Перед полуночью государь потребовал исповедника и принял причастие; даже родичи не верили в неминуемость смерти и разошлись по своим палатам; в 4-м часу удар большого колокола известил, что Алексея Михайловича не стало. Не только патриарх — многие тайные и явные сторонники царевича Петра в шоке от моментального крушения надежд сделали единственное, что повелевал им присущий всем россиянам страх перед пустующим троном. Темной ночью, не успело еще тело покойного государя остыть, спугнутые с постелей царедворцы и духовенство стаями слетались в ярко освещенный дворец и принимали присягу облаченному в царское одеяние и усаженному на трон в Грановитой палате Федору Алексеевичу Романову. Начиналось новое, либеральное царствование (1676—1682). Патриархии предстояла решающая проверка на способность поддержать развитие Русской православной церкви в соответствии с потребностями новой, великой России. Примечания СГГиД. М., 1826. Т. IV. 35. С. 128; АИ. Спб.. 1842. Т. V. 135; Акты Археографической экспедиции. Т. VI. 204; ПСЗ-1. Спб., 1830. Т. 1. С. 99 и сл. (статьи 37-38). ПСЗ-1. Т. 2. 826—827. Неукоснительно нарушать тайну исповеди при малейшей склонности исповедующегося " к измене или бунту на государя " требовал указ 1722 г. Впоследствии сфера подлежащего доношению из исповедальни расширялась. АИ.Т.У. АИ.Т.У. С. 114. АИ. Т. V. ААЭ.Т.1У. Соборное определение 1675 г.//История Российской иерархии. Ч. I. Ср.: ААЭ. Т. IV. 155,204,205. АИ. Т. V. 135. С. 233; 35. С. 167. АИ. Т. V. 253. С. ЯЗ; ААЭ. Т. IV. 204. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1918. Т. I. С. 408. АИ. Т. V. 259. Процесс подробно рассмотрен: Смирнов П. Иоаким патриарх Московский. С. 24. Примеч. 3. О реформах государя подробнее см. в моих исследованиях: Царь Федор Алексеевич: 1676—1682. М., 1994; Царь Федор Алексеевич//Филевсие чтения. М., 1994. С. 1—48; Федор Алексеевич//Вопросы истории.1994. 7. С. 59-77; В тени Великого Петра. М., 1998. С. 61—246. Они рассмотрены: Соловьев С. М. История России. М., 1991. Кн. VII. С. 119-120. РГАДА. Саровское собр. 237. Л. 151-228 (автограф, черновик). Ср.: ААЭ. Т. IV. 205; ГИМ. Синодальное собр. 423/693, 435/696, 93/697, 428/694, 426/695. Ужаснейшей после капитуляции главной русской армии в 1634 г. военной трагедии, заставившей Государев двор официально надеть траур. — А. Б. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443316/

В 1674 г. Собор принял решение о приведении границ епархий в соответствие с писцовыми книгами и установленными в них границами уездов (Там же. Д. 87; ААЭ. Т. 4. 204). Из П. о. 77 церквей были переданы в Новгородскую, Тверскую, Псковскую (см. Псковская и Порховская епархия ), Суздальскую, Рязанскую ( см. Рязанская и Михайловская епархия ), Вологодскую, Нижегородскую епархии, а 79 церквей перешли в П. о. из этих епархий. Из П. о. в Новгородскую епархию были переданы г. Архангельск, Холмогорский у., приходы на Мезени, Пинеге и в Кевроле - всего 68 церквей (ААЭ. Т. 4. 204. С. 263). В 1682 г. на этих землях была создана Архангельская и Холмогорская епархия . Из Новгородской епархии в П. о. были переданы 23 церкви. В 1681-1682 гг. разрабатывались проекты епархиальной реформы, самые радикальные из к-рых предполагали доведение числа епархий в России до 12 митрополий и 72 епископий и архиепископий (из них 69 новых). На территории П. о. предлагалось учредить 20 епархий с центрами во Владимире, в Суздале, Вологде, Костроме, Галиче, Звенигороде, Переяславле-Залесском, Белоозере, Севске, Путивле, Туле, Белёве, Темникове, Коломне, Кашире, Калуге, Серпухове, Можайске, Лухе, Юрьеве-Повольском (СГГД. Ч. 4. С. 393-394). Проект встретил сопротивление духовенства, в П. о. была открыта только Звенигородская епархия, но она просуществовала чуть более месяца - 6 нояб.- 24 дек. 1681 г. В первые 2 десятилетия XVIII в. территория П. о. претерпела серьезные изменения: в 1707 г. к ней были приписаны 42 церкви из Нижегородской митрополии, образовавшие Нижегородскую десятину. В 1710 г. 29 городов П. о. с доходами (Торопец, Ржева Володимерова (ныне Ржев), Галич с уездом, Кинешма, Путивль, Белополье, Брянск, Севск, Карачев, Рыльск, Трубчевск, Мосальск, Балахна, Гороховец, Темников, Вязники, Корсунь, Арзамас, Пенза, Юрьев-Повольский, Мокшан, Н. и В. Ломовы, Наровчатское городище, Троицкий острог, Керенск, Саранск с пригородами, Краснослободск, Борисоглебск) были расписаны по губерниям, хотя в церковном отношении продолжали находиться в ведении патриаршего Казенного приказа. В этот период территория П. о. достигла минимального размера и включала лишь ок. 20 городов (Москва, Звенигород, Руза, Верея, Серпухов, Дмитров, Можайск, Волоколамск, Боровск, Калуга, Медынь, Таруса, Оболенск, М. Ярославец (ныне Малоярославец), Алексин, Владимир, Переславль-Залесский, Кострома с пригородами и Лух). Мн. патриаршие мон-ри оказались под властью местных архиереев. При преобразовании П. о. в Синодальную обл. города, ранее входившие в ее состав, были возвращены.

http://pravenc.ru/text/2579756.html

Первые десятилетия после Смутного времени епархия буквально восстанавливалась из руин, каменное строительство возобновилось лишь во 2-й пол. XVII в. В 1617 г. Новгородской кафедре были возвращены Вага, Каргополь и Двинская земля (АИ. Т. 3. 74. С. 69-71). В 1622 г. митр. Макарий II снова обращался к царю, жалуясь на неподчинение населения этих земель, и в февр. того же года была выдана царская грамота о подчинении, об уплате даней и пошлин, о подсудности Ваги, Каргополя и Двинской земли Новгородскому митрополиту (ААЭ. Т. 3. 123. С. 139). В марте 1650 г. во время восстания в Новгороде митр. Никон (Минов ; впосл. патриарх) спрятал в своих покоях воеводу кн. Ф. А. Хилкова, а сам вышел увещевать толпу и предал анафеме лидеров повстанцев. Никона забросали камнями и избили, но он продолжал увещевать повстанцев, обращался к поповским старостам, духовенству и мирянам. В 50-х гг. XVII в. обширные территории буд. Валдайского, Боровичского и Крестецкого уездов, а также Старорусский у. были приписаны к вотчинам патриарших Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря и Кий-Островского Крестного Онежского мужского монастыря . В авг.-сент. 1655 г. Новгород посетил патриарх Антиохийский Макарий III . В 1668-1670 гг. митр. Питирим (впосл. патриарх) перестроил в камне мн. здания архиерейского двора (НовгорЛет. С. 162-163), в 1673 г. митр. Иоаким (Савёлов ; впосл. патриарх) возобновил часы на Евфимиевской часовой башне при ц. прп. Сергия Радонежского (ПСРЛ. Т. 3. С. 377). В окт. 1674 г. церковный Собор принял решение о приведении границ епархий в соответствие с границами уездов по писцовым книгам так, чтобы уезды полностью входили в состав епархий. Было проведено размежевание границ епархии с Ростовской митрополией и Патриаршей областью. Из Патриаршей области в Новгородскую епархию перешли г. Архангельск, Двинский у., приходы, тяготевшие к Окладниковой слободе (Мезени), Пинежскому Волоку и г. Кевроль,- всего 68 церквей (ААЭ. Т. 4. 204. С. 263). На этих землях в ближайшем будущем планировалось создать Архангельскую епархию. Из Новгородской епархии в Патриаршую область были переданы 23 церкви ( Покровский. 1897. С. 299), а в Ростовскую митрополию - церкви, к-рые «обретаются в Углецком уезде… в Важеском уезде, в государеве дворцовой Усьянской волости погосты», с. Крутец (Перетерье), Соболево (НИИА СПб ИИ РАН. Ф. 171. Переплет 5. 220. Стб. 103-107).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Карташев А. В. Очерки… Т. I. С. 438—438. Щапов А. П. Соч. Т. I. С. 352—353. Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1930. С. 91. Щапов А. П. Соч. Т. I. С. 291. АИ. Т. V. С. 303. ААЭ. Т. IV. С. 204. Грамоты 1628, 1632, 1633 г.//ААЭ. Т. III. С. 260, 284, 337. Там же. Т. IV. С. 304. Никольский Н. М. Указ. соч. С. 96. Послание епископа Стефана и др. документы см.: РИБ. Т. 6. С. 196 и сл. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века. М., 1955. С. 37, 45—46, 139, 161—162. ЧОИДР. 1848. Т. VI. Ч. 4. С. 45— 60. Стоглав. Казань, 1862. С. 50, 80—82, 151, 296—328. Христианское чтение. 1906. С. 248; Деяния собора 1649 г. С. 33—36. Археографический сборник документов, относящихся к истории северо–западной Руси. Вильна, 1867. Т. II. С. 79. Письмо Ивана Неронова царю Алексею Михайловичу//Материалы для истории раскола… Т. I. С. 66. ЧОИДР. 1868. Т. III. С. 391; Соколов И. И. Указ. соч. С. 84.       13. Успехи и трудности 1645—1652 годов   В годы сотрудничества с царем и правительством деятельность боголюбцев не исчерпывалась проповедью, восстановлением единогласия, распространением новых печатных изданий. Пользуясь своим влиянием на правительство, они старались претворить в жизнь свои идеалы и создать условия, которые могли бы поднять нравственность населения и духовенства, уменьшить пьянство, привлечь население в церковь и искоренить пережитки язычества в народном быту. Борьба с пьянством или по крайней мере с продажей водки, которую было легче всего регулировать правительственными мерами и распоряжениями, заняла одно из главных мест в их программе. Многочисленные указы правительства и церковных властей, изданные в эти годы, строго осуждали пьянство, запрещали священникам и монахам посещать питейные дома и пить водку и призывали само духовенство бороться с пьянством.   В 1646 году патриарх особым указом предписал духовенству строго смотреть за тем, чтобы население соблюдало В следующем 1647 году новые указы и распоряжения того же патриарха Иосифа и митрополита Рязанского напоминали настоятелям монастырей, что они обязаны следить за тем, чтобы монахи и послушники аккуратно посещали храм во время службы и особенно по праздникам, не работали бы по воскресеньям и не держали бы Особый правительственный указ ограничил в том же 1647 году продажу алкоголя и предписал закрывать по праздникам кабаки, лавки и подобные В 1651 году Никон, ставший к этому времени митрополитом Новгородским, предложил правительству заменить питейные дома, принадлежавшие частным предприятиям, государственной монополией и ограничить распространение алкогольных напитков правительственными магазинами, в которых продажа водки могла бы быть легче регулирована.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

После мученической кончины патриарха св. Ермогена (17 февр. 1612) местоблюстителем Патриаршего престола стал Казанский и Свияжский митр. Ефрем . Руководство 2-го ополчения 29 марта 1612 г. обратилось к нему с просьбой о поставлении на Крутицкую митрополию игум. Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Исаии (СГГД. Т. 2. 283. Стб. 620). Однако на Крутицкую кафедру в 1613 г. был хиротонисан И. с возведением в сан митрополита. Поставление И. следует датировать периодом между последними числами мая и дек. 1613 г.: подписи И. нет среди подписей рус. архиереев на грамоте от 24 мая 1613 г. об исполнении решения земского Собора и царя Михаила Феодоровича о пополнении казны (ААЭ. Т. 3. С. 4-7, 4); после кончины 26 дек. 1613 г. Казанского митр. Ефрема И., уже будучи митрополитом Сарским и Подонским, стал местоблюстителем Патриаршего престола и управлял Русской Церковью до возвращения из польского плена митр. Филарета в 1619 г. (Будучи Сарским и Подонским митрополитом, И. подписал составленную в мае 1613 утвержденную грамоту об избрании Михаила Феодоровича на царство. Однако это обстоятельство не дает возможности судить о времени хиротонии И., поскольку подписи под грамотой ставились начиная с мая-июня 1613 до 1615 включительно (Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова/С предисл. С. А. Белокурова. М., 1906. С. 14).) И. участвовал в венчании на царство Михаила Феодоровича. В дек. 1614 г. Крутицкий митрополит поставил свою печать на грамоте к митр. Филарету в Речь Посполиту (СГГД. Т. 3. С. 125, 26). Мать царя великая старица Марфа, так же как и ее родственники Салтыковы, оказывала покровительство местоблюстителю (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Кн. 204. Л. 152). Как глава освященного Собора И. участвовал в земских Соборах 1616 и 1618 гг., оказывая поддержку Михаилу Феодоровичу в его усилиях по пополнению казны и поддержке рус. армии. В 1616 г. в Москве состоялся Собор, постановления к-рого рус. воеводы пограничных областей рассылали жителям Северских земель. Смоленская и Черниговская епархии, занятые польск. армией, перешли под власть польск. кор. и вел. кн. Литовского Сигизмунда III Вазы . Рус. духовные власти рекомендовали населению Северских земель сохранять верность Православию и не принимать Брестской унии 1596 г. (ААЭ. Т. 3. 326). Ок. 1616 г. по доносу, «неповинно, не по делу, без сыску», И. осудил Вологодского архиеп. грека Нектария, который был лишен сана и сослан в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь . 10 янв. 1619 г. И. возглавил хиротонию Рязанского архиеп. Иосифа. При местоблюстителе функционировал развитый штат администрации Патриаршего приказа (двора), к-рый включал Разряд (Судный приказ), Дворец, Казну; каждое отделение возглавлял патриарший дьяк.

http://pravenc.ru/text/578296.html

То же повторилось на обратном пути (ААЭ. Т. 1. С. 158-160). В дни поставления патриарха Иова (янв. 1589) ведущая роль в певч. оформлении обряда была отведена патриаршему хору, в особенности певчим дьякам обеих станиц. Последние пели не только в соборе. Во время торжественного «хождения на осляти» «перед патриархом Иевом, ходячи около града, пели его дьяки певчие стихи избранные владычных праздников и великих святых»; затем в патриарших палатах исполняли многолетия, а «в стол» - славники. По особому повелению «в стол» пели и подьяки. В последний день совершения обряда состоялся новый выезд патриарха «на осляти», «а дьяки певчие около града пели стихи» (подробнее см.: РИБ. Т. 2. Стб. 316). При поставлении патриарха Филарета заметную роль среди певчих играли и «царевы певцы». Уже накануне 2-я станица государевых и обе станицы патриарших дьяков были посланы в Можайск навстречу Филарету. Затем в обряде государевы дьяки пели на правом клиросе, патриаршие - на левом. Участвовали они, вероятно, и в «шествии на осляти круг города» и т. д. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 204. Л. 654 об.- 655 об.; ДАИ. Т. 2. С. 213-221). Позже певцы государева и патриаршего хоров были «пожалованы сукнами» от имени царя Михаила «за то, как ставили на патриаршество» его отца (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 204. Л. 723 и др.). В документах о поставлении последующих патриархов также встречаются упоминания, что «пели в действо» и «около городов ходя» патриаршие и 2 большие станицы государевых певчих дьяков, за что им жаловали сукно и деньги (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. 3419. Л. 1; Ф. 235. Оп. 2. 15. Л. 150; 60. Л. 188). В описаниях обрядов 2-й пол. XVII в. государевы певцы не упоминаются, но достаточно подробно говорится о пении патриарших дьяков и подьяков. По-видимому, и сам обряд несколько изменился: напр., по городу патриархи ездили уже в санях или каретах и «пред коретою шли патриаршие певчие дьяки и подьяки, пели славники» (ДАИ. Т. 6. С. 237-239; Т. 5. С. 103, 104). В значительном количестве документов сохранились сведения о пении и во время совершения чина архиерейского поставления, за что певцам выдавали деньги, а позже жаловали сукно, к-рым к каждому конкретному обряду обивалось «патриаршее место».

http://pravenc.ru/text/2579762.html

См. выше § 10; Знаменский. Ук. соч. С. 426–430. 1140 ПСЗ. 7. 4571, 4579. 1141 ПСЗ. 8. 5944 (1732 г.). На Украине значительная часть приходского духовенства происходила из шляхты. Об ограничении их прав при Анне: ПСЗ. 9. 6614, 6724; ср.: Титлинов. Правительство Анны Иоанновны. С. 185, 187–200. Наказы 1767 г.: Сборник. 43. Приложение; см. также: Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 1. С. 431 и след. и выше § 8. 1142 См. § 6, 11. Мнение патриарха Никона об Уложении, в: Зап. Отделении русс. и слав. археологии. 1861. 2; ПСЗ. 1. 412 (Собор 1667 г.); АИ. 4. 253 (Собор 1675 г.); ААЭ. 4. 204 (Собор 1675 г.). 1143 «Статьи» патриарха Адриана, в: Чтения. 1847. 4; ПСЗ. 4. 1876, 1829, 2310; Горчаков. Монастырский приказ. С. 123, 198. 1144 Горчаков. Ук. соч. С. 123–128. 1145 ПСЗ. 6. 4113; 7. 4190. Ст. 8, 16; 8. 5818; Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 1. С. 439, 441. 1146 Знаменский. Ук. соч. С. 441 и след.; ср. Владимирский–Буданов. Обзор (1888). С. 241. 1147 ПСЗ. 6. 4012; 4113. 1148 Прибавление о священниках. Ст. 11–12. Ср.: Свод законов. 16. 2 (изд. 1892 г.). Ст. 555–556; 16. 1. Ст. 704, а также 15. 2. Ст. 598–599. Ср. трактовку тайны исповеди у Нечаева (1890). С. 189 и след. 1149 Об истории Преображенского приказа см.: Веретенников В. И. Очерки по истории Тайной канцелярии петровской эпохи, в: ЖМНП. 1907. 9; Знаменский. Ук. соч. С. 79–91, 445–449; Титлинов. Правительство Анны Иоанновны. С. 185–200; Голубев А. Сыскной приказ (1730–1763), в: ОАМЮ. 4 (1884), особенно с. 85–89; ср. § 8. 1150 См. лит. в прим. 62. 1151 Знаменский. Ук. соч. С. 460–463; Титлинов. С. 185–200. 1152 Латкин. Учебник (2–е изд. 1909). С. 54 и след.; он же. Проект нового уложения, составленный законодательной комиссией 1754–1766 годов. СПб., 1893. 1153 ПСЗ. 11. 8546, 8844; ПСПиР. Е. П. 1. 72; ПСЗ. 12. 9314. 1154 ПСЗ. 12. 8904, 8981, 8914; 12. 9113, 9198, 9483, 9548; 12. 9781. Указ в защиту приходского духовенства от произвола помещиков от 29 ноября 1744 г.: ПСЗ. 12. 9079; ср. 14. 10750. Дополнительный фактический материал: Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 117–125; см. также «пункты» Белгородского епископа Порфирия Крайского (1767 г.) о грубом обращении помещиков с сельским духовенством, в: Сборник. 43. С. 430–433. 1155

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРНИЛИЙ (в миру Косма; † 26.02/5.03.1698, Троицкий Зеленецкий мон-рь), митр. Новгородский и Великолуцкий (1674-1695). Принял постриг в Зеленецком во имя Св. Троицы муж. мон-ре Новгородской епархии, через нек-рое время рукоположен во священника. В 1665 г. поставлен архимандритом тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (АЮБДР. Т. 2. 238. Стб. 734-735; Строев. Списки иерархов. С. 63). 31 янв. 1667 г. был избран в качестве кандидата на Патриарший престол наряду с архим. Троице-Сергиева монастыря Иоасафом (см. Иоасаф II , патриарх Московский) и келарем Чудова мон-ря Саввой. В качестве архимандрита Тихвинского монастыря в короткий срок (с 23 янв. по 1 февр. 1667) организовал «записку» швед. пленников, принявших и не принявших крещение, надзирал за тем, чтобы им «налог и обид и… убытков… не имать» (ДАИ. Т. 5. С. 155-157). В 1668 г. «желанием же побеждаеми многим и прошением нашим», как сообщает К. в духовной грамоте (АЮБДР. Т. 2. 238. Стб. 735), был переведен строителем Троицкого Зеленецкого мон-ря. 16 марта 1673 г., по выражению К., «аще и выше нашея меры и не хотящим нам, но нужею» был поставлен патриархом Питиримом во митрополиты Казанские и Свияжские (Там же; Строев. Списки иерархов. С. 273, 288). Однако в свою епархию К. так и не прибыл: «Как поставлен в Казань в митрополиты, от того времени все на Москве жили до поставления патриаршеского и до своего переведения на Новгородскую митрополию» (ДАИ. Т. 5. С. 149-150). 26 июля 1674 г. К. принимал участие в избрании, а 26 июля - в поставлении в патриархи Новгородского митр. Иоакима (Савёлова) (Там же. С. 146-147). 6 авг. того же года К. был переведен на вакантную Новгородскую кафедру, к-рую возглавлял в течение последующих 20 лет и 7 месяцев (1674-1695). После поставления К. нек-рое время оставался в Москве. 6 сент. он участвовал в поставлении во митрополита Казанского своего преемника Иоасафа (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 970, 974, 976, 978, 982 и др.), 1 окт.- в чине крещения царевны Феодоры Алексеевны, 4 окт. получил из царских рук 300 золотых и 8 окт. присутствовал «на крестинном столе» (Там же. Стб. 1061, 1068, 1070). 15 окт. К. был на заседании церковного Собора, где обсуждался вопрос о границах рус. епархий (ААЭ. Т. 4. 204. С. 263). Лишь 26 дек. 1674 г. царь и патриарх отпустили К. из Москвы в епархию (Дворцовые разряды. Т. 3. Стб. 1156).

http://pravenc.ru/text/2458701.html

Иоанн Кобеленц писал около 1576 года, что во всей Московии нет школ и других способов к изучению наук, кроме того, что учат в обителях. — De legat. ad. Mosc. edit. Starcievsky. Прибавления к Творениям святых Отцов.Т. 10. С. 505. Церковная История преосвященного Филарета. Ч. III. ААЭ. Т. 1. 383. Древняя Российская Вивлиофика. Т. 14. С. 207. Ещё раньше этого собора писали об этом предмете митрополит Фотий и Иосиф Волоколамский. — Стоглав. С. 235–243. — Авт . — См. также: Архимандрит Макарий (Веретенников) . Из истории русской иерархии второй половины XVI века//Альфа и Омега. 2002. 2(32). С. 140. — Ред . Рукопись НСБ. 1466. Л. 112–114 об. Рукопись Соловецкой библиотеки. 685. Л. 19 об. и 21 об. Записки Арцыбашева III, примеч. CXII. Стоглав. С.51:99. Рукопись Толстовской библиотеки. Отд. II. 68. Л. 349 об. Рукопись НСБ. 1289. Л. 209 об., 214. Стоглав. С. 99; АИ. Т. 1. 35. С. 68; 112. С. 167; 267. С. 498. Известия II Отдел. Академии наук.Т. V. С. 200. Стоглав. С. 202; АИ. Т. 1. См. об этом, что митрополит Фотий писал во Псков (Макарьевские Четьи-Минеи; Рукопись НСБ. 1323. Л. 367. Стоглав. С. 244; Неволин . О пятинах и погостах Новгородских//Записки Географического общества. Т. XIII. С.151:165, 171, 173; Стоглав. С.57:44, 166. Стоглав. С. 137. Сочинения Нила Сорского. С.70:170. АИ. Т. 1. 267. В рукописном сборнике НСБ за 1466. Л. 346–347 об. помещено поучение иноку расстригающемуся и оставляющему монастырь. В житие Пафнутия Боровского внесён рассказ о том, как один инок его монастыря пошёл в город за сбором подаяний и впал в грех. — Сборник НСБ. 1424. Л. 5. АИ. Т. 1. 204. С.377:383, 385, 386, 388, 391. Там же. С.379:380, 382, 387; ср. с 212 и 242; Стоглав. С. 174. Стоглав. С. 44. Из жития Пафнутия Боровского. — Сборник НСБ. 1491. Л. 368 об. Так, Фотий по приезде в Вильно освящал походную церковь и говорил поучение в присутствии Витовта. — ДАИ. Т. 1. 182. Послания Фотия и Ионы изданы в Актах исторических. Из последующих епископов западно-русских известны своею пастырскою деятельностью митрополит Сильвестр Белькевич и Гедеон Балабан, епископ Галицкий и Львовский. — Обзор русской духовной литературы преосвященного Филарета. С. 217–229.

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

Семенченко Г. В. Византийское право и оформление русских завещаний XIV–XV вв.//Византийский временник. 1986. Т. 46. С. 169–170. Черкасова М. С. Купец Г. М. Фетиев: Исследование и архив. Вологда, 2020. С. 68. NCЗ–I. Т. 4. 1970. С. 247. Там же. 1876. С. 176. Там же. 1702. С. 192. Там же. 1757. С. 11 . Там же. 1801. С. 64–65. ААЭ. Т. 4. 204. С. 261. NCЗ–I. Т. 4. 1829. С. 133. Там же. 1834. С. 139. Горчаков М.Монастырский приказ… С. 102. Башнин Н. В., Черкасова М. С. Указ. соч. С. 30. РГАДА, ф. 236, оп. 1, д. 119; Соколова Н. В. Северная война и церковная реформа… С. 153–171; Соколова Н. В. Описание владений Патриаршего дома… С. 127–140. Исследовательница указала две научно-популярные фрагментарные публикации описей патриарших владений: Жизнь, труд и предпринимательская деятельность жителей Вятской волости в XVII–XVIII столетиях: сборник архивных документов. Вып. 2. Вятское; Ярославль, 2019. С. 24–64; Ледров С. М. Переписная книга патриаршей Спасской волости 1702 года. Нижний Новгород, 2018. Соколова Н. В. Описание владений Патриаршего дома… С. 135. Соколова Н.В. Северная война и церковная реформа... С. 158. Соколова Н.В. Северная война и церковная реформа... С. 166. Соколова Н.В. Описание владений Патриаршего дома… С. 137. Hughes L. Russia in the Age of Peter The Great. New Haven; London, 1998. P. 33. Подробнее см.: Устинова И. А. «Яз, смиренный Иона, митрополит Сарский и Подонский меж патриархов...»//Смутное время в России в начале XVII в.: поиски выхода: к 400-летию «Совета всея земли» в Ярославле: Материалы Международной научной конференции (Ярославль, 6–9 июня 2012 г.).М., 2012. С. 308–317.Например, в 1610-х гг. митрополит Крутицкий Иона осуществлял управление хозяйственными делами Патриаршего дома, на его имя писались челобитные представителей Патриаршего двора, он ведал и судом над ними. Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России… С. 84–85. Живов В. М. Из церковной истории времен Петра Великого: Исследования и материалы. М., 2004. С. 123. Последние публикации раздела

http://sedmitza.ru/lib/text/10168840/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010