Изображаемые здесь сетования пророка в обращении к Богу завета – Иегове вызваны были, по мнению некоторых иудейских толкователей, а также блаженного Иеронима , и некоторых новых комментаторов (Philippson, Maurer, Rosenmuller, Ewald и др.), ожидаемыми или уже и фактически совершавшимися насилиями вавилонян или халдеев в Иудее. «Пророк, говорит блаж. Иероним, вопиет против Бога относительно того, почему Навуходоносор будет разорять храм и Иуду, почему Иерусалим будет подвергнут разрушению, хотя он – город Божий. Почему пророк взывает, но Бог не выслушивает его? он вопиет к Господу угнетаемый халдеями, но не получает спасения?» (с. 133) «нечестивый царь Навуходоносор одержал верх против праведного Иуды ( 4Цар 24.1 )... и праведный царь Иосия будет убит царем Египетским ( 4Цар 23.29 ), а Даниил, Анания, Мисаил и Азария будут в рабстве ( Дан 3 ), и будет повелителем владыка вавилонский» (с. 135). В пользу такого понимания новые его сторонники указывают, что слова, встречающиеся в ст. 2 и 3: хамас, насилие, и амал, притеснение, встречаются и ниже в ст. 9 и 13, где они бесспорно означают тиранические действия халдеев. Но кроме этих слов в рассматриваемом отделе в ст. 3 пророком употреблены еще слова рив, тяжба, ссора, и мадон, брань, раздор; кроме того в ст. 4 говорится о том, что потерял силу закон, тора – очевидно, Моисеев закон, что не побеждает правда, что суд происходит превратно: все эти черты, вне всякого сомнения, приложимы единственно к внутренней жизни народа Иудейского, как народа положительного закона, тора, притом грешившего частыми отступлениями от последнего, – и, напротив, совершенно неприменимы к халдеям – народу, не признававшему никакого другого закона, кроме своей собственной воли ( Авв.1:7 ) и силы, обоготворяемой им (ст. 11, ср. ст. 16). Притом, если бы согласиться с опровергаемым нами толкованием ст. 2–4, то последующее, ст. 5–10, возвещение о нашествии халдеев, как событии совершенно новом и невероятном, и подробное описание их не имели бы смысла, оставаясь совершенно непонятными.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3я. Благодарственная песнь св. Анны, матери пророка Самуила. Св. Анна дала обет Господу, отдать Ему сына своего, если у неё будет ребенок. Песнь является её молитвой, когда она отдала ребёнка служить Богу при священнике Илии. ( 1Цар.2:1-10 ). Символизирует нашу благодарность Господу, ибо без него мы бесплодны, как бесплодна была св. Анна. 4я. Пророческая песнь-молитва пророка Аввакума ( Авв.3:1-19 ), в которой он воспевает величие Господа, Его спасение для нас. 5я. Молитва пророка Исайи ( Ис.26:9-19 ), провидевшего пришествие Спасителя и всеобщее воскресение. 6я. Молитва пророка Ионы из чрева кита ( Ион.2:2-10 ). Мы выражаем благодарность Господу за то, что Он спас нас, погрязших в грехах. Чрево кита – образ преисподней. 7 и 8я. Песнь трёх отроков, вверженных в раскалённую печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасённых ( Дан.3; 19:26-56; 3:57-90 ). Печь – символ прошедшей, грешной жизни, за что евреи были отданы под власть язычников. 9я. Песнь Богоматери при встрече со св. Елисаветою: «Величит душа моя Господа…» ( Лк.1:46-55 ). Молитва Захарии, поражённого немотой и вновь обретшего дар речи «Благословен Господь Бог Израилев…» ( Лк.1:68-79 ). Толкование песней Священного Писания, положенных в основу ирмосов канона 1я песнь канона приводит на память благодарственную песнь пророка Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися», после перехода евреев через Чермное (Красное) море. Именно это событие – основа ветхозаветной Пасхи и прообраз новозаветной. Вот как описывает события библейская книга Исход (слова собственно библейской песни, издревле входившей в богослужение, выделены шрифтом). Приводим отрывок из русского Синодального перевода Библии. Некоторые фразы и выражения даются в квадратных скобках по церковнославянской Библии: те, что чаще всего используются в ирмосах канонов, а также те, которые заметно отличаются в церковнославянской Библии от русского Синодального перевода (напомним, что церковнославянская Библия переведена с греческой, а русская – в основном с еврейского текста, поэтому некоторые выражения в них различаются).

http://azbyka.ru/irmos

§ 6. А чтобы никто не думал, будто только волей случая и в силу каких-то неожиданных обстоятельств были созданы книги Священного Писания , противоположное этому ясно открывается из свидетельств того же Писания. I. Поскольку было изреченное Богом повеление Пророкам и Апостолам, чтобы они писали. И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу ( Исх.17:14 ). И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем ( Исх. 34,27 ). Итак, напишите себе слова песни сей, и научи ей сынов Израилевых, и вложи ее в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых ( Втор.31:19 ). И написал Моисей песнь сию (ст. 22). Внимай, небо, я буду говорить и т.д. Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки ( Ис.30:8 ). И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать ( Авв.2:2 ). Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии ( Откр.1:10–11 ). Сходным образом – в той же главе ст. 19, а также 14, 13; 19, 9 и 21, 5. II. Поскольку сами Апостолы свидетельствуют: все, что написано, написано не по замыслу человеческому. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков ( 1Кор.10:11 ). Сходным образом: Рим.15: 4 . Сходным образом: 2Тим.3:16 и 2Пет.1:20 . III. Поскольку тех, кто сомневается относительно истинности Христианского учения, отсылают к свидетельствам Писания. Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света ( Ис.8:20 ). И сам Христос Господь говорит к неверующим Иудеям: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). § 7. Цель Богословия двояка: наше Спасение и слава Божия, как это выражено в определении. В свою очередь, наше Спасение можно рассматривать двояко: в настоящей жизни, поскольку, разумеется, мы оправдываемся через веру во Христа, освобождаемся от грехов и уготовляемся благодатью Божией к благим делам; затем в жизни вечной, каковое спасение – нескончаемое и огражденное от опасностей. Что целью Богословия является каждое из них, учит Иоанн Евангелист (20:31): Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

И муж желаний пророчески назвал Тебя Горой, говоря: и камень без рук отторжеся от горы ( Дан. 2:34 ) – отломлен, а не отсечен; отнят, но не разделен, т. е., восприятием нашего человечества. Ты – то величественное дело страшного домостроительства, в которое желают приникнути ангели ( 1Пет. 1:12 ). Ты – прекраснейшее жилище сошедшего к нам Бога, Ты – земля, воистинну, желанная: ибо Царь славы возжелал красоты Твоей и возлюбил ( Прем. 8:2, 5 ) богатства Твоего девства и, вселившись в Тебя, с нами обитал ( Ин. 1:14 ) и чрез Тебя примирил нас с Богом и Отцом. Ты – сокровище тайны сокровенныя от веков ( Еф. 3:9 ). Ты, воистинну, живая книга духовного Слова, без слова написанного в Тебе Животворящей тростию Святого Духа. Ты одна – воистину написанная Богом книга Нового Завета, который Бог прежде заключил с людьми. Ты – колесница Божия тысячечисленная, приведшая Воплощенному тысячи управляемых Им. Ты – гора Сион, гора тучная, гора усыренная, юже благоволи Бог жити в ней ( Пс. 67:16–17 ). О, Божественный храм и земной человек! Столп мертвый и столп животворящий, не плотского Израиля световодящий, но духовного Израиля Божественным светом наставляющий к неложному знанию. Всесветлое облако и гора приосененная ( Авв. 3:3 ), не неблагодарный израильский народ осенявшая, но избранных людей Божиих озарявшая Твоим Матерним освещением. Девственная земля, из которой вышел Адам новый и древнейший ветхого! Какой гроб сокроет Тебя? Какая земля примет Тебя, чистотою превзошедшую естество неба и земли? Какие ароматы изольются на тело Твое благовонное, непорочное, источающее нетление, спасение? Ты, воистинну, вся добра еси, и порока несть в Тебе ( Песн. 4:7 ). Ты – новая мирохранительница неистощимого мира. Ты – курение умных ароматов, Ты – цвет нетления, земля, приносящая благовония, живоносный ковчег, световидный светильник, боготканная порфира, царское одеяние, богоиспещренная риза, златовидная одежда, высокий трон, врата, превышающие небеса небес, Царица всего рода человеческого, Которая выше всего кроме единого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И ты будь мужествен в сей брани». Встал и еще один. Святой сказал ему: «Несть наша брань к плоти и крови, но к началом, ко властем, к миродержителем тмы сея, к духовом злобы ( Еф.6:12 ). И ты должен мужественно сражаться против них». Далее, одному сказал: «Очистим себе от всякия скверны, не точию плоти, но и духа ( 2Кор.7:1 ). Посему обращай внимание на тайные грехи свои». Наконец еще встал один монах. Святой сказал ему: «Ты должен так молиться: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего ( Пс.18:13,14 ); потому что ты с сих двух сторон подвержен сильному нападению». Все сие св. Феодор говорил на египетском языке, с которого на греческий переводил Феодор Александрийский, бывший прежде чтецом Перейской Церкви, муж святой и по словам, и по делам. Он подобен тому, который сказал некогда: Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал.2:19,20 ). Феодор Александрийский еще доселе не разлучился с плотью, и угождает Господу. Сии люди подобны тем, которые полагали препятствия св. Апостолу Павлу в проповедании Евангелия, которые возвещали Христа нечисть, и от рвения ( Флп.1:16 ). Когда гонение усилится, то неожиданно вступит на царский престол язычник 3 , который будет стараться уничтожить Таинства Христовы, и употребить все силы, чтоб увлечь христиан в заблуждение. Но Христос посрамит коварное намерение его. Ибо и к сему царю должно относить слова Писания: Прозорливый же и обидчивый муж и величавый ничесоже скончает ( Авв.2:5 ). Мы должны усердно взывать к Богу, чтоб Он продлил милость Свою к Церквам, чтобы не погибли многие». Когда некто спросил святого, кто бы это были гонители из нашего рода, он отвечал: «Нечестивые ариане». Сказав сие, он опять сел под финиковым деревом, и я уже находился от него в некотором отдалении, потому что я оставил прежнее свое место. Между тем, как некоторые монахи разговаривали между собою на своем языке, некто Елурион, муж облеченный во Христа, сказал мне по-гречески: «Встань и спроси человека Божия, когда это будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Авв.3:5 . Пред лицем Его предыдет слово, и изыдет в наказание 1 при ногу Его. Потому что делам предшествует слово, и, предрекая буду­щее, ведет оно за собою и события, весьма согласные со словами. Слово ες παιδεαν (в наказание), в некоторых списках имеет на конце букву ν, и дает видеть, что Бог всяческих к вразумлению и научению людей употребляет как слова, так и дела; а в некоторых списках слово сие не имеет на конце буквы ν, и означает, что с великим удобством, как на ристалищном поле, за пророчествами следуют согласные с ними события. Авв.3:6 . Ста, и подвижеся земля: призре, и растаяша языцы: стрышася горы нуждею, и растаяша холми вечнии, шествиями вечными Его. Всем сказанным Пророк показал нам неизреченное Божие могущество; потому что за преднамерением Божиим следует и самое дело; восхотев только (сие выразил Пророк словами: ста и призре), колеблет Он землю, сокрушает род человеческий, расторгает горы, делает, что холмы тают, как воск. Сие же и подобное сему соделывает Бог на пользу людям. Ибо шествиями называет Пророк дела; означает же сказанным и источивший всем людям спасение крест. На нем стал Владыка Христос, и поколебал зем­лю, привел в движение и расторг горы, поразил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив сие из начала и до устроения мира, исполнив же напоследок дней. Авв.3:7 . За труды, какие видел, селения Ефиопская убоятся, и кровы земли Мадиамския. Но по спасительных страданиях увидел я падшими демо­нов, которые, по своему произволению уподобляя се­бя естественному цвету Ефиопов, обольщают души людей. Если же кому угодно разуметь сие и о людях, то не удалится он от цели божественного писания; потому что после спасительного креста и страдания и по воскресении Владычнем, божественный лик Апостолов, исполнившись духовной благо­дати, увидел и кровы мадиамския, и жилища эфиопские, и целую вселенную исполнил Боговидения. Авв.3:8 . Еда в реках прогневаешися Господи? еда в реках ярость Твоя? или в мори устремле­нье Твое? То есть, колебля землю и горы стирая с лица земли, ужели Ты, Владыка, гневаешься на все народы, и всем человекам готовишь ко­нечную гибель? Ибо реками и морем Пророк назвал народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Так взывал пророк ко Господу, видя беззаконие людские и ожидал праведного суда от Самого Бога. В ответ на сие, Господь возвестил Своему избраннику, что скоро должно наступить наказание за всеобщее нечестие. По повелению Божию, пророк Аввакум предсказал Евреям такое страшное событие, которому в его время даже трудно было поверить, - именно разрушение храма и самого Иерусалима и пленение Вавилонское (4). Пророк ясно указал, что орудиями сего наказания Господь избрал Халдеев (5), - народ свирепый и необузданный, который быстро проходит по пространствам земли, чтобы завладеть чужими селениями. В трепетном ожидании грозного нашествия, пророк Аввакум недоумевал: неужели праведный Господь попустит гордым и нечестивым Халдеем совершенно истребить избранный народ Свой. В надежде, что наказание это будет временным, он ожидал нового откровения от Господа и в своем молитвенном ожидании был подобен стражу, зорко смотрящему вдаль с городской башни (6), чтобы возвестить о приближении врага. Он пламенно молил Господа спасти народ Еврейский от рабства Вавилонского, как некогда Он спас его от рабства Египетского, и ждал, что возглаголет ему Господь. Тогда Господь открыл пророку Своему, что всё спасение избранного народа среди этих бедствий заключается в вере, а гордые и необузданные Халдеи сами должны будут испытать ту же участь, которую они приготовили побежденным народам (Авв.2:4). После того пророк Аввакум, чтобы не повергнуть соотечественников в отчаяние от предстоящего им испытания от Бога, произнес притчу на погибель Халдеев, возвестив пятикратное горе угнетателям (Авв.2:9-19). В этой притче он показал всё ничтожество идолов и могущества Халдеев, пред величием Бога Истинного, шествующего во спасение людей Своих. Пророк, в озарении свыше, предвещал, что Бог грядет для спасения народа Своего от горы приосененные чащи (Фарана), для спасения помазанного Своего, и наступит такое время, когда вся земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море (Авв.3:13) (7). Когда Навуходоносор подступал к Иерусалиму, то, по свидетельству предания, пророк Аввакум удалился из города. Зная, что бедствие уже неотвратимо, и что сопротивление столь сильному завоевателю будет бесполезно, пророк с горестью оставил свое отечество, чтобы не видеть разорения его и избежать жестокости победителя. По указанию Божию, Аввакум поселился в земле Аравийской, в городе Остракине (8) и жил здесь добровольным изгнанником до самого удаления врагов из его отечества.

http://pravicon.com/info-1601

Независимо от этих особенностей, речь пророка в ст. I имеет для себя параллели у Мих.7.7 и в псалмах: Пс.85:9, 120:1, 122:1 . Авв.2:2 . И отвечал мне Го­с­по­дь и сказал: запиши виде­ние и начертай ясно на скрижалях, чтобы чита­ю­щий легко мог про­читать, Божественный ответ на этот раз последовал, очевидно, немедленно, почему мы и не читаем прежнего скорбного: «доколе» ( Авв 1.2 ). В этом ответе Иегова, прежде всего, поведывает записать нижеследующее откровение, а именно начертать его со всею ясностью на определенных скрижалях, евр. галлухот, чтобы читающий легко мог прочитать (ст. 2). Скрижали здесь разумеются, очевидно, подобные Синайским скрижалям каменным ( Исх.24:12, 31:18 ; Втор 9.9 ); пророк Аввакум, подобно получавшему подобные повеления прор. Исаии ( Ис 30:8, 8:1 ), должен был «писалом человечьим» ( Ис 8.1 ) написать сообщаемое на досках – каменных или медных (ср. Втор 9.9 ; 1Мак 14.27 ), ввиду нескорого исполнения откровения и нарочитой его важности (ср. Иер 30.2 ; Иов 19.24 ). Не невероятно мнение тех ученых (Эвальда, Клейнерта и др.), что такие доски с написанными на них с пророческими речами, по объявлении последних народу, передавались в храм и там сохранились, чему мы обязаны не поврежденностью столь многих пророчеств; такой способ сохранения письменных памятников в древности подтверждается ассиро-вавилонскими клинописными документами, занимавшими целые комнаты. Конец ст. 2 с евр. т. буквально таков: «чтобы мог бежать читающий его», (как у LXX: οπως διωκη, слав. «яко да постигнет»), т. е. «бежать с целью распространения известия в окрестностях Иерусалима, где оно дано, и далее... Благую весть пророческую должно распространять со всею скоростью» (ср. Наум 1:15 ; Ис 52:7 ; Дан. 12:4 ; Иер 23:21 ) (проф. Голубев, с. 868). Авв.2:3 . ибо виде­ние относит­ся еще к определен­ному време­ни и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непремен­но сбудет­ся, не отме­нит­ся. В ст. 3 указывается причина или основание сказанного в ст. 2; предызображаемое видением событие относится к определенному, именно отдаленному времени (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ирмос 3й песни: “ Приидите, пиво [то есть питье] пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа…”  — здесь древнее чудо, когда во время странствия израильтян по пустыне Бог по молитве Моисея извел воду из скалы — “неплодна камене”  ( Исх.17:1–7 ), — сравнивается с тем, как из каменного гроба Христа истекает, словно дождь, источник нетления. Стоит отметить, что темам дождя и странствия по пустыне соответствует, вообще говоря, не 3я, а 2я библейская песнь ( Втор.32:1-43 ) 8 . Ирмос 4й песни:  “На божественней стражи, богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: Днесь… воскресе Христос…” , прямо отсылает к пророку Аввакуму, автору 4й библейской песни ( Авв.3:2–19 ). Ср. Авв.2:1:  “На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, что скажет Он во мне…”  Пророческое видение Аввакума отнесено в ирмосе к ангелу, возвещающему весть о Воскресении Христовом. Ирмос 5й песни:  “Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим, Правды Солнце…” , содержит парафраз 5й библейской песни, пророка Исаии ( Ис.26:9-19 ):  “От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже…”  Славянское слово “утреневати” буквально означает “пристально вглядываться [во время предрассветных сумерек]”. Тем самым ночное исполнение пасхального канона (по строгому уставу, утреня всегда должна служиться еще ночью, до рассвета) соотносится с тем, как мироносицы рано-рано утром спешили ко гробу Христа:  “вместо мира песнь принесем”. Ирмос 6й песни:  “Снизшел еси в преисподняя земли… и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси…” —  упоминает пророка Иону, поскольку именно ему принадлежит 6я библейская песнь ( Ион.2:3-10 ). Согласно Священному Писанию, Иона воспел ее, находясь глубоко под водой во чреве кита. Пасхальный канон соотносит погружение Ионы на дно моря с сошествием Христа во ад, а освобождение из чрева кита спустя три дня — с тридневным Воскресением Христовым. Ирмос 7й песни: “ Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие…” —  ссылается на историю о трех еврейских отроках, которые были брошены вавилонским царем Навуходоносором в раскаленную печь, но были спасены Богом. Рассказ об этом событии, молитва и песнь отроков составляют 7ю библейскую песнь ( Дан.3:26-56 ). В ирмосе подчеркивается, что Тот, Кто некогда спас отроков от неминуемой гибели, Сам принял страдания, чтобы облечь смертную природу красотой нетления ( “в нетления облачит благолепие” ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/kratkij-kom...

Дан.7:4 . Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. Как голова между членами и золото между металлами ( Дан.2:32 ), так лев, первый среди животных, и орел, первый среди птиц, указывают на царственное место первой монархии среди дальнейших других. Под символом льва и орла у близких по времени к Даниилу пророков изображается царство Вавилонское ( Иер.2:15 ; Иер.4:7 ; Иер.5:6 ; Иер.48:40 и т. п.; Авв.1:8 ). Сообразно с этим, и лев с орлиными крыльями видения Даниила символизирует ту же самую монархию. В начале могущественная, она утрачивает с течением времени свою первоначальную силу, – у льва вырываются орлиные крылья, и превращается в обыкновенное человеческое царство, – льву дается человеческое сердце. Дан.7:5 . И вот еще зверь, второй, по­хожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему ска­за­но так: «встань, ешь мяса много!» Символом второго царства является медведь. Свирепость, прожорливость ( «встань, ешь мяса много!») этого зверя довольно ясно указывают на следующую за вавилонскою мидо-персидскую монархию, ненасытную, как свидетельствует история, в своих завоеваниях. Они начались при Кире подчинением Бактрии, мелких малоазийских народностей, признававших власть Креза Лидийского, Лидии, греческих малоазийских колоний – Эолии, Ионии и союзного с Лидией Вавилона, продолжились при сыне Кира Камбизе захватом Египта и завершились при Дарий Гистаспе и Ксерксе, распространивших власть персов на весь почти исторический восток ( Эсф.1:1 ). Три клыка во рту медведя указывают на Вавилонию, Мидию и Персию, объединенные под властью Кира и его преемников. Дан.7:6 . Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему. Третье царство представлено под образом барса с четырьмя птичьими крыльями и четырьмя головами. Кровожадность этого зверя, его необыкновенная быстрота при захвате добычи довольно точно характеризуют стремительную в завоеваниях греко-македонскую империю. Распространением до пределов земли при Александре Македонском ( 1Мак.1:1–4 ) она обязана не только своей силе, но и решительным, быстрым действиям против врагов (подробнее об этом см. в толковании Дан.8:5–7 ). Распространение македонской империи по всем четырем странам света, ее господство «над областями и народами и властителями», «над всею землею» ( 1Мак.1:3–4 ) обозначается в видении четырьмя крыльями, а распадение после смерти Александра Македонского на четыре части, – государства Фракийское, Македонское Сирийское и Египетское, – четырьмя головами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010