Совершенное учение об отвержении себя мы находим в словах: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2: 6–8). Таким образом, совершенное отвержение себя – то же, что смирение. А им определяется совершенство; когда некто спросил святого Исаака Сирина : «Что такое совершенство?» – святой ответил: «Бездна смирения!» . Следовательно, по пути внутреннего совершенствования ты не можешь продвигаться вперед иначе, как, с радостью осознания этого смысла, принимая все противодействия и абсурды, случающиеся с нами каждый день. Это и есть смысл, ради которого Промысл хранит одновременно и в неизбывном напряжении пшеницу и плевелы, совершенствующие друг друга, до жатвы. Возьмем простые примеры. Однажды в субботу в синагоге книжники и фарисеи наблюдали за Христом, чтобы посмотреть, не сделает ли Он добра в субботу. Был там один человек сухорукий. И увидев, что Он совершает добро, они «пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом» (Лк. 6: 11). Вот крест сухого формализма. В другую субботу Христос шел пшеничными полями. Ученики сорвали несколько колосьев, растерли их ладонями и ели зерна. Какой-то фарисей, формализовавшись в поборника субботы, отчитывает их, что они, мол, «попирают субботу» (см.: Лк. 6: 2). Иеромонах Арсений (Бока) Когда Христос прощает грехи расслабленному (непременное условие органического исцеления), которого вера помощников пронесла через крышу и поставила перед Христом, некоторые ворчали в сердцах своих, что «Сей хулит» (ср.: Мк. 2: 7), а это были книжники: «Только Бог может прощать грехи», – говорили они. Они не понимали, что Иисус – Бог. Они окаменели в своих предрассудках касательно Иисуса, и от одной только мысли, что Он – Бог, голова их треснула бы. По случаю оправдания Закхея, начальника мытарей, они тоже «роптали» как против Закхея, так и против Христа. Дух, мучивший их, всё время подстрекал их давать поучения Иисусу.

http://pravoslavie.ru/75479.html

Авва Дорофей пишет, что «спасение – во многом совете», но не со многими. Потому что в Святом Писании сказано: Друзьями твоими да будут многие, а советником твоим – один из тысячи (см. Сир. 6, 6 ). Поэтому нахожу неполезной для тебя поездку в К., кроме сказанной причины и потому, что находишься в тревожном состоянии. Вода, когда находится в мутном состоянии, для очищения своего требует того, чтобы дать ей спокойно постоять и отстояться, тогда чистую воду сливают, а тину выбрасывают. Еще в Ветхом Писании сказано: Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего ( Еккл. 10, 4 ). Есть и простая поговорка: «На одном месте и камень обрастает». И в старчестве сказано: «Сиди в келье твоей, и та всему тебя научит». Положим, что А. вызывает тебя под благовидным предлогом принести тебе пользу душевную, но враг наш душевный и искуситель через это ухищряет тебе сделать вред душевный. Святой апостол предостерегает нас, глаголя: Нам не безызвестны его умыслы ( 2Кор. 2, 11 ), т.е. вражии, которые скрываются под благовидными предлогами, как волки в овчих кожах. Поэтому лучше сидеть дома и искать пользы душевной внутри себя приличными духовными средствами, так как сказано, что Царствие Божие внутрь вас ( Лк. 17, 21 ). А совне от людей получаем пользу лишь тогда, когда не осуждаем их (2, ч. 1, с. 68). В первом письме писала ты, что взяла келейницу, но что она во многом тебя затрудняла и стесняла; а во втором письме пишешь, что она уже ушла от тебя. Но сама видишь, что с келейницей одни неудобства, а без келейницы другие неудобства. Особенно в случае болезни или изнеможения тебе невозможно обходиться без келейницы, как самое дело показывает. Что бы с тобой было, если бы 13-го августа в Киеве ты была одна без келейницы? Одной можно бы тебе душевно повредиться. И вообще сказано в Писании: Двоим лучше, нежели одному… Горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его ( Еккл. 4, 9–10 ). Высочайшим образцом безмолвия был Арсений Великий ; но и он в своем уединении имел при себе двух человек, Александра и Троила. Как же нам, немощным душевно и телесно, жить одним? Разве мы выше Арсения Великого ? (2, ч. 3, с. 135–136).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Об истинности Божией свидетельствуют также многие примеры из священной истории. Здесь мы приведем только некоторые их них. Повелевая Аврааму выйти из Харрана в землю Ханаанскую, Господь говорил ему: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение, и благословятся в тебе все племена земные». В конце слова эти содержат обещание, в силу которого Авраам должен был сделаться родоначальником великого народа. Между тем Авраам имел уже 75 лет, когда вышел их Харрана в Ханаан, и не имел еще сына. В Ханаане затем он дожил до 99 лет, но сына все еще не было у него. В душе его могло возникнуть тогда сомнение, исполнится ли обетование Божие, данное ему. И вот Господь снова является ему и, указывая на звездный мир, говорит, что число потомков его будет также велико, как число звезд небесных. Этим Он торжественно подтвердил обетование Свое, причем указанием на звездный мир, служащий наглядным доказательством всемогущества Его, хотел также укрепить веру Авраама в это обетование. И действительно, взгляд на чудо творения возбудил теперь в Аврааме мысль, что Всемогущий может сделать все, что хочет, и потому может также даровать и потомка ему. И эта вера его оправдалась: Бог исполнил обетование Свое, даровав ему через год после того сына Исаака. Между тем, когда Исаак возрос, Авраам получил от Бога дивное повеление принести его в жертву на горе Мориа. Как трудно было Аврааму исполнить это повеление! Через Исаака именно, по обетованию Божию, он должен был сделаться родоначальником великого народа. И вот теперь это обетование как бы отменялось Богом. Но, несмотря на это, вера Авраама в данное обетование не поколебалась, и он не ослушался повеления Божия. Вот что пишет об этом апостол Павел в послании к римлянам: «Авраам не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнит обещанное».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В Откровении святого Иоанна написано: «и низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную». Здесь речь идет о суде, постигшем дьявола по его падении, причем дьявол называется сатаною и древним змеем, и о нем говорится, что он обольщает всю вселенную. Все это указывает на историю грехопадения первых людей и на первое злое дело, которое дьявол совершил на земле, явившись пред ними в образе змея для обольщения их. Через дьявола в мир вошел грех. На ту же историю грехопадения указывал Иисус Христос, когда говорил фарисеям: «ваш отец – дьявол , и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи». В этом изречении дьявол называется лжецом и человекоубийцею. Что дьявол есть лжец, это ясно видно из истории искушения первых людей. Бог сказал, что люди умрут, если вкусят от древа познания добра и зла. Дьявол же, напротив, утверждал, что они не умрут. Это была ложь. Ни одно творение не может быть равным Богу, тем более через грех . Дьявол же говорил Еве, что они сделаются равными Богу, как только вкусят от запрещенного плода. Это опять была ложь, показывающая при этом великую злобу дьявола, ибо посредством ее он хотел сделать людей не счастливыми, но несчастными, хотел направить их не на путь добра и правды, но на путь греха и неправды, и из детей Божиих сделать их детьми своего рода. Но, несмотря на столь очевидную лживость дьявола, прародители наши поверили ему и согрешили. Через это они подпали смерти, ибо смерть есть необходимое следствие, оброк греха. Смертный приговор на них Господь высказал в следующих словах к Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Таким образом, и в смерти человека виновен дьявол. На это именно указывает премудрый Соломон, когда говорит: «завистью дьявола вошла в мир смерть», и этому же научает Иисус Христос, когда называет дьявола человекоубийцею от начала.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Такая молитва будет одним лицемерием, а лицемерие есть мерзость в очах Божиих. Авессалом, например, хотел идти в Хеврон с притворною целью, как будто для принесения жертвы Богу, в действительности же имея намерение поднять там мятеж против отца своего. Между тем Бог провидел это лукавство его и наказал Авессалома ужасным образом. Поэтому всячески нужно хранить себя от грехов даже самых тайных, ибо Бог видит и замечает их все. Равным образом всячески нужно беречь себя от порочного лицемерия и лукавства, ибо Бог взирает на сердце и сердечные расположения, и Ему приятны прямота и честность. Что мы выражаем, когда называем Бога всеведущим? Какое утешение доставляет нам та истина, что Бог есть Бог вездесущий? К чему побуждает нас эта истина? 11. Бог есть Дух премудрый Нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все создано для своего употребления. Сир.39:27 . О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Рим.11:33 . Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит. Пс.36:5 . Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Ис.55:8 –9. Священная история повествует, что Соломон, по вступлении своем на престол, отправился в Гаваон с целью просить у Бога мудрого и разумного сердца. Сознавая, что для хорошего управления народом необходимы великая мудрость и великий разум, Соломон вместе с тем верил, что эти великие дары может подавать только Один Бог. И это так и есть в действительности. «Он, – свидетельствует пророк Даниил о Боге, – дает мудрость мудрым и разумение разумным», ибо " у Него мудрость и сила». Но если мудрость всех премудрых проистекает от Бога, то ясно, что у Него Самого должна находиться всякая премудрость. И подобно тому, как сила и могущество Божии превосходят силу и могущество всех царей, так и мудрость Его превосходит мудрость всех мудрецов: Он обладает высочайшей премудростью. Что же мы выражаем, когда называем Бога премудрым? В первом члене символа веры мы исповедуем, что Бог есть всемогущий Творец мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Однажды Канут этот стоял на морском берегу, окруженный своими приближенными, которые при этом превозносили могущество его и говорили, что он есть повелитель моря и земли, и что для него нет ничего невозможного. В это время поднялась страшная буря и морские волны с шумом покатились на берег. Король приказал принести седалище, сел на нем и громко сказал: «земля эта принадлежит мне: на ней я сижу; равно, как и море, окружающее ее. Итак, повелеваю тебе, море, утихни и не касайся ног твоего правителя!», но морские волны вздымались все выше и выше и обрызгивали короля все сильнее и сильнее. Тогда король встал и, указывая на себя, сказал приближенным своим «Смотрите, это – ваш король!» Затем, взглянув на волнующееся море и подняв руку к небу, сказал: «а там – ваш Бог!» Между тем не то было бы, если бы Канут великий на самом деле был повелителем моря; море тогда повиновалось бы ему. Но человеку это неподвластно; есть только Один, Которому повинуются и ветры, и море, и все это – Бог. Правда, в несчастьях людям часто бывает тяжело призывать Бога с полною верою в Него и надеждою на Него. Поэтому в слове Божием находится очень много изречений, в которых Сам Бог побуждает нас призывать Его в нуждах своих. Одно из таких утешительных изречений находится в книге пророка Исайи и читается так: «не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой, Я укреплю тебя и помогу тебе и поддержу тебя десницею правды Моей». Первые слова – «не бойся, ибо Я с тобою» – поистине суть слова любвеобильного Отца. Не успокаивается ли, например, боязливое дитя, когда идущий с ним по опасной дороге отец говорит ему: «не бойся, я с тобою»? Так же точно эти слова Божии успокаивают и нас. «Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя», – говорит далее Господь, и этим дает три утешительные обещания для нас. Прежде всего Он обещает укрепить нас, то есть дать силу нам, когда наша сила станет оскудевать. И действительно, Он, по словам пророка Исайи, дает утомленному силу и изнемогающему дарует крепость. Затем Бог обещает помочь нам и поддержать нас, то есть предохранить нас от погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Часто приходится слышать, как люди выражают недовольство делами Божиими. Они находят, например, что Бог посылает то слишком много дождя, то слишком мало, что Он неравномерно распределяет земные блага, что на свете есть животные и растения, которые только вредят человеку и не приносят никакой пользы ему и т.д. Так безрассудные люди порицают дела Божии, и эта хула их есть великий грех перед Богом. Немало также есть людей, порицающих те пути, которыми Бог ведет человека. Примеров на это достаточно находится в священной истории. Так израильтяне очень роптали, когда Бог привел их к Чермному морю; путь, по которому вел их Бог, казался им неверным, и они думали, что всем им угрожает неминуемая гибель. Но Моисей думал об этом иначе. Он твердо верил, что Бог по Своей премудрости найдет средство спасения для них. И эта вера оправдалась: Бог действительно чудесным образом спас их; пример этот научает нас двум правилам: во-первых, не должно роптать, когда Господь ведет нас неведомыми для нас путями; во-вторых, должно надеяться, что в потребном случае Бог по Своей премудрости непременно устроит нам помощь. Счастлив тот человек, который не заблуждается относительно премудрого промышления о нем Бога и который также в то время, когда Бог посылает на него скорби, вместе с Иовом может говорить: «Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» А чтобы быть таковым, для этого всякий раз, как только возникнет в ком-либо безрассудная мысль, что пути, которыми Бог ведет его, не премудры и не служат к его благу, должно вспоминать следующее изречение, высказанное Господом через пророка Исайю: «Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, – говорит Господь, – но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших». Изречение это убедительно научает нас и при неизвестных также для нас путях твердо верить, что Бог все устрояет и устроит премудро и к нашему благу. Итак, веруя в премудрость Божию, не будем порицать путей Божиих, но по-детски будем доверяться водительству Божию, и в том случае, если мы не понимаем его, твердо верить, что все устроится наилучшим образом и к нашему благу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

И сказал змей жене: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Кто именно был этот змей, мы знаем из Откровения апостола Иоанна, где следующим образом описывается суд над дьяволом: «и низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную». Апостол Иоанн говорит здесь об определенном и известном змее, которого называет древним. Что он имеет здесь в виду змея райского, – это ясно. Змея этого он называет дьяволом и сатаною, чем определенно выражает, что в нем был злой дух. А когда к этому апостол присоединяет еще: «обольщающий всю вселенную», то нельзя не заметить, что все это изречение указывает на известный нам рассказ Библии об искушении прародителей в раю. Искушение свое дьявол начал так: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Если неверующий говорит: подлинно ли воскреснут мертвые; то этим он выражает сомнение свое в воскресении мертвых. Так точно и дьявол , обратившись к жене с подобными словами, хотел прежде всего возбудить в сердце ее сомнение в истинности и верности Божественного слова. Если мы припомним при этом, что Бог дал Свою заповедь Адаму еще до сотворения жены, и что Ева в первый раз, следовательно, могла узнать о ней от Адама, а не от Самого Бога непосредственно, то для нас станет ясным, что дьявол проявлял в этом случае особенную хитрость, когда со своею обольстительною речью обратился прежде всего к жене. В ней именно он скорее всего мог надеяться возбудить сомнение в заповеди Божией. Замечательно также при этом, как он извратил эту заповедь, и как не сходны слова ее в устах его с теми словами, которыми выразил ее Бог ! Бог сказал: «от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него». По словам же змея, Бог будто бы сказал так: «не ешьте вообще ни от какого дерева в саду». Речь змея содержит, таким образом, намеренное извращение слова Божия, следовательно, ложь. Так, первую ложь на земле высказал дьявол , и всякая ложь посему есть от дьявола.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Кто поступает иначе, тот, некоторым образом, вместо истинного Бога почитает за Бога Его творение. Вот почему в Слове Божием строго обличаются подобные грехи. Сам Спаситель о люблении твари паче Бога говорил: «не можете служить Богу и мамоне», научая тем, что любовь к Богу и любовь к тварям несовместимы друг с другом. Равным образом о человекоугодии апостол Павел говорит: «если бы я поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым». И действительно, как мог апостол быть рабом Христовым, если бы он решился угождать людям? Последние требовали, чтобы он не проповедовал о Христе, а он между тем имел повеление от Христа проповедовать. Решившись угодить им, он тем самым отрекся бы от Христа. Подобно этому и мы, если будем угождать людям до того, что окажемся нерадивыми в деле угождения Богу, то тем самым отречемся от Бога и Его заповедей. Наконец, о человеконадеянии Писание говорит следующим образом: «проклят тот человек, который надеется на человека и плоть считает своею опорою, а сердцем своим удаляется от Господа; он будет как нагой среди пустыни и не увидит ниоткуда благодеяния». Мы не должны забывать того, что как продолжение нашего бытия, так и деятельность сил и способностей наших без содействия силы Божией не могут продолжаться ни на одно мгновение, «ибо мы Им живем и движемся, и существуем». Посему неразумно оставлять Бога и надеяться на людей, думать быть счастливым при помощи своих сил и способностей, а не при помощи и благословении Божиих. В истинных христианах этого не должно быть. Святитель Василий Великий отвечает на этот вопрос так: «сам себе отрицается той, иже совлечеся ветхого человека с деяньями его, тлеющего в похотях прелестных. Отрицается и всех пристрастий мирских, яже препятствовати могут намерению благочестия. Совершенное отвержение в том состоит, еже и к самой жизни беспристрастну быти, и осуждение смерти имети, во еже бы на себе не надеятися». Таким образом, отречься себя, по словам Василия Великого , значит прежде всего совлечься ветхого, тлеющего в похотях прелестных, человека с деяниями его, то есть отложить образ жизни ветхого, необновленного благодатью Божией, человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но поступающие так должны оберегать себя от самопревозношения. Они должны в этом случае подражать святому Павлину, епископу Ноланскому, о котором рассказывается, что он, раздав все свои богатства неимущим, в то же время думал, что он ничего еще не сделал для Бога и братий своих во Христе. «Я подобен бойцу, приготовляющемуся на сражение, или человеку, хотящему плыть через реку, – обыкновенно говорил он о себе, – они оба ничего еще не сделали через то, что скинули с себя одежду». Как читается восьмая заповедь Закона Божия? Что вообще запрещается этой заповедью? Какие особенные грехи запрещаются ею? Какие добродетели предписываются в ней? Не грешат ли против восьмой заповеди немилосердные к бедным? Нет ли еще высшей добродетели, противоположной грехам против восьмой заповеди? 19. Девятая заповедь Закона Божия Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Исх.20:16 . Не судите, да не судимы будете. Мф.7:1 . Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Еф.4:25 . Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей. 1Пет.3:10 . Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Иак.1:26 . По учению третьей заповеди имя Божие должно быть священно для нас, и мы не должны употреблять его напрасно. Но Господу угодно также, чтобы и наше малозначащее имя находилось в чести, ибо каждому из нас Он повелевает в девятой заповеди Закона Своего: не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. «Доброе имя лучше большого богатства, и добрые слова лучше серебра и золота», – учит премудрый Соломон. Точно так же блаженный Августин , великий учитель Церкви, говорит: «две вещи я должен иметь в сем мире: добрую совесть и честное имя: первая нужна мне для Бога, а второе – для ближнего моего». Так, доброе имя есть драгоценнейшее сокровище человека и к охранению его и направлена девятая заповедь Закона Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010