Как на особенность римско – католического прославления Божией Матери, не сдерживаемого здравыми христианскими понятиями, следует еще указать на установление римскою церковью почитания «непорочно» зачатого сердца пресвятой Девы. Этот культ теперь уже в обычае в римской церкви. Почитание Ее сердца одинаково с почитанием сердца Иисусова и неразрывно связано с этим последним, почему с изображением сердца Иисусова всегда рядом ставится изображение и сердца Богоматери (оно изображается обвитым венцом из роз и пронзенным или мечем, или крестом). Установление такого странного культа, по учреждении служения сердцу Иисусову, являлось, очевидно, необходимым следствием латинских представлений о Божией Матери, как «соискупительнице“ рода человеческого, как носительнице божественного милосердия. II. Дело спасения, совершенное Иисусом Христом, или таинство искупления § 85. Содержание учения. Понятие о тройственном служении Иисуса Христа. Великое дело (τ ρуоν – Иоан. 4:34; 17:4 ; Филип. 2:30; 1 Κοр. 15:58), для совершения которого воплотился единородный Сын Божий, есть дело спасения (σωτηρα) падшего человечества ( 1Петр. 1:5. 10 ; Еф. 1:13 ; Евр. 2:10; 5:9 ), или искупление (πολτρωσις, redemptio) людей от греха и всех следствий его ( Рим. 3:24 ; Κοр. 1:30; ср. Мф. 20:28 ; 2Петр. 2:1 ; Апок. 5:9 и др.), т. е. вообще от зла, которое вошло в творение Сына Божия. Отсюда и самое наименование Совершителя нашего спасения – Иисус (евр. Iehoschua – Иегова спасающий, сокращенно – Ieschua, т. е. Спасителъ, Ζωτρ): Той бо спасет люди Своя от грех их ( Мф. 1:21 ; Лук. 2:11 ). Начало и основание великому делу искупления нашего Им положено было в самом Его воплощении, чрез которое Он стал в положение единого ходатая (μεστης – посредник) Бога и человеков ( 1Тим. 2:5 ; ср. 1 Іоан. 2:1; Евр. 8:6 и др.). К совершению этого дела направлена была и вся земная и по преимуществу общественная Его жизнь и деятельность, завершившаяся Его смертью. Но и смертью Его дело искупления не прекратилось, а напротив, смерть послужила только к более широкому и спасительному его применению, так как за нею последовали воскресение, вознесение и седение Христово одесную Бога Отца, а вместе с этим и вечное Его о людях ходатайство с благодатным, при участии Святого Духа, вспомоществованием их спасению в основанной Им церкви, юже стяжа кровию Своею. Завершение истории искупления или совершенное осуществление искупления отдельных лиц, всего мира и всего человеческого рода относится к глубине грядущих веков ( 1Кор. 15:22–28 ), ко времени второго видимого пришествия Христова на землю и открытия вечного и бесконечного царства славы, истинного и совершенного царства Божия во вселенной. Так велико и необъятно искупительное дело Христово, совершенное, совершаемое Им при участии Духа Святого и еще имеющее завершиться в будущем. По внутренней же своей сущности, как дело безграничной любви Божией, оно превосходит человеческое разумение ( Еф. 3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Итак, «просфора, называемая также хлебом, благословением и начатком принимается, как сказано, во образ Приснодевы Богородицы, которая по благоволению Отца и хотению Сына Его и Слова и наитию Святого Духа, восприняв в себя единого от Святыя Троицы Сына Божия и Слово, родила совершенного Бога и совершенного человека. Опять как пресущественный Бог , восприяв от нея плоть во единой ипостаси явился 4 и совершенным человеком, во всем подобным нам, кроме греха; так и Господне тело, как бы из некоего чрева и от кровей и от плоти девственного тела, – из целого хлеба, т. е. благословения или просфоры, диаконом 5 , как это принято в великой церкви, изсекается посредством некоего орудия, которое называется и копием, хотя и прежде времени, приличествующего для употребления сего последнего 6 и таким образом, быв изъято из среды его (т. е. хлеба) самоипостасно освящается. Между тем диакон приготовив вместе с телом и имеющую совершиться в соответственное страданию время чрез наитие животворящего Духа кровь Господню, полагает то и другое в предложении, а иерей в это время читает приличную этому делу молитву...» 11. « С вященник, начинающий божественную литургию, представляет образ Предтечи и Крестителя Іоанна, который прежде (Христа) начал проповедь и говорил: покайтеся, приближися бо Царствие небесное ( Матф. 3, 1 )» 10 и всех приходящих к нему крестил. Когда же божественная литургия бывает начата им, то поются после первого прошения пророчества, называемыя антифонами, частию потому, что уже наперед предвозвещенно было то, что ныне открыто, а частию и потому, что и предшествовавшего Ветхого Завета Законодатель был один и тот же, родившийся на последок дней. И надобно знать, что в начале всякой, как утренней, так и вечерней службы, сначала поются псалмы ветхого завета, а потом песни новой благодати, дабы все могли знать, что законоположивший и то и другое есть один и тот же (Бог) Господь Христос. Итак, поются, как мы сказали, после первого прошения, антифоны, сначала проповедующие о том, что блого есть исповедатися Господеви, родившемуся и пришедшему для спасения рода человеческого, а потом велегласно возвещающие, что Господь воцарися, то есть ныне верховно царствует предвечный царь Господь, облекшийся в нашу смиренную плоть» 11 , которую называют крепостию, подобно тому, как бывшее на кресте, и многими считавшееся поношением, Спаситель назвал славою (Іоан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4, 15). Поэтому, хотя Онъ воистину имелъ нашу плоть, однако Ему возможно было и не делать того, что кажется для насъ унизительнымъ, а совершать то, что было досточестно и вполне приличествовало Божеству, подобно тому какъ и у сыновъ Израилевыхъ не росли волосы и одежды не делались грязными; и это все случилось съ ними, если верить преданію. А что Христосъ и одежды имелъ приготовленныя людьми, это несомненно, ибо разделиша ризы Его и объ одежде Его меташа жребія (Іоан. 19, 24; ср. Псал. 21, 19). Если же одежда была приготовлена людьми, то очевидно она была изъ шерсти и льна; а приготовленное изъ льна и шерсти было нечто бездушное и безчувственное. Но когда Онъ восхотелъ показать могущество Божества своего, то, преобразившись, явилъ лице Свое яко солнце и ризы Свои белы, яко снегъ (Матф. 17, 2). Ибо Всемогущему все возможно для того, чтобы однимъ мановеніемъ и сверхъ ожиданія даже и безчувственное и бездыханное обратить къ славе и блеску, подобно тому какъ, напримеръ, было съ жезломъ Моисея и съ обувью сыновъ Израилевыхъ. Все также признаютъ, что Апостолы были святые люди, что тела ихъ тленны, какъ и наши, но нетленны ради обитавшей въ нихъ славы Божіей. И одна тень Петра исцеляла всехъ приносимыхъ немощныхъ (Деян. 5, 15); также главотяжи и убрусцы изъ одеждъ Павла совершали чудеса (Деян. 19, 12). Гл. 18. И для чего эти люди такъ любопытствуютъ о Боге, построяя какія–то постыдныя предположенія о томъ, о чемъ никогда никакой нужды не являлось въ беседе ни у пророка, ни у евангелиста, ни у апостола, ни у другаго писателя? Но сколько въ подобномъ роде ни говорили бы они и хотя бы сверхъ того измыслили тьмы худыхъ речей, они не ниспровергнутъ отеческой веры нашей, истинно возвещающей Христа. Ибо Христосъ родился во плоти по истине отъ Маріи Приснодевы чрезъ Святаго Духа, и тотчасъ по зачатіи называется Еммануиломъ, что значитъ: съ нами Богъ (Матф. 1, 23). И уже не раждается вторично. Затемъ Отрокъ съ Іосифомъ и Маріею бежалъ въ Египетъ, поелику искали души отрочате (Матф. 2, 20), такъ какъ Онъ, будучи во плоти, могъ быть убитъ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Богородицы», изд. V, стр. 246 и 255).   18. Рождество Христово (Лук. XI:1 – 7) 1. Когда настало время пришествия в мир Спасителя, слава Вифлеема, предназначенного свыше быть местом Рождества Христова, давно миновала. Этот город находился в уделе колена Иудина (Суд. XVII:7, 9; XIX, 1; 1 Цар. XVII, 12), к югу от Иерусалима, в весьма плодоносной стране, от которой заимствовал свое имя (с еврейского дом хлеба). Здесь жил отец Давида Иессей (1 Цар. XVI:1), здесь родился венчанный псалмопевец Израиля; так что впоследствии, по воцарении его, отечественный город его стал называться Давидовым (Лук. II:4). Впрочем, несмотря на то, что имя Вифлеема было связано с воспоминанием о великом царе-псалмопевце, этот город, не отличаясь ни населенностию, ни богатством, не считался важным и значительным между другими городами. В судьбах Божиих предопределено было ему заимствовать отблеск славы неземной, чуждой мирского величия, от того Божественного Потомка Давидова, о Котором прорекали закон, пророки и сам венчанный предок Его по плоти—Давид. Пророк Исаия указывал в рождении Еммануила знамение для дома и рода Давидова (?II, 13, 14), происходившего из Вифлеема, а пророк Михей ясно прозревал грядущее величие города Давидова: и ты, Ви?яееме доме Евфра?овъ, еда мал еси, еже быти с тысящах иудиныхъ? из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в князя во Израили, исходи же его из начала от дней века (V, 2). Это пророчество было так известно народу, что он всегда считал Вифлеем местом рождения Спасителя (Матф. II:5, 6; Іоан. ?II, 42).2. Чудно и дивно устроение Промысла Божия, выразившееся во всех обстоятельствах, предшествовавших и сопутствовавших Рождеству Христову: „Как сделать, спрашивает святитель Филарет, митроп. московской, чтобы знамение, уже открывшееся в языческом почти Назарет, дано было, по предречению Исаии дому Давидову (VII, 13), чтобы Дева, Которая, по приятии во чреве от Духа Святого, и после трехмесячного пребывания в доке одной родственницы, до последнего времени чревоношения оставалась жить в Назарете, не помышляя ни о каком путешествии, ни о каком переселении,— чтобы она родила Вождя Израилева; по пророчеству Михея, в Вифлееме? – Для сей цели перст Божий (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Так характеризует злого духа – диавола слово греческого подлинника (25). ді. Писахъ вамъ, цы, к познасте исконнаго. писахъ вамъ, юношы, к крпцы ест, и слово Бжїе въ васъ пребываетъ, и побдисте лкаваго. (1, 10. Іоан. 5, 38. Еф. 6, 10 ). 14. Я написал вам, отцы; потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши; потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. 14 . Я написал вам: не Евангелие здесь разумеется (26) и не раннее какое-нибудь послание (27), а именно то, что теперь пишет Иоанн; вместо пишу употребляет прошедшее время для чистоты речи и для показания, что стихи: 12–14 – не введение в новое учение послания, а только вводное отделение, тесно связывающее стихи до 12-го с стихами: 15, 16 и дал. – Отцы... юноши: желание скорейшего совершенства верующих и любовь, всегда снисходительная, причиною того, что здесь выключаются уже дети и отроки; – и юноши называются сильными, как бы сравниваются с мужами: Иоанн – Апостол», как и другие, по учению Павла, к совершению святых, к созиданию тела Христова, доколе все придут в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы не были уже более младенцы колеблющиеся и увлекающиеся ( Еф. 4, 11–13 ). «Имена от возраста Апостол теперь повторяет от расположения, не прерывая вместе с тем своего наставления» (Феоф.). еі. Не любите міра, ни, же въ мір. аще кто любитъ міръ, нсть любв чи въ немъ: (М. 6, 24. Іак. 4, 4. 2Петр. 1, 4 . 2Тим. 4, 10 ). 15. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир; в том нет любви Отчей. 15 . Не любите и пр.: сказав (в стихах до 12-го), что должно любить, Иоанн говорит теперь о том, что недостойно любви нашей и противно Божией любви в нас (5 ст.). Это – мир и все, что в мире. «Чтобы ты не разумел под миром совокупность неба и земли. Апостол объясняет, что такое мир и находящееся в мире. И, во-первых, под миром разумеет порочных людей, которые не имеют в себе любви Отчей» (Феоф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

– Нельзя отвергать приложения к 7 ст. первых трех указанных объяснений и нет, вместе с тем, возможности не признать этого последнего толкования; безопасное всего, для охранения точного и полного смысла текста, признавать их все вместе взаимно дополняющими одно другое. – Сущность всего заповеданного Христом – завещанного слова Христа – любовь, заповедь из древности известная миру и слышанная вами при обращении вашем как новая по совершенству чем начинается 8 ст.), соблюдая (примеч. к 4 ст.) которую. мы поступаем как Он (ст. 6), если т. е. любим друг друга, по слову Его, – как Он возлюбил нас ( Иоан. 13, 34 ). и. Паки заповдь нов пиш вамъ, еже есть поистинн въ немъ и въ васъ: к тма мимоходитъ, и свтъ истинный сей уж сїетъ. (Іоан. 1, 9, 13, 34, Рим. 13, 12 ). 8. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. 8 . Но притом и новую заповедь пишу вам: см. примеч. к 7 ст. – Что есть истинно и в Нем и в вас: Любовь Иисуса Христа составляет Его совершенство и вы достигаете требуемого совершенства для общения с Ним и новой жизни только любовию по образу (τ τρπω) Его любви. Слова: истина, истинный, истинно нередко в Нов. Зав. употребляются в означении совершенства: см. напр. Иоан. 1, 9. 4, 21. 8, 31. 17, 17 . Мф. 22, 16 . Мар. 12, 14 . Лук. 20, 21 . – Потому что и пр.: пишу вам, желая скорейшего совершенства вашего и побуждая к совершенству потому, что Свет бывший в мире ( Иоан. 1, 9. 10 ) и осветивший мир, хотя мир Его и не познал, вот уже готов опять явиться и, тьма мира сего проходит уже от приближающегося света (ср. 17 и 18 ст.) Пишу вам, чтобы свет этот, явившись, не ослепил бы нам глаза (11 ст,); необходимо быть чадами света ( Еф. 5, 8 ), чтобы явиться пред ним не смущаясь, не падая, не ослепляясь, а с радостью и – без стыда (28 ст.), твердо устоять на суде Его ( Псал. 1, 5. 6 ), чтобы еще более просветиться и слиться наконец, с этим светом в новой вечной жизни (22). . Глаголй себ во свт быти, а брата своего ненавидй, во тм есть досел. (1, 6. и д. 3, 15. 1, 20, 2Петр. 1, 9 ). і. Любй брата своего, во свт пребываетъ, и соблазна въ немъ нсть. (Іоан. 11, 9. 1Кор. 13, 2 ). аі. А ненавидй брата своего, во тм есть, и во тм ходитъ, и не весть, кам идетъ, к тма слп чи ем. (3, 14. и д. Іоан. 12, 33. Притч. Сол. 4, 19. М. 6, 22). 9. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего; тот еще во тьме. 10. Кто любит брата своего; тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. 11. А кто ненавидит брата своего; тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

гі. Сї писахъ вамъ врющымъ во им Сна Бжї, да всте, к животъ вчный имате, и да врете во им Сна Бжї. (Іоан. 3, 15. и д. 20, 31). і. И сї есть дерзновенїе, еже имамы къ нем, к аще чег просимъ по воли ег, послшаетъ насъ. ( 3, 21. и д. Іоан. 14, 13. 16, 26). єі. И аще вмы, к послшаетъ насъ, еже аще просимъ, вмы, к имамы прошенї, ихже просихомъ нег. (Іоан. 9, 31. 11, 42). 13. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. 14. И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. 15. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили; знаем и то, что получаем просимое от Него. 13–15. Это внутреннее свидетельство об И. Христе, как Сыне Божием даровавшем жизнь вечную, не может иметь убедительной силы для тех, кто Бога Самого представляет лживым (10 ст.), и я нишу о Нем собственно для вас, верующих во имя Сына Божия. (О выражении веровать во имя Сына Божия см. в примеч. к 3, 23.). Свидетельство это в вас самих, в вашем собственном духе; но я пишу вам о Нем для того, чтобы вы, обращая внимание на Него, утвердились в звании своей веры, как силы, не только побеждающей мир (4 ст.), но и доставляющей вам обладание блаженною вечностью. (Подоб. см. 2, 21). Таково дерзновение нашей веры! Мы знаем уже (3, 21–24.), что находясь в общении с Сыном Божиим, мы получаем от Него (31) все, чего только ни попросим согласного с благою волею Его о нас – ( Иоан. 14, 13. 16. 24 ). Если так, то не может быть никакого сомнения, что существенное требование духа нашего – требование нескончаемого блаженства, возбуждающее нас к молитве о Нем, уже удовлетворено, потому что Сын Божий для того и пришел к нам, чтобы даровать это блаженство и Сам Он есть Жизнь Вечная. На такую мысль Апостола указывает слово 15-го ст. – имеем (χομεν, см. слав. текст, что в русск. перев. – получаем). – «Апостол говорит как бы так: если мы просим у Бога сообразного с волею Его, то Он слушает нас; если же выслушивает нас в просьбах наших, то мы знаем, что приносим просьбы, согласные с Его волею и просимое нами имеем сами у себя. Такие предметы суть: Царство Божие и правда Его, которых просить Он и Сам заповедал нам в Евангелии ( Мф. 6, 33 )» (Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

3 . Да будет с вами и проч.: – приветствие (22) благодать – дарование (не по заслугам – даром) «сил потребных для жизни, благочестия и спасения» (23), милость – милосердие – снисходительная любовь(24), мир – тот самый мир, о котором говорит Спаситель: мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам ( Иоан. 14, 27 ); «какой вам будет вред от смятений мира, когда вы будете иметь мир со Мною? Этот мир не такой, какой бывает обыкновенно. Внешний мир часто бывает и вреден, и бесплоден, и бесполезен для тех, которые имеют его; а Я даю такой мир, по которому вы будете жить в мире между собою, а это сделает вас особенно сильными (Злат. на Иоан. 14, 27 ). – От Бога Отца: Отца Иисуса Христа и всех верующих (Meyer. Ср. 4 ст.). В приветствиях ап. Павла: от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (25), – Сына Отчего: «к словам от Бога Отца, и от Господа Иисуса Христа, прибавил еще Сына Отча; ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына. Посему и Павел говорит: от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле ( Еф. 3, 15 )» (Феофилакт). – В истине и любви: особенность приветствия Апостола Любви, указывающая в чем открывается в верующих благодать, милость и мир от Господа (Düsterdieck). Вместе с этим, слова в истине и любви имеют ближайшее отношение к содержанию настоящего послания и даже прямо указывают на него (26). д. Возрадовахс к бртохъ чадъ твоихъ ходщихъ во истин, коже заповдь прїхомъ ца. (3 Іоан. 3. 1. Іоан. 1, 6 и дал.). 4. Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. 4 . Я весьма обрадовался: подобным образом Ап. Павел изъявлением радости о состоянии общества и благодарности Богу начинает послания свои: (27). – Обрадовался (χρην) – аорист, соответствующий прошедшему сов. нашел, (υρηκα) – означает время, когда он нашел (Lange). Отсюда можно заключать, что в то время, когда Иоанн Богослов писал госпоже, детей её не было при нем и апостол виделся с ними не непосредственно пред написанием послания, – или в Эфесе, где у них были родные (13 ст.), или в бывшее пред тем апостольское путешествие свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

аі. Глаголй бо ем радоватис, собщаетс длмъ ег злымъ. ( 1Тим. 5, 22 ). 11. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. 11 . Ибо приветствующий так его и проч.: (прим. к 10 ст.): поступающий так неблагоразумно и неосторожно (10 ст.) естественно обольщается лжеучителем и «приобщается даже к делам его злым» (54), неразлучным с учением, как нераздельны между собою любовь и вера (ср. Примеч. к 1 Иоан., 4, 14–16). И в настоящем стихе «приветствий» нельзя отделят от «принимания в дом» (10 ст.), о чем для краткости не повторяет теперь Апостол (Meyer, Lange и др.). Очевидно, обращение к лжеучителю со словами «здравствуй» или «здравствуйте» не делает нас отступниками от веры и говорить «здравствуй» не значит участвовать в мысли и делах того, кому говорим мы это. ві. Мнга имхъ писати вамъ, и не восхотхъ хартїею и черниломъ: но надюс прїит къ вамъ, и усты ко устмъ глаголати, да радость ваша бдетъ исполнена: (3 Іоан. 13, 14. 1 Іоан. 1, 4. Іерем. 32, 4.). 12. Многое имею вам писать, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. 12 . Многое имею вам писать и проч.: полно сердце Апостола Любви; многое хотелось бы писать искренне преданному дому, но всех высоких мыслей, чувств и желаний не выразишь так на бумаге чернилами, как желательно было бы и как можно передать только живою речью – устами к устам. Надежда Апостола видеться с «избранной госпожой» и детьми её, вероятно, в предположенное апостольское путешествие по церквам Малой Азии (см. предисл. к 2 и 3 посл. §§ 2 и 3), заставляет его в настоящем письме ограничиться только указанием существенно важного и при том в общих только чертах: все же остальное, чем переполнена душа Иоанна – друга Христова, готово скоро излиться из самых уст его, при личном свидании. – На бумаге (σι χρτου): на «харте:» хартою (χρτης) в то время назывался лист для письма, приготовленный из болотного Египетского растения – папируса или панира (ππυρος); на толстых папирусовых листах писались книги, на тонких, или на папирусе так называемом Августовском или Клавдиевском, письма. Пергамент (изобретение города Пергама), или листы, выделанные из кожи животных (μεμβρναι – 2Тим. 4, 13 .) для обыкновенного письма по дороговизне своей не употреблялся (55). Листы папируса довольно были хрупки, что между прочим составляло одну из причин недолгого существования автографов Апостольских, (ibid.), особенно при их частой пересылке от одной церкви к другой (56). – Чернилами (57): чернила делались из печной сажи или угля, воды и гумми или камеди – растительного клея (58). Писали тростью ( κλαμος – 3Иоан. 13 .) или заостренною палочкою из тростника.–Говорить устами к устам (59), чтобы радость ваша была полна: см. примеч. к 1Иоан. 1, 4 . Я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть, утешиться с вами верою общею, вашею и моею ( Римл. 1. 11. 12 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Не называя себя но имени. Св. Иоанн Богослов не надписывает настоящее послание и собственным именем лица, к кому адресовано оно; – те, кому поручена была передача письма, знали от кого и кому письмо. – И детям её – (κα τος τκνοις) – и сыновьям и дочерям (если были они) благочестивой вдовы (16). – Которых – (ος), т. е. и госпожу и детей её (17) я люблю по истине (ν ληϑεα): не простая только нелицемерная любовь делом и истиною (ληϑεα – 1Иоан. 3, 18 ) разумеется здесь, но любовь совершенная, христианская, любовь в Евангельской истине (18), – любовь истиною Духа истины, «пребывающего в нас» – 2 ст. См. примеч. к 1. Иоан. 3, 19 (19). – И не только я, но и все познавшие истину: и ничего нет особенного в том, что я питаю такую любовь к столь благочестивому дому, жизнь госпожи и детей её – жизнь по истине Евангельской и дела их – дела истины, и – никто из познавших истину Христову (ср. 1Иоан. 3. 6 ) не может не любить преданных Христу. (См. 2 ст.). в. За истин пребывающю въ насъ, и съ нами бдетъ во вки: (Іоан. 14, 16. 17. Мтф. 28, 20). 2. Ради истины, которая пребывает в нас, и будет с нами в век. 2 . Ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами в век (20) – Сжатое предложение, которым объясняется: за что избранная госпожа пользуется «любовию в истине» Апостола и всех познавших истину, что такое любовь в истине и кто познавшие истину? – Такое общее отношение к предыдущему настоящего стиха показывают выражения в нас и с нами, в которых Иоанн Богослов, очевидно, разумеет и себя и госпожу с детьми и всех познавших истину (ср. Lange). – Все объясняется «пребыванием истины в век,» – силою этой истины совершенствуется жизнь и привлекается любовь Евангельская, силою её возбуждается такая любовь (любовь в истине) в любящих, и только те могут считаться познавшими истину, в которых сама истина пребывает и при том пребывает в век. С нами в век (μεϑ» μν ες τν ινα) – указывает дарованную истину (внешнюю, обективную) – Божественную, в нас (ν μν) – усвоение этой истины и проявление её в жизни и деятельности. Это та самая Истина, которую св. Иоанн Богослов в первом послании своем называет Помазанием от Святого (см. примеч. к 1Иоан. 2, 20. 27 ); – это Дух истины, о Котором говорил Спаситель ученикам Своим: и Я умолю Отца, и даст вам Утешителя, да пребудет с вами в век, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас пребудет ( Иоан. 14, 16. 17 . ср. Мтф. 22, 20). Несомненно, что словами и будет с вами в век выражается не желание только вечного пребывания истины с душами и в душах верующих (21), а полнейшая уверенность в таком пребывании Духа, по слову Спасителя. г. Да бдетъ съ вами блгодать, млть, миръ, Бга ца, и Гда Іиса Хрта Сна ча, во истине и любв. ( Ефес. 4, 154 . 1Тим. 1, 2, 3 Тим. 1, 2. Тит. 1. 4 ). 3. Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010