Издание не было осуществлено. Последней книгой, напечатанной в острожской типографии, стал Часослов с месяцесловом (1612), в 1612 г. типография закрылась. Высказывавшееся в лит-ре утверждение, что И. продал шрифты острожской типографии Киево-Печерскому монастырю , не нашло подтверждения. В 1609-1612 гг. в Дерманском монастыре, игуменом к-рого являлся И., жил греч. Стагонский и Метеорский еп. Авраамий. Как сообщается в Житии прп. Иова (Княгиницкого), в 1612 г. был освящен Манявский в честь Воздвижения Креста Господня скит по благословению архим. Дерманского мон-ря И. и еп. Авраамия, к-рый подписал для скитской церкви антиминс. Из этого сообщения следует, что ни И., являвшийся до 1612 г. настоятелем Уневского монастыря Львовской епархии (в 1612 уступил настоятельство Захарии (Копыстенскому) ), ни прп. Иов (Княгиницкий) не признавали Львовского еп. Иеремию (Тиссаровского), вероятно опасаясь его планов принять унию, и в случае необходимости обращались к греч. архиереям. 18 июля 1617 г. в Дерманском мон-ре «тщанием» И. был составлен сборник переводов св. Симеона Нового Богослова ( Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки. Вильна, 1882. С. 199). Возможно, вскоре И. умер, т. к. в документе от 9 мая 1620 г. он упоминается как скончавшийся. Соч.: Послание к Львовскому братству//АЗР. Т. 4. С. 253-257; Послание к духовенству и мирянам//Акты, относящиеся к истории Южно-Западной Руси. Сост. А. С. Петрушевич. Львов, 1868. С. 8-16 [документ неверно датирован 3 февр. 1607]. Арх.: Архив СПбИИ РАН. Ф. 11. Д. 29, 43, 488; ЦГИАЛ. Ф. 52. Оп. 2. Д. 28. Л. 495; ЛНБ ОР. Фонд Радзиминских. 181. Ч. 1. Л. 1 об. Ист.: АЗР. т. 4. С. 244; АЮЗР. 1904. Т. 10. С. 127-128; Головацкий Я. Ф. Львовское ставропигиальное братство и князь Острожский//Временник Ставропигийского института, 1867. Львов, 1866. С. 79-81 [письмо кн. К. К. Острожского Львовскому братству]; Похвала Исаии (Балабану), 1611 г./Сообщ.: А. И. Соболевский//ЧИОНЛ. 1894. Кн. 8. Отд. 3. С. 29-38; Першодрукар I. Федоров i його nocлiдobhuku на Ykpaïhi: (XVI - перша пол.

http://pravenc.ru/text/674832.html

Известны многочисленные случаи сопротивления православных униат. иерархии (в Новогрудке - митр. Михаилу (Рагозе), в Вильно - митр. Ипатию (Потею)). Киевская часть митрополичьей епархии осталась православной, за исключением Софийского собора и Выдубицкого мон-ря в Киеве, перешедших под управление наместника униат. митрополита; униат. митрополиты завладели частью имений Софийского собора. Арх.: Архив СПбФИИ РАН. Ф. 52. Оп. 1. Д. 51. Л. 1; Lietuvos moksl akademijos Vrublevski biblioteka. F. 264. N 1102; F. 21. N 1114, 1618; LVIA. F. 634. Op. 3. N 382. L. 21, 22-27; F. 597. Op. 2. N 77. L. 27; F. 1135. Op. 20. N 1. L. 1-2. Ист.: Собрание древних грамот и актов городов Вильны, Ковна, Трок, правосл. мон-рей, церквей, и по разным предметам. Вильно, 1843. Ч. 1. 1-12. С. 1-26; [Деяния Виленского Собора 1509 г.]//Памятники полемической лит-ры в Зап. Руси. СПб., 1878. Кн. 1. Стб. 6-18. (РИБ; 4); АСЗР. Т. 6. 4. С. 7-10; 26. С. 39; АЗР. Т. 1. 152. С. 175; Т. 2. 219. С. 384-385; АВАК. Т. 1. 10. С. 39-41; yhiяцkix Дакументы да ricmopыi Царквы Бeлapyci XV-XIX ст. у фондзе «Канцылярыя мimpanaлima rpэka-yhiяцkix у Pacii»: Дebeдhik. Mihck; Полацк, 1999. С. 10-24; Lietuvos Metrika. Vilnius, 2001. Kn. 12 (1522-1529). 70. S. 159-160; 164. S. 211-212; 2002. Kn. 9 (1511-1518). 690. S. 370; 692. S. 371; 2007. Kn. 6 (1494-1506). 248. S. 169-170; Метрыка Bялikara Княства Mihck, 2008. Кн. 30 (1480-1546). 149. С. 220; Кн. 70 (1582-1585). 122. С. 190-192; Тимошенко Л. В. Берестейська yhiя 1596 р. Дрогобич, 2004. Документи. 3. С. 148; 4. С. 151; 6. С. 162; Додатки. С. 180. Лит.: Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. 2 т.; Чистович И. А. Очерки истории Западнорус. Церкви. СПб., 1882. Ч. 1. С. 146-160; Рыбинский В. П. Киевская митрополичья кафедра с пол. XIII до кон. XVI в. К., 1891; Ситкевич А. И., свящ. Западнорус. крылос и его судьба в униатской Церкви до пол. XVIII в. Гродно, 1903. С. 7, 14–17, 20; Владимирский-Буданов М. Церковные имущества в Юго-Зап. России XVI в.//АрхЮЗР. Ч. 8. Т. 4. С. 144–147, 154; Chodynicki K.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь). XVII - нач. XX в. Основан 19 сент. 1623 г. в мест. Кутейно на левом берегу р. Днепр, в месте слияния с ним р. Кутеинки. Главными фундаторами обители стали мстиславский подкоморий пан Богдан Вильгельмович Стеткевич-Заверский (позднее - один из вкладчиков Могилёвского Богоявленского правосл. братства) и его жена, кнж. Елена Богдановна Соломерецкая, наследница и дочь видного православного землевладельца в Белорусском Подвинье - кн. Богдана Богдановича Соломерецкого. На свои средства семья Стеткевичей-Заверских купила на окраине Орши с. Кутейно (АЗР. Т. 4. 230. С. 521). Согласно инвентарю 1594 г., имения Смольняны, ранее принадлежавшего ковельскому кн. Андрею Сангушко, в с. Кутейно было 7 домов, в которых проживали 8 крестьян (АВАК. Т. 14. 58. С. 469). 29 сент. 1629 г. пани Анна Богдановна Стеткевич-Огинская, мать Стеткевича-Заверского, а также его брат, пан Иван Вильгельмович, передали О. К. Б. м. слободу Бельковщину, к-рая размещалась между реками Днепр и Кутеинка, поэтому в некоторых документах мон-рь иногда называют Бельковским. Во время основания обители чудесным образом была явлена икона Божией Матери, получившая название «Оршанская» (пам. 20 июля и 5 сент.). Она стала главной святыней О. К. Б. м. Строительством обители руководил иером. Иоиль (Труцевич) , активный деятель Могилёвского братства. В 1629 г. в освящении престола монастырского Богоявленского собора принимал участие митр. Киевский свт. Петр (Могила) . Став игуменом, Иоиль (Труцевич) помогал строить новые правосл. обители на землях, принадлежавших семье фундаторов О. К. Б. м. и их ближайших родственников. Благодаря им были основаны в 1631 г. оршанский Кутеинский в честь Успения Пресв. Богородицы, в 1633 г.- Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, в 1641 г.- Тупичевский Свято-Духовский под Мстиславлем и Борколабовский в честь Вознесения Господня мон-ри. При этом по решению фундаторов настоятель Оршанской обители осуществлял духовное и экономическое руководство этими мон-рями ( Чистович. 1884. С. 221), поэтому все они нередко к названию добавляли «Кутеинский».

http://pravenc.ru/text/2581587.html

145 Грушевський М.С. рух на в XVI–XVII М.С. Духовна 1994. С. 44. 146 Пелешенко Ю.В. Розвиток та прози XIV – початку XVI ст. 1990. С. 160 сл. 147 Опись Слуцкого Троицкого монастыря архимандрита Иосифа, нареченного епископа Смоленского (1494 г.)//АЗР. Т. 1. С. 137. 148 Опись вещам Супрасльского монастыря, составленная настоятелем его архимандритом Сергием Кимбаром, 1557 г.//АСД. Т. 9. Вильно, 1870. С. 49–55. 149 «А в пана Юрия которыи были книги, то его милость отдал» (с. 55). Издатели относят это имя к Ходкевичу. Из слов описи не ясно, какие именно книги имеются в виду, входят ли они в основной список. 168 М.С. Грушевский упоминает и о предпринятых при митрополичьей кафедре в начале XVI в. попытках собирать книжность (Грушевський М.С. 3 думки на М.С. Духовна 1994. С. 51), но неясно, на какие источники он опирается. 169 М.Б. книжок як XV – перша половина XVII ст. 1994; М.Б. рукописна книга в XV – XVII ст.: виробництво i поширення. Автореферат на здобуття наукового ступеня кандидата наук. 1994; Boianivs’ka M. Preparation and Preservation of Books by Monks of the Orthodox Church of Ukraine (15th – the First Half of the 17th Centuries//La vie quotidienne des moines et chanoines reguliers au Moyen Age et Temps modernes. Sous la dir. de M. Derwich. Wroclaw, 1995. P. 753–757. 172 Владимиров П.В. Обзор южнорусских и западнорусских памятников письменности от XI до XVII ст. Киев, 1890. С. 123. 174 Известен отзыв посетившего Вильно в первой половине XVI в. Брауна, «католика духовного звания», приехавшего в Литву из Кельна (см. Памятники русской старины в Западных губерниях. Изд. П.Н. Батюшков. СПб., 1874. Вып. VI. С. 115–118) и сочинение краковского каноника Яна Сакрана (Яна из Освенцима). Последнее опубликовано в книге: Lasicki J. De Russorum, Moscovitarum et Tartarorum religione, sacrificiis, nuptiarum, funerum ritu e diversis scriptoribus. Spirae, 1582. P. 184–198. См.: Макарий 1996. Кн. 5. С. 94–95, а также: Krajcar J. A Report on the Ruthenians and their Errors, Prepared for the Fifth Lateran Council//OCP. 29 (1963). P. 79–94; Максимова И.Ю. Представления польских католиков о православных в XV – начале XVI в. (по сочинениям Яна Длугоша и Яна Сакрана). М., 1996 (дипломная работа, кафедра истории южных и западных славян исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова), в приложении дан новый перевод сочинения Сакрана.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Глезна; † 1494), митр. Киевский ( Западнорусская митрополия ). До поставления митрополитом И. в сане архиепископа управлял Полоцкой епархией, защищал имения кафедры от посягательств местных шляхтичей, а также «крылошан» полоцкого кафедрального собора Св. Софии. После назначения И. на митрополичью кафедру в 90-х гг. XV в. клирики Софийского собора, воспользовавшись временным отсутствием в Полоцке архиерея, захватили ряд епархиальных владений, на что жаловался преемник И. Полоцкий архиеп. Лука (АЗР. Т. 1. С. 356. 209). И. был поставлен митрополитом после 1488 г., когда скончался его предшественник митр. Симеон . В литературе приводятся данные, что в 1489 г. И. в качестве митрополита Киевского благословил иером. Пимена на создание мон-ря с ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи на Красной горе, около р. Псёл (близ совр. г. Гадяч Полтавской обл., монастырь упразднен в 1786; см.: Карпенко. 1861). И. мог это сделать, будучи в то время либо нареченным митрополитом, либо временно управляющим Киевской митрополичьей епархией. Сведения о поставлении И. содержатся в сохранившейся в позднем списке недатированной челобитной об утверждении избрания И., отправленной собранием духовенства и мирян Литовского вел. княжества К-польскому патриарху (имя не указано). (Митр. Макарий (Булгаков) считал, что челобитная была составлена и отправлена в К-поль перед кончиной кор. Казимира IV Ягеллончика , последовавшей 25 июня 1492. Аргументация историка ошибочна; см.: Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 428. В. Н. Перетц высказал предположение, что сохр. список не самой челобитной, а ее чернового варианта.) В челобитной говорится, что после кончины митр. Симеона Киевская митрополия «немало вдовствуя бе» и что православные Литвы после «непрестанных умоляний» упросили «государя своего» (кор. Казимира IV), чтобы он повелел избрать «годного настоятеля» на митрополичий престол. Перетц считал, что под «вдовством» имелось в виду длительное отсутствие разрешения короля на избрание нового митрополита.

http://pravenc.ru/text/578304.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА (Прокопович; † 1656), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Из киевской правосл. шляхты. Принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-ре, там же был рукоположен во иерея. Был близок к Исаии (Копинскому) . 29 окт. 1631 г. З. как иеромонах, один из членов капитула киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря , наряду с др. членами капитула подписал приговорную грамоту об избрании новонареченного Киевского митр. Исаии (Копинского) настоятелем Златоверхого мон-ря (АЗР. Т. 4. С. 525, 231). Очевидно, вскоре после избрания еп. Исаии на Киевский митрополичий престол З. был хиротонисан во епископа (неизвестно, на какую кафедру), позднее стал наместником Златоверхого мон-ря. 31 дек. 1634 г. «Зосима епископ, наместник монастыря Михайловского» подписался под монастырским документом ( Голубев. 1898. С. 31. Примеч.). По-видимому, З. являлся ближайшим помощником (коадъютором) Исаии (Копинского) после избрания того на митрополичью кафедру и позднее, когда Киевским митрополитом стал свт. Петр (Могила) , хиротонисанный 28 апр. 1632 г. После поставления Петра (Могилы) Исаия (Копинский) продолжал жить в Златоверхом мон-ре, пытался отстаивать свои права на митрополичий престол. В эти годы З., как можно судить по косвенным данным, был духовником Исаии. После насильственного удаления Исаии из Златоверхого мон-ря в 1635 г. по повелению Петра (Могилы) З. был перемещен в Киево-Печерский мон-рь и стал блюстителем Ближних (Антониевых) пещер, за что получал от обители жалованье. Митр. Петр запретил З. архиерейское служение, и З. «многи скорби прият» от Киевского митрополита, «плачевно и сетуя жизнь проходя» (Там же. С. 29, 30). Поставление З. на епископскую кафедру стало возможным после кончины митр. Петра (31 дек. 1646), при его преемнике Сильвестре (Коссове) . В нач. 1649 г. З. был назначен епископом Черниговским и Новгород-Северским. (Интересно, что епископом Северским и Заднепровским польск. власти титуловали Исаию (Копинского), не признавая его права на Перемышльскую кафедру (хиротонисан в 1620) или на митрополичий престол (в 1631). Еп. Исаия не мог находиться в Перемышльской епархии, захваченной униатами, и подолгу жил в заднепровских Мгарском в честь Преображения Господня и в Густынском во имя Святой Троицы мон-рях, обустроенных его стараниями.) Возрождение правосл. Черниговской кафедры стало результатом освободительной войны под предводительством гетмана Б. Хмельницкого , в результате к-рой летом 1648 г. польск. шляхта, униат. и католич. духовенство были изгнаны с Черниговщины (с 1625 черниговские, смоленские и новгород-северские земли, по Деулинскому перемирию 1618 г. принадлежавшие Речи Посполитой, находились под властью униат. архиереев). В 1649 г. в юрисдикцию З. после изгнания казаками униатов был возвращен Елецкий черниговский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь .

http://pravenc.ru/text/200039.html

Дарами к больному. В этой обстановке в 1695 г. произошло присоединение правосл. жителей Люблина к унии. В 1696 г. сообщается об убийстве Амвросия (Гирича), игумена Преображенского монастыря и главы Л. б. После окончательной передачи Спасо-Преображенской ц. униатам православные примкнули к греческой общине при люблинской ц. Рождества Пресв. Богородицы. Л. в. возобновлялось в 1882-1915 и 1925-1939 гг. Арх.: РГАДА. Ф. 52 (Сношения России с Грецией), 1679 г. 1. Л. 5; Ф. 229 (Малороссийский приказ). Оп. 1. 9. Ч. 2. Л. 434. Ист.: Susza J. Phoenix tertiatio redivivus, albo Obraz staroytny chelmski Panny i Matki Pzrenajwitszy... potrzecie oyy. Zamo, 1684. S. 97, 98, 102-103, 165; Grondski S. Historia belli cosacco-polonici. Peszt, 1798. P. 12-14, 236; АЗР. Т. 1. 224. С. 370; АЮЗР. Т. 4. 51. С. 86; 72. С. 196; АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 104-108, 266-268, 704-706, 751-753; Ч. 2. Т. 1. С. 35-37, 254, 270, 287, 321, 373-374, 397; Крыловский А. С. Львовское ставропигиальное братство: Опыт церк.-ист. исслед. К., 1904. Прил. XXV; Analecta OSBM. LNAHU. Vol. 7. P. 302-303; Ibid. LEHU. Vol. 2. P. 89-90, 165-166; MUH. T. 11. P. 254-255, 293-295; Заборовский Л. В. Католики, православные, униаты: Проблемы религии в русско-польско-украинских отношениях кон. 40-80-х гг. XVII в. М., 1998. Ч. 1. С. 19, 34, 40, 57, 60, 64, 68, 70, 127-128, 134; Крикун М. Miж biйhoю i радою: Козацтво правобережноï Украïни в дpyriй пол. XVII - на початку XVIII ст. К., 2006. С. 109, 215. Лит.: Лонгинов А. В. Памятник древнего православия в Люблине: Правосл. храм и существовавшее при нем братство. Варшава, 1883; Павлов А. С. Заметки о Кормчей люблинского свящ. Василия, писанной в 1604 г.//ПРСЗГ. 1885. Вып. 8. С. 217-228; Петров Н. И. Холмская Русь: Ист. судьбы рус. Забужья. СПб., 1887; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: (Опыт ист. исслед.). К., 1898. Т. 2. С. 158-160, 164-165, 171, 175-176, 180, 325-326; Т. 2. Прил. 2, 26, 40, 55, 56; Dzi gielewski J. O tolerancj dla zdominowanych: Polityka wyznaniowa Rzeczypospolitej w latach panowania Wadysawa IV. Warsz., 1956. S. 189-193, 195; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. К., 1997. Т. 9. Кн. 1. С. 401-402; Кн. 2. С. 1126-1128, 1521-1522; Mironowicz A. Prawosawie i unia za panowania Jana Kazimierza. Biaystock, 1997. S. 66-67, 79-80, 110, 114, 187-188. Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова: БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных

http://pravenc.ru/text/2561042.html

Вблизи церкви стоит здание другой маленькой церкви с круглым византийским куполом. Сторож говорил, что несколько лет тому назад приезжали какие-то (как он выражался) инженеры, забрали оттуда всю утварь и иконы и заперли церковь, объявивши, что ее будут починять, но с тех пор никаких починок там не производилось. Церковь стоит запертою и ни для кого непроницаемою. Против этих церквей, во внутренней стороне внешней стены существуют еще пещеры с широкими аркообразными входами; там, как говорят, были когда-то конюшни, а в опустелом каменном отдельном строении находилась, как должно думать, в старое время «государева зелейная казна» (склад пороха и огнестрельных снарядов)... Публикуется по изданию: «Автобиография Н. И. Костомарова . Под редакцией В. Котельникова» (М., 1922), выпущенному в серии «Библиотека мемуаров». Автобиография была продиктована Н. И. Костомаровым жене Алине Леонтьевне летом 1875 г. во время пребывания в ее имении в с Дедовцы (ныне Прилукского р-на Черниговской обл.). В летние месяцы 1876 и 1877 гг. этот текст был пополнен заметками о посещении Валаама и Нарвы. В последующие годы были сделаны лишь некоторые дополнения и исправления. В 1881 г. перед поездкой на Кавказ Н. И. Костомаров сделал еще несколько поправок и, надписав собственноручно на первом листе посвящение, больше к автобиографии не прикасался. Впервые она была напечатана в сокращенном виде (опущены главы 4, 8 и 9, сделаны купюры и в других главах) в 1890 г. в «Литературном наследии». Глава 4 впервые опубликована в 1910 г. в апрельском номере «Вествика Европы». В том же году в юбилейном сборнике «Литературного фонда» была помещена глава 9; глава 8 увидела свет в 1917 г. в журнале «Голос минувшего» 5 – 6). Существует еще один вариант «Автобиографии», записанный Н. А. Белозерской со слов Н. И. Костомарова («Русская мысль», 1885, 5 – 6), однако он не был просмотрен Н. И. Костомаровым и по этой причине не может служить объективным источником. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ Н. И. КОСТОМАРОВЫМ АЗР, А. Зап. Рос. и т. д. – Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1851. Т. IV; СПб., 1853. Т. V. АЮ и З. Рос. – Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею, СПб., 1863. Т. Ш. Арх. Юго-З. Р., Арх. Юго-Зап. Рос. и т. д. – Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов, состоящей при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе. Киев, 1861. Ч. II. Т. 1; Киев, 1863. Ч. III. Т. 1. Имп. Публ. Библ., автогр., рук. (рукоп.), польск., славянск. – Императорская Публичная библиотека, автограф, рукопись, польская, славянская Иссл. Пог. – Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. М., 1846 – 1857. Т. I – VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

И к обоим им приходящие поклонники прикладывались даже до прибытия в тот монастырь великого государя императора Петра I. А за прибытием своим в тот Лубенский монастырь великий монарх изволил указать Афанасия наверху держать, а Иосифа Тукальского по известным ему причинам на том же месте засклепить, посему он, Тукальский, и засклепен в одну цеглину». Далее в описании говорится, что в 1737 г., в период игуменства в Мгарском мон-ре Тимофея (Щербацкого), «когда ти цеглины в едном месте сами собой вывалились, то, разобравши ту стену, видели многие з монашествующих, что мощи Тукальского нетленны лежат, а истлела-де только крышка гроба, а он-де лежит в белом клобуке и в желтой шелковой мантии. Потом с повеления того же игумена Тимофея прикрыт он, Тукальский, вместо крышки надгробной килимом и замурован» (Рассказ монахов Лубенского мон-ря о погребении митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского)//ГА Полтавской обл. Ф. 222. Оп. 1. Д. 452). В «Киевском месяцеслове» на 1797 г. указывалось, что тело И. в Мгарском мон-ре «доныне остается нетленным». К нач. XX в. над могилой И. имелось надгробие, украшенное резным балдахином, на гробнице был высечен поэтический «Епитафион», написанный Варлаамом (Ясинским) на смерть И. В 2000 г. руководство неканонической Украинской автокефальной православной церкви объявило о начале «канонизации» И., безосновательно назвав его борцом за автокефалию Киевской митрополии. В авг. 2007 г. в Чигирине рядом с восстановленной в 2006 г. Петропавловской ц., которая являлась последней кафедрой И., был открыт памятник митрополиту. Соч. [письма и грамоты]: АСЗР. Т. 2. 54, 79; АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. 12; АЮЗР. Т. 3. С. 258-259; Т. 4. 51; Т. 6. 71. 3, 71. 6; т. 7. С. 171-172; Т. 8. С. 132-134; Т. 9. С. 40-43, 255. Ист.: Собр. древних грамот и актов городов Минской губ., правосл. мон-рей, церквей и по разным предметам. Минск, 1848. 135; ПВКДА. 1859. Т. 4; Лазарь (Баранович), архиеп. Письма. Чернигов, 1865; АЗР. Т. 5. 71; АСЗР. Т. 5. С. 219; АЮЗР. Т. 4, 6-9, 11; АВАК. Т. 3. С.

http://pravenc.ru/text/578527.html

С нач. XVI в. клирики Свято-Духовской ц. при поддержке Полоцких и Витебских архиепископов принимали активное участие в отстаивании прав и льгот, пожалованных правосл. храмам и мон-рям города литов. вел. князьями и нередко нарушавшихся местными властями. В частности, витебский воевода Я. Костевич прекратил выдавать полагавшиеся храмам церковную десятину, лишил их рыбных ловель, заставлял исполнять городские повинности. Грамота кор. Сигизмунда I витебскому воеводе 24 июля 1516 г. предписывала не нарушать права и пожалования правосл. храмам, «што еще продкове наши надали» (АЗР. Т. 2. 65. С. 54). После заключения Брестской унии 1596 г. приход Свято-Духовского храма, как и др. правосл. храмов на территории Великого княжества Литовского, начал терпеть притеснения от католиков и униатов. Согласно инвентарю Полоцкой епархии 10 янв. 1618 г., в Свято-Духовской ц. «в Поле» богослужения не совершались уже в нач. XVII в. В подготовленных к 30 окт. 1632 г. «пунктах успокоения народа русского греческой религии» предполагалось передать храм в ведение униатского Полоцкого и Витебского архиеп. Антония (Селявы) , но в окончательную редакцию текста, утвержденную 1 нояб. 1632 г., этот пункт не вошел ( Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1898. Т. 2. Прил. С. 7). В нарушение прежних привилеев литов. вел. князей и польск. королей Владислав IV Ваза своей грамотой 14 марта 1635 г. приказал: «В Витебске... неуниаты не должны иметь никакой церкви». В нач. 1650 г. делегация правосл. духовенства во главе с Киевским митр. Сильвестром (Коссовым) на Варшавском сейме просила подтвердить данное кор. Яном II Казимиром под Зборовом обещание о предоставлении свободы вероисповедания правосл. населению («не во унии живущим») и передаче православным храмов, в т. ч. «в Витепску Благовещения в Нижнем замку и церковь в поле стоящую Святаго Духа» ( Заборовский. Ч. 1. С. 68). Однако вместо этого 20 февр. 1652 г. Ян II Казимир подтвердил привилей, данный униатам Владиславом IV 14 марта 1635 г.

http://pravenc.ru/text/158856.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010