Православный: Есть ли в Писании иные символы? Священник: Есть, и во множестве. Укажу вкратце лишь те, что указывают на верующий народ, именуемый и агнцами ( Ис.40:11 ; Ин.21:15 ), и овцами ( Пс.77:52 ; Зах.13:7 ; Мф.25:33; 26:31 ; Ин.10:11–16; 21:16–17 ), и оленями ( Пс.17:34 ; Авв.3:19 ), и орлами ( Пс.102:5 ; Ис.40:31 ), и деревьями плодовитыми ( Пс.1:3 ; Иер.17:8 ), и смоквами ( Иер.24:2–8 ). Об обрядах же и о том, что они угодны Богу, прочтешь в следующих местах: Исх.37,38,39,40 ; Лев.8:6,7 , и Лев.12,13,14,15,16,17,18,36; 9:1–24; 23:17, 18,19 , как и во многих других. Глава 13. О посте Священник : Пост, по свидетельству святого Василия Великого , есть самая древняя заповедь, данная Богом. Ибо этот великий отец Церкви Христовой говорит: «Уважь древность поста. Он одного возраста с природой человека: пост узаконен в раю. Вначале Адам принял заповедь: от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте ( Быт.2:17 ) " 86 . Под словом «пост» мы понимаем полное или частичное воздержание от пищи и пития, и во всех случаях от никчемных дел и худых пожеланий. Он необходим как средство, содействующее молитве, победе над телесными похотями, примирению с Богом и стяжанию благодати Его 87 . Пост есть обуздание плоти и укрепление воли; пост есть образ покаяния, а значит, и орудие спасения. Пост есть наше поклонение Богу действием, ибо он жертва, приносимая Ему от любви и благоговения. Будучи умерщвлением тела, пост есть и способ самоусовершения, и видимый знак нашего желания уподобиться Богу и ангелам Его, не имеющим нужды в пище. «Пост дело Божие, ибо у Него нет нужды в пище» 88 . Пост, очищая тело и окрыляя душу, доставляет великую пользу обоим. Пост многократно предписан в Ветхом Завете (см.: Исх.34:28 ; Втор.9:18 ; Суд.20:26 ; 1Цар.7:6 ; Ис.58:3–14 ; Иоил.2:15 ), а о телесной его пользе особо сказано у Иисуса, сына Сирахова: Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни ( Сир.37:32–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Еф. 2:7. 1553 Пс. 33:9. 1554 Деян. 4:17–18. 1555 Лк. 6:22. 1556 2 Кор. 4:13; Пс. 115:1. 1557 Пс. 83:6. 1558 Пс. 37:4. 1559 2 Петр. 1:19. 1560 Пс. 103:23. 1561 Буквально: «как знает дорога» (ς οδεν δς). 1562 Общий тропарь преподобному, глас 8; Ср.: Быт. 1:26. 1563 Буквально: «цвету». 1564 Варианты перевода: «за которой следует» или «которой приходит на смену». 1565 Евагрий Понтийский, Главы деятельные к Анатолию (приписываются Нилу Синайскому), 70 — PG 40, 1244А; Нил Синайский, О различных лукавых помыслах 18 — PG 79, 1221В. 1566 Еф. 5:27. 1567 Ср.: Пс. 33:9. 1568 Тропари по непорочных из чина погребения; Ср.: Быт. 1:26. 1569 Быт. 1:26. 1570 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrötiennes, v. 5, p. 149. 1571 Сол. 1:5; Евр. 10:22. 1572 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chremiennes, v. 5, p. 149–150. 1573 Исх. 24:10. 1574 Исаак Сирин, Слово 32 — Σπετσιρης, σ. 140. 1575 Там же. 1576 Максим Исповедник, Схолия на «О божественных именах», 2, 11 — PG 4, 232С. 1577 Авв. 3:11. 1578 Мал. 4:2. 1579 Это прилагательное в собственном смысле употребляется исключительно по отношению к луне. 1580 Мф. 13:43. 1581 Пс. 35:10. 1582 Ин 1,16. 1583 Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна, 14, 1 — PG 59, 92. 1584 В издании Меретакиса слова «Λγου Πατρ» даны с заглавной буквы, но совершенно невероятно, чтобы они относились к Самому Отцу Слова — Богу Отцу. А в новогреческом переводе — строчными буквами «сам отец слова», но и тогда смысл остается темным. Мы перевели « του λγου» как «о котором речь», предполагая, что речь может идти о Златоусте, на которого св. Григорий ссылается в предыдущем параграфе. 1585 Амелет («Не знающий забот» или «Избавляющий от забот»), по Платону — одна из рек Аида. Плутарх говорит, что вода ее не может удержаться в сосуде, но выливается произвольно. 1586 Ин. 15:25; Пс. 34:19; 69:5. 1587 2 Тим. 2:15. 1588 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149. 1589 Быт. 1:26. 1590 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149–150. 1591

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Быстрые и грациозные: каменный козёл, олень (лань), газель и онагр В великолепное перечисление чудес природы в Иов 38–40 включено и описание рождения диких созданий — каменных козлов и ланей (Иов 39:1–4). Ничем не обязанные человеческому смотрению, но ведомые и охраняемые Господом, — их единственной “повивальной бабкой”, знающей время рождения, — в диких горных местностях они производят на свет своё потомство. С Божией помощью детёныши растут, крепнут и становятся самостоятельными. Живя группами до 10 особей, дикие, или каменные козлы с лёгкостью перемещаются по пустынным скалистым местам. Роскошные гребневидные рога самцов достигают 50 дюймов (125 см) при росте (до плеча) 34 дюйма (85 см). Упоминаемая лань — вероятно, коричневато-жёлтая лань, — ростом 36 дюймов (90 см), у самцов — характерные оленьи рога. Дикая коза 5 и лань вместе упоминаются и в Притч 5:19 как образ доброй жены, которую следует ценить и любить только её, не увлекаясь посторонними женщинами. Особенно быстры и грациозны газели ростом всего 24 дюйма (60 см), рога самок и самцов изогнуты наподобие лиры. В виде газели 6 представляет девица своего возлюбленного, скачущего по горам, прыгающего по холмам (Песн 2:8–9, ткж 2:17). Этот отрывок наполнен воздухом весны, его долгое время читали в пасхальные дни, подразумевая воскресшего Христа, идущего к Своим возлюбленным чадам. Образ лани 7 возникает и в триумфальном заключении книги пророка Аввакума, когда в бедствиях настоящего пророк непоколебим в вере в Божие спасение: Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! (Авв 3:19). В перечислении чудес в книге Иова встречается и дикий осёл, или онагр (Иов 39:5–8). Хотя на древнем (ок. 2500 до Р. Х.) рисунке из Ура онагр изображён впряжённым в четырёхместную повозку, в Библии он — дикое свободное создание. Одарённый от Господа способностью преодолевать огромные пространства и горы, онагр посмеивается над суматохой городских улиц и криками погонщиков, являющимися уделом ослов.

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

Вслед за этим читается отрывок из второго принесенного свитка закона, именно Чис.28:26–31 , где перечисляются жертвы, приносимые древними евреями в праздник пятидесятницы 70 . Наконец поется по-халдейски песнь гадакам 71 , после которой священники, предварительно умыв руки, преподают народу благословение, и богослужение оканчивается. Вечером евреи снова собираются в синагогу, где, кроме молитв, читаются 10 синайских заповедей. Ночью с 6 на 7 сивана евреям позволяется спать. 7-го сивана, во 2-й день праздника пятидесятницы, евреи также должны собраться в синагогу. Здесь читается им книга Руфь, так как описанное в этой книге произошло во время жатвы ( Руф.2:23 ), т.е. пред праздником пятидесятницы ( Втор.16:9 ). После этого читаются два отрывка из Пятикнижия Моисеева: Втор.15:19–16:22 (заповедь о посвящении Богу первородных из скота и о праздновании праздников) и Чис.28:26–31 (о жертвах в день пятидесятницы). Потом читается молитва пророка Аввакума (Авв. гл. 3) и молитва за умерших. Наконец, принесенные в первый день праздника два свитка закона торжественно переносятся к ковчегу Аарона и полагаются в нем, при пении особо для этого случая составленной молитвы. Богослужение, как всегда и в других случаях, оканчивается священническим благословением ( Чис.6:22–26 ). Всякая работа в оба дня праздника пятидесятницы запрещается евреям; позволяется только приготовлять кушанье. Пищу в этот праздник евреи употребляют молочную, чтобы, – по разъяснению талмуда, – белизною молока хотя нисколько напомнить евреям о необыкновенном свете, какой видели предки их при получении закона на горе Синайской: гора, как известно, сотряслась тогда от гласов и молний, ее облегали облака и сумрак, как знамения присутствия Божия на горе ( Исх.19:16 –18 ), и все пространство около горы и то место, где был стан еврейский, освещено было, – по преданиям Иудейским, – необыкновенным светом, несравненно сильнейшим солнечного. Так в наше время празднуют иудеи пятидесятницу 72 . С какого времени установилось у них такое празднование с описанными обрядами, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Гал.4:4). Посему «услышах слух Твой и убояхся: разумех дела твоя и ужасохся»; ибо Ты благовествовал слепым прозрение, проповедовал пленным отпущение (Ис.61:1—2; Лк.4:18—19), врачевал сокрушенных сердцем, обращал заблуждающихся, соединил разрозненное (Пс.146:3), был светом сущим во тьме (Ис.9:2; Лк.1:79), дверью и путем к жизни и освящением (Ис.45:1; Ин.10:7, 14:6); Ты стал миром, чрез веру соединяющим в один народ сущих от обрезания и сущих из язычников (Еф.2:14, 18), сделался камнем краеугольным, избранным, честным (Ис.28:16; Мф.21:42). Ты приобрел вселенную Богу и Отцу, освободил от грехов тех, которые пленены были по немощи, исхитил из руки дьявольской (1Ин.3:8). Рабы воссияли благодатью сыноположения (Еф.1:5; Кол.1:13), человек земной сделался гражданином неба (1Кор.15:47—49). Сверх этого, думаю, достойно внимания и следующее. Ты, животворящий всех, претерпел вместе с нами телесную смерть. Но Ты сделался первенцем из мертвых, начатком усопших, первородным человечества, восстановленного к нетлению; ибо Ты воскрес как Бог, поправ сурового и неодолимого зверя, то есть смерть, уничтожив силу древнего того проклятия, в Тебе и чрез Тебя потеряло значение сказанное против нас определение: «земля еси, и в землю отидеши» (Быт.3:19). Авв.3:2. Посреде двою животну познан будеши.   Это объясняется различными толкователями различно. Один из них сказал, что двумя животными названы здесь Дух и Сын, и посреди их познается Бог и Отец. Но, по моему мнению, такое толкование заключает в себе много грубого и нелепого. Кто дерзнет сказать, что жизнь, то есть Сын или Дух Святой, есть животное? Напротив, жизнь есть то, что оживотворяет, а животное заимствует жизнь от другого. Но и в другом отношении нелепо называть как бы средним между обоими Отца, Который именуется первым по чину исповедания Святой и Единосущной Троицы. Впрочем, мы отнюдь не утверждаем, что по наименованию поставленный прежде Сына и Духа и существовал прежде их; ибо это — пустые слова и ложь. Напротив, мы думаем и веруем, что Он имеет совечным Себе Слово, и был то, что есть, не без Духа Своего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3522...

для омытия греха и нечистоты“ ( Зах. 13:1–2 ). И видит Захария некоего „покрытого рубцами, битого в доме любящих Его“ и еще видит, что: „поражен Пастырь и рассеются овцы стада“. „И скажет Господь: это Мой народ и они скажут: Господь Бог мой!“ ( Зах. 13:6–9 ). Таким образом пророчество Исаии, (как позднейшее пророчество Захарии) об исчезновении идолов, заключает в себе пророчество об очищении земли от власти духов злобы поднебесных, что и совершилось властию и милостию Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа 284 . И в стихе 19 мы видим пророческое видение не только о разрушении Иерусалима Вавилонянами, но и о разрушении Иерусалима Римлянами и далекое предвидение великого судного дня. Вспомним, что Господь, ведомый на пропятие, глаголал дщерям Иерусалимским: „плачьте о себе и о детях ваших. Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные,.... и начнут говорить горам: падите на нас“.... ( Лк. 23:25–30 ). В этих словах Господь указывал на грядущее разрушение града, но и это разрушение Иерусалима было преобразованием последнего великого дня суда Господня. В нашем труде „Опыт изучения Евангелия Св. Иоанна Богослова“, (ч. I, стр. 161 прим. 2-е), мы говорили, как во всех Евангелиях суд над Иерусалимом прообразует великий день судный. 20 . В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, 21 . чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Пророк видит и настоящее, и будущее: в настоящем он обличает грубое идолопоклонство своего времени, в будущем он клеймит всякое идолопоклонство, будет ли то обожание себя или другого человека, или разума человеческого, ставимого превыше всего, или наслаждения плоти: когда настанет тот день все исчезнет, как дым пред славой Господней. Но время, когда откроется „тот день“, только Богу известно, ( Мф. 24:36 ) хотя многие прообразовательные события посылаются Господом Богом, чтобы приготовить человечество к последнему великому дню. Об идолах надобно напомнить, что самое имя их по-еврейски означает ничто, нечто не существующее, ложь. Ср. в Псалме 95 ст. 5: „все боги народов суть ничто (идолы)“. Прекрасно говорит пророк Аввакум: „горе тому, кто говорит дереву: встань; и бессловесному камню: пробудись! “ ( Авв. 2:19 ). День Господень есть день просвещения неумирающего человеческого я; идолопоклонники внезапно пробуждаются от безумия своего, как от тяжелого сна, и при свете правды Господней видят пред собою то, что они чтили и содрогаются безумию своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

16:15. Стражи должны ночью стоять на своем посту. Обычно люди в теплое время года спали нагими, но большинство иудеев приходили в ужас при мысли о том, что их могут увидеть обнаженными. Возможно, здесь представлен образ обнаженного хозяина дома, который схватил в своем доме ночного грабителя. Истоки этого образа, вероятно, можно найти в Ветхом Завете, и, возможно, это связано с обычаем обнажатьпленника ( Ис. 47:3 ; Иез. 16:37 ) или с пьяной женщиной ( Авв. 2:16 ; ср.: 3:18; об образе вора см. в коммент. к Отк. 3:3 ). 16:16. Господь обещал собрать народы ( Иоил. 3:2,11 ; Соф. 3:8 ; Зах. 12:3; 14:2 ; ср.: Ис. 13:4 ; Иер. 50 – против Вавилона); этот образ конца времен далее развивается в иудейских преданиях (1 Енох., СвиткиМертвого моря). Народы и дракон, который ведет их, соберутся совсем с другими целями, но Бог собирает их, чтобы окончательно уничтожить. В Ветхом Завете как место этой последней битвы в конце времен указывается долина Иосафата ( Иоил. 3:2,12,14 ), вероятно, стратегическая равнина Мегидцон в Изреельской (Ездрилонской) долине. Это былкоридор между легко доступной путешественникам прибрежной равниной и дорогой на Дамаск в Арамее и, следовательно, важнейший стратегический перекресток, обходной путь мимо гор, для войск ( Суд. 5:19; 6:33 ; 2Пар. 35:22 ; Зах. 12:11 ; фараон Тутмос III в 1483 г. до н. э. и др.). Ме-гиддон (евр. Har – Magedon, Ар-Магедон),буквально означает «гора Магеддон», т. е. «Армагеддон»). Но такое преобразование этого названия Иоанном не противоречит апокалиптической географии (13:1; 17:1,3,9). О чем точно говорит Иоанн, не совсем ясно, но место, связанное с долиной Мегиддон, принимается всеми почти единодушно как путь завоевателей с Востока, которые захватят Рим. 16:17,18. Эта терминология отражает приготовление к теофании – явлению славы Божьей, как на Синае (ср.: Исх. 19:16 ; Отк. 4:5 ); мощное землетрясение может указывать на конец света (6:12; 11:13). 16:19. Праведные будут взывать к Богу, напоминая Ему о направленных против них делах своих притеснителей ( Пс. 136:7 ). О чаше см. в коммент. к Отк. 14:9,10 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

54:1–5, смотри Гал. 4:27).   Здесь пророк изображает ветхозаветную еврейскую Церковь в виде замужней женщины, а языческие народы — в виде неплодной женщины, которая потом родит больше детей, чем первая жена. О призвании язычников на место отпавших от Царства иудеев предсказал также Осия (Ос. 1:9-10, 2:23). В ветхозаветное время принадлежность к Царству обуславливалась национальностью. В новозаветное время необходимым условием для принадлежности к Царству Мессии будет вера, о чем писал Аввакум: «Праведный верою жив будет» (Авв. 2:11, Ис. 28:16).   В отличие от ветхозаветного закона, написанного на каменных скрижалях, новый Божий закон будет написан на самих сердцах членов Нового Израиля, то есть воля Божия станет как бы неотъемлемой частью их существа. Это написание закона на сердцах обновленного Израиля совершит Дух Святой, о чем пишут пророки Исайя, Захария и Иоиль. Как мы увидим, пророки, говоря о благодати Святого Духа, часто ее именовали водою. Благодать, подобно воде, освежает, очищает и дает жизнь душе человека. О духовном обновлении первый предсказал пророк Исайя: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее. Изолью Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44:3). У Захарии же мы читаем: «На дом Давида и на жителей Иерусалима изолью Дух Благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце… В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (Зах. 12:10–13:1, 14:5–9, Ис. 12:3).   Здесь, между прочим, предсказывается та покаянная скорбь, которую жители Иерусалима испытали после смерти Христа на Голгофе (см. Иоан. 19:37, Деян. 2:37). О духовном обновлении писал и пророк Иезекииль:   «И возьму вас из народов и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас водою, — и вы очиститесь от всех скверн (нечистот) ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Иеронима), т. е. шум бури и удары грома, потрясающие горы и пустыни, пугая беременных ланей (оленьих самок) способствуют им к скорейшему рождению детёнышей, сокращая и облегчая их родильные муки, которые, как замечали древние, у этих животных и у горных коз бывают особенно тяжелы ( Иов.39:1–3 ). Слав.-грек.-лат. – есть общее выражение той же мысли о способствовании к рождению оленей. В то же время буря, проносясь над лесами, обрывает с них ветви и листья, лишая их густого покрова зелени (ср. Исх. 9:23–25 ; Пс.77:47 ; Ис.28:2 ; противоп. Пс.1:3 ) и делая их обнаженными, редкими и открытыми ( крыетъ дбравы), как в странах холодных, а иногда и в Палестине, во время зимы (ср. Иов.37:9–10 ; Сир.43:22–23 ), или в жарких, – по иссыхании зелени во время летнего зноя (ср. Иез.17:10; 19:12 ). В духовном смысл олень или лань служит образом верующего, ревнующего о славе Божией, всею душою стремящегося к Богу и желающего восхвалять Его ( Пс.41:2–8 ; Авв.3:19 ); а под образом родильных мук, в отношении к верующим, обыкновенно изображается печаль их по Бозе, а также скорби среди гонений, когда неверующие хотят помрачить славу Божию, и томительное ожидание торжества истины и прославления имени Божия. – Как родильные муки оканчиваются наконец рождением на свет дитяти, которое утешает мать и заставляет не забыть все свои страдания: так среди гонений и скорбей воинствующая церковь Христова рождает новых чад Богу, а каждый в частности верующий очищается скорбями и производит плоды веры и благочестия ( Ин.16:20–22 ; Апок. 12:1–2 ). Посему разрешение от бремени ланей действием гласа Божия есть предызображение того, что сообщаемая в Новом Завете благодать Божия облегчает страдания церкви и содействует ей к скорейшему рождению новых чад и произведению плодов веры и благочестия. Дубравы – образ идолопоклонства и нечестия ( Ис.27:9 ; ср. бл. Феодор. и Евф. Зигаб.); посему обнажение дубрав – предызображение противоположного действия Духа Божия к наказанию людей неверующих или вступивших в церковь , но не приносящих плодов добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ответ. Нет, так как Церковь не признает икон за богов и предает проклятию тех, кто воздает иконам божеское поклонение: «мы предаем анафеме тех, которые или святому, или ангелу, или иконе, или кресту, или мощам святым, священным сосудам, или Евангелию или другому чему, елико на небеси горе, и елико на земли и в море, воздают такую честь, какая прилична единому в Троице Богу» (Посл. восточ. патриарх. о православ. вере, отв. на вопр. 3, стр. 37–38). Все чада православной Церкви веруют во Единаго Бога во Св. Троице поклоняемого и сию веру открыто исповедуют в своем Символе Веры : «Верую во единаго Бога Отца»... Вопрос. Не говорят ли штундисты, что словами: «никакого изображения»безусловно запрещается делать какие-либо изображения безотносительно к цели, с какою они сделаны? Ответ. Да, они говорят это; но в таком случае они должны допустить, что и словами четвертой заповеди Десятословия «не делай в оный день никакого дела» ( Исх.20:10 ), безусловно воспрещается делать какое-либо дело, будет ли оно делом богоугодным или противным воле Бога; но такое понимание этих слов противно ясному учению Иисуса Христа: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, в субботы можно делать добро» ( Мф.12:11–12 ). Вопрос. Что должно заключить из сказанного? Ответ. То, что делать изображения, предназначенные служить для прославления Бога и Его святых, каковы суть св. иконы, не запрещается Св. Писанием. Вопрос. Какие другие места Св. Писания приводят штундисты в опровержение иконопочитания? Ответ. Они указывают: Пс.113:12–16, 134:15–17 ; Прем.13:1–15 ; Ис.44:9–20 ; Иер.2:26–28 ; а также все «Послание Иеремии»; Иез.8:5–12 , Авв.2:18–19 ; Дан.14:3–6 ; Деян.17:29 ; Рим.1:21–23 ; 1Кор.8:5–7 ; Гал.4:8 ; Откр.9:20 и многие другие. Вопрос. Что должно заметить по поводу указанных мест? Ответ. Все они говорят об идолопоклонстве, запрещают поклонение кумирам или идолам и никакого отношения к иконопочитанию, как его понимает Православная Церковь (см. Определение седьмого вселенского собора), не имеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010