Высказывавшееся в литературе предположение об использовании родом Девочка герба «Сырокомля» не подтверждается. Ист.: Oderborn P. De Russorum religione et ritibus narratio//Historiae ruthenicae scriptores exteri saeculi XVI/Ed. A. de Straszewski. B.; Petropolis, 1842. Vol. 2. P. 36-44 ; Собрание древних грамот и актов городов: Вильны, Ковна, Трок, правосл. мон-рей, церквей, и по разным предметам. Вильно, 1843. Ч. 2. 3-5. С. 6-12; 9. С. 21; АЗР. Т. 3. Примеч. 66. С. 13; 144. С. 286-288; 146. С. 289-291; 149. С. 292-293; Т. 4. 7. С. 8-10; 14. С. 16-17; Примеч. 17. С. 5-6; Док-ты, относящиеся к истории западнорус. правосл. и униатской Церквей//Литовские ЕВ.1867. 21. С. 924-926; АСЗР. Т. 6. 37. С. 51-52; Т. 10. С. 211; [ Лебединцев П. Г.]. Мат-лы для истории Киевской митрополии//Киевские ЕВ. 1873. 11. Ч. неофиц. С. 317-319; Сапунов А. П. Витебская старина. Витебск, 1888. Т. 5: Мат-лы для истории Полоцкой епархии. Ч. 1. 53. С. 85-86; АВАК. Т. 18. 240. С. 269; Т. 30. 5. С. 13-34; Monumenta Confraternitatis Stauropigianae Leopoliensis. Leopolis, 1895. Т. 1. N 83. P. 132; N 87. P. 20; N 450. P. 784; Описание док-тов Архива западнорус. униатских митрополитов. СПб., 1897. Т. 1. 94, 95. С. 45-46; 98. С. 47; 107. С. 52; 111. С. 54; 117. С. 55-56; 120. С. 57; Каталог koлekцiï дok-mib Киïвськоï археогр. koмiciï, 1369-1899. К., 1971. 68. С. 32; Метрыка Bялikara Княства Мн., 2001. Кн. 44: (1559-1566)/Падрых.: А. I. Груша. 100. С. 125; 2008. Кн. 70: (1582-1585)/Падрых.: А. А. Mяцeльcki. 122. С. 190-192. Лит.: Малышевский И. И. Александрийский патр. Мелетий Пигас и его участие в делах Рус. Церкви. К., 1872. Т. 2. Прил. С. 98; он же. Подложное письмо половца Ивана Смеры к вел. кн. Владимиру Святому//ТКДА. 1876. 6. С. 472-553; 7. С. 141-233; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. К., 1994. Т. 5. С. 5-6, 504-506, 533, 553; он же. До бiorpaфiï митр. Онисифора Дiboчku/Коммент.: Л. В. Тимошенко// Он же. Твори. Льbib, 2007. Т. 8. C. 3-6, 590-592; Макарий. История РЦ. Кн. 5, 6 (по указ.); Флоря Б.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

1596 г. в Новгородке (ныне Новогрудок, Белоруссия), на нем присутствовали всего 2 епископа, 4 архимандрита и 6 протопопов. В соборном постановлении С. З. обвинялся в еретичестве: «...иж-дей Господь наш Иисус Хрыстос ходатаем нашим до Отца Бога не есть» (АЗР. Т. 4. 91. С. 125). Эти взгляды были изложены книжником в опубликованном в 1595 г. «Катехизисе» (об этом сочинении, а также об обвинениях, выдвигавшихся против С. З., см. ниже). С. З. был отлучен от Церкви, Василий и Герасим запрещены в священнослужении. 1 февр. 1596 г. Виленское братство опротестовало приговор, затем С. З. обратился в Виленский трибунальный суд и был им поддержан. По жалобе митр. Михаила 28 мая 1596 г. король приказал арестовать С. З., Василия и Герасима и сделал трибуналу строгий выговор за поддержку «еретика». В королевских распоряжениях С. З. ставятся в вину проповедническая деятельность и издание книг. Брестский правосл. Собор в окт. 1596 г. снял все обвинения против С. З. (Там же. 95, 98, 105). После смерти Михаила (Рагозы) в авг. 1599 г. С. З. по просьбе бурмистров «руской лавицы» Вильно и с позволения Виленского братства занял должность наместника виленского во имя Святой Троицы монастыря . От настоятеля мон-ря архим. Иосифа он получил благословение на проповедь и активную борьбу против униатов, пытавшихся захватить мон-рь. 24 сент. 1599 г. нареченный униат. митр. Ипатий Потей послал митрополичьего наместника в Вильно протопопа Иоанна Парфеновича закрыть храм Св. Троицы, если С. З. не прекратит в нем проповедовать. Кор. Сигизмунд III грамотой от 29 сент. того же года подтвердил подсудность Потею правосл. духовенства и запретил С. З. проповедовать. С. З. не подчинился ни униат. митрополиту, ни королю. Не позднее 9 окт. 1599 г. униаты проникли в мон-рь, чтобы расправиться со С. З., но ему удалось бежать, и после 15 окт. он оставил Вильно. Спасаясь от преследований, С. З. поселился в мон-ре св. Саввы в Яссах, оттуда вскоре направился в паломничество к «святому Юру» (под Вильно или около Бреста).

http://pravenc.ru/text/199773.html

епископов заключить унию с католич. Церковью Виленское Свято-Троицкое правосл. братство «на поратунок» (для спасения) пригласило «навчоных людей... з места Лвовского Григория Раготинца, Стефана Зизания. Тые силную и великую войну з рымляны мевали не толко на ратушах, и при рынку, по дорогах, но и посредку церкви святое войну, потарчку великую мевали» (ПСРЛ. Т. 32. С. 178). В Вильно С. З. ок. 6 лет был ректором братской школы, проповедовал, возглавлял типографию, вел активную борьбу против сторонников готовившейся унии, в первую очередь против митр. Михаила (Рагозы) и поддерживавших его планы правосл. епископов, а также против иезуитов. В марте 1595 г. архимандритом Троицкого виленского мон-ря стал посланец Александрийского патриарха Кирилл Лукарис (см. Кирилл I Лукарис , патриарх К-польский), есть основания говорить о сотрудничестве с ним С. З. в борьбе против унии. 16 июля 1595 г. митр. Михаил запретил С. З. проповедовать, чему последний не подчинился. 30 сент. митрополит направил С. З. грамоту, в которой после указания проступков виленского проповедника вновь запретил ему проповедовать и сообщил о решении судить его на церковном Соборе, причем С. З. было запрещено на нем присутствовать (митрополит перечислил следующие «вины» С. З.: «...недостоин проповедати, понеже еси не херотонисан... своим домыслом народ христоименный учишь... противе живешь Церкви, да реку нас, пастыров своих всих, и противо им неистовствуешь... не достоит ти никого судити и обличати, яко простому, а не духовному» (АЗР. Т. 4. 88. С. 121)). Есть свидетельства, что не позднее 16 июля 1595 г. С. З. был рукоположен во иерея (Описание док-тов архива западнорус. униат. митрополитов. СПб., 1897. Т. 1: 1470-1700 гг. 178. С. 82), по-видимому, хиротония была совершена без ведома митрополита. Между 1596 и 1599 гг. С. З. принял монашеский постриг с сохранением имени ( Захария (Копыстенский), архим. Палинодия//РИБ. Т. 4. Кн. 1. Стб. 913). Собор, осудивший С. З. и единомысленных ему виленских братских священников Василия и Герасима, состоялся 25 янв.

http://pravenc.ru/text/199773.html

Нет оснований полагать, что приезд короля Сигизмунда III в Вильно был специально приурочен к приезду патр. Иеремии в этот город. Сигизмунд прибыл сюда для организации в Таллине встречи с отцом, шведским королем Юханом III (см. подробнее об этом: Флоря Б. Н. Русско-польские отношения и балтийский вопрос в кон. XVI — нач. XVII в. М., 1973. С. 36–37). Король представил патр. Иеремии возможность свободно и беспрепятственно заниматься устройством церковных дел на территории Речи Посполитой (АЗР. Т. 2. 157. С. 189), что вовсе не было связано с какими-то тайными расчетами сторонников церковной унии. Молодой король Сигизмунд III, только что вступивший на трон в обстановке острых конфликтов между разными группировками дворян (о них см.: Lepszy К. Walka stronnictw w pierwszych latach panowania Zygmunta III. Krak?ow, 1929), не хотел осложнять отношения с православной частью общества. Во всяком случае, он не удовлетворил просьбу собравшегося 2 октября 1588 г. в Петркове синода Гнезненской церковной провинции ограничить свободу действий патриарха (Chodynicki. Ko?sciˆo³ prawos³awny. S. 257). Особую значимость рассмотренному митр. Макарием эпизоду придает участие в нем тех, кто затем сыграл значительную роль при подготовке Брестской унии. Это — Бернард Мацейовский, с 1587 г. католический еп. Луцка, позднее кардинал и архиеп. Гнезненский (его биографию см.: Polski s³ownik biograficzny. Wroc³aw etc., 1974. T. 19. Z. 80. S. 48–52), и Ипатий Потей, в то время брестский земский судья, а позднее православный еп. Владимирский (его биографию см.: Левицкий О. Ипатий Потей, Киевский униатский митрополит//Памятники русской старины в Западных губерниях. СПб., 1885. Т. 8. С. 342–347; Трипольский Н. Униатский митрополит Ипатий Потей. Киев, 1878; Polski s³ownik biograficzny. T. 27/1. Z. 112. Wroc³aw, 1982. S. 28–43). Обстоятельства избрания Михаила Рагозы митрополитом уточняют сведения из послесловия к печатному Апостолу 1591 г.: в Вильно патриарх и митрополит «з преславным воеводою новгородским... и з иншими князми и панами православными и жителми града того мели намову и обмышленье друкованья книг до церквей Божих» (Зернова. Типография Мамоничей. С. 197). По-видимому, съезд литовского дворянства в Вильно в связи с приездом патр. Иеремии все-таки был.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

При жизни Л. не была опубликована его проповедь «В неделю перед Рождеством Христовым наука» (изд. в 1908). Л. принадлежит перевод на просту мову толкования свт. Иоанна Златоуста на молитву «Отче наш» (не сохр.). В переводе Л. с его 2 предисловиями в 1620 г. в Вильно был издан сб. «Вертоград душевный, сиречь Собрание и сочинение молитв исповедательных и благодарственных, блаженной памяти иноком Фикарею Святогорцем». В одном из предисловий Л. говорит о своей близкой кончине: «Продолжит ли ми Господь непотребного живота, вещи во уме изображенные благодатию Его в дело привести, или иного кого на сей душеполезный труд подвигнуть... возможет... по исходе окаянныя моея души из... многострадального... грешного моего тела». Соч.: Казанье двое, одно на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, другое на Успение Пречистое и Преблагословенное Владычицы нашое Богородицы и Приснодевы Марии. Евье, 1615; Два слова, которые сказывал о. Леонтий Карпович/Парал. пер. на рус. яз.: архим. Леонид (Кавелин)//ЧОИДР. 1878. Кн. 1. С. 1-118; Честному священноинокови господину отцю Кирилу (Пафнутию, Елисею) о Господе нашем Иисусе Христе радоватися//Литовские ЕВ. 1894. 26. С. 229-231; Послание Виленского православного братства Львовскому ставропигиальному братству… от 21 янв. 1619 г.//АЗР. Т. 4. 217. С. 504-506; Наука Лeohmiя Карповича в недïлю перед Piздboм/Опубл.: С. I. Маслов//Зап. наукового товариства в Kuïbi. К., 1908. Кн. 2. С. 127-141. Ист.: Записки Петра Могилы//АЮЗР. 1887. Т. 7. Ч. 1. С. 49-189; Казанье Мелетия Смотрицкого на честный погреб Леонтия Карповича//ЧИОНЛ. 1908. Кн. 20. Вып. 2. С. 101-119; Вып. 3. С. 121-155; Лямент у света убогих на жалосное преставление... отца Леонтия Карповича//Украïнська noeзiя: Kih. XVI - поч. XVII ст. К., 1978. С. 166-179. Лит.: Голубев С. Библиографическая заметка по поводу статьи архим. Леонида (Кавелина) «Леонтий Карпович…»//Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1880. 3. С. 49-51; Молчанов Н. Леонтий Карпович, церк. вития правосл. Юго-Зап. Руси в XVII ст.

http://pravenc.ru/text/2463471.html

Нетленные мощи священномученика издавна почитались. Святым называет М. киево-печерский архим. Захария (Копыстенский) в «Палинодии» (1621; «В церкви Св. Софии тело с отсеченою от татар головою лежит св. Макария, митрополита Руского» (РИБ. Т. 4. Стб. 847)). По сообщению мон. Афанасия Кальнофойского (Тератургима. К., 1638), у раки М. были зафиксированы 2 чуда, происшедшие в 1625 и 1634 гг. К 1836 г. мощи находились «под сению, в правой стороне Софийского собора в раке, серебром обложенной» (СИСПРЦ. С. 173). В доме Киевских митрополитов в XIX в. имелась домовая крестовая ц. во имя М. Придел во имя М. был освящен в восстановленном по инициативе генерал-губ. М. Н. Муравьёва в 1865-1868 гг. виленском Пречистенском соборе. По сообщению еп. Димитрия (Самбикина) (1899), «в прежнее время память святителя Макария совершалась 19 января, в день пр. Макария Египетского, ради тезоименитства, но с 1827 г. память святителя Макария перенесена на 1-е мая (день его кончины); в этот праздник мощи святителя обносятся вкруг Киево-Соф. Собора» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 12). В кон. XIX - нач. XX в. о присуждении особой премии митр. Макария (Булгакова) за лучшие сочинения студентам Киевской ДА объявлялось в день памяти М. 1 мая. В настоящее время мощи сщмч. М. покоятся во Владимирском соборе Киева (неканонической УПЦ КП), частица мощей - в посвященной М. киевской ц. на Татарке УПЦ. Ежегодно 14 мая в дер. Скрыгалов после литургии совершается крестный ход от церкви к месту мученической кончины М., где у стелы служат молебен святому. Ист.: АСЗР. Т. 6. 4. С. 5-12; РИБ. Т. 4. Стб. 236-237, 1038-1039; АЗР. Т. 1. 152. С. 174-175; СбРИО. 1882. Т. 35. С. 185-187; ПСРЛ. Т. 35. С. 123-124. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 172-173; Строев. Списки иерархов. Стб. 3, 540; Описание о российских святых. С. 11; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 6-7; Корольков И. Н., прот. Киевский митр. сщмч. Макарий и его значение в истории Юго-Западной Церкви//ТКДА. 1897. 6. С. 152-178; Титов Ф. И., свящ. Св. сщмч. Макарий, митр. Киевский и всея России//Там же. 1897. 5. С. 3-18; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 10-14; Голубинский. Канонизация святых. С. 217; Дублянський А. Ykpaïhcьki cbяmi. Мюнхен, 1962; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 5 (по указ.); Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье: Сб. М., 2007 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 242-243.

http://pravenc.ru/text/2561424.html

Зимой 1240/41 г. Овруч подвергся захвату и сожжению в результате монг. нашествия, пострадал и Васильевский храм. После восстановления Овруча клир храма продолжал поддерживать отношения с некоторыми представителями рода Мономашичей. Известно, что между 1241 и 1255 гг. наряду с Киевом из Овруча в галицкий г. Холм по приказу вел. кн. Даниила Романовича его люди «иконы же прине[се] изо Оуручего (т. е. Овруча.- А. К.)» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 844). В 1-й пол.- сер. XIV в. Васильевский храм пользовался покровительством последнего из Киевских князей династии Рюриковичей (потомка св. блгв. вел. кн. Михаила Всеволодовича ) - св. блгв. вел. кн. Владимира (Иоанна) Иоанновича . К храму были приписаны люди, к-рые платили в его пользу медовую дань. После Рюриковичей фактическими ктиторами Васильевского храма стали правившие в Киеве Гедиминовичи, потомки кн. Владимира Ольгердовича, а с 1471 г.- Ягеллоны, от имени к-рых судебные дела, связанные с храмом, вели их представители - киевские воеводы. Из судебного дела 50-х гг. XVI в. следует, что к нач. XVI в. Васильевский храм оставался действующим. Попытка зависимого сельского населения поставить под сомнение правомерность продолжения выплаты медовой дани в пользу храма (запись на церковном пергаменном Евангелии XIV в.), окончилась неудачно. Суд киевского воеводы кн. Ф. Г. Пронского постановил, что она должна уплачиваться в прежнем объеме. В люстрации Овручского замка 1552 г. упоминается о свящ. Григории, служившем при Васильевском храме. В это время земли попа и попадьи Васильевского прихода были в ведении игумена овручского Успенского мон-ря за р. Вручай (Ручай), известного как Заручаевский Пречистенский мон-рь и впервые упоминаемого в документах с 1496 г. (АЗР. Т. 1. 140; Перлштейн. 1856). В люстрации 1552 г. также упоминаются овручский Спасский мон-рь, возглавляемый игум. Дионисием, и овручский Пустынский мон-рь с Воскресенским храмом. Васильевский храм располагался между Спасским и Успенским мон-рями, находившимися недалеко от Овручского замка. При этом главным считался Успенский мон-рь, к-рый не позднее 1525 г. получил статус архимандритии, с этого времени им управлял бывш. киево-печерский архим. Антоний. В описи Овручского замка 1545 г. упоминается игум. Филарет.

http://pravenc.ru/text/2578159.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИТЕБСКАЯ И ОРШАНСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери в Витебске. 1821 г., перестроен в 1862 г. и в нач. 90-х гг. XX в. Фотография. 2004 г. Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери в Витебске. 1821 г., перестроен в 1862 г. и в нач. 90-х гг. XX в. Фотография. 2004 г. Белорусского Экзархата, учреждена в 1942 г. как Витебская и Полоцкая, возобновлена как Витебская и Оршанская 10 мая 1992 г. решением Синода Белорусского Экзархата (утверждено Архиерейским Собором РПЦ 11 июня 1992, Свящ. Синодом РПЦ 17 июля 1992). В. и О. е. объединяет приходы и мон-ри на территории вост. районов Витебской обл. (Витебского, Оршанского, Бешенковичского, Городокского, Дубровенского, Лепельского, Лиозненского, Сенненского, Толочинского, Чашникского, Шумилинского). Епархия разделена на 14 благочиннических округов. Кафедральные соборы - Покрова Божией Матери в Витебске, во имя арх. Михаила в Орше. Правящий архиерей - архиеп. Димитрий (Дроздов ; с 12 авг. 1992). К 2004 г. в епархии действовали 136 приходов, 57 храмов, 4 мон-ря. В клире епархии состояли 132 священнослужителя: 110 священников, 22 диакона. Православие на витебских землях до учреждения Витебской епархии 2-я пол. X - 1-я треть XVII в. Витебск был основан во 2-й пол. X в. среди поселений кривичей, появившихся здесь в кон. IX в. Первые каменные храмы в городе появились в сер. XII в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы ). В 1021 г., в результате войны между киевским кн. Ярославом (Георгием) Владимировичем Мудрым и полоцким кн. Брячиславом Изяславичем Ярослав придал Брячиславу к Полоцку также города Усвят и Витебск. Т. о., территория буд. Витебского княжества (известного с 40-х гг. XII в.) вошла в состав Полоцкой земли и в церковном отношении, как и г. Орша, стала подчиняться Полоцкой епархии . Витебск являлся 2-м по значению правосл. центром епархии. С кон. 90-х гг. XV в. Полоцкий архиерей титуловался «архиепископом Полоцким и Витебским», после 1514 г.- «архиепископом Полоцким, Витебским и Мстиславским» (последний округ в нач. XVI в. перешел к Полоцкой епархии от Смоленской епархии ) (АЗР. Т. 1. 209. С. 356-358; АЮЗР. Т. 1. 94. С. 79 и др.). Полоцкий архиерей в кон. XIII - XVI в. часто выступал как глава православных на территории Литовского великого княжества (ВКЛ), правители к-рого гарантировали и неоднократно подтверждали в XIV - сер. XVI в. права и привилегии правосл. жителей Полоцка и Витебска, в т. ч. и то, что великокняжеским наместником в Витебске мог быть только православный.

http://pravenc.ru/text/158850.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКОВ ВИТЕБСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Марков Свято-Троицкий монастырь. Акварель. 1864 г. Худож. Д. Струков (Б-ка Вильнюсского гос. ун-та) Марков Свято-Троицкий монастырь. Акварель. 1864 г. Худож. Д. Струков (Б-ка Вильнюсского гос. ун-та) (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата РПЦ), находится в г. Витебске (Белоруссия). Создан в 1633 г. на основании привилея польск. кор. Владислава IV Вазы и по благословению Киевского и Галицкого митр. Петра (Могилы) правосл. шляхтичами кн. Самуилом Львом Огинским и брацлавским земским судьей Севастьяном Мирским. Мон-рь устраивался на территории частного имения Огинского, расположенного на правом берегу р. Зап. Двина, напротив г. Витебска (АЗР. Т. 5. 164. С. 194). Во владения обители входила ц. во имя Св. Троицы, первоначально располагавшаяся к юго-западу от г. Витебска, на правом берегу р. Зап. Двина, в мест. Марковщина. Традиционно в церковной историографии считается, что до 1576 г. здесь существовал Троицкий мон-рь, основанный иноком Марком. Однако это не подтверждается сведениями источников. Вероятно, Марк был владельцем имения Марковщина и 1-м ктитором Троицкой ц. Можно отождествить Марка с господарским боярином Витебского повета Марком, вдова которого Натомила с сыновьями Михно, Юхно и Богданом в 1546 г. судилась со свящ. Феодором Колошей, клириком Иоанно-Богословской ц., за право на владение церковной землей «Федоровщына», считая ее «выслугой» своего мужа (Витебская старина. 1883. Т. 1. 23. С. 43-46). 15 дек. 1576 г. Троицкая ц. впервые упоминалась как приходская, а ее настоятеля характеризовали как «человека цнотливого, во всяких справах духовных статечного и в писме научоного». В том же году троицкий протопоп Феофан (Богдан Рпинский; † авг. 1588), происходивший из рода ошмянских земян, был хиротонисан Киевским и Галицким митр. митр. Ионой III на Полоцкую, Витебскую и Мстиславскую архиепископскую кафедру Западнорусской митрополии (Там же. 1888. Т. 5. Ч. 1. 44. С. 56-60).

http://pravenc.ru/text/2562368.html

Унев Львовской обл., Украина). Согласно Житию прп. Иова (Княгиницкого), преподобный по приглашению И. и еп. Гедеона прибыл из Дерманского Троицкого монастыря (см. Св. Троицы жен. мон-рь в с. Дермань) в Уневскую обитель, чтобы ввести «чин и строение общежительное по обычаю Святой горы». Попытка реформы монашеской жизни в Уневском мон-ре имела место, по мнению И. Мыцко, в 1601 г. ( Мицько. 1998. С. 29); возможно, прп. Иов (Княгиницкий) был призван в Уневский монастырь вскоре после примирения еп. Гедеона и И. с Львовским братством (янв. 1602), в любом случае это событие произошло ранее 1603 г. Общежительный устав был принят большинством уневских монахов, но «не вси послушаху». На рубеже XVI и XVII вв. в обители имелись нестроения, насельники писали доносы на И. королю и отпавшим в унию епископам. В жалобе от 26 мая 1599 г. униат. митр. Михаил (Рагоза) обвинил Гедеона (Балабана) и И. в том, что они «растлили» Уневский мон-рь, грабили имения обители, братию «обтяжили данью» (АЗР. Т. 4. С. 192). В 1602 г. И. упоминался как архимандрит дубенский - настоятель дубенского Крестовоздвиженского монастыря во владениях кн. Константина Константиновича Острожского. В янв. 1602 г. еп. Гедеон (Балабан) устроил в мест. Стрятин (ныне с. Стратин Ивано-Франковской обл., Украина) типографию (1-м печатником в ней стал Симеон Будзына), для к-рой И. не позднее 1606 г. купил у львовского мещанина А. Мондровича оборудование. По мнению Я. Д. Исаевича, И. был одним из руководителей типографии князей Острожских, к-рую в 1603 г. перевели из Острога в Дермань, а ок. 1605 г. вернули в Острог. 10 февр. 1607 г. скончался еп. Гедеон (Балабан). И., несмотря на отказ от претензий на Львовскую кафедру в 1602 г., исходатайствовал у короля привилей на Львовскую епископию. На основании этой грамоты не позднее 20 февр. И. обратился к духовенству и мирянам Львовской епархии с посланием, в к-ром заявил о желании стать Львовским архиереем, обещал хранить верность К-польскому патриарху и не посягать на права братств.

http://pravenc.ru/text/674832.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010