Писание – Книга историческая. Она начинается рассказом Моисея о сотворении неба и земли, а заканчивается словами Иоанна: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр. 21: 1). Потерянный рай – это сад. Грядущее Царство – это город, «сходящий от Бога с неба» (Откр. 21: 2). Человек потерял сад, но должен заселиться в город, и вся история человека – это история движения от земли к небу, от ветхого к новому. Велика разница между утраченным блаженством и грядущим Царством. Первое – это невинность, а второе – святость. Первое – это неопытность и, значит, опасность. А второе – закаленность, испытанность и, как плод, безмятежие. Но есть одна общая черта у утраченного рая и грядущего Царства. Там и там нет храма. Рай не нуждался в храме, поскольку весь мир был храмом. Все звезды были лампадами, все цветы – кадильницами, а человек должен был посреди безгрешной красоты священствовать, приносить Богу хвалы и песни духовные, собирая вокруг себя все живое. Так было в начале истории. И в конце ее храма не будет. Иоанн говорит: «Храма же я не видел в нем (Иерусалиме Небесном. – прот. А.Т.), ибо Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец» (Откр. 21: 22). Итак, храм Божий, столь привычный и столь необходимый, возник не вместе с человеком и не перенесется с земли на небо, но на земле останется. Но было бы непростительным легкомыслием усомниться в необходимости храма сейчас, в этой продолжающейся земной реальности, на пути к Отчему Дому. Храм не строится для того, чтобы стенами обнять Бога, заключив Его внутри. Это было понятно и при строительстве первого в мире храма Истинному Богу. Соломон тогда сказал: «Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему». Но «да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь», – сказал далее Соломон, перечисляя многие народные нужды, в которых требуется особенная помощь (см.: 3 Цар. 8: 27–53). Бог остается неохватным, и храм не вмещает Его, но «имя Божие пребывает и живет в храме», и «очи Господни открыты на это место день и ночь», и, таким образом, для связи Бога и человека устанавливается особое место, именно для этой связи посвященное. Только для нее одной.

http://pravoslavie.ru/43218.html

поиск:   разделы   рассылка Рождественское послание Преосвященнейшего Феофилакта, епископа Смоленского и Вяземского, клиру, монашествующим и мирянам Смоленской епархии Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Христова и Новолетием! Рождество Господа и Спасителя Иисуса Христа явилось для всего человечества светлым и радостным событием, исполнившим божественное обетование о спасении. Богомладенец, пришедший на землю, по слову Своего Предтечи Иоанна, как Агнец Божий, взял на себя грехи всего мира (Ин. 1:29) и через это даровал каждому из нас возможность соединиться с Творцом и войти в Его благодатное Царство. Совершая праздник Рождества Христова, мы прославляем воплощение Сына Божия, разрушившего возникшее вследствие грехопадения средостение между Богом и человеком. Своим рождением Спаситель совершил обновление всех нас – мы более не мертвы духовно, но живы всеукрепляющей благодатию Божией, соделавшей нас во Христе новым творением. Это великое чудо совершает любовь рождшегося ныне Господа Иисуса Христа, победившего Своим смирением и кротостью гордость и злобу века сего. Пришествие в мир Спасителя сделало для нас возможным таинственный переход от смерти к жизни, от тьмы к свету, от земли к небу. И этот переход открывается для нас уже в нынешней – временной жизни, если мы в своем земном странствовании через молитву и смиренное принятие воли Божией, через дела милосердия и служения ближним стремимся к соединению со Христом. Свидетельство Божественного Откровения о том, что " Бог есть любовь " (1 Ин. 4:8) – это величайший дар воплотившегося Сына Божия всему человеческому роду. Любовь Божия преображает, очищает и освящает всё вокруг нас. И все мы, исполняя заповедь Спасителя о жертвенном и самоотверженном отношении к людям, можем приобщиться этой Божественной любви, способной изменить нашу жизнь к лучшему. Праздник Рождества Христова каждый раз с новой силой возгревает в нас веру, надежду и любовь. Ведь Боговоплощение – это " великая благочестия тайна " (1 Тим. 3:16), открывшая нам путь к торжеству добра и правды. Принимая Христа, мы становимся причастниками Его благодати, силы, истины и любви.

http://religare.ru/2_82378.html

Поучение на Святую Пасху 56 . Преподобного аввы Дорофея 57 В древности сыны Израилевы во время праздников или торжеств по закону приносили Богу дары, как то: жертвы, всесожжения, начатки и тому подобное. Сыны Израилевы совершали Пасху, когда исходили из Египта. Ныне эту Пасху совершает душа, когда исходит из Египта мысленного, т. е., греха, и переходит от порока к добродетели. Ныне – Пасха Господня, день Светлого праздника Воскресения Христа, распявшего грех на кресте, умершего за нас и воскресшего. Принесем же и мы Господу дары, жертвы всесожжения не из бессловесных животных, которых Христос не хочет: ибо жертвы и приношения бессловесных Он не восхотел и о всесожжении тельцов и овнов не благоволил ( Пс. 39:7 ; Евр. 10:6, 8 ). Но поскольку Агнец Божий заклан был за нас, по слову Апостола: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос ( 1Кор. 5:7 ), да возьмет грех мира, и соделался за нас клятвою (поскольку написано: проклят всяк висяй на древе), да искупит нас от клятвы законнныя, да всыновление восприимем ( Гал. 3:13; 4:5 ): то и мы должны что-либо угодное Ему принести в дар от себя. Какой же дар или какую благоугодную Христу жертву мы можем принести в день Воскресения, – тогда как Он не хочет жертвы из бессловесных животных? – «Принесем, как некий плод, самих себя». Так говорит и святой Апостол: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше ( Рим. 12:1 ). А как мы можем принести тела свои Богу в жертву живую и святую? Не исполняя более воли плоти и помыслов наших ( Еф. 2:3 ), но поступая по духу и не исполняя вожделений плоти ( Гал. 5:16 ): ибо это и значит умерщвлять уды наши яже на земли ( Кол. 3:5 ). Такая жертва называется живой, потому что бессловесное (животное), ведомое на жертву, коль скоро возносится на жертвенник, то и умирает; а святые, приносящие себя Богу, живые ежедневно закалают себя, – как говорит святой Давид: зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения ( Пс. 43:23 ). Итак, принесем самих себя в жертву, подражая всем святым, будем каждый день умерщвлять самих себя для Христа Бога нашего, – для Того, Кто умер за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Праздники Достойным же образом чтит и верно празднует их ревнитель заповедей Божиих. А нечистые и оскверненные грехами и в праздник не празднуют (прп. Ефрем Сирин , 31, 390). Всякий праздник и всякое деяние Господа нашего Иисуса Христа – нам верным спасение и похвала. Но похвала похвал – Крест; но праздников праздник – когда за ны пожрен бысть Христос ( 1Кор. 5, 7 ), лучше же сказать, когда восстал из мертвых Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1, 29 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 390). Источник. ...Все... праздники святы и досточестны и, различаясь между собой в славе, осияваются блистанием Божества (прп. Ефрем Сирин , 31, 390). Источник. Прекрасный и богоугодный праздник – покаяние со слезами, воздержание от грехов, познание Бога и вожделение вечных благ. Когда так празднуют, и на небесах бывает радость, и Церковь веселится, и ликует, и созывает всех праведных, говоря: радуйтесь со мною, яко сын мой сей мертв бе прегрешениями и оживе покаянием ( Лк. 15,24 ) (при. Ефрем Сирин , 31, 390–391). Источник. В сени Закона, данного через Моисея, Бог повелел, чтобы в субботу каждый упокоевался и ничего не делал. А сие было образом и сению истинной субботы, даруемой душе Господом. Ибо душа, сподобившаяся избавиться от срамных и нечистых помыслов, субботствует истинную субботу, и покоится истинным покоем, пребывая праздной и свободной от всех темных дел. Ибо там в преобразовательной субботе, хотя упокоевались телесно, но души связаны были лукавством и пороками; а сия истинная суббота есть истинное успокоение души, пребывающей праздною и очистившейся от сатанинских помыслов, покоящейся в вечном Господнем покое и в радости. Источник. Ибо Господь призывает человека к покою, говоря: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененный и Аз упокою вы ( Мф. 11, 28 ). И те души, которые покоряются и приходят, Он упокоевает от сих тяжких, обременительных и нечистых помыслов; делаются они праздными от всякого беззакония, субботствуют субботу истинную, приятную и святую, празднуют духовный праздник неизглаголанной радости и веселия, совершают от чистого сердца служение чистое и благоугодное Богу. И это есть истинная и светлая суббота. Посему будем и мы умолять Бога, чтобы и нам войти в покой сей, упраздниться от срамных, лукавых и суетных помышлений, а таким образом прийти в возможность служить Богу от чистого сердца и праздновать праздник Духа Святаго. И блажен, кто войдет в сей покой (прп. Макарий Египетский , 89, 266–267). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

преподобный Макарий Великий 3. ГОСПОДЬ УСТРОИТЕЛЬ СПАСЕНИЯ а) Падшим одно спасение – Господь. Умилосердился Господь и пришел воплощением для спасения нашего. Кровью Своей Он омыл грехи наши, благодатью Святого Духа обновил обветшавшее естество наше и сделал нас таким образом гожими для царства Своего небесного. 1. Мир уподобляется человеку богатому, который владеет великолепными и огромными домами, изобилует серебром и золотом, различными стяжаниями и всякой прислугой, но внезапно объят болезнями и немощами, все родство стоит пред ним и, при всем богатстве, не может избавить его от болезни. Так никакая житейская рачительность, ни богатство, ни другое что душу, погруженную в грех, не избавит от греха, и одно только пришествие Христово может очистить душу и тело (45, 3). 2. Поскольку род человеческий, в беззакониях зачавшись и в грехах родившись, от материнской утробы делался отчужденным и от материнского чрева пребывал в заблуждении после того, как от Адама стал царствовать грех, то, умилосердившись пришел Агнец Божий, чтобы собственной Своей силой взять грехи мира, связав прежде крепкого и потом расхитив собранные им в добычу сосуды, по сказанному: «пленил еси плен» ( Псал. 67, 19 ). (Посл. стр. 433). 3. Сатана и князи тьмы со времени преступления заповеди воссели в сердце, в уме и теле Адамовом, как на собственном своем престоле. Почему пришел наконец Господь и принял на Себя тело от Девы, потому что, если бы угодно Ему было прийти непокровенным Божеством, кто мог бы вынести сие? Напротив того, посредством сего орудия – тела, обратился Он к людям. И наконец, лукавых духов, восседающих в теле, низложил Господь с престолов, то есть понятий и помыслов, которыми они правили, и очистил совесть и престолом Себе Самому сделал ум, и помыслы, и тело (6, 5). 4. Бог повелел Моисею сделать медного змия, вознести и пригвоздить его наверху дерева, и все, уязвленные змиями, взирая на медного змия, получали исцеление. Мертвый змий побеждал змиев живых, потому что был образом Господня тела. Ибо Господь тело Свое, принятое им от Марии, вознес на крест, простер на древе и пригвоздил к нему, и мертвое тело победило и умертвило змия, живущего и пресмыкающегося в сердце. Великое здесь чудо (11, 8. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Приложение 3. Учение Триденского собора о первородном грехе и оправдания 741 Декрет Тридентского собора о первородном грехе 1 . Если кто не признает, что первый человек Адам, преступив заповедь Божию, тотчас святость и праведность, в которой был создан, утратил и навлек на себя, таким образом, своим вероломным оскорблением [per offensam praevaricationis] гнев и негодование Бога, а потому и смерть, и со смертью пленение во власть, имеющего державу смерти, то есть диавола [ Евр. 2: 14 ] , и что весь Адам через то вероломное оскорбление по телу и душе на худшее переменился, – а да б . 2 . Если кто считает, что вероломство Адама только ему, а не его потомкам принесло вред, после того как он погубил полученную от Бога святость и праведность; или что той заразой от греха непослушания только смерть и телесные кары сообщились всему роду человеческому, но не грех, который есть смерть души, – анафема да будет, ибо противоречит Апостолу, говорящему: единым человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, и так во всех человеков смерть вошла, в нем же все согрешили [ Рим. 5: 12 ]. 3 . Если кто этот Адамов грех, от единого корня происходящий и не через подражание свойственный всем, а передающийся из рода в род, присущий каждому в собственном смысле, объявляет упраздненным или естественными человеческими силами или другим каким лекарством, а не заслугой единого Посредника, Господа нашего Иисуса Христа, Который нас примирил с Богом в крови Своей, дающей нам праведность, освящение и искупление [ 1Кор. 1: 30 ]; или отрицает, что ту самую заслугу Иисуса Христа как взрослые, так и младенцы усваивают через таинство Крещения в форме установленного Церковью обряда, – анафема да будет. Ибо нет другого имени под солнцем, данного человекам, в котором нам подобало бы спастись [ Деян. 4: 12 ]. Откуда и сей глас: Се Агнец Божий, который подъемлет грехи мира [ Ин. 1: 29 ]. И сей: во Христа крестившиеся, во Христа облеклись [ Гал. 3: 27 ]. 4 . Если кто отрицает, что должно крестить младенцев, только что вышедших из чрева матери, пусть бы даже они и родились у крещеных родителей; или говорит, впрочем, что надо крестить их во оставление грехов, но при этом утверждает, что они ничего не перенимают от первородного греха Адама, который необходимо должен быть очищен банею возрождения для будущей вечной жизни, откуда следует, что форма крещения во оставление грехов в таком случае не истинно, но ложно разумеется, – анафема да будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

прот. Иоанн Козлов Крест четвероконечный Крест должен почитаться православными христианами потому, что посредством его мы спасены, а το, сколько концов должен иметь крест, не имеет существенного значения, почему в древней церкви кресты были с неодинаковым количеством концов. Тексты священного писания, относящиеся к утверждению мнения о кресте вообще, следующие: Быт.48:13–15 – Иаков благословил сыновей Иосифа крестообразно. Чис.21:8–9 – о медном змие, который был прообразом распятия Господа – Ин.3:14–15 . Прем.14:7 : «благословенно древо, имже быв. правда». Пс.59:6 – «дал боящимся знамение». Еф.2:16 – «убил вражду на нем» (т. е. на кресте). Кол.1:20 – «Кровию креста Его все умиротворил – и земное и небесное». Кол.2:14–15 : «рукописание, бывшее на нас, пригвоздил ко кресту». Гал.6:14 – «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира». Ев. Ин.2:32–33 : «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертию Он умрет». Посему православная церковь зная, что сила креста заключается не в его концах, а в том, что на нем был распят Господь и тем избавил нас от вечной смерти, одинаково почитает и осмиконечный и четвероконечный крест: Увет духовный л. 206 об. – 207: «Не токмо осьмоконечный крест целуем, но и сей четвероконечный, почитаем и глаголем: кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим». Увещание во утверждение истины стр. 60 (изд. 6, 1854 г.): «Мы не только осьмиконечный крест не отвергаем, но и почитаем его и лобызаем ради Распятого на нем за ны Господа». Свидетельства о равночестности того и другого вида креста св. Димитрия Ростовского см. в статье «Порицания на именуемые старые обряды». Деяния собора 1666 г. л. 37: «Приемлют просфоры, на них же изобразися животворящий крест с подножием и со главою адамлею и с надписанием сицевым: се агнец Божий»... Свидетельства о кресте четвероконечном 1) Синтагма Матфея Правильника. буква Е. гл. 6, стр. 186: «Мы, составляющие образ креста из двух древ. Когда кто-нибудь из неверных станет укорять нас в том, что покланяемся древу, можем, разложив два древа и уничтожив образ креста, – считать их древами не имеющими значения и неверному заградить уста тем, что мы почитаем не древо, но образ креста» (Это же см. у Озерск.2:277).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 129. Литургическое освящение О духовном и физическом причащении Пятница 5 седмицы Пятидесятницы. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня мы должны обсудить вопрос: получает ли духовное освящение всякий, кто присутствовал на «Литургии Верных» до самого отпуста и не важно с какими целями? «Что за вопрос?! – кто-нибудь воскликнет недоуменно, ведь любое служение Богу не может не освящать того, кто в нем участвует, тем более это касается Евхаристии как Бескровной Жертвы за весь мир, которая освящает все вокруг»! Таковому хочется посоветовать не прикрывать высокопарными словами свое непонимание данного предмета, а для начала посмотреть, что говорится об освящении в самом чине Литургии. Давайте разберем хотя бы некоторые ее молитвенные формулы, испрашивающие освящения ее участникам: «Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего, и от престола славы Царствия Твоего, и прииди во еже освятити нас, иже горе со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй». Как видите, речь идет об освящении собравшихся. И далее говорится, как это сделать: сподоби державною Твоею рукою преподати нам и всем людем Пречистое Тело Твое и Честную Кровь». Как видим, освящение могут получить лишь причащающиеся. В другом месте литургийного чина говорится о том же: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй». А так же: «Да исполнятся уста наша/хваления Твоего Господи,/яко да поем славу Твою,/яко сподобил еси нас причаститися/Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам,/соблюди нас во Твоей святыни (Сохрани нас во Твоем освящении,)/весь день поучатися правде Твоей». Свят. Иоанн Златоуст , из чина коего взяты эти формулировки, считал истинным освящением нашей души именно акт причащения, коему завидуют даже ангелы Божии. И не понимал тех, кто отказывался от него без особой нужды.

http://azbyka.ru/video/129-liturgichesko...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Глава 14. Святой апостол Андрей Первозванный (13 декабря) Христос. Николай Гумилев Он идет путем жемчужным По садам береговым, Люди заняты ненужным, Люди заняты земным. «Здравствуй, пастырь! Рыбарь, здравствуй! Вас зову я навсегда, Чтоб блюсти иную паству И иные невода. «Лучше ль рыбы или овцы Человеческой души? Вы, небесные торговцы, Не считайте барыши! Ведь не домик в Галилее Вам награда за труды – Светлый рай, что розовее Самой розовой звезды. Объяснение праздника. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Было так. Вскоре после крещения Господа от Иоанна в Иордане Иоанн стоял на берегу с двумя учениками своими, Иоанном и Андреем, и, увидев идущего Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий». Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: «Что вам надобно?» Они сказали Ему: «Равви – что значит учитель, – где живешь?» Говорит им: «Пойдите и увидите». Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа, по нашему счислению около четырех часов вечера. Один из двух слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона, т. е. Петра, и говорит ему: «Мы нашли Мессию, что значит Христос» – и привел его к Иисусу. В другой раз Иисус, проходя близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: «Идите за Мной, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» – и они, тотчас оставивши свои сети, последовали за Ним. Вот сказание Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Евангелиста Марка о призвании Апостола Андрея ( Ин. 1:35-41 ; Мк. 1:16-18 ). Пробыв со Христом один день и услышав от Него словеса Божественной премудрости и домостроительства нашего спасения, Апостол Андрей оставил все, что имел в мире: дом, родных, рыбный промысл и все небольшое состояние, – сделался ничтоже имущим, стяжав самое дорогое, незаменимое и вечно-жизненное сокровище – веру во Христа, – и безвозвратно и усердно последовал за Ним до конца жизни своей.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Грех смывается только кровью О сути жертвы Начнем с самого главного вопроса (который задают все, кто хоть что-то знает об израильском богослужении, богослужении ветхозаветной церкви): о жертве – зачем совершается жертва, зачем убивать несчастных животных – ягнят, телят, зачем убивать голубей, как это было, когда Дева Мария принесла в храм Своего Новорожденного Сына (это праздник Сретения Господня) и принесла в жертву двух голубей? Каков смысл этой жертвы? В определенном смысле мы про это уже говорили, вспоминая историю Каина и Авеля. Мы должны понять одну важную вещь – Богу жертва не нужна: нет ничего, что бы мы не получили от Него. Все, что мы имеем, все, что можем принести Богу в дар, есть дар Божий – Он не нуждается в нашей жертве, и, кроме того, как это хорошо сказано в 49 псалме, Он Сам Духом Святым свидетельствует: разве Я вкушаю мясо козлов или овнов, разве Я пью кровь ягнят? Но если Он не нуждается в этой жертве, если она Ему ничего не может дать, зачем мы совершаем жертвоприношение, тем более такое кровавое? И первое, о чем надо задуматься: смерть любого жертвенного животного в израильском народе – это прообраз крестной Жертвы Спасителя. Каждый агнец, телец или козленок символизировал собой Небесного Агнца, Который взял на Себя грех всего мира. Но зачем же нужно было убивать столько животных? Закономерный вопрос. И здесь мы приступаем к важнейшей и очень болезненной теме. Смысл Жертвы Христовой, как и жертвы козлят и ягнят – без пролития крови не бывает прощения грехов. Если человек согрешил, он может очистить грех только с помощью крови. В Ветхом Завете человек, который совершал жертвоприношение, действительно получал какое-то очищение, достаточно ощутимую – по его вере – толику прощения, но совесть его не очищалась, сердце его не изменялось, поэтому победить грех, в нем живший, он не мог. В этом кардинальное отличие жертвы животных от Жертвы, которую совершил Иисус Христос, потому что Его Кровь таинственно действует на нас.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/14

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010