Не надобно подчинять всех одним и тем же правилам строгости, а нужно сообразоваться с степенью состояния и звания . Святый Арсений Великий сделался однажды болен; братия принесли его в больницу, и положили его на постланном одре и под голову положили мягкую подушку. Один инок, пришедший посетить его, соблазнился сим и сказал: отец Арсений на такой мягкой постели лежит? Пресвитер церковный узнал о сем, отозвал брата в сторону и спросил его наедине: когда ты был в мире, то чем ты был? Пастух был, отвечал тот, и во многих трудах и печалях провождал жизнь. А ныне как ты живешь в келлии своей? живу покойно; нужное имею, живу без печали. Тогда пресвитер сказал: а вот отец Арсений в мире был учителем детей царских; ему предстояли тысячи рабев, в светлых одеждах, постель его была многоценна, богатство его было бесчисленно. Для тебя монастырская жизнь – жизнь покоя, после пастушеской жизни, а отец Арсений после мирского изобилия здесь трудится и нищету терпит! Брат познал свой грех и сказал: «правда, отче, сознался он, я от труда на покой пришел, а отец Арсений от покоя на труд пришел. Внешность бывает обманчива Когда Господь отверг Саула, то повелел Самуилу на место его выбрать в цари одного из сыновей Иессея. Самуил пришел к Иеесею и велел ему привести своих сыновей. Увидавши Елиава, старшего сына Иессеева, Самуил подумал: верно этот помазанник, угодный Богу! но Господь открыл ему: «не смотри на вид его и на высоту роста его; Я не избрал его. Я не на то смотрю, на что, обыкновенно, люди смотрят: люди смотрят на лицо, а Господь смотрит на сердце». Потом Иессей представил еще шестерых сыновей, но Господь ни в одном из них не указал своего избрания в царя. Тогда Самуил спросил Иессея: нет ли еще у тебя сыновей? Есть еще самый меньший; пасет он овец. Самуил велел привести его. Это был Давид. При его появлении Господь сказал Самуилу: «вот это тот, кого я избрал: встань и помажь его». Самуил взял рог с елеем и помазал его на царство. По наружности не суди о человеке В древней церкви избрание епископа производилось двумя или более епископами при участии мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

IX. Нечувствительное и необременительное бдение. В одну ночь вышедши из келии, целую ночь простоял он под открытым небом. X. Побеждение натуры и согреяние молитвою. В одну ночь, в пламенной молитве вышед из келии, стал на открытом месте, воздел руки к небу и возжелал в таком положении пробыть до утра в молитве. В эту ночь случился большой мороз, от чего руки его, поднятые вверх и обнаженные, застыли и сильно заболели. Он, сожалея оставить самодействовавшую в сердце его молитву, начал с терпением и слезами взывать ко Господу. Вскоре начал он чувствовать молитву в сердце своем сильнее и усладительнее движущуюся. Вдруг напало великое действие молитвы и воскипело сердце его внутри, как вода от огня, и в ту ж минуту как бы теплые потоки потекли во все члены и составы тела его. От сего ощущения весь он согрелся, и болезнь ознобная прошла, нимало не повредя руки его. Тогда он вспомнил Святого пророка Давида слова: «Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем [о Боге] возгореся огнь» ( Пс. 38:4 ). XI. Наслаждение при общественном молитвословим. Много раз он откровенно объявлял старцу своему, что не только не показывается ему продолжительным всенощное бдение в молитве, но еще, как бы ненасыщенный, неохотно, по причине наступления утра, оставляет свое бдение. Примечание: Это признак развившейся Божественной любви: святой Арсений Великий по-часту провождал неощутительно целые ночи в молитве и переставал тогда уже, когда восходящее солнце осиявало лице его. Также и святитель Николай и преподобный Нонн до благовеста прихаживали к дверям храма и во внутренной молитве радостно ожидали общего молитвословия. XII. Беспрерывность самодействующей молитвы. Молитва до того ему усвоилась и напечатлелась в сердце его, развивая действия во внутренности оного, что он старцу своему открывался так: «Никогда я не перестаю молиться. Никогда я не бываю без молитвы. Даже и тогда, когда память затмится (забудет), или когда дремлю, или сплю, а молитва сама собою творится в сердце моем (произносится).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Человек, погруженный в праздность, дает волю страстям своим и думает только о злом, и опыт показывает, что сладострастные плотские помыслы происходят в людях, не занятых трудами. Давид был деятельный муж душевно и телесно, любил труды и молитвы; но вот однажды под вечер, когда он встал с постели и, ничего не делая, прогуливался по кровле царского дома, вдруг пришел к нему, как гость незваный, худой помысл, и праведник впал в великое преступление. [ Царь Давид, прогуливаясь по кровле дворца своего, увидал купающуюся женщину необыкновенной красоты. Это была Вирсавия, жена Урии, одного из военачальников Давидовых. Давид решился погубить Урию чтобы завладеть его женою. По приказанию царя, во время сражения с аммонитами Урия поставлен был в самое опасное место и пал в битве; а Вирсавия после того сделалась супругою царя. Пророк Нафан явился к Давиду и притчею о богаче, отнявшем единственную овцу у бедного, заставил его произнести смертный приговор самому себе. ] Арсений Великий , обитая в пустыне, часто сам у себя спрашивал: Арсений, зачем ты сюда пришел? — и потом отвечал: не для покоя, но для трудов; не для лености, но для подвигов: итак, подвизайся; леность соделает Арсения не Арсением, она и праведного обратит в грешника. Ленивый грешит против Бога, поступает против заповеди Его, которую Он изрек прародителю нашему Адаму, а в лице его и всем нам: в поте лица твоего ты будешь есть хлеб свой, доколе возвратишься в землю, из которой ты взят. Святой апостол Павел в послании своем к солунянам пишет, что человек, не желающий работать, не достоин пищи. В самом деле, небо нам дарует пищу, но с условием, чтобы мы извлекали эту пищу из недр земли каждодневными прилежными трудами, до пота лица своего. Ленивец же хочет, чтобы другие работали, а он проводил бы дни свои в праздности и наслаждениях, и в заблуждении своем думает, что это справедливо, считает путь свой прямым, а не ведущим в погибель; ибо он, как говорит Соломон , в глазах своих мудрее семерых благоразумных мужей ( Притч.26:16 ).

http://azbyka.ru/v-chem-kayatsya-na-ispo...

857.  Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего (Ин. 14. 30). 858.  …и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16. 19). 859. 2 Кор. 12. 2. 860. Ин. 21. 20. 861.  Вот, я в беззакониях зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 862.  …не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142. 2). 863.  Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. 7. 20). 864.  Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1. 8). 865.  …все мы много согрешаем (Иак. 3. 20). 866. Пс. 87. 5, 6. 867. Беседа 39, главы 4, 5. 8 и 9; с. 300–308. На чтение Евангелия от Луки — 19. 42–47. 868. Беседа 40, гл. 11, с. 330–334. На чтение Евангелия от Луки 16. 19–31. 869. Беседа 34, гл. 13, с. 200. На чтение Евангелия от Луки 15. 1–10. 870. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 611. 871. Преподобный Макарий Великий объясняет причину, по которой святые мужи, упражняющиеся в проповеди Слова Божия, не могут в то же время пребывать в духовных видениях. Беседа 8, гл. 4. Эту же причину приводил и преподобный Арсений Великий, когда его спрашивали, почему он так тщательно убегает общества людей, даже святых. Алфавитный патерик. 872. См. «Слово о чувственном и духовном видении духов». Аскетические опыты. Т. 2. 873. Общий тропарь священномученику. 874. Беседа 21. 875. Слово 55. 876. Collatio XVII, cap. VI. 877. Житие Иоанна Многострадального. Патерик Печерский. 878. Collatio VII et VIII. 879. Учение преподобного Кассиана смотри в «Слове о смерти». 880. Пятое заседание 2 Никейского Собора, Вселенского Седьмого. 881. Преподобный Феодор в сочинении преподобного Кассиана. Книга 5, «О чревообъядении», гл. 33 и 34. 882. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 883. По образу описания языческого жреца-прорицателя Калкаса, сделанного Расином в трагедии «Ифигения». 884. Влияние понятий, заимствованных из идолопоклонства, с особенною ясностию обнаружилось в ереси или заблуждении антропоморфитов, представлявших себе Бога в колоссальном человеческом виде. Эта ересь открыта в IV веке, но очевидно, что и прежде многие, по неведению, держались ее. Последнее явствует из следующего факта. Когда Феофил, архиепископ Александрийский, изложил опровержение заблуждения в Окружном послании, которое обыкновенно составлялось Александрийскими архиепископами пред Пасхою и рассылалось по всему Египту, тогда в одной только церкви пустыни Скита, в которой жили тысячи монахов, послание было принято и прочитано; в прочих трех церквах настоятели не только не приняли послания, но и воспретили монахам чтение его по келлиям как прямо противоречащего Священному Писанию. Из слов Писания, что человек сотворен по образу и подобию Божиим, антропоморфиты выводили заключение, что Бог имеет вид. Cass. Coll. 10.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В главе 12, 1–3 стихах книги Бытия написано: «и сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Человеческий род во времена Ноя за свои тяжкие грехи был истреблен всемирным потопом, кроме самого Ноя с семейством. Но скоро после потопа грех опять усилился в человечестве, так что люди снова забыли своего Бога и стали поклоняться идолам. Только Авраам и немного других благочестивых людей оставались верны истинному Богу. Тогда Господь Бог благоволил избрать Авраама и потомство его, чтобы от времени до времени открываться им, дабы люди из этих откровений научались правильно познавать Его и достойно почитать Его. К какому великому назначению Бог предназначил Авраама и сколь великое спасение благоволил Он приготовить для всего мира через этого праотца, это выражается в сейчас приведенном изречении. После повеления оставить родину и идти в землю, какую укажет Господь, здесь даются Аврааму разнообразные обетования. В силу этих обетований от Авраама должен произойти великий народ, и Авраам получит благословение Божие и великий почет; кто сделает какое-либо добро Аврааму, того Бог наградит как бы за благодеяние, оказанное Самому Богу, и кто сделает зло Аврааму, того Бог накажет как бы за зло, причиненное Самому Богу. Уже этими славными обетованиями Бог дал понять Аврааму, как он приятен и угоден Ему, чтобы таким торжественным уверением в Своей Божественной любви возгреть еще сильнее в сердце Авраама любовь и веру в Него. Но самое славное и великое обетование выражено в заключительных словах: «и благословятся в тебе все племена земные». Это поистине было великое и чудное благословение. Приятно и отрадно видеть, если отец становится благословением для своих детей или царь служит благословением для своих подданных. Но Авраам должен был стать благословением для всего человечества. Что Авраам поверил всем этим обетованиям, это видно из следующего стиха: «и пошел Авраам, как сказал ему Господь». Значит, Авраам послушался повеления Божия, чем засвидетельствовал, что он действительно поверил всем изреченным ему обетованиям, ибо если бы он не поверил им, то и не оставил бы своей родины. Вера была основанием его послушания, как об этом говорит апостол Павел: «верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В заключение первосвященник преподавал народу благословение от лица Господня и народ отвечал ему хвалебною песнею, по подобию той, которая приведена в 50 главе, 24–26 стихах книги Иисуса сына Сирахова: «и ныне все благословляйте Бога, Который везде совершает великие дела, Который продлил дни наши от утробы и поступает с нами по милости Своей: да даст Он нам веселие сердца, и да будет во дни наши мир в Израиле до дней века; да сохранит милость Свою к нам и в свое время да избавит нас! " Применим теперь все сказанное о первосвященническом служении в Ветхом Завете к Новому Завету. Апостол говорит в одном месте, что ветхозаветное священство было только тенью будущих благ, именно благ Нового Завета. Но тень происходит от тела и если тела нет, то не может быть и тени. Значит, по сравнению с телом она есть нечно несовершенное. Потому, сравнивая ветхозаветное священство с тенью, апостол означает тем, что священство это было несовершенно. Оно указывало только на Новый Завет, в котором все совершенно: совершен именно сам первосвященник, совершенна его жертва и совершенно Его искупление. Рассмотрим это ближе. Очищение народа от грехов совершалось в Ветхом Завете однажды в год в день очищения. В Новом Завете есть также великий день искупления от грехов и его следствий, день, для которого ветхозаветный день очищения служил только прообразом, это день, в который Господь наш Иисус Христос пострадал и умер на кресте. Этот день в деле спасения нашего есть самый великий день между днями всех времен, ибо в продолжение его совершено примирение всего человечества с Богом через Великого Ходатая Нового Завета. По лицу Своему Сей великий Ходатай Нового Завета есть истинный Бог и вместе истинный человек, одним словом Богочеловек. Таково лицо нашего Первосвященника. Первосвященник ветхозаветный был немощным, смертным человеком, а наш Первосвященник есть Первосвященник вечный и совершенный, как говорит об этом апостол: «закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного». Далее!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Примером может служить авва Арсений Великий . Так, когда авва Марк сказал ему: «Почему ты бегаешь от нас?», старец отвечал ему: «Бог видит, что я люблю вас, но я не могу быть вместе и с Богом, и с людьми. На небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у людей – воли различны. Поэтому я не могу оставить Бога и быть с людьми» 390 Итак, молчание бывает разное: один молчит потому, что по смирению не считает себя достойным говорить, а другой – потому что не считает других достойными его слушать. Один молчанием хочет прославиться у Бога, а другой посредством того же самого дела ставит себе цель прославиться у людей и сойти у них за мудрого. Таким образом, бывает и безрассудное, бесовское молчание 391 Оно иногда заставляет человека, вместо долготерпения к немощам ближнего, требующим поучить его в чем-то не раз и не два, говорить самому себе: «Ты и раз, и десять раз уже говорил брату, оставь его, пусть он делает, как хочет, а ты отложи попечение, как сказали отцы...» Таковым отвечает св. Варсонофий Великий: «...от тебя так далеко эта мера (духовного возраста), как небо от земли. Хочешь ли удостовериться в этом? Вспомни, что Господь сказал о деревьях: каковы они, такие приносят и плоды. Рассмотри же, что происходит из молчания, внушаемого тебе диаволом? – Смущение и гнев... Ясно покажу тебе, что долготерпение твое не по Богу: ты собираешь несколько дней, а потом в один день истощаешь мешец свой, и он остается пустым. Долготерпение же по Богу вовсе ничего не говорит до самого конца. А ты, господин мой, брат, подобен властителю: вместо того, чтобы дать рабу своему один удар в ланиту, объяснить ему проступки его и помириться с ним, терпишь несколько дней, а потом вдруг наносишь брату один удар, который быть может для него убийственным, и берешь (на себя) душу его» 392 4. Как приобретается молчание? С великим трудом 393 «Сперва будем принуждать себя к молчанию, – говорит великий молчальник св. Исаак Сирин , – и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию... Не думай, брат, что, – как рассказывают о чудном Арсении, когда посетили его отцы и братия, приходившие видеть его, а он сидел с ними молча и в молчании отпускал их от себя, – все это делал он совершенно по воле и что вначале не принуждал себя к этому» 394

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

С благоговейным трепетом видим великий сонм святых, сияющих во тьме мира, как яркие Божьи звезды на темном небосклоне. Видим сонм пророков и Апостолов, великих святителей и пастырей, проповедавших и утверждавших Евангелие Христово. Видим огромный сонм святых мучеников и мучениц, великих преподобных и отшельников и даже людей, подобных Ангелам Божиим. Что сделало их святыми, совсем не похожими на народ земли? Это узнаем мы из глубочайших слов Апостола Павла, слов, которых до него никто не мог сказать. Ужас и безмерная слава Креста Христова так потрясли его душу, что он забыл о всем мире и сказал: «…крестом Господа нашего Иисуса Христа… для меня мир распят, и я для мира…», " Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 6, 14; 2, 19–20). Эти святые слова могли бы повторить о се6е и все великие святые. Вера в Господа Иисуса и любовь к Нему ярким пламенем пылала в сердцах святых мучеников и давала им силу переносить ужаснейшие мучения и страшную смерть. Мир потерял всю свою привлекательность для великих преподобных и отшельников, мир был распят для них. Невыносимо было для них оставаться среди людей, способных на такое безмерное преступление как распятие на кресте Спасителя мира, Сына Божия; и уходили они в безлюдные пустыни и непроходимые лесные дебри, чтобы жить там в неразлучном молитвенном общении с Богом. Их молитва была глубока, как море, и лилась неустанно день и ночь. Наш великий преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей молился в лесу на плоском камне. Преподобный Арсений Великий стоял от вечера до утра с воздетыми к небу руками в пустыне, молясь о всем мире. И даже его превосходила по силе молитвы преподобная Мария Египетская. Можно было бы еще долго говорить и о других великих подвижниках, которых весь мир не был достоин. В нынешнюю первую неделю по Пятидесятнице Святая Церковь празднует память всех святых. Почему установлен этот праздник? В святцах немного имен святых; всего около 2000 имен; но не может быть, чтобы святых было так мало; их больше, конечно, неизмеримо больше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

1956 г. Слово в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Только о двух величайших событиях в истории рода человеческого возвестил Господь Бог через Архангела Гавриила: о Рождестве во плоти Предвечного Сына Своего и о рождестве Его Предтечи и Крестителя Иоанна, величайшего из рожденных женами, по слову Господа Иисуса Христа. Рождение Предтечи Господня сопровождалось чудом разрешения уз языка его отца Захарии, связанного Архангелом за неверие благовестию. Оно было прославлено пророчеством Захарии: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приуготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира ( Лк. 1:76–79 ). Вся жизнь Предтечи Господня Иоанна была совершенно необыкновенна. О младенческих годах его мы знаем только от евангелиста Луки, что он возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю ( Лк. 1:80 ). Как и когда оказался св. Иоанн в пустыне, точно не известно. По преданию, царь Ирод после избиения Вифлеемских младенцев хотел убить Иоанна, но не смог найти его и в ярости велел убить отца его Захарию. А Елизавета, услышав, что воины ищут ее ребенка, бежала с ним в гористую пустыню и, недолго прожив там, умерла. Иоанн же остался один. Как питал его Господь Бог , как хранил от диких зверей, как научился юный Предтеча питаться саранчой и диким медом, мы не знаем. Но твердо верим, что Богу все возможно ( Мф. 19:26 ). Прожил он в пустыне в глубоком одиночестве лет до тридцати. Никаким рукодельем он не занимался, книг не имел, да и читать не умел. Что делал он там? Такие философы, как Декарт и Кант, долгие часы и даже дни неподвижно сидели в креслах, погруженные в размышления. Но если глубока философия, то гораздо более глубоко богомыслие – высшая форма молитвы без слов, которую Святые Отцы называют умной молитвой. Непостижимо велика глубина духовного общения с Богом величайших святых. Преподобный Павел Фивейский прожил 91 год в пустыне, совершенно неведомый миру, имея общение только с одним Богом. Преподобный Арсений Великий целые ночи до восхода солнца стоял под открытым небом с воздетыми к небу руками. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и тысячу ночей молился Богу, стоя на плоском камне. Конечно, подобное делание нес и св. Иоанн Предтеча. В непрестанном размышлении о Боге и о судьбах мира, в глубоком молитвенном общении с Богом возрастал его великий дух, его понимание путей спасения, которым он должен научить погибающий в грехах народ, изменить и углубить его мысли и чувства, побудить к покаянию и исправить их кривые и лукавые пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Будучи соединены тесною дружбою между собою, святители Василий Великий и Григорий Богослов во время своего обучения в Афинах избегали появляться в обществе других товарищей, зная, что «легче заразиться чужой болезнью, чем передать свое здоровье». Толстой свидетельствует о себе, что он переделывал некоторые из своих произведений до тех пор, пока, наконец, не начинал их портить. Отсюда видно, что есть предел, до которого можно «перевертывать стиль». Перейдя его, писатель утрачивает остроту внутреннего чутья, помогающего ему установить меру более или менее совершенного в своей литературной работе. Очевидно, здесь сказывается действие общего психологического закона, по которому привычка к знакомым предметам притупляет нашу восприимчивость и интерес к ним и даже порождает временно некоторую душевную апатию. «Говори главное, многое в немногих словах, — советует Сирах юноше. — Будь как знающий и, вместе, как умеющий молчать» (Сир 32, 10). Это правило следовало бы помнить не только юному возрасту, которому непосредственно оно обращено здесь. Далеко не все и зрелые люди умеют хранить меру слова, чтобы сказать всегда не больше и не меньше, чем сколько нужно для данной цели. «Не умея говорить, они не умеют и молчать», по древней римской пословице. Наибольшую бережливость речи соблюдали те, кто сами в изобилии обладали этим драгоценным даром. Таков был, например, митрополит Филарет — эта дивная сокровищница ума и слова, воспитавший целый ряд поколений в сознании высокой ответственности учительства. «Не говори много, — внушал он своим слушателям в одной из своих проповедей, — хотя бы ты мог говорить все хорошее. Ни в каком случае не расточай безрассудно слова, словесная тварь, Слова творческого». «Как часто я жалел о сказанном и никогда об умолченном», — сказал однажды Арсений Великий. Древний мудрец, внимательно наблюдавший судьбы человека на земле, оставил нам в числе других следующий жизненный урок: «Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» (Притч 18, 12).

http://pravoslavie.ru/put/070129113934.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010