28, 19), во имя Божественной Троицы, не имеющей ничего различнаго в наименовании; но так что один Бог в законе и пророках, в евангелиях и у апостолов, в Ветхом и Новом Завете нам проповедан, возвещен и служит предметом веры, Отец, и Сын и Святый Дух, не Божество, представляющее в Себе какое либо слияние, но Троица истинно совершенная, совершенный Отец, совершенный Сын, совершенный Дух Святый, единое Божество, единый Бог, Которому слава, честь и держава ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Слово въ неделю Ваій Перевед. изъ S. Patr. nostr. Epiph. Constant. S. Salam. in Cypro Episc. Operr. Tom, II pag. 301–303, ed. Colon. 1682. Тотъ, Котораго непрестанно воспеваютъ и прославляютъ Ангелы, Тотъ на земле, какъ человекъ, преклоняетъ колена предъ Отцемъ и молится, а на небе самъ пріемлетъ молитвы и коленопреклоненія отъ всей твари, видимой и невидимой; на земле, какъ человекъ, алчетъ (Матф. 4, 2; 21, 18), а самъ есть Хлебъ небесный, сшедшій свыше (Іоан. 6, 41. 51); по домостроительству жаждетъ (Іоан. 19, 28), a по Божеству самъ есть источникъ жизни; на земле утруждается (Іоан. 4, 6) по воспринятому (человечеству), а Самъ есть упокоеніе труждающихся и обремененныхъ (Матф. 11, 28). Блаженны чаянія Церквей! Блаженны надежды христіанъ! Люди, уверовавъ въ Начальника мира (Ис. 9, 6), и обогатившись миромъ, сделались сожителями Ангеловъ. Христосъ совокупилъ дольнее и горнее, соединилъ бренныхъ съ безтелесными. Радуйтесь во Христе! Еще повторяю, радуйтесь: радуйся зело, дщи Сіоня (Зах. 9, 9), Новый Іерусалимъ, Церковь Божія! Приникни глубже въ таниство твоего празднества! Вознесись превыше видимаго, чтобъ понять духовно (αναγωγις) то, что совершается чувственно. Для чего Іисусъ, Который всегда пешешествовалъ, ныне, и только ныне, возселъ на животное, самъ восшедши на оное? Для того, чтобы вразумить насъ о своемъ вознесеніи на крестъ. Какая это противу–лежащая весь? Безъ сомненія, противоположный и противный міру образъ мыслей, усвоенный себе поселеннымъ прямо рая (Быт. 3, 24) человекомъ, къ которому Христосъ и послалъ двухъ учениковъ, то есть, два свои завета, — заветъ Ветхій и Новый.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Такова, говорю, благодать небесныхъ таинствъ! Таковъ даръ Пасхи! Такова вожделнная пріятность года! Таково начало рожденія вещей! Отсюда младенцы, рожденные въ животной бан святой Церкви, будучи возрождены, съ дтскою простотой играютъ въ глубин невинной совсти. Отсюда чистые отцы и цломудренныя матери получаютъ новое безчисленное поколніе по вр. Отсюда подъ древомъ вры отъ чрева непорочнаго источника блистаетъ красота свтильниковъ. Отсюда (люди) освящаются даромъ заслуги небесной, и насыщаются торжественнымъ празднествомъ небеснаго таинства. Отсюда люди, составляя одинъ народъ, какъ братья, воспитанные на лон блаженной Церкви, чтя единое по существу Божество и тріединое имя силы (et virtutis triunum nomen), воспваютъ съ Пророкомъ пснь ежегоднаго празднества: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь (Псал. 117:24). Какой, говорю, это день? Тотъ самый, который доставилъ намъ начальникъ жизни, источникъ свта, виновникъ просвщенія, то есть, самъ Господь Іисусъ Христосъ, сказавшій о себе: Азъ есмь день: кто ходитъ во дни, не поткнется (Іоан. 11:9), то есть, кто во всемъ слдуетъ Христу, тотъ по слдамъ Его дойдетъ до престола вчнаго свта, какъ и самъ Онь, будучи еще въ тл, молился о насъ Отцу, говоря: Отче, хощу, да идже есмь Азъ, и тіи, т. е., увровавшіе въ Меня, будутъ со Мною (Іоан. 17:24): якоже Ты во Мн, и Азъ въ Теб, такъ да и тіи въ насъ будутъ (Іоан. 17:21). — Вотъ, говорю, день радости и веселія, въ который, достигнувъ общанной совершенной славы, мы, народъ, поистин святый, еще въ семъ вк, подобно Ангеламъ, воспваемъ съ Пророкомъ Господу таинство будущей хвалы: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь, — Господь, то есть, виновникъ возстановленія, искупленія, и вчной жизни, Господь Іисусъ Христосъ, Который есть Царь царствующихъ и Господь господствующихъ, безъ начала и безъ конца царствующій въ Отц со Святымъ Духомъ, нын и всегда, и во вки вковъ. Аминь. Печатается по изданію : Святаго Амвросія епископа Медіоланскаго О таинств Пасхи .//Журналъ «Xpucmiahckoe чmehie, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Akaдeмiu». – 1841 г. – Часть II. – с. 40–47. Письмо XVII. Амвросий епископ — превосходнейшему государю и христианнейшему императору Валентиниану.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Ибо они говорятъ, что Сынъ Божій Господь нашъ Іисусъ Христосъ не есть собственное и истинное Слово Вседержителя, но что Онъ отличное отъ Него Слово и иная мудрость и сила. Говорятъ, что Онъ, после того какъ явился, названъ отъ Отца Словомъ и мудростію и силой, и соответственно этому умствуютъ, что Онъ — иная ипостась, отличная отъ Отца. Изъ того, что они пишутъ, открывается, что Отецъ существовалъ прежде Сына и что последній не есть истинный Сынъ отъ Бога, но точно также, какъ и все сотворенное. Еще они осмеливаются утверждать, что было время, когда Его не было, что Онъ — тварь, произведеніе, отделяя Его такимъ образомъ отъ Отца. Итакъ я убежденъ, что говорящіе это чужды кафолической Церкви. Следуя же Божественнымъ Писаніямъ верую, что существуетъ Одинъ Богъ и Его единородный Сынъ — Слово, всегда присущій Отцу и никогда не имеющій начала бытія, истинно отъ Бога сущій, несозданный, несотворенный, но всегда сущій, всегда царствующій вместе съ Богомъ и Отцемъ, Егоже царствію, какъ свидетельствуетъ апостолъ, не будетъ конца (Лук. 1, 33). Онъ — Сынъ, Онъ — сила, Онъ — мудрость, Онъ — собственное и истинное Слово Божіе, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, нераздельная сила Божія, чрезъ которую произошло все сотворенное, какъ свидетельствуетъ Евангеліе, говоря: въ начале бе Слово и Слово бе къ Богу, и Богъ бе Слово (Іоан. 1, 1 и дал.). Онъ есть Слово, о Которомъ и евангелистъ Лука свидетельствуетъ, говоря: яко же предаша намъ исперва самовидцы и слуги бывшіи Словесе (Лук. 1, 2). О Немъ и Давидъ сказалъ: отрыгну сердце Мое слово благо (Псал. 44, 2). Такъ и Господь нашъ Іисусъ Христосъ учитъ насъ въ Евангеліи: изыдохъ отъ Отца… и иду (Іоан. 16, 28). Онъ, въ последніе дни нисшедши нашего ради спасенія и родившись отъ Девы Маріи, соделался человекомъ». Гл. 3. «Итакъ верую въ Бога Вседержителя и во Христа Іисуса, Сына Его единороднаго, Господа нашего, рожденнаго отъ Духа Святаго и Маріи Девы, при Понтіе Пилате распятаго и погребеннаго и въ третій день воскресшаго изъ мертвыхъ, вознесшагося на небеса и седящаго одесную Отца, откуда придетъ судить живыхъ и мертвыхъ; и въ Духа Святаго, въ святую Церковь, оставленіе греховъ, воскресеніе тела, жизнь вечную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

30. Крест напрестольный-мощевик (?) Инв. М-5343 (123). 1664 год. Киев (?). Серебро; резьба, золочение. 29.5×14.7×1.1 см. Поступил 8.06.1941 из Казанского храма с. Стригина Муромского уезда. Описание. Крест семиконечный, прямолинейный, полый внутри. В средокрестии – круг с отходящими прорезными «языками пламени». Обе стороны и торцы сплошь гравированы. На лицевой пластине в центре – Распятие. На верхней перекладине – Саваоф на Престоле в позе «Оранта», по сторонам пара профильных херувимов и пара ликов ангелов (западной иконографии). На рукояти – Иоанн Предтеча в рост. Фигура Христа проработана с анатомическими подробностями; тщательно изображены торчащие гвозди. На голове Христа – терновый венец, чётко изображённый на фоне традиционного крещатого нимба. Крестное древо дано с проработкой текстуры. Фон заполнен элементами цветочного характера. Именующие надписи на лицевой пластине креста: ХЕРУВИМ ХЕРУВИМ; ГСДЬ САВАОФЪ; ІПЦІ ІС ХС; С IOAH КРСТЛ . Изображения и надписи на нижней пластине креста: На обороте в средокрестии – изображение Купятицкой Богоматери ( мр фу ). По трём сторонам креста-святыни в кругах даны поясные фигуры святых: Григория Богослова ( с грігори ), апостола Луки ( етс лука ) и Андрея Первозванного ( андреи перво ); по сторонам у креста поясные изображения Бориса ( с боріс ) и Глеба ( с глеб ), Флора ( смч флор ) и Лавра ( смч лавер ). На верхней перекладине – Иисус Христос Эммануил ( емануил ) с предстоящими архангелами ( ар михаи ар гавриіл ); под ним – полуфигура Иоанна Богослова ( іоан бгсло ): на среднем перекрестии – мученики Никита ( смч никит ), Прокопий ( смч прокопіе ), Георгий Победоносен ( смч георгі ), Димитрий Солунский ( смч диміт ), Меркурий ( мч меркурі ), Феодор Тирон (?) ( смч феодор ). Под Купятицкой Богоматерью – Николай Чудотворец в рост ( сты ніколае ). На нижнем перекрестии – поясной Иоанн Дамаскин ( пр іоан дамас ); под ним – равноапостольные святые Владимир ( ст в ) и Ольга ( ст ол ), предстоящие Иисусу Христу в облаках ( іс хс ). На нижнем конце рукояти – фигуры преподобных Феодосия [ п феодос (?)] и Антония ( прд ан ) Печерских (?), предстоящих Богоматери Знамение ( мр фу ). Все изображения заключены в обрамления из цветочных гирлянд.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

15, 15), то есть: обоимъ Намъ отъ Отца дано учить и просвещать души ваши. Посему, какъ прежде Онъ говорилъ объ Отце: Азъ прославихъ Тя на земли (Іоан. 17, 4), и Отецъ прославляетъ Сына: и прославихъ, сказалъ Онъ, и паки прославлю (Іоан. 12, 28); такъ теперь и Духа прославляетъ Сынъ вышесказанными высокими и богоприличными словами. Посему, спустя немного, Онъ прибавляетъ: Онъ Мя прославитъ, — везде соблюдая единосущіе, одноестественность и достоинство равночестности; такъ что можно сказать: общее дело пресущественной и препрославленной Троицы — прославляться другъ отъ друга неизреченнымъ образомъ. Сынъ прославляетъ Отца, и Отецъ прославляетъ Сына, также и Духа; ибо отсюда проистекаетъ у Него обиліе дарованій; равнымъ образомъ и Духъ (прославляетъ) Отца темъ, что испытуетъ, или лучше, весть глубины Божія (1 Кор. 11, 10–11) и открываетъ ихъ, сколько доступно человеческой природе — темъ, которые сделали себя способными принимать озареніе боговеденія. Ныне прославляетъ, какъ сказано, Сынъ Духа и Духъ Сына, и у нихъ общія какъ царство и сила и держава, такъ и слава, не только воздаваемая нами, но и та, которую Они принимаютъ сами отъ себя. 28. Онъ Мя прославитъ. Это значитъ: какъ темъ, что Я воздалъ славу Утешителю, Я не объявилъ Его высшимъ Меня, такъ и темъ, что Онъ, какъ Я сказалъ, прославитъ Мя, Я не ставлю Себя по чести выше Его. Прославитъ Мя, т. е. сколько ты постигаешь величіе Его, столько и возможно тебе созерцать Мою славу чрезъ Него; ибо какъ Я, яже слышахъ отъ Отца, сказахъ вамъ: такъ и Онъ отъ Моего пріиметъ и возвеститъ вамъ; равно течетъ нашъ вечный Источникъ дарованій, равно происхожденіе отъ Отца, равно единосущіе и одноестественность; все свидетельствуетъ о равночестности; во всехъ отношеніяхъ не допускается большее и меньшее. 29. Потомъ, сказавъ: пріиметъ, Онъ возвещаетъ и то, для чего пріиметъ. Не для того, — говоритъ, — чтобы исходить, или чтобы существовать: — обрати, человекъ, вниманіе на слова Господа; — но для чего пріиметъ? Для чего? Для того, чтобы грядущая возвестить вамъ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

Кончаются ли, однако, на томъ, что сказано доселе, чудеса апостола? или — совершенно напротивъ — мы, кажется, еще и не начинали, если сравнить съ сказаннымъ остающееся. Но я, большую часть предоставивъ вашему знанію (ведъ вы знаете Петра и деянія его, если бы и никто не избралъ этого мужа предметомъ похвалы), хочу сказать несколько о кончине его и (о томъ), какъ переселился онъ отъ земли на небо, дабы окончить свою речь тамъ, где онъ — жизнь. Итакъ Спаситель нашъ, когда по воспріятіи добровольной смерти намеревался освятить (человечество), какъ некій особенный залогъ вверяетъ целую вселенскую Церковь этому мужу, трижды допросивъ его: любишь ли Меня (Іоан. 21:15–17)? И когда на эти вопросы (Петръ) съ большою готовностью предложилъ равное количество признаній, онъ получилъ міръ въ (свое) попеченіе, какъ единъ пастырь — едино стадо, услышавъ: паси агнцевъ Моихъ (Іоан. 21:15). И почти вместо Себя Господь даровалъ самаго вернаго ученика въ отца, пастыря и наставника для пришельцевъ веры  . Такъ вотъ, услышавъ этотъ голосъ, (Петръ) не сталъ проводить житіе свое въ безпечности и не возлюбилъ жизнь, чуждую опасностей: но обходя всю вселенную, открывалъ Христа слепотствующимъ, съ одной стороны руководя блуждающихъ, съ другой — поощряя пріобщившихся благочестія, ведя борьбу съ врагами, утешая близкихъ, претерпевая гоненія, перенося тяготы темницъ, многообразно подвергаясь опасностямъ за евангеліе. По прошествіи же времени, достигши царствующаго града людей  , отсюда возшелъ къ Царству (небесному). Ибо Неронъ, воспылавъ гневомъ, какъ некогда Иродъ въ Палестине, когда волхвы объявили Христа царемъ, — оставляетъ все другіе роды казней и решаетъ пригвоздить треблаженнаго къ кресту: такъ что не только въ хожденіи по морю Петръ является подражателемъ Господа, но и въ повешеніи на древе. Однако, какъ богобоязненный и мудрый, онъ и во время предсмертныхъ мукъ зная, какое отличіе Господа отъ раба, объ одной милости просилъ враговъ (своихъ), чтобы не въ одинаковомъ (со Христомъ) виде прибили его къ древу, но чтобы голову пригвоздили къ той части креста, которая обращена къ земле; ибо недостойно даже въ страданіи рабу получить равное съ Владыкою. Сказалъ и — получилъ, чего желалъ, и черезъ крестъ отошелъ къ Распятому и Воскресшему, самъ увенчавшись мученическимъ венцемъ, а намъ оставивъ поводъ къ нынешнему празднику.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

9) Такъ уразумевъ, Отцы написали, что Сынъ единосущенъ Отцу, и анафематствовали утверждающихъ, что Сынъ отъ иной постаси. Не отъ себя составили они реченія, но, какъ сказали мы, и сами научились отъ Отцевъ своихъ. А вследствіе доказаннаго такимъ образомъ, въ деле веры излишенъ Ариминскій ихъ Соборъ, излишенъ и всякій другой Соборъ, выставляемый ими на видъ. Ибо достаточенъ согласный съ древними Епископами Соборъ Никейскій, на которомъ подписались и ихъ Отцы; а сихъ Отцевъ надлежало имъ уважить, — иначе, будутъ они признаны скорее всемъ, только не христіанами. Если же и после всего этого, после свидетельства древнихъ Епископовъ, после подписи ихъ собственныхъ Отцевъ, какбы по неведенію притво–ряются боящимися реченія: единосущный; то пусть выражаются и думаютъ, простее и истинно, что Сынъ по естеству Сынъ, и пусть, какъ повелелъ Соборъ, произнесутъ анафему утверждающимъ, что Сынъ Божій есть тварь, или произведеніе, или изъ не–сущихъ, или было, когда Его не было, и что Онъ превратенъ и изменяемъ, и изъ иной постаси, и пусть такимъ образомъ избегнутъ аріанской ереси. А мы твердо уверены, что, искренно предавъ это анафеме, они вскоре исповедаютъ, что Сынъ отъ Отчей сущности и единосущенъ Отцу. Посему–то и Отцы, сказавъ, что Сынъ единосущенъ Отцу, немедленно присовокупили: «а утверждающихъ, что Онъ — тварь или произведеніе, или изъ не–сущихъ, или было, когда Его не было, вселенская Церковь предаетъ анафеме», давая темъ знать, что таково значеніе слова: единосущный. Сила слова « единосущный» познается изъ того, что Сынъ не тварь или произведеніе. И кто именуетъ Его единосущнымъ, тотъ не признаетъ Слова тварію; кто предаетъ анафеме сказанное выше, тотъ признаетъ вместе, что Сынъ единосущенъ Отцу. Кто Сына Божія именуетъ единосущнымъ, тотъ именуетъ Его Сыномъ пріискреннимъ и истиннымъ. А кто именуетъ пріискреннимъ, тотъ разумеетъ сказанное: Азъ и Отецъ едино есма (Іоан. 10, 30), и: видевый Мене виде Отца (Іоан. 14, 9). 10) Надлежало бы написать объ этомъ пространнее. Но поелику пишемъ къ вамъ, людямъ знающимъ; то изложили мы кратко. И желая, чтобы у всехъ соблюдался союзъ мира и все во вселенской Церкви одно и тоже и говорили и мудрствовали, предлагаемъ это не какъ учащіе, но какъ напоминающіе. Предлагаемъ же не мы одни пишущіе это, но и все Епископы Египта и Ливіи, въ числе почти девяноста, потому что все одно мудрствуемъ, и если случается кому не быть лично, всегда подписываемъ другъ за друга.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010