Поучение 8. Изъяснение текста: аще воздах воздающим ми зла (Пс. 7: 5) и проч. (С. 135–136.) Поучение 8. Можно воздать злом за зло не только делом, но и словом и видом. (С. 137.) Поучение 8. Различные виды злопамятности. (С. 137.) Поучение 8. Как должно подвизаться против злопамятности. (С. 139.) Поучение 8. Молящийся за врага не злопамятен. (С. 139.) Злословие Поучение 6. От пренебрежения малого и по-видимому ничтожного мы впадаем в осуждение и злословие ближних. (С. 108.) Поучение 6. Ничто столько не прогневляет Бога, как злословие, осуждение и укорение нами ближнего. (С. 109.) Поучение 6. Различие между злословием, осуждением и уничижением ближнего, и определение каждого из сих действий. (С. 109.) Зосима Поучение 2. Беседы аввы Зосимы с софистом о приобретении смирения. (С. 67.) Поучение 8. Изречение аввы Зосимы о смирении (что им сокрушаются все коварства диавола). (С. 139.) И Имущество Поучение 18. Монастырскими вещами должно распоряжаться не как своими, но как Божиими. (С. 237.) Искушение Поучение 7. По мере преуспеяния нашего мы приобретаем силу переносить искушения. (С. 124.) Поучение 7. Ничто так не привлекает к нам милость Божию, как перенесение искушений. (С. 130.) Поучение 13. Как должно переносить искушения и скорби. (С. 193–194.) Поучение 13. Искушения приносят большую пользу тому, кто переносит их без смущения. (С. 194.) Поучение 13. Примеры терпения в искушениях. (С. 197.) Поучение 13. Кто не подвергается искушениям и не испытывает скорби от страстей, тот никогда не станет и подвизаться о своем очищении. (С. 198.) Поучение 13. Искушения соединяют душу с Богом. (С. 201.) Поучение 19. Всякому доброму делу предшествует или последует искушение. (С. 242.) Послания аввы Дорофея. Во время искушения должно иметь долготерпение и молиться. (С.262.) Послания аввы Дорофея. Вину искушения должно приписывать себе. (С. 264.) Послания аввы Дорофея. Для чего мы бываем искушаемы. (С. 264.) Послания аввы Дорофея. Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения. (С. 265.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Антологии 1409 . Жизнь св. Дорофея и два поучения преп. аввы Дорофея . М. 1856. 49. 1410 . Добротолюбие. М. 2 1895. 2. 601–642. [По пер. о. Климента Зедергольма ]. 1411 . Избранные места из творений преп. аввы Дорофея /Собр. Е. И. В. великой княгиней Милицией Николаевной. СПб. 1908. 35. Отрывки 1412 . Преп. авва Дорофей . Из подвижнических наставлений//Надежда. 1985. 12. 19–24. [Из Добротолюбия]. Англ. пер.: 1413 . Dorotheus of Gaza. Discourses and Sayings/Transl. Wheeler E. P. Kalamazoo 1977. 259. (Cistercian Studies. 33). Halleux A. de//RHE 1978. 73. 798. 2 1987. Итал. переводы·. 1414 . Dorotheus Gazaeus. Insegnamenti spirituali/Trad., introd. e note a cura di Paparazzi M. Roma 1979. 260. (Coll. di testi patristici. 21). Maggio//Sal 1980. 42. 879; Dorotheus Gazaeus. Scritti e insegnamenti spirituali/Introd., trad. e note a cura di Cremaschi L. Roma 1980. 262. (Letture cristiane delle origini. 7). Maggio//Sal 1982. 44. 800. Исп. пер.: 1415 . Doroteo de Gaza. Conferencias; Vida de Dositeo/Introd. у trad. [de Conf.] Rivas F., introd. у Trad. [de Vida] Elizalde M. de. Victoria (Argentina) ECUAM 1990. XXVI, 146. (Nepsis. 3). Halleux A. de//RHE 1992. 87. 566. Голл. пер.: 1416 . Dorotheus van Gaza. Geestelijke Werken. Abdij Bethlehem. Bonheiden 1986. 195. (Monastieke cahiers. 30). Серб. пер.: 1417 . Pouke Ave Doroteja. Sveta Gora Atonska, Gornji Milanovac, Manastir Hilandar, Deje novine. 1991. 113. Рум. пер.: 13 .30 (в Добротолюбии о. Думитру Станилоаэ), 53. Исследования 1418 . Кучкин В. А. Древнейшая болгарская рукопись из собраний города Горького//Советское славяноведение. М. 1972. 5. 69–71. [Рук посл. четв. XIV в., включающая Поучения аввы Дорофея и Житие Василия Нового]. 1419 . Дронов Михаил , прот. Талант общения. М. 1998. 1420 . Уминский Алексей, прот. Фрагменты из приходских бесед. Поучение аввы Дорофея «О страхе Божием»//АО 2(32). 2002. 274–286. 1421 . Canivet P. Dorothée de Gaza est-il un disciple d’Évagre? (A propos d’une édition de ses oeuvres spirituelles)//REG 1965. 78. 336–346.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Если ложь мыслью в соответствии с 9-м поучением преподобного аввы Дорофея состоит в непреднамеренной подмене себя подлинного некоей «ролью», в которой человек хотел бы себя видеть, то ложь словом – это уже сознательное искажение действительности. Поэтому, следуя подходу преподобного Дорофея, можно было бы рассмотрение второго типа лжи озаглавить вопросом; кому ложь выгодна? Для объяснения, что такое ложь словом, авва Дорофей , естественно, обращается к жизненным реалиям, с которыми постоянно имели дело его ученики, то есть к особенностям быта его монастыря. «А словом лжет тот, – разъясняет он, – кто, например, от уныния поленившись встать на бдение, не говорит: «Прости меня, что я поленился встать», но говорит: «У меня был жар, я до крайности утомился работою, не в силах был встать, был нездоров», и говорит десять лживых слов для того, чтобы не сделать одного поклона и не смириться. Опять, если он пожелает чего-нибудь, то не хочет сказать: «Я этого желаю», но все извращает слова свои, говоря: «У меня такая-то болезнь, и это мне нужно; это мне приказано», и лжет до тех пор, пока не удовлетворит своему желанию». Авва Дорофей прямо называет три причины. побуждающие людей лгать, которые также являются основой всякого греха. Это, во-первых, сластолюбие, то есть стремление исполнить всякое свое желание: во-вторых, сребролюбие – стремление к приобретению материальных ценностей: и, в-третьих, славолюбие, которое в случае с иноками аввы Дорофея выражалось в нежелании смириться. Само собой разумеется, что отношение к лжи словом, как и ко всякой лжи, у аввы Дорофея отрицательное. Хотя это и очевидно, об этом приходится напоминать, потому что в мире, окружающем нас, ложь слишком часто возводится в ранг добродетели. Американский «специалист в области человеческих отношений» Дейл Карнеги, например, совсем по-другому трактует то, что авва Дорофей называет ложью словом. Дейл Карнеги с большим интересом отыскивает мотивы, которыми люди руководствуются в своем поведении. Но, в отличие от аввы Дорофея , он это делает не с целью указать причины лжи, а, напротив, с целью воспользоваться человеческими слабостями. Карнеги не прочь поддержать людей в их желании выдать желаемое за действительное, он с готовностью предлагает им именно ту ложь, которой они хотят обманывать себя и других. Разумеется, он это делает не бескорыстно, а с целью извлечь для себя определенную пользу. Какие мотивы поведения людей выделяют психологи

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

Ольга 5 апреля 2017, 17:36 Спаси Господи, отец Андрей, за напоминание о любимой книге - поучения Аввы Дорофея. Как хочется научиться отсекать свою волю во всем и пребывать в мирном устроении души... Господи, помоги мне грешной! Сергей 5 апреля 2017, 00:16 Согласен, что книга Аввы Дорофея уникальна, так как являясь серьезным и глубоким трудом, в то же время легко читается. Это удивительное сочетание всегда будет отличать её. Спасибо отцу Андрею за это напоминание и подталкивание к ещё одному прочтению. Но самое главное, как было сказано, чтобы суть читаемых книг отражалась хоть в какой-то степени на нашей реальной жизни. Igor Bolgov 4 апреля 2017, 22:08 Удивительная книга аввы Дорофея - так давно написана, а не возникает трудностей в ее понимании! Еще бы и помнить всё время об этих, узнанных из книги, истинах и, главное, следовать им... Спасибо о. Андрею за совет почаще перечитывать эту книгу. Ксения Баландаева 4 апреля 2017, 14:09 Большое спасибо за статью! Наталья 4 апреля 2017, 13:34 Спасибо за Ваш труд о. Андрей, статья отвечает на многие вопросы, в которыми сталкиваешься ежедневно. Александр 4 апреля 2017, 13:12 Каждый для себя может найти в этой статье что-то своё, о чем болит и страдает его душа . Какие-то свои мысли, слова способные подтолкнуть к душеспасительным поступкам , делам. Никто ведь не знает, сколько ещё осталось . Анастасия 4 апреля 2017, 13:00 Универсальность аввы Дорофея состоит в том, что его советы ВНЕ времени и обстоятельств жизни. «Если кто потеряет золото или серебро, то он вместо него может найти и купить другое; если же мы потеряем время, живя в праздности и лени, то не возможем найти другого взамен потерянного; поистине мы будем искать хотя одного часа сего времени и не найдем его». Этот совет, данный много веков назад и повторенный о.Андреем, - лично для меня. Кажется, что еще так много времени впереди, но вот уже и Великий пост заканчивается, и очередной день рождения неумолимо приближается, а ВАЖНОЕ решение так и не принято, и дело не сделано... Спасибо, батюшка, за напоминание

http://pravoslavie.ru/102212.html

Поучение 17. Как должно молиться во время смущения от гнева. (С. 234.) Поучение 18. Почему сказал авва Пимен, что молитва есть одна из главных добродетелей. Послания аввы Дорофея. Должно молить Бога, чтобы Он даровал нам внимание и разум к познанию воли Его. (С. 261.) Послания аввы Дорофея. Во время искушения должно молиться. (С. 262.) Молчание Поучение 14. Кто разумно хранит молчание. (С. 207.) Монашество Поучение 1. Почему некоторые избрали себе монашеский образ жизни. (С. 46.) Поучение 1. Подвизаясь в монашестве, отцы не только исполнили заповеди, но и дары принесли Богу, и в чем оные заключаются. (С. 46–47.) Поучение 1. Что означает каждая из одежд монашеских. (С. 49–53.) Монах Поучение 2. Монахам несвойственно гневаться и прогневлять других. (С. 62.) Поучение 3. Монах никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в чем-либо. (С. 74.) Поучение 5. Причина падения монаха есть уверенность в самом себе. (С. 103.) Поучение 10. Монах должен напоминать себе слова святого Арсения: «Арсений, зачем ты вышел из мира?» (С. 151.) Поучение 13. Преуспеяние монаха обнаруживается чрез искушения. (С. 191.) Н Навык Поучение 3. От пренебрежения совести в малом человек приходит в худой навык. (С. 74.) Поучение 9. Можно приобрести навык и к доброму, и к злому. (С. 141.) Поучение 11. Пример того, как страсть может обратиться человеку в навык. (С. 172–173.) Поучение 11. Сколько пагубно хотя одну страсть обратить себе в навык. (С. 173.) Поучение 12. Должно подвизаться не только против злых навыков, но и против причин их. (С. 184.) Надежда Послания аввы Дорофея. Надежда на Бога есть путь безопаснейший и самый твердый. (С. 262.) Послания аввы Дорофея. Надежда на Бога успокаивает нас. (С. 266.) Намерение (цель) Поучение 16. Во всяком деле важно намерение, с которым оно совершается. (С. 221.) Поучение 16. Все должно делать с благой целью. (С.226.) Поучение 16. Какую цель должны мы иметь в виду, когда посещаем друг друга. 226.) Наставление (наставник) Поучение 5. Необходимо иметь наставника на пути добродетели, и почему. (С. 97–98.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

65, 66]. А вот как характеризует преподобного неизвестный писатель (вероятно, ученик преподобного) в своем «Послании о сей книге»: «В отношении к духовным отцам своим он имел крайнее отречение от вещей и искреннее повиновение по Богу, частое исповедание, точное и неизменное хранение совести и, в особенности, несравненное послушание в разуме, будучи во всем утверждаем верой и усовершаем любовью. В отношении к подвизающейся с ним братии он имел: стыдливость, смирение и приветливость без гордости и дерзости, а более всего – добродушие, простоту, неспорливость... В делах же – усердие и благоразумие, кротость и спокойствие... Относительно вещей, которыми он распоряжался к общей пользе, в нем были: тщательность, опрятность, потребное без пышности... А прежде всего и выше всего были в нем – смирение, радость, долготерпение, целомудрие, любовь к чистоте, внимательность и поучительность» [с. 4, 5] (Ср.: с. 2). Он был постоянно всем все – мудрым и невеждам, старцам и юным, мирским и монахам, женам и мужам, скорбящим и радующимся, властям и подчиненным, рабам и свободным, богатым и нищим, чужим и своим – «и приобрел очень многих» [с. 5]. Творения     «Хотя и не все слова сего святого могли мы найти... но довольно будет предложить и сие малое для правомыслия разума твоего, по сказанному: Даждь премудрому вину, и премудрейший будет (Притч. 9:9)».    Послание о книге сей к брату, просившему, чтобы прислали ему найденные слова преподобного отца нашего аввы Дорофея... [с. 4]    Все оставшиеся нам в наследие творения преподобного аввы Дорофея по форме разделяются на три неравные части: А. Душеполезные поучения к своим ученикам (почти две трети всех творений) [с. 19—203]; Б. Послания (самая маленькая часть) [с. 204—210];    В. Вопросы преподобного Дорофея и ответы, данные на них святыми старцами Варсанофием Великим и Иоанном Пророком (почти треть творений). Душеполезные поучения    Всех душеполезных поучений преподобного аввы Дорофея к своим ученикам насчитывается 21. Кратко содержание их можно представить так:    Об отвержении мира [с.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Близкое к этой внешней картине злобы описание того, как злоба проявляется в астральной сфере, находим мы у А. Безант в ее сочинении «Древняя мудрость». Так, она там утверждает, 136 что взрыв злобы создает совершенно определенно очерченную сильную молнию красного цвета, а сосредоточенная злоба вызывает к жизни опасный элементарий 137 красного цвета с острыми или крючковатыми углами, приспособленными к тому, чтобы нанести вред. У многих людей на почве чувства злобы и недоброжелательности иногда развиваются и другие дурные привычки, которые тоже можно отнести к злым человеческим страстям. Таковы, напр., привычки к злословию, к осуждению и к уничижению 138 ближних. Об этих привычках св. Авва Дорофей , между прочим, пишет, 139 что иное дело злословить, иное дело осуждать, иное уничижать. Злословить о ком-либо – значит сказать страстно о его согрешении. Осуждать – значит, по мнению св. Аввы Дорофея , осудить самое расположение души своего ближнего, произнести приговор о всей его жизни. Уничижение же, по словам св. Аввы Дорофея , есть то, когда человек не только осуждает, но и презирает своего ближнего, – гнушается им и отвращается от него, как от некой мерзости; это – хуже осуждения и, по мнению св. Аввы Дорофея , гораздо пагубнее для человека. Наконец, в заключение, мы не можем не привести весьма интересное изречение одного из подвижников Добротолюбия, Блаженного Аввы Зосимы, об усиленном гневе, или двоегневе. Авва Зосима говорит, 140 что двоегневен, в ком не умолкает брань, есть тот, кто не довольствуется первым раздражением, но сам еще разжигает себя ко второму гневу... Кто, разгневавшись, не сознается в вине своей, но еще более раздражит себя на гнев и жалеет не о том, что разгневался, а что не наговорил еще больше того, что сказал в раздражении своем». К числу ментальных страстей отнесены нами тщеславие, гордость и сребролюбие (чрезмерная приверженность человека к имуществу). Прежде будем говорить о тщеславии и гордости и о связи их между собою. Человек эгоистический, не сознающий зла в инстинкте эгоизма, на эгоизме основывающий всю свою душевную жизнь, творит зло просто в силу своей испорченной природы, поклоняющейся культу эгоизма. Одно из первых проявлений испорченности такого человека состоит в наслаждении, испытываемом им от ощущения самомнения или, что то же, от ощущения умственной гордости. Эта умственная гордость или самомнение, по утверждению Владимира Соловьева, порождает ложь и обман и развивает в человеке страсть к тщеславию.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Однако все это вовсе не значит, что святоотеческие наставления для нас устарели. Например, беседа О злопамятности преподобного аввы Дорофея , жившего в конце VI — начале VII веков, в общем-то предназначалась для монахов, как и все его поучения. Но по нескольким причинам она поразительно подходит сегодня для нас всех. Во-первых, сейчас нам особенно нужна его необычайная отеческая снисходительность к немощи новоначальных учеников. Во-вторых, для нас важна ситуация, в которой у аввы Дорофея возникала потребность давать именно такие наставления. Подобную ситуацию скопления большого числа людей, не связанных родственными узами или взаимоотношениями сверстников и в то же время постоянно общающихся между собой на основе взаимного равенства, тогда можно было встретить только в общем жительстве монахов. В эпоху патриархального быта, которая, кстати, явные признаки своего отмирания стала подавать лишь каких-то 100–150 лет назад, жизнь людей была полностью замкнута на внутрисемейный круг и хорошо характеризуется известным афоризмом: " Мой дом — моя крепость " . Так что тот тип социальных отношений, который тогда был исключением и встречался только в " киновиях " и " лаврах " , населенных собравшимися туда для совместного духовного и телесного труда монахами, теперь стал повсеместной реальностью жизни. Теперь каждый человек не меньше половины своего времени проводит в " коллективе " людей, случайно оказавшихся вместе: группа детского сада; школьный класс; производственный коллектив; больничная палата; очередь; туристическая группа, — да мало ли еще что, всего не перечислишь. И везде человек так или иначе общается с окружающими " случайными " людьми, с которыми его сближает лишь общее дело или место. Поэтому, как мы видим, поучения аввы Дорофея, возникшие в связи с проблемами взаимоотношений монашеской братии, через четырнадцать веков удивительным образом оказались актуальными для мирян в глобальных масштабах. Развитие " конфликта " по авве Дорофею Речь пойдет не о семейных конфликтах, хотя их природа и механизм протекания сходны с прочими проблемами межличностных отношений. Родственность, однако, будь то близость супругов, отношения " отцов " и " детей " или взаимоотношение братьев и т. д., — это слишком глубокий и мощный фактор, который по своей природе гасит мелкие конфликты и как правило не дает им укореняться вглубь. Сегодня, когда одним из главных пороков общества признан страх вступать в глубокие межличностные контакты, когда люди предпочитают обходиться ритуальной ложью поверхностных полуконтактов, многие психологи говорят, что во взаимоотношениях близких людей конфликты — признак глубоких, искренних отношений. Избежать конфликтов все равно невозможно, но в их преодолении происходит более тесное единение людей. Что касается того, как их преодолевать, то путь, указанный аввой Дорофеем, одинаково подходит и для монашеской братии, и для сотрудников по работе или одноклассников, и для людей, связанных родственными узами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Поучение 10. Как должно поступать, когда кто-либо нас оскорбляет. (С. 160.) Поучение 12. Некоторые по малодушию при случающихся скорбях тяготятся жизнью; но это неразумно. (С. 178.) Поучение 12. Мы должны благодарить Бога, если сподобляемся немного поскорбеть здесь, дабы обрести малый покой. (С. 179.) Поучение 13. Бог не презирает ни малейшей скорби нашей. (С. 193.) Поучение 13. Почему мы отягощаемся скорбями. (С. 193.) Поучение 13. Как должно переносить искушения и скорби. (С. 194.) Поучение 13. Душа чрез скорби входит в святой покой. (С. 201.) Поучение 13. Скорби привлекают к душе милость Божию. (С. 201.) Поучение 19. Великий подвиг – не судить оскорбляющих нас и не мстить им. (С. 241.) Послания аввы Дорофея. Кто нам досадит, за того мы должны молиться Богу как за благодетеля и врача сластолюбия нашего. (С. 261.) Послания аввы Дорофея. Как должно переносить находящие на нас скорби, если имеем грехи, и как если не имеем их. (С. 263.) Послания аввы Дорофея. Кто ненавидит оскорбляющих его, тот ненавидит покой о Христе. (С. 267.) Смирение Послание о книге. Чрез отсечение своей воли святой Дорофей научился лучшему способу возвыситься – смирению. (С. 14.) Поучение 1. Чрез смиренномудрие можно быть помилованным. (С. 44.) Поучение 1. От смиренномудрия рождается послушание. (С. 42.) Поучение 1. В чем состоит истинное смиренномудрие. (С. 42.) Поучение 1. В смиренномудрии заключается всякая радость, слава и покой, а в гордости все противное. (С. 42.) Поучение 1. Смиренномудрие оживляет (нас), а высокомудрие умерщвляет. (С. 43.) Поучение 1. Чада смиренномудрия суть: самоукорение, недоверие своему разуму и ненависть к своей воле. (С. 45.) Поучение 1. Без смирения нельзя повиноваться заповедям и достигнуть чего-либо благого. (С. 45.) Поучение 1. Святые смиренною жизнью соединили себя с Богом. (С. 45.) Поучение 2. Одно только смирение бывает выше всех сетей диавольских и избегает их. (С. 59.) Поучение 2. Прежде всего нужно смиренномудрие и почему. (С. 60.) Поучение 2. Смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и сопротивника. (С. 59–60.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Патриарх Никон включает в своё повествование обширный фрагмент из поучения этого известного церковного писателя. При сравнении Грамоты и поучения аввы Дорофея оказалось, что патриарх Никон иногда дословно передаёт текст поучения, иногда пересказывает его, комментируя слова аввы Дорофея, таким образом, творчески перерабатывает источник. Вот как выглядит текст аввы Дорофея у Никона: Грамота Авва Дорофей Потреба же убо есть сему разуму внимати и въ разум милостыни творити, якоже авва Дорофей пишет: «Много бо есть разнствие и разум милостыни». Есть убо кто. уповая на силу святаго животворящаго Креста творит милостыню да благословит Бог село его. и Бог благословляет сего его. Другий творит милостыню. да спасется корабль его. и Бог спасает кораблю его. Другий творит своих ради чад. и Бог спасает и хранит чада его. Другий творит милостыню за еже прославитися. и Бог прославляет его. Есть же другий милостыню творяи да избавится будущия муки. и Бог избавляет его и будущия муки.//И другий творит да мзду от Владыки воспринимает. и Бог дает мзду ему и не отметает Бог никогоже. но еже кто хощет. подает. и Бог такожде творит и подает ему. по реченному: «Приходящаго ко Мн не изжену вон» (30–32). Потреба убо есть якоже рхом сему разуму внимати присно и в разум творити: много бо есть разньствие и о разум милостыни есть бо кто творяи милостыню, да благословится село его и Бог благословляет сего его. Другий творит милостыню, яко да спасется корабль его, и Бог спасает корабль его. Другий творит за чад своих, и Бог спасает и хранит чада его.//Другий творит за еже прославитися, и Бог прославляет его и не отметает Бог никого. Но еже хощет кождо подает ему. егда не пакостится от сего душа его. но сии вси отстоят мзды своея... Есть же другий. творя милостыню да избавится от будущия муки. Се сей творит за душю свою. сей по Боз творит... Такожде и сей творит да избавится от муки. и Бог избавляет его от нея. Другий творит милостыню да приимет мзду. Се высочайше убо есть перваго... (АД. 126–12606.).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010