Заслуженный ординарный профессор по кафедре русского и церковно-славянского языков (с палеографией) и истории русской литературы, Член академического Правления, Действительный Статский Советник Григорий Воскресенский Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 4 марта 1902 года за 14 уволен, с 20 января того же года, согласно его прошению, по слабости здоровья, от службы при Академии с правом ношения в отставке мундира, занимаемой им должности присвоенного. Заслуженный ординарный профессор по кафедре истории и разбора западных исповеданий Василий Соколов Советом Академии избран и резолюцией Его Высокопрео– —6— священства от 20 февраля 1902 года утвержден в должности Члена Правления Академии. Ординарный профессор по кафедре догматического богословия Александр Беляев, прослуживший при Академии в штатных преподавательских должностях 25 лет, указом Святейшего Синода от 23 ноября 1901 года за 8151 утвержден в звании заслуженного ординарного профессора Академии. Экстраординарный профессор по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур Иерофей Татарский, также прослуживший при Академии в штатных преподавательских должностях 25 лет, указом Святейшего Синода от 17 октября 1901 года за 6993 утвержден был в звании заслуженного экстраординарного профессора. – Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 23 августа 1902 года за 72 заслуженный экстраординарный профессор, Статский Советник Иерофей Татарский уволен, с 21 июня 1902 года, согласно его прошению, по болезни, от службы при Академии с правом ношения в отставке мундира, занимаемой им должности присвоенного. Экстраординарный профессор по кафедре введения в круг богословских наук Сергей Глаголев Советом Академии 1 февраля 1902 года избран и Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 28 апреля 1902 года за 31 назначен, со дня избрания, ординарным профессором Академии. Исправляющий должность доцента по кафедре библейской истории монах Иосиф (Петровых), согласно резолюции Его Высокопреосвященства от 31 августа 1901 года, рукоположен 30 сентября того же года в сан иеродиакона, а 14 октября – в сан иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Раскопки идут на месте снесенной гостиницы «Россия» 23 сентября. ПРАВМИР. Археологи при раскопках на месте снесенной гостиницы «Россия» нашли потенциально самую древнюю улицу столицы – улицу Великую, которая, предположительно, датируется XII веком, сообщает издание N+1. Раскопки идут, на месте снесенной гостиницы «Россия». Она была построена в середине 60-хх годов прошлого века на месте одного из самых старейших уголков столицы – Зарядья. В 2004 году было принято решение о сносе и строительства на этом месте современного комплекса. Демонтаж гостиницы был закончен в 2015 году и на этом месте начались раскопки. Археологи обнаружили бревна верхнего яруса мocmoboй XVII-XVIII веков, под которым видны бревна более ранних уровней. Кроме мостовой ученые обнаружили фрагменты керамических uздeлuй XV-XVII веков и детали архитектурных сооружений. «Улица Великая проходила в районе Мокринского переулка, она вела от Кремля к пристани и относится к древнейшему этапу строительства города в XII-XIII веках. Раскоп заложили в юго-восточной части огромной площадки, где была гостиница, и не прогадали», — рассказал руководитель раскопок Леонид Беляев, заведующий Отделом археологии Московской Руси ИА РАН. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 февраля, 2024 20 апреля, 2022 1 октября, 2020 3 сентября, 2020 29 ноября, 2019 20 ноября, 2019 29 августа, 2019 21 августа, 2019 31 июля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/arheologi-nashli-drevn...

716 Виндельбанд. История древней философии (с приложением – Августин и средние века). СПб. 1893. Стр. 321351. 723 Prof. Th. Gangauf, Des heil. Augustinus speculative Lehre von Gott dem Dreieinigen. Augsburg. 1865. S. 243. 724 De Trinit. D. VIII, X, 14. Migne, t. 42, col. 960. Cnfr. XV, VI, 10. col. 1064. См. (Проф.) А. И. Бриллиантов , цит. соч., стр. 102. Прим. 1. Ср. еще (Проф.) А. Беляев. Любовь Божественная (Опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной). Москва. 1884. Стр. 7596 и 1274. 725 De Civitate Dei XI, XXV. Migne, t. 43, col. 339340; р. п. IV, 216217. Ср. XI, XXVII, col. 341; p. п. IV, 220. 727 H. Остроумов. Аналогии и их значение при выяснении учения о Св. Троице по суду блаж. Августина. Казань. 1904. Стр. 8. 728 Confess. XIII, XI, 12. Migne, t. 32, col. 849; p. п. I, 430431. (Проф) П. П. Соколов так перифразирует эту психологическую аналогию бл. Августина. «Я есть, – говорит Августин, – это значит: я есть знающий и волящий, т. е. мое бытие, как форма, уже заключает в себе знанание и волю, как свое содержание. Я знаю, – именно, я знаю то, что я есть и хочу, т. е. мое знание, как форма, заключает в себе мое бытие и волю, как свое идеальное содержание. Я хочу, – именно я хочу быть и знать, т. е. моя воля заключает в себе мое бытие и знание как свое содержание и цель». Цит. соч., Вера и Раз. 1893 г. Отд. философск., стр. 378. 734 Real-Encyklopädie für protestantische Theologie und Kirche v. Hezog-Hauck. Aufl. 3. Bd. XX, S. 116. 736 De Trinit. D. XV, XVI, 29. Migne, t.42, col. 1081; XV, XXVI, 47; col. 1094. – «Принцип разумного бытия в человеческом духе (mens, essentia, memoria), – замечает (проф.) П. П. Соколов, разъясняющий отношение тринитарной психологической конструкции Августина к учению Откровения и христианской Церкви о Триедином Боге, – есть подобие Бога Отца (similitudo Patris); принцип познания и самопознания (notitia, intelligentia) есть подобие Сына (similitudo Filii); принцип воли и любви (voluntas, amor) есть подобие Св. Духа (Similitudo Spiritus Sancti). – De Trinit. D. XV, XXIII, 43. Migne, t. 42, col. 1117. Таким образом, Бог Отец, по мнению Августина, может быть мыслим как субъект Божественного самопознания; Сын Божий есть это самопознание и вместе с тем содержание самопознания, – Божественный субъект, как представляемый и познаваемый объект; Дух Св. представляется как внутренний мотив Божественной жизни, делающий абсолютный субъект объектом абсолютного самопознания». Цит. соч., В. и Р. 1893 г. Отд. фил., стр. 378–379.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В Подосиновце у отца Зосимы и его супруги Клавдии родилось трое детей. С младшим сыном священника в младенческом возрасте произошло событие, которое вся семья воспринимала как чудо. В один из праздничных дней собрались родные и гости. Отец Зосима держал сына на руках, когда кто-то его позвал. Он положил ребенка на подоконник и вышел. Через несколько мгновений мальчик упал со второго этажа дома на улицу. Когда его принесли, он впал в забытье. Отец Зосима ушел в другую комнату и стал горячо молиться. Через некоторое время мальчик проснулся здоровым.  В 1924 году отец Зосима перешел служить в Ивановскую епархию, которую возглавил тогда епископ Иваново-Вознесенский Августин (Беляев). В середине 1920-х годов православные Иванова переживали один из самых трагичных периодов своей церковной истории – при поддержке властей обновленцы захватили почти все храмы в городе. В отце Зосиме епископ Августин нашел мужественного защитника православия и в 1925 году возвел его в сан протоиерея и назначил настоятелем Введенского храма в Иваново-Вознесенске, так как настоятель этого храма отпал в обновленчество. Приход оказался почти полностью разрушенным, богослужение совершалось небрежно, церковное пение было заменено концертным исполнением. Отец Зосима потратил много сил, чтобы наладить уставное совершение богослужений и преодолеть привычку причта небрежно отправлять чинопоследования и, в особенности, Таинство исповеди. Он настойчиво отстаивал традицию обиходного церковного пения, не совместимого с концертностью.  В то время, для того чтобы привлечь православных к переходу к обновленцам, власти разрешили последним совершать крестные ходы по городу, тогда как православные на это права не имели и в случае неповиновения им грозили различными карами. Протоиерей Зосима, несмотря на угрозы, не согласился отменять крестные ходы. Во время ночной пасхальной службы, когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех...» священство и верующие вышли из Введенского храма, их стали агрессивно теснить атеисты, выкрикивая ругательства и угрозы. Отца Зосиму и духовенство охраняли прихожане храма – ивановские рабочие; взявшись за руки, они оцепили процессию и не допустили избиения верующих. 

http://fond.ru/kalendar/227/zosima/

Сценарий Александр Новопашин написал при участии кинодраматурга Виктора Мережко. В картине заняты народный артист России Юрий Назаров, заслуженный артист России Юрий Беляев, Татьяна Абрамова, Лариса Шахворостова, актеры московского театра «Мастерская П.Н. Фоменко». Протоиерей Александр Новопашин окончил Московскую Духовную Семинарию. С 1997 года член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Возглавляет Православный центр по реабилитации наркозависимых в Новосибирске, включающий в себя пять мужских и одну женскую общины. C 2002 года член-корреспондент Европейской федерации центров по изучению современного сектантства (FECRIS). В 2009 году снял документальный фильм «Перелом» о проблемах наркомании в молодежной среде. В 2011 году по собственному сценарию снял документальный фильм «Царь болгарский». В 2013 году по собственному сценарию снял художественный фильм «Меня это не касается», посвященный теме наркомании. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 января, 2015 21 февраля, 2015 27 февраля, 2015 21 марта, 2022 17 августа, 2020 14 августа, 2019 29 декабря, 2018 3 октября, 2018 25 сентября, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/novosibirskiy-svyashhe...

689 По свидетельству бл. Августина, евреи вели свое летосчисление лунными годами и месяцами, а для уравнения их с солнечными к каждому шестому году прибавляли один лунный месяц. Три года с половиною, по их счислению, состоят из сорока двух месяцев лунных или из тысячи двухсот шестидесяти дней, поскольку полный и совершенный год лунный состоит из двенадцати месяцев, а каждый месяц из 30 дней. О град Бож. XV, 14. 691 Русский перевод 2Сол. 2, 5–8 , по замечанию проф. А, Д. Беляева, имеет важные недостатки и должен быть исправлен. Предлагается профессором опыт исправления перевода. О безбожии и антихрист. 457 стр. и след. О том же еще у проф. Некрасова А. Чтение греч. текста «Деяний» и «Посланий» апостольских. Каз. 1892 г. 77–80 стр. 692 Обзор этих объяснений, древних и новых, сделан в указанном труде проф. Беляева. Блаж. Августин, приведя разные «человеческие догадки (относительно удерживающего и держащего), какие пришлось слышать или читать» ему, сознается, что «мы, незнающие того, что они (солуняне) знали, при всем желании своем не в состоянии уяснить себе того, что разумел апостол... Признаюсь, что я вовсе не понимаю этих слов апостола». О град Бож. XX, 19. 693 Такое объяснение даете преосв. Феофан в толковании на 2Сол. 2, 6–7 . Из древних несколько сходное с этим объяснение давал блаж. Феодорит (в толк, на 2 Сол. и Сокр. изл. бож. догм. 23 гл.). Почти также объясняют слова апостола: кратко – api. Филарет в «Догмат. Богосл.» § 319, пространнее – проф. Беляев в кн. «О безбожии и антихрист», 1000 стр. и след. и в других местах, а также И. Борков О знамениях втор, приш. И. Христа. 382 стр. и след. Подобное же объяснение встречается и у западных богословов, напр. Ринка, Филиппин и др. 697 Иероним. К Агерухии, пис. 99 (III ч. 99 стр.); сн. пис. 97, к Алгазии (215–216 стр.). К этому же мнению склонялись: блаж. Августин (О град Бож. XX, 19). Лактанций (Бож. наставл. VII, 15–18), Амросиаст, Экумений, блаж. Феофилакт (в толк, на 2 Солун.) и другие. 698 Такое понимание таинственных указаний апостола на «держащего» – и «удерживающее» является широко распространенным в богословской литературе. За это понимание высказываются у вас, напр., проф. Глаголев О. А. в своем отзыве о указанном труде проф. Беляева «О безбожии и антихристе (см. Проток. Сов. Моск. дух. акад. в Богосл. Вестнике. 1900 г. окт. 60–61 стр.), Орлин Н. в указ. ст. об антихристе (Пр. Об. 1889 г. II т. 432–442 стр.), Виноградов Н. О конечных судьбах мира и человека. Москва 1889 г. 142 стр. и сл. Глаголев Д. свящ. Второе путешествие ап. Павла. Тула 1893 г. 161–166 стр. Оно имеет не мало сторонников и защитников и среди новейших представителей западной богословской науки, каковы, напр., Лютербек, Лянге, Ольсгаузен, Баумгартен, Этинген, Ауберлен, Лютард, Карстен, Гофман и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Суждения о еретичестве Толстого в католическом мире. Стр. 70–76. Голоса из среды мирян: а) Письмо в редакцию. Н.И. Б–в. Стр. 76–85. б) Открытое письмо гр. Л. Н. Толстому. П. В–й. Стр. 85–89. в) О главном сомнении гр. Л. Толстого. Мирянин. Стр. 89–90. г) Открытое письмо гр. Л. Н. Толстому. Деятель. Стр.91–95. д) Письмо в редакцию по поводу письма графини С. А. Толстой. Московский врач Ф. Н. Стр. 96–99. е) Историческая справка. Николай Барсуков. Стр. 99–102. ж) Московское общество трезвости и граф Л. Н. Толстой. Стр. 102–105. Со скрижалей сердца. В. Скворцов. Июль, август, стр. 105–109. Еще по поводу “Ответа гр. Л. Н. Толстого Св. Синоду”: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Разговоры среди друзей по поводу романа Л. Н. Толстого “Воскресение”. С. Бронницкий. Сентябрь, стр. 267–273. Октябрь, стр. 398–411. День в расколничьем скиту. М. Огибенин. Сентябрь, стр. 274–290. Ноябрь, стр. 589–599. Наблюдения и впечатления миссионера и впечатления миссионера. Преп. Тульск. сем. Д. Скворцов. Октябрь, стр. 412–425. Декабрь, стр. 795. Автобиография и краткая исповедь беглопоповца.Ф. С. Шмаков. Октябрь, стр. 426–434. Ноябрь, стр. 600–607. Декабрь, стр. 818–828. Имеет ли наше внутреннее противораскольническое и противосектантское миссионерство будущность? Н. Ивановский. Ноябрь, стр. 577–580. К вопросу о положении преподавателей духовных семинарий по кафедре расколосектантства. В. Беляев. Ноябрь, стр. 581–588. Декабрь, стр. 817. Размышления светского человека при чтении ответа гр. Толстого Св. Синоду. Инженер И. Л. Ноябрь, стр. 608–617. Третье печатное заявление из семьи Толстых. Э. Я. Ноябрь, стр. 618–621. Возможен ли миссионерский обмен мнений с последователями мохаммедантства. Мисс. прот. Александр Миропольский . Декабрь, стр. 829–831. 5. Из миссионерской полемики с сектантами и раскольниками Беседа со штундо-баптистами о суде Церкви над грешниками. Д. Боголюбов. Июль, август, стр. 110–125. Московские собеседования с раскольниками: 1) 2) 3) Беседа со штундо-баптистами о Христовом священстве. Д. Боголюбов. Сентябрь, стр. 291–301.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Характеристика арийских религий, которую делает Рöнтш и наши критические замечания на нее 111 Грау в своем сочинении занимается характеристикой Иафетитов настолько, насколько это нужно для лучшего изображения характера Семитов; Иафетиты постоянно у него на втором плане и имеют такое же значение, какое имеют тени в картине. Рöнтш, считая это за недостаток сочинения Грау, занимается преимущественно Арийцами. Между тем как Грау Арийцев по отношению к религии ставит ниже Семитов, Рöнтш доказывает, что естественные религии Арийцев нравственнее и вообще выше натуральных семитических религий. Сказав о том, что Арийцев гораздо труднее характеризовать, нежели Семитов, по причине их многочисленности, широкой распространенности, разнообразия индивидуальных черт в каждом из многих народов этой расы и чрезвычайной способности их к переменам и прогрессу, Рöнтш упрощает свою задачу тем, что определяет характер Арийцев по трем самым замечательным народам этой расы – Индийцам, Грекам и Германцам, как главным, по его мнению, представителям и выразителям ее характера. Но так как характер этих народов изменялся в продолжении их многовековой жизни, то нужно избрать такой момент в этой жизни, в котором бы всего резче выступали природные особенности этих народов. С первого раза может показаться, что такой удобный момент для характеристики народа может представлять время, когда народ стоит на высоте своего развития, когда его искусство, литература, жизнь политическая и социальная, находятся в зените, когда все его природные способности развились и обозначилось значение его во всемирной истории. Таким моментом в истории Греции был век Перикла, в Римской истории – век Августа. Но так как высшая ступень цивилизации вовсе не совпадает с высшим развитием нравственности и религии, как свидетельствует история, – в золотые века Перикла, Августа и Людовика XIV цвет цивилизации и образования пышно расцветал на почве нравственно разлагавшейся жизни народа – а, между тем, нравственный масштаб есть самый пригодный для верного и глубокого познания характера народа, то неудобно брать для определения характера народа эпоху блестящего его развития. Для такой цели она не пригодна еще и потому, что она наступает после того, как народ прожил много веков, в течение которых он не мог не заимствовать и не усвоить себе много чужого, а отделить это пришедшее чуждое от самородного нелегко. Так, например, в Риме в век цезарей истый Римлянин чувствовал себя совсем не дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Те студенты Академии, которые не найдут себе квартир в Москве, могут обучаться в семинариях Троицкой и Вифанской на своем коште, а ученики Академии в училищах Московских Дмитровском, Коломенском и Звенигородском, где можно отыскать квартиры за недорогую плату 5 . Св. Синод согласился с предложениями преосвященного Августина и 31 Марта учение в Академии было открыто. Но самых бедных студентов оказалось более, чем предполагало начальство и в Вифанскую семинарию пришлось поместить не 60 человек, а 100. 29 Марта академическое правление уведомило Правление Вифанской семинарии, чтобы оно приготовило комнаты для студентов имеющих поступить из Академии числом 100. Семинарское начальство перебралось из Платонова корпуса в купленный за 1000 рублей дом Нестеровой и очистило свои покои для Московских гостей. 30 Мая Академия уведомила Вифанскую семинарию, что 100 студентов и учеников, потерпевших разорение от неприятеля, в скором времени имеют быть отправлены. По резолюции преосвященного Августина на содержание 50 человек семинария должна была употребить оставшуюся от прошлых годов сумму в количестве 3300 рублей, а на содержание других 50 человек Академия препроводила в семинарию 3000 рублей. Кроме этих 3000 рублей из Академии прислано было в Правление Вифанской семинарии жалованье академическим воспитанникам в количестве 530 р. 27 коп. 6 . 1-го июня 1813 года музы Московской Славяно-Греко-латинской Академии, выражаясь красноречивым языком официальных бумаг начала нынешнего столетия, обитавшие в градском шуме, переселились в приятнейшее уединение 7 . В июне месяце Вифанское уединение действительно могло показаться приятным, особенно для мало привыкших к городской жизни сельских уроженцев, какими были большинство присланных в Вифанию питомцев Академии. А возможность получить в Вифанской семинарии необходимые средства для содержания и воспитания утешала академических в разлуке с привычной школой. Впрочем, некоторым из питомцев Академии не понравилось Вифанское уединение. Октября 22 Правление семинарии докладывало преосвященному Августину, что присланные в Спасо-Вифанскую семинарию из Академии ученик поэзии Иван Розанов и высшего грамматического класса Димитрий Каринский отлучились от семинарии без всякого к Правлению отношения и где теперь они находятся – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

При том оные ученики показывают мало охоты к учению и по успехам очень средственны 8 . Беглые ученики возвратились и были наказаны лишением жалованья за майскую треть. Воспитанники Академии явились в Вифанию налегке, без багажа, потеряв свое небольшое имущество во время неприятельского разгрома. Вифанская семинария, приютив в своих тесных, строенных только на сто человек и в то время значительно обветшавших стенах, московских пришельцев, не обидела их и наравне с своими питомцами снабдила классическими книгами и самонужнейшими вещами из платья, употребив на то 1000 р., назначенных по духовному завещанию митрополита Платона для раздачи Вифанским семинаристам. Для прибывших из Академии информаторов открыт был в Вифанской семинарии не существовавший в ней прежде класс информатории. Остаточная семинарская сумма в количестве 3,300 рублей обеспечивала содержание половины присланных из Академии воспитанников только в 1813 году. Начальство Академии было озабочено содержанием их в 1814 году, так как процентной академической суммы на содержание всех ста человек недоставало 9 . Комиссия духовных училищ приступая в мае 1814 г. к преобразованию духовно-учебных заведений Московского округа, потребовала от архиепископа Августина сведения о том 1) не найдет ли он за полезнейшее поместить будущую Московскую духовную Академию в Троицкой лавре; 2) епархиальную семинарию поместить в Перервинском монастыре; 3) уездные училища открыть: а) в Заиконоспасском монастыре, б) в Коломне, в) в Дмитрове, г) Звенигороде и д) в Вифании. Преосвященный Августин, питомец и любимец митрополита Платона естественно желал сохранить благоустроенную Вифанскую семинарию, потребность в которой особенно явилась, когда приходилось дать приют и образование многочисленным ученикам, учившимся в дореформенных духовно-учебных заведениях Московской епархии. Вполне соглашаясь на помещение Академии в Лавре и на устройство епархиальной семинарии в Перервинском монастыре, Августин представлял комиссии Духовных училищ, что по огромному количеству учеников, долженствующих в Московской епархии получить семинарское образование ни поместить, ни обучать всех в одной Перервинской семинарии невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010