Дональд Карсон (баптист) Первое Послание Петра Введение Кто написал Первое послание Петра? Послание начинается со слов: Петр, Апостол Иисуса Христа (1:1); в 5:1 говорится, что автор – свидетель страданий Христовых. Он пишет через Силуана (Силу) из места, которое называет «Вавилоном», где вместе с ним находится и его «сын» Марк (5:12,13). Столь же отчетливо как и это прямое свидетельство о том, что апостол Петр был автором послания, в нем часто присутствуют и аллюзии, предполагающие его знакомство с жизнью и учением Иисуса (см. ниже). Вердикт, вынесенный Ф. Чейзом, звучит следующим образом: «Ни одно послание не пронизано столь глубоко духом Иисуса» (Dictionary of the Bible, ed. J. Hastings, vol. III, p. 780). Многие более ранние авторы ссылались на это послание и приводили цитаты из него, но в последние годы были выдвинуты пять основных доводов, которые, с точки зрения некоторых исследователей, позволяют полагать, что апостол Петр не был автором данного послания. Во–первых, Петр описывается в Деян. 4:13 как «человек некнижный и простой», тогда как стиль послания на греч. слишком хорош, чтобы принадлежать перу простого галилейского рыбака. Кроме того, цитаты взяты из Септуагинты, т. е. из греч., а не свр. версии Ветхого Завета. Вместе с тем, стиль послания не столь уж «высокий», как его пытаются изобразить, и местами более свойствен языку простых людей. Есть основания полагать, что во времена Петра греч. язык, как и арамейский, был распространен в Галилее, и рыбак, живший в Капернауме, на одном из великих торговых путей, должен был постоянно общаться на греч. Факт, что имя его родного брата, Андрея, греческое, указывает на то, что греч. мог быть родным языком Петра с детства. Около тридцати лет работы на евангельском поприще и служения в церкви, в которой становилось все больше христиан из язычников, могли способствовать значительному улучшению его греческого, и таким образом он мог подготовиться к цитированию текстов из LXX, взяв его в качестве «авторизованного перевода». Вполне возможно, хотя и не доказано, что Сила (5:12) мог быть его секретарем (т. е. фактически составить и записать послание на основании мыслей, которыми поделился с ним Петр). Если это было так, то Сила, будучи римским гражданином ( Деян. 16:37 ) и вполне образованным, мог улучшить стиль и язык послания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Дональд Карсон (баптист) Псалтирь Введение Окно в Ветхий Завет Что означало быть членом ветхозаветной церкви? Во что они верили? Каков был их опыт общения с Богом, личный и коллективный? Была ли религия для них радостью или бременем? Кто они для нас: чуждые нам люди другой эпохи или братья и сестры, жившие в стародавние времена? Всматриваясь через книгу псалмов в мир Ветхого Завета, мы находим там Того же Бога, ныне открытого нам через Иисуса Христа, таких же, как мы, людей, которые сталкивались с такими же жизненными проблемами и так же, как и мы, находили постоянную радость и поддержку в Боге. Их преданность Господу, неотступные молитвы, ревностная вера, радость познания Бога обличают нашу неуверенность, нежелание молиться, равнодушие. Но они наши братья и сестры. Их песнопения (хвалебные гимны, славословия) показывают нам, что как в Новом Завете Божья благодать побуждает к послушанию закону Божьему, так и в Ветхом Завете послушание закону Божьему зиждется на Его благодати. Но каким высоким поэтическим даром обладали ветхозаветные люди! И такие выдающиеся личности, как Моисей ( Исх. 15 ), Девора и Варак ( Суд. 5 ), Давид ( 2Цар. 1 ) и Езекия ( Ис. 38 ) и простые люди, как Анна ( 1Цар. 2 ) и пророки, например, Аввакум ( Авв. 3 ) хвалебными гимнами отмечали торжественные события своей жизни. Эта книга, собственно, и представляет собой собрание духовных песен. И неудивительно, что такой народ и такая религия создали эту прекрасную антологию псалмов. Псалтирь как книга псалмов Вероятно, Псалтирь следует рассматривать как собрание отдельных книг. 1) Очевидно, что Псалтирь изначально подразделялась на различные по своему содержанию группы псалмов, напр.: Пс. 92 – 99 (прославление Царства Яхве); Пс. 112–117 (гимны спасению); Пс. 119–135 (псалмы восхождения); Пс. 145 – 150 (псалмы «Аллилуйя»). 2) Есть свидетельства и о более ранней антологии, которая отчасти сохранилась в Псалтири. Например, некоторым псалмам предпослан заголовок, или надписание: «Начальнику хора» (см.: Пс. 30,46, 50 – 61 ). Возможно, речь идет о составителе специального «Сборника храмовых песнопений». В таком случае здесь проявлена забота об охране авторских прав, так как за исключением Пс. 65 и 66 во всех остальных указывается принадлежность псалма определенному лицу: «псалом Давида», «псалом Асафа» и др. Есть и более пространные надписания, как, например, в Пс. 87 : «Песнь. Псалом. Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Жатвы Господни ВВЕДЕНИЕ В наше время известные силы, лихорадочно пытаются овладеть миром, полностью захватить власть над ним. Они не поступали бы так, если бы восприняли серьезно слова Христа Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф. 16:26)? Но именно беспечное отношение к своей душе, породило стремление, и заставило их трудиться до кровавого пота ради безраздельной власть над миром. Забота же о душе, о вечном спасении каждого человека, оттеснена на задний план и оставлена в удел неискушенным «младенцам», то есть «немудрой и неразумной» массе простого народа (см. Мф. 11:25). А вытесненив заботу о душе, они вытеснили и самого Христа, вытеснив на задворки Христа, они вытеснили и Царство небесное как высшую цель человеческой жизни, а на ее место, определенное и завещанное Богом, вознесены земные цели: во-первых, политико-экономические, затем культурно-социальные и, так называемые гуманистические. Иными словами, место рая небесного, обещанного тем, кто был из него изгнан, и должен вновь заслуживать его, занял рай земной для всего человечества (если оно дожвет до него), без различий заслуг и достоинств человека. Согласно плану этих властолюбивых сил, на земле необходимо создать равенство и уравнивание всех человеческих существ. Равенство и уравнивание не только по отношению к хлебу, но и духу, не только к политическим правам и культуре, но к вере и нравственности. И поскольку «неисследимое богатство Христово» (Еф. 3:8), богатство Его истины и духа невозможно уравнять со скудостью других земных вероучений и философий, то силы сии бомбардируют Христа беспощадно и жестоко, то явно и открыто, то тайно и лукаво. «Восстань, Господи, да не преобладает человек…» (Пс. 9:20). При таком положении вещей неудивительно, что кто-то из христиан глубоко озабочены будущим своей святой веры, кто-то стал равнодушен к Христу, к Его Церкви и собственной душе. А самые слабые из них, под давлением мощной лживой пропаганды, начали склоняться к мысли, что Христос — пережиток прошлого, что мир победил Его, и в «новой эре» двадцатого века человеку не остается ничего иного, кроме иллюзорного укрытия под якобы более надежным кровом науки или прогресса, культуры или техники, демократии или гуманности, или какой-либо другой современной идеи, движения или организации. «Только бы беспечально и комфортно прожить краткий земной век! — так говорят близорукие, испуганные и обманутые.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3749...

Житие священномученика Неофита Любимова 17 сентября 1918 года, 90 лет назад, большевиками был расстрелян протоиерей Неофит Любимов. Поводом для его ареста, закончившегося смертным приговором, стала панихида, которую верный Богу и Его помазаннику государю российскому отец Неофит отслужил по убитому императору Николаю II. Большевистская кровавая машина уже была запущена – протоиерей Неофит был в числе ее первых жертв. Протоиерей Неофит родился в 1846 году в селе Таборы Самарского уезда Самарской губернии. Высшее образование получил в Киевской духовной академии, окончив ее кандидатом богословия. В 1876–1882 годы состоял преподавателем русского языка и гражданской истории Симбирского епархиального женского училища. С 17 августа 1885 года определен законоучителем и инспектором классов того же училища . Преподавал также в Мариинской женской гимназии Симбирска, Симбирском кадетском корпусе (1874–1879). В 1885 году Неофит Любимов был рукоположен во священника. Состоял в клире церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы епархиального училища. До нас дошло восемь «Слов» отца Неофита, произнесенных во Введенском храме в дни престольных праздников. В одном из них отец Неофит говорил, обращаясь к своей молодой пастве: «И вы, боголюбивые чада, по примеру Пресвятой Девы, Которая, пребывая под кровом храма Божия, воспитывала Свое сердце в духе веры и святости, должны, находясь также под сению дома Господня, возрастать духовно-нравственно, восходить от силы в силу, основывая свое просвещение и нравственное совершенствование на истинах спасительной веры. По учению святых апостолов, лучшее украшение жены-христианки – ее сокровенное сердце в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа и чистое богобоязненное житие в вере и любви и в святости с целомудрием, что драгоценно пред Богом и прилично женам, посвящающим себя благочестию (см.: 1 Тим. 2: 9–12,15)… Силою и влиянием благовоспитанного сердца просвещенной жены-христианки достигается тот идеал нравственного совершенства, который делает семейную и общественную жизнь источником полной радости и утешения, создает истинное благо и счастье, воспитывает добрых сынов святой Церкви и доблестных слуг престола и Отечества» .

http://pravoslavie.ru/4456.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Капитанская дочка» Пушкина Историко-критический этюд 19.11.2010 7400 Время на чтение 47 минут Ниже мы впервые начинаем переиздание историко-критического этюда Николая Ивановича Черняева (1853-1910) (см. о нем: «Кое-что о Кольцове» ), одного из лучших знатоков жизни и творчества А.С. Пушкина . Это первая монография, посвященная «Капитанской дочке», по сути дела, завещанию великого русского писателя. Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина: Ист.-крит. этюд.- М.: Унив. тип., 1897.- 207, III с. (оттиск из: Русское обозрение.- 1897. 8-12; 1898.- подготовил (в сокращении) доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Александр Дмитриевич Каплин. Постраничные ссылки перенесены в окончание текста. + + + ВВЕДЕНИЕ. С чувством весьма понятной робости мы приступаем к разбору «Капитанской дочки», - этого гениального создания великого русского поэта, в котором он явил неувядаемый образец художественного совершенства и достиг крайних гра­ней искусства. Строгая критика может указать на некоторые недостатки и пробелы и в «Евгении Онегине», и в «Борисе Годунове», но в «Капитанской дочке» нет слабых мест: она принадлежит к числу тех вечно юных и чарующих произведений, которые никогда не утрачивают своего значения и лучше которых в том же роде ничего нельзя себе представить. «Капитанская дочка» - единственный русский роман, который мо­жет выдержать какое угодно сравнение, и на который мы можем смело указать и германо-романской Европе, и нашим соплеменникам-славянам, как на непререкаемое доказатель­ство изумительной мощи русского народного гения, сказавшейся в особенно ныне распространенном и любимом роде поэзии, то есть в области романа, заполонившей собою чуть не всю со­временную изящную литературу. «Капитанскую дочку» мы смело можем противопоставить и «Дон-Кихоту» Сервантеса, и романам Гете, Вальтер-Скотта, Жорж-Занда, Диккенса и Теккерея. Не говорим уже о сомнительных творениях тех звезд второй и третьей величины, которые теперь мерцают или недавно мер­цали на сереньком небосклоне заграничной беллетристики: сравнивать «Капитанскую дочку» с этими творениями, а Пушкина с их авторами значило бы впасть в своего рода кощунство. «Капитанская дочка», подобно картинам Рафаэля или операм и Requiem’y Моцарта, никогда не будет забыта и всегда будет служить предметом изумления, восторгов и тщательного изучения. И в то время, когда все светила нашей современной литературы канут в Лету, слух о «Капитанской дочке»

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/20/...

И.Ц. Миронович Лекция 11. Грехопадение прародителей Кланяюсь всем вам, приветствую, и мы не должны с вами забывать, что каждый день Церковь предлагает нам новые праздники. Вот сегодня Николин день, завтра – . Нет ни одного дня, который бы Она не пометила каким-то торжеством, памятью. Вот Она, единственная, содержит в памяти всех прежде усопших православных и ныне живущих, и потому только Церкви дано право вот такое. А память наша короткая, но церковная память Святой Апостольской Церкви – она содержит всех. Ничто из Её владений не убывает. И вот, несмотря на такое течение праздничных дней, мы всё-таки не должны забывать, что они идут на фоне одного великого события, к которому нас приближает каждый день. Я имею в виду Воплощение Бога Слова. Введена была в Храм Дева, и вот на пятнадцатом году жизни с ней произойдёт вот это чудо: Она станет Матерью Господа. А в кондаке пелось: «Днесь вводится въ Храмъ Господень, Благодать совводящи, Самъ Храмъ» . Вот Она выше, чем Храм, в который Её ввели. Там обитал невидимый Бог, отделённый от людей завесой, а вот здесь через Неё явится Бог в нашем образе – во всём подобным нам, кроме греха – послушным даже до смерти (см. Флп. 2:8 ). Потому что непослушание человека повергло его смерти. И вот кому-то нужно было быть послушным даже до смерти. И никого не нашлось из рода человеческого, кто бы мог быть и понести такое послушание за весь человеческий род. И вот, как через деву произошло падение, так через Деву происходит и восстание. И вот вы замечаете, что с момента Введения во Храм: ирмос, катавасия – а на катавасии должны сходиться на средину оба хора, как в древности было (катавасия: схождение), вот оба хора должны петь громогласно, торжественно ирмос: “Христосъ раждается, славите ” – Церковь за месяц с лишним готовит нас к этому событию. Поэтому, отмечая праздники, которые положены по календарю, мы не должны забывать, что они на фоне идут самого важного события. Это событие произведёт деление всей нашей истории на два периода: на время до Рождества Христова, до-христианской эры, и на время после Рождества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И.Ц. Миронович Лекция 12. История людей до Потопа Честь имею всех вас приветствовать уже в Новом году, даже по старому стилю, и  с праздниками, среди которых главнейшим является праздник Рождества Христова. И вот, чтобы нам с вами немножко на богословском уровне осознать, что это за событие, мы должны будем посмотреть некоторые тексты, которые касаются этой темы. Откройте все Евангелие от Иоанна и найдите 1-ю главу. Это так называемый Пролог, введение в Святое Евангелие. И текст этого Пролога читается в Пасхальную ночь за Литургией – первые 18 стихов. Почему Церковь установила это чтение, в котором нет ни слова о воскресении из мертвых, также будет ясно из первых стихов этой главы, первой. Воскресение Кого мы отмечаем? Не Иисуса из Назарета, а Того, Кто до Своего Воплощения был Словом, был в начале, то есть прежд всхъ вкъ; был у Бога, как рожденный из Его природы, и Сам в силу этого был Богом: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». То есть всё, что не Бог, – создано Им. И вот на Вторую Vnocmacь Святой Троицы в Превчном Совт Святой Троицы и была возложена задача послужить делу искупления человеческого рода. Не на Первую Vnocmacь u he на Третью, а вот на Вторую – на То Слово, Которое было вначале у Бога. Со-вчный Своему Отцу, равный Ему во всём – и по природе, и по силе, и по славе, и по могуществу – Он смиряет Себя до зрака раба: во всемъ бывъ подобенъ намъ, кром грха . И вот мы смотрим сразу же 14-й стих: « И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его [не божество Его, Которое несозерцаемо ни ангельским оком, ни, тем более, человеческим, – но видели славу Его, которая проявлялась во всём, хотя и скрывалась под внешней оболочкой, физической нашей, психофизической вот этой оболочкой. В чём проявлялась эта слава? В Его власти, в Его в Его учительстве, которое было со властью, в Его силе, которая от Него исходила – и вс стремились прикоснуться къ Нему, ибо сила отъ Него исходила и исцляла всхъ (см. Лк. 6:19 ) – в Его в Его учительстве, в Его безупречном поведении и могуществе, так что не могли не обращать на это внимания. И вот это Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины. Если у каждого святого, у каждого высшего духа есть своя мера, то здесь мы встречаемся с неповторимым явлением: Слово, полное благодати и истины. И мы видели славу Его, славу], как Единородного от Отца» [а уж кто мог свидетельствовать об этом, как не Иоанн, вы сами знаете почему].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Иван Алексеевич Гарднер Предисловие ко второму тому Предлагаемый здесь второй том «Богослужебного пения Русской Православной Церкви» непосредственно примыкает к первому тому и является его продолжением. Поэтому все замечания, сделанные автором и издательством к первому тому, относятся в полной мере и ко второму. Первоначально все три части «Богослужебного пения» предполагалось автором выпустить одной книгой. Но, ввиду объема всего труда, по техническим соображениям решено было все три части выпустить в свет двумя томами. Первый том состоит из I и II части труда, а второй том является III-й частью всего труда. Нумерация глав во втором томе начинается с 1; в каждой главе своя нумерация подстрочных примечаний 1 . О сокращении названий некоторых периодических изданий, цитируемых во втором томе – см. в первом томе, с. 30–31. Считаю своим долгом выразить мою искреннюю благодарность как всем содействовавшим осуществлению этого издания, так и издательству Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, во главе с преосвященнейшим епископом Лавром, заботами и трудами которого это издание осуществилось. В заключение, прошу читателей простить мне недочеты, могущие встретиться, допущенные и проскользнувшие по человеческому несовершенству. И. Гарднер Мюнхен, 1980 г. Часть III. История. Вторая эпоха (1652–1918 гг.) Глава 1. Вторая эпоха Общая характеристика второй эпохи в истории богослужебного пения Русской Православной Церкви; разделение ее на периоды. – Характеристика первого ее периода. – Значение развития богослужебного пения в юго-западной (польско-литовской) Руси для истории богослужебного пения Русской Церкви вообще. – Уния в православных церквах Польши, православные братства, распространение там нотации и многоголосного хорового пения на западный образец. – Впечатления диакона Павла Алеппского. – В Московской Руси: Патриарх Никон и его реформы. – Уничтожение хомонии. Новые переводы богослужебных текстов. Раскол. Комиссия по форме столповой нотациии. – Прибытие киевских певцов. Введение партеса. – Грамота восточных патриархов относительно богослужебного пения. – Партес и канты. – Борьба между старыми и новыми порядками в богослужебном пении. Обучение. – Царь Федор Алексеевич. Государевы певчие дьяки. Дилецкий, композиторы партесного века. – Сдвиги в понимании богослужебного значения церковного пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иером. Никон (Скарга) Аннотация В статье исследуются параллели между учением Феодора Мопсуестийского и прп. Исаака Сирина в контексте Первого собрания. Благодаря сравнительному анализу удалось выявить сильное расхождение в богословских темах этих двух авторов. Недостаточно изученный контекст поучений прп. Исаака Сирина при более тщательном исследовании обнаруживает в себе скрытый пласт неожиданного фактологического материала, который требует дальнейшего осмысления и вызывает немало открытых вопросов. В настоящей статье предпринимается попытка с помощью святоотеческой православной методологии исследовать корпус сочинений, приписываемых прп. Исааку Сирину, и ответить на ряд априорных вопросов, связанных с данной проблематикой. Об авторе: Иеромонах Никон (Скарга Денис Сергеевич). Насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. E-mail: ptr@optina.ru Введение Учение Феодора Мопсуестийского стало основным базисом, благодаря которому Церковь Востока приобрела свою специфическую богословскую линию. В то время как учение Феодора было осуждено на Пятом Вселенском Соборе, ряд соборов Церкви Востока утвердил его и сделал непререкаемым авторитетом. Учение Феодора Мопсуестийского повсеместно было принято в церковных учебных заведениях и монастырях, принадлежащих восточно-сирийской традиции, где его книги заняли важнейшее место в частом чтении всех монахов (см.: [Заболотный, 2020, 290]). Основной целью нашей статьи является ответ на следующий вопрос: насколько писания Феодора Мопсуестийского повлияли на прп. Исаака Сирина . При решении этого вопроса представим некоторые богословские мнения Феодора Мопсуестийского в его экзегетических сочинениях и сопоставим их с учением прп. Исаака Сирина . 1. Экзегеза Священного Писания у Феодора Мопсуестийского В Антиохийской школе Феодор Мопсуестийский был столь значительным экзегетом, что его авторитет практически вытеснил влияние таких выдающихся и всемирно известных учителей антиохийского богословия, как прп. Ефрем Сирин и свт. Иоанн Златоуст . Его влияние доходило до крайностей: подвергались анафеме все те лица, которые пытались толковать Священное Писание вопреки Феодору, ссылаясь на вышеупомянутых учителей [Гурьев, 1890, 354].

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

Из истории борьбы с обновленчеством. Архивные документы. Часть 2 Участники обновленческого «собора»: «митрополит» Антонин (Грановский), «митрополит Сибирский» Петр, протоиерей Владимир Красницкий Рассмотрев основные принципы внутренней природы Вселенской Христовой Церкви в отношении к главным сторонам церковной жизни и церковного строя, мы должны с точки зрения именно этих принципов оценивать все явления церковной жизни и соответственно или несоответственно данным принципам иметь критерий в суждениях при оценке тех или иных явлений церковной жизни. 1. С точки зрения коренных основ Вселенской Христовой Церкви, необходимо признать совершенно антиканоничным революционный захват церковной власти группой духовенства . 2. Также совершенно антиканонично возглавление этой группы имеющимися у ней епископами . 3. Все содеваемое епископами, возглавляющими захватившую церковную власть группировку духовенства, то есть возведение в священные степени, созывание Соборов и все прочее, считается недействительным, а сами они подлежат немедленному извержению из своего сана через Собор . Как всякое схизматическое явление, так и называемое обновленческим движение, не нося характера единства веры и союза любви в самом себе, в скором времени после своего возникновения раскололось на обособленные группы и обнаружило неизбежную тенденцию от сделанного им сдвига к дальнейшему уклонению от усвоенных вселенским сознанием норм церковной жизни. Сюда относится стремление: а) к умалению церковно-административных полномочий епископа, в чем нельзя не усматривать зародыша пресвитерианства (см.: Основные задачи группы «Живая церковь». § 10, 11. – 11. С. 6), б) введение института женатого епископата вопреки 12-му и 48-му правилу VI Вселенского Собора, в) допущение второбрачия клира, вопреки основаниям Божественного права , г) принижение святой евхаристии через допущение к ней без достойного приготовления таинством исповеди, что неизбежно влечет за собой утрату некоторого высокого благоговения ко святому причащению (§ 16), д) стремление приспособить вековечные истины христианства к экономическим теориям жизни, е) вражда к похвальному вселенским церковным сознанием институту монашества и тому подобное .

http://pravoslavie.ru/32652.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010