Анания принял участие в спорах о дне Пасхи, серьезно волновавших восточные Церкви в его время. Определение даты Пасхи сопряжено со сложными астрономическими и математическими подсчетами. Дата Пасхи зависит одновременно от лунного и солнечного циклов: она связана с весенним равноденствием, следующим за ним первым полнолунием и воскресным днем. В «Слове Анании Ширакаци, сказанном на Пасху Господню», автор прослеживает историю праздника, рассматривает его истоки, пишет о календаре, о 532–летнем «Засовом» цикле, составленном в Александрии под председательством Эаса Александрийского, об изменениях, внесенных в «Засов» цикл в Византии под руководством Ирона Византийского. В 584 г. армяне приняли не греческую «Ирионову» пасхалию, а александрийскую «Засову», однако с течением времени пасхальные даты перестали совпадать, в результате чего наступала «кривая Пасха», порождавшая многочисленные трения между армянами и греками. Ценным источником по истории, обычаям и географии Армении является сборник арифметических задач «Вопросы и решения». Хотя сборник сохранился не полностью, из дошедшего текста видно, что материал для задач был взят из реальной жизни. В труде «Математика Анании Ширакаци (Вопросы и решения вардапета Анании Ширакаци, армянского математика 7 в./Изд. и пер. И.А. Орбели. Пг., 1918) – о весах и мерах» Анания осуществляет сопоставление мер и весов, которые были в хождении у различных народов. Космогонические вопросы Ширакаци разбирает в «Географии». Работа сохранилась в двух редакциях (пространной и краткой), но обе они являются сокращениями неизвестного первоначального подлинника. Некоторые современные исследователи приписывают авторство «Географии» Мовсесу Хоренаци [см.: Армянская география 7 века по Р.Х. (Припис. Моисею Хоренскому)/Текст и пер. с присовокуплением карт и объяснительных прим. изд. К.П. Патканов. СПб., 1877]. В основе космографической теории Анании [см. в: Анания Ширакаци. Космография и календарь/А. Абрамян. Ер., 1940 (на арм. яз.); он же. Космография/Пер. К.С. Тер–Давтян, С.С. Аревшатяна. Ер., 1962] – труды Василия Великого , Филона, Аристотеля и др. Вслед за Езником Кохбаци ученый выступает против астрологии, которая является «вздорной болтовней», и развивает собственную теорию о четырех стихиях: под физическим воздействием солнечного тепла и света (огня), с помощью воздуха и воды животворится земля и всё на ней (растения, животные и т.п.), вызывается «становление и тление» всякой жизни, «ибо становление – начало тления, а тление снова делается началом становления; ибо от этого безвредного противоборства постоянство сего мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

231 На сегодняшний день обнаружены и исследованы не все труды Ширакаци; некоторые его сочинения дошли лишь во фрагментах. Нет также аутентичного и полного текста известных его трудов. Последующие исследователи календаря, космографии и метеорологии (Иоаннес Саркаваг, Ванакан, Козерн и др.) широко пользовались трудами Анании, что крайне негативно сказалось на их сохранности: они подвергались существенным изменениям – были сокращены значительные отрывки, нарушена последовательность частей, интерполированы новые разделы, материал был подвергнут новой классификации. Анания – плодовитый и просвещенный писатель и противник суеверий; он высоко ставит авторитет великих мыслителей и Св. Писания, но не лишен и собственных убеждений. Иногда он позволяет себе не согласиться даже с Библией. В основном он следует ранним отцам Церкви, многое взявшим у древних философов. «Сохраняя божественную веру, преисполненные плодов учения философов и твердо придерживаясь веры, мы будем всегда плодотворны в науке», – вот основной принцип, выдвинутый Ананией Ширакаци. Работы Анании по арифметике, теории календаря и космографии также интересны с историко–церковной точки зрения. Так, в «Слове математика Анании Ширакаци, сказанном на Богоявление Господа и Спасителя нашего», прибегнув к различным вычислениям, приведя множество доказательств и исторических данных, Ширакаци доказывает, что праздник Рождества следует отмечать не 25 декабря, как в греческой Церкви, а 6 января, одновременно с Крещением, как делают это армяне, сохраняя древний обычай ( Ananias of Shirak. Upon Christmas/The Expositor. 1896. P. 311–337). «Этого мы будем держаться твердо и неуклонно, не приведи, Боже, разделить нам на два (дня. – К.А.); в один и тот же день мы будем справлять Рождество и Крещение; последуем мы за св. апостолами и блаженными отцами», – такой практически–богословский, литургический и одновременно полемический вывод (явно направленный против греческих нападок на армянские богослужебные обычаи) делает Анания из своих вычислений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«История» Себеоса написана по просьбе неизвестного заказчика, она начинается возникновением Армении и заканчивается началом царствования арабского халифа Моавии (661–680 гг.). В «Истории» отчетливо видны религиозно–политические предпочтения автора: он принадлежал к тем, кто оставался верным «истинной вере св. Григора» и противился признанию постановлений Халкидонского собора и послания папы Льва Великого . Тем не менее в тексте видны и симпатии к грекам, и ненависть к Сасанидам и арабам 228 . В некоторых местах автор зависит от Лазара Парпеци, Егише и Бузанда. Среди источников Себеоса – и такие экзотические, как, например, «книга философа Мар Абаса Мцурнаци» и некая низибинская надпись, высеченная по приказу царя Трдата. В «Истории» приведены несколько царских списков: синхронистический список армянских и парфянских царей, начиная с армянского Аршака Младшего и до Папа, сына Аршака; царский синхронистический список до падения царства армянских Аршакуни «по историкам Мовсесу Хоренаци и Степаносу Таронаци, достоверным и правдивым писателям»; список персидских и греческих царей, доведенный до падения Сасанидов; в качестве примечаний к спискам Себеос иногда описывает важные, на его взгляд, события. Представления Себеоса о хронологии установить трудно: приводить датировки он начинает только с конца 6 в., зато с этого времени указывает не только год, но иногда даже день, месяц и время года, давая основание для предположения о том, что сам был очевидцем многих событий. Это делает его «Историю» первоклассным источником. Первому армянскому математику, космографу, знатоку пасхалии и богослову Анании Ширакаци (ок. 610–685; известен также как Анания Ширакаванци, как он сам иногда именует себя в своей автобиографии, а также Анания, сын Иоаннеса [Ованеса] Ширакайци и Анания Ширакуни) 229 приписывается «Хроника» от Адама, написанная в продолжение и подражание Мовсесу Хоренаци 230 . Она надписана именами «Мовсеса Хоренаци и Андреаса», однако в оглавлении Чарынтира («Сборника»), в котором она содержится, отмечено: «Историописание того же Анании». Мовсес Хоренаци и Андреас упомянуты, скорее всего, в качестве источников, поскольку начальная часть хроники дословно повторяет Хоренаци, вторая часть (с сыновей Ноя до Ахеменидской династии) является переложением труда Андреаса, и только после этого начинается текст самого Ширакаци 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подчинились императору и князья, но Теодорос сохранил верность договору с Моавией. Император в ответ лишь раздул пламя религиозного спора, предав Теодороса проклятию, после чего вернулся в Византию, а Теодорос, изгнав с помощью арабов греков из Армении, отправился в Дамаск к Моавии и был назначен им правителем Армении, Грузии, Агванка и всех земель до Кавказского хребта. В тексте Себеоса имеется ряд мелких повестей и сказаний, восходящих к устным поэтическим преданиям и занимающих относительно произвольное место в контексте событий (сказания о Смбате Багратуни, сыне Мануэла; о Хосрове и Мушеге; и др.). Себеос – мистик, поэтому события объясняет гневом Божьим и грехами людскими и периодически ссылается на пророчества Ветхого завета (например, когда пишет о нашествии арабов на греков и персов). Особое внимание он уделяет военно-политической истории, но, как лицо духовное, не отказывается и от освещения религиозных проблем и церковной истории (в частности, пишет о спорах вокруг Халкидонского собора, религиозных гонениях, приводит содержание ряда посланий церковных иерархов). Себеос не анализирует описываемые им события, не объясняет их, оставляя эту работу читателю. 229 Из сохранившейся автобиографии Анании известно, что родился он в Ширакаване (в с. Ани Ширакской области) во втором десятилетии 7 в. Закончив изучение «письменности нашего армянского народа» и основательно изучив Библию, он пожелал приобрести еще больше знаний. Полагая, что число – «мать всех наук» и «никакая философия не может быть совершенна без знания чисел», он захотел изучить «науку о числах» (арифметику), «и в Армении не нашел... человека, который был бы сведущ в этой премудрости, и не нашел книги этой науки в нашей стране». Поэтому он направился в Византию, в Феодосиополь (Карин), где некий Егиазар сообщил ему о том, что в Четвертой Армении живет математик по имени Кристосатур. Анания поехал к нему, полгода учился и понял, что тот «не ведал всей науки, а знал ее только поверхностно». Он направился в Константинополь, где узнал, что «недалеко... на берегу Понта, в Трапезунде, находится византийский учитель Тихик (Тюхикос), который преисполнен мудрости и сведущ в армянской письменности». Анания явился к этому Тихику в трапезундскую часовню Св. Евгении, стал его учеником и в течение восьми лет «полностью изучил науку о числах». Между прочим, Ширакаци записал в своей автобиографии и воспоминания Тихика об Армении времени правления в Византии императора Маврикия (582–602). «Невежество господствовало в ней» (Армении), – вспоминал Тихик, и это относилось не только к «науке о числах», по которой Анания не нашел в Армении ни одной книги; даже в 30–е гг. 7 в. в Армении продолжали обучать только армянскому письму, читали древние переводы и Библию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В VII в. Анания Ширакаци разработал новый календарь, начало года в к-ром приходилось на 6 или 1 янв., но не было жестко привязано к определенному дню арм. месяца. Для согласования дат праздников по арм. и юлианскому календарям Анания составил таблицы на 580-1112 гг. Календарь Анании не был официально принят, но многие стали пользоваться его таблицами. Ованнес Саркаваг составил новые таблицы на 532-летний цикл, начав их с 1 янв. 1085 г. В 1116 (1117) г. он же разработал неподвижный арм. календарь, введя дополнительный день для каждого 4-го года и закрепив 1 навасарда за 11 авг. Сосуществование разных календарных систем отражено в арм. литургических рукописях. Так, в одном из календарей, содержащихся в рукописи Vat. Arm. 3. Fol. 229v - 230, 1287 г., праздники и памяти указаны по древнему арм. календарю, в др. (Fol. 226v) - по юлианскому ( Conybeare. P. 527-532). Наличие в первом календаре сравнительно небольшого (59) числа памятей и преобладание имен арм. святых, вероятно, свидетельствуют о более раннем его происхождении. Благовещение приходится в нем на 15 навасарда. 2 памяти - Всех святых и св. Оскна (Воскана, ученика ап. Фаддея ) со спутниками - не закреплены за определенным числом, а совершаются соответственно в 1-е и 2-е воскресенья 2-го арм. месяца хори. Второй календарь, гораздо более полный (приводятся памяти на 133 дня), по составу памятей и их распределению во многом сходен с визант. Лекционарная система Древняя арм. лекционарная система восходит к кафедральному иерусалимскому богослужению V в., в к-ром годовой круг велся по юлианскому календарю. Тождество арм. и иерусалимской систем богослужебных чтений засвидетельствовано в нач. VIII в. католикосом Ованнесом Одзнеци. Еп. Григор Аршаруни (нач. VIII в.) в комментариях на Лекционарий (Bodl. Arm. E. 17. Fol. 324v) говорит об александрийском происхождении иерусалимской системы, этим можно объяснить существующее сходство между арм. и копт. лекционарными системами. Чашоц. IX–X вв. (Матен. 985. Л. 121) Чашоц. IX–X вв.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

«История страны Агванк» - компилятивный сборник по истории Албании Кавказской , составленный во 2-й пол. X в. Мовсесом Каланкатуаци (или Дасхуранци), родом из обл. Утик. Мало что известно об Ухтанесе (возможно, он был епископом Севастии), авторе «Истории отделения грузин от армян». До наст. времени не дошла 3-я часть его труда, посвященная армянам-халкидонитам . Историк XI в. Степанос Таронеци , прозванный Асолик (Асохик; арм. сказитель), оставил малооригинальную трехчастную историю от сотворения мира до своего времени. Его современник Аристакес Ластивертци , автор «Повествования», описал историю 2 поколений (с 1000 по 1071) А., его рассказ о бедствиях, постигших А., часто прерывается поэтизированными сетованиями и выражением скорби. Ученый эрудит вардапет Ованнес Саркаваг Имастасер написал помимо разных поэтических и научных трудов «Историю сельджуков», от к-рой дошли лишь фрагменты. Первым арм. летописцем считается автор XII в. иером. Маттеос Урхаеци (Матфей Эдесский) - автор «Хронографии», охватывающей период с 952 до 1136 г. Она является историческим источником, содержащим сведения о византийцах, турках и крестоносцах. До 1180 г. довел свою летопись Самвел Анеци (Самуил Анийский), труд к-рого продолжил до 1336 г. неизвестный хронист. Дошла до нас 1-я часть «Истории» Мхитара Анеци, протоиерея собора в г. Ани. В Захаридской А. историографией занимался ученик Мхитара Гоша вардапет Ванакан, создавший несохранившуюся «Современную историю», а также ученик Ванакана вардапет Киракос Гандзакеци , автор «Истории Армении» (в 2 ч.), доведенной до 1265 г. Др. учеником Ванакана был автор «Всемирной истории» Вардан Аревелци Великий (1200-1271), к-рый также написал различные ученые и поэтические произведения. Третьим знаменитым учеником Ванакана был инок Малакия (Махакия), автор «Истории народа стрелков», посвященной истории татар. Хронист Мхитар Айриванеци - автор летописи от Адама до 1289 г. Брат арм. царя Хетума I Смбат Спарапет в «Хрониках» описывает события 951-1331 гг., книга написана на разговорном диалекте Киликийской А. Еп. Сюникский Степанос Орбелян составил историю своей епархии, к-рая стала примером региональной арм. историографии. Товма Мецопеци, ученик знаменитого Григора Татеваци, был автором «Истории Тамерлана», а также «Памятной записи», повествующей о перенесении в 1441 г. арм. патриаршего престола из Сиса в Валаршапат (Эчмиадзин). «Повествование о делах армянских» (Narratio de rebus Armeniae) - это образец полемической церковной историографии, созданный неизвестным автором-халкидонитом (см. Аноним армянский ) и сохранившийся только по-гречески. Философская лит-ра Крупнейшим арм. философом является неоплатоник Давид Анахт (Непобедимый), ученик Олимпиодора Александрийского, написавший в VI в. комментарии к «Введению» Порфирия и к соч. Аристотеля. Великий энциклопедический ум - Анания Ширакаци (VII в.) создал множество сочинений в разных областях науки и философии, в т. ч. «Стихометрию» и «Трактат о мерах и весах». Богословская лит-ра

http://pravenc.ru/text/76104.html

Лишь тогда византийцы, судя по их письменным источникам, заметили хазар как политическую силу 1099 . «Они (болгары) оставили свою страну и бежали, а те (хазары) преследовали их, пока не настигли их, до реки по имени Дуна», – сообщает позднейшая хазарско-еврейская переписка 1100 . В рассказах Феофана и Никифора это событие следует под 6171 годом (678/679 г. н.э.), но вслед за созывом Шестого Вселенского собора в ноябре 680 г. и поселением в том же году булгар во главе с Аспарухом «у Истра» 1101 . Под этим же годом латинский хронист Сигеберт сделал запись: «От сего времени следует вести начало Болгарского государства» 1102 . Следовательно, хазарская экспансия в южном направлении началась не ранее 660-х гг., причем с помощью дипломатических усилий Византийской империи удалось ограничить новообразовавшийся каганат пределами Восточного Приазовья, Керченского пролива и нижним течением Дона 1103 . Эти же западные рубежи Азиатской Сарматии, в которой жили хазары, указывают обе редакции («длинная» и «краткая») «Армянской географии» («Ашхарануйц») Анания Ширакаци, созданные соответственно в 661–665 гг. и около 670 г. 1104 Примечательно, что к 670 г. хазары были известны лишь в Закавказье 1105 . Одно из самых крупных опустошительных нашествий сюда относится к 684 г., когда хазары решили наказать самовольство хагана савир Алп-Илитвера, женившегося на дочери албанского владетеля и принявшего христианство 1106 . И раньше, и позже их больше интересовали закавказские страны, Армения, Грузия, Албания, где от имени халифа правили наместники, которых они истребили, а сами страны разорили, воспользовавшись междоусобицами, вспыхнувшими у арабов вследствие переноса столицы из Мекки в Дамаск 1107 . Несмотря на наличие центральной власти и правящей хазарской династии, каганат представлял собой, скорее всего, федерацию племен. Военной, силой первоначально было, кочевое, сначала родоплеменное, легковооруженное ополчение из рядовых хазар. Оно формировалось по этническому признаку: причем набиралось из зависимого населения принудительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никифор также называет Папаца, жившего при Юстиниане в Фанагории, «архонтом из единоплеменников» (to archonti tori omoethnon) хагана хазар, но опускает это важное уточнение, сообщая об «архонте Боспора» (to archonti to tou Bosporou tou Skythikou) 1252 . Рассказывая далее o том, как Юстиниан задушил веревочной петлей обоих архонтов, Никифор вновь подчеркнуто называет первого «местным хазарином» (ton oikeion ekeinon toy Chazaron), a второго – архонтом Боспора (ton Bosporou archonta), подразумевая тем самым, что он не был подданным хагана. Получается, что хаган обращался одновременно к представителям как хазарской, так и византийской власти, выполняя обещание, данное василевсу ромеев. Просьба Тиверия Апсимара могла быть воплощена в действие только после подтверждения хагана, равно и наоборот, хаган не мог действовать в кондоминатной зоне без одобрения василевса ромеев. «Убедить» представителей местных властей в одностороннем порядке не представлялось возможным именно в силу наличия статуса двойного подчинения. Наряду c В.Е. Науменко, представление о существовании совместного византийского и хазарского управления в особой контактной византино-хазарской зоне разделяет также A.B. Сазанов, однако он тоже относит его только к территории Боспора 1253 . Как бы то ни было, именно следствием особого положения Боспора объяснимо использование авторами византийских источников по отношению к его правителю двойного титула: греческого – архонт и тюркского – «валгица», этимология и содержание которых, вероятно, были схожи и означали «начальник, правитель, вождь» 1254 . Но сомнительно говорить о совпадении слов «валгиц» и «бул-ш-ци», основываясь на позднем хазарском источнике о начальнике с титулом (должностью?) «бул-ш-ци» из Самкерца (Таматархи) X в., применительно к началу VIII в. 1255 Таким образом, предположение, что Папац был наместником хагана, а «хазарин» Валгиц вел сбор податей, то есть оба они подчинялись только хагану, выглядит шатким 1256 . Гораздо вероятнее, что на тот момент оба представителя хазарской и местной, а значит, формально византийской власти, хазарин и грек, действительно осуществляли свои полномочия из Фанагории, и поэтому Юстиниану не надо было отправлять посыльного в 60-километровый путь за архонтом «подвластного каганату» Боспора и дожидаться его приезда после того, как он устранил Папаца. Если исходить из данных «Армянской географии» Анания Ширакаци, Феофана и Никифора, западные рубежи Хазарского каганата достигали в это время Танаиса (Дона) и Керченского пролива 1257 , но территория как европейского, так и азиатского Боспора при этом входила в зону совместного контроля и эксплуатации двух держав 1258 . Примечательно, что здесь, в демилитаризованной зоне, отсутствовали военные силы как византийцев, так и хазар, и поэтому Тиверий Апсимар не мог произвести в Фанагории арест Юстиниана II, а когда хагану потребовались люди для того, чтобы стеречь в городе экс-императора, он выслал отряд 1259 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким идеальным императором был для Марцелина Юлиан, мудрец и воин на троне. Единственное, что не устраивает автора в политике Юлиана – это отношение к среднему классу. Марцелин создает яркие психологические портреты императоров, следуя определенному плану: рождение героя, сведения о его родителях, его воспитание, политическая деятельность, ратные подвиги, характер, обстоятельства его кончины; причем в каждом из героев подчеркнута определяющая черта характера. Беспристрастность и добросовестность в изложении исторического материала, в основе которого лежали свидетельства очевидцев, сочетается с личной оценкой автора, рисующего не вполне объективную картину правления Цезаря Галла в Антиохии, умалчивающего об иудейском восстании и о подавлении заговора Магненция (350 г.), превозносящего военный талант Феодосия I и искажающего события, участником которых был отец императора Феодосий, полководец армии Валентиниана I. Исследователи называют наиболее надежными сведения, касающиеся деятельности Констанция II (император с 337 г.), Юлиана, Иовиана (император с 363 г.), Валентиниана I (император с 364 г.) и Валенты (с 364 г. правил Восточной Римской империей). Сочинение Аммиана Марцелина отличается обилием батальных и массовых (коронации императоров, их выход к народу, бедствия населения, покидающего малоазийский город Нисабис, и др.) сцен, сведений о социальных отношениях и внутриполитических событиях в Римской империи, в германских племенах, у балканских народов и народов Ближнего Востока. Историк вводит в повествование вставные новеллы, философские размышления и научные экскурсы, использует разнообразные художественные средства (контраст, гротеск в обличении пороков римского общества, яркая образность и драматизм в изложении событий, ссылки на античных авторов: Гомера, Аристотеля, Демосфена, Геродота, Эпикура и др.). Сочинение Аммиана Марцелина было написано на поздней латыни и являлось важным источником, к которому обращались многие византийские историки. Анания Ширакаци (первое 10-летие VII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господу Богу угодно было возложить на них этот тяжкий крест; Ему же угодно, чтобы мы облегчали им этот крест своей братской любовью. И тяжкий грех будет лежать на нас, если мы отвернемся от них с презрением или бессердечием. Имеют право на милостыню и бесприютные, беззащитные сироты, которые еще не могут добыть себе трудом кусок насущного хлеба. Войти в их горькое положение, подать им руку помощи – это прямая наша христианская обязанность, наш долг. Могут просить помощи и те, которые вдруг по каким-нибудь несчастным обстоятельствам, например – от пожара, неурожая и подобное, приходят в крайнюю нужду и временно просят у нас поддержки. Помочь им в несчастье необходимо не только по-христиански, но и просто по-человечески. Всех нужд людских не перечтешь: велики они и разнообразны. Так же велики и разнообразны должны быть и дела христианского милосердия. Различен милования образ, говорит святой Иоанн Златоуст , и Ширака заповедь сия. Есть бедняки, которые боятся или стыдятся просить и бьются до последних сил; а мы знаем, что они терпят страшную нужду, что эта нужда и горе давит их на каждом шагу. Счастлив тот христианин, который войдет в их безотрадное положение и постарается облегчить его... Но ты не можешь помочь всем нуждающимся? Помоги немногим, помоги хотя бы одному. Ты не можешь помочь деньгами? Помоги ходатайством перед другими, помоги добрым советом. И того не можешь? Помоги словом утешения, участием сердечным, помоги вздохом от души, помоги, наконец, молитвой перед Всемогущим Господом. Все примет Он, что принесешь с любовью, и твой порыв любви благословит силой многой, и твое малое примет за великое. Даже чаша холодной воды, поданная утомленному и жаждущему во имя Его, не останется у Него без воздаяния. Послушай, вот как многократно, настоятельно и убедительно внушает тебе заповедь милосердия слово Божие: «Сын мой, не отказывай в пропитании нищему, не печаль души алчущей, не смущай сердца огорченного, не откладывай помощь нуждающимся, не отвращай лица твоего от нищаго» ( Сир. 4:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010