Живя в этом мире и каждый день сталкиваясь с неразрешимыми проблемами и ситуациями, которые кажутся фатальными, не оставляющими никакого выбора, трудно бывает поверить в то, что нам дарована свобода, что мы можем хоть как-то повлиять на свою судьбу. В минуты отчаяния кажется совершенно очевидным, что, наверное, Бог меня не слышит, не любит и не желает мне спасения. Действительно, зависит ли в моей жизни что-то от меня? Способна ли моя собственная воля каким-то образом изменить мою жизнь? От подобных настроений легко придти к выводу, что не всем дано в этом мире спастись, не все, наверное, изначально к этому предназначены. Некоторые религиозные направления утверждают, что есть люди, особенным образом избранные Богом для спасения, а есть такие, у которых, как бы они ни трудились, как бы ни старались, ничего не получится. Одни предопределены ко спасению, другие к погибели, и спастись или не спастись от человека не зависит. Такие тяжелые мысли могут возникнуть даже при чтении Священного Писания. А ты кто, человек, что споришь с Богом? — пишет апостол Павел, — Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого (Рим. 9,20-21)? Читаешь такое, и закрадывается мысль, что если создал тебя Господь горшком, то ничего кроме горшка из тебя и не выйдет. Не существует ли, действительно, страшной закономерности, и предопределенности, когда какой-то человек не может спастись в принципе? Но на это нам отвечает само Евангелие, говоря, что Бог не желает смерти грешника, что нет Божией воли, чтобы погиб хоть один из малых сих. Но воля Божия в том, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2, 3-4). У аввы Дорофея есть замечательный пример того, как суды Божии не похожи на суды человеческие, и насколько иначе может смотреть на человека Господь, чем смотрим на ближних своих мы своим немилосердным и лишенным любви взглядом. Он пишет, что в одном городе продавали рабов. На рынок пришли две женщины: одна — монахиня, а другая — блудница. Они увидели, что продают двух девочек, и монахиня решила купить одну девочку, чтобы воспитать ее в страхе Божием, а вторую девочку купила блудница и сделала ее сосудом греха в сто раз хуже себя. Спрашивается, если эти две выросшие девицы согрешат одним и тем же грехом, скажем, блудом, неужели Господь будет их судить одинаково? Конечно же нет, отвечает авва Дорофей. Господь знает, кому что было дано, в какой ситуации каждый прожил, и каким образом оплакал потом свой грех. Каков будет Его суд? Это известно только Ему одному. И в какой мере человек проявляет свою свободу и свою волю ко спасению, тоже судить не нам.

http://pravmir.ru/vlasten-li-chelovek-na...

Жизнь по этим св. обетам есть жизнь ангелоподобная, есть постоянная жертва, в которой посвящается Богу и душа и тело. За такое самопожертвование обещана от Господа сторичная награда: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» ( Мк.10:29–30 ). Чтобы иметь понятие о монашеских обетах, скажем о каждом из них в отдельности словами св. Отцев Церкви: «девство есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческия добродетели» (св. Иоанн Златоуст ). «Девство преимущественно делает душу невестою Небесного Жениха – Христа и тело храмом Св. Духа» (преп. Нил). О важности нестяжательства пр. Петр Дамаскин говорит так: «немощному лучше есть удаление от всего, и нестяжательность много лучше милостыни. Кто однажды роздал все (что обязан сделать всякий принимающий монашество), тот совершеннее исполнил долг любви и милосердия к бедным, нежели кто из всего имения подает малую часть, а большую часть у себя удерживает. Хорошо Бога ради подавать милостыню, но никакое приношение не благоприятно так Богу, как всецело предать Ему свою душу и волю». «Послушание лучше жертвы и приятнее Богу, ибо в жертвах закалается чужая плоть, а в послушании собственная воля» (св. Григорий Великий ). «Послушание искореняет все страсти и насаждает всякое благо, приводит Сына Божия обитать в человеке, возводит человека на небо и творит подобным Сыну Божию, Который послушлив был Своему Отцу, даже до крестной смерти» (преп. Варсонофий). Много сказано святыми Отцами в защиту и похвалу монашества. Желающий знать подробно пусть читает писания их, особенно Василия Великого и Иоанна Златоуста , Ефрема Сирина , Аввы Дорофея и Иоанна Лествичника , но мы из многого возьмем хотя малое. Св. Василий говорит: «иноки суть истинные подражатели Спасителя и жития Его во плоти. Ибо как Он, собрав учеников, жил с ними, имея все общее, так и сии, повинуясь игумену, истинно подражают житию апостолов и Господа, если только хранят правило жития».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Злорадство – желание всяческих несчастий обидчикам, удовлетворение, если наши обидчики и враги терпят какие-то бедствия, пожелание смерти недругам, или, что уж совсем страшно, радость по поводу смерти недругов и горя их родных. Только кроткие могут исполнить заповедь Спасителя: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас… и молитесь за обижающих вас» ( Мф.5:44 ). И тогда мы увидим в своем недруге человека, такого же, как каждый из нас, призванного ко спасению, но духовно нуждающегося в нашей помощи. Раздражительность и вспыльчивость. Они могут выливаться наружу, проявляться в словах и действиях. Но не всякий молчащий уже кроток. Можно молчать, а в душе злиться, ненавидеть, презирать. Лицо кроткого человека спокойно, невозмутимо, привлекательно. Лицо человека раздражительного и вспыльчивого беспокойно и мрачно. Высмеивание других людей. Ропот и недовольство, вплоть до хулы на Бога, который посылает или попускает нам те или иные испытания. Малодушие, доходящее до отчаяния. Как стяжать кротость? 1. Брать пример со Спасителя. Ведь Господь предлагал научиться от Него, прежде всего, кротости и смирению сердца, о котором говорилось при рассмотрении первой заповеди блаженства: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:28-29 ). «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» ( Мф.21:5 ). Этой добродетелью Спасителя апостол заклинает христиан, говоря: «Я же, Павел, …убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым» ( 2Кор.10:1 ). 2. Следует безропотно принимать все случающееся. Кротость проявляется тогда, когда нам тяжело! Авва Дорофей : «Не случается ничего без Промысла Божия. Где действует Промысл Божий, оттуда истекает всевозможное добро, всевозможная польза для души: потому что все, что ни делает с нами Бог, делает ко благу нашему, делает любя и милуя нас, и мы должны о всем благодарить ( Еф.5:20 ; 1Сол.5:18 ) благость Его, по наставлению апостола, никогда не предаваясь печали и малодушию по причине случающегося с нами. Все, что ни постигнет нас, будем принимать без смущения, с смиренномудрием и упованием на Бога, веруя, как я сказал, что все, что ни делает с нами Бог, делает по благости Своей, любя нас и во благо нам, что иначе не может быть нам пользы, как тем способом, которым устраивает Бог» ( Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Выписка из творений преподобного аввы Дорофея ).

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kov...

Итак, в человеке должна быть любовь: • к Богу, Спасителю нашему (а значит и нелюбовь к тому, что противно Богу: нелюбовь ко греху). «Един Иисус Христос , и лучше Его нет ничего» 48 . Если же Христа Бога не любить, Который есть любовь, если не любить самую Любовь, то кто же и что же в мире тогда вообще достойно нашей любви? • к ближним своим – братьям по крови, ибо «от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» ( Деян.17:26 ). Надобно помнить, что перед человеком нет дальнего и ближнего, а все человечество есть одна созданная Богом по своему подобию семья. • ко всему сотворенному. Ибо в стремлении к стяжанию богоподобности человеку надлежит любить то, что любит Бог; Бог же любит все существующее, и ничем не гнушается, что сотворил, «ибо не создал бы, если бы что ненавидел» ( Прем.11:25 ). " В вас, – читаем у апостола Павла, – должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ). Нравственное поведение человека начинается (и определяется) практическим осуществлением им своего предназначения – являть собою в мире образ Божий в богоподобном поведении, что и достигается жизнью человека по совести. Жить по совести значит жить по внутреннему святому эталону, по любви Божественной, напечатленной в душе дыханием Вседержителя. Когда Бог сотворил человека, – читаем у преподобного Аввы Дорофея , – то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, и она есть естественный закон... Она есть нечто Божественное и никогда не погибнет, но всегда напоминает нам полезное 49 . Человеку, устрояющему жизнь по совести, надлежит признавать имеющийся в душе образ Божий и, следовательно, признавать высшим критерием личного поведения в жизни любовь Божественную, одобряющую то поведение, которое согласуется с нею, и обличающую голосом совести поведение, отступающее от любви. Если же человек отрицает бытие Бога, то он отрицает в себе святое начало, образ Божий, а следовательно, и совесть как голос Божий, исходящий от Бога Любви, – сего неподкупного Судии, одобряющего или осуждающего поведение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Каким же образом святые умерщвляли себя? Они не любили мира, ни того, что в мире, но, отрекшись от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской ( 1Ин. 2:15 ), т. е., сластолюбия, сребролюбия, тщеславия, – взяли крест и последовали Христу, распяли себе мир и себя миру ( Гал. 6:14 ). О них говорит Апостол: а иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми ( Гал. 5:24 ). Вот как святые умерщвляли себя. А как они приносили себя в жертву? Живя не для себя, но поработив себя заповедям Божьим и оставив свои пожелания, ради заповеди и любви к Богу и ближнему, как сказал святой апостол Петр: се мы оставихом вся, и вследе Тебе идохом ( Мф. 19:27 ). Апостол не имел ни денег, ни имущества, ни серебра, ни золота (имел одну сеть и ту ветхую, как заметил святой Иоанн Златоустый ), и, однако же, оставил, сказано, все, т. е. все свои пожелания, всякое пристрастие к этому миру, так что если бы он имел деньги или богатство, то, очевидно, презрел бы и их и, взявши крест, последовал бы Христу, по сказанному: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). Вот каким образом святые приносили себя, как некий плод! Они умерщвляли в себе всякую привязанность к миру, как мы сказали, и жили для одного Христа и Его заповедей. Так и мы принесем в жертву самих себя: «ибо нас хощет Бог, как драгоценнейшее стяжание Свое». Поистине, человек драгоценнее всех видимых тварей: ибо Создатель привел их в бытие словом Своим, сказав: да будет это, и бысть, – и опять: да прорастит земля то и то, и бысть, – да изведут воды..., и тому подобное ( Быт. 1:3, 11, 20 ); человека же Бог образовал и украсил Собственными руками. Притом все устроил Творец для пользы и служения человеку, а его самого поставил царем над всем и дал ему наслаждаться райским блаженством, а что еще удивительнее, когда земнородный пал через свой грех, Бог опять восстановил его кровью Единородного Сына Своего. Итак, человек, воистину, есть самое драгоценное стяжание Божие, и не только самое драгоценное, но и самое близкое, свойственное Богу: поскольку сказано: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и еще: сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его ( Быт. 1:26, 27; 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешить». И с этими словами предал дух свой Господу. И подлинно, братие, не может согрешать! «Во всех делах твоих помни о конце твоём, и во век не согрешишь» , — учит премудрый сын Сирахов (Прем.Сирах.7:39) (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 93)». Страсть гнева Определение страсти    Гнев — есть желание зла огорчившему. Существует три основных вида гнева: внутренний — смущение, раздражение; внешний — брань, крик, ярость, ударение, убийство; злопамятность — желание мести, ненависть, вражда, обида.    Гнев появляется чаще всего вследствие неудовлетворенности каких-либо страстей. Прп. Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объедение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением. Дщери же мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда, самооправдание. Сопротивляющиеся же им враги мои, которые держат меня в узах, — безгневие, кротость и смиренномудрие» (Леств.8:29).    Гнев был дан человеку Богом для защиты от дьявола и греха, а человек использует гнев не по назначению.    Способствует развитию страсти гнева фильмы-боевики и компьютерные игры, построенные на принципе единоборств. Священное Писание о страсти    «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:21-22).    «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых» (Еккл.7:10).    «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20).    «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26). Средства борьбы со страстью    Главные средства борьбы с гневом — кротость, терпение и незлобие.    1) Одним из средств борьбы с гневом является умеренное употребление пищи по слову прп. Иоанна Лествичника (Леств.8:16).    2) Начальное орудие против гнева — молчание уст при смущении сердца (Леств.8:3).    3) Важнейшее оружие против страсти гнева — обязательная просьба о прощении пред тем, кого обидел.    4) Слеза истинного плача угашает пламень гнева (Леств.8:1).    5) Одним из средств борьбы с гневом является, по слову аввы Дорофея, молитва об оскорбившем: «Боже! Помоги брату моему и мне, ради молитв его».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

Людей безгрешных не существует. Грех – это проявление нравственной болезни, которая требует лечения. Проф. Осипов пишет: «Церковь — это не дом отдыха, а больница, в которой страдающий духовными недугами (по словам аввы Дорофея , их три основных: славолюбие, сребролюбие, сластолюбие) может получить соответствующие рекомендации и лекарства». Церковь – это общество спасающихся и жаждущих спасения, а не уже спасенных. Сам Господь Иисус Христос говорил, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные и Он пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мк.2:17 ). Поэтому не удивительно встретить в храме человека, в той или иной степени подверженного страстям. Плохо, когда они выплескиваются на других людей. Но от этого, увы, никто не застрахован. Конфликтная ситуация может произойти не только в храме, но и на улице, в общественном транспорте, в каком-либо учреждении, больнице, школе и т.д. В отличие от многих других общественных мест, храм – то место, где человек, осознающий себя грешником, желает получить исцеление от своих грехов. И получает, если прилагает усилия. В том числе постепенно исцеляется от гордыни, проявлением которой является видение в чужом глазу сучка, при наличии в своем бревна. Господь, исцеляющий всех, обращается ко всем со словами: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: «брат! дай, я выну сучок из глаза твоего», когда сам не видишь бревна в твоём глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» ( Лк.6:41-42 ). Итак, в духовной лечебнице каждому стоит заняться лечением своих болезней, а стоя в очереди к Врачу, не тыкать пальцем в такого же больного, каким являешься сам. Священник, несмотря на высокое призвание – обычный человек. Он, также как и другие люди, имеет свои плюсы и минусы. Нет никакой особой группы людей, избранных от остальных, содержащихся в «стерильных» духовных условиях, из среды которых поставляются священники.  Священник – это всегда бывший прихожанин, член общины, не по личным своим заслугам избранный на служение, а по милости Божией принявший священный сан. При этом у священника могут быть разные таланты, которые приходят на пользу его служению. Но при всех своих талантах и призвании, священник – обычный по всем меркам человек. И относиться к его талантам надо с радостью, а к немощам – с пониманием.

http://azbyka.ru/chto-delat-esli-vy-nedo...

Мне не очень понятны Ваши эмоции. Если не грешить (например, предохранением), то отношения супругов в браке рано или поздно приводят к деторождению. Поэтому у наших предков лет 100–300 назад обычно было по 5–15 детей в семье. Итак, чем супружеские отношения препятствуют деторождению? Наоборот, без них дети не родятся, как известно. Потом, Вы называете эти отношения грубыми инстинктами, слабостью, грязным явлением, так что они должны якобы вызывать лишь глубокое отвращение. Не знаю, являетесь ли Вы православной христианкой. Если да, для Вас авторитетны слова Священного Писания: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. ( Евр.13:4 ) И еще: А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. ( 1Кор.7:1–5 ) Когда Бог создан Еву для Адама, то сказал, что это весьма хорошо. Мы верим Творцу. Итак, в супружеских отношениях нет греха. Ясно, что девство выше брака, но лишь девство ради Бога и при условии взаимного согласия с мужем, который также желает сугубо потрудиться Богу и ближним. Зато супруги-христиане всегда имеют повод воздерживаться друг от друга в периоды беременностей и поста, в том числе (и особенно!) Великого поста, который завтра наступает. Надеюсь, Вы со своим супругом заботитесь не только о книгах и интересной работе, но в первую очередь — о любви к Богу и ближним и о спасении своей души. Так что — хорошего Вам Великого поста! В поучении 10 у Аввы Дорофея разъясняется, что такое “царский путь”. Добродетель лежит не слева или справа, а посередине. И обе крайности — это грех. Т.е. две как бы противоположные вещи, и они обе грех. А добродетель — не то, что лежит напротив греха, а именно посреди. Об этом говорит и прп. Исаак Сирин , и прп. Иоанн Кассиан и другие отцы. Незнание этой вещи может приводить к неправильной оценке того, что является грехом.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-cerkov-o...

Молодой монах понял, что послушание – главное направление в котором он должен побеждать врагов. Тогда все силы он устремил на послушание, чтобы попрать все свои гордые представления о жизни. Так через духовного отца все свои желания он решил подчинить Воле Божией. Тут же он нашел подтверждение и у апостола Павла: – Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут . – Но что такое «помышления духовные», что такое «страх Божий»? Может быть, это какая-то совершенно иная реакция на все окружающее? А если реакция на окружающий мир должна стать превыше-естественной, то и делание должно быть превосходящим возможности естества… Стало ясно, что книги дальше не могут ему помочь. Нужен был человек, способный научить… И снова молодой подвижник изо всех сил умолял Пренепорочную Деву: – Владычица, яви мне человека, раба Твоего, от которого я смог бы научиться страху Божию! Я бы тогда был послушен ему – до смерти! Один из известных вдохновителей исихастского движения на Афоне. Впоследствии жил на Кикладес Цитаты: – Никто не сможет прийти в страх Божий, если не окажется вне всякой житейской заботы... иначе ум не сможет прийти в истинное безмолвие и беспопечение… тогда страх Божий очищает его в чувстве от всякой земляной дебелости… Здесь цитата из Евергетиноса: выражение «земляной дебелости» означает дословно «тяжести, вызванной низменными страстями». – Никто не может возлюбить Бога в чувстве сердца, если прежде не убоится Его от всего седца… – Душа, не совлекшая с себя земные заботы, ни Бога возлюбить преискренне не сможет – ни диавола ненавидеть в полной мере не научится. Потому что такая душа покрыта покрывалом житейского попечения… Здесь цитаты из Аввы Дорофея, Диадоха Фотикийского и Евергетиноса. Рим 8:6-8 Ин 6:37 – Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут .

http://isihazm.ru/1/?id=194

Мы же говорим на исповеди: «грешен» – но тут же, еще и из храма не выйдя, устраиваем разборки. Сами говорим, что грешники, сами признаём, что не имеем покаяния… но внимания и признания себе требуем так, как будто мы лучше всех. Не только неприятности не готовы потерпеть, но прямо устраиваем жестокую борьбу за «приятности». Очень странное поведение: ни логики в нем, ни здравого смысла. И бывает, что только когда состояние нераскаянности приводит нас к вратам ада, только тогда мы и взываем к Богу с искренним желанием увидеть свою неправоту. А бывает, что и тогда не взываем. Самоедство ставит недосягаемые – здесь и сейчас – цели, а потом мучает нас печалью. Заметим это: нам все равно предлагается скорбь, вот только никакого доброго плода эта скорбь не приносит. Покаяние же продуктивно, оно учит действию, которое приносит добрые плоды. В этом конкретном случае оно скажет нам, за что попросить прощения, предупредительно посоветует тон, которым это надо сделать. А потом еще оставит на памяти хорошую, глубокую зарубку: помни, что ты человек, не сдержанный в словах и эмоциях, помни, как часто ты бывал неправ, как часто обижал… И в другой ситуации, имея перед глазами эту зарубку, ты не только с равными не поссоришься, но и младшему простишь недобрую выходку и злое слово. «Нет человека праведного на земле, – сказал царь Соломон, – который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя. Ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других» (Еккл. 7: 20–22). Наверное, весь секрет этого делания в том, что, совершаемое с самопонуждением, оно оставляет зарубки не только в памяти, но и на сердце. Труды по стяжанию покаяния сокрушают сердце – а сердце сокрушенное Бог не уничижит. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1464 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии инокиня Наталья -- Наталье 21 февраля 2021, 19:15 Из Поучений аввы Дорофея, глава " Об оскорбляющих нас " : " Другой радуется, получая оскорбления, и думает, что он должен был претерпеть оскорбления, потому что сам он подал повод к тому, – сей разумно искореняет страсть (гордости). Ибо принимать оскорбление, возлагать вину на себя и почитать все находящее на нас за наше собственное - есть дело разума, потому что каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Другой не только радуется, когда его оскорбляют, и почитает виновным самого себя, но и сожалеет о смущении оскорбившего его. Бог да введет нас в таковое устроение. "

http://pravoslavie.ru/129613.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010