Г. С. Гадалова в предисловии к статье об обретении мощей выявила фрагменты 12 произведений Иоанна Златоуста и Кирилла Туровского; по предположению исследовательницы, автор принадлежал к кругу книжников митр. Даниила (1522-1539). Старший список памятника на бумаге 1521 г. находится в сборной рукописи 20-40-х гг. XVI в. (РНБ. Погод. 836). Текстологических совпадений с «Запиской...» рассказа старицы Евфросинии Сказание не содержит, что косвенно свидетельствует о создании памятника до 1524 г. В Погодинском списке заглавия нет, списки после 1547 г. имеют название «Житие» (см., напр.: ГИМ. Епарх. 648. Л. 117). Т. о., между 1521 и 1524 гг. устанавливается местное почитание М. В связи с канонизацией М. в 20-х гг. XVI в., вероятно, в Калязинском монастыре было составлено Сказание о чудесах. Сказание известно в 2 редакциях. Наиболее ранний список находится в рукописи 20-30-х гг. XVI в. и содержит описание 51 чуда (РГБ. Ф. 113. 659. Л. 336 об.- 343), списки 2-й редакции содержат 93 чуда (91-е датировано 1539), в т. ч. указаны 3 прижизненных чуда М. Поводом для создания новой редакции Сказания о чудесах М. послужило чудо с Евдокией, дочерью крестьянки Параскевы, происшедшее 26 июня 1584 г. В том же или следующем году Сказание было дополнено описанием 91-го чуда и переработано иноком Макарием, зашифровавшим свое имя в конце произведения в анаграмме. По словам автора, новую редакцию Сказания он создал по заказу своего духовного отца Серапиона, постриженика Калязинского мон-ря, и некоего брата Филарета, «саном еклисиарха», неск. лет жившего в обители святого. В 1547 г. на Московском Соборе состоялось общецерковное прославление М. вместе с др. особо почитаемыми рус. святыми («марта в 17 день, великому чудотворцу игумену Макарию Колязинскому пети и праздновати повсюду» - ААЭ. Т. 1. 213. С. 203-204). В связи с этим создаются новые агиографические и литургические произведения, посвященные М. Житие М. (нач.: «Праведник, аще постигнет скончатися…») известно в 2 редакциях - Минейной и Пространной. Оно состоит из 3 частей: собственно Жития с авторским предисловием, описания 3 прижизненных чудес и Слова о преставлении М.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Соч.: ПСРЛ. Л., 1925. Т. 4. С. 517-523; СПб., 1856. Т. 6. С. 225-230; СПб., 1859. Т. 8. С. 207-213; СПб., 1910. Т. 20. С. 340-344; М.; Л., 1959. Т. 26. С. 266-273; ПЛДР. 2-я пол. XV в. М., 1982. С. 521-537. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 128, 192, 221-233; Т. 8. С. 69, 153, 163, 169, 172, 178, 200, 201-203, 206; Т. 4. С. 149; Т. 5. С. 274; ААЭ. Т. 1. 85; АСЭИ. Т. 1. 254-255, 260-265, 269-278, 280, 289-299, 304-309, 311-323, 337, 343, 558; Т. 2. 234, 315; Т. 3. 281; Список угодников Божиих, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1887. 22. Ч. неофиц. Стб. 360; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 9, 15-16; Титов А. А. Описание славяно-рус. рукописей. СПб., 1901. Т. 1. Ч. 2. 604. С. 330; 657. С. 353. Лит.: Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории РЦ. М., 1890. С. 47-52; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 130-134; Голубинский. Канонизация святых. С. 81; Ключевский. Жития святых. С. 24, 204-206; Кудрявцев И. М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в.//ТОДРЛ. 1951. Т. 8. С. 158-186; Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество (по совр. Минеям). П., 1956. С. 133-134; Черепнин Л. В. Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960. С. 882; он же. Рус. феодальные архивы. М.; Л., 1948-1954. Т. 1. С. 180; Т. 2. С. 183-184, 191-194; Лурье Я. С. Новонайденный рассказ о «стоянии на Угре»//ТОДРЛ. Т. 18. 1962. С. 289-293; он же. Общерус. летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 218-219, 233, 244-247; он же. Конец золотоордынского ига («Угорщина») в истории и литературе//РЛ. 1982. 2. С. 55, 64-65; он же. Вассиан Рыло//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 123-124; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 308, 314, 328, 334, 340, 351; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 27-28; Вахрина В. И. Икона Ростовских святителей Леонтия, Исаии, Игнатия: К истории иконогр. ростовских святых//Искусство христ. мира. М., 2001. Вып. 5. С. 111-126; она же. К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресв. Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого//Там же. 2002. Вып. 6. С. 197-213.

http://pravenc.ru/text/149887.html

Сентябрь. С. 607; ААЭ. 1. 221; 3. 298; АИ. 1. 212; Макарий, еп. Историческое описание Красногорского мон., в: Чтения. 1880. 3. С. 81; Богословский. Ук. соч. 1. С. 72; Белокуров. Материалы (1888). С. 164; Доброклонский. Ук. соч. С. 11. 641 Серебрянский. Ук. соч. С. 472; ВЧМ. Сентябрь. С. 600, 605, 588–590; житие Варлаама Хутынского, в: ОЛДП (1881). С. 72, 78, 80, 93; ААЭ. 2. 298; ИРИ. 7. С. 193, 194; Доброклонский. Ук. соч. С. 11, 14; Макарий, еп. Ук. соч. С. 81; Богословский. Ук. соч. С. 72; Белокуров. Материалы. С. 164; АИ. 1. 212; ААЭ. 1. 56, 75. 642 Голубинский. 1. 2. С. 689. Число иеромонахов и иеродиаконов было различным: так, в Кирилловом монастыре в 158283 г. было 7 иеромонахов и 3 иеродиакона; в Савво-Сторожевском монастыре в 1688 г. насчитывалось 20 иеромонахов и 15 иеродиаконов. АИ. 1. 212; Белокуров. Материалы. С. 164. 643 См.: Stiglmayr J. Die Lehre von den Sakramenten und der Kirche nach Pseudo-Dionysios, в: Zeitschrift fur Katholische Theologie. 22 (1898). S. 246 и след.; Holl K. Enthusiasmus und BuЯgewalm (1898). S. 205 и след.; Heiler. Urkirche und Ostkirche. 1 (1937). S. 375; Лебедев П. Наука о богослужении православной Церкви. 2 (1881). С. 169; Антоний (Храповицкий) , митр. Опыт христианского православного катехизиса (1924). С. 65. 648 Так, настоятель Хлыновского Успенского монастыря, который к тому же был «мирским» монастырем, требовал по 10 рублей вклада, что по тому времени (1559) было большой суммой. ААЭ. 2. 11. 650 Голубинский. 1. 2. С. 668–670; Op. cit. S. 657. О чине пострижения в: Maltzew. Begrдbnis-Rimus (1898). S. 202–203; Чин пострижения XVII в., в: ОЛДП. 24 и 63; Иннокентий, архим. Пострижение в монашество (1899); Пальмов И. Чины пострижения в Восточной православной Церкви (1914). О религиозной символике отдельных частей иноческого облачения: Oppenheimer Ph. Symbolik und religiцse Wertung des Mцnchskleides im christlichen Altertum (1932). Ср. также: Голубинский. 1. 2. С. 675–686. 652 Ibidem; Maltzew. Op. cit. S. 203–204, 280; Heiler. Op.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

См.: Stiglmayr J. Die Lehre von den Sakramenten und der Kirche nach Pseudo-Dionysios, в: Zeitschrift fьr Katholische Theologie. 22 (1898). S. 246 и след.; Holl K. Enthusiasmus und BuЯgewalm (1898). S. 205 и след.; Heiler. Urkirche und Ostkirche. 1 (1937). S. 375; Лебедев П. Наука о богослужении православной Церкви. 2 (1881). С. 169; Антоний (Храповицкий), митр. Опыт христианского православного катехизиса (1924). С. 65. Ср. примеч. 67. Голубинский. 1. 2. С. 668. Рождественский. Ук. соч. С. 105–107; Богословский. Ук. соч. С. 82, 77. АИ. 1. 211; ААЭ. 2. 11; РИБ. 12. С. 1218 и др.; Зверинский. 2. 1247, 122, 924. Так, настоятель Хлыновского Успенского монастыря, который к тому же был «мирским» монастырем, требовал по 10 рублей вклада, что по тому времени (1559) было большой суммой. ААЭ. 2. 11. Никольский. Общинная и келейная жизнь, в: Христ. чт. 1907. 8. С. 181, 184; АИ. 1. 214. Голубинский. 1. 2. С. 668–670; Op. cit. S. 657. О чине пострижения в: Maltzew. Begrдbnis-Rimus (1898). S. 202–203; Чин пострижения XVII в., в: ОЛДП. 24 и 63; Иннокентий, архим. Пострижение в монашество (1899); Пальмов И. Чины пострижения в Восточной православной Церкви (1914). О религиозной символике отдельных частей иноческого облачения: Oppenheimer Ph. Symbolik und religiцse Wertung des Mцnchskleides im christlichen Altertum (1932). Ср. также: Голубинский. 1. 2. С. 675–686. Op. cit. S. 658. Ibidem; Maltzew. Op. cit. S. 203–204, 280; Heiler. Op. cit. 1. S. 382–384. О чине пострижения в современной греческой Церкви см: Spunda F. Griechische Мцпсне (1928). S. 27–44 (с отрывками из чинопоследования). Раевский. Евхологион. 3. С. 199–217; Kattenbusch. 1. S. 529–536. В: Серебрянский. Ук. соч. С. 265–267 (в отрывках). Там же. С. 571 и след. (по-немецки: моя книга «Leben und Lehre der Starzen» S. 65–70). Kirchhoff P. Kilian, O. F. M. Das heilige Jahr — der heilige Dienst, в: Der christliche Osten. Изд. Г. Вундерле (1939). S. 75. Еще о содержании и развитии богослужений: Heiler. 1. S. 335–364; Kattenbusch. 1. S. 447–456. Лебедев. Ук. соч. 2. С. 44–82.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

в новую часовню (эта дата указана в 8 рукописях XVI в., в частности, в таких авторитетных источниках, как Псалтирь следованная Ионы (Шамина), уставщика Соловецкого мон-ря и духовного отца игум. Филиппа,- РНБ. Солов. 713/821; Псалтирь следованная благовещенского протопопа Сильвестра , служившего тогда в Новгороде,- Там же. 761/871; Псалтирь следованная из Соловецкого монастыря - Там же. 764/874). Вологодско-Пермская летопись датирует это событие 3 сент. 1545 г. (ПСРЛ. Т. 37. С. 173), эта же дата указана в 2 рукописных Уставах сер. XVI в. (БАН. Арханг. С-204; РНБ. Тит. 897) и в «Минее новым чудотворцам» кон. XVI в. (РНБ. Соф. 421). В память о перенесении мощей З. в 1545 г. Новгородский архиеп. Феодосий установил празднование под 2 сент. Свидетельство об этом сохранилось в новгородских богослужебных книгах сер. XVI в.: в Служебнике ц. Космы и Дамиана с Холопьей ул. (РНБ. Соф. 656), в Уставе церковном (БАН. Колоб. 318) и др. Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Икона. 2-я треть XVIII в. (частный музей рус. иконы) Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Икона. 2-я треть XVIII в. (частный музей рус. иконы) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря. Икона. Нач. XIX в. Выг (ЦМиАР) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря. Икона. Нач. XIX в. Выг (ЦМиАР) Следующим этапом канонизации Соловецких преподобных стал Собор, прошедший 1-2 февр. 1547 г. в Москве. На нем было установлено общерус. празднование «новым чудотворцам» З. и С. под 17 апр. (ААЭ. 1836. Т. 1. 213. С. 203-204). В это время в Соловецком мон-ре по инициативе игум. Филиппа были произведены разыскания святынь, связанных с памятью основателей мон-ря: найдены принадлежавшая С. икона Божией Матери «Одигитрия» (не сохр.) и его каменный молельный крест, ризы З. и принадлежавшая ему Псалтирь. Все эти находки стали предметами особого почитания. В 1548 г., при игум. Филиппе, были записаны 11 «новосотворенных чудес» З. и С. и Предисловие к ним. Вероятно, тогда же по просьбе игум.

http://pravenc.ru/text/200051.html

По нек-рым сведениям, основатель мон-ря св. Феодор занимался иконописанием «и образ написа дяди своего прп. Сергия Чудотворца». С начала существования М. С. м. стала комплектоваться и его ризница; известны имена иконописцев и ювелиров, живших там в кон. XIV-XV в. (прп. Игнатий иконник, мон. Митрофан иконник, Андрей златой мастер и др.). В 1481 и 1484 гг. митр. Московский и всея Руси Геронтий, временно удаляясь в мон-рь, забирал туда и свою ризницу (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 313-314, 319). После пожара 1547 г. при написании новых икон «в перевод у Троицы имали иконы, с чего написати, да на Симонове» (ААЭ. Т. 1. С. 247. 238). «Сушило». 80-е гг. XVII в. Фотография. 2017 г. «Сушило». 80-е гг. XVII в. Фотография. 2017 г. Вклады предметов церковной утвари поступали в обитель и в XVI-XVII вв. В XVII в. в монастырь для художественных работ направлялись мастера из Оружейной палаты (РГАДА. Ф. 125. Д. 39. Л. 4, 1683 г.; Ф. 396. Оп. 1. Д. 22087). По-видимому, к XVII в. (по сравнению с кон. XIV-XV в.) в М. С. м. собственное художественное производство либо прекратило существование, либо перестало удовлетворять запросам братии, что можно рассматривать как показатель, во-первых, частичной утраты монастырским хозяйством натурального сырья, во-вторых, наличием в Москве центров высокопрофессиональных художественных ремесел, чьи изделия значительно превосходили по уровню монастырские поделки. В XVIII-XIX вв. основным источником комплектования ризницы были вклады. О ризничном имуществе дают сведения Описные книги мон-ря кон. XVIII-XIX в. Во время закрытия обители в 1788-1795 гг. монастырская ризница временно разместилась в московском в честь Богоявления монастыре , а в 1812 г. вместе с Синодальной ризницей была эвакуирована в Вологду ( Розанов. 1869. С. 161-162; ПСЗ. Т. 23. С. 690. 17322; ЦГА Москвы. Ф. 420. Оп. 1. Д. 204). Нек-рые предметы из драгоценных металлов в 1918 г. поступили в Оружейную палату (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 766. Д. 126; Ф. Р-1215. Оп. 3. Д. 90. Л. 17-18 об.). Нек-рые иконы, изразцы и надгробия оказались в фондах музея-заповедника «Коломенское» и ГТГ.

http://pravenc.ru/text/2564232.html

166 Иоанн Кобеленц писал около 1576 года, что во всей Московии нет школ и других способов к изучению наук, кроме того, что учат в обителях. — De legat. ad. Mosc. edit. Starcievsky. 169 ААЭ. Т. 1. 383. Древняя Российская Вивлиофика. Т. 14. С. 207. Ещё раньше этого собора писали об этом предмете митрополит Фотий и Иосиф Волоколамский. — Стоглав. С. 235–243. — Авт. — См. также: Архимандрит Макарий (Веретенников). Из истории русской иерархии второй половины XVI века//Альфа и Омега. 2002. 2(32). С. 140. — Ред. 179 См. об этом, что митрополит Фотий писал во Псков (Макарьевские Четьи-Минеи; Рукопись НСБ. 1323. Л. 367. Стоглав. С. 244; Неволин. О пятинах и погостах Новгородских//Записки Географического общества. Т. XIII. С. 151, 165, 171, 173; Стоглав. С. 57, 44, 166. 182 АИ. Т. 1. 267. В рукописном сборнике НСБ за 1466. Л. 346–347 об. помещено поучение иноку расстригающемуся и оставляющему монастырь. В житие Пафнутия Боровского внесён рассказ о том, как один инок его монастыря пошёл в город за сбором подаяний и впал в грех. — Сборник НСБ. 1424. Л. 5. 187 Так, Фотий по приезде в Вильно освящал походную церковь и говорил поучение в присутствии Витовта. — ДАИ. Т. 1. 182. Послания Фотия и Ионы изданы в Актах исторических. 188 Из последующих епископов западно-русских известны своею пастырскою деятельностью митрополит Сильвестр Белькевич и Гедеон Балабан, епископ Галицкий и Львовский. — Обзор русской духовной литературы преосвященного Филарета. С. 217–229. 194 Книга о вере. Л. 130, 131. О всём этом подробно изложено в статье: Начало унии в Юго-Западной России//Православный Собеседник. 1858. Май. С. 60, 70. 203 Неволин. О пятинах и погостах Новгородских, приложения. С. 70, 72, 75, 76, 78, 79, 83, 84, 86, 89, 91, 93, 94, 95, 97, 98, 103, 107, 108, 111, 112, 114, 115, 118, 119, 143, 144, 148, 149, 150, 153, 156, 157, 158, 159, 160, 167, 168, 179, 251, 252, 255, 274, 275, 276, 277. 204 Карамзин. История государства Российского. Т. V. С. 125, прим. 222; С. 143, 144; Т. VI. С. 9, прим. 10, 11. С. 225; Т. VII. С. 117; Т. VIII. С. 60, 61, прим. 170, 171, 172, 173. С. 123.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

33. Археографический Ежегодник за 1968 год. М.: Наука, 1970. С. 127-141. 34. По этому списку утвержденная грамота 1598 г. издана в ААЭ. - Примечание С.П.Мордовиной. 35. Кушева Е.Н. Из истории публицистики смутного времени XVII в.//Ученые записки Саратовского государственного университета. Т. 5. Саратов, 1926. С. 33 и др. - Примечание С.П.Мордовиной. 36. Подробные описания см.: Буганов В.И. Разрядные книги последней четверти XV - начала XVII в. М., 1962. С. 63; Музейное собрание отдела рукописей ГБЛ. Т. I. М., 1961. 737. С. 58. - Примечание С.П.Мордовиной. 37. Для удобства изложения в дальнейшем мы будем говорить лишь о трех списках грамоты (Н, С и П), так как М - поздняя копия Н. - Примечание С.П.Мордовиной. 38. Мордовина С.П. К истории Утвержденной Грамоты 1598 г.//Археографический Ежегодник за 1968 год. М.: Наука, 1970. С. 128-129. 39. ДРВ. Часть VII. М., 1788. С. 36. 40. ААЭ. Т. II. С. 16; ДРВ. Ч. VII. С. 36-37. 41. ААЭ. Т. II. С. 16. 42. ДРВ. Ч. VII. С. 37. 43. ДРВ. Ч. VII. С. 37. 44. ААЭ. Т. II. С. 17-19. 45. ДРВ. Ч. VII. С. 38-39. 46. ААЭ. Т. II. С. 19. 47. ААЭ. Т. II. С. 20-21. 48. ААЭ. Т. II. С. 21. 49. ААЭ. Т. II. С. 21-23. 50. ААЭ. Т. II. С. 24. 51. ААЭ. Т. II. С. 25. 52. ААЭ. Т. II. С. 27. 53. ААЭ. Т. II. С. 28. 54. ААЭ. Т. II. С. 30. 55. ААЭ. Т. II. С. 35. 56. ААЭ. Т. II. С. 37. 57. ААЭ. Т. II. С. 37. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 8. Re: Державный Собор 1598 года С нетерпением жду выхода в свет новой книги доктора исторических наук, профессора, выдающегося русского историка Александра Николаевича Боханова, посвященной личности и деятельности Бориса Феодоровича Годунова. Согласен, книга замечательная! Дважды её перечитывал. Я давно увлекаюсь личностью Бориса Феодоровича Годунова и его эпохой, много трудов прочитал, и могу сказать уверенно- это лучшее историческое исследование по дданной теме. 7. Забыл дать ссылки http://www.youtube.com/watch?v=MrTNN5T2AAw http://www.youtube.com/watch?v=wyoqGhfcV8Y http://zargradet.ru/?page_id=2941

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

- Л.Б. 161. ААЭ. Т. II. С. 28. Выделено мной. - Л.Б. 162. ААЭ. Т. II. С. 28. 163. ААЭ. Т. II. С. 28. 164. ААЭ. Т. II. С. 29. 165. ААЭ. Т. II. С. 29-30. Выделено мной. - Л.Б. 166. ААЭ. Т. II. С. 32. Выделено мной. - Л.Б. 167. ААЭ. Т. II. С. 33. Выделено мной. - Л.Б. 168. ААЭ. Т. II. С. 33. Выделено мной. - Л.Б. 169. ААЭ. Т. II. С. 34. Выделено мной. - Л.Б. 170. ААЭ. Т. II. С. 34. Выделено мной. - Л.Б. 171. ААЭ. Т. II. С. 34. Выделено мной. - Л.Б. 172. ААЭ. Т. II. С. 35. Выделено мной. - Л.Б. 173. ААЭ. Т. II. С. 36. Выделено мной. - Л.Б. 174. ААЭ. Т. II. С. 36. Выделено мной. - Л.Б. 175. ААЭ. Т. II. С. 37. Выделено мной. - Л.Б. 176. Общецерковное празднование иконы Божией Матери «Смоленская» 21 Февраля не устоялось, память иконы чествуется 28 Июля/10 Августа. Видимо, после Смутного Времени в эпоху первого Царствования новой Династии Романовых при Патриаршестве Святейшего Патриарха Филарета (Романова) празднование было отменено. Впрочем, в самом Новодевичьем монастыре праздник как местный мог сохраняться, ведь духовное событие случилось прежде небывалое - с грандиозным Крестным Ходом в стенах обители побывали все главные Святыни Москвы. Обычно в монастырях трепетно относились к живой истории обители и укрепляли свои традиции устойчивым Богослужебным преданием, невзирая на перемены общего «курса». Надо бы поинтересоваться в дореволюционной литературе по истории Новодевичьего монастыря: не сохранялись ли в ней следы такой самобытной традиции? Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Re: Державный Собор 1598 года Спасибо Вам, Леонид Евгеньевич, за познавательный и поучительный глоссарий по самодержавию. В примере со словом " судьба " (получившем сегодня значение фатума) видно, как искажены корневища языка нашего. А " судьба " (может, древне судбо - суд Божий), как у Вас показано, имеет другую этимологию. Много русских корней потеряли их смысл. Взять, слово " изобретатель " .

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

ААЭ. 1. 28, 131; АЮ. 1. 31. 4; АИ. 1. 71, 74; ср.: Рождественский. Служилое землевладение. С. 138. Там же. С. 138; ААЭ. 1. 200; АИ. 1. 143; Милюков. Спорные вопросы. С. 17. Рождественский. Ук. соч. С. 140–143; Смирнов. Города Моск. государства. 1 (1917). С. 108; Сторожев. К истории сельскохозяйственного быта костромских Ипатьевского и Богоявленского монастырей, в: Чтения. 1894. С. 137. Рождественский. Ук. соч. С. 144; такую же точку зрения выразил и Милюков (Спорные вопросы. С. 48, 79). ААЭ. 3. 34, 97–99; ДАИ. 2. 26, 33 (Кириллов монастырь); ААЭ. 3. 97 (Псково-Печерский монастырь); ААЭ. 2. 160 (Прилуцкий монастырь). Авраамий Палицын. Сказание, в: РИБ. 13. ААЭ. 2. 135. Особенно большие суммы были взяты из ризницы Троице-Сергиева монастыря; царь Борис взял 15400 рублей, Лжедмитрий — 30000 рублей, царь Василий Шуйский — 20000 рублей, что по тем временам составляло огромное состояние. Макарий. 10. С. 223. Иностранцы, приезжавшие в Москву после Смутного времени, писали о взимании денег с монастырей. Рущинский. Ук. соч., в: Чтения. 1871. 3. С. 144. АИ. 4. 3; Макарий. 11. С. 204; ДАИ. 10. 34; РИБ. 12. С. 1046–1065, 1188–1215; Милютин. Ук. соч., в: Чтения. 1861. 2. С. 465, 471–477. Так, царь Алексей во время Польской войны взял у Троице-Сергиева монастыря 100000 рублей, у Кириллова монастыря — 10000 рублей, Патриаршая область (в том числе монастыри) выставила 10 000 ратников. ААЭ. 1. 298; Стоглав. Казанское изд. С. 235, 297; АИ. 1. 154. 2; ААЭ. 4. 315. ПСЗ. 3. 1664; Горчаков. Монастырский приказ. С. 41–55. АИ. 1. 115 (1505), 147 (1547); ААЭ. 1. 164 (1517), 179 (1534); АЮ. 1. 30. 4 (1554) и др. АЮ. 1. 30. 4; 209. 5; 211; Стоглав. Казанское изд. Гл. 5 и 72. ДРВ. 14. С. 196; Стоглав. Казанское изд. С. 235, 297. Там же. Гл. 5 и 67; ДАИ. 1. 46, 48, 114, 130. Примеры несудимых грамот: 1471 г.— Кириллову монастырю. ААЭ. 1. 95; 1494 г.— Троице-Сергиеву монастырю. Там же. 131; 1500 г.— Иосифову монастырю. Там же. 136; 1535 г. и 1551 г.— Троице-Сергиеву монастырю. АЮ. 1. 97 и 75; 1542 г.— Николаевскому Корельскому монастырю. АИ. 1. 141; 1547 г.— Строкинской пустыни. Там же. 147; 1573 г.— астраханскому Троицкому монастырю. Там же. 184 и др. Примеры передачи судебной власти по духовным делам архиереям: ААЭ. 1. 386; 2. 16, 62; 3. 67; АИ. 2. 58, 69, 77, 86; АИ. 2. 65; ДАИ. 2. 37 и др. Но очень часто несудимой грамотой судебная власть по духовным делам вручалась лично епархиальному архиерею, а не его судебным чиновникам (десятильникам), например: ДАИ. 1. 44 (1548); ср.: Макарий. 2-е изд. 8. С. 223.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010