Что ненадежен конь для спасения ( Пс. 32:17 ) – давно изведано опытом. И небезосновательным кажется наблюдение, что «Израиль во дни благоденствия никогда не пользовался в войнах конскою силою, и никто из святых не признавал приличным иметь коней в собственном употреблении». 89 Закон духовный в лице Моисея гласит: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой, из среды братьев твоих... Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней» ( Втор. 17:14–16 ). Следовательно, даже когда явится в нас разум духовный – этот законный царь богозданного естества нашего, – все равно представляется опасным увеличение бессловесных стремлений нашей плоти. Впрочем, совершенное избавление от них невозможно, ибо они составляют часть нашей природы. И поэтому кроме египетской колесницы бывает еще и колесница Израиля, и конница его ( 4Цар. 2:12 ). Израильской же конница становится не от рода лошадей, но от управляющих ими наездников. Кто, господствуя над удовольствиями плотскими, удерживает узды неразумных пожеланий, контролирует их и попечения о плоти не превращает в похоти ( Рим. 13:14 ), – тот дает возможность самому Господу управлять ими, так что колесницы их становятся Божиими ( Пс. 67:18 ) и спасительными ( Авв. 3:8 ). А кто не обуздывает бешеное ржание коня своего и не сдерживает убийственный грохот скачущей колесницы ( Наум. 3:2 ), но увлекается и обольщается похотями своей плоти, тот, подобно всаднику египетскому, потопляется вместе с конем и колесницами фараоновыми, испытывая на себе гнев Божий, по сказанному: «В тот день Я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием» ( Зах. 12:4 ). Не только в начале, но и на протяжении всего пути моего к земле обетованной ждут меня сыны иноплеменников. И лишь Господь – Помощник мой и Покровитель на пути сем. Сей мой Бог, и прославлю Его; Бог как отца моего, так и меня самого, и вознесу Его ( Исх. 15:2 ). Господь, сокрушаяй восстающие на меня брани врага, Господь – имя Ему, и Он сражается за меня, когда я не знаю, где найти спасение от греха ( Исх. 15:3 ). Он колесницы фараоновы и всю силу его вверже в море плача моего о греховности моей ( Исх. 15:4 ). Пучиною покры их многие слезы мои, и погрязоша во глубине их, яко камень, под тяжестью собственных деяний, все избранные исполины фараоновы, на которых он возлагал всю надежду свою ( Исх. 15:5 ). Так, иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо ( Пс.19:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Что помогут идолопоклонству его глухие идолы? Горе тем, у которых боги бездушные идолы, неслышащие обращаемых к ним молитв; Господь же во храме святом своем, пред Ним должна замолкнуть вся земля ( Авв.2:18–20 ). Откровение Божие о наказании народа иудейского чрез халдеев исполнило ужасом самого пророка, и он молится, чтобы Господь и в будущем, как и в прошедшем, являл себя народу Богом спасения ( Авв.3:1,2 ). И затем изображает будущее явление Божие для поражения противников. Как при переходе чрез Черное Море Господь явился горевавшему Израилю, так явится и в будущем Судиею всего мира. Во время шествия Его на суд, вокруг Него солнечное сияние, впереди и сзади его язва и зараза, все враждебное Ему истребляется ( Авв.3:3–5 ). Земля колеблется от шествия Его, народы дрожат от Его взора, древние холмы опадают (ср. Суд.5:5 ; Пс.67:19 и Исх.19:18 ) пред ним; кочующие эфиопляне и мадианитяне впали в ужас ( Авв.3:6,7 ). С какою же целью является господь в таком страшном величии, от которого трепещет земля, так что открылись подземные источники ( Авв.3:8,9 ), вострепетали горы, верхние и нижние воды и небо покрылось молнией и тучами ( Авв.3:10–12 )? – Господь является для спасения людей своих. Он низвергнет халдейскую династию ( Авв.3:13 ), уничтожает вооруженные, преданные ей массы народа, которые в исступлении будут истреблять друг друга ( Авв.3:14 ) и погибнут, как некогда Фараон и его всадники в море ( Авв.3:15 ). Поэтому, хотя пророк еще в ужасе, от услышанной им страшной вести, хотя он еще трепещет в виду близкого исполнения бедствий будущего; но он также радуется и торжествует в виду созерцаемого им спасения ( Авв.3:16–19 ). Книга пророка Софонии Сведения о лице пр. Софонии и цели его пророческого служения Пр. Софония сам возводит свой род до царя Езекии; отцом своим он имел Хусия, дедом его был Годолия, прадедом Аморий, прапрадедом Езекия. Пророческое свое служение он проходил во время Иосии, царя иудейского, и вероятно в первые годы его царствования, когда Иосия находился еще под опекой, после первого преобразования упадшего богослужения, когда вельможи еще имели над ним силу: так как видны еще значительные остатки служения Ваалу, чего не было после 18 года царствования сего царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Есть частные особенности в языке книги Аввакума, ко­торые укрепляют, утверждают высказанное нами суждение о раннем – в эпоху расцвета – происхождении этой священной книги. Мы разумеем здесь троякого рода дан­ные, почерпаемые из «жизни слов». Во-первых, мы отметим, что для выражения одних и тех же понятий Аввакум пользуется совсем другими терминами, чем свя­щенные писатели халдейской эпохи, как раз теми, кото­рые имеют место у представителей цветущего периода священной литературы – времени Исаии и раннейших. Это – во-вторых. Наконец, в принадлежности писателя нашей книги к генерации Исаии убеждает нас довольно значи­тельное число παξ λεγομνων и редких выражений у Авва­кума, свидетельствующих о классическом достоинстве его языка. I. Укажем примеры того, что Аввакум употребляет терминологию, свойственную более древним священным писателям, а не ту, которую употребляют позднейшие писатели, принадлежащие халдейской эпохе, не исключая даже Софонии. – В Авв. 1:3 понятие насилия выражается терминами и . Преимущественно они употребляются в книгах более ранних – ( Быт. 6:11, 13; 49:3 ; Исх. 23:1 ; Вт. 19:16; Ам. 3:10; 6:3 ; Мих. 6:12 ; ; Притч. 3:31; 10:6, 11; 13:2; 16:29; 26:6 ), а – в пророческих раннейших по преимуществу ( Ис. 13:6; 16:4; 22:4; 51:19; 59:7; 60:18 ; Ос. 7:13; 10:14; 12:2 ; Ам. 3:10; 5:9 ; Иоиль 1:15 ; Пр. 21:7; 24:2), и, хотя в позднейшей литера­туре они всё-таки встречаются, но гораздо реже – уже как классические выражения ( Соф. 1:9 ; Мал. 2:16 ; 1Пар. 12:18 ; Иер. 6:7; 48:3; Иез. 45:9 ), а в общем приобретают в позднейшей литературе права гражданства термины – и ( Соф. 1:15 ; Иер. 4:31; 6:24; 14:8; 15:11; 16:19; 30:7; 49:24 ; Дан. 12:1 ; Авв. 3:16 ; Зах. 10:11 ): вернее будет сказать, что указанные выразительные термины Аввакума сменяются ме­нее яркими и конкретными. На смену ( Авв. 1:4 ; Пс. 76:3 ) выступает (Иер. 6:7) с его многочисленными произ­водными; в Авв. 1:10 имеем мн. ч. – ( Суд. 5:3 ; Пс. 2:2 ; Пр. 8:15; Ис. 40:23 ), а в позднейшей литературе преобладает ( Соф. 3:13 ; Иер. 1:18 ), а также только с халдей­ской эпохи – и ( Ездр. 9:2 ; Неем. 2:16 ; Иер. 51:23; Иез. 23:6 : Дан. 3:2 ). У Аввакума ( Авв. 1:10 ; Ис. 23:12 ; Наум 3:14 ), у позднейших священных писателей – ( Соф. 1:16; 3:16 ; Зах. 14:10 ; 2Пар. 26:15 ). Аввакум употребил слово ( Авв. 2:8 ; это – очень употребительный термин – Исх. 10:5 ; Лев. 14:17 ; Числ. 31:32 ; Вт. 3:11; 28:54; Нав. 12:4; 13:12, 27; 23:12 ; 2Цар. 21:2 ; Ис. 38:10 ; Мих. 5:2 ; Соф. 2:9 ), писатели эпохи плена и послепленной заменяют его 4Цар. 21:14 ; Неем. 7:72 ; Иер. 25:20; 40:15; 41:10; Иез. 9:8; 25:16 ; Агг. 1:12 ; Зах. 8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Последние штрихи к характеристике пророка дают два, по-видимому, противоположных, но гармонически ужива­ющихся в душе его свойства – могучая твёрдость его убеждений и возвышенная мягкость его чувства. Пророк самоотверженно любит свой народ, но в своём первом обращении к Богу он, не обинуясь, указывает вопиющие беззакония в жизни его. Пророк созерцает в будущем не только бедствия опустошения халдейского, но и опустошение природных даров земли Израилевой, и всё же твердость духа его, закалённая в искушениях, побеждает ужасы будущего. При свете веры, которая в стойкости своей есть залог жизни праведного ( Авв. 2:4 ), пророк с ясно­стью и широтою, можно сказать, кругозора вдумчиво усма­тривает во многих случаях, как и в общем ходе истории народа Божия, явное действие Промышления Божия об Израиле. Так пристально и внимательно может вглядываться в прошлое и находить научение и ободрение только взор твёрдой и крепкой веры. – Но в самом тоне своих речей пророк твёрдой веры удивительно мягок. Этот тон – по первому впечатлению грустный. Самая дерзновен­ность пророка в его вопле: «Доколе?!» звучит несомненно нотами сильной печали. «Доколе, Господи! я взываю, а Ты не слышишь, вопию, а Ты не спасаешь. Для чего Ты показал мне преступления и бедствия? Я видел грабежи и обиды пред собою» ( Авв. 1:2–3 ). Это обращение ко Господу – как бы укориз­ненное, дерзновенное, но вместе и мягкое. А характер возвещения каждого горя, в особенности первого ( Авв. 2:6–8 ) и четвертого ( Авв. 2:13–17 ) проникнуты чувством сожаления. Наивысшей степени эта сила чувства достигает к концу книги. «Я услышал», печально говорит пророк, «и вострепетала вну­тренность моя; при вести об этом задрожали уста мои, боль вошла в кости мои, и колеблется (место) подо мною» ( Авв. 3:16 ). Здесь, кажется, не нужно ничего и прибавлять, потому что в каждом слове сквозит глубина чувства проникновен­ная и в мягких выражениях выдержанная до самого конца книги ( Авв. 3:17–19 ). И, думается, нет преувеличения в указании что Аввакум «соединяет силу Исаии и мягкое чувство Иеремии» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Бог явит Свою силу, придет на землю суд небесный. И это страшное явление видит пророк Аввакум и признает: «Во мне смятеся крепость моя» (Авв. 3: 16). Господь не сулит Своим людям бестревожной бесконечной сытости, но обещает поддержать их в трудный час. Тогда они сумеют пройти сквозь все ужасные испытания. Посреди самых губительных бурь «праведник… от веры жив будет (греч.: зисете – в слав.: Авв. 2: 4; в греч.: Авв. 2: 5)». Вера в Бога не дает нам сгинуть. Доверие Богу и верность Богу помогут человеку выжить, сохранить человеческий облик во дни смертельной опасности. Вот и лекарство против злых сил. Быть с Богом, опираться на Его руку важнее, чем иметь большое достояние и внутреннее довольство Это лекарство принимает пророк Аввакум. И оно укрепляет пророка. Видя буйство греха и несправедливости, потрясение общественных устоев, разорение домов и виноградников, оскудение овечьих стад, пророк приходит в ужас от происходящего, и – вдруг из его уст звучит хвала Богу. Будучи в смятении и страхе, он находит надежную непоколебимую опору: «Аз же о Господе возрадуюся… Господь Бог мой сила моя» (Авв. 3: 18–19). Быть с Богом, опираться на Его руку важнее, чем иметь большое достояние и внутреннее довольство. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Олег 21 декабря 2023, 22:31 Спаси Вас Бог, отче! Евгений 15 декабря 2023, 19:12 Большое спасибо отцу диакону. Олег 19 декабря 2017, 14:55 Спасибо большое о. Павлу! Как важно сказать правильные слова в нужное время... Фаина 13 декабря 2016, 20:08 Пророк Аввакум! Помоги своими молитвами и заступничеством семье нашей всегда опираться на Бога! Аминь! Татиана 14 декабря 2015, 21:52 Год прошел, а как современно, про наши дни написано Юлия 15 декабря 2014, 16:47 Да хранит Вас,Господь,дорогой отец Павел! Благодарю за чудесную статью.Особенно за последнее предложение.Жду с нетерпением Ваших публикаций. Любовь Украина 15 декабря 2014, 12:10 Спаси Господи и помилуй нас грешных, дай нам терпение и покаяние. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/75824.html

Соответственно происхождению и предмету книги, в ней господствует дух высочайшей тоски и скорби. Пророк услышал слух о нашествии на его отечество нечестивых, хищных и надменных врагов, об опустошении св. земли, упразднении храма и богослужения, бесславии избранного народа, – о таком деле, которому не поверили бы, если бы кто стал рассказывать (1, 5). Такое зрелище могло повергнуть в горькую печаль – и всякое сердце: тем сильнее и глубже оно должно было поразить пламенное и до ревности любящее свой народ сердце стража Божия (2, 1), наполнить трепетом, лишить всякой крепости, болезненно, как бы до мозга костей проникнуть все существо его (3, 16). И вот – а) при первой же вести (1, 5 и д.) о страшной будущности, ожидающей чад Церкви, забыты пророком слабости и грехи, из-за которых он вопиял и просил отмщения: оставлены так безвозвратно, как будто о них не было ни речи, ни повода к речи. Пред лицем его только бремя гнева Божия, висящее над бедными соотечественниками, как грозная туча, освещаемая лишь светом стрел и блистанием молниевидных оружий гневающегося Бога (3, 11). В мрачный образ бременосного видения (1, 1) вера верного до смерти и уповающего на милосердие Божие вносит по временам и лучи светлой радости и надежды (1, 12. 3, 2. 18. 19); но они, редко являясь и быстро исчезая, тем живее дают чувствовать господствующий в видении мрак и преобладающую скорбь. Эта вера Боговдохновенного созерцателя и служителя Божия начинает размышлять, чтобы узнать силу откровения ( Пс.72:16 ): пытливо сносит он страшное известие и с древними обетованиями, и с достоинством народа Божия, и с Божественным правосудием ( Авв.1:12 и д.), ищет на чем бы укрепить колеблющиеся ноги, ослабевшие колена (3, 16. сн. Пс.72:2 ; Дан.5:6 ); смиренно высказывает полу-молитву, полу-пророчество, что это только суд исправления ( Авв.1:12 ); но как бы утомясь исканием высших себе и чувствуя трудность решения ( Пс.72:16 ), в скорби кипящего сердца ( Пс.72:21 ) просит успокоения у Бога ( Авв.2:1 ). И – б) когда, вошед во святилища Божии, узнает там конец врагов, на каком скользком месте стоят и как гибнут и исчезают они, подобно призраку, со своим нечестием (2, 5 и д. сн. Пс.72:17–20 ), – с какой обстоятельностью и силой скорбный дух его приникает к этой судьбе нечестивых, служащей в гадание и в повесть всему свету (2, 6 и д.). И потом, когда слышит он, как в этом конце их откроется для всей вселенной слава его Бога (2, 14) и отмстится поношение избранного народа (ст. 16. 17), когда, кажется, ничего больше не оставалось ему, как только умолкнуть благоговейно пред Богом со всей землей (2, 20), – мысль и чувство прежнего страшного откровения, мгновенно возвращаясь, вновь воспламеняют сердце и, терзая внутренность ( Пс.72:21 ), внезапно изливаются в скорбном вопле, долго сдерживаемом, но не подавленном, по видимому, нежданном и забытом: Господи, услышах слух твой и убояхся (3, 1)!

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

3:11. Павел цитирует здесь Авв. 2 (о чем см в. коммент. к Рим. 1:17 ), чтобы показать, что праведность, основанная просто на послушании закону, неполная. Павел обладал глубокими знаниями Ветхого Завета: онвыбирает всего два текста, которые одновременно говорят и о праведности, и о вере (в ст. 6 – Быт. 15:6 ; здесь – Авв. 2:4 ). 3:12. Поскольку Авв. 2связывает праведность и жизнь, Павел цитирует другой ветхозаветный текст, который учитывает оба эти аспекта, снова демонстрируя свое искусство владения экзегетикой (иудейскиекомментаторы обычно объединяли тексты на основе общих ключевых слов). Павел противопоставляет веру (3:11) делам – Лев. 18 (ср.: Исх. 20:12,20 ; Лев. 25:18 ; Втор. 4:1,40; 5:33; 8:1; 30:16,20; 32:47 ; Неем. 9:29 ; Иез. 20:11,13; 33:19 ). Хотя в этих текстах говорится о продолжительной жизни в Земле обетованной, Павел знает,что многие иудеи интерпретируют эти тексты в свете грядущей жизни; поэтому он отвечает: «Это оправдание по делам». Его оппоненты могли бы использовать данный текст в качестве довода о том, что одной веры недостаточно. Павел соглашается, что праведность, т. е. оправдание, должна быть достигнута в порядке закона, но он верит, что это происходит через пребывание во Христе и жизни посредством Его Духа (5:16–25); его оппоненты считают, что язычник должен достичь этого путем скрупулезного исполнения предписанийзакона, особенно начального акта – обрезания. 3:13. Снова следуя принятому в иудаизме принципу связывания ветхозаветных текстов на основе общих ключевых слов, Павел цитирует Втор. 21:23 , показывая, что Христос заплатил за наше освобождение от «клятвы», т. е. проклятия, которое уготовано всем тем, кто не может полностью исполнить весь закон ( Гал. 3:10 ). 3:14. В еврейском мышлении «благословение Авраамово» включает весь грядущий мир; здесь Павел говорит, что верующие имеют залог этого мира (ср.: Еф. 1:3, 13,14 ) в благословении Духа (ср.: Ис. 44:3 ). (О связи между обетованием о земле и обетованием Духа ср. также: Агг. 2и Исх. 12:25; 13:5 .)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Доколе, Господи, воззову, и не услышиши; возопию к Тебе обидим, и не избавиши. По рус. переводу: Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Пророк описывает свое мучительное душевное и, по связи с последним, телесное состояние, при виде беззаконий, распространенных среди его соотечественников. Он спрашивает Господа: долго ли еще 8 он будет кричать 9 о помощи и избавлении, и Господь его не будет слышать 10 ? Долго ли еще он будет взывать 11 ко Господу, прося прекращения насилий 12 среди иудеев, и Господь не спасет 13 его и всех преследуемых праведников? Пророк скорбит и страдает, по причине беззакония в иудейском народе; вопиет к Богу о прекращении его и не получает ответа. Упоминаемый пророком вопль, означает действительное ли его душевное состояние, или это только риторический повод для пророчества о халдеях? На основании характера всех речей пророка Аввакума и других пророков, следует склониться к предположению первого рода. Во всех речах Аввакума (1:12, 17; 3:2–16) видно теплое, искреннее участие пророка в судьбе его соотечественников. Вместе с последними, он переживает все будущие ужасы от жестоких халдеев ( Авв. 1:16–17 ), вместе с ними он радуется, произнося «горе» сильным тиранам. Не напрасно толковники отожествляют в некоторых выражениях личность пророка с иудейским народом ( Авв. 3:2, 14, 18–19 ). Действительно, как увидим далее, подобное отождествление справедливо. Принимая во внимание сердечный, задушевный характер пророчеств Аввакума, на вопли и скорбь, упоминаемые в настоящем стихе, следует смотреть, как действительно испытанное пророком душевное состояние. Среди несправедливостей и беззаконий в иудейском народе, он стоит один – страж закона и дома Израилева ( Иез. 3 гл.). Но страж может быть ответствен за участь охраняемых только при существовании гарнизона, готового во всякую критическую минуту явиться к нему на помощь. У пророка, между тем, такого гарнизона нет, а ответственность остается. При сравнении с подобным состоянием стража в момент побега охраняемых преступников, сделаются понятными отважные вопли Аввакума, обращаемые к Иегове. Авв. 1:3

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

5–20, каковое размышление, как изреченное пророком в момент озарения Духом Божиим, есть также истинное пророчество. Чтобы придать своим мыслям об ожидающей халдеев грозной участи большую выразительность, пророк, начиная со ст. 6, влагает свою, полную горечи и иронии речь в уста ограбленных и униженных халдеями племен и народов. От их лица возвещается халдеям пятикратное «горе». Но тема этих грозных для халдеев предвещаний дается в ст. 5. Здесь гибельная гордость и надменность халдеев поясняется сравнением с опьянением: оба понятия родственны, и, кроме того, халдеи, по свидетельству истории, много предавались вину, и самая гибель их столицы произошла среди опьянения ( Иер 51.31, 39 ; Ис 21.5 ; Дан 5.1 ). «Как вино производит на упивающегося такое действие, что, когда он поднимется, то ни ноги его, ни мысли не исполняют своих обязанностей, а быстрота мыслей приходит в расстройство; так и человек надменный не будет величаться, и не доведет своего желания до исполнения. Тот, кто подобен смерти и аду, не насытится и не будет видеть конца своей жадности, даже когда подчинит под свою власть все племена и все народы» (блаженный Иероним, с. 161). Ср. тот же образ ненасытности в Ис 5.14 ; Притч. 20:1, 30:16 . Сама обличительная речь, возвещающая «горе» халдеям, состоит из пяти строф, каждая по три стиха: 1) 6–8; 2) 9–11; 3) 12–14; 4) 15–17; и 5) 18–20). При этом в четырех первых строфах каждый первый стих заключает в себе изречение горя, или проклятия, второй – обозначения его («горя» образа или вида, а третий, постоянно начинающийся союзом так как (евр. ки), – указание его основания, мотивировку наказания или горя. Только в пятой строфе изречению «горя» ( Авв.2:19 ) предшествует указание его основания ( Авв.2:18 ). Вся речь, как уже было сказано, вложена в уста побежденных и угнетенных некогда халдеями народов и племен, ныне радующихся падению своего притеснителя (ср. Наум 3.19 ), и, по самому содержанию и характеру своему, называется «притчею», машал в специальном смысле «насмешливой песни» ( Авв.2:6 , как и у Ис 14.4 ; Мих 2.4 ), «острою, колкою загадкою», мелица хидот (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как при исследовании книги Наума решающим значением пользуется упоминание пророка об Ассирийцах, так здесь упоминание о Халдеях. Пророк предсказывает, как ему вполне известное, а слушателям его маловероятное еще, нашествие Халдеев на Иудею (1:5–6) и характеризует Халдеев, как народ совершенно еще неизвестный его слушателям (1:6–12). Сопоставляя эти указания с известными из истории сношениями между Халдеями и Иудеями, беспристрастные исследователи согласно утверждают, что пророчества Аввакума могли быть произнесены задолго до Кархсмисского сражения, бывшего на 4 году правления Иоакима ( Иер.46:2 ), ибо после этого сражения Халдеи приобрели власть над малоазиатскими царствами, отняв ее у египетского фараона Нехао, и стали очень близко известны Иудеям ( Дан.1:1 ; 4Цар.24:1–2 ; 2Пар.35:20–36:7 ). Другой граничный пункт для времени жизни Аввакума можно видеть в упоминаемом пророком нравственном состоянии еврейского народа. Начертанная им характеристика последнего (1:2–4) отлична от характеристики эпохи Софонии (1:4–9) и Иеремии (7 гл.) и может указывать на эпоху Езекии ( Ис. 28 33 гл.). Тем более подобное соображение является вероятным, что у современника Езекии. пр. Исаии, есть также немало пророчеств о нашествии Халдеев на Иудею и погибели их ( Ис.13–14; 21:1–10; 46 гл.), причем по пророчествам Исаии и Аввакума халдейский народ сходно представляется малоизвестным Евреям и живущим еще «далеко» от них ( Ис.23:13; 39:3 = Авв.1:8 ). Заметно и вообще, как в пророчествах о падении царства Халдеев (срав. напр. Ис.21:3 = Авв.3:16 ; Ис.21:9 =Авв.2:18–19). так и в других пророчествах Исаии, Михея и Аввакума, очень близкое сходство в языке, его образах и сравнениях, в словоупотреблении, в красоте и изяществе несвойственных позднейшим печальным эпохам Иеремии и Иезекииля. Таким образом, пророка Аввакума можно считать современником, пожалуй младшим, Исаии. 163 Может быть, и для его пророчеств. как для аналогичных пророчеств Исаии (13 – 14; 21:1–10; 46 47 гл.), поводом послужили политические сношения Вавилона с Иудеей после выздоровления Езекии ( Ис.39:1–3 ). Проходил свое служение Аввавум в иудейском царстве и вероятнее всего в самом Иерусалиме, не называемом даже по имени, хотя и ясно подразумеваемом пророком (2:17 «город», ок 714 700 гг. до P. X.. Более частных сведений из иудейского и христианского предания, подвергаемых серьезной критике, о жизни пророка не будем приводить. 164

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010