 420 - ок. 470), иеромонах, отшельник, гимнограф, преподобный. Память 14 февраля. Родился около 420 года в Сирии в знатной семье, получил прекрасное образование. Прибыл в Константинополь при императоре Феодосии II, служил в придворной гвардии (в 4-й схоле). Он был известен как добродетельный, ученый и мудрый человек, и имел дружбу со многими благочестивыми мужами своего времени. Около 442 г. ушел в один из вифинских монастырей, где принял монашество, был посвящен во диакона, а затем и во пресвитера. После этого он удалился для уединенного подвига в пещеру на г. Оксия, недалеко от Халкидона. Гора эта впоследствии названа была Авксентьевой. Место подвигов святого было обнаружено пастухами, искавшими заблудившихся овец. Молва о нем разнеслась, и к нему стали приходить люди за исцелением. Именем Божиим святой Авксентий исцелял множество больных и недужных. Согласно житию, в 451 году святой Авксентий был призван на IV Вселенский Собор в Халкидоне, где и прославился как обличитель Евтихиевой и Несториевой ересей, однако в актах Собора его имя отсутствует. По окончании Собора святой Авксентий снова вернулся в свою уединенную келлию на горе. С его именем связано возникновение женского монастыря Трихинареи (власяница), ставшего предметом его особой заботы. Духовным взором он видел на большом расстоянии кончину святого Симеона Столпника (459). Скончался около 470 года, оставив после себя учеников и устроив многие монастыри в Вифинской области. На месте его подвигов был основан монастырь его имени, а сама Гора святого Авксентия стала один из крупных монашеских центров Вифинии. Мощи преподобного находились в Константинополе, о чем свидетельствуют лат. рукопись нач. XII в. : «37. В церкви святого Воскресения лежат святой Авксентий, монах и игумен, и святой Маркиан - пресвитер и казначей Великой церкви» и Антоний Новгородский, видевший мощи Авксентия в 1200 г. во время паломничества по святым местам и записавший в «Книге паломник»: «Ту же лежит св. отец Ауксентей» .

http://pravicon.com/info-1615

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения сегодня Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 2Пет.2:9-22 Ев.- Мк.13:14-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. преподобному Авксентию Вифинскому Тропарь преподобному Авксентию Вифинскому, глас 1 Пустынный житель, и в телеси Ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Авксентие,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./Слава Давшему тебе крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак преподобному Авксентию Вифинскому, глас 2 Насладився, Богомудре, воздержания/и желания плоти твоея обуздав,/явился еси, верою сияя,/якоже сад посреди рая, процвел еси,//Авксентие отче священне. равноапостольному Кириллу Философу, учителю Словенскому Тропарь равноапостольному Кириллу Философу, учителю Словенскому, глас 4 От пелен прилежно/премудрость сестру себе сотворив, Богогласе,/пресветлую видев, яко девицу чисту,/юже прием, приведе,/яко монисты златыми сею украсив свою душу и ум,/и обретеся яко другий Кирилл, блаженне,//разумом и именем мудре. Кондак равноапостольному Кириллу Философу, учителю Словенскому, глас 2 Твердым и богодохновенным учением/просвещая мир пресветлыми зарями,/обтече, яко молния вселенную,/Кирилле блаженне,/разсевая пресветлое Божие слово,/на западе и севере и юзе//мир просвещая чудесы. Ин кондак равноапостольному Кириллу Философу, учителю Словенскому, на молебне, глас 2

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

Авксентий, архимандрит (Абражей Андрей Эдуардович) Дата рождения: 10 января 1973 г. Дата хиротонии: 6 января 2004 г. Дата пострига: 1 января 2004 г. День ангела: 26 декабря Страна: Белоруссия Биография: Родился 10 января 1973 г. в г. Гомеле Белорусской ССР. Крещен 19 декабря 1985 г. в храме свт. Николая Мирликийского г. Гомеля. В 1980-1988 гг. обучался в средней школе 2 г. Гомеля. В 1988-1992 гг. обучался в Гомельском техникуме МПС. В 1992-2003 гг. — начальник пассажирского поезда (Гомельский пассажирский участок Гомельского отделения Белорусской железной дороги). 11 сентября 2003 г. по благословению архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха зачислен в число братии Никольского мужского монастыря г. Гомеля. 25 октября 2003 г. в Никольском мужском монастыре г. Гомеля архимандритом Антонием (Кузнецовым) пострижен в иночество с именем Авксентий в честь прп. Авксентия Вифинского. 4 ноября 2003 г. в соборе апостолов Петра и Павла г. Гомеля архиепископом Гомельским Аристархом рукоположен в сан иеродиакона; 5 ноября назначен на служение в Никольский монастырь г. Гомеля. 1 января 2004 г. в Никольском монастыре г. Гомеля архимандритом Антонием (Кузнецовым) пострижен в монашество с именем Авксентий в честь сщмч. Авксентия Севастийского. 6 января 2004 г. в Петропавловском соборе г. Гомеля архиепископом Гомельским Аристархом рукоположен в сан иеромонаха; 8 января назначен на священническое служение в Никольский монастырь г. Гомеля. В 2004-2010 гг. — келарь Никольского монастыря г. Гомеля. В 2004-2009 гг. обучался в Московской духовной семинарии. В 2009-2010 гг. обучался в Минской духовной семинарии . В 2009 г. возведен в сан игумена. 12 октября 2013 г. назначен старшим священником Рождество-Богородичного мужского монастыря д. Юровичи Гомельской обл. и ключарем храма Казанской иконы Божией Матери г. Калинковичи Гомельской обл. С 10 ноября 2013 г. — председатель отдела религиозного образования и катехизации Туровской епархии , благочинный Калинковичского округа. 25 ноября 2014 г. назначен и.о. наместника Рождество-Богородичного монастыря д. Юровичи.

http://patriarchia.ru/en/db/text/6110736...

Наряду с 2 Житиями прп. Иоанникия Великого Житие К. С. является уникальным источником по истории иноческой общности на Олимпе Вифинском. Рус. паломник Антоний Новгородец (1200) сообщает о нетленных мощах некоего святого, названного им Константин Чернец, которые лежат в церкви у мон-ря Пантократора в К-поле. В др. месте Антоний рассказывает о ц. св. Николая в Испигасе, близ к-рой жил Константин Чернец, после его смерти в К-поле был построен посвященный ему мон-рь (Книга Паломник. С. 63, 65). Вероятно, об этом мон-ре или о ц. св. Константина говорит паломник XIV в. Стефан Новгородец, сообщая о находящихся там мощах сщмч. Климента , еп. Анкирского. Иногда Константина Чернеца отождествляют с К. С. и соответственно мон-рь св. Константина считают мон-рем, посвященным К. С. По сведениям Антония, Константин Чернец действительно происходил из иудеев, но был крещен прмч. Стефаном Новым († 764), т. е. жил на 100 лет раньше К. С. (см. также о мон-ре Константина: Janin. Églises et monastères. 1953. P. 307). Ист.: BHG, N 370; ActaSS. Nov. T. 4. P. 627-656; SynCP. Col. 345, 349. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 523-524; ODB. Vol. 1. P. 506-507; Κρ-ρης Κ. Π. Αλαμνοι γιοι τριακσιοι της Κπρου//ΜΚΕ. 1984. Τ. 1. Σ. 329-331; Ryd é n L. Cyprus at the Time of the Condominium as Reflected in the Lives of Sts. Demetrianos and Constantine the Jew//The Sweet Land of Cyprus. Nicosia, 1993. P. 189-202; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 266; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 415-416; PMBZ, N 4003, 3792. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2057104.html

2. Вопрос возможности окормления женских обителей священнослужителями из монашествующих. Все церковное предание свидетельствует о том, что с древнейших времен существовала практика, согласно которой представители монашествующего духовенства окормляли женские монастыри, содействовали материальному становлению обители и духовному возрастанию инокинь. Известно, что прп. Пахомий Великий, основав женскую обитель, назначил духовником тавеннисиотского инока Петра . Житие прп. Венедикта Нурсийского содержит подобный пример: «Недалеко от обители преподобного находилось некое селение. В этом селении был устроен женский монастырь. Сюда для наставления инокинь словом Божьим, преподобный Венедикт имел обычай посылать искусных и опытных братий» . Примеры подобного рода существовали и в Византии. В 460 году по благословению прп. Авксентия была образована обитель дев, которую окормлял мужской монастырь, созданный преподобным. Со времен свт. Василия Великого «возникла крепкая и плодотворная традиция великих аскетов, известная на протяжении всего существования Православной Церкви, — создавать наряду с мужскими обителями и женские» . Иноки окормляли эти обители как в материальном, так и в духовном отношении. Об этом свидетельствуют жития прпп. Пахомия, Василия, Иеронима, Авксентия Вифинского, Венедикта Нурсийского, Симеона Столпника, Феодора Сикеота, Стефана Исповедника, Феодора Студита, Евфимия Нового и многих других. В Греции с Χ века существовали женские монастыри-подворья, основанные святогорскими иноками. Подобная практика существовала и на Руси и была повсеместной и непререкаемой многие века, и только в XIX веке она была упразднена Святейшим Синодом, который постановил, чтобы монахинь в женских монастырях исповедовали священники из белого духовенства. Несмотря на это и в Синодальную эпоху существовали примеры окормления женских монастырей представителями черного духовенства. Так, например, летопись Горицкого женского монастыря свидетельствует о том, что духовниками инокинь были иеромонахи из расположенного неподалеку знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря . Духовником Иверской женской обители являлся прп. Варнава Гефсиманский, а Шамординской обители – последовательно старцы Амвросий, Анатолий и Иосиф Оптинские. Саровские насельники (строитель о. Пахомий, а затем и прп. Серафим) окормляли женскую Дивеевскую

http://pravmir.ru/otzyv-preosvyashhennog...

Для начала давайте вспомним о том, что преподобный Антоний, александрийская дева Синклитикия, Пахомий Великий , святой Василий и единокровная его сестра Макрина создали целое монашеское воинство, пожалуй, даже несколько деятельных монашеских воинств! Назовем некоторые имена: Мелания, Павла, Исидора из Лавсаика, Афанасия, которая притворялась пьяницей, Домника, сестра преподобного Венедикта, Феврония, Евпраксия... А после эпохи иконоборчества: Афанасия Эгинская, Ирина Хрисоваландисса, мать блаженного Феодора Студита Феоктиста и многие другие. Образцы монашеской жизни для подражания нам даны в изобилии. Удивительное впечатление произвели на Церковь во Христе юродивые и монахини в мужеском обличье, жившие терпя недостатки, скорби, озлобления... скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ... те, которых весъ мир не был достоин ( Евр. 11:37–38 ). А отшельницы, усваивая образ церковной жизни и выковывая себя с помощью духовных отцов, становились общежительницами 1 , затворницами, юродивыми, столпницами, пастушками, постницами и т.д. Сколько их было в те древние времена! Так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском ( Евр. 11:12 ). А затем сколько еще! Законодатель монашеского устроения Василий Великий говорит: «Выступает в поход на стороне Христовой и женский пол ... много женщин отличилось не менее мужчин. Есть и такие, кто сильно преуспел...» С тех пор возникла крепкая и плодотйорная традиция великих аскетов, известная на протяжении всего существования Православной Церкви, – создавать наряду с мужскими обителями и женские. Об этом свидетельствуют жития блаженных отцов Пахомия, Василия, Иеронима, Авксентия Вифинского, Венедикта Нурсийского, Симеона Столпника, Феодора Сикеота, Стефана Исповедника, Феодора Студита , Евфимия Нового в Перистере и многих других. Уже с десятого века существовали в материковой Греции женские монастыри-подворья, основанные святогорскими иноками. Эта традиция продолжалась и после падения Византии. Жива она и сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Конечно, ее недостаточно было для успеха дела. Правда, и Лев III думал о созвании вселенского собора для решения вопроса о почитании икон. Но, не встретив ни в ком сочувствия, он должен был отказаться от мысли. В чем не успел Лев III, то привел в исполнение Константин V. В 754 году в столице империи открылся собор из епископов Константинопольского патриархата. «Будучи твердо наставлены из богодухновенных писаний и отцов, вероопределили отцы иконоборческого собора, а также утвердив свои ноги на камне божественного служения духом, все мы облеченные саном священства, во имя Святой Троицы, пришли к одному убеждению и единодушно определяем, что всякая икона, сделанная из какого угодно вещества, а равно и писанная красками при помощи нечестивого искусства живописцев, должна быть извергаема из христианских церквей; она чужда им и заслуживает презрения» 2 . Известно, что собор 754 года ложно объявлен был вселенским собором. Определение его вошло в силу закона. Неисполнявшие определения являлись противниками императорской власти. Таким образом голос Константинопольской церкви и власть императора за одно восстали против почитателей святых икон. В гористой вифинской области при подошве одной горы издавна приютился небольшой монастырь. По имени отшельника одинокого, подвизавшегося когда-то тут, гора получила название Авксентиевой. Во времена гонений на иконопочитателей гора эта наполнялась обитателями. Это были православные, искавшие убежища от гонителей. Многие из них здесь приняли пострижение, а другие уже явились в иноческом чине. Все равно желали подвизаться под руководством дивного мужа, Стефана, уже давно поселившегося при горе той. Приходящих к нему преп. отец не отгонял, помня заповедь Спасителя. Как то в темную ночь в ворота монастыря постучался молодой человек. «Помилуйте меня; помилуйте, христиане, здесь живущие, помилуйте меня заблудившего с пути и неведущего, куда идти в пустыне этой», вопил незнакомец. Стефан благословил впустить его в обитель. Незнакомец поведал, что он из царских палат убежал, не терпя неистовств царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

  001     002    003    004    005