Рассуждение тридцать второе. О благочестии Гони правду, благочестие, веру, любовь, терпене, кротость ( 1Тим.6:11 ). § I Святые Феодорит и Златоуст примечают, что в Священном Писании мужи благочестивые и Богу добродетелью приближенные называются людьми Божиими не потому, якобы прочие люди не были Божии; но потому, что они образ Божий, по которому созданы, чист и невредим грехом деятельным сохранить стараются. В таковом смысле рассуждаемого благочестивого, Апостол Павел научая, к Тимофею, ученику своему, говорит: ты же, о теловече Божий, сих (пороков) бегай: гони правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость. § II Кроме сего названая, что благочестивые называются людьми Божиими, суть ещё разные. 1) Благочестивые именуются другами Божиими. Сие наименование даёт Сам Сын Божий, глаголя: вы друзи мои есте, аще творите, елика аз заповедаю вам ( Ин.15:14 ). 2) Благочестивые именуются агнцами α) в рассуждении кротости и незлобия. Между многими животными первое место занимает агнец. Агнец есть кроток, он ниже зубами, ниже ногтями, ниже рогами, ниже ногою вредит: так благочестивые суть кротки, а потому-то и ублажаются от Бога: блажени кротцыи: яко тии наследят землю ( Мф.5:5 ). Да и сами они о себе могут похвалиться: ни единаго обидехом, ни единаго истлихом, ни единаго лихоимствовахом ( 2Кор.7:2 ). ß) Благочестивые называются агнцами в рассуждении пользы. Всё то, что имеет агнец, есть полезное: так все дела благочестивых суть полезны к назиданию ближнего. γ) Благочестивые называются агнцами в рассуждении знания. Агнец познаёт волка ( Лк.10:3 ): благочестивые должны стараться познать волка адского, который всех старается отогнать от Царствия Небесного. Они должны познать и хищных волков веры Христовой, кои суть лживые пророки, приходящие во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы ( Мф.7:15 ). Они должны познать волков нечестия и гонения, о коих говорит Христос: се, аз посылаю вас яко овцы посреде волков; будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие ( Мф.10:16 ). δ) Благочестивые называются агнцами в рассуждении терпения. Терпение величайшее примечается во агнце: так благочестивые должны быть терпеливы взирая на начальника веры Христа, о коем пишется: иже укаряемь противу не укаряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно ( 1Пет.2:23 ). ε) Благочестивые называются агнцами в рассуждении чистоты. Они очищают себе от всякия скверны плоти и духа ( 2Кор.7:1 ). И таковых есть очень мало, иже не оскверниша риз своих ( Откр.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Глава 12 1–28. Установление Пасхи. 29–32. Десятая казнь. 33. Начало исхода евреев из земли Египетской. Исх.12:1 .  И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: Исх.12:2 .  месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. С исходом из Египта началась для евреев новая жизнь, ознаменованная целым рядом милостей Господних к Своему народу. Воспоминание об этих последних составляет содержание так называемого церковного года. И так как первое из благодеяний – изведение из Египта падает на месяц авив, месяц колосьев ( Исх. 13:4 , Втор. 16:1 ), названный после плена вавилонского нисаном, то он и делается первым в церковном году. Исх.12:3 .  Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; Превращение авива в первый месяц церковного года закрепляло воспоминание об избавлении от рабства египетского; та же самая цель достигалась установлением праздника Пасхи («песах» – прохождение мимо, Исх.12:11–12 ). Чествуя в празднике Пасхи историческое событие исхода из Египта, народ израильский вместе с тем праздновал и свое избрание в народ Божий, свое рождение, творение, так как исход и имел своею целью возрождение Израиля в народ Божий ( Исх. 19:4–6 ). Пасха – праздник рождения, праздник жизни. Этот общий смысл праздника и выражается в его отдельных обрядах. Чтобы быть достойным избрания Божия, еврейский народ должен очиститься. Единственным средством к этому служили в Ветхом Завете жертвы. Жертвой начинается и в ней сосредотачивается пасхальное торжество. Жертвой праздника Пасхи служил агнец, называемый «пасхальною жертвою Господу» ( Исх. 12:27 ) и «жертвою праздника Пасхи» ( Исх. 34:25 ). Тот же смысл усвояется ему еврейским названием «zebach», употребляемым для обозначения кровавых жертв. Предназначаемый для Всевышнего, для богослужебных целей, агнец избирался за четыре дня до заклания 10-го авива, в целях, может быть, внимательного наблюдения, нет ли в нем недостатков, избирался каждым семейством, так как избавлены от рабства и приняты в народ Божий все евреи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Агнец Божий ( Мф. 26:67–68 ) «Повинен смерти!» – так решили один за другим все члены синедриона. Это был приговор, которым они отвергали Мессию поставленного им от Бога премудростью, праведностью и освящением и искуплением ( 1Кор. 1, 30 ). Вместе с этим приговором над беззащитным Узником разразилась ужасная буря поношений и побоев. Отвести Его к игемону для утверждения над Ним притвора было еще слишком рано. Ненависть врагов Христа должна была ожидать еще несколько времени, прежде чем она получила возможность усладиться кровью и смертью своей Жертвы. За это время они сделали все возможное, чтобы опозорить и измучить Узника. Евангелист об этом рассказывает нам просто: «Тогда плевали Ему в лицо и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» Спросим прежде всего: «Кто это делал?» Если мы всмотримся внимательно в Евангелие, то увидим, что здесь ближайшим образом нельзя никого иного подразумевать, кроме членов синедриона. Они только что произнесли приговор – «повинен смерти», они же тотчас напали на Осужденного и таким образом подали знак ко всем тем побоям, каким Он затем подвергся. Нет ничего удивительного, что и слуги последовали их бесчеловечному примеру (как ясно говорит св. Марк), и, таким образом, между господами и слугами началось соперничество в жестокости и дикости. Разнообразны были поношения и побои, которым они подвергали Христа. Прежде всего они разразились язвительнейшими и гнуснейшими насмешками над Обвиненным, чтобы таким путем уязвить святую и любящую душу Божественного Страдальца. К насмешкам они присоединили затем оскорбления делом, ударяя Его по лицу и по голове. Но и этого им было мало, – они начали плевать Ему в лицо, чтобы предать Его самому чувствительному позору и бесчестию. Наконец, они стали насмехаться над пророческим даром Христа, когда, закрыв Ему глаза и ударяя Его по лицу, спрашивали: «Скажи нам, Христос, кто Тебя ударил?» – «И много иных хулений произносили против Него» ( Лк. 22, 65 ), добавляет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Господь удалился от Своих учеников, пал ниц и молился: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет!» Мы знаем, дорогие слушатели, как вознеслась эта молитва из глубины скорби и страданий к Богу и Отцу Небесному. Мы знаем, сколько страданий перенес Сын Божий, когда Он, не знавший греха и сделавшийся по нас грехом, в этот страшный час почувствовал проклятие греха, гнев и Суд Божий! Скорбь Его была так велика, что Он пролил большие, густые капли пота, которые смешались и окрасились кровью! Глубоко было уничижение Спасителя оттого, что Он, Святой Божий, не знавший греха, должен был страдать так же, как страдал отъявленный убийца и злодей. Мука Его была до того велика, что Он не перенес бы ее, если бы Он не был мощно под креплен. «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его». Мы не знаем, как и чем укреплял Ангел Божий Сына Божиего. Без сомнения, Его укрепляло и утешало уже самое его появление. Это служило великому Мужу болезней свидетельством того, что Отец Его Небесный с любовью смотрел на Его душевные муки и что Ангелы Божии с участием взирали на Его тяжелое и мучительное борение в Гефсимании. На горе искушений искуситель показывал Спасителю все царства мира и всю славу их, чтобы этим соблазнить Его. Здесь, в мрачной долине при Масличной горе, Ангел Божий показывает Мужу болезней Царство Божие во всей его славе, которое должно было открыться в Его крови, чтобы этим укрепить Его терпение и мужество в наступившем крестном подвиге. С другой стороны, быть может, Ангел Господень показал Иисусу Христу Его собственное прославление, как Он через страдания и уничижение войдет в славу свою и как Он, увенчанный славою и честью, вознесется на небеса и сядет одесную величия Божиего. Быть может, он показал Ему бесчисленное множество несчастных грешников, которые имели получить в Его страданиях и смерти прощение грехов и праведность перед Богом. Быть может, Ангел показал Ему бесчисленное множество верующих, которые преклоняются пред Его именем и в Нем имеют свою премудрость и праведность, свое искупление и освящение. Быть может, он указал на всех, обремененных крестом, которые, взирая на Начальника и Совершителя нашей веры, научаются истинному терпению и получают мир и утешение. Быть может, он указывал Ему всех побеждающих Его именем и силою все козни царя ужасов, и которые войдут в вечную славу и блаженство благодатию Того, Который уничтожил силу смерти и дал всем вечную жизнь. Быть может, он указывал Ему на лики святых, которые некогда будут предстоять Его престолу и громким голосом воспевать: «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение!» ( Откр. 5, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио: Кондак 1 Возбранный Воеводо, Царю неба и земли, Тебе Просветителя нашего зряще во Иордане от раба крещаема, небеса ужасошася, и вся земля вострепета, Ангели же удивишася и вся тварь возрадовася. Мы же недостойнии благодарственно Тебе вопием: ко грешником и мытарем явился еси, да водами омыеши человеков грехи. Слава Тебе, Сыне Божий, во Иордане Крестивыйся и весь мир просвещей, слава Тебе. Икос 1. Ангельския днесь предгрядите силы, Владыку Христа зряще, ко Иорданским струям грядуща Адамов грех очистити, и смотряще толикое Божие таинство, со страхом прославите велие снисхождение Его, яко Бог человеком уподобися и отнюдь не ведый греха приходит, яко Агнец Божий взяти всего мира грехи. Сего ради прославляюще Божественное явление Христово, воспойте Ему якоже и в Вифлееме славословия сицевая: Слава Тебе, Сыне Божий, от Отца с небесе в мир сей пришедый; слава Тебе, Превышний Боже, даже до рабия зрака снизшедый. Слава Тебе, Спасителю мира, яко человек ко Иоанну креститися грядый; слава Тебе, Просветителю твари, яко нов Адам падшаго Адама грехи на Себе понесый. Слава Тебе, Безначальный Свете, велию зарю просвещения всему миру на Иордане возсияти восхотевый; слава Тебе, Солнце Правды, светоносное утро благодати человеком в Богоявлении Твоем даровати возжелавый. Слава Тебе, мир от древния прелести омыти пришедшему; слава Тебе, велие благочестия таинство нам показавшему. Слава Тебе, чудеса велия нам водами многими сотворившему; слава Тебе, небеса и всю землю светом разума просветившему. Слава Тебе, фараона мысленнаго в струях Иорданских потопившему; слава Тебе, новыя люди в водах крещения к вечной жизни приведшему. Слава Тебе, Сыне Божий, во Иордане Крестивыйся и весь мир просвещей, слава Тебе. Кондак 2. Видев духом Божественный Предтеча Твое, Христе, в мир пришествие, прииде из пустыни на Иордан, светло людем вопия: Приближися и явися Избавление наше, покайтеся и водою очиститеся, и срести Его потщитеся, да чистыми помышлении просвещаеми, душами чистыми и нескверными усты с веселием воспойте Ему: Аллилуиа. Икос 2.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-bog...

На ц.-сл. языке На русском языке Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися. Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. (Исх. 15, 1-2) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Агнче Божий, вземляй грехи всех, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления. Агнец Божий, взявший грехи всех, сними с меня тяжкое бремя греховное и, как Милосердный, даруй мне слезы умиления. (Ин. 1, 29) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Тебе припадаю, Иисусе, согреших Ти, очисти мя, возми бремя от мене тяжкое греховное и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления. К Тебе припадаю, Иисусе, согрешил я пред Тобою, умилосердись надо мною, сними с меня тяжкое бремя греховное и, как Милосердный, даруй мне слезы умиления. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Не вниди со мною в суд, нося моя деяния, словеса изыскуя и исправляя стремления. Но в щедротах Твоих презирая моя лютая, спаси мя, Всесильне. Не входи со мною в суд, взвешивая мои дела, исследуя слова и обличая стремления, но по Твоим щедротам презирая мои злодеяния, спаси меня, Всесильный. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Покаяния время, прихожду Ти, Создателю моему: возми бремя от мене тяжкое греховное и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления. Время покаяния: к Тебе прихожу, моему Создателю, сними с меня тяжкое бремя греховное и, как Милосердный, даруй мне слезы умиления. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Богатство душевное иждив грехом, пуст есмь добродетелей благочестивых, гладствуя же зову: милости подателю Господи, спаси мя. Расточив в грехе духовное богатство, я чужд святых добродетелей, но, испытывая голод, взываю: Источник милости, Господи , спаси меня. Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Приклоньшися Христовым Божественным законом, к Сему приступила еси, сладостей неудержимая стремления оставивши, и всякую добродетель всеблагоговейно, яко едину, исправила еси.

http://predanie.ru/velikijpost/velikij-k...

Радость о Господе 252. Марии Петровне Колычевой Слава Богу! – еще за неделю до Пасхи плету пером к вашему сердцу мое искреннее слово. Дар Божий есть мысль благая; она внутрь сердца веселит и утешает душу, жаждущую вечного спасения. Какая бы ни была грусть и горесть – вдруг прелагаются в неизреченную сладость и погружаются все чувства души в тихое веселье... О торжество торжеств! Душе твоей, душе моей взываю; приветствую, встречаю, вопию: Христос воскресе!!! Радуйтесь о Господе все верующие воистину: уже смертью смерть пожерта, Христос за нас живая Жертва, един безгрешный за всех грешных, яко Агнец Божий, принесеся, и мы свободны ныне от вечной смерти, препровождаемые к вечной жизни Его славным Воскресением. Представьте себе: как над землей, так и на земле все исполнилось света – не такого, какое видимое нами солнце проливает, но во сто крат светлейшего, который только умом созерцается. О день, всех дней светлейший! о Пасха красная, всякую красоту превосходящая! о Пасха – Христос избавитель, из гроба воссиявшее Солнце!.. Когда усердные жены мироносицы очень рано пришли ко гробу, чтобы еще поплакать и помазать миром Господне тело, – что они увидали? Светоносна Ангела взывающа: что ищете Живаго с мертвыми? престаните от слез, Христос воскресе! Идите, скажите ученикам Его... Да веселятся днесь народы! Христос воскресе, смерть поправший, Во гробах мертвым жизнь подавший: Да славят все из рода в роды!.. О наша сила, наша радость, Покой, утеха, мир и сладость! О Слово – плоть, о Слово Бог! Введи нас в горний Твой чертог! Се глас божественный, небесный, Се глас сладчайший, глас любезный! Сый Бог богов, сый Царь небес Обет неложный произнес – Быть неразлучно, присно с нами, Доколе веки за веками Чредою будут протекать И будет мир еще стоять. О радость! Се предел желаний, Венец надежд и упований... Поздравляющий вас и сорадующийся вам пишет еще за неделю вперед, но вы, по по-лучении сего, смотрите мыслью уже на прошедший, уже первый день Пасхи. Ах! где вы тогда носились, когда чувством играли, сердцем веселились о Воскресении Христа? – повторяю вам сорадующийся,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Разделы портала «Азбука веры» Малое славословие Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Великое славословие Аудио: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение . Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея. Господи Царю Небесный, Боже Отче Вседержителю, Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй 1 грех мира, помилуй нас; вземляй грехи мира, приими молитву нашу; седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси един Свят, Ты еси един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь. На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим (трижды) . Господи, Прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой; яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави 2 милость Твою ведущим Тя. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Перевод: Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение. Восхваляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей. Господи, Царь Небесный, Боже Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе, и Дух Святой! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, подъемлющий грех мира, помилуй нас. Подъемлющий грехи мира, прими молитву нашу, Сидящий справа от Отца, помилуй нас. Ибо Ты – один Свят, Ты один – Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/slavoslovie...

Разделы портала «Азбука веры» Молитва ко Господу Аудио: Господи, Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, Агнче Божий, вземляй грехи мира, Пастырю добрый, положивый душу Твою за овцы Твоя, Небесный Врачу душ и телес наших, исцеляяй всякий недуг и всякую язву в людех Твоих! Тебе припадаю, помози мне, недостойной рабе Твоей. Призри, Многомилостиве, на делание и служение мое, даждь ми быти верною в мале: послужити болящим, Тебе ради, носити немощи немощных, и не себе, но Тебе единому угодити во вся дни живота моего. Ты бо рекл еси, о Сладчайший Иисусе: понеже сотвористе единому от сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. Ей, Господи, суди мне, грешной, по сему глаголу Твоему, яко да сподоблюся творити благую Твою волю во отраду и утешение искушаемых, недугующих раб Твоих, их же искупил еси честною Твоею Кровию. Ниспосли ми благодать Твою, попаляющую во мне страстей терние, призвавый мене, грешную, на дело служения о Имени Твоем; без Тебе не можем творити ничесоже: посети убо нощию и искуси сердце мое, внегда предстояти ми у возглавия болящих и низверженных; уязви душу мою Твоею любовию, вся терпящею и николиже отпадающею. Тогда возмогу, Тобою укрепляемая, подвигом добрым подвизатися и веру соблюсти, даже до последняго моего издыхания. Ты бо еси Источник исцелений душевных же и телесных, Христе Боже наш, и Тебе, яко Спасителю человеков и Жениху душ, грядущему в полунощи, славу и благодарение и поклонение возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Перевод: Господь, Иисус Христос, Сын Бога Живого, Агнец Божий, который взял на себя грехи мира ( Ин.1:29 ), Пастырь добрый, который положил Свою душу за своих овец ( Ин.10:11 ), Небесный Врач наших душ и тел, который исцеляет каждый недуг и каждую язву в людях Своих! К Тебе припадаю, помоги мне, недостойной рабе Твоей. Посмотри, Многомилостивый, на дела и служение моё, дай мне быть верной в малом ( Мф.25:21 ): послужить больным, ради Тебя носить немощи немощных ( Рим.15:1 ), и не себе, но Тебе одному угодить во все дни моей жизни.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-o-t...

18 Мартин Лютер. О рабстве воли Однако представим себе, что Диатриба права в том, что не всякое чувство человека есть плоть, т. е. не всякая плоть нечестива, но та часть, о которой сказано, что она дух, честна и непорочна. Смотри-ка сколько нелепостей должно тогда воспоследовать! И не только для человеческого разума, но и для всей христианской религии, для главных вопросов веры. Потому что если лучшее в человеке не является нечестивым, не проклято, но осуждена одна только плоть, т. о. более грубые и низкие побуждения, то — спрашиваю я — из Христа мы сделаем искупителя плоти? Дешево же мы ценим Его кровь! Ведь Он искупил наименее ценное в человеке, а лучшее, что есть у человека, сильно само по себе и в Хрясте не нуждается? Тогда нам надо проповедовать, что Христос искупил не все в человеке, а только наименее ценную часть, а именно плоть; в лучшей же части человек сам себе искупитель. Выбирай что хочешь. Если лучшая часть человека здорова, то нет нужды в Христе-искупителе. Если нет нужды в Христе, то человек с превеликой сплои побеж дает Христа, так как он самостоятельно печется о своей лучшей части, тогда как Христос печется об одной только худшей. Царство сатаны тоже тогда не будет иметь никакого значения, потому что ему подвластна только худшая часть, с помощью же своей лучшей части человек владычествует над сатаной. Это учение о лучшей части человека доведет до того, что человек станет выше Христа и выше дьявола, а это значит, что он станет богом богов и владыкой владык. Где же теперь принятое мнение, которое гласило, что свободная воля не может хотеть ничего хорошего? Ведь здесь утверждается, будто главное в человеке здраво и невредимо, не нуждается во Христе и способно свершить больше, чем сам Бог и дьявол? Я говорю это, чтобы ты еще раз увидел, сколь опасно дела священные и божественные обсуждать без духа Божьего сообразно разуму человеческому. Поэтому если Христос — агнец Божий, который берет на себя грех мира , то из этого следует, что весь мир грешен и проклят, идет за дьяволом и нет никакого различия между главной его частью и неглавной. Потому что слово «мир» означает, что люди — все их части — помышляют только о мирском.

http://sedmitza.ru/lib/text/440998/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010