Со времени Моисея Израильтяне с нетерпением ожидали пришествия этого обещанного им великого пророка. Замечательное свидетельство об этом находится в первой книге Маккавейской в следующих словах: «иудеи и священники согласились, чтобы Симон был у них начальником и первосвященником на век, доколе восстанет пророк верный». Под упоминаемым здесь верным пророком разумеется именно не кто иной, как тот пророк, который в одном лице имел быть и пророком, и первосвященником, и царем. В 6 главе 14 стихе Евангелия от Иоанна говорится: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот пророк, Которому должно прийти в мир». Из этих слов видно, что также иудеи времени Иисуса Христа ожидали одного пророка. Откуда они знали, что великий пророк должен был прийти в мир, об этом легко можно догадаться. По свидетельству евангелиста Иоанна Христос говорил о Себе неверовавшим иудеям: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне». Здесь Господь указывает преимущественно на рассмотренное нами пророчество Моисея. Таким образом, несомненно, что это пророчество Моисея исполнилось на Иисусе Христе, ибо Иисус Христос подлинно есть Тот пророк, Который должен прийти в мир. Как пророк, Спаситель возвещал слово Божие и есть наш величайший учитель. Но, кроме этого, по ветхозаветным пророчествам Он должен быть также и первосвященником. Уже в Ветхом Завете Бог учредил должность первосвященника, который приносил жертвы и ходатайствовал за народ перед Богом. Но, как Моисей служил только прообразом высочайшего пророка, явившегося в лице Иисуса Христа, так и первосвященник Ветхого Завета не был совершеннейшим первосвященником, а только прообразом величайшего первосвященника Нового Завета. Об этом первосвященнике ясно предвозвещено в следующих словах 109 псалма: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мелхиседека». К кому Господь обращается здесь, это видно из первых слов того же псалма: «сказал Господь Господу Моему: сиди одесную Меня…» Значит Бог Отец говорит здесь к Единородному Сыну Своему. Так Сын Божий, сидящий одесную Своего Отца, по ветхозаветному пророчеству должен быть священником, – священником вечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Число людей, веровавших тогда в Иисуса Христа, было невелико. Множество врагов окружало Господа. Почти весь иудейский народ и весь языческий мир далеки были еще от Евангелия. Казалось невероятным, чтобы человечество могло обратиться к Иисусу Христу через проповедь бедных и неученых апостолов. К тому же Иисуса Христа уже преследовали с великою злобою враги Его и уготовляли Ему смерть. Когда дуют ураганы, то прочные здания разрушаются и могучие деревья вырываются. Но, замечательно чудо! Церковь Господа не могут одолеть и все силы адовы. Постепенно, все более и более возрастала она и ныне распространилась по всей вселенной и заключает в себе многие миллионы верующих. И все это Господь наперед предсказал. Таким образом, истину Своего Божественного посланничества Иисус Христос доказал чудесами Своими и пророчествами. До пришествия Иисуса Христа были многие пророки, как, например, Моисей, Илия, Исайя, Иеремия и другие. Последним пророком Ветхого Завета был Иоанн Креститель, о котором Сам Господь свидетельствовал, что он есть больший всех ветхозаветных пророков, ибо Он удостоился видеть Спасителя и быть предтечей Ему. Важно теперь определить, в каком отношении Иисус Христос как пророк стоит ко всем остальным пророкам? Подобен ли Он им? Нет, Он неизмеримо превосходит всех пророков. Рассмотрим точнее это превосходство Спасителя. В 1 главе, 1–2 стихах Послания к евреям говорится: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». Так, пророки Ветхого Завета были люди, подобные нам, а Спаситель, пророк Нового Завета, есть не только человек, но вместе и Сын Божий. Все остальные пророки суть рабы Божии, а Иисус Христос, как единородный Сын Божий, есть Лицо, равное Богу Отцу. Уже этим Он безмерно превосходит всех других пророков. «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа», – так взывал великий пророк Исайя, когда видел славу Божию и святейших Серафимов, окружавших престол Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Значит, душам умерших людей было проповедано во аде Евангелие или радостная весть о том, что Сын Божий принес искупительную жертву за всех грешников, вместе с чем все, ожидавшие с верою пришествия Его, были освобождены из ада. Представим теперь себе бесчисленное множество патриархов, пророков и святых Ветхого Завета, от Адама до Христа, делавшихся добычею ада. К ним является Христос не как Судия, но как Спаситель, благовествует им, что Он искупил их от грехов и снисшел, чтобы освободить их и ввести в рай. Как велика должна была быть радость их при виде Спасителя, в Которого они веровали и на Которого надеялись? Не должны ли были они преклониться тогда пред Господом своим и воспеть победную песнь: «Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом»? Так исполнилось пророчество, изреченное через пророка Осию: «от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Здесь устами пророка говорил Сам Господь, свидетельствуя, что Он некогда имел сделать со смертью и адом. Слово «жало» служит образным определением силы смерти. Поэтому вопросом: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» выражалось, что некогда смерть будет попрана и ад будет разорен и лишен силы удерживать в себе души праведных людей. Об этом торжестве Господа Спасителя восклицает великий отец Церкви святитель Иоанн Златоуст : «Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил ее, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад. Где твое, смерть, жало? Где твоя, ад, победа? Воскрес Христос, и ты низвержен». И святой Ириней говорит: «Господь нисходит в преисподнюю земли, и там благовествует Свое пришествие и отпущение грехов тем, кои веруют в Него, – а уверовали в Него все ожидавшие Его, то есть все предвозвещавшие пришествие Его, и служившие повелениям Его, – праведники и пророки, и патриархи». Таково учение слова Божия о сошествии Иисуса Христа во ад. Событие это есть событие в высшей степени утешительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Во Втором послании Петра (1 глава, 21 стих) говорится: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Под святыми Божиими человеками апостол разумеет здесь пророков. Бог воздвигал этих мужей, чтобы они возвещали людям волю Его. При этом они говорили не сами от себя, а будучи движимы Духом Святым, по внушению Духа Святого. Таким образом, пророки были учителя, посланные от Бога, чтобы возвещать волю Его, и исполненные Духом Святым. Подобно этому и Иисус Христос, как пророк, был послан Богом Отцом возвещать людям волю Божию и по человечеству Своему в безмерной степени был исполнен Духом Святым, как Сам Он свидетельстовал о Себе в Назаретской синагоге: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим». Вот почему и в Священном Писании Иисус Христос прямо называется пророком. Так, один из учеников, шедших в Еммаус, говорил неузнанному им воскресшему Господу, что Он был пророк, сильный в деле и слове. Точно так же народ называл Спасителя пророком. Так, по воскресении сына наинской вдовы он говорил о Спасителе: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». А когда Спаситель совершал торжественное вхождение в Иерусалим, и многие спрашивали о Нем, то народ отвечал: «это Иисус, пророк из Назарета галилейского». Это пророческое служение Христа было предвозвещено еще через Моисея, который говорил: «пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте». И действительно, Иисус Христос выступил на общественное служение как величайший пророк. Чем именно было подтверждено и в чем состояло пророческое служение Его, это мы и постараемся показать теперь. Когда Господь повелел Моисею идти к сынам израилевым и возвестить им волю Свою об избавлении их от рабства египетского, то Моисей сначала отказывался идти, опасаясь, что они не поверят ему. Тогда Господь, чтобы удостоверить Моисея в Своем содействии ему, сотворил чудо: жезл, брошенный Моисеем, превратился в змея, и змей снова превратился в жезл.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Так всемогущий Бог, повелевший при сотворении мира земле произрастить зелень, траву, сеющую семя и дерево плодовитое, тем же всемогуществом произвел то, что безжизненный жезл стал живым змеем, и живой змей – безжизненным жезлом, дабы Моисей и израильтяне познали, что в руках Божиих заключаются жизнь и смерть, и что Бог по Своему всемогуществу может делать все, что хочет. И действительно, как только Моисей возвестил израильтянам волю Божию о них и совершил перед ними чудо с жезлом, они поверили, что Бог послал его. Они так рассуждали при этом: чудо может творить один только всемогущий Бог; если же теперь и Моисей совершил чудо, то явно, что Он совершил его по воле Божией и с помощью Божией. Более сильного доказательства Божественного посланничества Моисея нельзя было и представить. Еще пример из Ветхого Завета. Когда Илия потребовал, чтобы израильтяне отвратились от служения Ваалу и обратились к истинному Богу, то израильтяне не послушались его. Но когда, по молитве Илии, снисшел с неба огонь и пожрал жертву его, то весь народ воскликнул: Господь есть Бог ! Господь есть Бог! Такое исповедание было вызвано в народе великим чудом, совершенным по молитве Илии. Обращаясь затем к Евангелию, мы видим, что Никодим, пришедший к Иисусу ночью, обратился к Нему со следующими словами: «Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Значит, и Никодим по чудесам заключил, что Иисус Христос есть пророк. Он хорошо знал, что человек не может собственною силою исцелить, например, по одному слову прокаженного или даровать зрение слепому. Поэтому он и говорит, что только тот может делать такие чудеса, с кем находится Бог. Когда Иисус Христос воскресил Сына наинской вдовы, то пораженный этим чудом народ говорил: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Явно, что в этом случае народ признал Спасителя пророком вследствие совершенного Им чуда. То же мы усматриваем и в повествовании о посольстве Иоанна Крестителя к Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Итак, седьмое прошение молитвы Господней читается так: «но избави нас от лукавого». Прежде всего мы определим здесь точнее зло, об избавлении от которого мы просим Бога. Когда Спаситель, по произнесении нагорной проповеди, сошел с горы, к Нему обратился с молитвою о помощи один несчастный человек, претерпевавший великое зло. Это зло заключалось в проказе, и об избавлении от этого зла он и умолял Спасителя. Точно так же великое зло претерпевал слуга капернаумского сотника, ибо он лежал в расслаблении и жестоко страдал. Сам он не мог прийти к Спасителю и потому с просьбою об исцелении его обратился к Спасителю господин его. Все подобные болезни суть бедствие, зло, ибо при них страдает наше тело. Но есть также страдания души, которые еще более тяжки, чем страдания тела. Такие страдания претерпевали, например, наинская вдова, плакавшая о смерти сына своего, Иаков, когда он получил известие о смерти сына своего Иосифа, и многие другие, упоминаемые в Писании лица. Таким оборазом, на земле есть различного рода бедствия и скорби. Но так как человек состоит из тела и души, то все зло, претерпеваемое им, можно разделить на два главных вида: на зло телесное и зло душевное. Зло телесное происходит от болезней, поражающих тело, а зло душевное – от скорбей, поражающих нашу душу. Наглядное описание разнообразного зла в мире предлагает нам Иисус сын Сирахов в книге своего имени. Там он говорит, например: «много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех… У всякого досада и ревность, и смущение, и беспокойство, и страх смерти, и негодование и распря… Смерть, убийство, ссора, меч, бедствия, голод, сокрушение и удары». Не сознает ли каждый из нас, как справедливы эти слова? Вот почему и Моисей уже, этот великий угодник Божий, свидетельствует: «дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет, и самая лучшая пора их – труд и болезнь». Но никакое зло в мире нельзя сравнить со злом греха, с тем злом, которое происходит от лукавых внушений духа злобы, дьявола, который ходит вокруг нас как лев, ища, кого поглотить.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Уже из сказанного очевидно, какую великую важность имеет для нас молитва. Великий отец Церкви Иоанн Златоуст говорил: «молитва для человека – значит то же, что солнце – для неба, ибо как солнце Бог создал для того, чтобы оно управляло днем, так молитва должна управлять всею жизнью человека». Да управляет же молитва и всею нашею жизнью. Будем начинать и оканчивать молитвою всякий день; будем начинать и оканчивать молитвою все наши работы; будем молиться в радости и в скорби, в добрые и худые дни, а когда наступит час нашей кончины, то да будет молитва также нашим последним вздохом. Как можно доказать, что молитва есть средство для приобретения спасительной надежды? Что есть молитва? Каковы главные роды молитвы? Можно ли молиться без слов? Что должно сказать о внутренней и наружной молитве? 3. О молитве И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Мф.21:22 . Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Иак.1:6 . Мф.8:8 –10. Лк.18:1 –7. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Иак.4:3 . В прошлом уроке мы показали, что значит молиться и каковы главные роды молитвы. Сегодня постараемся показать, как мы должны молиться, чтобы молитвы наши были угодны Богу. Чтобы понять всю важность этого вопроса, представим себе, что дитя обращается с какою-либо просьбой к своему отцу. Исполнит ли отец эту просьбу? Нет сомнения, что он исполнит ее, если она будет угодна ему, и отвергнет ее, если она будет неугодна ему. То же должно сказать и о нашей молитве к Богу. Только тогда можно надеяться, что Бог услышит ее, когда она будет угодна Ему. Значит, здесь все зависит от того, угодна ли Богу молитва наша или нет. Это хорошо знал псалмопевец Давид, почему и взывал к Богу: «да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой». Вот почему для нас весьма важно знать, как должно молиться, чтобы молитва наша была благоугодна Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Нередко с нашими молитвами происходит нечто дивное. По всеведению Своему Бог слышит все их, но иногда поступает совсем несогласно с ними, и всякий раз несравненно лучше для нас, чем мы сами того просим или ожидаем. В подтверждение этого приведем один замечательный пример. Великий учитель церкви блаженный Августин до своего обращения ко Христу проводил в высшей степени нечестивую жизнь. Об этом глубоко скорбела его благочестивая мать Моника. Много лет она молилась об обращении своего сына, но, как ей казалось, совершенно напрасно. В 383 году Августин вознамерился оставить мать и отправиться в Рим. Благочестивой Монике это было весьма нежелательно, ибо Рим был тогда городом безнравственным, и она боялась, что сын ее сделается там еще большим грешником. Поэтому она усердно молилась, чтобы Бог воспрепятствовал Августину исполнить намерение свое. Но Августин, вопреки желанию матери, ночью сел на корабль и отплыл в Италию. Глубоко была опечалена этим Моника; она не могла понять, почему Бог не слышит ее столь усердную молитву. Но на самом деле Бог слышал ее. В Италии Августин, подобно упоминаемому в Евангелии блудному сыну, впал в великую нужду. В таком состоянии он отправился в Медиолан. Здесь он вошел однажды в церковь , в которой проповедовал тогда святой Амвросий. Проповедь эта потрясла его душу, и Августин обратился ко Христу. Этим были исполнены все бесчисленные молитвы благочестивой матери его, хотя последняя молитва ее, казалось, и оставлена была без исполнения. Об этом говорит сам Августин следующим образом: «усердно и со слезами она (т.е. мать его) умоляла Тебя, Боже, не допустить меня до путешествия, но Ты, по непостижимому совету Своему, услышал главный предмет всей ее молитвы за меня и не исполнил того, о чем она просила тогда, чтобы исполнить на мне то, о чем она просила всегда». Так, вся эта история научает нас не только быть постоянными в молитве, но и совершенно предавать себя в волю Божию и не отчаиваться, когда по-видимому молитвы наши остаются неуслышанными. Все мы твердо должны помнить при этом следующие слова, изреченные Богом через пророка Исайю: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, – говорит Господь, – но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших». Еще одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но хотя Закон Божий и дан был для того, чтобы он стал правдою нашею, однако по греховности нашей он не мог достигнуть своей цели. «Не оправдается от дел закона никакая плоть», – так учит о сем апостол Павел. Закон только указывал, что нужно делать для оправдания перед Богом, но силы для делания не давал. Вот почему все ветхозаветные праведники хотя и старались исполнить закон, но в то же время алкали и жаждали другой правды помимо закона, веруя, что только эта правда могла удовлетворить их. И Господь Бог, по великому милосердию Своему, когда пришло время тому, даровал нам эту правду. Уже в Ветхом Завете Он указывал на нее, приготовляя людей к принятию ее. Одно из этих указаний мы приведем здесь. Оно содержится в Книге пророка Даниила. Сей великий пророк Божий, будучи отведен вместе с остальными иудеями в плен вавилонский, глубоко скорбел о несчастии народа, подпавшего рабству. В то же время он еще более сокрушался о рабстве греху, которому были подвержены все люди, и при котором нельзя было достигнуть оправдания перед Богом. В одно время, когда он усердно просил Бога об избавлении от этого рабства, явился ему Ангел и возвестил: «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых». В этих словах Даниилу определенно было указано самое время, когда имела явиться та вечная правда, к которой он стремился, и которая должна была покрыть все преступления, запечатать все грехи и загладить все беззакония, сделав ненужным новое откровение воли Божией. Явление этой правды сопоставляется с помазанием Святого святых, чем давалось знать, что правда эта имела произойти от Святого святых. А кого именно должно разуметь под именем Святого святых, это ясно выражается далее, где Он прямо называется Христом. Итак, Христос, по пророчеству Даниила, есть та вечная правда, которая должна была покрыть все грехи и беззакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

«Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (ст. 27-28). Это относится прежде всего к апостолам и, может быть, к их достойным (хотя бы в некоторой степени) последователям — епископам и пресвитерам. А вот следующие слова касаются уже каждого из нас: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (ст. 29). Обратите внимание на слова Господа нашего Иисуса Христа: «Кто оставит домы». Значит, это не мало — оставить дом, то место, куда ты всегда можешь прийти и где чувствуешь себя свободным и защищенным. Как говорит английская пословица, мой дом — моя крепость. Мы недооцениваем это, потому что воспитаны в основном во времена коммунистической власти, когда нас лицемерно учили, будто бы все материальное не имеет значения и нужно быть людьми «идейными» и так далее. На самом же деле, когда доходит до жизненных испытаний, обнаруживается наша необыкновенная привязанность к дому, нашим родным местам, родственникам и даже соседям. От всего этого нужно отречься. Мы все-таки живем в своей стране, в которой воспитывались, среди своего народа, говорим на родном языке. Апостолы же и истинные христиане первых веков существования Церкви отрекались даже от своего отечества. Сейчас родина считается самым святым, и ради нее люди готовы отказаться и от самых возвышенных принципов. Но изречение Господа: «Кто оставит домы… или земли» — можно отнести не только собственно к земле или дому в узком смысле слова, но и вообще к родине. Мы знаем, что апостолов изгнали из родной страны их же сродники по плоти — евреи, и жили ученики Спасителя среди людей с другими обычаями — греков, римлян, говорили на чужих языках. Однако апостолы почитали это радостью, потому что терпели все ради имени Христова. И их подвиг не мал. Преподобные отцы разных времен оставляли свою родину и шли подвизаться в далекие края. Так, например, Иоанн Кассиан Римлянин из западной части Римской империи пришел в Египет. Арсений Великий, образованнейший человек своего времени, принадлежавший к культурной нации — грекам, подвизался также в Египте среди монахов, которые по происхождению были простыми неграмотными крестьянами и даже не знали общего языка культурного мира того времени, то есть греческого. Угодники Божий ради спасения души были готовы отказаться от всего. Мы же по сравнению с ними весьма и весьма немощны, и наше отречение очень скромное, если так можно выразиться, даже когда мы совершаем его искренне. Мы фактически еще ни от чего не отреклись даже внешне.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010