На Корбухе Платон, отложив украшения своего сана, в простой соломенной шляпе, гулял с наставниками и питомцами семинарии, испытывал тех и других в ученой беседе и даровитых из них отличал особенною ласкою и подарками. Тут знакомясь с молодым поколением, избирал он достойных людей для служения наук, и выбор его отличался проницательностью. В ряду начальников семинарии в этот период времени видим несколько лиц, замечательных по уму, по жизни и по высокому значению их в истории церкви; таковы ректоры: Мефодий Смирнов , Августин Виноградский , Евграф Музалевский и Евгений Казанцев. В обществе подобных людей Платон отдыхал душою, вполне уверенный, что они сумеют оценить его заботы о детях, вверенных их надзору и наставлению, и в точности выполнят все его распоряжения. Из сохранившихся писем Платона к некоторым из них видим, как прост и любвеобилен был Платон в беседах с ними, как откровенен был с ними, любя их, как «любезных братьев» 91 . Счастлив был и выбор наставников семинарии: из них некоторые стали на высокую степень служения церкви и государству. Платон крепко дорожил ими, видя в них украшение своей семинарии, всеми мерами старался своих талантливых избранников удержать при себе, и горько сетовал и негодовал, когда их от него отрывали. Строго требовательный в исполнении ими своих обязанностей, Платон вместе с тем был весьма снисходителен в тех случаях, когда наставник подвергался слабости в жизни: он терпеливо ожидал его исправления и, то обещанием милости, то угрозами, старался отвлечь его от порока и поощрить к деятельности. Представим два случая. В 1801 году ректор Августин представил Платону, что «учитель французского языка Александр Беляев , по невоздержанию своему и разным бесчиниям, к прохождению учительской должности признается неспособным. Это представление о Беляеве было уже не первое. Платон дал резолюцию: «еще возыметь долготерпенье, не придет ли в чувство и в исправление, а к побуждению сего производить ему жалованья по 100 руб.» (вместо 140). В том же году подобное донесение послал Августин об учителе иеромонахе Дионисие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1909 г. Июля 10. В Правление Московской Духовной Академии для руководства», – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 8 июля 1909 года за 9650: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 4 сего июля за 5637, в коем изложено, что Его Величеству, на всеподданнейшем его, Г. Обер-Прокурора, докладе определения Святейшего Синода от 15 Июня 1909 г., за 5205, о дополнении § 92 уст. духовных академий в том смысле, чтобы отныне впредь до выработки нового академического Устава членами Правлений духовных академий состояли только те ординарные профессора, которые еще не выслужили в духовно-учебном ведомстве 30-летнего срока, благоугодно было, в 3-й день сего Июля, Собственноручно начертать: «Согласен». Приказали: О таковом Высочайшем соизволении объявить, в руководство Советам духовных академий, указами Вашему Преосвященству, Преосвященным Митрополитам С-Петербургскому и Киевскому и Архиепископу Казанскому». Справка: 1) В настоящее время членами Правления Академии состоят: а) заслуженный ординарный профессор по кафедре догматического богословия А.Д. Беляев, выслуживший в духовно-учебном ведомстве свыше 33-х лет (с 22 сентября 1876 года); б) заслуженный ординарный профессор по кафедре Священного Писания Нового Завета М.Д. Муретов, выслуживший в духовно-учебном ведомстве свыше 32-х лет (с 26 июля 1877 года), и в) ординарный профессор по кафедре метафизики и логики А.И. Введенский, состоящий на духовно-учебной службе свыше 23-х лет (с 25 августа 1886 года). – 2) По § 81 лит. б. п.п. 4 и 6 устава духовных академий 1884 года «избрание —393— кандидатов в члены Правления», а также «увольнение и удаление» означенных должностных лиц – значатся в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: 1) Согласно вышеизложенному указу Святейшего Синода, заслуженных ординарных профессоров Академии А.Д. Беляева и М.Д. Муретова, как уже выслуживших в духовно-учебном ведомстве 30-летний срок, – считать выбывшими из числа членов академического Правления. – 2) На освобождающиеся за сим вакансии членов Правления Академии избрать: а) ординарного профессора по кафедре церковной археологии и литургики А.П. Голубцова, состоящего на духовно-учебной службе с 16 августа 1886 года, и б) ординарного профессора по кафедре введения в круг богословских наук С.С. Глаголева, состоящего на духовно-учебной службе с 16 августа 1889 года – 3) Постановления сии представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Муравьев недоволен решением суда, объясняет его —146— из нерасположения Гагарина к его брату. Оплевали, говорит он, труды следственной комиссии. По преобразованию семинарий поручили проект учебной части составить Филарету Киевскому, а нравственной – Михаилу. Следовательно, до сих пор толковали почти ни о чем; существенного ничего не сделали и хотят все это сделать на живую нитку. Главное оставили в тени, а более всего заботились о проведении своих фантазий. Благо ли духовенства и успехи ли духовного просвещения руководят преобразователями? Прот. А. Беляев (Продолжение следует). Адамов И.И. Св. Амвросий Медиоланский 1443 //Богословский вестник 1912. Т. 2. 5. С. 147–179 (2-я пагин.). (Окончание.) —147— XV После поражения Максима и возвращения Валентиниана II на престол для Амвросия наступил едва ли не самый спокойный период в его епископской жизни. Юстина, причинившая ему столько беспокойства, скоро скончалась. Под влиянием Феодосия молодой Валентиниан бесповоротно изменил свои отношения к православной Церкви в благоприятную для нее сторону. Начиная с этого времени, между ним и Амвросием устанавливаются самые дружественные отношения. Молодой, с женственно нежной душой, император всецело подчинился влиянию Амвросия, сделав его самым приближенным человеком 1444 . Характеризуя его благожелательное отношение к кафолической Церкви, Амвросий сравнивает его с отцом Валентинианом и братом Грацианом, добавляя, что он не только сохранил в целости их заветы, но даже восполнил и расширил их 1445 . При этих условиях арианствующая партия раз и навсегда должна была оставить всякие надежды на успех и мало-помалу бесследно исчезнуть. С этого времени литературная полемика Амвросия против них становится реже и мягче. Он свободно мог теперь обратиться к вопро- —148— сам внутренней церковной жизни, как и в самом начале своей епископской деятельности. Амвросий предался очень ревностной проповеднической деятельности с церковной кафедры. Блажен. Августин имел возможность слушать его каждый воскресный день 1446 . Трудно, конечно, перечислить все те предметы, на которые обратил свое внимание теперь епископ, так как не все, созданное им в это время, дошло до нас. Но тот же блажен. Августин свидетельствует, что под влиянием проповедей Амвросия он мог разрешить себе все узлы хитросплетений, выставленных учеными обольстителями против Божественных книг 1447 , и этим дает понять, что слушатели Амвросия находили в его речах ответы на весьма многие вопросы христианской мысли и жизни. Легко, конечно, догадаться, что епископ, строгий девственник, теперь с особенной силой занялся проповедью аскетических идеалов. Само собой понятно, что, как и прежде, он находил теперь сочувствующих своему образу мыслей; но теперь ему впервые пришлось столкнуться с довольно серьезной и принципиальной оппозицией по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примечание: в особом приложении дать самый подробный отчет о материальном положении учебного заведения, с указанием сумм и источников дохода, которым располагало уч[ебное] завед[ение] к началу истекшего уч[ебного] года. 17. Какие средне-учебные завед[ения], высшие начальные, учительские семинарии и тому подобные школы имеются в городе, где расположено учебное заведение, кроме начальных [училищ], – реальное училище, мужская гимназия, две женских гимназии и два высших начальных училища. В уезде – нет. Приложение к ответу на вопрос 13: 1. Смотритель училища, кандидат богословия Яков Чредин преподает Закон Божий в III и IV классах училища, на духовно-учебной службе с 11 сентября 1887 г. (а всего на службе 30 лет 7 мес). 2. Помощник смотрителя, кандидат богословия Евгений Андриевский преподает Закон Божий в I и II классах училища, на духовно-учебной службе с 27 сентября 1907 г. (а всего 10 лет 7 мес). 3. Учитель русского яз[ыка] с церковно-славянским во II–IV классах (13 уроков), природоведения в III-IV классах (4урока) и географии в I классе (1 урок), кандидат богословия Вячеслав Пилькевич, он же воспитатель II класса, на духовно-учебной службе с 4 октября 1910 г. (а всего 7 лет 7 мес). 4. Учитель греческого яз[ыка] (10 уроков), русской истории в IV классе (2 урока) и русского яз[ыка] в I классе училища (6 уроков), кандидат богословия Владимир Павловский, он же воспитатель IV класса, на духовно-учебной службе с 26 августа 1890 г. (а всего 27 лет 8 мес). 5. Учитель латинского яз[ыка] во II-1V классах и русской истории в III классе училища, кандидат богословия Роман Новиков, он же воспитатель I класса, на духовно-учебной службе с 8 октября 1914 г. (а всего 3 года 7 мес). 6. Учитель арифметики и географии, кандидат богословия Павел Булгаков, он же воспитатель III класса, на духовно-учебной службе с 31 августа 1889 г. (а всего 28 лет 8 мес). 7. Учитель церковного пения (исполняющий должность), дьякон Скорбященской г. Ливен церкви Василий Беляев окончил 3 класса Орловской духовной семинарии, на духовно-учебной службе с 1 октября 1917 г. (а всего 7 мес).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рецензии: 1) Мелиоранский, Б. М. ВизВ, т. 2, 1895, 346–347. 2) Kurtz. Е. ByzZ, 1895, В. 4, S. 615–616. 18-го августа 1884 г. о названном памятнике Ф. И. Успенским был прочитан на VI Одесском археологическом съезде доклад: Неизданный греческий текст, имеющий отношение к русской истории. В этом докладе «слово» было приурочено к византийско-русским отношениям 989 г. в связи с усмирением восстания Варды Фоки, что, однако, вызвало на съезде возражения оппонентов, и самый доклад Ф. И. Успенским не был опубликован. Для настоящего издания «слова» комментарий написан автором заново, с коренным пересмотром его прежней точки зрения на этот памятник. 70. Известия Геродота о скифах и занимаемой ими стране. ЗНУ, т. 66, 1895, стр. 11–16. Отзыв о сочинениях на премию историко-филологического факультета Новорос. ун-та, представленных студентами М.Фотом, М. Фармаковским и Л. Галаджиевым. 71. [Отзыв о сочинении:] Беляев, Д. Ф. Byzantina. Очерки, материалы и заметки по Византийским древностям, ч. 1–2, СПб, 1891–1893. 1) ИАН, т. 3, 1895, стр. 234–237. 2) Отчёт о шестом присуждении премии митроп. Макария в 1895 г. СПб., 1897, стр. 60–72. См. 60. 72. [Значение византиноведения для русской науки]. ИРАИК, т. I, 1896, стр. 1–2. Речь при открытии РАИК, 26-го февраля 1895 г. 73. Акт отвода земли монастырю Богородицы Милостивой. ИРАИК, т. I, 1896, стр. 1–25. (Греческий текст акта – стр. 25–34). Изд. отдельно: Одесса, 1896, 34 стр. Заметка: Редин, Е. ВизВ, 1897, т. 4, стр. 230 (в рецензии на ИРАИК, т. I, 1896). Характеристику этой работы см. Горянов, Б. Т., стр. 67–68. 74. Вновь найденный пурпуровый кодекс евангелия. ИРАИК, т. I, 1896, стр. 138–172, 2 табл. Подпись отсутствует. В Списке учёных трудов (II, 33, 1929) указано, что статья написана Ф. И. Успенским и Я. И Смирновым. См. Мсерианц, А. Русский археологический институт в Константинополе. Русская мысль, 1897, 4, стр. 58–60. 17-го марта 1896 г. Ф. И. Успенским был прочитан в РАИК доклад: Древнейшее рукописное евангелие. 9-го августа 1896 г. на 10-м археологическом съезде в Риге был прочитан другой доклад: Вновь открытый пурпуровый кодекс евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5-го августа Беляев извещал меня коротенькой запиской, что он отправляется в Петербург со студентом Саратовской семинарии (Л. Я. Снежницким) и поручал мне переслать в Муром к брату своему (Ивану Гаврилычу – учителю духовного училища) Библию, Баумейстера и калоши. А 31-го того же месяца писал мне о. Граменицкий в ответ на моё письмо: „В первых числах сего августа получил от пришедших к обедне письмо ваше. Чувствительно благодарю за уведомление. Очень приятно, очень весело читать ваше извещение. Радуюсь, что вы приобрели для себя, хотя не вечное прибежище – местечко в больнице, радуюсь также, что ещё имеете побочные пособия к своему содержанию. Ещё желал бы знать короче о вашем положении, и вы это обещали мне сообщить через подателя вашего письма Феодора Гавриловича; но он верно из списка друзей меня хочет исключить, проехал Линней без оглядки, а как бы, по мне, не заехать к бывалому знакомцу? Бог с ним! Разумеется ему так, как предназначенному быть жителем большой столицы, с нашим братом знакомиться низко. Я, друг, лето проводил в работе, отчасти позапасся хлебом; теперь хлопочу о пиве; в первых числах сентября буду заваривать; не подумайте, что наше пиво походит на сумасбродную, бесполезную брагу; нет, оно не многим уступит в действии горелке, это я испытал на себе в прошедшую осень. Делать нечего, у нас в деревне не город, не увидишь скачущих по большой дороге дворян или других франтиков, скучно, испьёшь пивца, и повеселее, поедут в воображении на тройках и двойках. Слава Богу, я познакомился с живущими у нас в приходе господами, а через них и с другими, – чуть соскучилось – можно найти развлечение в доме любого. —169— 1841 г. Наш диакон в предпоследних числах вакации бывал у вас в больнице, желал вам сообщить весть обо мне и от вас доставить мне, но вы покоились в объятиях морфея, он вас потревожить не осмелился. Прошу вас, любезнейший друг, сообщать мне новости имеющие случиться во Владимире, не поставьте для себя в труд, чем много обяжете любящего вас друга-Граменицкого“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

190  Шестой год Дария есть 516 год до Рождества Христова, а Ирод объявлен определением Римского Сената царём Иудеи в 40 году до Рождества Христова, но утвердился на царстве в 37 году. 193  Юлий Цезарь был объявлен диктатором в 49 году до P. X., но окончательно был избран в диктаторы и сделался им фактически в 46 г., а Дарий † в 330 г. Быть может, Феодорит начало самодержавия Цезаря относит к 48 году, когда Цезарь разбил войско главного соперника своего Помпея, и Помпей был убит: от 330 до 48 г. ровно 282 года. Но может быть Феодорит относит смерть Дария Кодомана не к 330 году. 194  Трудно судить о точности этой цифры, не зная, с какого года, по мнению Феодорита, началось самодержавие Юлия Цезаря. Если Феодорит относил начало его ко времени смерти Помпея, т. е. к половине 48 года до P. X., то, в таком случае принимаемое им число лет почти равно действительному, но только при счёте лет правления Тиверия со времени совместного царствования его с Августом; а именно, до P. X.: диктаторство Цезаря более 3½ лет, правление Сената около l½ года, правление Октавия Августа, сначала в сане консула, потом триумвира и, наконец, монарха, 42½ года, всего 47½ лет, и по P. X. 12 лет единоличного правления Августа и 14 лет с неизвестным лишком правления Тиверия, а всего 73 года с лишним. 195  Это число верно, если допустить, что рождение Христа было за пять лет до нашей эры, и что 20 год царствования Артаксеркса Феодорит считал 444 годом до нашей эры, а именно, выйдет 439 лет до рождения Христа и 30 лет жизни Христа. Но это не значит, что Христос действительно родился за пять лет до нашей эры, потому что не известно, в пятнадцатый ли год Тиверия крестился Христос; кроме того, 20 год Артаксеркса теперешние хронологи относят к более раннему времени. 198  Феодорит приводит это место по переводу Феодотиона, а в нём приведённое сейчас изречение передаёт мысль подлинника не верно, тёмно и непонятно. Должно заметить, что смысл этого изречения тёмен, и оно очень трудно для перевода, поэтому чуть не каждый переводчик передаёт его по-своему, Феодотион перевёл: κα ως τς συντλε ας καιρο συντλεια δοθσεται π τν ερμωσιν. Употреблённое во втором случае слово συντλεια не соответствует подлиннику и сделало перевод совершенно неудачным, а изречение непонятным. Перевод LXX и буквально соответствующий ему перевод славянский не лучше Феодотиенова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Этот термин в первый раз встречается у Тертулиана в VIII главе его сочинения – „Liber de penitentia“, но Тертулиан употребил этот термин в значении субъективного примирения грешника с Богом через покаяние – „Confessio satisfactionis consilium est“. Но уже у оо. церкви IV в. Илария и Амвросия слово – satisfacere употребляется для обозначения объективного примирения людей с Богом через страдание и смерть Спасителя, хотя нельзя ещё заметить, чтобы они жертве Христовой придавали юридический смысл. Последний можно усматривать, только отчасти, в учении бл. Августина, хотя термин – satisfactio у него и не упоминается. Анзельм же при построении своей теории искупления, развивши и доведши до крайности то, что у Августина было в зачаточном состоянии, воспользовался для выражения своего взгляда на искупление термином – satisfactio, заимствовав его от Тертулиана, Илария и Амвросия. Анзельм, следовательно, термина – satisfactio не создавал; он только придал ему другой смысл, с каким и ввёл его в западную теологию. Таким образом, честь введения принадлежит ему, как об этом я и высказался на стр. 147-й. В. А. С. В заключение должен сказать, что при указанных мной недочётах Ваша диссертация отличается видными достоинствами, которые я не могу не отметить теперь, хотя о них я уже говорил в своём официальном отзыве. Эти достоинства – тщательное изучение материала, в особенности святоотеческих творений, столь же тщательная обработка и стройное изложение изученного материала и достаточно-характерное изображение всей истории догмата. С особенным удовольствием встречаю я тот отрадный факт, что Вы, уже двадцать пять лет покинувший академическую скамью, сохраняете живой интерес к вопросам богословской науки, выражая это, как всем нам известно, не в одной лишь магистерской диссертации, за что воспитавшая Вас Академия и готовится сейчас увенчать Вас новой учёной степенью“. Вторым оппонентом выступил Александр Дмитриевич Беляев : – „Не считая нужным говорить о тех пробелах в Вашей книге, которые указаны в отзывах и в возра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А как по случаю нашествия неприятельского в Москву многие частные дома, в которых жили Академические студенты и ученики разорены, то Синод поручил Правлению Академии, рассмотрев сколько можно будет, поместить их в академическом здании, сколько в Троицкой и Спасо-Вифанской семинариях и других духовных училищах Московской епархии с производством им положенного жалованья, представить управляющему епархией преосвященному Августину, а ему с своим мнением Св. Синоду и до получения предписания учения в Академии не открывать 1 . Академическое начальство поспешило исправить повреждения в здании и в него снова собрались воспитанники. Немногие из них в длинную вакацию поспешили устроиться в других семинариях, а большинство, очутившись вследствие неприятельского нашествия в крайней нищете, явились в Академию с просьбами к начальству помочь им бедственном положении 2 . Епархиальное начальство позаботилось об участи бедствующих питомцев. Еще до открытия учения в Академии преосвященный Августин запросил подведомые ему семинарии, сколько каждая из них может поместить себя воспитанников Академии. На этот запрос Вифанская семинария ответила, что при семинарии праздных покоев имеется для шестидесяти человек, а есть ли в силу данной 1810 года Декабря 23 резолюции покойного Высокопреосвященнейшего Платона митрополита Московского благоугодно будет преосвященному Августину, епископу Дмитровскому, приобщить к семинарии состоящий близ ее дом, занимаемый Нестеровой 3 , то сверх означенного числа можно поместить сорок человек и для пищи, для отопления, освещения и уборки кроватями потребно на всякого в год сорок восемь рублей пятьдесят копеек. Семинарских капиталов за расходами настоящего года хранится в кладовой монастырской 3300 р. и 20500 рублей в сохранной казне 4 . 3-го Марта 1813 года преосвященный Августин, испрашивая разрешения Св. Синода открыть учение в Академии представил и свое мнение, как разместить ее воспитанников, число которых в то время простиралось до 1610 человек. Преосвященный предполагал поместить в Академии на казенном содержании до 70-ти человек, самых бедных разместить по семинариям: 50 человек перевести в Троицкую семинарию и содержать на оставшуюся от жалования академическую сумму (3000), 60 человек поместить в Вифанской семинарии и содержать их в этом году на оставшуюся семинарскую сумму, 50 человек поместить в Перервинской семинарии содержать их на монастырском доходе, а прочих по прежнему поместить на квартирах с выдачей им положенного жалования.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

III . Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1910 г. Окт. 22. В Совет Московской Дух. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 19 октября за 14494: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: доклад Синодальной Канцелярии о том, что Святейшим Синодом, по определению от 29–30 Сентября сего года, заслуженные ординарные профессора Московской духовной академии Александр Беляев и Митрофан Муретов уволены, за выслугою ими по 30 лет духовно-учебной службы, согласно их прошениям, от занимаемых ими в академии штатных должностей, с оставлением при академии в звании сверхштатных профессоров, без обозначения срока, с коего надлежит считать это увольнение состоявшимся. Прика- —520— зали: Выслушав настоящий доклад, Святейший Синод определяет: сроком увольнения профессоров Московской академии Беляева и Муретова считать начало нового учебного года, т. е. 16 Августа 1910 г.; о чем и сообщить выписками в Канцелярию Обер-Прокурора, Хозяйственное Управление и Синодальный Контроль, а Ваше Преосвященство уведомить указом». Определили: Об увольнении сверхштатных заслуженных ординарных профессоров А. Д. Беляева и М. Д. Муретова от штатных должностей с 16-го августа 1910 года внести в формулярные о службе их списки и сообщить Правлению Академии – для зависящих распоряжений. IV. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1910 г. Нояб. 1. В Совет Московской Дух. Академии к сведению» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 27 октября за 14829: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 9 Октября сего года 29162, по прошению помощника инспектора С.-Петербургской духовной академии Григория Прохорова о зачете ему времени службы его в церковно-приходской школе в срок выслуги на получение увеличенного оклада жалованья в 900 р., вместо получаемого им ныне оклада в 800 р. в год. Приказали: Выслушав настоящее предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, Святейший Синод определяет: действие определения Святейшего Синода от 20–23 Сентября 1895 г. за 2834, о зачете кандидатам богословия службы их в церковно-приходских школах в срок на получение увеличенного оклада жалованья при переходе на службу в духовные семинарии и училища, распространить и на помощников инспекторов духовных академий, служивших до поступления в академию в церковно-приходских школах; о чем уведомить Ваше Преосвященство указом».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010