Этот адрес и ответ на него министра, кажется, объясняет без того необъяснимую выходку 13 лиц, служащих по мировым учреждениям Тверской губернии 310 . Кандидат на звание губернского предводителя Московского Гагарин, утверждённый в этом звании, говорят, не примет его. С одной стороны видно, что правительство сознаёт, что манифестации дворянства не имеют важности, как не встречающие ни малейшего сочувствия в других сословиях, с другой дворянство, вероятно, более и более будет выступать из границ умеренности. 1862 г., марта 1. Митрополит, благодаря нас чрез Ректора за ответы на его вопросы о земском соборе, прибавил: „может быть что-нибудь будет и у нас и тогда пригласят и вас“. Сказывают, что Государь, обложенный изложениями разных конституций, всё пишет, так что за вероятное полагают обнародование новых положений 26 августа в день празднования 1000-летия в вольном Новгороде. Только препятствия встречают со стороны министров. Но я всё-таки остаюсь при своём мнении, что теперь ещё рано делать эти перемены для России. Митрополит очень доволен Ахматовым и говорит: „надеюсь, что дела пойдут лучше“. Слухи есть, что Государь утверждение его отлагает до того времени, когда найдёт преемника ему в Харьков. Елагин пишет мне, что Ахматов знакомится с делами Синода. Говорят, что его имели в виду назначить ещё на место Протасова. О Дивеевском деле Елагин пишет, что оно кончено. От преосвященного Нектария потребованы Синодом ответы о нарушении им правил. Двадцать приверженных к Иоасафу сестёр – Лукерью, Глафиру, Прасковью и других велено выгнать из обители на четыре стороны, куда хотят идти. Ушакова во всём оправдана. От Иоасафа требуется отчёт в употреблении им денег, собранных для Дивеевой и запрещено строго иметь сношения с Дивеевскими. На сих днях Елагин выпускает 2-ю часть жития Тихона. Ho пишет, что в конце увеличил заключение, т. е. вероятно, что-нибудь напортил и наглупил. Оставил l-ю часть в том виде, как я приготовил и вышло хорошо, а тут к концу с своими друзьями Кульжинскими, Барковыми и Аскоченскими что-нибудь и проврётся 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Нельзя, конечно, отрицать, что как в жизни людей, так и в жизни народов бывают времена светлые и счастливые и бывают эпохи злополучные, бывают времена подъёма и расцвета сил и времена упадка их. Но нельзя не задуматься и над мыслью, что избыток благ может принести человеку и народу не меньше зла и бед, чем недостаток их. В счастье человек забывается; при обилии благ он злоупотребляет ими. То же бывает и с народами. Напротив, несчастья исправляют людей и народы. История представляет поучительные примеры этого. Кто не признаёт времена монгольского ига самой злосчастной эпохой в истории Русского народа? Сотни городов и селений были превращены в развалины: потоками пролилась русская кровь; два века жизнь Русского народа была подавлена тяжким гнётом жестокого победителя; упало просвещение и материальное благосостояние Русского народа; русский человек тягостно и униженно трепетал пред бесчувственным Монголом. И, однако, не эта ли эпоха исцелила Русский народ от расслаблявшего и разрушавшего Россию недуга братоубийственной княжеской междоусобицы? Не она ли сплотила всех Русских славян в одну огромную могущественную семью? Не она ли была для них суровой школой, воспитавшей в них набожность, нравственную строгость, самоотверженную любовь к отечеству, всегдашнюю преданность воле Божией и непоколебимую веру в помощь Божию, спокойствие и бодрость духа, неистощимую выносливость и терпеливость в перенесении нужды и несчастий, презрение к опасностям и к самой смерти? Наоборот, Римская империя в эпоху земной жизни Христа была переполнена благами мира: она покорила все царства тогдашнего мира и сделалась всемирной монархией; её могущество было непобедимо; в неё стекались сокровища со всего мира; в ней процветали науки и искусства; в ней кипела жизнь. Но хорошо только то, что хорошо кончается. А конец Римской империи был печален. Римский народ потонул в изобилии земных благ, но вместе с тем он погряз и в пороках, и Римская империя погибла. Для угнетённой Монголами России даже и вдали не блестела заря ожидавшего её всемирного могущества и величия, а пышная и всемогущая Римская империя уже склонялась к упадку и близилась к своему злосчастному концу, и, что всего хуже, – не предвидела этого. Русский в эпоху монгольского ига, без сомнения, считал своё время самым несчастным и самым погибельным для России временем. Напротив, Римлянин при императоре Августе мог ли не назвать своё время золотым веком, Рим – вечным городом, Римскую империю – вечным всемирным царством? Так трудно людям определить, хорошо, или дурно переживаемое ими время, движутся ли они вперёд, к совершенству, или пятятся назад, склоняются к упадку.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

и по 9 марта 1867 г., когда он был назначен па Донскую кафедру. Более 18 лет трудился преосвященный Платон для дела православия в Прибалтийском крае 135 . «Заботливость архиепископа Платона о Рижской пастве, его удивительная стойкость в отстаивании интересов православия стяжали архипастырю любовь пасомых и уважение; но, все-таки, преосвященный Платон был переведен из Риги по настоянию высшей гражданской власти 136 . Скончался высокопреосвященный Платон в сане митрополита Киевского, 1 октября 1891 г. Четвертым епископом Рижским и Митавским был назначен со 2 марта 1870 г. преосвященный Вениамин. Служение преосвященного Вениамина, благостного и доброго архипастыря, было продолжением деятельности его предшественника и посвящено было устроению быта новых чад православной церкви, духовно-нравственному преуспеянию и просвещению пасомых, всевозможному удовлетворению их духовных нужд (построение новых храмов, открытие приходов, устройство школ, учреждение братств и проч.), но служение это было непродолжительно: 21 августа 1874 г. преосвященный Вениамин скончался в Риге и погребен в Петропавловском соборе 137 . Со 2 октября 1S74 г. и по 8 декабря 1877 г. святительствовал в Риге преосвященный Серафим. Он был пятым епископом Рижским. Внешне он как будто был суров и строг, но на самом деле был человек справедливый, добрый, сердечный, отзывчивый на всякое доброе дело; в обращении с другими он обнаруживал всегда черты врожденного благородства, деликатности и нравственного изящества. Эти последние отличительные черты характера преосвященного Серафима, без сомнения, и были одной из побудительных причин назначения его в Ригу, служение в которой требовало особенного уменья обходиться с людьми 138 . Умер преосвященный Серафим 11 января 1891 г. в Самаре. Шестым епископом Рижским был преосвященный Филарет (Филаретов) , с 8 декабря 1877 г. по 23 февраля 1882 г. На рижской кафедре особенное внимание преосвященного Филарета было обращено на благоустройство духовной семинарии, на нравственное и материальное возвышение духовенства и особенно на устранение различных стеснений и ограничений, какие терпели православные в Остзейском крае со стороны господствующего там немецкого протестантского элемента.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А вот π другой, не менее поучительный пример наказания Божия за отступничество. «В первых числах июля месяца 1867 г. приходит ко мне бывший мой прихожанин, Егор Августинов Цельме, проживавший до апреля месяца 1867 г. в течение десяти лет в Залисском приходе, и объявляет о переходе своем во вверенный мне Эйхенангернский приход. «При этом, Цельме заявил мне неохотно, но случайно, (ибо он, как оказалось, намеревался совратиться в лютеранство и скрыть даже принадлежность свою к православию), что у него родился ребенок, которого жена имела намерение окрестить в лютеранство. Хотя я и увещевал сего крестьянина крестить дитя свое в православие, представляя ему и то, что и жена его Мелания Владимирова, принадлежит к православию, но он, на все мои посильные убеждения, отвечал грубостями, свойственными отступникам православия, и остался непреклонным, сваливая всю вину на жену свою. «Если жена твоя виновата в намерении окрестить дитя в лютеранство, то Бог накажет ее, буде она не обратится», сказал я после продолжительных убеждений, и просил его передать слышанное от меня жене его. «Чрез несколько дней, тесть Цельмса и он сам являются ко мне и объявляют, что жена Цельмса, Мелания Владимирова 14-го июля скончалась от кори, и что труп ее почернел так, что страшно было и взглянуть. «Верно наказание Божие постигло дочь мою», сказал отец ее, «за то, что она окрестила дитя свое в лютеранство, презрев жалобы и просьбы ваши». На просьбу мою рассказать об обстоятельствах крещения младенца и смерти матери, отец ее, крестьянин Владимир Оасе рассказал мне следующее: «Дня за два пред смертью , родила дочь моя младенца, которого предопределила окрестить в лютеранство, приготовив предварительно все нужное для крещения: ризки, шапочку, срачицу и проч. Когда ребенок родился, он был окрещен по лютеранскому обряду. Будучи от природы весьма крепкого телосложения, Мелания Владимирова и после родов была, по отношению к здоровью, в самом благонадежном состоянии. Но лишь только совершилось крещение младенца, она почувствовала себя дурно и просила послать за своей матерью, но та не успела еще и прийти к ней, как она была уже мертва.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покойный император Николай Павлович вполне одобрил предположение преосвященного и 11 февраля 1846 г. Высочайше повелеть соизволил открыть в Риге 5-ти классное духовно-учебное заведение (с 2-х годичным курсом в каждом классе), с тем, чтобы учебная часть в оном, не уклоняясь от главных оснований духовных семинарий и училищ, была приспособлена к местным обстоятельствам и потребностям края, а также с тем, чтобы в каждый класс оной было принято на казенное содержание по 10 мальчиков из детей православно-русского духовенства и крестьянских детей православных латышей и эстонцев. Полный комплект казеннокоштных воспитанников был определен таким образом в 150 человек. Во исполнение Высочайшего повеления, новое учебное заведение предположено было так, чтобы воспитанники его имели возможность восходить от самых первоначальных предметов до высшего семинарского курса; затем, исключив преподавание греческого, еврейского и др. менее важных предметов, обратить особенное внимание на изучение местных языков: эстонского и латышского. Из иностранных языков вводился язык немецкий. Новое учебное заведение (родоначальник нынешних духовной семинарии духовного училища) не могло, однако же открыться в 1846 г.; надобно было, во-1-х, отыскать и приспособить здания для помещения училища, а, во-2-х – призвать в новую школу и учеников из крестьянских деревень и усадьб, учеников мало-мальски грамотных и способных (сельских православных школ в те времена почти совсем не было). Преосвященному, в его заботах об открытии училища, много помог генерал Головин; деятельно помогал также ближайший сотрудник преосвященного рижский протоиерей о. Владимир Назроевский. Весь год прошел в приготовлениях; к концу августа 1847 г. все избранные дети для нового учебного заведения были на лицо (многим крестьянским детям из суммы и содержание семинарии пришлось выдать деньги на проезд в Ригу и на одежду – до такой степени были бедны их родители). 1 сентября 1844 г., в присутствии генерал-губернатора Головина и других лиц, между которыми видное место занимали латыши и эстонцы – родные и знакомые избранных в училище мальчиков, торжество началось прочтением Высочайшего повеления об открытии в Риге училища; затем преосвященный Филарет лично отслужил молебен о преуспеянии нового учебного заведения. С 1 сентября 1844 г. начался первый учебный год нового заведения, открытие которого произвело сильнейшее впечатление между новоприсоединявшимися к православию латышами и эстонцами. Для Риге это бело неслыханное и невиданное событие: явилось учебное заведение, открытое для крестьян, в котором учат по-латышски и по-эстонски!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРУДАКОВ ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Феодор Грудаков Другой свидетель – священник Владимир Беляев – из-за страха оговорил отца Феодора в том, что слышал от него антисоветские высказывания. Во время допроса отец Феодор, понимая, что любое слово о ком-либо может отрицательно сказаться для этого человека, пожелал отвечать на все вопросы следователя сдержанно. - Виновным в предъявленном мне обвинении себя не признаю. В практике моей службы как священника Богородской церкви никогда не произносил никаких проповедей, касающихся положения в стране, а также на темы антисоветского характера. Будучи аполитичным, в личных беседах с крестьянами я никогда никаких недовольств по отношению к советской власти не высказывал, в период коллективизации я никаких разговоров и бесед ни с кем не имел… Из духовенства связи ни с кем не имею, ни к кому не хожу и никто у меня не бывает, а также ни с кем никакой переписки не веду. - Вы писали когда-либо письма священнику Горскому? - Нет, не писал… Из " показаний " свидетельницы обвинения 24 августа 1930г.: " После Февральской революции к нам приезжали большевики - Широков и Карпов. На собраниях обычно выступал поп Грудаков. Выступал с речами против большевиков. Даже после Октябрьской революции он, Грудаков, выступал против коммунистов. Помню его высказывания: Пришли к власти " в драных портках " , но долго не продержатся " . Затем призывал верующих изучать Закон Божий после запрещения его преподавания в школах... В 1919 году во время восстания банды Зеленого Грудаков тоже участвовал в банде. Я лично видела его раз за речкой: он, отстреливаясь, убегал в кусты, когда пришли его арестовать... " Из показаний о. Феодора на допросе 24.08.1930 года: " На фабрику приезжал деятель большевиков — Широков, и я на собраниях иногда присутствовал. Я не выступал. Не отрицаю, что я в один из таких моментов кому-либо сказал, что большевики пришли к власти на штыках, но это было не выступление...

http://drevo-info.ru/articles/13678106.h...

1771 год, когда совершен был побег калмыков из России, навсегда останется памятным в истории этого кочевого народа. С этого времени положение калмыков в России значительно изменяется; вводятся различные преобразования в устройстве и в управлении этого народа, чтобы по возможности приобщить его к жизни одной России и предотвратить такие случаи, как побег их из пределов России. С побегом Убаши звание хана и наместника калмыцкого народа было упразднено и каждый оставшийся владелец заведовал своим улусом под непосредственным надзором русских чиновников. После этого важного события калмыки в количестве одного улуса – Большедербетевского – переселились из степей Астраханской губернии на земли, принадлежащие войску Донскому, где и оставались до 1800 года. В 1800 г. они обратно переселились на прежние кочевья по соседству с калмыками Малодербетевского улуса. По случаю самовольного перехода император Павел Петрович вызвал в Гатчино особую от калмыцкого народа депутацию, которой удалось исходатайствовать от 9 августа того же года Монаршее соизволение: 1) депутатам калмыцкой орды Большого Дербета избрать себе начальника; 2) быть им независимыми от Донцов; 3) зависеть прямо от Государя; 4) переписываться непосредственно с Ним; 5) по делам иметь сношение с государственною иностранною коллегиею. Вследствие сей Высочайшей воли, указом от 27 сентября 1800 г., данным правительствующему сенату за подписом Государя, повелено: «Калмыкам Малаго и Большого Дербета. Владельцам и чиновникам с народами их, в Астраханской губернии кочующими, дать во владение все земли от Царицына по реке Волге и рекам – Сарпе, Сале, Манучу, Куме и взморью, словом, все те места, на коих до ухода за границу калмыки имели кочевье свое, исключая тех, кои по уходе именными указами пожалованы, сочинив на оные грамоту, подать Его Императорскому Величеству к подписанию и допустить помянутым калмыкам по прежнему во владение». В означенный день дербетовский владелец был возведен в наместники ханства, а лама Сабин-Бакша был утвержден в сане первосвященника 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преемники Феофилакта продолжали труды его относительно просвещения осетин светом веры Христовой. Они обратили особенное внимание на школьное дело, справедливо полагая, что только при развитии просвещения можно надеяться на успехи христианства в Осетии. С самого начала первосвятели грузинской церкви настоятельно требовали от священников ведомства Осетинской Духовной Комиссии учить осетинских мальчиков грамоте. Так, митрополит Иона, препровождая 5 экз. букварей на осетинском языке, предлагает протоирею Самарганову обучать по ним осетинских мальчиков. Но не нашедши исполнителей столь важной для успеха в святом деле меры, митрополит Иона в предписании своем, данном благочинным Осетинской духовной комиссии, болезнует и говорит: «священники не обучают грамоте осетинских детей в противность распоряжениям и попечениям его». Тот же митрополит 3 августа 1825 г., за 1118, спрашивает благочинного Кагерова: «в каких именно местах и в каком расстоянии от Владикавказской крепости при осетинских церквях удобнее и безопаснее открыть школы для научения грамоте горских мальчиков?» Но священники, не желая нести трудный подвиг действительного обращения осетин в христианство, отказывались под разными предлогами от исполнения долга учить детей грамоте: так, напр., несмотря на то, что в осетинском букваре было 30 букв грузинских и мало латинских и, следовательно, священникам-грузинам сравнительно легко было изучить осетинский язык, однако, они в ответе на архипастырские распоряжения донесли митрополиту, что в обучении осетинских мальчиков грамоте они встречают затруднения, так как не разумеют изобретенных переводчиком букв. Мало этого, дело в небрежении своими обязанностями доходило до того, что священники, считавшиеся на службе в Осетии и получавшие за это жалование, жили болею частью в Грузии, приходы же свои – Осетию бросали на произвол судьбы 104 . Неудивительно поэтому, что успехи проповеднической деятельности Осетинской комиссии не могли быть очень надежными. Сами проповедники-миссионеры постоянно нуждались в руководстве и указаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смирнов-Платонов, Григ. Петр., прот. Моск. Соколов, Ал-ий Ив., каф. прот. Моск. Соловьев, Ив. Ив., поч. гражд. Соловьев, Пав. Антон., свящ. Субботин, Ник. Ив., проф. М. Д. Академии. Сыров, Гр. Ал., Моск. куп. Тихомиров, Аполл. Ив., прот. Моск. Уткин, Лавр. Петр., Моск. куп. Федюкин, Ник. Мих., поч. гражд. Фортинский, Ник. Яковл., прот. Моск. Холмовский, Вас. Авкс., прот. в СПБ. Шумов, Ал. Як., Моск. куп. Эггерс, Ник. Борис., Моск. куп. Якубов, Ник. Евграф., каф. прот. и смотр. Вологод. д. учил. III. Действительные члены. Абрамова, Софья Абрамовна. Абрикосов, Ал. Ив., Комм. Сов. Адрианов, Мих. Ильич. Азбукин, Матв. Павл., преп. 1-го Орлов. д. уч. Аксенов, Серг. Дм., пот. поч. гр. Алянчикова, Пелаг. Ал-др., Моск. купч. Амфитеатров, Валент. Ник., прот. Моск. Андреев, Карп Андр., крест. Рязан. губ. Аничкин, Ив. Сем., крест. Костр . губ. Антоний, Архим., Рект. Вифан. д. сем. Антушев, Ник. Петр., свящ. Моск. Апарин, Пав. Феодор., Моск. куп. Арсеньев, Мих. Арс., Моск. куп. Афонский, Ал. Петр., свящ. Моск. Багрецов, Мих. Петр., свящ. Серг. Пос. Барбарин, Вас. Филип., священ. Моск. Басов, Феоф. Ал-др., священ. Моск. Берг, Серг. Павл. Берников, А-р Феод., пот. поч. гр. Благоразумов, Ник. Вас., протопресвитер Усп. Соб. 2 р. 50 к. 2 р. 50 к. Бобринский Ал-ей Ал-еев., граф. Богословский, Вас. Серг., прот. Моск. Богословский, Мих. Мих., Ст. Сов. Богоявленский, Конст. Иван., прот. Моск. Бородин, Ник. Мих., пот. поч. гр. Буткевич, Тим. Ив., ключарь Харьк. каф. соб. Бутурлина, Марья Серг., вдова генер. от инфант. Былов, Ник. Ник., смотр. Волокол. д. уч. Бычков, Ант. Феодор., Моск. куп. Белкина, Валент. Серг. Белкина, Марья Лукин. Белкин, Серг. Ив., пот. поч. гражд. Белокуров, Серг. Ал-еев. Белтов, Мих. Ильич, эконом М. Д. Акад. Беляев, А-р Дим., доц. Моск. д. Академии. Вальский, Ник. Андр., свящ., смотр. Пошехон. д. учил. Введенский, Ал-ей Ив., доц. М. Д. Академии. Веселовский, Мих. Андр, свящ., инсп. кл. Влад. Е. ж. у. Виноградов, Феод. Петр., Моск. куп. Вишерский, Ник. Ник., преп. Усть-сысол. д. учил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Докт. дис. «О безбожии и антихристе» - энциклопедический труд, в котором собрано и прокомментировано все, что писалось или говорилось об антихристе, признаках и времени его пришествия, начиная со времен апостольских и кончая мнениями и толкованиями православных, католических и протестантских богословов. Точка зрения православной Церкви научно обоснована Беляевым, который сделал попытку рассмотреть и проанализировать понятие и явление «безбожия» в мире, его виды и признаки. Беляев уделил внимание историческим причинам, масштабам и особому характеру безбожия XIX в., делая вывод о его тенденции к упадку, несмотря на широкое распространение. Поставив вопрос о проявлении безбожия в грядущие времена, Беляев предлагал искать «указаний для решения поставленного вопроса в Св. Писании» (С. 131) и далее рассматривал наиболее явные из эсхатологических мест и разделов Свящ. Писания и основанные на них учения св. отцов и учителей Церкви о последних временах и сопутствующих им событиях (отступление от веры в Бога, явление антихриста, мерзость запустения на св. месте и т. д.). Особое внимание Беляев уделил изложению различных точек зрения на время явления и срок царствования антихриста, характер его личности и деятельности. По этому вопросу Беляев приводил мнения и толкования богословов II-XIX вв. в исторической последовательности, а с XI в. разделяя и по вероисповедному признаку. Беляев рассмотрел труды и учения об антихристе свт. Иринея, еп. Лионского, сщмч. Ипполита Римского, Кирилла I, Патриарха Иерусалимского, прп. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста, блж. Феодорита, еп. Кирского, прп. Иоанна Дамаскина, Тертуллиана, сщмч. Викторина, еп. Патавского, блж. Иеронима Стридонского, блж. Августина, Сульпиция Севера, Лактанция, свт. Амвросия, еп. Медиоланского, Икумения, архиеп. Феофилакта Болгарского, мон. Евфимия Зигабена, свт. Феофана (Говорова) и др. Разбор в диссертации учения об антихристе католич. и протестант. богословия носит полемический характер. Посвятив главу анализу мнений богословов Римской Церкви Беляев особенно подробно рассмотрел различные аспекты учения протестант. богословов о папе-антихристе, проследил тенденции в формировании этого учения, начиная с М. Лютера, Ж. Кальвина, У. Цвингли. Он систематизировал направления протестант. богословия, выделяя авторов полемического, исторического и критического направления и давая им оценку. Беляев указал на крайний субъективизм и произвол в толковании соответствующих мест Свящ. Писания протестант. богословами и видел в этом общий принцип протестантизма. По его мнению, благоприятствует произволу в толковании протестантами Свящ. Писания то, что неканонические книги ВЗ признаются имеющими меньший авторитет, чем канонические. Беляев подчеркивал особое значение разбора протестант. учения о папе-антихристе для русского полемического богословия, т. к. это учение было распространено в России, на Украине и в Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010