Будучи соединены тесною дружбою между собою, святители Василий Великий и Григорий Богослов во время своего обучения в Афинах избегали появляться в обществе других товарищей, зная, что «легче заразиться чужой болезнью, чем передать свое здоровье». Толстой свидетельствует о себе, что он переделывал некоторые из своих произведений до тех пор, пока, наконец, не начинал их портить. Отсюда видно, что есть предел, до которого можно «перевертывать стиль». Перейдя его, писатель утрачивает остроту внутреннего чутья, помогающего ему установить меру более или менее совершенного в своей литературной работе. Очевидно, здесь сказывается действие общего психологического закона, по которому привычка к знакомым предметам притупляет нашу восприимчивость и интерес к ним и даже порождает временно некоторую душевную апатию. «Говори главное, многое в немногих словах, — советует Сирах юноше. — Будь как знающий и, вместе, как умеющий молчать» (Сир 32, 10). Это правило следовало бы помнить не только юному возрасту, которому непосредственно оно обращено здесь. Далеко не все и зрелые люди умеют хранить меру слова, чтобы сказать всегда не больше и не меньше, чем сколько нужно для данной цели. «Не умея говорить, они не умеют и молчать», по древней римской пословице. Наибольшую бережливость речи соблюдали те, кто сами в изобилии обладали этим драгоценным даром. Таков был, например, митрополит Филарет — эта дивная сокровищница ума и слова, воспитавший целый ряд поколений в сознании высокой ответственности учительства. «Не говори много, — внушал он своим слушателям в одной из своих проповедей, — хотя бы ты мог говорить все хорошее. Ни в каком случае не расточай безрассудно слова, словесная тварь, Слова творческого». «Как часто я жалел о сказанном и никогда об умолченном», — сказал однажды Арсений Великий. Древний мудрец, внимательно наблюдавший судьбы человека на земле, оставил нам в числе других следующий жизненный урок: «Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» (Притч 18, 12).

http://pravoslavie.ru/2862.html

Далее мы должны повиноваться родителям нашим, то есть беспрекословно исполнять все их приказания, советы и наставления, непротивные Закону Божию. Великий пример повиновения воле родительской мы видим в лице Иисуса Христа. В одно из своих путешествий в Иерусалим Он, будучи еще юным, остался в храме для собеседования с учителями иудейскими. Не зная о сем, Пресвятая Матерь Его и мнимый отец долгое время искали Спасителя и, когда нашли, то стали жаловаться, что Он оставил их. Тогда Спаситель дал было им такой ответ, которым, по-видимому, освобождал себя от закона повиновения земным родителям, ибо занимался делом Отца Своего Небесного. «Зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» – так говорил Спаситель. «Но что же потом? – рассуждает о сем один знаменитый наш архипастырь, – несмотря на столь высокое право, смиренно преклонил Он выю под иго заповеди, повелевающей чтить отца и матерь: и «Он пошел с ними и пришел в Назарет, и был в повиновении у них». Так важен долг повиновения семейного, что Единородный Сын Божий отсрочил Свое вступление в дело Божие, чтобы исполнить сей долг пред земною матерью и даже пред одним именем отца, которое носил Иосиф». Посему и апостол учит повиноваться родителям во всем: «дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу». Долг почтения родителей обязывает, затем, нас питать и покоить их во время болезни и старости. Уже одно чувство человеколюбия побуждает нас делать это даже для людей чуждых нам. Тем более должно делать это для родителей наших. К этому да побудит нас уже пример неразумных животных, заботящихся о своих престарелых родителях. «Гусели, – так повествует о сем святитель Василий Великий , – обступив вокруг отца, у которого от старости вылиняли крылья, согревают его своими крыльями, и, обильно доставляя ему пищу, даже в летании оказывают сильную помощь, слегка поддерживая с обеих сторон своими крыльями. Эта заботливость птиц о состарившихся и ослабевших своих отцах, заботливость, вложенная в них Творцом, достаточна к тому, чтобы и наших детей, если только захотят внимать сему, сделать отцелюбивыми. Ибо, конечно, нет человека столь скудного благоразумием, чтобы не почел он себе за стыд быть в добродетели ниже бессловесных птиц».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Как глубоко сознавались в первое время великие обязанности, возлагаемые на христиан через крещение, об этом свидетельствует один обычай того времени, не принятый, впрочем, Церковью. Первый христианский царь Константин Великий принял христианство около 312 года. Но крещение было совершено над ним только незадолго перед смертью его – в 337 году. Значит, 25 лет он оставался некрещенным. Причину этого объяснял он сам в следующих словах: «крестившийся должен хранить себя от всякого греха; поскольку же я не могу не грешить, то нахожу полезным креститься только пред своею смертью, ибо тогда чрез крещение мне отпустятся все грехи, и я перейду в вечность чистым от греха». Но обычай откладывать крещение до смерти, говорим, не был принят в Церкви. Для согрешивших после крещения Господь даровал другое средство получить прощение грехов, это именно покаяние. Учение о нем мы предложим далее; а теперь окончим изложение учения о таинстве крещения. Всякий раз, как мы вспоминаем об этом таинстве, мы должны также вспоминать и о великой благодати, излитой через него на нас. Будем хранить эту благодать во все дни жизни своей, будем ревностно исполнять обязанности, возлагаемые ею на нас. Облекшись в заслуги Христовы, будем беречь сию одежду, как бесценное сокровище, всегда соблюдая заповеди Божии по примеру Иисуса Христа. Следует ли крестить младенцев? Как крестят младенцев? Для чего бывают при крещении восприемники? Какую имеют силу и что знаменуют собою священнодействия, предшествующие погружению крещаемого в воду и последующие за ним? Как понимать то, что в символе веры повелевается признавать едино крещение? Что должно думать о тех, которые грешат после крещения? Но и для согрешивших после крещения нет ли средства получить прощение грехов? 15. Миропомазание В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Заимодавец этот, как известно, был должен царю своему громадную сумму денег и, не имея чем уплатить ее, стал просить царя потерпеть ему. Вследствие этой просьбы царь умилостивился и совершенно простил ему весь долг его. Между тем, по выходе от царя, заимодавец встретил товарища своего, бывшего должным ему ничтожную сумму денег, и, схватив его за горло, неотступно стал требовать от него уплаты долга. А когда последний не мог чем уплатить его, то он посадил его в темницу, а жену и детей повелел продать. В лице царя мы имеем здесь пример того, что значит быть милостивым, а в лице злого заимодавца, напротив, – пример того, что значит не быть милостивым. Милость царя состояла в том, что он оказал должнику своему благодеяние без всякой заслуги с его стороны; немилосердие же заимодавца состояло в том, что он не только не оказал ближнему своему благодеяния в нужде его, но еще и причинил ему великий вред. Отсюда и милостивым быть, значит, оказывать ближним нашим благодеяния или милости без всякой заслуги с их стороны. Но нужды наши многочисленны и разнообразны, почему и милость может проявляться в самых разнообразных видах. «Различен милования образ и широка заповедь сия», – так говорит о сем великий отец Церкви Иоанн Златоуст . А так как человек состоит из тела и души и может нуждаться как по телу, так и по душе, то и все разнообразные дела милости могут быть подразделены на два главных вида: на дела милости телесные и на дела милости духовные. И как теми, так и другими делами милости мы должны выполнять заповедь Спасителя о милостыне. Телесные дела милости указаны Самим Спасителем в изображении страшного суда. «Алкал Я, – так скажет Он тогда праведникам, – и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Итак, первое телесное дело милости состоит в напитании алчущих или голодных. К этому делу Господь побуждал людей еще в Ветхом Завете, ибо устами пророка Исайи повелевал: «раздели с голодным хлеб твой».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Что сделало их святыми, совсем не похожими на народ земли? Это узнаем мы из глубочайших слов Апостола Павла, слов, которых до него никто не мог сказать. Ужас и безмерная слава Креста Христова так потрясли его душу, что он забыл о всем мире и сказал: «...крестом Господа нашего Иисуса Христа... для меня мир распят, и я для мира... », « Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.6:14; 2:19–20 ). Эти святые слова могли бы повторить о себе и все великие святые. Вера в Господа Иисуса и любовь к Нему ярким пламенем пылала в сердцах святых мучеников и давала им силу переносить ужаснейшие мучения и страшную смерть. Мир потерял всю свою привлекательность для великих преподобных и отшельников, мир был распят для них. Невыносимо было для них оставаться среди людей, способных на такое безмерное преступление как распятие на кресте Спасителя мира, Сына Божия; и уходили они в безлюдные пустыни и непроходимые лесные дебри, чтобы жить там в неразлучном молитвенном общении с Богом. Их молитва была глубока, как море, и лилась неустанно день и ночь. Наш великий преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей молился в лесу на плоском камне. Преподобный Арсений Великий стоял от вечера до утра с воздетыми к небу руками в пустыне, молясь о всем мире. И даже его превосходила по силе молитвы преподобная Мария Египетская. Можно было бы еще долго говорить и о других великих подвижниках, которых весь мир не был достоин. В нынешнюю первую неделю по Пятидесятнице Святая Церковь празднует память Всех святых. Почему установлен этот праздник? В Святцах немного имен святых; всего около 2000 имен; но не может быть, чтобы святых было так мало; их больше, конечно, неизмеримо больше. В седьмой главе Откровения Иоанна Богослова читаем: « ...взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих... это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» ( Откр.7:9–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Духовный дневник 96 «Все вы сыны света и сыны дня [...] Будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» ( 1Фес. 5:5,8 ). Все нами совершаемое доброе нужно относить к милости Божией, а не к собственной заслуге, чтобы было, как написано: «Хвалящийся хвались Господом» ( Иер. 9:24 ). Так называемая впечатлительность происходит от влияния на нас внешней обстановки, внешних приражений, и она показывает, что мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: «Даже и ночью учит меня внутренность моя» ( Пс. 15 ). Это вызовет другого рода впечатлительность – скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не безпокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение, умиротворение сердца: «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс. 50:12 ). Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде,– приими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь, этим облегчишь его душевную тугу. Батюшка о. Иоанн Кронштадтский пред каждым служением Божественной литургии припадал к престолу и тайно исповедывался Господу Богу и до тех пор молился, пока начинал чувствовать, что Господь прощает его Своею милостию. Какой великий пример для каждого пастыря! Мало себя укорять – и особенно без свидетелей, хорошо принимать без смущения укоры от других – это уже будет высшая степень смирения и кротости. Как болезнь нас смиряет: от нее я и худ, и бледен, и некрасив! А это все как полезно при борьбе с вожделениями нашей греховной плоти: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор. 4:16 ). Как любезно покаяние! Оно человека, лишившегося за грехи близости благодати Божией, снова примиряет с Господом, снова привлекает благодать и – больше того: так перерождает человека грешника, что делает его удобоподвижнее к добру и смиреннее даже обыкновенного праведника. Покаяние – это необыкновенная милость Божия к человеку: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»!..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Утомил пост? Как сделать постной «непостную» пищу, хотя бы ту же пресловутую курицу? Поделиться ею с голодным, с тем, кому и такой пищи не на что купить, отдать ему половину – вот и станет постной твоя непостная курица. Это и есть библейское и святоотеческое понимание поста. 1 апреля, 2011 Как сделать постной «непостную» пищу, хотя бы ту же пресловутую курицу? Поделиться ею с голодным, с тем, кому и такой пищи не на что купить, отдать ему половину – вот и станет постной твоя непостная курица. Это и есть библейское и святоотеческое понимание поста. Для чего мы постимся? Игумен Арсений (Соколов Поститься можно по-разному. Можно «для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» (Ис 58:4), а можно – постом, угодным Богу: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и рассторгни всякое ярмо, раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис 58:7). Первый вариант поста предполагает сосредоточение на своих собственных интересах и пренебрежение благом ближнего; второй, напротив – участие в нуждах ближнего, сострадание ему. Призыв Божий, звучащий у всегда актуального Исайи, призывает нас ко второму. Пост выражает нашу жажду встречи с Богом, общения с Ним. Но подлинная встреча с Создателем невозможна при пренебрежительном и немилосердном отношении к Его созданиям – к ближним. Собственно, заботясь о ближнем, откликаясь на его нужду, мы делаем это для Христа, как говорит нам одно из предваряющих Великий пост богослужебных чтений – чтение в Неделю о Страшном суде (Мф 25:31-46). Сострадая и помогая ближнему, попавшему в нужду, мы встречаемся в его лице со Христом, а во Христе – с Богом. Ведь в личности Христа – полное и окончательное откровение Бога человеку. Смысл поста – не в перемене диеты с животной на растительную, это мы все понимаем. Он в том, чтобы поделиться с нуждающимся тем, чего у тебя в избытке. Святитель Иоанн Златоуст советует во время поста покупать самую дешевую пищу, а на сэкономленные деньги помогать нуждающимся.

http://pravmir.ru/dlya-chego-my-postimsy...

6. Отец наш Даниил Фаранский говорил: блаженный Арсений рассказывал об одном скитянине, что он был великий делатель, но прост в вере и по простоте погрешал, говоря, что хлеб, который мы приемлем, не есть существенно Тело Христово, а только образ его. Два старца, услышав о том и зная, что он велик житием, сочли, что он говорит это в незлобии и простоте, потому пришли к нему и сказали: авва! Мы слышали об одном, что он говорит слова, противные вере, будто хлеб, коим причащаемся – не есть существенно Тело Христово, но только образ его. Старец признался: это я так говорю. Тогда они начали убеждать его: не содержи так, авва, но как предала Вселенская Церковь , ибо мы веруем, что хлеб сей истинно есть Тело Христово, а не только образ его. Как вначале Бог, взяв персть от земли, сотворил человека по образу Своему, и никто не может сказать, что нет сего образа Божия, хотя он и не зрим, так и о хлебе, о котором Он сказал: сие есть тело Мое ( Мф. 26:26 ; Мк. 14:22 ; Лк. 22:19 ), мы веруем, что он есть истинно Тело Христово. Старец ответил: если не уверюсь самим делом, не могу вполне убедиться. Они сказали ему: помолимся Богу неделю сию о таинстве сем и веруем, что Бог откроет нам. Старец с радостию принял это слово и молился Богу, говоря: Господи! Ты знаешь, что я не по злобе не верую, но да не блуждаю в неведении. Открой мне, Господи Иисусе Христе. Также и старцы, возвратясь в свои келлии, умоляли Бога: Господи Иисусе Христе! открой старцу таинство сие, да уверует и не погубит труда своего! Бог услышал их. По прошествии недели пришли они в воскресенье в церковь и стали трое особо в один ряд; старец был посредине. Отверзлись очи их, и когда хлеб был положен на святой престол, он казался всем троим, впрочем им одним, Младенцем. Когда священник простер руку свою, чтоб преломить хлеб, Ангел Господень сошел с неба с ножом, заклал Младенца, и кровь Его излил в чашу. Когда священник раздроблял хлеб на малые части, и Ангел отсекал от Младенца малые части. Но когда приступили к принятию Святых Таин, то одному только старцу подана была плоть кровавая. Увидев сие, он воззвал: верую, Господи, что хлеб сей есть Тело Твое и чаша сия – Кровь Твоя. И тотчас плоть в руке его стала хлебом по таинству, и он причастился, благодаря Бога. Потом старцы сказали ему: Бог знает человеческое естество, что оно не может есть сырой плоти, потому скрывает Тело Свое в хлебе и кровь Свою в вине, когда приемлют их верующие. Возблагодарив Бога за старца, что Он не попустил ему погубить труды его, все трое с радостию возвратились в келлии свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Итак, апостол Павел имеет в виду будущее явление Христа, хотя Он и сейчас, если мы живем ради Него, становится нашей жизнью. В ином месте апостол Павел говорит о себе: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20), а здесь он относит это ко всем христианам: Христос есть «жизнь наша». Мы только должны жить право, ревностно, и тогда будем ощущать это всегда. Чем больше мы общаемся со Христом, чем больше ощущаем Его как «жизнь нашу», тем больше стремимся к тому, чтобы в полной мере увидеть Его Божественную славу, Его величие, равно как и телесными глазами узреть Его как человека. Когда это произойдет, когда мы действительно увидим Его, если будем помилованы, тогда Он прославит нас таким образом, что и мы сами явим свою славу. Как же это можно объяснить, как понять? Сейчас человек, который угождает Богу и пребывает во Христе, не созерцает Его телесными глазами, не ощущает телесными чувствами — только духом. И те, кто взирают на такого человека со стороны, также не видят, что Христос есть его жизнь, и считают его ничем не примечательным. Разве что кто-нибудь, также будучи духовным, прозревает и чувствует в этом подвижнике нечто необыкновенное, нечто сродное, знакомое ему по его собственной внутренней жизни. Но когда Христос явится нам, тогда и наша слава, упование и единение со Христом откроются в полной мере. Потому апостол Павел и говорит: «Тогда и вы явитесь с Ним во славе». Спаситель Господь наш Иисус Христос сказал, что угодники Божии в будущем веке просияют, как солнце (см. Мф 13:43). Даже и в нынешнем веке некоторые отчасти сподоблялись такой славы, например: Арсений Великий, Симеон Новый Богослов, преподобный Серафим Саровский и другие подобные им подвижники. Тем более так будет, когда нам откроется полнота истины. Далее читаем: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (ст. 5). Все увидят явившегося Христа, в том числе и осужденные грешники, но у них это вызовет плач и скрежет зубов, горькое, уже бесплодное сожаление о том, что они не жили, как должно. Однако сейчас апостол говорит о таком явлении славы Христовой, которое не лишает зрителей остатков надежды, а, наоборот, их самих сподобляет славы. И для того чтобы нам сподобиться славы, мы должны умертвить свои земные члены. Конечно, не в буквальном смысле умертвить, а очистить свои члены, зараженные пристрастием к земному, зараженные грехом. Как выразился один подвижник, нужно умерщвлять не плоть, а страсти. Можно сказать иначе: поскольку страсти стали для нас чем-то естественным, нашей второй природой, то апостол и говорит, что нужно умертвить члены, которые на земле. Из этого можно сделать вывод о том, что есть члены нашего естества, находящиеся на небе — небесные члены. В противоположность блуду можно назвать целомудрие, любостяжанию — нищелюбие, отречение от мира и таким образом представить себе, что человек, который живет небесным, имеет соответственно и природу иную.

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-v...

Он рано постиг силу уединённой молитвы, богомыслия и богообщения. Мы знаем из жизни святых всю глубину и силу пустыннических богообщений. Преподобный Павел Фивейский прожил 91 год в пустыне, совершенно неведомый миру, имея общение только с одним Богом. Арсений Великий целые ночи до восхода солнца стоял под открытым небом с воздетыми к небу руками. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и тысячу ночей молился Богу, стоя по ночам на камне в лесу, даже и в лютые морозы. Таково было духовное возрастание и святого Иоанна Предтечи в горной пустыне. Ему было около 30 лет, когда Господь призвал его на общественное служение – на подготовку пути до дня прихода в мир Спасителя. Тут стала выполняться основная часть предсказаний архангела Гавриила об Иоанне: он начал обращать сынов Израилевых к Господу,.. возвращать сердца отцов детям и непокорным – образ мыслей праведников ( Лк. 1:16–17 ). Действительно, раздались из уст его призывы: Покайтесь... ( Мф. 3:8 ), сотворите плод достойный покаяния ( Мф. 3:8 ), встречайте подготовленными Того, Кто будет крестить вас Духом Святым и огнём ( Мф. 3:11 ). Подготавливая евреев к принятию Спасителя, святой Иоанн не только Сам принял Его, но и крестил, чтобы Он явлен был Израилю. С этого времени, с момента встречи святого Иоанна со Христом на берегу реки Иордана, началось свидетельство о Крестителе и Самого Спасителя. Имея в виду, что евреи ходили к святому Иоанну в пустыню слушать его и креститься от него, Спаситель говорил им: Что смотреть ходили в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую?.. человека ли, одетого в мягкие одежды?.. Пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть тот, о котором написано: «вот Я посылаю ангела Моего пред Лицом Твоим, который приготовит путь Твой перед Тобою», ибо говорю вам: из рождённых жёнами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя ( Лк. 7:24–28 ). Так высоко вознёс Христос Предтечу Своего. Народ же, выслушав Христа, воздал за него (Иоанна) славу Богу ( Лк. 7:29 ). Братия и сестры! Сегодня святая Церковь празднует рождение величайшего из рождённых жёнами. Мы сейчас вспомнили это рождение и основные моменты из жизни Предтечи. Мы видели, как исполнилось всё, что предсказано было о нём архангелом Гавриилом: и то, как праведный Захария был наказан немотой за то, что не сразу поверил в пророчество архангела о сыне своём и то, как сам, вдохновенный Духом Святым, пророчествовал о сыне то же, что и архангел Гавриил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010