3:16). Но как произошла эта встреча? « Истина от земли воссияла и правда с небес приникла ». Истина — плоть, и называется так не потому только, что она, как говорит псалмопевец, воссияла от земли, но и потому, что истина воплотилась и Бог Слово стал истинно человеком. Правда — Божество, почему пророк и говорит, что она приникла с неба, — Божество, которое сотворило правду, сокрушив нечестие, господствовавшее на земле. После соединения однако истина и правда уже не разделяются, почему Христос весь и называется истиной, когда напр. Он говорит: « Я есмь путь и истина и жизнь » (Ин. 14:6), равно весь называется и правдой, когда напр. Павел говорит о Нем: « сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением » (1 Кор. 1:30). Продолжая изъяснять таинство, пророк говорит: « ибо Господь дарует благо, и земля наша даст плод свой » (ст. 13), — Отец Свое Слово, почему другие переводчики говорят: даст благого, потому что, как тебе известно, сам Христос сказал: « никто не благ, как только один Бог » (Лк. 18:19). « И земля наша даст плод свой » — рожденную от Марии плоть. Так в образовании таинства Христова действо вали и Бог и земля. « Правда » (ст. 14), о которой пророк раньше сказал: « с небес приникла ». Божество идет впереди человечества, как и Аввакум говорит: пред лицом его предыдет слово (синод. « пред лицем Его идет язва ») (Авв. 3:5), и далее относительно человечества: и изыдет на поле при ногах его (синод. — « а по стопам Его — жгучий ветер ») (там же). Что согласно со словами псалмопевца, который в заключение говорит: « пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои » (ст. 14). Так Божество предшествует, т. е. направляет плоть свою на путь домостроительства и исправляет стопы ее, чтобы она не подверглась никаким человеческим заблуждениям и обманам.   СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 85 Молитва Давиду.   1. Видишь ли достоинство молитвы? Другие псалмы пророк уступил петь Асафу и сынам Кореевым, а молитву воспевает Богу сам, принося ее не от себя только, но от лица всех людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   Диакон: «Господу помолимся». И священник, окадив звездицу 17 , полагает её поверх хлеба и говорит: «И пришла звезда и остановилась над местом , где был Младенец (Мф.2:9) лежащее, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Диакон: «Господу помолимся». Священник, окадив первый покров, закрывает (им) святой хлеб и говорит: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется... Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни (Пс.92:1, 5), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Диакон: «Господу помолимся. Покрой, владыка». И священник, окаждая второй покров и закрывая святую чашу, говорит: «Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля (Авв.3:3), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Диакон: «Господу помолимся. Закрой, владыка». И священник, окаждая воздух 18 , и закрывая то и другое, говорит: «Закрой нас «в тени крыл Твоих» (Пс.16:8), Боже наш, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Потом, они оба, сложив свои руки крестом 19 и благоговейно поклонившись, говорят: «Благословен Бог наш, так благоволивший, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Диакон по поводу предложения честных даров (говорит): «Господу помолимся». Священник (говорит) молитву предложения: «Боже, Боже наш, пославший в пищу для всего Мира небесный хлеб, нашего Господа и Бога Иисуса Христа, Спасителя, искупителя и благодетеля, благословляющего и освящающего нас, сам благослови это предложение и прими его на Свой пренебесный жертвенник, вспомни, как добрый и человеколюбивый, принесших и за которых они принесли, и сохрани нас неосуждёнными в священном совершении божественных Твоих тайн». Громко: «Так как пребывает в святости и славе всечестное и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    И после молитвы (священник) окаждает предложение, и заканчивает 20 , говоря: «Слава Тебе, Христос Бог, наша надежда». Диакон: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Более того, именно среди этого бедствия созерцается слава Христова, точно так же, как эта слава была явлена на кресте, когда, казалось бы, все рухнуло, и сотрясалась земля, и темнело солнце, и все надежды исчезли. Тем не менее, именно в этой катастрофе, которая была перед глазами человеческими, и было явление славы и любви Божией. Таким сложным образом это все переплавляется в Пасхальный ирмос. В песне пророка мы видим, таким образом, созерцание рождественской и одновременно пасхальной тайны. «Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3:16–19). По мнению блаженного Феодорита, плач пророка вызван тем, что получив откровение о победе Христовой, он узнал и об участи неверующих иудеев после уверования язычников. Смоковница здесь изображает Иерусалим (ср.: притча о смоковнице), виноград — народ Божий (ср. Ис. 5:7), маслина — фарисеи и саддукеи, «которые величаясь присвояемым ими себе именем праведным, вовсе не приносили плодов ея» (ср. Пс 51:10). Поля бесплодные — это покорные сим наставникам (ср. Иер. 4:3), а волы — иереи (1 Кор. 9:9), возделывающие души т. 30, с. 38]. Но это еще не все, что следовало бы здесь сказать. Когда мы говорим о том, что « праведный верою жив будет», то мы видим выход за рамки узко прагматического понимания закона. Мы знаем, что, в законе говорится: кто будет праведен, то есть исполнять все уставы и повеления Божии, тому будет благо, богатство, здоровье и так далее; кто не будет, тот будет наказан, разорен и так далее… А здесь мы как раз видим, что главное в отношениях с Богом есть не получение от Него каких-то внешних благ, но пребывание с Ним Самим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Более того, именно среди этого бедствия созерцается слава Христова, точно так же, как эта слава была явлена на кресте, когда, казалось бы, все рухнуло, и сотрясалась земля, и темнело солнце, и все надежды исчезли. Тем не менее, именно в этой катастрофе, которая была перед глазами человеческими, и было явление славы и любви Божией. Таким сложным образом это все переплавляется в Пасхальный ирмос. В песне пророка мы видим, таким образом, созерцание рождественской и одновременно пасхальной тайны. «Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3:16-19). По мнению блаженного Феодорита, плач пророка вызван тем, что получив откровение о победе Христовой, он узнал и об участи неверующих иудеев после уверования язычников. Смоковница здесь изображает Иерусалим (ср.: притча о смоковнице), виноград – народ Божий (ср. Ис. 5:7), маслина – фарисеи и саддукеи, «которые величаясь присвояемым ими себе именем праведным, вовсе не приносили плодов ея» (ср. Пс 51:10). Поля бесплодные – это покорные сим наставникам (ср. Иер. 4:3), а волы – иереи (1 Кор. 9:9), возделывающие души т. 30, c. 38]. Но это еще не все, что следовало бы здесь сказать. Когда мы говорим о том, что « праведный верою жив будет », то мы видим выход за рамки узко прагматического понимания закона. Мы знаем, что, в законе говорится: кто будет праведен, то есть исполнять все уставы и повеления Божии, тому будет благо, богатство, здоровье и так далее; кто не будет, тот будет наказан, разорен и так далее... А здесь мы как раз видим, что главное в отношениях с Богом есть не получение от Него каких-то внешних благ, но пребывание с Ним Самим.

http://sedmitza.ru/lib/text/431471/

Диакон: «Господу помолимся». И священник, окадив звездицу 17 , полагает её поверх хлеба и говорит: «И пришла звезда и остановилась над местом , где был Младенец ( Мф.2:9 ) лежащее, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно». Диакон: «Господу помолимся». Священник, окадив первый покров, закрывает (им) святой хлеб и говорит: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется... Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни ( Пс.92:1, 5 ), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно». Диакон: «Господу помолимся. Покрой, владыка». И священник, окаждая второй покров и закрывая святую чашу, говорит: «Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля ( Авв.3:3 ), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно». Диакон: «Господу помолимся. Закрой, владыка». И священник, окаждая воздух 18 , и закрывая то и другое, говорит: «Закрой нас «в тени крыл Твоих» ( Пс.16:8 ), Боже наш, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно». Потом, они оба, сложив свои руки крестом 19 и благоговейно поклонившись, говорят: «Благословен Бог наш, так благоволивший, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно». Диакон по поводу предложения честных даров (говорит): «Господу помолимся». Священник (говорит) молитву предложения: «Боже, Боже наш, пославший в пищу для всего Мира небесный хлеб, нашего Господа и Бога Иисуса Христа, Спасителя, искупителя и благодетеля, благословляющего и освящающего нас, сам благослови это предложение и прими его на Свой пренебесный жертвенник, вспомни, как добрый и человеколюбивый, принесших и за которых они принесли, и сохрани нас неосуждёнными в священном совершении божественных Твоих тайн». Громко: «Так как пребывает в святости и славе всечестное и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно». И после молитвы (священник) окаждает предложение, и заканчивает 20 , говоря: «Слава Тебе, Христос Бог , наша надежда». Диакон: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Другое объяснение: Горе тому, кто дает своему другу пить. В Седер Олам этот стих распространяется насчет Валтасара, который поил князей из сосудов храма, из-за чего они умирали от гнева Святого (будь Он благословен). В ту же ночь Вал­тасар был лишен жизни. 2.16 Ты пресытился больше стыдом, чем славою. Ты тоже пей и приди в замешательство. Чаша десницы Господней повернется к тебе и посрамление на славу твою. : И приди в замешательство: здесь есть возвратный глагол... Здесь тоже (ге-арел) – ты будешь в замешательстве от изумления сердца. Каждое выражение (арела) означает «закупоривание». . Ионафан толкует : «и стань нагим», выражение как ты была нага и непокрыта 859 . 2.17 Ибо злодейство твое на Ливане обрушится на тебя, и за разграбленный скот ты будешь сломлен, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех, живущих в нем. . Злодейство твое на Ливане: храм. . Разграбленный скот: твои орды, грабившие мой народ Израильский, будут сломлены. За пролитие крови человеческой: крови Израильской. За опустошение страны: Израиля. Города: Иерусалима. . ПЯТОЕ ГОРЕ Авв. 2,18–20 . 2.18 Что за польза от истукана, сделанного художником? Литой образ и учитель лжи, которую ваятель вложил в него, чтобы сделать немого идола. . Что за польза от истукана: Вавилон? . Которую ваятель вложил: человек, который сделал его, который сам сде­лал себе бога. . В него: он (человек) верит в свое творение, что оно помогает ему, поэтому и делает немых идолов. 2.19 Горе тому, кто говорит дереву: «Проснись!» и немому камню: «Поднимись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но духа нет в нем. 2.20 А Господь – во святом храме Своем. Да молчит вся земля пред Ним. А Господь – во святом храме Своем: готовый потребовать воздаяние. Да молчит вся земля пред Ним: (хас) – выражение, означающее устра­нение шума и тишину уничтожения. Глава 3. Песнь пророка Аввакума 3.1 молитва пророка Аввакума касательно ошибок . Касательно ошибок: Это можно интерпретировать согласно Таргуму. Однако очевидным представляется то, что Аввакум просит помиловать его, ибо он говорил мятежно: От этого Тора ослабевает (1, 4) и Ты сделал лю­дей, как рыбу морскую (1, 14). Он критиковал божественное отношение к справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Людей же печально ползающих по земле, преданных плотским удовольствиям, рабски служащих чреву и подчревию и всех тех, кои будучи преданы мирским пожеланиям, отсекают друг у друга головы 524 , Господь назвал порождениями ехидниными ( Мф. 3:7 ). Дети, не любим словом, ниже языком, говорит Иоанн, уча нас быть совершенными, но делом и истиною; чрез это познаны будем, что состоим чадами истины ( 1Ин. 3:18,19 ). Но если Бог есть любовь, а любовь если есть вместе с тем и благочестие, то страха нет в любви, но совершенная любовь изгоняет страх ( 1Ин. 4:16,18 ). Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали Его заповеди ( 1Ин. 5:3 ). В другом месте для тех, кои страшатся быть истинными мудрецами (гностиками), написано: Будь образцом для верных в слове, в своем обращении с ближними, в любви, в вере, в чистоте ( 1Тим. 4:12 ). По моему мнению совершенство веры (милосердие) отличается от всеобщей веры. Божественный Апостол в таких словах передает правила истинного мудреца: Я научился быть довольным положением, в котором нахожусь. Я умею жить и в бедности и в богатстве. Испытав все, я способен ко всему, быть в сытости и голодать, изобиловать и недостатки терпеть; могу все ο Укрепляющем меня ( Флп. 4:11,12,13 ). С другими же рассуждая, чтобы побудить их к скромности, Апостол не колеблется стыдить их ( 1Кор. 6:5; 15:34 ) в таких выражениях: Вспомните первые дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди обезчещения и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в скорбях тех, которые находились в подобном же состоянии. Ибо вы и моим цепям сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостию, зная что есть у вас имущество лучшее и непреходящее. Итак, не оставляйте упования, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы исполнив волю Божию, получить обещанное. Ибо еще немного и Грядущий приидет и не замедлит. Праведный Мой верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя ( Авв. 2:3,4 ). Мы же не из колеблющихся на погибель, но остаемся тверды в вере ко обретению души ( Евр. 10:32–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

приникла» ( Пс.84:11–12 ). Здесь пророк указывает на встречу Божества и человече­ства, причем каждое из них действовало как ему свойственно; это и значит: «встретились»; встречается же идущий медленно с идущим быстро и хромой с имеющим здоровые ноги. Но пророк указал не только на встречу, но и на единение, происходящее из любви: это обозначено словом: " облобызались», потому что чрез поцелуй любящие и любимые объединяются друг с другом. Бог Слово и не сошел бы в человечество, если бы Творец не имел горячей любви к человеку. «Ибо так возлюбил Бог мир, – говорит Христос, – что отдал Сына Своего Единородного» послал в него ( Ин.3:16 ). Но как произошла эта встреча? «Истина от земли вос сияла и правда с небес... приникла». Истина – плоть, и называется так не потому только, что она, как говорит псалмопевец, воссияла от земли, но и потому, что истина воплотилась и Бог Слово стал истинно человеком. Правда – Боже­ство, почему пророк и говорит, что она приникла с неба, – Боже­ство, которое сотворило правду, сокрушив нечестие, господствовавшее на земле. После соединения однако истина и правда уже не разде­ляются, почему Христос весь и называется истиной, когда напр. Он говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ), равно весь назы­вается и правдой, когда напр. Павел говорит о Нем: «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» ( 1Кор.1:30 ). Продолжая изъяснять таинство, пророк говорит: «ибо Господь дарует благо, и земля наша даст плод свой» ( Пс.84:13 ), – Отец Свое Слово, почему другие переводчики говорят: даст благого, потому что, как тебе известно, сам Христос сказал: «никто не благ, как только один Бог» ( Лк.18:19 ). «И земля наша даст плод свой» – рожден­ную от Марии плоть. Так в образовании таинства Христова действо вали и Бог и земля. «Правда» ( Пс.84:14 ), о которой пророк раньше ска­зал: «с небес... приникла». Божество идет впереди человечества, как и Аввакум говорит: пред лицом его предыдет слово (синод. «пред лицем Его идет язва») ( Авв.3:5 ), и далее относительно человечества: и изыдет на поле при ногах его (синод. – «а по стопам Его – жгучий ветер») (там же). Что согласно со словами псалмопевца, который в за­ключение говорит: «пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои» ( Пс.84:14 ). Так Божество предшествует, т.е. направляет плоть свою на путь домостроитель­ства и исправляет стопы ее, чтобы она не подверглась никаким чело­веческим заблуждениям и обманам. Читать далее Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 12-и томах. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. Духовной Академии, 1895-1906./Т. 5. (в 2-х книгах) - 1899. - 1007 с./Собеседование о псалмах. 599-977 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Примите от меня, много раньше Вас вступившему по воле Божией на путь тех же лишений, слова утешения из опыта послед­него моего крестоносного года: Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною ( Авв. 3:16 ). Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как го­лубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! Тесно мне; спаси меня (из Плача Езекии; Ис. 38:14 ). Возведите к Господу очи сердец Ваших, ибо он причиня­ет раны и Сам обвязывает их, Он поражает и Он врачует (ср.: Иов. 5:18 ). Кто без молитвы и терпения хочет побудить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается. Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью, ибо печаль многих погубила, а пользы в ней нет ( Сир. 30:22.25 ). Управъ сердце твое и будь тверд во время посещения твоего (ср.: Сир. 2:2 ). Все, что ни приключается тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпе­лив ( Сир. 2:4 ). При умножении страданий моих в сердце моем, утешения Твои стали веселить мою душу (ср.: Пс. 93:19 ). Постоянно помню. Молюсь за Вас и за Сергея Вадимовича. Предайте Господу путь Ваш, и уповайте на Него, и Он сотворит (ср.: Пс. 36:5 ). Я всегда сам надеюсь на милость Божию и желаю это­го же и Вам. По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор. 1:5 ). Аня шлет крестному привет. Да сохранит Вас всех Господь! Простите! Спасибо за все! Л. А. Воскресенской [До 1927 г.] Большое спасибо Вам, дорогая Лидия Александровна, за память обо мне. Я всегда молюсь за Вас и всегда помню. Толь­ко все вот не выбрался к Вам в Посад. Завтра уезжаю на 3–4 дня (вернусь в четверг вечером) в Верею навестить семью. Я не знаю, когда Вы переезжаете совсем в Москву. На той неделе в середине буду в Посаде. Я, если нужен Вам до этого времени, служу в пят­ницу, субботу и воскресенье. Очень рад был бы повидать Вас. Все, что только могу, я готов сделать для Вас и Вашей семьи. Передайте мою сердечную благодарность Александру Дмитриевичу и благо­словение детишкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Примите от меня, много раньше Вас вступившему по воле Божией на путь тех же лишений, слова утешения из опыта последнего моего крестоносного года: Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною ( Авв. 3:16 ). Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! Тесно мне; спаси меня (из Плача Езекии; Ис. 38:14 ). Возведите к Господу очи сердец Ваших 671 , ибо он причиняет раны и Сам обвязывает их, Он поражает и Он врачует (ср.: Иов. 5:18 ). Кто без молитвы и терпения хочет победить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается 672 . Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью, ибо печаль многих погубила, а пользы в ней нет ( Сир. 30:22–25 ). Управь сердце твоё и будь твёрд во время посещения твоего (ср.: Сир. 2:2 ). Всё, что ни приключается тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив ( Сир. 2:4 ). При умножении страданий моих в сердце моём, утешения Твои стали веселить мою душу (ср.: Пс. 93:19 ). Постоянно помню. Молюсь за Вас и за Сергея Вадимовича 673 . Предайте Господу путь Ваш, и уповайте на Него, и Он сотворит (ср.: Пс. 36:5 ). Я всегда сам надеюсь на милость Божию и желаю этого же и Вам. По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор. 1:5 ). Аня шлёт крёстному привет. Да сохранит Вас всех Господь! Простите! Спасибо за всё Л. А. Воскресенской 674 [До 1927 г.] Большое спасибо Вам, дорогая Лидия Александровна, за память обо мне. Я всегда молюсь за Вас и всегда помню. Только всё вот не выбрался к Вам в Посад 675 . Завтра уезжаю на 3–4 дня (вернусь в четверг вечером) в Верею навестить семью. Я не знаю, когда Вы переезжаете совсем в Москву. На той неделе в середине буду в Посаде. Я, если нужен Вам до этого времени, служу в пятницу, субботу и воскресенье. Очень рад был бы повидать Вас. Всё, что только могу, я готов сделать для Вас и Вашей семьи. Передайте мою сердечную благодарность Александру Дмитриевичу и благословение детишкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010