6245 приходами и потеряли в 1926 г .– 2794. Таким образом, центр, Северо-Западная область, среднее Поволжье почти были сплошь староцерковными за небольшим исключением, и только на окраинах обновленцы удерживали за собой значительное количество приходов. Даже в тех местностях, где число обновленческих приходов держалось на значительной высоте, например на Дальнем Востоке 65%, обновленцы несли большие потери в числе прихожан. Во Владивостоке все храмы были в руках обновленцев. Патриархисты принуждены были собираться для молитвы в гараже. Гараж был переполнен, а обновленческие храмы пустовали» 624 . Потери приходов и своих кадров обновленцы, однако, упорно не хотели объяснять историческим ходом событий, в которых, главным образом, играла роль собственная одиозность. Они продолжали кивать в сторону «тихоновцев», – это они, мол, строят козни, подогревая церковную массу и настраивая её на враждебный обновленчеству лад. Что, например, значит такая демонстрация, когда переход из правоверного обновленчества к нечестивым «тихоновцам» какого-нибудь священника или мирянина сопровождается его публичным покаянием? Или почему «тихоновцы» переосвящают храмы, когда они переходят от обновленцев к ним? Разве это не кощунство? Разве это не игра на психике верующих, с целью подрыва авторитета обновленцев? И вот Ленинградский «архиепископ» Николай Платонов разражается истерической филиппикой: «Обновленцы подвергаются организованному нажиму тихоновщины, которая пытается парализовать наши успехи. Закрытое “по пропускам” собрание мирян обновленцев собрало 4000 человек и вынесло энергичный протест против кощунств, совершаемых тихоновцами над храмами (переосвящение) и священниками – публичное покаяние по чину присоединения от раскола. Миряне (сознательные) требуют у руководителя тихоновщины архиепископа Алексия (Симанского) прекратить это, как разлагающее страсти до фанатизма. 11 сентября приехал назначенный от митрополита Сергия митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых) . Обновленцы не только не дрогнули, но на собрании духовенства и мирян решили со всей стойкостью противостоять нажиму» 625 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Патриарх Алексий направил Патриарху Иерусалимскому Венедикту письмо, «содержавшее просьбу о поручении кому-либо из архипастырей Иерусалимского Патриархата совершить возведение игумена Никодима в сан архимандрита» . 2 ноября 1957 г. чин возведения в архимандриты совершил митрополит Назаретский и всея Галилеи Исидор. На церемонию были приглашены многочисленные гости: консул СССР в Израиле Г.П. Капустян, секретарь советского консульства А.В. Глебов, сотрудники Палестинского общества, сотрудники ООН . Важным источником о служении отца Никодима являются доклады архимандрита Пимена, направленные в Москву в 1956-1957 гг., которые опубликованы как приложение к его дневникам. Они дают более отчетливое представление о том объеме работы, который лег на плечи о.тцаНикодима. Одни финансовые документы представляли значительную проблему: «Мы с отцом Никодимом совершенно не справляемся со всей своей корреспонденцией. Или вот, например, подходит срок платить налоги за имущество по разным объектам. Мы роемся среди сотен квитанций, повесток, заявлений и т. п. (и все на иврите!), ищем следуемую сумму, ибо по разным объектам мы в разное время подавали протесты о снижении налогов, нам что-то отвечали, что-то уступали или советовали обратиться туда-то. Даже с помощью адвоката мы порою копаемся до 4-х часов и так, потонув в волнах бюрократического моря и ни до чего не докопавшись, откладываем дело до другого дня… Правда, мы с отцом Никодимом постепенно продолжаем изучение иностранных языков, но для всякого, кто прочел предшествующие страницы этого доклада, ясно, каких успехов мы можем достигнуть, вертясь в этом ужасном водовороте» . В цитируемой книге опубликован доклад игумена Никодима архимандриту Пимену от 25 сентября 1957 г. о последних событиях в РДМ. РДМ во главе с архимандритом Никодимом старалась и дальше привлекать внимание иностранных представительств и израильский властей. 30 октября 1957 года начальник Русской духовной миссии игумен Никодим был приглашен в Кнессет на инаугурацию президента Израиля.

http://bogoslov.ru/article/485916

– Валентин Васильевич, где вы были?.. – спрашивают меня. – Попал в другое измерение, – отвечаю. Это очень страшно, когда не знаешь, куда идти. В Жировичах еще был случай. Поехали на рыбалку. На Бездонное озеро. Лещей мы там ловили. Ночь, холодно. Развели костер. Кто-то остался у огня. А я в телогрейке спустился к воде, собрал лодку и плыву... Темень. И тут крючок зацепился за телогрейку: а лодка перевернется – никто не спасет... Взмолился! Бог спасает! Много у меня было случаев, когда должен был погибнуть. Слава Богу, Господь хранил. Сейчас уже, бывало, ночь не спишь – то вспомнишь, это ... Мы действительно Богом хранимы. Иначе бы давно бы уже все поумирали. Души бы наши сатана от ненависти просто стер в порошок. А мы – живы милостью Божией. Студент-преподаватель Потом, когда я вернулся в Москву, меня выписали с жилплощади родителей. Пошел узнавать. Начальник паспортного стола говорит: – Ничего не знаю, обыск был, проверка, выписали. Я к одному чиновнику, к другому – «Ничего не знаем». Дошел до Печкина, был тогда такой в Москве коммунист. – Я явочников не прописываю, я что, – говорит, – попа пропишу? – Но я же уже 20 лет в этой комнате прописан, живу в Москве. – Нет. Пришлось ехать в Смоленскую область, снял я там коечку у одной старушки, платил ей три рубля в месяц. А здесь, в Москве, только приеду домой, как тут же проверка нагрянет: – Кто здесь живет? – звонят в дверь, а я быстро прячусь куда-то в туалет. Меня спас секретарь Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) Даниил Андреевич Остапов. Он меня знал как преподавателя. Семинарии тогда были все закрыты кроме Петербургской, Московской и Одесской. По его совету я тайком как преподаватель поехал в Одессу. Там был разрешен набор семинаристов, и меня вписали в их число: Радугин. Числился как воспитанник, а сам преподавал. Я там семинаристам сразу сказал: – Братцы, там, в общежитии, мы можем и шутить, и смеяться, а здесь, на занятиях, давайте уже без панибратства: я преподаватель, а вы – ученики. И все слава Богу. В Одессе я был на неплохом счету. 12 лет преподавал. Потом и комнатку пришлось снимать, и просто угол. Много всего было интересного. Красиво там: солнце, море…

http://pravoslavie.ru/121201.html

В дальнейшем Владыка Алексий несколько раз был награжден орденом Трудового Красного Знамени, другими многочисленными знаками отличия, но самой дорогой для себя наградой считал медаль «За оборону Ленинграда». Позднее этой медалью наградили еще несколько клириков, но отнюдь не всех. Всего же правительственные награды получили 24 ленинградских священнослужителя, в том числе 12 — две медали: «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Награждены были и несколько десятков церковнослужителей. Происходили и другие перемены. Военнослужащие Ленинградского фронта, в том числе офицеры, стали посещать богослужения в храмах города (известно, что на некоторых богослужениях в Никольском кафедральном соборе присутствовало командование фронта во главе с маршалом Говоровым) и даже порой прислуживать в церкви. 14 декабря 1943 г. Совет по делам Русской Православной Церкви разрешил Ленинградскому митрополиту иметь технический аппарат, и 15 апреля 1944 г. в здании Никольского собора открылась епархиальная канцелярия . Религиозный фактор сыграл существенную роль в обороне города. Действовавшие во время блокады 10 православных храмов активно способствовали мобилизации материальных средств и духовных сил ленинградцев. Проявления патриотической деятельности Русской Церкви были очень многообразны: морально-нравственное влияние (через послания, обращения, проповеди); сбор денежных средств, драгоценностей, медикаментов, одежды, продуктов в фонд обороны; служба церковнослужителей в рядах действующей армии и участие в партизанском движении; помощь раненым бойцам шефством над госпиталями и созданием санитарных пунктов; участие в сооружении оборонительных укреплений, организации противовоздушной обороны и т. д. Личным примером духовенство Патриархии призывало народ к мобилизации всех сил в помощь обороне и укреплению тыла. Это не могли не учитывать ленинградские власти, их церковная политика начала меняться еще до кардинального изменения общегосударственного курса. В то же время «потепление политического климата» затронуло не все религиозные движения. Оппозиционные советской действительности церковные группы продолжали выявляться и репрессироваться органами госбезопасности. В целом же к моменту освобождения Ленинграда от вражеской блокады взаимоотношения властей и православных общин города существенным образом изменились, начинался качественно новый этап церковной жизни и деятельности.

http://bogoslov.ru/article/6171408

Существенным шагом городских властей навстречу верующим стало выделение православным приходам минимально необходимого количества вина и муки для причащения богомольцев, так как в блокированном городе эти продукты было невозможно купить. Согласно опубликованному литературному варианту, это решение в Ленсовете приняли после того, как в начале 1942 г. митрополит Алексий внес в фонд обороны пожертвованные верующими три с половиной миллиона рублей и золотые украшения с драгоценными камнями на большую сумму: «На следующий день Владыке позвонили из Смольного и просили передать благодарность прихожанам от городского комитета обороны. Поинтересовались, не надо ли чего? Владыка ответил, что кончилось красное вино для богослужений и с дровами тоже плохо. Сказали, что все будет доставлено. Предложили прикрепить его к столовой Смольного, но он отказался, сказав: “Как все, так и я”. Тогда после короткого молчания голос в трубке ответил: “Мы будем вам помогать с продуктами и дровами”. Владыка поблагодарил». Весьма вероятно, что подобный разговор был, но только в конце осени 1941 г. (церковные пожертвования к тому времени уже составили значительную сумму). Сохранившиеся же архивные документы свидетельствуют, что первое заявление о выделении муки и вина поступило курировавшей церковные дела в Ленсовете старшему инспектору административного отдела А.В. Татаринцевой от общины Никольского собора 1 ноября 1941 г.: «Ввиду отсутствия запаса белой муки для выпечки богослужебных просфор, а также красного вина, крайне необходимого для совершения литургии, президиум двадцатки Никольского собора обращается к Вам с покорнейшею просьбой не отказать в Вашем ходатайстве перед соответствующими органами об отпуске Никольскому собору для богослужебных целей (исключительно для выпечки богослужебных просфор) каждый месяц по 20 кг белой муки и по 40 бутылок красного вина-кагора». 3 ноября похожее ходатайство поступило к А. Татаринцевой от приходского совета церкви св. Иова, в заявлении говорилось, что с 11 сентября просфоры выпекаются при храме в небольшом количестве из муки, пожертвованной верующими, но теперь из-за невозможности приобретения вина и муки «в церкви в ближайшее время могут прекратиться богослужения» .

http://bogoslov.ru/article/6171408

При раке А. в Чудовом мон-ре хранились принадлежавшие ему, по преданию, облачения (саккос, епитрахиль и подризник) и посох. К выносному образу А. в Чудовом мон-ре был привешен золотой перстень - по преданию, подарок исцеленной ханши Тайдулы. В 1722 г., будучи в Москве, имп. Петр I Алексеевич распорядился снять его и передать в Синодальную ризницу (ПСПиР. СПб., 1872. Т. 2. 1722 г. 509. С. 156), где позднее он был заменен медным и исчез. В Оружейной палате хранится др. медный перстень с печаткой из прозрачного камня или стекла с изображением животного, к-рый, по описям Патриаршей ризницы XVII-XVIII вв., значится как дар А. хана Джанибека ( Орешников. С. 171-186), однако, несмотря на несомненную древность изделия, его материал в сочетании с саном дарителя и одаренного вызывает сомнение в достоверности предания. До 1722 г. в Чудовом мон-ре богомольцам продавался «чудотворцев мед», служивший целительным средством от болезней и от порчи ( Лавров А. С . Колдовство и религия в России, 1700-1740 гг. М., 2000. С. 414-415). 28 февр. 1722 г. был издан имп. указ, вскоре напечатанный, запрещавший эту продажу (ПСПиР. СПб., 1872. Т. 2. 1722 г. 445. С. 90). После уничтожения в 1929 г. всего комплекса построек Чудова мон-ря мощи А. находились в музеях Московского Кремля. В 1947 г. по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) они были переданы РПЦ и помещены в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове , где находятся до наст. времени. Жития А. разных редакций и службы ему сохранились в огромном числе списков XV-XIX вв., с трудом поддающихся учету (наиболее полные, хотя и не исчерпывающие сведения об их рукописной традиции содержит картотека Н. К. Никольского в БАН), и в изданиях начиная с XVII в. Древнейшим житийным текстом, посвященным А., является летописная повесть «О Алексее митрополите». Текст повести изобилует хронологическими выкладками, относящимися к разным периодам жизни А., не во всем, однако, достоверными и не согласующимися с упомянутыми в том же тексте историческими реалиями.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Рубрики Коллекции «На чудо надеются те, кому недостает веры», — сильные цитаты почетного Патриаршего экзарха Беларуси митрополита Филарета 4 мин., 13.01.2021 Поделиться 12 января 2021 года в возрасте 85 лет отошел ко Господу митрополит Филарет (Вахромеев). Многие люди называют его человеком-эпохой: будущий владыка родился в 1935 году, пережил войну, а свое служение в Церкви начал сразу после школы, став иподиаконом патриарха Алексия I (Симанского). За свою долгую жизнь он сменил много послушаний: был ректором Московских Духовных школ, председателем отдела внешних церковных сношений (ОВЦС), Патриаршим экзархом Западной Европы, а в 2009 году был одним из трех кандидатов на патриарший престол.  Отдельная и важная часть жизни владыки — управление Белорусской Церковью. С 1992 по 2013 год он был митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси. При нем были восстановлены все исторические епархии, возобновили деятельность монастыри, а также духовные школы, которым митрополит особо уделял внимание. «Фома» публикует подборку его цитат и высказываний о себе и Церкви.     ... В воскресенье 22 июня (1941 года) отец взял меня с собой в магазин на Добрынинскую площадь, чтобы исполнить моё давнишнее желание — купить мне большой мяч. Здесь, на площади, мы и услышали выступление Молотова с сообщением о том, что немецкие войска нарушили нашу западную границу и бомбят многие населённые пункты. Вместо мяча я получил маленький заплечный мешок, в который мама собрала самое необходимое для тех случаев, когда объявляли воздушную тревогу. В школе сидел за одной партой с Алёшей Ушаковым, с которым только мы вдвоём из всего класса носили на груди кресты. Мы их не снимали никогда, и все, в том числе и педагоги, знали, что мы — «верующие учащиеся». По этому поводу, правда, у нас не возникало никаких проблем… С большим драматизмом мое решение стать монахом восприняла мама — не смогла удержаться от слёз: «А я-то думала, что понянчу твоих деток», — и так далее… Но такие настроения, естественные материнские переживания, со временем сменились радостью. Однако, присутствуя на постриге, она горько плакала, — сердце её материнское чувствовало: не всё будет гладко и радостно, ещё предстоят скорби в нашей жизни, в жизни её сына… А отец принял эту новость, как и прежде, спокойно.

http://foma.ru/na-chudo-nadejutsja-te-ko...

После полета Гагарина сделали главой отряда космонавтов. Это дарило почти безграничные возможности. Он мог вмешиваться в тренировки и решать судьбу своих коллег. Однако Юрий Алексеевич оставался простым человеком, а к молодым космонавтам он и вовсе относился по-отечески. Например, во время прибытия новой группы устраивали «День Нептуна» – посвящение в космонавты. Юрий Алексеевич в образе морского царя и его коллега в костюме русалки встречали новых курсантов, проводили викторину и задавали смешные вопросы. Удивительный факт , но Юрий Алексеевич Гагарин совершенно не умел водить автомобиль до своего первого полета в космос. Сложный механизм космического корабля не пугал мужчину, а вот с наземным транспортом были трудности. Еще до полета в космос Гагарин стал обладателем дорогого на тот момент автомобиля ГАЗ-12. До сих пор остается загадкой, как он смог накопить такие большие средства на покупку. Близкие утверждали, что Юрию пришлось занимать деньги у знакомых, настолько сильна была его мечта. Только после грандиозного полета Гагарин, наконец, сдал на водительские права и получила в подарок от правительства легендарную «Волгу». На ней он попал в аварию спустя два года. Закончилось все благополучно для как для космонавта, так и для пострадавшей стороны. За рулем С новым видом скоростного авто По многим свидетельствам Юрий Гагарин уважительно относился к Русской Православной Церкви, как и его родители. Родители Юрия, особенно мать Анна Тимофеевна, была верующей православной и, несмотря на присутствие богоборца Хрущева, брала благословения лично, на кремлевских приемах, у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I Симанского. Сайт «РНЛ» в 2011 году, к 50-летию первого полета Ю.Гагарина в космос, опубликовал очерк автора К.Забелина «Гагарин и Православие». Вот выдержка из статьи «Полковник Валентин Петров, ровесник Юрия Гагарина, один из работников Центра подготовки космонавтов в России из первого потока, в интервью агентству «Интерфакс-религия» сообщает, что они с первым космонавтом Земли посещали Троице-Сергиеву Лавру. Вот что он говорит: “Юрий Алексеевич, как все русские люди, был человеком крещеным и, насколько я могу знать, верующим. Для меня незабываемой остается наша совместная поездка в Троице-Сергиеву лавру в 1964 году, как раз когда Гагарину исполнилось 30 лет. Когда мы пришли в лавру, толпа народу пошла к нему за автографами. Еще даже служба не успела кончиться, но все, узнав о приезде Гагарина, поспешили к нему. Вот такая была народная любовь к Юре, и он не мог никому отказать”.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/08/zn...

Международные отношения. Русский народ, занимая центральную территорию на планете, называемую в геополитике «heartland», олицетворяет континентальные традиционные силы, противостоящие мировому атлантизму, воплощаемому США и НАТО. Остальные страны могут поддерживать либо нас, либо НАТО, могут иметь независимость. Но равновесие поддерживается двумя основными противостоящими силами. Идеология. Организация империи свободно объединенных государств и народов, живущих по «правде» и «справедливости», основанных на традиционных нравственных ценностях. Целью создания империи является обеспечение полноценной жизни граждан, их семей, общин, этносов, народов в соответствии с теми традициями, которые им свойственны и свободной от навязывания чуждых им ценностей. У создаваемой империи есть мессианская задача по препятствованию воцарению «нового мирового порядка» на основе навязывания всем народам якобы универсальных демократических ценностей, идеологии либерализма и свободного рынка. Вот такие тезисы родились в нашей с отцом Александром беседе, но навеяны они были многими и многими православными и патриотическими авторами, печатавшимися на РНЛ и не только. Договорившись встать в 6 утра, мы отправились ко сну. На следующий день, встав рано, мы поехали в Лавру, к преподобному Сергию. Я еще ни разу не ездил к своему святому, поэтому для меня поездка была очень важна. Настроение было очень ровным и по пути не было никаких искушений. Мы приехали, приложились к мощам преподобного Сергия, и я молился ему о том, чтобы собрал он в который раз русский народ на борьбу с бедой, благословил его объединение... Молился я и о своей грешной душе... Потом погуляли, прослушали замечательную экскурсию по Церковно-археологическому кабинету Московской духовной академии. Ее вел молодой семинарист. Неожиданно для меня на этой экскурсии объемно проступила личность Патриарха Алексия I (Симанского), работавшего в этих комнатах. Я узнал, что до пострига его также звали Сергеем. Этот Патриарх служил в очень непростые для Церкви годы (хотя какие годы можно назвать для Церкви простыми?), и я почувствовал, что он благословляет нас.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/13/pa...

Не больного вида, вовсе нет – скорее, измученного. Во время литургии он стоял у стены притвора, не крестился, плакал. А когда начиналась Херувимская, в то время, когда священник читает тайную молитву о собственном недостоинстве, этого молодого человека начинало буквально трясти, и он в слезах уходил из церкви. Так продолжалось некоторое время. Потом, – рассказал своей дочери отец Серафим, – этот человек пришел на прием к тогдашнему архиепископу Рижскому, назвал себя – да, так и есть: Чертков. Он рассказал свою историю и… каялся. Просил о восстановлении в сане. Архиепископ оповестил об этом патриарха Алексия (Симанского) , от которого был получен такой ответ: раз этот человек публично отрекся от веры, от Христа, то публично же должен и принести свое покаяние. Тут стоит задуматься над тем, мог ли Чертков покаяться публично по чисто техническим причинам: вряд ли у него была такая возможность, да вряд ли бы и государство с радостью откликнулось на такой его шаг, предоставив ему возможность для него. Так или иначе, священником Чертков не стал, но всю свою оставшуюся жизнь посвятил искреннему, стоит надеяться, служению Христу и Его Церкви в качестве псаломщика. А псаломщики в то время были очень нужны! Говорят, что умер этот псаломщик в начале 1990-х годов, похоронен на рижском кладбище. Царствие ему Небесное! Все эти долгие годы та история оставалась для меня какой-то незаконченной. Печальной, трагической, загадочной, но – незаконченной. С одной стороны, я увидела собственными глазами отрекшегося христианина, но с другой – я увидела и великую милость Христа к кающемуся человеку. Чертков мог совершенно без всякого труда отправить и меня, и всю нашу семью снова в тюрьму или ссылку – достаточно было только положить нужную бумажку на нужный стол в нужное время. Он этого не сделал. Во время своей встречи с атеистическими активистами он не позволил себе глумиться над таинством Причащения – значит, было же что-то, что позволило ему воззвать к Христу, протянуть Ему руку, а уж Самому Христу его за эту руку и вытащить.

http://pravoslavie.ru/61221.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010