Три последние секты некоторые сравнивают с тремя знаменитыми сектами языческой философии: фарисейскую со стоическою, саддукейскую с эпикуровой, ессейскую с пифагоровой. Раскол самарянский, во времена Антиоха Епифана смешавшийся с язычеством, после опять возвратился на прежний путь, и сохранился, несмотря на разрушение храма на горе Гаризин. Алтарь на той же горе оставался местом самарянского Богослужения и тогда, когда Ирод построил в возобновленной Самарии новый храм. Египетский храм Онии подал случай к новому расколу. По крайней мере палестинские иудеи не могли терпеть богослужения египетского. Состояние язычества В язычестве знатнейшие сих времен секты – платоническая, перипатетическая, стоическая и эпикурова, несогласные в собственных мнениях, соглашались в унижении народного суеверия и многобожия. Карнеад, основатель третьей Академии, преподавал такое учение, которое близко было к скептицизму и безбожию. В Риме, куда как будто на смотр собраны были божества побежденных народов, и куда вслед за могуществом переселилось просвещение, Цицерон, в сочинении о естестве богов исследовал мнения своих предшественников о сем предмете, и не сделал ничего более, как разрушил то, что они созидали. Таким образом, свет философии всюду освещал хаос, но не мог преобразовать его. Многие или открыто ругали религию, или держали ее только лицемерно. Оракулы и различные роды священных гаданий постепенно теряли доверие. Между тем с рассеявшимися иудеями рассевались повсюду семена лучшего богопознания; и, как свидетельствует Флавий, по всему Востоку распространилось мнение, что по определению судеб в сие время из Иудеи должны явиться люди, которые покорят свет. Современность народов языческих История народов языческих в сии времена есть почти только история возрастающего владычества римлян. Третьей Пунической войной Сципион разрушил Карфаген. Войной Ахайской Коринф обращен в развалины, а Греция в римскую провинцию. Испанской и Нумантинской утверждено господство римлян над Испаниею. Царства Пергамское и Вифинское достались им по завещанию слабых владетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Когда Митридат напал на  союзное Риму Вифинское царство, Рим решил вмешаться вооруженной рукой. Находившиеся в Азийской провинции войска, во главе которых стояли наместник провинции Луций Кассий и  посол Маний Аттилий, вступили в боевые действия с Митридатом, который мобилизовал огромную армию, насчитывавшую 250 тысяч пехоты и 40 тысяч всадников, а также мощный флот из 400 боевых судов. В сражении у реки Амнейтона войска вифинского царя Никомеда были разбиты военачальниками Митридата Неоптолемом и Архелаем. Панику в вифинской армии вызвали действия колесниц с косами, рассекавшими на части тела поражаемых вифинцев, которые, по словам Аппиана, были «повержены в ужас, когда они увидали людей, разрезанных пополам и еще дышащих или растерзанных в куски, а их тела повисшими на колесницах… и они в ужасе смешали свои ряды» (Аппиан, цит. изд., с. 310). Лагерь Никомеда был взят, а его оставшиеся войска отступили и затем сражались бок о бок с римлянами – и снова неудачно. В результате Вифиния была захвачена противником, а Никомед, потеряв свое царство, ушел в столицу Азийской првинции Пергам. Не встречая уже заметного сопротивления, Митридат захватил всю Фригию, Ликию и Памфилию, а затем и саму Азийскую провинцию, а также города Ионии: Магнесию, Эфес, Стратоникею. Взяв в плен Мания Аппия, он велел казнить его в Пергаме, приказав влить ему в горло расплавленное золото, в обличение жадности и взяточничества римских провинциальных чиновников. Главным очагом сопротивления Митридату стал союзный римлянам Родосский полис, против которого царь сосредоточил свой флот. На занятых территориях Митридат играл роль защитника местного населения от римского господства: в греческих полисах он восстанавливал самоуправление, отменял долговые недоимки, освобождал их граждан от налогов на ближайшие 5 лет – и в результате снискал поддержку народа. По его тайному приказу в специально назначенный для того день в городах Азии учинено было избиение римлян и италиков, включая их жен, детей и  даже рабов италийского происхождения. Азиатские греки и варвары охотно поучаствовали в этом злодеянии, жертвой которого пало 80 тысяч выходцев из Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1553 ...дары такого рода запрещены. – Несмотря на многочисленные запрещения практика эта держалась. 1554 ...он очень много дал городу и потратил на это почти все свое состояние. – Дед Диона (см. 1489 ), так же как и Пизон, истратил почти все свое состояние на городские нужды; в Дигестах (50, 2, 8) приведено правило, по которому декурионы, истратившие все состояние на родной город, должны получать от него пенсию. 1555 ...это повлекло бы к потере его звания. – Т. е. декуриона, для которого требовался определенный имущественный ценз. Домициан, даря Архиппу имение стоимостью в 100000, обеспечивал ему, видимо, этот ценз (58, 5). 1556 ...заботиться о жителях... не меньше, чем о городских средствах. – О стремлении Траяна охранять интересы частных лиц см. 109. 1557 ...кого цензоры выбирают в буле, не должны платить денег. – Цензоры составляли, по римскому образцу, список членов городского совета. Плата «за честь декурионата» (honorarium decurionatus) была обычной в Италии и Западных провинциях; в Восточных ее заменяли литургии, которые богатые горожане несли в течение всей своей жизни. 1558 ...разрешил... добавить сверх законного числа... – В Прусе и Клавдиополе Нерва и Траян увеличили число членов совета; новые члены платили honorarium, и Плиний считал его уплату обязательной (39.5). Число декурионов в разных городах было разным; в Прусе Нерва увеличил его до ста человек. Величина honorarium в разных городах тоже была различной. 1560 ...во всех городах всем... – Плиний и Траян стояли на разных точках зрения: Плиний хотел указаний общеобязательных; Траян уважал местные обычаи. 1561 Я не могу издать общего распоряжения... – Траян считал невозможной формулировку правила, действительного для каждого города с его разными обстоятельствами. 1563 ...кроме людей, уже состоящих гражданами какого-нибудь вифинского города. – Дион Хрисостом, уроженец и гражданин Прусы, был гражданином в Никомедии и Апамее. Его отец и дед, граждане Прусы, были и гражданами Апамеи. Закон Помпея был действительно забыт.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

И на Вселенском престоле патриархи из монахов заявили себя почтенной просветительной деятельностью. Из представленных раньше сведений видно, что из их общего числа большинство (32) отличались выдающимся образованием, любили науку и просвещение, покровительствовали учёным, заботились о духовном развитии народа, посвящали себя литературно-богословской деятельности. К сожалению, о некоторых патриархах не сохранилось никаких сведений по вопросу об их образовании, а о других имеются сведения неясные и неопределённые. Но с несомненностью можно сказать, что патриархи из монахов, [даже] не выделявшиеся из среды современников своим образованием, отличались выдающимися нравственными доблестями и оказывали на общество громадное влияние своим моральным авторитетом; а с другой стороны, недостаточная их просвещённость имеет относительный смысл, потому что в византийских монастырях образование вообще стояло высоко и расценивалось наряду с уставными иноческими подвигами. Так, о патриархе Антонии II Кавлее (893–901) известно, что он, хотя и не имел систематического образования, был, однако, строгим аскетом и оказывал большое воздействие на паству своими добродетелями, которыми он отличался ещё во время своего подвижничества на Олимпе Вифинском. 244 Патриарх Трифон (928–931), подвижник одного из монастырей на горе Опсикии, был, по сообщению историков, «засвидетельствован в благочестии и святости». 245 И на патриаршем престоле он сиял добродетелью, как яркий светильник. Однако добродетельный предстоятель Византийской церкви был неугоден современному императору Роману Лакапину. Последний, пользуясь несовершеннолетием Константина Порфирородного, законного наследника престола из славной в Византии Македонской династии, сумел захватить в свои руки высшую власть в Империи и, женив Константина на своей дочери и фактически устранив его от управления, составил хитрый план совсем заменить на престоле Македонскую династию фамилией Лакапинов. Одним из путей к полному торжеству этого замысла был захват и патриаршего престола, так как Византийский патриарх имел громадное влияние на утверждение той или другой царствующей династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Максимин, как тиран, узнав об этом, весьма огорчился, однако же, чтобы не показаться, будто уступает другим и вместе с тем опасаясь утаить повеление (το κελευσθεν) императоров, по необходимости, как бы от собственного лица, написал к подчиненным себе областным начальникам следующую первую в пользу христиан грамоту»; далее приводится приказ Максимина Сабину (Евсевий. Церковная История IX, 9). Повидимому, здесь речь идет о Миланском эдикте, однако место издания не указывается, время точно не определяется (ср. επι τουτοις) и самый текст «совершеннейшего закона» не дается, а путем вывода легко придти к мысли, что упоминаемый здесь закон появился еще в 312 г. В самом деле, в 313-ом г., незадолго до своей смерти, Максимин обнародовал другой закон в пользу христиан, где изданный им рескрипт на имя Сабина он называет «прошлогодним», т. е. появившимся в 312-ом г. (το παρελθοντι ενιαυτω ενομοθετησομεν)… Вот какие неясности у Евсевия.    Лактанций так рассказывает о пребывании правителей в Медиолане. «Константин, покончив с делами в городе Риме, удалился в ближайшую зиму в Медиолан, куда пришел также Ликиний, чтобы получить супругу», т. е. сестру Константина Констанцию (De morte persecutorum XLV, 9). Об издании здесь эдикта не упомянуто у Лактанция ни единым словом. При таком довольно печальном положении исторических данных о Миланском эдикте, не удивительно если, например, исследователь Константиновой эпохи Зеек отрицает подлинность его. По Зееку, документ называемый «Миланским эдиктом» вовсе не есть эдикт, издан не в Милане и не Константином и не устанавливает юридической веротерпимости, которой христиане уже давно пользовались. Зеек имеет в виду указ Галерия 311-го г. и наряду с ним «так называемый Миланский эдикт» считает совершенно излишним. Так называемый Миланский эдикт есть только письмо Ликиния на имя Вифинского презида в отмену тех ограничений, какими затруднил действия эдикта Галерия 311 г. Максимин, а документ Евсевия есть перевод того же письма Ликиния, посланного в Палестину где жил Евсевий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

671 Это сочинение в VIII томе бенедиктинского издания творений Блаж. Августина. У Миня Patrolog latin. Т. XLII. col. 21–50. 672 Quodvultdeus diaconus. Этот почитатель Августина неоднократно просил его, ut breviter, perstricte et summatim exponat, quae haereses fuerint, sint,– quos errores intulerint, inferant,– quid adversus catholicam Ecclesiam senserint, sentiant,– quae baptismum habeant quaeve non habeant et post quas baptiset nec tamen rebaptiset Ecclesia. Два письма Кводвульт-Дея к Августину по этому случаю и ответы Августина при самом сочинении Августиновом Миня Т. XLII, р. 15–19. Из второго письма Августинова видно между прочим, когда писано Августином это сочинение – вслед за написанием второй части обличений против Юлиана экланского. А так как этот последний труд относится к 427 году, то сочинение о ересях относят к 428. (См. у Миня Admonitio in librum de haeresibus p. 15). Вообще это одно из последних писаний Августиновых. 673 В некоторых кодексах к восьмидесяти восьми сектам, описанным Августином, присоединяются еще три: несторианская, евтихианская и ересь Тимофея вифинского сходная с несторианством. Но это очевидно позднейшая прибавка. О евтихианстве в конце двадцатых годов V столетия во всяком случае Августин не мог писать, и о несторианстве едва ли мог; так как эта ересь тогда только что возникала на востоке, и в северо-западной Африке едва ли могла обращать на себя внимание. См. Миня Т. XLII col. 50, nota 2. 674 Августин, как видно из указанной в 671 примечании переписки его с Кводвульт-Деем, и не задавался целию писать большое сочинение о ересях, а имел в виду лишь breviter , perstricte et summatim изложить сущность еретических учений. Августин в начале вовсе и не имел в виду писать особенное сочинение об этом предмете, а рекомендовал Кводвульт-Дею прочитать сочинения Епифания и Филастрия (1 письмо Кводвульт-Дею); затем по новой просьбе Кводвульт-Дея взявшись за это сочинение, он наскоро составил его между другими большими трудами (2 письмо Кводвульт-Дею).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Э. Швартц 177 указывает еще, что Елена была большая почитательница пострадавшего в 310 году мученика Лукиана, и Константин поэтому назвал вифинское селение Дрепана, где был погребен св. Лукиан, – Еленополем. Показание Афанасия в. принимает как факт и Каваллера 178 . А. А. Спасский 179 скептически относится к обвинению в прелюбодеянии. Но так как известия об этом идут по меньшей мере из трех источников 180 , так как о нем, очевидно, знал и Созомен, и даже одно выражение в письме Константина к народу антиохийскому можно тоже понять, как намек на это же обвинение 181 , и так как подобные обвинения были в ходу в то время, то прав Каваллера, который и к этому известию относится с доверием 182 . Но Каваллера 183 , вслед за Сократом скептически относится к сообщению Георгия Лаодикийского, что на Евстафия донес Кир верийский, обвиняя его в савеллианстве: непонятно, как же после этого могло случиться, что сам Кир низложен был по обвинению в савеллианстве, и у Афанасия в. всегда упоминается в компании со своею жертвой в качестве православного епископа, изгнаннаго арианами. Низложение и изгнание Кира верийского евсевианами есть, конечно, совершенно бесспорный факт 184 . Но как ни невероятно выглядит поэтому сообщение Георгия Лаодикийского, в данном случае едва-ли ни приложимо тертуллиановское критическое правило: prorsus credibile est, quia ineptum est; certum est, quia impossibile est. – Нельзя, конечно, оспаривать и той возможности, что на Кира наклеветали в данном случае сами евсевиане. Но столь же возможно, что сам Кир, когда дела приняли такой оборот, что всем убежденным защитникам никейского символа стала грозить ссылка под теми или иными предлогами, желая сбросить с себя всякое подозрение в «савеллианстве» и в единомыслии с Евстафием и остаться на кафедре, действительно донес на него, как на савеллианина; но это предательство не спасло и его от низложения под тем же предлогом. Или же сообщение Георгия не представляет ли собой извращения – в сторону благоприятную арианам – только того факта, что Кир присутствовал на соборе, низложившем св. Евстафия и подписал его постановления и, может быть, и на самом соборе обвинял Евстафия в савеллианстве? – До какого нравственного унижения способны были в IV–V веках господствующие, опирающиеся на светскую власть, догматические партии (ариане и монофиситы в особенности) доводит своих противников, доказывает, напр., тот факт, что на разбойничьем ефесском соборе 349 года Домна антиохийского заставили сначала подписать низложение его друга Феодорита кирского , а потом всетаки и самого низложили. В 357 году 2-я сирмийская формула «богохульство», blasphemia, по выражению св. Илария пиктавийского , выпущена была за подписью самого Осия кордубского, который по словам Афанасия в. «в Никее изложил веру».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Самого (иудейского) патриарха, как скоро он приходит в Египет, одни заставляют поклоняться Серапису, а другие Христу. Бог у них (египтян) один, Его почитают христиане, иудеи и все народы " Таковы были сведения императора о христианах его времени. Конечно, эти сведения очень поверхностны, неверны, несовершенны. Но несомненно, он знал христиан, знал и нечто такое о них, чего не знали другие образованные язычники (например, познания Адриана гораздо выше познаний известного вифинского проконсула Плиния Младшего, которых жил и столкнулся с христианами незадолго до царствования Адриана). Адриан легкомысленно судит, когда представляет, что христиане почитают Сераписа, но, с другой стороны, он приметил, что христиане — монотеисты, что они имеют свою иерархию (епископов и пресвитеров), что в среде их встречаются пророки и врачующие елеем. Эти последние черты, без сомнения, исторического характера, и показывают, что Адриан довольно неплохо знал христиан, по крайней мере, довольно для такого неугомонного странствователя и для такого чересчур любопытного человека, который хотел все знать. Некоторые новейшие ученые готовы думать, что в вышеприведенной характеристике Адрианом христиан слышится чувство вражды и неблаговоления к но мы ничего такого не замечаем в письме императора к Сервиану. Правда, по–видимому, наравне с прочими египтянами Адриан и христиан в том же письме считает людьми непостоянными, тщеславными и любящими вольность. Пусть так, но все же видно, что Адриан не выделял христиан как класс неблагонамеренных лиц из ряда других подданных, а это, конечно, важно. Притом же нужно сказать, что хотя Адриан и не остался доволен египтянами, однако же не только не лишил их своих милостей, но излил оные на египтян с большой щедростью, как открывается из того же письма Адриана к Сервиану. Другой древний светский историк (Лампридий) приписывает Адриану очень благосклонное отношение к христианской религии. Он пишет при одном случае, что будто Адриан хотел выстроить храм в честь Христа и ввести Христа в число богов Капитолия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Память 14 декабря Страдание святых мучеников Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и прочих с ними Святые мученики Фирс, Левкий и Каллиник родились в Вифинской области а воспитались в городе Кесарии Пострадали они за Христа в царствование императора Декия следующим образом. Один из областных правителей, по имени Кумврикий, прибыл в Кесарию из Никомидии и ревностно утверждал здесь идолопоклонство, усердно заботясь об идольских капищах и жертвах и о всем, что было приятно врагу человеческого рода — диаволу. К тому же он принуждал и всех местных жителей, одних привлекая ласкою, других устрашая угрозами. Между тем в числе кесарийских граждан был некто Левкий, человек честный, разумный, учёный и благородный. При виде совершающихся беззаконий, он сильно болел душою и разгорался всё более ревностью по Боге. Наконец, он не в силах был таить долее горевший в душе его пламень ревности и не захотел более скрывать исповедуемую им истинную веру. Неожиданно явился он к правителю и сказал: — Зачем, Кумврикий, вооружаешься ты, несчастный, на свою собственную душу, почитая бесчувственных и глухих идолов, и увлекаешь за собою к тому же печальному заблуждению множество других людей? Такие люди представляются более бесчувственными, чем камни и деревья, ибо не хотят познать своего истинного Бога и Спасителя и не желают ходить во свете, покинув тьму заблуждений. Безумный правитель, не вынося высказываемой ему истины, пришел в ярость от этих слов, и тотчас же, без всякого допроса велел подвергнуть Левкия биению. Но Левкий, добровольно принимая мучения, благодарил Бога и тем привел мучителя в еще большую ярость, за что и был подвергнут истязаниям до тех пор, пока не обессилели бившие. Тело его, сокрушенное побоями, изнемогло, и он молился о полном освобождении своем от тела, желая преставиться ко Господу. Исполнению сего желания способствовал сам правитель, который велел вывести мученика за город и отсечь ему голову. Когда мучители вели святого на казнь, он шел без всякого страха и смущения, ничем не обнаруживая в лице своем боли и муки, но весь сиял радостью и блаженством, как будто его вели не на казнь, а на венчание. Далеко за городом ему отсекли голову, и он отошел на небеса принять за подвиг свой венец нетленный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Такимъ образом «sacramento se obstingere» относилось по всем соображениям к Слову Божию вообще и в особенности к божественным заповедям, исполнять которые христиане обязаны были обетом крещения, который напоминался им чтением и разъяснением Слова Божия и божественных заповедей в проповеди , под опасением отлучения. Известие Плиния таким образом приводит нас к такому выводу относительно утреннего богослужения: в состав его входили молитва и пение, чтение Слова Божия и проповедь или увещание к исполнению его предписаний. Следовательно, характер утренних собраний главным образом дидактически – гомилетический. По смыслу Плиниева известия проповедью заканчивалось утреннее богослужение, и христиане расходились; а потом, по его словам, они снова собирались. В какое время дня происходило это второе собрание – Плиний не говорит; он не даёт даже заметить, как велик был промежуток времени, разделявший одно собрание от другого. Неудивительно поэтому, если некоторые сомневаются – соединялось ли совершение евхаристии с утренним собранием или с позднейшим, а Землер, как мы видели уже, прямо переносит евхаристию на первое собрание; в пользу этого мнения высказывается и Бреннер 120 . Но слова Плиния что христиане «расходились, а потом снова собирались», ясно доказывают произвольность и неосновательность указанных мнений. Ближе к правде другие учёные хотя не одного мнения. Мозгейм напр, временем второго собрания полагает полдень; другие отодвигают его на вечер, как Неандер, Августи, Люфт и Гарнак. Это последнее мнение, имеющее за себя такие авторитеты, имеет и более прочные основания: установление вечери в вечернюю пору и апостольская практика, верная в этом отношении Господу, не оставляют сомнения, что вечернее время было временем совершения евхаристии и в вифинской литургической практике, так близкой ещё к апостольской эпохе. И это вечернее собрание Плиний трактует с своей точки зрения, с точки зрения государственных законов, воспрещающих sodalitates или τκ " ρεκ 121 , с одной стороны, и с точки зрения клеветы народной, навязывавшей христианским вечерям безнравственные действия с другой. Христианский обычай: φλημα γιον, (обычное выражение: comedere et hibere carnem и т. п. придавали в глазах невежд вероятность обвинениям в coenis thyesteis, sacramento infanticidii (как выражается Тертуллиан ) и concubitus Oedipodeus и под 122 . Ввиду этих-то обвинений Плиний и говорит, что христиане действительно собирались для вкушения пищи; но обыкновенной и невинной (promiscuus et innoxius).

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010