По сложившейся традиции он ежегодно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру на день памяти прп. Сергия и в Чудов мон-рь — на панихиду по деду А. В. Симанскому. В Туле архимандрита Алексия изредка навещали родные — отец, мать, брат Филарет, который после окончания кадетского корпуса вдруг принял решение оставить военную службу и поступил в Московскую духовную академию. Иногда архимандрита Алексия посещали лицейские и университетские товарищи. Вместе с тем в эти годы о. Алексий. неоднократно был близок к тому, чтобы изменить течение своей, казалось бы, благополучной жизни. Хорошо знавший его товарищ обер-прокурора Святейшего Синода А. П. Рогович настойчиво советовал оставить педагогическую деятельность и ректорскую службу, предлагал архимандриту Алексию отправиться на миссионерское служение в Америку или занять место настоятеля церкви при посольствах России в Константинополе, Риме или даже принять место наместника Херсонесского мон-ря. Со своими внутренними сомнениями и терзаниями архимандрит Алексий обращался к духовному наставнику — еп. Арсению. Архимандрит Алексий писал: «Дела по семинарии меня по-прежнему тяготят, ибо я никогда не чувствовал расположения к педагогической деятельности, а теперь все больше и больше убеждаюсь, что, сколько ни трудись в нашей неустроенной и разнузданной школе,— ничего нельзя сделать, и это по временам повергает меня если не в отчаяние, то в глубокое уныние и отнимает последнюю энергию» (????. Ф. 550. Оп. 1. Д. 542. Л. 25). Владыка Арсений хотя и полагал возможным для Алексия оставление духовно-учебной деятельности, но все же призывал не поддаваться сиюминутным настроениям, тщательно все взвесить, крепиться и молиться. Под влиянием своего духовного отца архимандрит Алексий на рубеже 1910–1911 гг. внутренне определил для себя, что будет служить там, куда поставило его священноначалие, и, уж если что по воле Божией произойдет, будет им воспринято со смирением. В нояб. 1910 г. архиеп. Арсений был переведен на одну из самых древних и обширных по территории и первую по числу храмов и часовен кафедру — Новгородскую.

http://sedmitza.ru/text/411947.html

Алексий (Коноплев) (1910–1988) — митрополит Калининский и Кашинский. Окончил МДА, в 1956 г. хиротонисан во епископа Пермского и Соликамского, позднее последовательно занимал Тульскую, Рижскую, Краснодарскую кафедры. С 1978 г. архиепископ Калининский и Кашинский, с 1981 г. в сане митрополита. Алексий — митрополит Киевский и всея Руси (1293–1378), святитель Московский, друг Преподобного Сергия Радонежского, воспитатель великого князя Димитрия Донского, фактический правитель Московского государства в пору его детства. Память празднуется 12 (25) февраля и 20 мая (2 июня) (накануне дня памяти равноап. Константина). Небесный покровитель Патриарха Алексия (Симанского), очень почитаемый им и митрополитом Питиримом. Мощи святителя Алексия до революции хранились в Чудовом монастыре, разрушенном после революции. В 1947 г. перенесены в Елоховский собор. У раки мощей нес послушание архимандрит Зосима (Иджилов), духовник Патриарха. По преданию, святитель Алексий осуществил самостоятельный перевод полного текста Нового Завета (так называемая Чудовская рукопись Нового Завета). Издать эту книгу было многолетней мечтой митрополита Питирима, — это был завет, оставленный ему Патриархом. Осуществить эту мечту ему удалось в 2001–2002 гг.: книга была выпущена в двух вариантах — наборном и факсимильном. Когда обе книги вышли в свет, Владыка совершил два небольших паломничества: в Елоховский собор к мощам Святителя и в Троице–Сергиеву лавру к могиле Патриарха, в обоих случаях приложив экземпляр каждой книги к раке и надгробию. К молитвенной помощи святителя Алексия Владыка прибегал вплоть до последних дней жизни. За несколько дней до смерти он принял схиму с тем же именем — Питирим, но с новым небесным покровителем: им стал священномученик Питирим Великопермский — составитель жития Святителя Алексия. Алешин Анатолий (Толя) — одноклассник и друг митрополита Питирима со школьных времен. Амвросий Оптинский (1812–1891) — наиболее известный из старцев Оптиной пустыни, преподобный. Уроженец Тамбовской губернии, учился в Тамбовской семинарии и 4 года преподавал в ней (до 1839 г.), после чего ушел в Оптину пустынь. Считается прообразом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых», хотя полного биографического совпадения и личностного сходства между реальным старцем Амвросием и персонажем Достоевского нет.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

17 апреля – день памяти патриарха Алексия I . В России о нем написано не так много, хотя он возглавлял Русскую Церковь в течение 25 лет. Патриарху Алексию выпала задача исключительная по своей сложности – свидетельствовать о Боге в годы большевистских гонений; добиваться признания Церкви со стороны государства, провозгласившего атеизм официальной идеологией; укреплять Церковь в период сталинской диктатуры и хрущевской «оттепели». Человек «другого времени», иной культуры и воспитания, он смог подняться над собой ради того, чтобы из «обломков» церковного здания начать выстраивать всё заново в диалоге с государственной властью. На середину минувшего столетия в нашей стране пришлась не одна, а две «исторические битвы»: за право на физическое существование народа и за возможность духовного рождения в святом крещении, и успех второй оказался связан с исходом первой. Для Церкви это означало «сражение на два фронта». Перелом В сентябре 1943 года в Кремле состоялась встреча, обозначившая смену курса в отношениях Церкви и государства. Сталин впервые принимал Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и сопровождавших его архиереев – Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) . Предметом обсуждения стали темы, о которых несколько лет назад нельзя было и помыслить. Перемена, обусловленная тем, что помощь государству и советской армии, организованную Русской Православной Церковью, не замечать было уже невозможно. С внешней стороны обстановка беседы была подчеркнуто благожелательной. Сталин «участливо» интересовался проблемами, стоявшими перед Церковью, выразил одобрение в отношении восстановления Патриаршества и учреждения Святейшего Синода, не возражал против открытия храмов и возобновления приходской жизни, а в ответ на вопрос митрополита Алексия о возможности возвращения из мест заключения и из ссылки ряда священников предложил представить ему список для рассмотрения. Один момент обнаружил внутреннее напряжение встречи – когда митрополит Сергий коснулся темы, связанной с подготовкой священнослужителей (духовные образовательные учреждения давно были упразднены) и осторожно поставил вопрос о возможности открытия нескольких епархиальных библейских курсов. Сталин вдруг оживился настолько, что предложил возобновить духовные академии и училища, и митрополиту Сергию срочно пришлось дезавуировать возможный «подтекст», ссылаясь на то, что пока у Церкви «нет достаточных средств» для осуществления столь «крупных задач». Лишь тогда, когда «вождь» подтвердил, что в любом случае «возражений у правительства не будет», гости могли вздохнуть свободно.

http://pravoslavie.ru/60869.html

Он не был столь возвышен, как Патриарх Алексий I, но был очень честный, очень верующий, очень старательный и очень талантливый во многих видах деятельности – в чтении, пении, в знании церковного Устава, исполнении его и т.д. Но он был человеком очень «запечатанным», потому что о том, чему его подвергали власти, мы косвенно узнаем лишь много позже его кончины. О том, как он провел годы в разных советских лагерях. Главное то, что все это дало ему очень хороший урок на будущее – быть очень осторожным, и он как-то всего побаивался. И против сильных мира сего, по-видимому, был очень слаб. В советский Фонд Мира он пожертвовал 5 миллионов церковных денег. Совет по делам религий, говорят, даже осторожно сделал ему замечание: «Вы уж поосторожнее жертвуйте, чтобы люди не знали, что у Церкви есть такие деньги!» То есть он готов был услужить государству чем угодно, лишь бы не трогали его одиночества: очевидно, так. Одиночество у него, конечно, было не буквальное, но вместе с тем он, конечно, понимал, что и «стены слышат», и «пол слышит», «мебель слышит» и т.д. Понимал, что вся Патриархия напичкана звукозаписывающими и передающими устройствами всякими, был очень осторожен, всегда глазами показывая, что он – не один. Патриарх Алексий (Симанский) – Николай Сергеевич, но мы вспоминаем эпоху Патриарха Алексия (Симанского), ведь, по сути, это был первый Патриарх, который руководил Церковью (Сергия я не беру в расчет, он правил очень кратко) в эпоху развитого социализма, скажем так. И все невзгоды во взаимоотношениях Церкви и государства безбожного выпали на долю Святейшего Алексия I. Тем не менее наша Церковь как-то всегда была на высоте. Мне кажется, что даже чисто внешне, когда мы смотрим на Святейшего Алексия I, мы безошибочно можем утверждать, что он – истинный пастырь своих словесных овец, что он возглавляет Церковь, что он ни в коем случае не является (как сейчас говорят про священнослужителей той поры) человеком, находящимся «под колпаком» безбожной власти? – Как ни странно, Патриарх Алексий I жил раньше, конечно, Патриарха Пимена, но он был намного свободнее по-человечески, имел намного более широкие взгляды, был намного более интеллектуальным человеком (ну, это уже от воспитания зависело). И он совершенно ничего не боялся. Он не боялся никаких скрытых микрофонов, телефонов и т.д. Вот этого у него никогда не было. Он говорил то, что думал. Что думал, то и говорил. И самое главное, что все у него было понятно, все очень четко, очень интеллигентно, очень культурно, очень (я бы сказал) основательно и исторически правильно.

http://pravoslavie.ru/133084.html

Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет. «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, – сдавать нельзя. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена». Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву. Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского)  и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение… 20 000 храмов Русской Православной Церкви было открыто в то время. Вся Россия молилась тогда! Молился даже Иосиф Сталин (об этом есть свидетельства). Тогда же были открыты духовные семинарии, академии, возобновлена Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и многие монастыри. Было решено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси в Богоявленский собор. В 1947 г. Сталин исполнил свое обещание и в октябре пригласил митрополита Илию в Россию. Он побоялся не исполнить указания Божией Матери, ибо все пророчества, переданные владыкой Ливана, сбылись. Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего тогда уже Патриархом, и спросил: «Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь ?». Святейший предложил подарить митрополиту Ливанскому икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. По распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест. Тогда же Правительство наградило его Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной войны.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Новый этап в жизни архимандрита Алексия (Симанского) начался с переводом на Новгородскую и Старорусскую кафедру епископа Арсения (Стадницкого). За год до начала Первой мировой войны, 28 апреля 1913 года, в древнем Софийском соборе архимандрит Алексий был возведен в епископа Тихвинского, викария Новгородской Наконец всесторонняя духовная и светская подготовка епископа Алексия нашла применение: он стал ближайшим помощником владыки Арсения и замещал его, когда тому приходилось бывать в К богослужениям добавились епархиальные дела, обширная переписка с приходами, ремонт и реставрация храмов, участие в трудах Новгородского церковно-археологического общества. А в годы Первой мировой войны, когда Новгородская епархия была объявлена на военном положении, – организация сбора средств на нужды фронта и Красного Креста, поддержка сирот и обездоленных, взаимодействие с благотворительными обществами и нескончаемые проводы военных частей и подразделений, напутствия, молебны... В 1916 году епископ Тихвинский Алексий попал в поле внимания царской семьи. Александра Федоровна во время поездки к новгородским святыням упоминала в письме к государю о манерах владыки, за которыми угадывалось обаяние его личности: " Молодой епископ Алексий оказался чрезвычайно изящным (лицеист) " У юности свои права: старшая из великих княжон, Ольга Николаевна, шалила. В приложении от себя она " выписала " среди снегов и туманов, стоявшего " шпалерами " эскадрона улан Ее величества и обедни в Софийском соборе епископа Алексия, " воображавшего себя красавцем " За этим следовал вполне дурашливый рассказ о радушном приеме у владыки Арсения: " ...потащили в епископский дом, потащили по всем покоям и залам. Как-то маму на 1/2 минуты усадили в кресло и снова В конце здания был лазарет. Обошли его очень скоро и спустились вниз в древлехранилищницу... На станции было порядочно народу и трубачи запасного полка. Они играли уланский марш и вальс какой-то, т.к. мы долго не уезжали... " Расставались они в тот день добрыми друзьями: " Оба епископа были, конечно, там же, они даже влезли к нам в поезд, и мы снова обнимались "

http://religare.ru/2_100972.html

Осень 1941 г. была очень тяжелым временем для страны. Фронт приблизился к Москве. 12 октября митр. Сергий написал завещание, первый пункт которого гласил: «В случае моей смерти или невозможности исполнять должность Патриаршего Местоблюстителя эта должность во всем объеме присвоенных ей патриарших прав и обязанностей переходит к Преосвященному митрополиту Ленинградскому Алексию Симанскому» . В 1941–1944 гг. Владыка Алексий проживал в Николо-Богоявленском соборе, разделяя со своей паствой все тяготы блокады. В начале 1942 г. было разрешено в пропагандистских целях возобновить издательскую деятельность Русской Церкви. 10 марта Л.П. Берия написал Сталину о том, что немцы пытаются использовать Церковь на оккупированной территории в своих целях, и НКВД считает целесообразным силами Московской Патриархии подготовить книгу-альбом, разоблачающую действия фашистов. Вскоре Политбюро приняло секретное решение о подготовке и публикации этого издания. Предисловие к книге «Правда о религии в России» (не в СССР!) написал Патриарший Местоблюститель, заметное место в ней занимали обращения и статьи митр. Алексия, имелись и фотографии богослужений в кафедральном Никольском соборе. Подготовлена книга была в чрезвычайно короткие сроки и уже летом вышла из печати. Интересно, что ее напечатали в типографии практически переставшего существовать «Союза воинствующих безбожников», и часть тиража по оплошности имела гриф антирелигиозного издательства. Книга эта была издана тиражом 50 тыс. экземпляров, одновременно на нескольких языках и распространялась в США, Великобритании, Швеции, на Ближнем Востоке и за линией фронта . В 1943 г. была подготовлена и напечатана еще одна пропагандистская книга «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», посвященная патриотической деятельности Московской Патриархии. В издание вошли и послания Владыки Алексия и его телеграмма Сталину. В Ленинграде изменения в отношении городских властей к Церкви стали происходить уже в начальный период войны. Помимо церковных взносов в фонд обороны одной из сфер сотрудничества стала маскировка храмов, которые могли стать ориентирами и целями при воздушных налетах на город. Первая пробная маскировка была проведена 6 августа 1941 г. в Никольском соборе: сделали покрытие золоченого креста одного из куполов с помощью ткани и покраску нижней части купола. Работы по маскировке собора были сложными и продолжались в 1942 г., в том числе и в зимнее время. Наконец, 25 сентября 1942 г. был подписан акт о выполнении в полном объеме маскировочных спецработ, причем приходской совет оплатил их стоимость, составившую только в августе-сентябре 20 600 руб. Подобные работы проводились и в отношении других храмов города, не только действующих, но и закрытых.

http://bogoslov.ru/article/6171408

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В монастыре Псковской епархии, стоящем на месте бывшего имения предков Патриарха Алексия I, откроется экспозиция памяти Первосвятителя 08.02.2010 В монастыре Псковской епархии, стоящем на месте бывшего имения предков Святейшего Патриарха Алексия I , откроется экспозиция памяти 13-го Предстоятеля Русской Православной Церкви. Спасо-Казанский женский монастырь, что в городе Остров, формирует экспозицию музея, посвящённого Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому), сообщает Псковская лента новостей. Земли, на которых стоит возрождающаяся обитель, принадлежали родовому имению дворян Симанских. В здании, где разместится музей, остаётся сделать внутреннюю отделку. Здесь разместятся экспозиции, посвященные служению Патриарха Алексия I и Спасо-Казанскому монастырю, конференц-зал и иконописная мастерская. По словам руководителя районного Центра духовно-нравственного воспитания Людмилы Ильичевой, музей планировалось открыть в прошлом году, однако на завершение работ не хватило средств. Его организаторы рассчитывать сделать это в нынешнем году, тем более что 17 апреля исполнится 40 лет со дня кончины Алексия I. К открытию музея в монастыре планируется приурочить проведение Симанских чтений с участием представителей церковной и научной общественности. Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 08.02.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7860.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010