К востоку от Иерусалима, при подножии горы Елеонской, находится сад Гефсиманский. Несколько старинных масличных деревьев и поныне сохранились: они обнесены теперь невысокою каменною оградою. Сюда любил уединяться Господь наш Иисус Христос со Своими учениками; здесь Он часто беседовал в молитве со Своим Небесным Отцом; сюда же пришел Он, возлюбленный Спаситель наш, после Тайной вечери с апостолами, в ночь пред Своими страданиями… Для нас, грешных, сады и верток рады служат обыкновенным местом отдыха и приятной прогулки; не то был сад Гефсиманский для нашего Господа. «Не чистые струи вод, – говорит один благочестивый поклонник святых мест, а потоки кровавого пота здесь источались; не тихое веяние ветра, а вздохи и вопли здесь слышны были; не с благоухающими розами, а с оружием и дрекольями пришли сюда Взять Господа нашего злобные враги Его»… И сколько внутренних страданий, сколько душевных мук должен был Он вытерпеть здесь, еще прежде чем взяли Его, прежде чем начались Его телесные страдания – там, во дворе Анны и Каиафы, в претории Пилата, и наконец, на Голгофе, на кресте! Да, это была ночь, подобных которой не было и не будет, пока мир стоит; это была ночь предсмертных страданий Спасителя мира, страданий самых лютых и невыносимых… Пришед на место, повествуют святые евангелисты, Он сказал ученикам Своим: «Посидите здесь, пока Я пойду, помолюсь там». И взял с Собою Петра и Иакова, и Иоанна, и начал скорбеть, ужасаться и тосковать. Тогда говорит им: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бдите со Мною». И отойдя от них на такое расстояние, на какое можно докинуть камень, преклонил колена, пал лицом на землю и начал молиться. И было о чем скорбеть и тужить, было от чего ужасаться и тосковать! Ведь Он – Агнец Божий, вземляй на Себя грехи всего мира; ведь все грехи человеческие, все то, что должен был претерпеть весь мир за свои беззакония, вся эта тяжесть легла теперь на Него одного! Тяжек и один грех – что же, когда таких грехов больше, чем песку на берегу морском? Как не изнемочь было под этою невыносимою тяжестью греховной Господу нашему? О, Господи, Господи! Если бы мы грешные всегда помнили, чего стоили Тебе грехи наши, мы, наверное, боялись бы их пуще огня; а то мы никогда о том и думать не думаем!…

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

ЛИТУРГИЯ Литургия есть наглядное изображение в лицах, различных вещах, словах и действиях рождения, жизни, учения, заповедей, чудес и пророчеств, страданий, распятия на Кресте, смерти, воскресения и вознесения на небо Начальника нашей веры Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного. Во время литургии Он Сам невидимо присутствует, Сам действует и все свершает через священника и диакона, которые только орудия Его (1). Боже мой! Какая бездна святости, милосердия и правды Божией, какое величие недомыслимое сокрыто в ней (в литургии), какое спасение, очищение, освящение, обновление, обезсмертствование, обожение сокрыто в ней! Какое соединение преестественное твари с Творцом! Возносим ли мы с тобой как должно сердца наши горе во время ее совершения? Горим ли мы духом? Возвышаем ли сердца верных на небо своим благоговейным служением? Бог через литургию и причащение Святых Тайн соединяет с Собой человеческое естество и превыше небес возводит его, с Собою посаждает на престол славы, с Ангелами совокупляет. Понимаем ли мы эту высоту служения своего, эту безмерную благость, правду и премудрость Божию; ценим ли ее должным образом; благодарим ли Господа, любим ли Его горячо; любим ли друг друга? Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную (1). О Божественная, святейшая, пренебесная, всеобъемлющая, небо и землю сосредоточивающая литургия православная! Сколь ты чудна, вожделенна, полна бесконечной благости, премудрости, правды, святости Божией, величия непостижимого. Уже предварительная часть твоя, проскомидия, вкратце и в общих чертах изображает твое Божественное величие, спасительность и красоту небесную. Тут в образных, весьма неравных частях хлеба пшеничного образно представляются: 1) Сам Агнец Божий, Иисус Христос, вземлющий грехи мира, 2) Божия Матерь, в честь Которой треугольная частица изъемлется из особой просфоры и полагается с правой стороны Агнца, 3) лики всех святых – Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, святых дневных и того святого, имя которого носит литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Раздел богословия, в рамках к-рого изучается и систематически излагается учение о пастырском служении в Церкви, возложенном на священство . Как учебная дисциплина П. б. входит в блок практических богословских дисциплин, изучаемых в духовных школах, наряду с гомилетикой , литургикой , каноническим правом . Библейские основания пастырства Образ пастыря (пастуха) используется в Библии для описания отношения Бога к верующим в Него людям. Пастырями называются также люди, к-рым Бог вверяет Свою паству. В ВЗ пастырями чаще, чем священников, называли пророков, народных вождей (напр., Моисей) и царей (напр., Давид). Сам Бог избрал их и послал на служение (Иер 1. 4-10; Иез 2. 1-3 и др.). Пастыри избранного народа должны направлять его по воле Божией, они обращаются к народу от лица Бога. Когда пастыри Израиля не выполняют свое служение, возникает конфликт между ними и Богом, Он отвергает нерадивых пастырей: «...за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого... взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец... Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их... и буду пасти их на горах Израилевых» (Иез 34. 8-13). На смену ложным пастырям Господь обещает послать Израилю «одного пастыря» (Иез 34. 23), что воспринимается в христ. традиции как мессианское пророчество. Намеченные в ВЗ черты Пастыря избранного народа соединяются в НЗ в лице Сына Божия. Подобно древним пророкам, Он избран (1 Петр 2. 4) и послан (Ин 3. 17) Отцом, чтобы свидетельствовать об Истине. Как царь Он обладает властью над миром, как первосвященник приносит крестную Жертву. Иисус Христос называет Себя пастырем добрым, который «полагает жизнь свою за овец» (Ин 10. 11). Приносимой Жертвой является Он Сам (Евр 9. 26-28) - т. о., Сын Божий становится и пастырем и агнцем в одном лице. В Откровении св. Иоанна Богослова говорится, что в Небесном Иерусалиме Сам Агнец будет пасти его обитателей и водить их на «живые источники вод» (Откр 7. 17). Христос являет Собой идеальный образ пастыря. Его слово никогда не расходится с Его делами, у Него нет частной жизни, Он всегда пастырь и во всех обстоятельствах Его жизни, характера, поведения, бесед, молитв, страданий печется о пасомых, проявляет любовь к ним и «не ищет своего» (1 Кор 13. 5). Своим ученикам Христос поручает пасти Своих овец, наставляет их в этом и тем самым передает пастырство апостолам как продолжателям Его дела на земле. Апостолы избраны (Ин 15. 16-17) и посланы Христом в мир, так же как Сам Он был послан Отцом (Ин 4. 38; 17. 18). Их будут слушать так же, как слушали Его (Ин 15. 20), они будут посредниками между Ним и теми, кто уверуют в Него, слушая их (Ин 17. 20), от Его имени они будут преподавать верующим хлеб жизни (Лк 9. 13). Они будут гонимы, как и Он (Ин 15. 20), и разделят с Ним «чашу» тягот служения (Мф 20. 23).

http://pravenc.ru/text/2579146.html

Месяц март 1-й день 187. К девам (Из жизни преподобной Домнины. Чет. Мин. марта 1) К вам, девы христианские, обращаем настоящее поучение наше. Так как по долгу пастырства мы должны заботиться о спасении всех, то в силу этого долга простираем заботу и на вас, и вам желаем сказать слово, которое ко спасению вашему послужило бы. Но что же сказать вам? Выслушайте от нас, на первый раз, совет следующий: поскольку, по слову Господа, «Царство Небесное силою берется, и только употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ), и вследствие сего вход в него должен быть трудным как для всех вообще, так в частности и для вас, то, для обеспечения вам этого входа, мы и советуем вам чаще обращаться к примерам св. дев, в своем девстве спасшихся, и у них учиться тому, как облегчить себе доступ в обители небесные. Примеры из жизни св. дев будут для вас весьма в этом случае полезны, ибо св. девы должны быть, по нашему мнению, для вас то же, что и указатели дороги для путников. Как последние, идя особенно по дороге скользкой и трудной, для большей безопасности и для скорейшего достижения цели путешествия, держатся за своего проводника и с ним подлинно скорее и счастливее достигают конца пути, чем если бы шли одни, так и вы, держась примера св. дев, думаем, легче и безопаснее пойдете по лествице, к небу ведущей, и скорее достигнете того града, «светильник которому Агнец» ( Откр.21:23 ). Но слово должно быть доказано делом. Поэтому мы и приступаем сегодня же к делу, и на сей раз для вашего назидания хотя и представляем только один пример святой девы подвижницы, но, однако, думаем, что и один он, отчасти по крайней мере, убедит вас в истине сказанного нами и оправдает совет наш. О преподобной Домнине-деве, память коей Св. Церковь совершает 1-го марта, блаженный Феодорит пишет следующее: «Чудная Домнина... в саду матери построила себе маленькую хижину, покрытую соломою. Постоянными слезами мочила она не только колена свои, но и одежду власяную, – такая одежда покрывала тело ее. В пение петухов идет она в храм Божий, который стоит не вдали, и, идя с другими мужчинами и женщинами, возносит хвалы Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

митр. Елевферий (Богоявленский) От издательства Совет по учреждению Монашеско-Миссионерского Братства в Париже выпускает настоящую книгу – труд своего Архипастыря, Высокопреосвященного Елевферия, Митрополита Литовского и Виленского, Управляющего Русскими Церквами в Западной Европе, в память светлого двадцатипятилетнего служения его в лоне Русской Патриаршей Церкви в епископском сане (1911–1936) и в знак своей искренней и почтительной преданности, признательности и любви к нему, как твердому хранителю устоев Канонической Истины и чистоты Святой Православной Веры. Предисловие Главнейшим, основным, краеугольным, камнем Христианства, без которого его нет, является догмат об Искуплении Христом Своею Кровью всего человеческого мира от греха, проклятия и смерти. Сюда входит как цель, и здесь, посему, находит свое основание и оправдание Воплощение Сына Божия ( Мф.1:21 ); отсюда, как следствие, исходит славное Его Воскресение; в Нем примирение Бога с людьми, путь их к праведности и возвращению к вечной жизни, потерянной ими райским грехом; в нем незыблемое основание спасающей Церкви Христовой, с раскрывающейся в ней многоразличною Премудростью Божией, к постижению которой приникают Ангелы Божии ( Еф.3:10 ), данною для освящения «всего мя человека», в его разнообразнейшей земной деятельности; Крест Христов завершит жизнь века сего, открыв и закончив день Страшного Суда; Он прострется и в будущей век, будучи Евангелием вечным ( Откр.14:6 ), где Агнец Божий будет пасти спасенную Им и живущую в Нем и с Ним Церковь в единстве Ее ( Откр.7:17 ). Здесь открывается необъятность значения Креста Христова, с одной стороны и всестороннего уразумевания его, с другой, ибо Бог , наш Спаситель, «хощет (не только) всем человеком спастись, (но) и в разум Истины приити» ( 1Тим.2:4 ). Здесь спасающая воля Божия нудит спасающуюся во Христе Церковь , во все времена существования Ее в Сем веке, при озарении разумом Христовым, в свою меру содержания и времени, углубляясь, познавать и выявлять Божественную Премудрость, Которая есть Крест Христов ( 1Кор.2:10 ), разуметь, что «широта и долгота и глубина и высота, (а в Нем) разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнитесь во всяко исполнение Божие» ( Еф.3:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Мы должны помнить, что Церковь - это Тело Христа. Через Церковь Сам Христос говорит с нами. И как бы ни был грешен человек, Господь готов принять Его через покаяние. Но, к сожалению, слыша всё и даже соглашаясь, мы не делаем того, что должно. И покаяние наше бывает лицемерным, и возвращение наше к Богу - с оглядкой на мир падший. И вот для тех, кто по маловерию своему кается, но легко согрешает, а также для тех, кто не боится Бога и думает, что и так как-нибудь можно прожить жизнь, Святая Церковь представляет историю, которую рассказывает Сам Спаситель за три дня до Своей крестной смерти. История о гряду­щем - о Страшном Суде, когда Сын Человеческий придёт судить мip. Христос говорит о том, что наступит момент, когда Господь явится всему роду человеческому - от Адама до последнего человека, - чтобы судить. И здесь Спаситель пользуется образами, которые были понятны Его современникам: пастух (пастырь), стадо, послушное своему пастырю, Агнец Божий... поскольку в Израиле было развито скотоводство. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин.10,11). Что же это будет за Суд? Христос говорит, что Судья будет делить, как пастух: овец (праведников) отдельно от козлищ (грешников). Овцы пойдут одесную, а козлища - ошуюю. Обращаясь к праведникам, рассказывая о грядущем Суде, Господь говорит: Придите ко Мне, благословенные, наследуйте Царство, уготованное вам от начала мира, ибо когда Я был голоден, вы Меня накормили, когда Я жаждал, вы напоили Меня, был наг - и вы одели Меня, был болен - вы Меня посетили, томился в темнице - и туда пришли и утешили Меня. На что праведники отвечают: «Господи, да когда же это было?» Христос им ответствует: «...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25,40). Обращаясь же к тем, кого отправил ошуюю, Он сказал: Отойдите от Меня, проклятые, вам уготована геенна огненная, вместе с сатаною и его приспешниками. Ибо когда Я был голоден, вы не накормили меня, когда жаждал - не напоили, был наг - не одели, был болен - не посетили, и в темнице Меня вы оставили. Те удивились: «Господи, да когда же такое было, чтобы мы не сделали этого Тебе?» Христос ответил: Когда вы не сделали этого тем, кто встречался на вашем пути, вы так обошлись со Мной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Неизвестный автор Кончина века. Беседа 1. Общее содержание Апокалипсиса по главам, от 1-й до 5-й. – Приветствие Тайнозрителя церквам. – Значение названия книги Апокалипсис. – Семь церквей. – Состояние духовного видения. – Созерцание Тайнозрителем Иисуса Христа. – Значение виденного. – Откровение Ангелам семи церквей. – Откровение о суде над миром. – О различных прежних судах Божиих над царями и царствами, в общественных и частных сферах. – Предварительный суд над миром. – Престол. – Сидящий на нем. – Четыре животных. – Двадцать четыре престола и старцы на них сидящие. – Молнии и громы, и гласы. – Море стеклянное, подобное кристаллу. – Агнец, как бы закланный, принимает суд над миром. В приветствии св. Иоанна Богослова церквам, Триипостасное Божество, от Которого преподается благодать и мир, изображается символически. Так, когда Иоанн говорит от Ипостаси Отчей, то упоминает Того, Который есть и был, и грядет, то есть содержит начало, средину и конец всего существующего. Когда говорит от Ипостаси Духа, то упоминает Семь Духов, находящихся пред престолом Отчим, а это знаменует Дары Животворящего Духа. Когда же говорит от второго Лица Триипостасного Божества, то называет Иисуса Христа, Который есть Свидетель Верный (ибо Он свидетельствовал пред синедрионом и Пилатом о том, что Он Царь Истины и Сын Божий, сидящий одесную Отца и имеющий прийти на облаках небесных). Первенец из мертвых (ибо Он есть жизнь и воскресение) и Владыка царей земных (как Царь царствующих и Господь господствующих). Он же – Альфа и Омега, начало и конец. Господь, Который есть и был, и грядет, Вседержитель (означает, что в Иисусе Христе начало, средина и конец всего существующего). Название Апокалипсис, т.е. Откровение Иисуса Христа, означает объявление сокровенных тайн будущего суда и воздаяния, светопреставления, или мирообновления, чему надлежит быть вскоре. Вскоре, впрочем, в том смысле, как говорит святой Андрей Кесарийский (изъяснявший Апокалипсис в 5 веке по Р. Х.), что нечто из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками; но даже и то, что относится к концу времен, не очень отдаленно, ибо тысяча лет пред Богом, как вчерашний, мимошедший день.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

О святом Иоанне Предтече и его деснице Пророк Иоанн Креститель – наиболее почитаемый после Девы Марии святой – был сыном священника Захарии и праведной Елизаветы. По материнской линии он был родственником Иисуса Христа, Который также происходил из рода царя Давида. Святой Иоанн, родившийся на шесть месяцев раньше Господа, до 30-ти лет был пустынножителем, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой. Он носил грубую одежду и питался диким медом и акридами (саранчой). Когда Господь призвал его к проповеди еврейскому народу, на берегу реки Иордана пророк Иоанн призвал людей нравственно очиститься, приготовив себя к встрече с ожидаемым Мессией (Христом). Крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения, но было духовным приготовлением к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. При Крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан произошло схождение Святого Духа в виде голубя, и с неба раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...». Услышав слова Пророка «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» (Ин 1:19), к Иисусу Христу присоединились двое из учеников Иоанна – апостолы Иоанн Богослов и брат Симона Петра Андрей Первозванный. Иоанн Креститель принял мученическую кончину. По приказу царя Ирода Антипы ему отсекли голову. Ученики Иоанна Предтечи погребли его тело в Самарянском городе Севастии. Святые мощи его прославились множеством чудес. По преданию, евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка – его правую руку. Когда мусульмане овладели Антиохией, диакон Иов перенес святую руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она в самое навечерие Богоявления Господня была перенесена в Константинополь (956), где и хранилась. Русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. Из деяний святых известно, что в 1263 году по взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который передал ее цистерионскому аббатству во Франции.

http://sedmitza.ru/text/1219587.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Суть нашей веры 12.10.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Слово в неделю 20-ю по Пятидесятнице Сегодня проповедь Церкви — о любви к врагам. Любить врагов своих человек не может. Нельзя сказать: «Я люблю того, кого я ненавижу». Но мы должны любить наших врагов. Что значит — наших врагов? На самом деле, как говорят святые отцы, есть только один враг для христиан — враг Божий, противник, клеветник, сатана, диавол. Если мы враждуем с людьми, ненавидим их, мы находимся во власти диавола, и нам не вырваться из этого ада, пока не научимся любить друг друга. Однако ведь Христос употребляет все-таки слово «враги», имея в виду людей, с которыми мы вступаем в такие отношения. Христос не хочет восстановить нас друг против друга в ненависти, но Он пришел, чтобы опрокинуть столы торгующих в храме, нарушить мир злых и нечестивых — сатана должен быть сокрушен. Проповедь о любви к врагам не может означать согласия с их ложью, с их бесстыдством. В нашей христианской жизни нам не избежать конфликтов. Оттого что мы — христиане, мы в самом центре противостояния добра и зла, и мы должны быть готовы к любому отвержению, любому гонению и ненависти мира. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф. 10, 24). Как часто мы склонны думать по-другому! Мы не ждем распятия за проповедь Христа, как раз напротив — мы надеемся на одобрение, восхищение, уважение, принятие нас миром. И не только тогда, когда малодушно, под предлогом любви, покрываем зло, вместо того чтобы обнажить его, но даже тогда, когда обличаем это зло бесстрашно и вдохновенно, не достигая тем не менее того, о чем говорит Христос. Победа Христовой любви совершается ценою Креста и Воскресения. «Сие сказал Я вам, — говорит Христос, — чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь — вам будут противостоять тысячи врагов, — но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Назвать Себя победителем и пригласить нас вкусить в Нем победный мир, когда враг побеждает и готов до конца сокрушить Его, — вот тайна заповеди, о которой возвещается нам сегодня. Господь — Агнец посреди волков, которые растерзают Его и пожрут, — желает вдохнуть в нас мужество, чтобы мы ничего не боялись.

http://moral.ru/enemy/

Объяснение соборных посланий святого Апостола Иоанна Богослова О первом соборном послании святого Апостола Иоанна Богослова Писатель этого послания не называет себя по имени, но он говорит о себе так: «Возвещаем, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, что жизнь вечная, которая была у Отца, явилась нам» ( 1Ин.1:1–2 ). Эти слова напоминают слова Евангелия Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). И вообще во всем послании виден повсюду тот же дух пламенной любви возлюбленного ученика Христова и тот же язык возвышенный, с теми же повторениями и противопоставлениями, какие замечаются в его Евангелии. Наконец, вся христианская история свидетельствует об Апостольском происхождении сего послания от святого Апостола и Евангелиста Иоанна. Святой Апостол Иоанн был сыном Галилейского рыбаря Зеведея, семья которого принадлежала к числу немногих истинных Израильтян, полных самых живых и горячих ожиданий Мессии. Кроме Иоанна у Зеведея был еще старший сын – Иаков. Юный Иоанн рано углубился всею душой в мир великих ожиданий Спасителя, и когда раздалось мощное слово Предтечи Господня о приготовлении пути Господу, то Иоанн сделался одним из первых учеников Предтечи. Слушая проповедь Предтечи, он горел желанием видеть Мессию. И вот желание его исполнилось. Когда Предтеча Господень, увидев грядущего Христа, сказал: «се Агнец Божий», тогда Иоанн тотчас пошел за Иисусом Христом, вместе с Андреем Первозванным, и пробыл с Иисусом Христом тот день. Когда вскоре потом Иисус Христос позвал за Собою Иоанна, то он, оставив отца и мать, стал повсюду следовать за Христом и сделался преданным учеником Его. И Господь не удалял от Себя Иоанна даже тогда, когда Он оставлял почти всех Своих учеников. Так, когда Господь преобразился на Фаворе, то здесь были с Ним только Петр, Иаков и Иоанн. Даже из сих учеников Господних Иоанн был любимейшим. На тайной вечери он возлежал на груди Христовой, и ему первому поведана была тайна предательства Христа Иудой. Он провожал Иисуса Христа в глубину Гефсиманского сада вместе с другими двумя избраннейшими учениками, но при крестных страданиях Христовых находился уже один, и за то удостоился великой чести быть названным сыном Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010