Глава двадцать вторая 1. Отождествление о. Булгаковым Софии с существом Божиим. Отрицание Св. Троицы, как следствие данного отождествления. Подробные наименования Софии-Усии, ведущие к тому же отрицанию В своем очерке «Ипостась и ипостасность» прот. Булгаков говорит: «Премудрость Божию... надо строго отличать от сущности Божией или природы ( οσα или φσις) " 1096 . По его словам, София, хотя и не отделена от существа Божиего, тем не менее она есть особая живая сущность 1097 , которая занимает среднее положение между Богом и миром 1098 . Таким образом, здесь о. Булгаков строго различает софийное существо от существа Божиего и смотрит на то и другое, как на два различные существа. Но в своей книге «Агнец Божий» он этого различие не делает и отождествляет два существа – Усию и Софию, сливая их в одно софийное существо 1099 . Что здесь идет речь именно о таком отождествлении или слиянии, это подтверждается собственными словами о. Булгакова, которые мы уже приводили 1100 , где он рассматривает Усию – существо Божие, как софийное существо. Он видит перед собою, если только можно так выразиться, не существо Божие, а Софию, которая заменяет в его представлении Божественное существо. Само собою разумеется, что такое отождествление с заменою существа Божиего существом софийным или поглощение последним первого есть величайший абсурд, ибо в таком случае существо Божие мыслится уничтоженным. Если же существа Божиего нет, то нет Бога, Св. Троицы, ибо существо Божие, как об этом было сказано нами, и есть Сам Бог, и без существа Божиего Божественные Ипостаси не существуют, так как Св. Троица есть существо Божие. – «Тя, Троице, славим, – говорится в каноне св. Андрея Критского , – единого Бога; Свят, Свят, Свят, Отче, Сыне и Душе, простое существо, Единица, присно поклоняемая» 1101 . К этому отрицанию Св. Троицы приводит и более подробное определение прот. Булгаковым Софии, как Усии. Называя последнюю Божеством 1102 , о. Булгаков говорит: «Оно есть мир Божественный в Боге, Который, как живой и живущий, имеет Свою собственную жизнь и ее источник в Божественной природе или „глубинах Божиих“...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Глава пятая. Дело Христово 1. Пророческое служение Христа Христос говорит о деле, для которого Он послан был на землю: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело τ ργον, которое Ты поручил Мне исполнить» ( Ин. 17, 4 ), и это дело не есть какой-либо отдельный акт или факт Его жизни, но объемлет собою все Его земное служение. Следовательно, оно есть богочеловеческое дело по преимуществу, т. е. такое, которое, питаясь из божественных истоков, было и человеческим делом, совершалось и чрез человеческое Его естество, в нераздельном и неслиянном единении с божественным. Это дело в целом составляет средоточие всей жизни человечества на земле, в нем она имеет обобщающее начало и возглавление. Оно в единстве своем неисследимо и неисчерпаемо, ибо составляет самую основу жизни человечества в вечности, между тем как наше мышление и познание всегда дробит свой предмет, абстрагирует от него отдельные стороны и тем самым неизбежно принимает pars pro toto. В этом смысле и богословское учение о трех служениях Христа представляет собой плод такого неизбежного абстрагирования или расщепления единого целого. Однако это различение трех разных сторон имеет для себя все-таки достаточные библейские и богословские основания, чтобы им можно было пользоваться, в целях практического различения. Пророческое служение Христа ставит Его, прежде всего, в ряд иудейских пророков или учителей Израиля, как это и пророчествуется Моисеем о Христе: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» ( Втор. 18, 15 ). Подтверждение этого в применении ко Христу имеем в Деян., 3, 22–23, в речи ап. Петра народу. На протяжении всех Евангелий Иисус именуется и почитается народом как пророк, – и Он никогда не возражает против этого наименования, как возразил Он Мф. 19, 16–17 юноше, назвавшему Его благим: Мф. 21, 11 , Мк. 6, 15 , Лк. 7, 16–17; 24, 19 , Ин. 4, 19; 6, 14; 7, 40 . Да и сам Господь говорит о Себе, как о пророке, хотя и в третьем лице: «не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» ( Мф. 13, 57 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Глава четвертая. Эммануил Богочеловек 1. Уничижение Господа (кенозис) Слово плоть быть. Эти три слова Евангелиста Богослова, выражающие тайну боговоплощения, были и будут темой богословских созерцаний и построений, предметом богословских споров и разномыслий, но всегда останутся путеводной звездой, возженной Словом ο Слове. Невместимая тайна ими объемлется: Бог стал γνετο – тварью, «плотью», и, как бы ни толковать слово «плоть», это значит, что Бог стал не-Богом, не преставая быть Богом. Таково самое очевидное и бесспорное значение этих молниеносных слов в Евангелии сына Громова. Можно по-разному понимать – суживая или расширяя – слово плоть в этой антитетике, но это значение остается при всяком понимании: плоть есть не-Бог, и потому бесспорное содержание антиномии будет: Слово – Бог (не преставая быть Словом и Богом) стало не-Богом, 297 тварью, Творец стал творением, причем из контекста ясно, что эта «плоть» есть человек, как средоточие и возглавление всякого творения, как творение вообще: и вселися в ны. Не-божественная, человеческая мысль не могла бы, не нашла бы основания, не дерзнула бы так помыслить и сказать. Только движимое Духом святым, который проницает «глубины Божия» ( 1Кор. 2, 10 ), слово Божие могло от Бога поведать о Боге, что Он стал Своим же творением. Это слово пролога к Евангелию Иоанна выражает и содержание всего Евангелия: Слово, ставшее плотью, вселилось среди нас и мы видели славу Его как Единородного от Отца ( Ин. 1, 14 ). Бог вышел из премирной абсолютности Своего бытия и сделался Творцом, Творец же, Слово, чрез которое все произошло (как выразительно указано в том же контексте пролога), сам стал творением, из абсолютности низошел в тварность. Это снисхождение Божие, которое в Слове Божием описывается как уничижение или вольное обнищание, в символе христианской веры выражено как сошествие с небес. И из него следует, с ним связано, в нем осуществляется вочеловечение ради человека и спасения его: нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Девы Марии и вочеловечившегося». (Нельзя и этом ответственейшем месте боговдохновенного символа не видеть парафраз Ин. 3, 13 : «сшедший с небес Сын Человеческий (сущий на небесах)», как и 6, 38: «Я сошел с небес» (καταββηκα π το ορανο).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Дневник 1866 г. Забыл ты предостережение странника Андрея: злобу отринь. 1866 г. Заставить гимназистов выучить: «Помилуй мя, Боже...» [ Пс. 50 ]. Пишешь хорошо (почерк и мысль), когда мыслишь просто, не задумываешься, а когда начнешь думать-задумываться (мнительность), хитрить, думая о важности лица, к коему пишешь, то выйдет и почерк нехорош, и внутреннее содержание такое же. Какое имя греху? – Нелепость, безумие, бессловесие 1 , мечта 2 , беззаконие. Белого хлеба как можно меньше ешь. Сладкого чаю меньше пей. Катех[изация] в церкви. Прости мне согрешение мое, Господи, яко ради неблагозвучного кашля ([...]) презрел я мать мою и озлобился на нее в сердце. Из-за немощи природы, которая самому мне свойственна и со мною бывает, я презрел ее. Брат Константин как агнец кроток, а я как зверь злой и кровожадный. Доколе не [изменюсь] внутренно? А ведь он образ Божий. Будь ласков ко всякому ближнему, особенно к своему, особенно к тому, к коему ты привык, к коему чувствуешь холодность, равнодушие, пренебрежение. А всё враждуем из-за пристрастия к сластям. Но радуйся, когда берут твое и не воздают: Господь воздаст. Или, что я говорю? Благо тебе, что берут твое: это у тебя, может быть, лишнее и может послужить к душевному вреду твоему, к пресыщению твоему. Помни, что всякий вид злобы и гордыни и жаления земных благ есть мечта бесовская. Любите друг друга, исполняйте усердно заповеди Божии. Не враждуйте никак, ни из-за чего друг на друга, не служите врагу. Что за ветхая прелесть 3 эта злоба? Как она вкралась в меня? Как она льнет ко мне? Как действует? Я горд – вот беда моя; надо смириться, счесть себя подножием, попранием всех, слугою всех, хуждшим всех, отребьем, оскорблением человечества, отстоем, гноением человечества, предметом поношения от всех, презрения от всех, поругания всех – и это во глубине сердца. Как это может быть: брат приходит к тебе с любовию, а ты встречаешь его со злобой? А чай внакладку никогда не пей: вред для души, сластолюбие, злоба, раздражительность, гордыня, презорство 4 оттого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«За мною грядущий»: к вопросу об экзегезе Евангелия от Иоанна 1:30 в контексте христологических споров Источник Содержание 1. Примеры экзегезы Ин. 1:30 в греческой христианской письменности (Ориген, Аполлинарий, свт. Иоанн Златоуст) 2. Ин. 1:30 в контексте антинесторианской полемики (свт. Кирилл Александрийский, Феодор Мопсуэстийский, Несторий) 3. Ин. 1:30 в контексте антимонофизитской полемики (свт. Фотий Великий, Степанос Сюнеци)     Настоящий доклад посвящен святоотеческой экзегезе слов св. Иоанна Крестителя из 1 гл. Евангелия от Иоанна ( Ин. 1:30 = Ин. 1:15 ), произнесенных перед крещением Господним во Иордане. «26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня (πσω μου ρχεται νηρ δς μπροσθεν μου γεγονεν, τι πρτος μου ν)» ( Ин. 1:26–30 ). Последний стих данного фрагмента, понимавшийся как пророчество, духовное прозрение, откровение, позволял предлагать разные богословские интерпретации, которые оказались учтенными и востребованными в христологических спорах IV-V вв. Уже в древности христианские экзегеты констатировали неоднозначность Ин.1:30 1 . Толкование Ин. 1:30 содержится прежде всего у тех схолиастов, которые комментировали и истолковывали Евангелие от Иоанна – у Оригена , Аполинария Лаодикийского, Феодора Мопсуэстийского, свт. Иоанна Златоустог о, свт. Кирилла Александрийского , в некоторых катенах 2 (и в том числе у блаж. Феодорита 3 ). Другая группа памятников – это соборные акты (III и IV Вселенских Соборов), а также позднейшая полемическая письменность, которая в нашем докладе будет представлена одним из посланий к армянам свт. Фотия Великого. Надо отметить, что Ин. 1:30 толковался, как правило, профессиональными экзегетами Писания; у известнейших греческих отцов, писавших в разных богословских жанрах (таких как прпп. Максим Исповедник , Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , свт. Григорий Палама ), толкование данного стиха не встречается или встречается крайне редко.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Замечание на 10-ю статью В статье десятой Денисов обвиняет святую церковь за отложение трисоставного (осьмиконечного) креста от печати на просфоре, а также за отложение и копия, и трости, и самого кругловидства печати и надписания: «се агнец Божий вземляй грехи миру», и за то, что «вместо трисоставного креста новоположено печатати просфоры двочастным крестом, и печать четвероугольну, а не кругловидну имети». Вот сколько изменений в печати просфор, допущенных церковию, выставил Денисов в её обвинение! Но прежде нежели за всё сие обвинять церковь , Денисов должен был указать, на каком соборе сделано постановление о печати на просфорах и о виде оной, и каким вселенским собором сие постановление утверждено. Тогда только он мог бы обвинять церковь за отложение печати просфор, собором установленной и утверждённой. Но Денисов не только сего не показал, но не представил даже и не мог представить свидетельства о печати просфор от установления русской церкви или наших российских патриархов: ибо и московской печати в Служебниках ни в одном о печати просфор, требуемой Денисовым, указания не обретается. На чём же Денисов основал своё обвинение церкви за отмену печати просфор, им описанной? Ни на чём. Ибо если и были употребляемы дорники (печати) для просфор такого вида, как требует Денисов, то они употреблялись без установления соборного, и употребление их было не что иное, как частное и временное действие. Предпочитать сей обычай соборне изданному определению несправедливо, а тем паче отделяться из-за него от св. церкви есть грех раскола, неомываемый и кровию мучения. Денисов утверждает, что просфора «грядет образовати страсть Господню, по сему на нее должно и полагати крест с титлою и подножием, чтоб было согласно первообразному». Ответствуем. Просфора на проскомидии прежде преложения не есть образ креста, но распеншегося четвероконечно Христа: посему над нею священник и действует всё четвероконечным крестом, как-то: пожрение, раздробление; посему и положение на ней печати креста четвероконечного вполне сообразно её значению и действию священника. Итак, справедливо положено собором 1667 года печатать просфоры крестом четвероконечным, который равносилен осьмиконечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

И абие наутрие (немедленно поутру) совет сотвориша (составили совещание), потому что, по расчету совета в Синедрионе, медлить было нельзя; так как это было утро пятницы, кануна еврейской Пасхи, и с вечера этого дня, по закону, нужно было начинать семидневное празднование Пасхи. Ночью на пятницу Иисус Христос был взят в саду Гефсиманском и представлен на суд Синедриона в доме первосвященника Каиафы. Здесь осудили Господа на смерть, и здесь на дворе в темнице, при насмешках слуг архиерейских, Он проводил остальную часть ночи. Синедрион тем более спешил, что опасался, что в течение недели народ мог возмутиться и освободить Господа из-под стражи ( Мк.14:2 ). А между тем, по Божественным планам, в сей день долженствовал пострадать Христос-Спаситель мира, прообразом которого был агнец пасхальный. Составили совещание (совет сотвориша). Это – новое, после ночного, собрание Синедриона, для того, чтобы уже привести в исполнение постановленное в первом ночном, определение относительно Иисуса Христа ( Мк.14:53–64 ). По Евангелию св. Луки, Синедрион на этом совещании не спрашивал Иисуса Христа о том, Сын ли Он Божий, а о том, Он ли Христос? чтобы выдать Его Пилату, как народного возмутителя против власти Кесаря. На что Иисус Христос отвечал: если скажу вам это, не поверите; если же и спрошу вас о том, что могло бы вывести вас из ослепления, вы не будете отвечать Мне и, не отпустите Меня ( Лк.22:67–68 ). „Нужно полагать, пишет Иннокентий Херсон., что благомыслящие члены Синедриона или не были при настоящем решительном осуждении Господа, или вынуждены были молчать. Их честный голос только повредил бы им, ничего не сделав в пользу невинно осужденного. Касательно Иосифа Аримафейского прямо замечается в Евангелии от Луки ( Лк.23:51 ), что он не участвовал в настоящем преступном совете и беззаконном деле Синедриона“. Предали (предаша) Пилату. С тех пор, как Иудеи подпали под власть римского царя, у Синедриона отнято было право наказывать преступников смертью без утверждения римского правителя ( Ин.18:31 ). Когда судили Иисуса Христа, тогда у Иудеев правителем был Понтий, по прозванию Пилат. Он получил правление (прокураторство или игеменство) от Римского императора Тиверия в 26 г. после Рождества Христова. Прокураторы жили в Кесарии ( Деян.23:23 ), но на праздник Пасхи переселялись в Иерусалим, по случаю большого собрания народа. У еванг. Матфея тут повествуется о погибели Иуды предателя. Но это св. Марк опускает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Иоанн – апостол и Евангелист Иоанн апостол и евангелист ( Mф. IV, 21 ) – один из 12 избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех Посланий и Откровения. Его отец был Зеведей, рыбарь из Галилеи, а мать, как полагают (из сравнения Mф.XXVII:56 и Mk.XV:40, 41 ), Саломия, одна из числа жен, служивших Господу от своих имений. Он был также братом Иакова, тоже апостола. В Свящ. Писании ничего не говорится о времени его рождения и смерти. На основании слов ев. Марка ( Mk.I, 20 ), Иоанна ( Uh.XVIII, 15 ) можем думать, что Иоанн принадлежал к пользовавшемуся влиянием семейству и что, кроме дома, на берегах Галилейского озера он имел также дом в Иерусалиме и был хорошо известен в нем. В первый раз упоминается он в Еванг. от Иоанна ( Uh.I, 35 ) как один из учеников Иоанна Крестителя. Это обстоятельство, связывавшее Иоанна с суровым проповедником пустыни, равно как и быстрая решимость, с которой он последовал за Иисусом и оставался всю ночь в Его доме, при знаменательном указании на Него Крестителя словами: вот Агнец Божий ( Uh. I, 36 ), достаточно свидетельствуют о том, как сердце богобоязненного юноши было восприимчиво к глубоким религиозным впечатлениям, как оно стремилось к наилучшему духовному ведению и разумению тайн Божиих сравнительно с его современниками. Мы не можем положительно сказать, как долго он в первый раз оставался с Иисусом, но мы знаем, что по прошествии некоторого времени он возвратился к обычным своим занятиям рыболовством и занимался починкой рыболовных сетей, когда Иисус, после чудесной ловитвы рыб, повелел ему следовать за Собой и таким образом призвал к апостольскому служению ( Mф. IV, 21 ). С сего времени уже до самого распятия Господа Иисуса мы постоянно видим Иоанна в тесном общении с Иисусом Христом, отличавшемся особенной любовью и нежностью к нему со стороны Господа. Он был не только одним из трех учеников в числе свидетелей важнейших событий земной жизни Господа – нет, мало того, к нему одному прилагаются слова Евангелия: ученик, которого любил Иисус ( Uh. XIX, 25, 26 ) и который возлежал у груди Иисуса ( Uh. XIII, 23, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Истинное, вечное богатство человека Слово на день Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного. Яко ничтоже имуще, а вся содержаще (2 Кор. 6, 10). Святой Андрей Первозванный Сегодня празднуем, возлюбленные, праздник памяти Святого Андрея Первозванного, названного так потому, что он позван Иисусом Христом к апостольскому званию первым. Было так. Вскоре после крещения Господа от Иоанна в Иордане, Иоанн стоял на берегу с двумя учениками своими Иоанном и Андреем, и, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: равви – что значит учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа, по нашему счислению около четырех часов вечера. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона, т. е. Петра, и говорит ему, – мы нашли Мессию, что значит Христос, – и привел его к Иисусу. В другой раз Иисус, проходя близь моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков, и они, тотчас оставивши свои сети, последовали за Ним. Вот сказание Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Евангелиста Марка о призвании Апостола Андрея (Иоан. 1, 35-41; Марк. 1, 16-18). Пробыв со Христом один день и услышав от Него словеса Божественной премудрости и домостроительства нашего спасения, Апостол Андрей оставил все, что имел в мире, дом, родных, рыбный промысл и все небольшое состояние, сделался ничтожеимущим, стяжав самое драгое, незаменимое и вечно-жизненное сокровище – веру во Христа, – и безвозвратно и усердно последовав за Ним до конца жизни своей. Отчего в России некоторые храмы воздвигнуты в честь и память Св. Апостола Андрея? Потому что он, по преимуществу, наш российский Апостол, как это известно из несомненных сказаний – предания и истории и, между прочим, из сказания нашего российского летописца преподобного Нестора Печерского.

http://pravoslavie.ru/50292.html

К великому делу служения Своего спасению рода человеческого от власти диавола Спаситель наш Иисус Христос приготовлялся в глубокой тиши и безвестности. Малый и незначительный город Галилейский – Назарет, где Он жил со Своею Пречистою Матерью в доме Иосифа-древоделя 1 , Своего попечителя, был для него местом приготовления. И св. Евангелие изображает это время в таких кратких словах: Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бы на нем. И бы повинуяся има (Иосифу и Марии – Матери). И Иисус преспеваше премудростию и возрастом и благодатию у Бога и человек. ( Лк. 2:40, 51–52 ). В такой безвестности и безмятежии (только на 12-м году Своей земной жизни явил Он знамение призвания Своего – ( Лк. 2:41–51 ) пробыл Он до 30-го года жизни. Теперь наступило время, и Он имел право законное выступить на дело служения, как учитель народный. В это время в стране Иорданской проповедывал Иоанн (сын Захарии и Елизаветы), названный Предтечей Господним, и призывал всех к покаянию, как необходимому условию для вступления в имеющее открыться царство Божие. И многие приходили, и принимали от него крещение покаяния, и предуготовлялись к принятию Грядущего (т. е. Иисуса). Видя это, многие размышляли и недоумевали об Иоанне: еда той есть Христос? – Но он ответом своим разрешил это недоумение: аз убо водою крещаю вы: грядет же креплий мене, емуже несмь достоин отрешити ремень сапогу его: той вы крестить Духом святым и огнем: ( Лк. 3:15–16 ), и этим указал, по особому откровению Свыше, на высокое значение Иисуса. А между тем, среди других, грядет на Иордан к Иоанну и сам Иисус, чтобы принять крещение и прикосновением к водам Иорданским Своего пречистого естества освятить их во освящение людей. Иоанн никогда не видел Спасителя, но Духом Святым открыто было, что тот, на кого при крещении сойдет Дух, и есть Христос. Трепет и благоговейный страх объемлет Крестителя при виде Грядущего к нему для крещения, да водам освящения дар подаст и всякого человека ко крещению приведет, и он в изумлении говорит: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Се Агнец Божий, вземляй грехи мира... и аз неведах Его, но да явится Израилеви ( Ин. 1:21, 31 ). Но воля Бога Отца должна была притти к своему исполнению. Выразительно воспевает это св. Церковь в своих песнопениях: «Просветителя нашего, просвещающаго всякаго человека, видев Предтеча креститися пришедша, радуется душею и трепещет, рукою показует Его и глаголет людем. Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления…. Зовет и вопиет брение Зиждителю: что ми повелеваеши, яже выше мене? Аз требую Твоего Крещения“ (стих. на Г. воззв.). «Трепетен бысть Предтеча, и возопи глагола: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку?“ (ст. на освящ. воды).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010