Делаемый нами перевод, как и в предыдущих книгах, основывается на греческом тексте перевода LXX в издании Фильда; т. е. в александрийском кодексе, в постоянном сопоставлении его с славянским печатным переводом. По возможности старались мы быть копиистами по отношению к этим оригиналам, удерживая не только значение, но и самые слова и словорасположение последняго. Но немогли избавиться от неизбежных, по требованию русской стилистики и ясности речи, уклонений от упомянутых оригиналов. Так, уклонялись в переводе временных форм глоголов: будущее переводим, по контексту и толкованиям, прошедшим (Ос. 1 :2, 8:12; Ам. 4 , 7-8, 7:2; Зах. 8 :10) и настоящим (Ос. 4 :13; Авв. 1 :15; Мал. 2 :7), прошедшее переводим будущим (Ос. 4 , 10, 8:13, 9:2; Соф. 2 :7) и настоящим (Зах. 10 :2-4; Мал. 2 :13, 3:15), настоящее переводим будущим (Мих. 1 :14). Причастия переводим изъявительным (Ам. 4 , 13, 6:3-13, 9:5-6; Мих. 3 :2, 4:11; Наум. 1 :2; Зах. 5 :6; Мал. 1 :6, 2:17) и неопределенным наклонением (Мал. 3 :14). Неопред. наклонение переводим существ. именем (Ос. 12 :7, 13:2). Множественное число имен существительных и глоголов переводим единственным (Ос. 7 :14, 8:11, 10:2, 14:2; Ам. 6 :1; Наум. 3 :6) и единственное множественным (Авд. 9 ). Существительное переводим глоголом (Ос. 4 :7, 5:2, 7:12; Соф. 2 :4; Зах. 2 :5, 14:3; Мал. 3 :14) и прилагательным (Соф. 3 :19-20). Существительные с абстрактным значением переводим конкретным: дела — исполнители (Иоил. 2 :11), сокрушение — сокрушенное (Ам. 9 :9), пленъ — пленные (Иоил. 3 :1), свидетельство — свидетель (Мих. 1 :2), возвращение — возвратившиеся (Мих. 2 :12), власть — владыка (Ос. 1 :11; Мих. 3 :1), советъ — советники (Мих. 4 :9), торговля — торговцы (Наум. 3 :16), бегство — беглецы (Наум. 3 :9), слава — славные (Соф. 3 :19-20), освящение — освященные (Ам. 2 :11). Признавая славянский перевод яснее греческого, следуем ему в уклонение от последнего в Зах. 12 :11, 14:10. Уклоняемся от слав. перевода по греческому тексту, контексту, толкованиям и иным соображениям: (Ос. 4 :13, 7:15, 10:5, 11:12; Иоил. 2 :3, 3:13; Ам. 8 :10; Мих. 1 :11-12; Наум. 1 :15; Авв. 2 :6; Зах. 9 :9). — Вот главнейшия и, надеемся, неизбежные для всякого переводчика допущенные нами, уклонения от греко-славянского оригинала.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ [песни Свящ. Писания, пророческие песни; греч. δα, лат. cantica], неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ (из Исх, Втор, 1 Цар, Авв, Ис, Иона, Дан, иногда и из др. книг, за исключением Пс), из Евангелий, а также апокрифического и раннехрист. происхождения. Б. п. используются наравне с псалмами, а их набор обычно рассматривается как дополнение к Псалтири . Ветхий Завет и синагогальное богослужение Хотя полностью достоверных сведений об употреблении Б. п. в ветхозаветном богослужении не сохранилось, упоминания и цитаты из них встречаются в поздних, не вошедших в иудейский канон, книгах ВЗ (см. 2 Макк 7. 6, Сир [LXX] 44. 5), а намеки на их богослужебное употребление присутствуют в самом тексте песен. Наиболее показательна в этом отношении песнь прор. Аввакума (Авв 3. 2-19), к-рая имеет подзаголовок «молитва для пения» (в евр. тексте - «молитва по образцу хвалебных песен (shigonot)»), трижды прерывается словом «selah» (в LXX - διψαλμα; встречается 39 раз в Псалтири) и оканчивается словами: «Начальнику хора» (т. е. хора левитов в храме, ср.: 1 Пар 16. 4, 7; 23. 5, 40; 25). Нек-рые косвенные сведения о богослужебном использовании Б. п. в межзаветную эпоху можно найти в корпусе сочинений Филона Александрийского (I в.),- здесь неоднократно упоминается «великая песнь» прор. Моисея из Втор 32. 1-43 (см., напр.: Philo. Quod deter. pot. 114) и содержатся развернутые описания порядка исполнения песни Моисея из Исх 15. 1-19 ( Idem. De vita Mois. 1. 180 и 2. 256; De vita contempl. 87). Более поздние иудейские источники (Вав. Талмуд. Сота. 39b; ср.: Литература Агады. С. 293, 309-311) говорят о пении последней в храме, в т. ч. на Пасху, а также по субботам во время послеполуденного жертвоприношения (первые 10 стихов в одну субботу, а остальные в следующую - Вав. Талмуд. Рош-ха-Шана. 31а) (см. Goldin. P. 3, 247 ff.). Судя по всему, в качестве особой категории текстов, имеющих богослужебное значение, Б.

http://pravenc.ru/text/149135.html

Слушайте, правители дома Иакова, вожди дома Израилева! Вы гнушаетесь правосудием, извратили справедливость, воздвигли Сион на крови, Иерусалим – на злодействах! Здесь правители судят за взятку, священники учат за плату, пророки вещают за деньги, но на Господа хотят опереться: «Разве не с нами Господь? Нас не постигнет беда!» Потому из-за вас, словно поле, Сион распашут, Иерусалим обратится в руины, Храмовая гора зарастет лесом. ( Мих. 3:9–12 ). Также: Ис. 30:12–14 ; Иер. 7:16–20 ; Ос. 2:7–9 ; Мих. 3:1–4 . Пример подобной сентенции, но направленной не против народа, а против отдельного человека, мы находим в Книге пророка Амоса, в описании столкновения пророка с придворным священником Амасией, который запретил ему выступать в Бейт-Эльском храме. Пророк обращается к своему оппоненту и говорит: А теперь слушай слово Господа. Ты говоришь: «Не пророчествуй Израилю, не вещай дому Исаака!» Поэтому так говорит Господь: жена твоя станет уличной шлюхой, сыновья и дочери падут от меча, землю твою землемер разделит, сам ты умрешь на земле нечистой. А Израиль в плен уведут на чужбину!» ( Ам. 7:16–17 ). 2. Инвектива. Чаще всего, маркером этого жанра является междометие hôy, обычно, переводимое через «горе!». Обычно, инвективы имеют сатирическую окраску. Горе тем, кто на веревках лжи тащит за собою зло, впрягшись в грех , как в телегу! ( Ис. 5:18 ). Горе тому, кто говорит деревяшке: «Пробудись!», кто камню бессловесному говорит: «Встань!» Неужели они чему-нибудь научат? Хоть покрыты золотом и серебром, никакого духа в них нет. ( Авв. 2:19 ). Также: Ис. 5:8–12, 20–22; 28:1 – 33:1 ; Авв. 2:5–17 . 3. Судебный процесс. Господь судится со Своим народом. Давайте же, – говорит Господь, – будем с вами судиться! Если ваши грехи, как багровая ткань, сойдут ли они за снег? Если они как пурпур, сойдут ли за белую шерсть? Согласитесь Мне покориться – насытитесь плодами земли. А откажетесь, будете бунтовать – станете добычей меча! ( Ис. 1:18–20 ). Слушайте слово Господа, сыны Израилевы: тяжба у Господа с жителями этой земли, ибо нет ни правды, ни доброты, ни знания Бога в этой земле. Клятвопреступления и убийства, воровство и разврат! Много стало людей – и нет конца кровопролитью. За это иссохнет земля и поникнут все обитатели ее: и дикий зверь, и птица небесная. Даже рыбы в море погибнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Притч. 26:3 ), стук колес топот копыт (ср. Суд – 5:22) и грохот скачущей конницы; кажется, земля сотрясается. Несется всадник с сверкающим мечом и блистающим, как молния ( Авв. 3:11 ), копьем. Много убитых, кучи трупов и бесчисленное множество тел, – нельзя пройти через них и не упасть. Это за множество беззаконий учительницы волхвований: «за то, что она со всеми языками блудодействовала и почитала идолов всего покоренного ей света» 69 , – (ср. Ис. 23:15 . Ап. 17:2. Ос. 1:2 ), за то, что всеми хитростями (ср. Ис. 23:15–17, 47:1 , Ап. 18:3) и коварными договорами покоряла себе народы 70 и потом, не довольствуясь своим нечестием, принуждала их к нему же 71 . Пророк вводит самого Бога, угрожающего излить свою ярость на развращенную и своей силой совершить опустошение 72 ; но бесстыдную Господь, избирая соответственную казнь, накажет 73 пред лицом всех царств и народов: образ наказания, не оскорблявший приличия в глазах целомудренного народа, не редкий у св. писателей ( Иер. 13:22,26 . Ез. 16:36,37:10,29 . Ос. 2: 5, 12 . Ис. 3:17, 47: 3 . Авв. 2:16, 3:13 )... Обнаженная и забросанная всякими нечистотами, она будет отвратительным зрелищем или притчей бесчестия. Никто не захочет иметь общения с ней: взглянув на нее, отвернется, как от скверны, и скажет: «опустошена владычица народов!» Кто пожалеет о ней? Где найду утешителя тебе 74 , некогда сильной и жестокой? Положение невыносимо и требует утешения, по крайней мере, видимого участия; но она слишком оскорбила всех в своей гордости во дни силы (ст. 19), чтобы быть предметом сострадания и незлорадства в последнюю годину. – Не думай как-нибудь укрыться от беды: неужели ли лучше удела Аммонова 75 ? Крепок был этот город, живущий между реками и окруженный водой: море предстание его, море и стена его; не было числа союзникам его, однако и он пошел на переселение, видев и жестокую смерть, и крайнее бесславие своих жителей 76 . Так и ты упьешься (вином рости Божьей, Авд. ст. 16), и некогда богатая,прекрасная и многим увлекавшая, будешь презрена, сокрыта в забвении, как будто и не бывшая (Авд.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Но что владычество тех прекратилось и совершенно уничтожено, показал, говоря: «рози в руках его», очевидно, ниспровергающие владычество тех и как бы избодающие гордость. А что Он намерен был возвратить нам спасение, это показывает, говоря: «положи любовь державну крепости своея». Мы спасены «не от дел праведных, ихже сотворихом мы» (Тит.3:5), не за какие-нибудь доблестные подвиги: «ничтоже бо соверши закон» (Евр.7:19), но по благости Бога и Отца, положившего державную, то есть крепкую и великую за нас любовь Сына. «Тако бо возлюби мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в он не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:16). Итак, мы спасены любовью Бога и Отца и Его Сына, претерпевшего смерть за нас. Он воскрес, разрушив державу смерти и изгладив грех наш. Посему и говорит: «болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин.15:13). Итак, державна любовь Отца, чрез которую мы избавились от смерти и греха, ничтоже бо соверши закони дьявольского владычества. Авв.3:5. Пред лицем его предыдет слово.    Предъидут пред ним, говорит, вести, пронесется молва и будет много разговоров о нем. Как только родился от святой Девы Христос, тотчас же пришли с востока волхвы, потому что чудесно явившаяся на небе звезда как бы возвестила им о рождении Его (Мф.2:1). Когда же, по прошествии времени пребывания Его в пустыне, Он начал совершать чудесные дела; тогда «изыде слух его, — как говорит евангелист, — по всей Сирии» (Мф.4:24); кроме того Он приобрел известность поистине во всей вселенной. Кто не узнал славы Христа? Какой народ, какая страна остались не испытавшими присущей Ему силы или не слышавшими о ней? Ибо, как Он сказал, проповедано было Евангелие всем народам (Мф.24:14), и блеск совершенных Им дел подобно солнцу осветил всю землю. Авв.3:6. Ста, и подвижеся земля.    Выражение: «ста» в богодухновенном Писании очень часто понимается в смысле приведения к концу какого-либо дела, как если бы кто-нибудь сказал: стало это дело; а смысл такого выражения тот, что дело окончено и приведено в исполнение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3522...

Но праведный Господь видит все наши недостатки ( Пс. 5:6 ; Быт. 6:8–9 ), и по Своему всемогуществу имеет возможность исправить нас. Господь, некогда, говорил, что беззакония людей вопиют к Нему ( Быт. 18:20 ) и вызывают Его суд, почему же, спрашивает пророк, Господь теперь не слышит 60 вопля иудейских беззаконий и дозволяет коварному поглощать праведников 61 ? Неподозрительные иудейские праведники часто делаются, подобно Давиду, предметом козней и злоумышлений грешников и, таким образом, погибают, а Господь спокойно смотрит на все это (Cp. Пс. 9:28–30; 16:12–14). Ранее, в предыдущем стихе, проявившееся в пророке чувство любви заглушается чувством и сознанием справедливости. Грехи современников побуждают правосудного Бога наказать их, хотя бы это наказание и было очень жестоко, посредством суровых халдеев. О, если бы этих беззаконий среди евреев не было, если бы они вняли обличению моему и сами предотвратили суровое халдейское нашествие!... вот, кажется, какие желания руководили пророком при произнесении настоящего стиха. Авв. 1:14 И сотвориши человеки, яко рыбы морския, и яко гады не имущия старейшины. По-русски: И оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя. Господство беззакония, стремящегося, обыкновенно, к разъединению и безначалию, имеет, по взгляду пророка, очень печальные последствия для еврейского народа. Беззаконники, захватившие власть в свои руки и употребляющие ее только для поглощения людей слабых, ослабили силу закона (1, 4 ст.) и силу власти. Им не может быть добровольного повиновения. Напротив, один беззаконник, неправильно захвативший власть, побуждает и других следовать его примеру и также стремиться ко власти. Так, евреи 62 , во взаимной борьбе за власть, подобны пресмыкающимся и рыбам, потерявшим своих вожаков. Как рыбы и пресмыкающиеся без своих вожаков расплываются и расползаются в разные стороны, друг друга поедают (пчелы без маток), не соединяются вместе для защиты от общих врагов, так и иудейский народ, отданиый на взаимное истребление, подобен этим животным У него нет сильного начальника, который охранял бы права всех и не допускал насилий. Таким властителем (moschel) иудейского народа, можно думать, пророк считает Иегову, потому что Он молчит, и не слышит, и не видит современных беззаконий в иудейском царстве (Ср. Ис. 53:5; 63:19 ). Если пророк Аввакум был, по нашему мнению, современником Езекии, то мог ли он так описывать современное нравственное состояние иудейского общества? Как пророк Михей мог говорить об иудейских князьях, сдирающих плоть с народа ( Мих. 3:2–3, 10 ), о распространении коварства и недоверия, и о взаимном самоистреблении иудейского народа ( Мих. 7:2–6 ), так и пророк Аввакум, современник Михея, мог указывать на те же недостатки в иудейском обществе. Авв. 1:15

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«Ста и подвижеся земля: призре и растаяше языцы: стрышася горы нуждею и растаяша холми вечнии, шествия вечная Его» ( Авв. 3:6 ). Шествиями называет Пророк дела; означает же сказанным и источивший всем людям спасение крест. На нём стал Владыка Христос и поколебал землю, привёл в движение и расторг горы, поразил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив сие от начала, исполнив же напоследок лет» 246 . Когда пророк говорит: «Господи, услышах слух Твой и убояхся: разумех дела Твоя и ужасохся» ( Авв. 3:2 ), то св. Ки­рилл Александрийский наиболее – по праву (ετως) относит эти слова к «самому вочеловечившемуся слову». «Если эту речь относить к Отцу, то мы должны будем понимать ее таким образом. О Господи всяческих! го­ворит, я поражён данным откровением или слухом о Твоем Сыне, ибо поразительны и неизреченны эти глаголы и образы домостроительства превыше всякаго закона. Если же, устремив око сердца, рассмотрю величие дел Твоих, то последствием этого будет не иное что, как великое изумление. Если же эта речь относится к Сыну, то и тогда мы истолкуем ее таким образом. О Господи, Вседержитель всяческих! Хотя Ты и стал плотию, но когда я получил слух или, весть и откровение о Тебе, то я пришел в страх. Я поражен и вполне справедливо (α φδα ετως) чрезвычайностью (πεβολν) этого дела; ибо я узнаю, что Ты, будучи образом Родителя и во всем равным, Ему, добровольно снизойдешь до уничижения Себя, сде­лаешься подобными нам человеком от жены и примешь образ раба и, будучи с нами Бог, припишешь Себе отца: будешь послушлив даже до смерти, смерти же крестной ( Фил. 2:69 ; ср. Гал. 4:4 ), Посему услышах слух Твой, и убояхся; разумех дела Твоя и ужасохся; ибо Ты благовествовал слепым прозрение, проповедовал пленным отпущение ( Ис. 31, 12 ; Лук. 4:1819 ), врачевал сокрушенных сердцем, обращал заблуждающихся, соединил разрознен­ное ( Пс. 146:3 ), был светом сущим во тьме ( Ис. 9:2 ; Лук. 1:79 ), дверью и путем к жизни и освящением ( Ис. 45:1 ; Ин. 10:7; 14:6 ); Ты сталь миром, чрез веру соединяющим в один народ сущих от обрезания и сущих из язычников ( Ефес. 2:14, 18 ), сделался камнем краеугольным, избранным, честным ( Ис. 28:16 ; Мф. 21:42 ). Ты приобрел вселенную Богу и Отцу, освободил от грехов тех, которые пленены были по немощи, исхитил из руки диавольской ( 1Ин. 3:8 ). Рабы воссияли благодатью сыноположения ( Ефес. 1:5 ; Кол. 1:13 ), человек земной сделался гражданином неба ( 1Кор. 15:4649 ). Сверх этого, думаю, достойно внимания и следующее. Ты, животворящий всех, претерпел вместе с нами телесную смерть. Но Ты сделался первенцем из мертвых, начальником усопших, первородным человечества, восстановленного к нетлению; ибо Ты воскрес, как Бог, поправ сурового и неодолимого зверя, т. е. смерть, уничтожив силу древнего того проклятия, в Тебе и чрез Тебя потеряло значение сказанное против нас определение: «земля еси и в землю отыдеши» ( Быт. 3:19 ) 247 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

19:11–16 Всадник на белом коне Этот раздел является кульминацией всей книги, которую читатель ожидал с 1:7. Все предыдущие военные действия и суды были лишь прелюдией к пришествию Царя царей, грядущего на белом коне. 19:11. Римские князья обычно восседали на белых конях во время триумфальных процессий или военных парадов; император Домициан сам восседал на таком коне, следуя за своим отцом и братом в триумфальном шествии по случаю победы в войне 66– 70 гг. Но образ Иисуса, возвращающегося на белом коне, в сочетании с титулом «Царь царей» (19:16) может означать, что Иисус изображается как парфянский царь (ср.: 6:2) в сопровождении Своего войска на белых конях (19:14). Претенциозные заявления императора и всех, ему подобных, кажутся ничтожными перед лицом истинного Царя небесного. Этот образ может служить указанием на Бога, Который, подобно доблестному военачальнику, одерживает победу во имя Своего народа (напр.: Ис. 31:4; 42:13; 59:16–18 ; Авв. 3:11–13 ; Зах. 14:3 ; ср.: Исх. 15:3 ). Этопоследний этап «священной войны», которая предрекается в Ветхом Завете, в « " Свитках Мертвого моря, зилотами и другими иудеями, хотя и не во всех источниках ожидается избавление и помощь небесного воинства. 19:12. «Очи как пламень огненный» (ср.: Дан. 10:6 ) – см. коммент. к 1:14; диадемы предназначались для правителей (в отличие от «венцов», которые много раз упоминаются в Новом Завете и большинство из которых имеют отношение к венкам, награде победителей). То, что его имя неизвестно, может просто означать, что никто не имеет силы над ним (древние волхвы заявляли, что они не могут принуждать духов к действию, если не знают их по имени); ср.: Отк. 2:17 . 19:13. Одежды Бога были обагрены кровью из винного пресса, точила (см.: Ис. 63:2,3 ), когда Бог направлял стрелы Своего возмездие против Своих рабов (ср.: Отк. 14:17–20 ); в более позднем иудейском предании этоттекст рассматривается в свете Быт. 49:10,11 ; эти стихи истолковываются как весть об обагренном кровью воителе – Мессии. Ср.: Прем. 18:15,16 , где заклание Богом первородных Египта иносказательно описывается как Его Слово, появляющееся свыше, с неба, – как могущественный воитель; Его повеление исходит от Него острым, как меч ( Отк. 19:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Призыв к покаянию:    Обличительные речи — Ис. 1:3-6; Ис. 3:9-11; Ис. 5:20-23; Ис. 10:1-2; Ис. 19:13; Ис. 30:1; Ис. 42:18-20; Ис. 45:9-10; Ис. 57:20-21; Ис. 59:1-4; Иер. 2:13; Иер. 5:1-5; Иер. 7 гл.; Иер. 8:9-11; Иер. 9:8; Иер. 15:1-2; Иер. 17:1; Иер. 17:5; Иер. 22:13-17; Иер. 44:4-6; Иер. 48:10; Мих. 7:1-6; Соф. 3:1-5; Мал. 1:6.     Призыв к покаянию — Ис. 1:16-20; Ис. 64:6-9; Иер. 8:4-5; Иез. 18:30-32; Ос. 6:1-3; Иоил. 2:11-17; Зах. 1:3-4; Мал. 1:9. О последних временах:    О духовным голоде — Ам. 8:11.     О лжепророках — Ис. 9:15; Иер. 14:14-16; Иер. 23:15-17; Иер. 23:26-28; Иез. 13:3-16; Иез. 14:9-11; Соф. 3:4; Мих. 3:5-7.     О пастырях добрых — Иер. 3:15.     О негодных пастырях — Ис. 56:10-11; Иер. 10:21; Иер. 23:1-6; Иез. 34:1-6; Зах. 11:16-17.     Об антихристе — Ис. 14:4-20; Иез. 28:13-19; Дан. 11:35-40; Дан. 12:9-13.     О Суде над народами — Ис. 2:10-21; Ис. 13:6-15; Ис. 24:4-23; Ис. 63:1-6; Ис. 66:15-16; Иер. 46:10; Иер. 50:31-32; Иез. 9:4-8; см. Откр. 7:3; Иез. 30:2-3; Иез. 38:20-23; Дан. 7:9-12; см. Откр. 4:2; Откр. 5:11; Откр. 20:12; Иоиль 2:1-10; Иоиль 3:2-17; Ам. 5:18-20; Соф. 1:14-18; Соф. 3:8-9; Наум 1:3-7; Авд. 1:15; Мал. 4:5; см. Откр.11:3-6.     Об уничтожении зла и страданий — Чис. 24:17; Ис. 11:1-10.     О вечной радости — Ис. 42:1-12; Ис. 54:12-14; Ис. 60:1-5; Ис. 61:1-4.     О воскресении плоти Иов. 19:25 и уничтожении смерти — Ис. 26 гл.; Ис. 42:1-12; Ис.61:1-4; Зах. 9:9-11; Ос. 13:14.     О торжестве истины и справедливости — Ис.9:6-7; Ис.11:1-10; Ис.26 гл.; Иер.23:5.     О славе торжествующей Церкви — Ис.26-27 гл.; Ис.52:1-2; Ис. 60:1-5; Ис. 61:10-11; Ис. 62:1-5.     Об обновлении мира — Ис. 4:2-6; Ис. 11:1-10; Ис. 44:22-24; Ис. 49:13-15; Ис. 52:1-9; Ис. 60:1-21; Ис. 61:10; Ис. 62:11-12; Ис. 65:17-20; Ис. 65:25; Ис. 66:22-24; Иер. 32:39-41; Иер. 33:6-9; Иер. 33:15-16; Вар. 5:9; Дан. 12:1-3; Ос. 3:4-5; Ос.13:14; Авв. 2:14; Соф. 3:9; Зах. 8:3. Заключительный обзор содержания и значение пророческих книг    При нравственной огрубелости людей ветхозаветного времени и отсутствии духовных наставников на пророков выпала трудная задача учить людей верить в Бога, воздерживаться от пороков и вести праведную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

56:10–11, Иер. 10:21, Иер. 23:1–6, Иез. 34:1–6, Зах. 11:16–17. Об антихристе: Ис. 14:4-20, Иез. 28:13–19, Дан. 11:35–40, Дан. 12:9-13. О суде над народами: Ис. 2:10–21, Ис. 13:6-15, Ис. 24:4-23, Ис. 63:1–6, Ис. 66:15–16, Нет. 46:10, Иер. 50:31–32, Иез. 9:4–8 (Апок. 7:3), Иез. 30:2–3, Иез. 38:20–23, Дан. 7:9-12 (Апок. 4:2, 5:11, 20:12), Иоил. 2:1-10, Иоиль 3:2-17, Амос. 5:18–20, Соф. 1:14–18, Соф. 3:8–9, Наум 1:3–7, Авд. 15, Мал. 4:5, Мал. 4:5 (Апок. 11:3–6). Об уничтожении зла и страданий: Числа 24:17, Ис. 11:1-10. О вечной радости: Ис. 42:1- 12, 54:12–14, 60:1–5, 61:1–4). О воскресении плоти (Иов 19:25) и уничтожении смерти: Ис. 26 гл., 42:1-12, 61:1–4, Зах. 9:9-11, Ос. 13:14. О торжестве истины и справедливости: Ис. 9:6–7, 11:1-10, 26 гл., Иер. 23:5. О славе торжествующей Церкви: Ис. 26–27 главы, Ис. 52:1–2, Ис. 60:1–5, Ис. 61:10–11, Ис. 62:1–5. Об обновлении мира: Ис. 4:2–6, Ис. 11:1-10, Ис. 44:22–24, Ис. 49:13–15, Ис. 52:1–9, Ис. 60:1-21, Ис. 61:10, Ис. 62:11–12, Ис. 65:17–20, Ис. 65:25, Ис. 66:22–24, Иер. 32:39–41, Иер. 33:6–9, Иер. 33:15–16, Вар. 5:9, Дан. 12:1–3, Ос. 3:4–5, Ос. 13:14, Авв. 2:14, Соф. 3:9, Зах. 8:3. Заключительный обзор Пророческих книг При нравственной огрубелости людей ветхозаветного времени и отсутствии духовных наставников, на пророков легла трудная задача учить людей верить в Бога, воздерживаться от пороков и вести праведную жизнь. Естественно, что в речах пророков преобладает обличение. Чтобы всколыхнуть совесть слушателей, эти обличения порой принимали очень настойчивый и даже резкий тон, что в глазах современного читателя придает пророческим книгам известную суровость. По образному сравнению Спасителя, древние пророки первыми как бы вскапывали почву жестоких человеческих сердец, подготавливая ее к последующему принятию семян апостольской проповеди (Иоан. 4:37–38). Если бы какой-нибудь проповедник или писатель в наши дни употребил по адресу евреев эпитеты подобные тем, которыми испещрены пророческие книги, то, несомненно, его бы обвинили в крайнем антисемитизме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010