Человек выбирает путь к свободе, освобождается, бежит из тюрьмы. Но при этом свободным можно быть везде. Вот митрополит Антоний приводит такую историю: в Шлиссельбургской крепости на стене в одном из казематов была найдена надпись: “Со Христом и в тюрьме я свободен, без Христа и на воле тюрьма”. Человек, замурованный в одиночной камере, погребенный в тюрьме, подобно графу Монте-Кристо, стал свободным. Он уже был со Христом, он был с Богом, ему там было хорошо и легко. А можно быть на воле рабом чувственных страстей. И уже после разговора о совести мы подходим к главе аввы Дорофея, которую дети читают. А авва Дорофей замечательно говорит о естественном законе: когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, — некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, свет и теплоту. Как замечательно: свет, который просвещает человеку путь жизни, и теплоту сердечную, которая воспринимает Божественную волю. Свет, который светит вперед и внутрь человека. Помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое. Сие называется совес­тью, — и она есть естественный закон. Вот такое аскетическое и вполне научное определение совести. И дальше авва Дорофей повествует, как совесть действует в человеке. Это все дети обязательно читают дома, потому что это написано просто и понятно. А потом они читают еще о том, что совести мешает, почему совесть в человеке может вдруг быть засыпана, почему совесть может быть нечувственна, почему совесть часто предается человеком. Это вторая часть аввы Дорофея. И здесь мы уже начинаем говорить о других вещах, связанных с совестью. — А если человек пытается найти такие места, где он может жить… легче… Бывает такое настроение у молодежи… здесь я безвольный, здесь мне тяжело… я хочу противопоставить себя этому миру, например, вплоть до монастыря… это же внутренняя слабость? Отец Алексий: Не всегда, нет. Это может быть осмысленный и выстраданный выбор. — А если ребенок приезжает в православный лагерь на лето, там он молится, а возвращаясь домой, погружается в совершенно другую атмосферу, и получается, что ближе ко Христу он в тех условиях, которые ему создали. Отец Алексий: Но в этом и заключается смысл воспитания. Человек приобретает определенный навык молитвы, знание о том, что ему было хорошо именно тогда, когда он молился, и тогда совесть его не обличала, а когда он перестает молиться, совесть начинает его обличать, — и он страдает, он тянется к тому, что было. Ведь это и есть семена добродетели. Авва Дорофей в одном из своих поучений говорит совершенно замечательную для всех учителей фразу: семена добродетели неистребимы. Если в человеке что-то посеяно и глубоко в него вошло, то это нельзя истребить, это может лежать где-то подспудно, а потом обязательно прорастет. Очень хорошо и важно, что дети попадают в такие условия, может быть, искусственно для них созданные, когда им легко быть хорошими.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Прошения гордые Бог отвергает, ненужные не исполняет, но когда Его создание просит у Него дара существенно полезного и необходимого, — Он ниспосылает его из всех неоскудевающих Своих сокровищ. Существенно полезный, необходимый для человека духовный дар от Бога — нищета духа. Аминь.  Отношение христианина к страстям его Некоторый великий подвижник сказал: «Должно терпеть свои недостатки точно так же, как терпим недостатки других, и снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах. Вместе с этим не должно предаваться нерадению: должно заботиться усердно о исправлении и усовершенствовании себя» «Не возмущайся, не приходи в недоумение, — сказал некоторый святой отец, — когда увидишь в себе действие какой-либо страсти. Когда восстанет страсть, подвизайся против нее, старайся обуздать и искоренить ее смирением и молитвою» (Преподобного аввы Дорофея поучение 13 о терпении искушений). Смущение и недоумение, при открывшемся действии страсти, служит доказательством, что человек не познал самого себя (Преподобного аввы Дорофея поучение 13 о терпении искушений). При свете Слова Божия рассмотрим отношение наше к страстям и немощам нашим, чтоб получить правильное понятие о себе, и, на основании правильного понятия о себе, правильно управлять собою. Человек в беззакониях зачинается, рождается во грехах (Пс.50:7): следовательно, страсти, или греховные недуги души и тела, свойственны нашему падшему естеству. Страсти противоестественны непорочному естеству нашему, каким оно было создано; противоестественны страсти и естеству обновленному; они естественны падшей природе. Так, естественны всякой телесной болезни свойства этой болезни; так, естественны болезни и смерть нашему телу, утратившему бессмертие и свойства бессмертия. До падения бессмертие было естественно нашему телу, — болезни и смерть были неестественны. Страсти — иначе грехи, в обширном значении этого слова. Апостол, когда говорит о грехе, живущем в человеке (Рим.7:14; 17:20), разумеет под словом «грех» заразу злом всего естества человеческого, разумеет страсти. Это состояние называется также состоянием плотским (Рим.7:14; 8:8) и смертию (Рим.7:24; 8:2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ты имей благое произволение к принятию оных лекарств, понудь себя к терпению и проси помощи Божией, – то и увидишь со временем исцелившуюся себя от оных несносных болезней. На то-то и заповеди нам даны от Бога, чтобы врачевать ими наши страсти и от оных рождающиеся грехи. Когда положишь начало, то, при помощи Божией, смотри за собою: буде оскорбишься за что-либо тебе противное, то обвини себя за то, что оскорбилась, а не того, кто тебя оскорбил; а оного еще благодари, что подал тебе случай видеть свою скверну и попещись о исцелении оной. Ведь ты читаешь сама книги отеческие, и я тебе много раз писал и говорил, как должно поступать при таких случаях, когда оскорбишься: св. Симеона Нового Богослова гл. 31, Марка Подвижника гл. 209, Беседы пр. Зосимы, аввы Дорофея : о еже себя укоряти, у св. Лествичника в степени о послушании: и у других многих найдешь, как получить исцеление несносному твоему характеру. Корень же оного есть гордость, старайся исторгать оный ежедневно, то ветви сами по себе рассыпятся; a на место того водружай корень смирения, на котором пойдут отрасли благие и принесут плод, успокаивающий тебя. Письмо сие может тебе послужить во всяком случае благим советом, когда примешь с верою и вонмешь написанным тут истинам; которое написал тебе от истинного желания тебе мирного и спокойного пребывания и спасения. И. М. 14 ноября 1850 года. 362 Достопочтеннейшая о Господе мать P.! Пишешь ты, что чувствуешь свое злобное сердце и не можешь никак противостать, при случае, и смириться. При благом твоем произволении имей тщание и проси помощи Божией, то и можем стать и исторгнуть корень гордости, от которого все наше устроение бедствует. Бог же смотрительно посылает нам случаи, дабы мы, принимая с самоукорениием, исцелились от душевных наших болезней. Я тебе и говорил и показывал отеческие писания; читай их и старайся понуждать себя к деланию по оным: св. Симеона Нового Богослова гл. 31, св. Марка Подвижника гл. 209, Беседы пр. Зосимы, в книге аввы Дорофея : о еже себя укоряти, а не ближнего, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Печерский Андрей. Цит. соч. С. 79. Печерский Андрей. Цит. соч. С. 53. Печерский Андрей. Цит. соч. С. 154. Печерский Андрей. Цит. соч. С. 155. Печерский Андрей. Цит. соч. С. 159–160. Печерский Андрей. Цит. соч. С. 173. Печерский Андрей. Цит. соч. С. 174. Печерский Андрей. Цит. соч. С. 174–175. Печерский Андрей. Цит. соч. С. 180. Печерский Андрей. Цит. соч. С. 181. Печерский Андрей. Цит. соч. С. 181. Печерский Андрей. Цит. соч. С. 182. Печерский Андрей. Цит. соч. С. 184–185. Полн. собр. соч. П. И. Мельникова-Печерского. СП6., 1909. Т. 1. С. 5–6. Полн. собр. соч. П. И. Мельникова-Печерского. СП6., 1909. Т. 1. С. 6. Здесь и далее ссылки на романы Мельникова-Печерского даются непосредственно в тексте по изданиям: Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах. Кн. 1–2. М. 1956; П. И. Мельников (Андрей Печерский). На горах. Кн. 1–2. М., 1956 — с указанием в круглых скобках названия, книги и страницы. См. : Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). М., 1998. С. 631–674. Добротолюбие. Т. 5. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1992. С. 223. Полн. собр. соч. П. И. Мельникова-Печерского. Т. 1. С. 17. Писарев Д. И. Сочинения. Т. 1. М., 1955. С. 189. Здесь и далее ссылки на произведения Писемского даются непосредственно в тексте по изданию: Писемский А. Ф. Собр. соч. в девяти томах. М., 1959; с указанием тома и страницы в круглых скобках. Писемский А. Ф. Письма. М.-Л., 1936. С. 391–392. Преподобного отца нашего АВВЫ ДОРОФЕЯ душеполезные поучения. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1900. С. 188. Преподобного отца нашего АВВЫ ДОРОФЕЯ душеполезные поучения. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1900. С. 144. Достоевский Ф. М. Т. 28, кн. 1. С. 312. Личный архив А. Н. Стрижева. Здесь и далее ссылки на произведения Ф. М. Достоевского даются по изданию: Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч. в тридцати томах. Л., 1972–1990 — с указанием тома и страницы непосредственно в тексте. Зеньковский В. В., прот. История русской философии. Paris, 1989. С. 436. Бердяев Николай. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. М., 1994. С. 152–153.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Желаю, чтобы мирно проводили святые дни праздника и встретили новый год благоговейно. Остаюсь многогрешный И. Макарий. 24 декабря 1846 года. 119 «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным». ( Ефес.6:12 ); равно и оружия воинства нашего не плотския, но духовные, способные на разорение твердем вражиим ( 2Кор.10:4 ), о коих также пишет св. Апостол; «сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют ( Ефес.6:13 ), и проч. Он велит препоясаться истиною, облечься в броню правды, обуть нозе в уготование благовествования мира, восприять щит веры, в немже возможно все стрелы разжженныя лукавого угасить и шлем спасения восприять и меч духовный, иже есть глагол Божий ( Ефес.6:12–17 ). Вооружась сими оружиями, надобно приступать к брани со многим смирением, а не с самонадеяннием; а что брань сия необходима, для хотящих спастись, то и премудрый Сирах возбуждает: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение( Сир.2:1 ), и проч. А какого бы рода ни последовали искушения, как надобно укреплять себя в оных, прочти у св. Макария египетского в 7 слове, 13, 14, 15, 16 и 17, так же у св. Исаака Сирина слова: 34, 35, 36 и 37 и в 51 слове часть, и у св. аввы Дорофея . Видишь, что хотящим спастись неминуемо предлежит брань духовная со врагами душ наших: которые нас борят и побеждают через наши же страсти; что вижу и в твоем устроении, описанном тобою. Зависть и ненависть, мучащие тебя, не суть вновь родившиеся, но крывшиеся в сердце твоем тайно страсти; а случаем раздражённые и обличенные. По учению св. аввы Дорофея , подобно «как вредные произрастения во время зимы кроются в земле, и никто не видит и не знает об них; а когда весенняя влага и теплота воздуха коснется их, они произрастают, и могут свободно исторгаться; так и страсти наши, о них же Псаломник пишет: внегда прозябóша грешницы, яко трава, и проникоша вси делающие беззаконие, яки да потребятся в век века ( Пс.91:8 ); т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Испрашивая себе Ваше благословение и поручая себя Вашим Святым Молитвам, имею честь быть Ваш покорнейший послушник   Архимандрит Игнатий 28 июля 1856 года. Ваше Преподобие, Достопочтеннейший Старец, Отец Макарий!   Любвеобильное письмо Ваше от 31-го июля я имел честь получить к истинному моему утешению и назиданию. Вполне согласно с мнением Вашим, которое Вы мне повторяли неоднократно и которое всегда действовало на меня с одинаковым утешением и назиданием: независимо от собственных действий человека, судьбою его управляет самостоятельно воля Божия. Сия всесвятая воля да будет и над мною, грешным. При беседе с Преосвященным Григорием, при той обстановке, которою эта беседа сопровождалась, я достаточно понял, что дело о мне кончено. Последовавшею затем перепиской сохранено одно приличие. Слава Богу за все! Судьбы Божии — бездна многа, и да покоряется им благоговейно душа моя. Извините, что обеспокоил Вас просьбою о подаче голоса в мою пользу. Это значительный с моей стороны промах, тем более, что я признавал в душе моей дело решенным и знал, что постоянным правилом Вашей жизни было беспрекословное послушание. С сердечным утешением я готов по силам содействовать благу Святой Обители Оптиной и ее Скита! 4-го августа я снова видел особу, которую я просил о земле, прилежащей к восточной стороне Скита, снова повторил пред нею мою просьбу и снова услышал обещание ходатайства. Всеусердно желаю, чтоб это ходатайство увенчалось успехом. Поручаю себя Вашей любви! Испрашиваю Ваших Святых молитв! С чувством искреннейшего уважения и преданности имею честь быть Вашего Преподобия покорнейшим послушником   Архимандрит Игнатий 1856-го года, Августа 7-го дня. Ваше Преподобие, Честнейший Старец!   Примите мою искреннейшую признательность за милостивое воспоминание Ваше о мне, грешном, и за присланную книгу Аввы Дорофея. Перевод, по моему мнению, сделан весьма удачно; примечания, сделанные внизу листов, очень уясняют смысл; приложенные вполне ответы Великих Старцев на вопросы Святого Дорофея при его новоначалии весьма важны, как обнаруживающие борьбу и недоумения того мужа, который впоследствии достиг значительного духовного преуспеяния. Все монашество Российское должно благодарить Вас и почтенных братий, сотрудников Ваших, за обильную и превосходную духовную трапезу, которую доставляет чтение книги Святого Дорофея. Единственно потому не утруждаю Вас просьбою о высылке многих экземпляров, что в Санкт-Петербургских книжных лавках продаются издания Оптиной Пустыни. Никаких новостей, особенно важных по Духовному ведомству, у нас не имеется, кроме общеизвестных, так как источник новостей переместился на время отсюда в Москву. Ходят разные толки, которые нуждаются если не в полном отвержении, то в значительном очищении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Например, переход от циклического времени к времени линейному. Не имеет ли опыт переходную стадию в качестве спирального времени? Вполне законный вопрос, и не совсем ясный, конечно же. Все это так красиво можно было бы нарисовать. Взять фломастер, нарисовать сначала циклическое время в виде круга. Потом спиральное время: человек пытается разомкнуть свое бытие; потом ему это удается — это линия, а потом оно заканчивается точкой, — но мы понимаем, что время — не пространствоподобная реальность. Поэтому все эти графики, попытки постигнуть феномен времени сопряжены с тем, что мы сталкиваемся с ускользающим характером самого времени. И если мы вслед за людьми, размышлявшими о времени и о вечности, вслед за Августином и за Софронием (Сахаровым) повторим, что Бог — это вечность, а человек — это время, то поймем: ответы на вопросы «что такое время?» и «что такое человек?» — это ответы одного ранга, поэтому их нельзя просто дать. Тем не менее, думать о том, как время размыкается, как постепенно, постадийно происходит размыкание человеческого бытия и размыкание времени человека, — можно. Вот текст аввы Дорофея. Я уже тут говорил, что к нему пришел помысел: «Не то же ли самое, что ты думаешь, скажет тебе старец?» — Дорофей отвечаем ему: «Анафема тебе!», и отсекает помысел. Второй раз помысел приходит к Дорофею, когда он уже сходил к старцу. Старец дал ему совершенно тот же ответ. И помысел говорит ему: «Не это же ли я говорю тебе? Не напрасно ли ты беспокоил старца?» Но был в этом тексте и третий момент. Дорофей говорит о том, что при старце Иоанне, открывая ему помыслы, он был «в великом покое, в полном беспечалье. И скорбел об этом», — потому что он помнил, что многими скорбями надлежит войти в царствие небесное. Но где же в покое аскеза? Где подвижничество? Значит, он подвига не совершает, — получается так? Понятно беспокойство Дорофея. Это беспокойство имеет еще и философскую формулировку, он скорбел и был в великом недоумении («эн апориа эмен»). Суть недоумения Дорофея понятна. Если все так спокойно, то где же подвиг? Откровение помысла старцу, является ли оно спасительным? Все это пишет Дорофей и ни слова о том, что ему пришел помысел. Он это… сам думает. На это недоумение он получает ответ старца. Ответ такой: «Не скорби.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

846 Зри круга начертание, о нем же святый авва рече. – После призыва посмотреть «начертание» идёт сам рисунок, им занята остальная часть листа: в центре круга рукой Епифания написано слово Бог; внутри круга, у самой границы окружности, контурно изображены пять бородатых фигур в хитонах, с нимбами, с восьмиконечными крестами в руках, около каждой фигуры надпись святый. Вне круга, т. е. за его пределами, также контурно, – фигуры пяти церковных иерархов, врагов старообрядцев, с бранными подписями. Около двух верхних фигур: Паисей патриарх, сребролюбец, продал Христа и Макар льстец, бабо... (край листа обтрёпан); около трёх нижних фигур – слева: Павел сыи митрополит, в центре: Окаянный Никон, бабо... (окончание слова замазано чернилами), патриарх, удаливыися от Бога; справа: Архиепископ Иларион. (О рисунке Аввакума см.: Бударагин В. Рисунки протопопа Аввакума и инока Епифания//Рисунки писателей: Сб. науч. статей. СПб., 2000. С. 126136). 849 ...предлагаю житие свое от юности и до лет пятьдесят пяти годов. – Эта фраза позволяет датировать текст обращения к «питомникам церковным» и новое вступление к «Житию» 1675 г. (год рождения Аввакума – 1620). 850 Авва Дарофей описал... свое житие ученикам своим... поучение 4, лист 49. – На л. 49 нет прямого «понуждения» аввы Дорофея своим ученикам «описать свое житие», но «Поучение 4» (л. 41 об. – 53) содержит наставления любить друг друга, «носити друг другу тяготы» (л. 50 об.), а также содержит соответствующие примеры из жизни Дорофея (с л. 49 начинается автобиографический рассказ о служении Дорофея больному старцу). 852 ...от Тайных дел... Дементий Башмаков... – Думный дьяк Дементий Минич Башмаков (16181705) – весьма важная фигура в политической истории России XVII в., один из начальников приказа Тайных дел, созданного Алексеем Михайловичем в 1654 г. как один из институтов абсолютной монархии, упрочивающих абсолютную власть царя; занимался делами государственных преступников, к которым относились и лидеры старообрядческой оппозиции, так как согласно решениям церковного собора 16661667 гг. их предавали не только церковному, но и «градскому» суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего " (Мф.7.3) " Двойное осуждение ожидает того, который, сам будучи виновным в больших преступлениях, тщательно разведывает о незначительных погрешностях других. " (Блж. Феофилакт Болгарский). Все эти предупреждения Священного Писания должны подтолкнуть христианина к глубокому осмыслению и исправлению этого смертного греха - осуждения. Не удивительно, что во время поста, все эти бесовские страсти имеют свойство обострятся в наших душах. Методы борьбы с ними наглядно описаны в трудах Святых отцов Церкви. Это пост, сокрушенное покаяние, Причастие, молитва. С НАМИ БОГ! 12. У Н.В. Поклонской в начале были, по крайней мере, хорошие душевные стремления. И был шанс внести вклад в возрождение традиционных ценностей. К сожалению, всё это утрачено и разменяно на всяческую суету. Но сейчас в неё с остервенением бросают камни именно из той среды, которая смутила её некрепкий ум, увела её на путь сектантства и мракобесия и славила её безрассудство. А мне, например, несмотря на то, что она потщилась разными способами оскорбить Дом Романовых, её просто жалко, и я молюсь, чтобы Господь послал ей вразумление, избавление от гибельных метаний в крайности и искреннее покаяние. 11. Ответ на 11, monarhist: Вы всё таки почитайте главу аввы Дорофея о том, чтобы не осуждать. Какая бы Поклонская не была, осуждать нам запрещено Евангельскими законами. Если человек воровал и мы точно это знаем, мы можем это сказать -это будет констатацией факта. А сказать что такой то человек -вор -это осуждение, это не правильно, нам нельзя, это -грех. У аввы Дорофея очень хорошо описано, что и как нужно говорить или не говорить, чтобы избегать осуждения, чем оно отличается от обличения ит.д. 10. ... Так Поклонская-это приспособленка,оборотень,карьеристка,РУСОФОБКА и либерастка,паразитирующая на Русских и на Православии. В Крыму её давно раскусили как и многие священники в остальной России. А ещё она мстительна,заносчива,злобна и лицемерна как фарисеи.

http://ruskline.ru/politnews/2020/11/27/...

Несомненность понимания аскетического термина «бесстрастие» именно и в положительном смысле подтверждается совершенно определенными разъяснениями, которые мы находим в аскетико-патриотической письменности. По словам, напр., св. Григория Нисского , «бесстрастие служит началом и основанием жизни добродетельной» 77 . Следов. «бесстрастие» само по себе далеко не исчерпывает христианского совершенства, но служит только его необходимым предположением, предваряющим условием. По учению Аввы Дорофея, «каждый, желающий спастись, должен не только не делать зла, но обязан делать и добро» на основании того закона нравственной жизни, согласно которому «каждая страсть имеет противоположную ей добродетель» 78 . По мысли св. Исаака Сирина, человек должен всегда отвращать мысль свою от страстей к естественному добру, какое Создателем вложено в его природу» 79 . Именно «приобретением добродетелей страсти подавляются» 80 наиболее прочно и надежно, самым прямым и целесообразным способом. «Страсти лучше отвращать памятованием добродетелей, чем сопротивлением» 81 , причем «каждая страсть имеет врачевством соответствующую ей заповедь» 82 . По учению Аввы Дорофея, в человеке в отношении к борьбе со страстью можно различать три состояния: ( τρεις καταστσεις): он или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет ее. Действует по страсти тот, кто приводит ее в исполнение, удовлетворяет ей. Сопротивляется ей тот, кто не действует по страсти, но и не отсекает ее, а любомудрствуя, как бы минует страсть, однако, таким образом, имеет ее в себе. А искореняет страсть тот, кто подвизается и делает противное страсти 83 . Таким образом, в процессе религиозно-нравственного христианского совершенствования человека отрицательный момент его аскетического делания неразрывно – органически связан с моментом положительным, получает свою настоящую силу и реальную значимость в духовной жизни именно вследствие преуспеяния в последнем, в меру его действительного осуществления 84 . Только положительный момент определяет собою как направление, метод, так и содержание, подлинную ценность отрицательного, имеющего своей целью собственно достижение свободы человека от страстей, – чистоты от всего дурного, недолжного, носящего в себе свойства «страстности».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010