Потому пророк вопиет к Богу: «для чего Ты, Господи, даешь мне видеть беззаконие и смотреть на злодейство? Грабительство и притеснение предо мною, и вражда происходит, и брань поднимается», ( Авв. 1:2–3 ). Явно, что дикие страсти были в полном развитии, а правление было настолько слабо, что не только не могло удержать злодеев в пределах законности, но своим примером само подавало повод обижать слабых. Закон, имеющий целью – обуздывать таких наглецов, при всеобщем невнимании к нему, попираемый на каждом шагу, слабел и бездействовал. «Цепенеет закон, продолжает пророк, и не является в чистоте правда». Этот закон особенно слаб был и цепенел в судилищах, где невинные, притесняемые должны получать защиту и безопасность. Потому пророк и говорит: «поскольку беззаконник берет верх над праведником, то и пойдет от сего суд превратный ( Авв. 1:4 )». Развращенный суд, оправдывая беззаконника и притесняя невинного, вносил в общество, разумеется, одни смуты и нестроения, от которых оно стоять долго не могло. Оно, действительно, клонилось к падению при Манассии и при следующих царях. Суд Божий уже начал посещать Иудеев еще при Манассии. Сам Бог привел, как говорит Свящ. Писатель, на Иудеев военачальников царя Ассирийского, которые заковали Манассию в кандалы, оковали его цепями и отвели в Вавилон ( 2Пар. 33:11 ). При благочестивом царе Иосии Египет. царь Нехао опустошил и подчинил себе Иудею, брал дань с нее золотом и серебром. Сам царь Иосия пал на этой злосчастной войне ( 2Пар. 35:23 ). Кажется, такой урок, данный Богом Иудеям, должен бы был отрезвить и образумить Иудеев. Напротив, они продолжали прогневлять Бога языческим нечестием и своими пороками. Потому св. Аввакум изрекает им наказание от Господа, предрекает им такое страшное событие, которому трудно было поверить ( Авв. 1:5,12 ) – именно разрушение храма и Иерусалима и плен Вавилонский. Орудиями сего наказания св. Аввакум представляет Халдеев 7 – народ свирепый и быстрый, который ходит по пространствам земли, чтобы завладеть не своими селениями, народ страшный и ужасный ( Авв. 1:6,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

На этот тяжелый и плачевный крик пророка Бог отвечает ему, а вместе с ним и всему народу иудейскому, обещанием во дни их совершить такое изумительное дело, которому бы они не поверили, если бы оно совершилось где либо в другом месте, и если бы они его сами не видали, а слышали о нем от других, – дело это – ужасный, соответствующий величию беззакония, суд, который к ним придет от языческих народов, как какой-нибудь страшный вихрь. «Взгляните на народы, – говорит Иегова пророку и народу, – и посмотрите» на быстро идущую от них грозу на вас. Взирая на эту грозу, «трепещите и ужаснитесь» ( Авв.1:5 ). «Ибо вот я воздвигаю халдеев, народ свирепый и буйный, который ходит по пространствам земли», по ее протяжению и по всей широте ее, – ходит для того, «чтобы завладеть» не принадлежащими ему, «не своими селениями» ( Авв.1:6 ). «Страшен он и ужасен; суд его и владычество его происходит от него самого»; он независимо ни от кого определяет право и норму своих действий, и при помощи военной силы, становясь владыкою народов земли, утверждает таким образом свое величие, свою славу ( Авв.1:7 ). «Кони его быстрее барсов и прытче волков вечерних», – тех волков, которые, проголодавшись в течении дня, ночью с яростью и быстротою выбегают на хищничество (ср. Соф.3:3 ). «И всадники его скачут» в иудейскую землю, «и его наездники – они едут издалека» из Вавилона (ср. Ис.39:3 ), «летят как орел, кидающийся на корм», осуществляя тем самым грозное предсказание Моисея в его прощальной речи к народу Израилеву ( Втор.28:49 ; ср. Иер.4:13, 48:40, 49:22 ; Плч.4:19 ). Всякое противодействие сему врагу напрасно; потому что «весь он», не исключая никого, «выступил для злодейства, все лица их устремлены вперед, и он набрал пленных» уже «как песку» морского ( Ос.1:10 ). «Он смеется» над всякого рода сопротивлением, какое противопоставляют ему «цари и владыки», как над бесполезною попыткою; «он издевается над всякою крепостью; осыплет» только «землею», сделает осадный вал «и» тотчас же быстро «возьмет ее».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

33). Авв.3:4 . Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! Ст. 4 изображает внешнюю, чрезвычайно блестящую обстановку грядущего явления Бога: и всей материальной природы только яркий свет солнца может приблизить к пониманию небесную величественность Богоявления; при этом лучи солнца, подобно разодевающие явление Бога (ср. Пс 103.2 ), уподобляются, – как это обычно и в арабской поэзии, – рогам (ср. Исх 34.29 ; Пс 21.1 ). Нечего и говорить, как приличен этот образ в предложении ко Христу – Солнцу правды. Последние слова ст. 4 – вместо евр. вешам хивион уззо, Vulg ibi abscondita est fortitudo ejus, русск. синод.: «и здесь тайник Его силы», – LXX имеют: και εθετο αγαπησιν κραταιανιαχυος αυτου, слав.: «и положи любовь державну крепости своея», откуда видно, замечает блаж. Иероним, что по чтению LXX «даже и эти слова следует понимать в отношении к Христу, (именно) что Бог Отец для того покрыл небеса силою Своею, и землю наполнил хвалениями, и Сияние Свое сделал как бы свет, и положил царство в руке Сына Своего, чтобы побудить людей любить Возлюбленного Своего и любить не слабою любовию, но крепко и сильно» (блаженный Иероним, с. 196–197). Авв.3:5–7 . Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его – жгучий ветер. Он стал и по­колебал землю; воз­зрел, и в трепет при­вел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. Груст­ными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. Ст. 5–7 указывают разные грозные явления, сопутствующие явлению Бога в мире, причем образы этих явлений очень употребительны в других священных писаниях. Так, для ст. 5, говорящего о язве т. евр. дебер, и убийственном зное, евр. решав, параллелями служат Исх 9.3 и Втор 32.24 . В тексте LXX слово дебер, прочитанное, очевидно, как дабар, слово (что всегда было возможно при отсутствии вокализации) передано через λογος, слово; иначе передается в греко-слав. тексте и вторая половина ст. 5. Блаженный Иероним замечает: «если согласно LXX мы прочитаем: Пред лицем его предидет слово, и по стопам его выйдет на поля, то это значит, что слово Божие пред пришествием Его, которое иносказательно теперь называется лицом, будет предшествовать Ему и уготовлять сердца верующих, чтобы исправить неправое и уравнять неровное, и чтобы душа слушателя, как бы подобная возделанному полю, могла воспринимать духовное семя» (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Авв.3:6 . Ста, и подвижеся земля: призре, и растаяша языцы: стрышася горы нуждею, и растаяша холми вечнии, шествия вечная Его. С Евр: «Стал, и колеблет землю; смотрит, и в трепет приводит народы; разсыпаются горы вечные; холмы древние опадают; пути вечные у Него». Поэтическое изображение Господа, ведшего в пустыне Еврейский народ и восседавшего на кивоте, как на троне. Когда нужно было наказать врагов, кивот останавливался и враждебная Евреям земля колебалась, т. е. жители ее приходили в смущение; тогда достаточно было одного гневного божественного взора на врагов, и все они теряли мужество, ослабевали, как бы таяли от страха. «Вы навели на нас ужас, говорила Раав соглядатаям, и все жители земли сей пришли от вас в робость... ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас» ( Нав. 2:9,11 ; Нав. 5:1 ). Тогда на пути в землю обетованную силою Божественною (нуждею) 87 сокрушены (стрышася) самые горы, тогда растаяли, разсыпались холмы вечнии, 88 древние и знаменитые, т. е. тогда чудесным образом уничтожены были все возможные, по-видимому, непреодолимые препятствия. Таковы были вечные шествия Божии, таковы всегдашние пути и дела Господа Бога нашего. Сн. Псал. 67:25 . «Всем сказанным (поясняет бл. Феодор.) пророк показал нам неизреченное Божие могущество; потому что за преднамерением Божиим следует и самое дело; восхотел только (это выразил пророк словами ста и призре), колеблет Он землю, сокрушает род человеческий, расторгает горы, делает, что холмы тают, как воск. Это и подобное сему соделывает Бог на пользу людям. Ибо шествиями пророк называет дела; означает же сказанным и источивший всем людям спасение крест. На нем стал – Владыка Христос, и поколебал землю, привел в движение и расторг горы; поразил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив это из начала, до устроения мира, исполнив же напоследок дней». Авв.3:7 . За труд видеша селения Ефиопская, убоятся и кровы земли Мадиамския. С Евр: «Вижу селения Хушана под бременем скорби; содрагаются шатры Мадиамской земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Сразу отметим, что среди многочисленных свойств или атрибутов Бога в Библии святость занимает совершенно особое место (см., напр.: Исх 15. 11; Лев 11. 44–45; 19. 2; 20. 26; 21. 8; Нав 24. 19; 1 Цар 6. 20; Иов 6. 10; Пс 21. 3; 98. 9; 144. 13; Ис 5. 16; 6. 3; 40. 25; 43. 5; 57. 15; 65. 5; Иер 50. 9; Иез 39. 7; Ос 11. 9; Авв 1. 12; Лк 1. 49; Ин 7. 11; 1 Пет 1. 16; Евр 7. 26; Откр 4. 8, 6. 10; 15. 4). Именуя Бога Святым, Писание провозглашает, с одной стороны, абсолютное превосходство Всевышнего, обособленность и отделенность Его естества от всего тварного, с другой, совершенную благость, непорочность и нравственную чистоту Творца, Его полную непричастность к каким-либо формам скверны, греха и зла . Таким образом, участник Завета, ищущий освящения и желающий принадлежать реальности (Царству) Бога (Исх 19. 6), должен проявить в себе две основные черты. Во-первых, некую обособленность и отделенность от реальности профанной, обыденной, а также от всего нечистого, противоестественного, мерзкого и скверного . Во-вторых, благость, доброту и высоту собственного нравственного облика по примеру своего Создателя. Средства стяжания такого Богоуподобления имеют разную природу: культовую и этическую. Первые из них весьма многочисленны и направлены на достижение следующих целей: 1) сакрализация пространства (постройка и освящение главных культовых сооружений Древнего Израиля и их принадлежностей — скиния, храм и их утварь (Исх 25–27; 30–31; 35–40; 3 Цар 5–8; 2 Пар 2–7)); 2) сакрализации времени (выделение особых дней или периодов, посвященных на сугубое служение Богу — праздники (Исх 20. 8–11; 23. 14–17; Лев 23; Лев 25. 11–13); 3) сакрализации определенных социальных институтов (выделение жреческой корпорации, обладающей исключительными правами на отправление культа — левиты, священники, первосвященники: (Исх 28–29); 4) сакрализация ритуала (разнообразные жертвоприношения): (Лев 1–7). Все это в целом способствовало систематизации и структуризации религиозной жизни Израиля и его самоидентификации как отдельной самобытной нации — народа Божия. Установления культа имели и важнейшее прообразовательное значение, научая еврейский народ основополагающим принципам домостроительства спасения. Главная из них, очевидно, — идея прощения грехов через пролитие крови невиновного животного (грядущий Мессия как непорочный Агнец, закланный в умилостивительную Жертву за грехи людей). Пользуясь сокровенным языком теней и образов, символизм культа давал возможность будущим поколениям чад Завета узнать пришедшего к ним обетованного Мессию, о Котором говорили Закон и пророки .

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/vethoz...

В Авв. 3:3 говорится, что «Бог от Фемана грядет, и Святой — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля». Некоторые исламисты убеждены, что это сказано о Мухаммеде, идущем от Фарана (в Аравии), и ссылаются на этот стих в сочетании со сходным текстом Втор.33:2 . Как уже отмечалось (в вышеприведенном комментарии к Втор.33:2 ), Фаран расположен в доброй тысяче километров от Мекки, в которую пришел Мухаммед. Далее, здесь сказано, что грядет Бог, а не Мухаммед, который не считал себя Богом. И наконец, «слава» не может относиться к Мухаммеду (чье имя означает «прославленный»), потому что и «величие», и «слава» принадлежат Богу, и мусульмане первые бы признали, что Мухаммед — не Бог и его не следует прославлять как Бога. Псалом 44:4–6 Поскольку в этом стихе говорится о Грядущем с «мечом» для поражения врагов Царя, мусульмане иногда цитируют его как предсказание о своем пророке Мухаммеде, которого называют «пророком меча». Они настаивают, что речь здесь не может идти о Иисусе, так как Иисус никогда не приходил с мечом, что подтверждено и Его словами (в Мф.26:52 ). Однако уже в следующем стихе ( Пс.44:7 ) указано, что этот текст — обращение к Богу, а Богом, согласно Новому Завету, провозглашал Себя Иисус ( Ин.8:58; 10:30 ), тогда как Мухаммед неоднократно отказывался от притязаний на то, чтобы быть пророком большим, нежели может быть человек. Далее, хотя первое пришествие Иисуса было без меча, Библия провозглашает, что Втор.рое Его пришествие будет с мечом, когда за Ним будут следовать «воинства небесные» ( Отк.19:11-16 ). В первый раз Он пришел, чтобы умереть ( Мк.10:45 ; Ин.10:10-11 ). Во второй раз Он придет «с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога» ( 2Фес.1:7-8 ). Таким образом, нет никаких оснований считать это пророчеством о Мухаммеде. И действительно, в Евр.1:8-9 ясно указано, что псалмопевец говорит о Христе. Исаия 21:7 Исаия рассказывает о видении запряженных лошадьми колесниц, всадников на ослах и верблюдах. Мусульманские комментаторы считают всадником «на ослах» Иисуса, а всадником «на верблюдах» — Мухаммеда, которого ставят, как пророка, выше Иисуса. Однако это чисто спекулятивное мнение, не имеющее основы ни в самом тексте, ни в контексте. Даже при поверхностном чтении данной главы очевидно, что речь идет о падении Вавилона за несколько столетий до времени Христа. В стихе Ис. 21:9 сказано: «пал, пал Вавилон». В тексте нет ничего, что могло бы относиться к Христу или Мухаммеду. Далее, упоминание коней, ослов и верблюдов подразумевает разнообразные способы, которыми распространяется весть о падении Вавилона. И опять же, здесь нет абсолютно ни одного слова о Мухаммеде. Матфей 3:11

http://azbyka.ru/muhammed-predpolagaemye...

Так, спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек сам имел нужду в спасителе: «вси бо , — говорит св. Павел, — согрешиша, и лишени суть славы Божия» (Рим. 3:23). Так как грех подверг грешника власти диавола, а диавол подверг его смерти, то состояние наше сделалось крайне бедственным; не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т. е. пророки, но они могли только яснее указать на немощи. Что они делали? Когда видели, что болезнь превышает искусство человеческое, они с небес призывали врача. Один говорил: «Господи, преклони небеса, и сниди» (Псал. 143:5). Другой взывал: «Исцели мя, Господи, и исцелюся» (Иер. 17:14); «воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас» (Псал. 79:3). Иной: «яко аще истинно вселится Бог с человеки на земли?» (3 Цар. 8:27); «скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело» (Псал. 78:8). Другие говорили: «о, люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть» (Мих. 7:2); «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися» (Псал. 69:2); «аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет и не умедлит» (Авв. 2:3); «Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего , уповающаго на Тя» (Псал. 118:176); «Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит» (Псал. 49:3). Потому Тот, кто по естеству есть Царь, не презрел естества человеческого, порабощенного лютой властью диавола; благосердый Бог не попустил быть ему всегда под властию диавола: Присносущий пришел и дал в уплату Свою кровь; для искупления рода человеческого от смерти, отдал Свое тело, которое принял от Девы; освободил мир от клятвы закона, уничтожив смерть Своею смертию. «Христос ны искупил есть от клятвы законныя» , восклицает св. Павел (Гал. 3:13). Так знай, иудей, что Искупитель наш не есть простой человек, потому что весь род человеческий порабощен греху; но также Он и не Бог только, непричастный естества человеческого, каковым хочешь считать его ты, манихей: Он имел тело, потому что если бы Он в меня не облекся, то и не спас бы меня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3853...

руах) или «духа и силы» ( Лк.1:17 ) Илии, духа пророчества и чудотворения – уделить ему преимущественную часть, а не двойную, сугубую часть в сравнении с духом Илии, как в текстах LXX-mu, Vulg., славянском, русском синодальном списках: как пророк Илия мог сообщить преемнику своему больше, чем сам имел? Просьбу Елисея пророк Илия находит трудной (ст. 10), поскольку выполнение ее зависит от того, удостоит ли Бог Елисея, откроет ли ему духовные очи (ср. 4Цар.6:17 ) видеть преславное преставление пророка Илии. Пророк Елисей духовным оком узрел ( 4Цар.2:11–12 ) это, и это было знамением для него, что просьба его (ст. 9) услышана и исполнена; напротив, близко стоявшие ( 4Цар.2:7 ) сыны пророческие, очевидно, ничего не видели, как отошел из этой жизни Илия, почему и искали его на земле ( 4Цар.2:16–18 ). Ср. блаж. Феодорит, вопр. 7 на 4 книгу Царств. 4Цар.2:11 .  Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. 4Цар.2:12 .  Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. Образ преставления пророка Илии облечен был в символические образы вихря, огня, колесницы и коней – обычные символы ветхозаветных богоявлений ( Ис.66:15 ; Авв.3:8 ; Пс.49:3,103:3 ). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии ( Сир.48:1–12 ); колесницы же и кони, как главная сила, опора и слава народа ( Исх.14:9,17 ; Втор.20:1 ; 3Цар.10:29 ; Ис.31:1 ; и далее) обозначали преставление пророка, как прославление его, триумфальное шествие в мир небожителей (LXX, слав. ст. 1, 11: ς ες τν σρανον, яко на небо). Указанное здесь символическое значение колесниц и коней служит к объяснению и восклицания пророка Елисея (ст. 12) в отношении к исчезнувшему пророку Илии: «отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!»: цари других народов на войне употребляли коней и колесницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нужно ли большее доказательство высокой премудрости, когда Бог из самых непроходимостей благоволит дать свободный выход? Через одного, который возненавиден, земля обетования разделяется по жребию; проданный переселяет народы, a сам воздвигается в великий народ, и малая сия отрасль делается виноград благолозен ( Ос. 10:1 ), столь обширный, что доходит до рек, простирается до моря, расширяется далее и далее за пределы, покрывает горы величием славы, превышает кедры, и даже горы и кедры Божия (какие бы горы и кедры ни надлежало здесь разуметь) ( Пс. 79:11–12 ). 6. Такова была некогда паства сия и такой сделалась ныне – столь благоустроенной и расширенной! И если она несовершенна, то через постепенные приращения восходит к совершенству; а я предрекаю, что и будет восходить. Сие предвещает мне Дух Святой, ежели и я имею сколько-нибудь пророческого дара, могу видеть вперед, по предшествовавшему надеяться о будущем и знать оное по умозаключению, как воспитанник Слова. Ибо гораздо было необычайнее из прежнего состояния прийти в настоящее, нежели из настоящего достигнуть верха славы. Если, по гласу Животворящего мертвых, стали уже совокупляться кости к костям и состав к составу и сухим костям дан дух жизни и пакибытия ( Иез. 37:7 ), то, очень знаю, должно совершиться и полное воскресение. Да не возносятся в себе преогорчевающии ( Пс. 65:7 ), да не думают, что обладают чем-нибудь, уловляя тень, или соние востающих ( Пс. 72:20 ), или мимолетный ветер, или след корабля на воде. Да плачевопльствит питис, зане паде кедр ( Зах. 11:2 ). Пусть вразумятся бедствиями других и узнают, яко не до конца забвен будет нищий ( Пс. 9:13 ), и, как говорит Аввакум, во изступлении разсечь главы сильных ( Авв. 3:14 ) не замедлит Божество, рассекаемое и худо разделяемое на начальственное и подначальное, причем особенно оскорбляется и Божество, низводимое до твари, подавляется и тварь равночестием с Божеством. 7. Слышу, кажется, и сие слово Того, Кто собирает сокрушенных и приемлет угнетенных: расшири ужа твоя, еще простре на десно и на лево, воздрузи, покровов не пощади ( Ис. 54:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Устами все обещает плачущий враг, а в сердце замышляет коварство ( Притч.26:24 ). 34 . Против помысла, который доказывает мне, будто заповеди Божьи трудны, и говорит мне, что они приносят много трудностей и страданий телу и душе: Надежнее язвы от друга, нежели добровольные поцелуи врага ( Притч.27:6 ). 35 . Против помысла, который, несмотря на отсутствие болезни, требует немного вина и говорит мне: «Послушай, ведь именно ради людей было создано вино»: Всё, что Он сотворил, хорошо (есть) в свое время ( Еккл.3:11 ). 36 . Против помысла, который напоминает мне о былых пирах и возлияниях и призывает вернуться к этому обычаю: Лучше ходить в дом плача, нежели ходить в дом пира ( Еккл.7:2 ). 37 . Против тщеславного помысла, который убеждает нас выйти за пределы того, что нам подобает – скажем, повесить на чресла тяжелые мешки и уйти в пустыню, чтоб пребывать там под открытым небом, питаясь кореньями; который, далее советует избегать одного только вида людей, которые пытаются нас утешить и от которых мы получаем утешение: Не будь слишком праведен и не показывай себя слишком мудрым, чтобы не лишиться тебе рассудка ( Еккл.7:16 ). Из Иова 38 . Против помыслов, которые напоминают нам о прошлых благоденствиях и указывают нам на возникшие теперь трудности: Если доброе мы получаем от руки Господа, то худого не перенесем ли? ( Иов.2:10 ). Из Михея 39 . Против помысла, который возникает у нас в душе, когда мы отправляемся к своим родственникам по плоти и [там] предлагают накрытый блюдами стол: Встань и уходи, ибо нет тебе здесь покоя по причине нечистоты ( Мих.2:10 ). Из Аввакума 40 . Против помысла чревоугодия, который в праздничные дни изображает мне множество людей, возлежащих за изысканной трапезой, ликующих и радующихся: А я буду ликовать в Господе и радоваться о Боге, Спасителе моем ( Авв.3:18 ). Из Исаии 41 . Против помыслов, которые напоминают нам об удовольствиях трапезы, наполненной всякими яствами, и восхваляют эти вещи как лучшие, чем монашеская жизнь: Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, которые тьму почитают светом, и свет тьмою, которые горькое почитают сладким, и сладкое горьким! ( Ис.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010